карачаевцы и турки что общего
Великий Туран рвётся в Якутию: Что проповедники «тюркского мира» забыли в русской Сибири
Политолог Дмитрий Родионов — о том, почему Турция записала российский регион в непризнанные государства и как идеология Великого Турана через культурные центры «заползает» в нашу страну и СНГ.
Фото © ТАСС / Евгений Софронеев
Международная тюркская академия в энциклопедическом описании Якутии в своём телеграм-канале назвала крупнейший по площади регион России одним из «непризнанных мировым сообществом государственных образований». Что имеется в виду, остаётся только гадать. «Государственное образование» — это вроде как не государство, да Якутия никогда и не претендовала на то, чтобы быть государством, пусть и непризнанным. А если речь не идёт о государстве, то каким образом мировое сообщество должно его признавать?
Внимание на малозаметное в общем потоке информации сообщение обратил российский тюрколог Владимир Аватков. Возможно, на всё это и не стоило бы обращать внимание, мало ли кто что написал. Да и что такое эта Международная тюркская академия? Авторитетный орган? Он на что-то влияет?
Приглядимся к этой структуре повнимательнее. Вот что о ней известно из открытых источников.
Международная тюркская академия — расположенный в столице Казахстана научный центр, созданный по инициативе Тюркского совета для исследования тюркского мира. Основной целью является координирование и содействие научным исследованиям об истории, изучение тюркского языка и литературы, культуры, а также исследования на основе открытия уникальных источников и выявления роли и места тюркских государств в мировом пространстве. Кроме того, среди задач указаны развитие научной и образовательной деятельности научных ассоциаций тюркских народов и создание условий для поддержки и объединения инициатив государственных деятелей тюркоязычных государств.
Академия имеет связи с около 40 научно-исследовательскими институтами и тюркологическими центрами по всему миру, она осуществила множество международных образовательных проектов, выпустила много книг, издаёт несколько журналов. Кроме того, академия проводит международные конференции, форумы, семинары.
Казалось бы, такое культурно-просветительское приложение к Тюркскому совету. По сути, координация под началом одной страны — Турции, по инициативе которой и был создан Совет всего через год после распада СССР, когда Анкара решила перевести на свою орбиту новые независимые государства Средней Азии и Закавказья, которые наряду с ней и вошли в новообразованный орган. Надеюсь, не нужно объяснять, что именно турки всегда играли в нём главенствующую роль и определяли повестку дня?
Задача перевода бывших советских республик в сферу своего влияния решалась и решается с переменным успехом. Больше всего у Анкары это получилось в Азербайджане, который попал в значительную военно-политическую зависимость от «старшего брата» и где был провозглашён принцип «одна нация — два государства». В Средней Азии всё несколько сложнее: местные элиты не горят желанием становиться турецкими вассалами, однако Анкара активно лезет туда экономически, и с выходом её к Каспийскому морю, что стало возможным благодаря победе Баку во второй Карабахской войне, эта экспансия, очевидно, только усилится.
Но ведь, помимо того, «тюркский мир» — это ещё и значительная часть территорий, оставшаяся в составе России. Помимо Крыма (который турки российским не признают) это Кавказ (ногайцы, кумыки, карачаевцы и балкарцы), Поволжье (татары, башкиры, чуваши), Сибирь (долганы, алтайцы, хакасы, тувинцы). Ну и, разумеется, Якутия. Она из всего «тюркского мира», наверное, самый лакомый кусок — это самый большой субъект РФ, по площади больше любой европейской страны и самой Турции. Но это ещё алмазы, уран, уголь, газ, нефть.
Несомненно, влиять на Якутию захотели бы многие. Но Якутия — это регион России, и все глобальные связи с ней только через Москву. Правда, у Турции тут есть лазейка: якуты — тюрки, а значит, если говорить не о политике и экономике, а о сугубо культурных связях, то Анкара может совершенно спокойно залезть туда в обход Москвы.
Другой вопрос, что Якутия очень далеко, в отличие от большинства тюркоязычных регионов, у неё с Турцией даже религия разная. Но разве это преграда для Великого Турана, который обретает всё более зримые черты?
На самом деле проповедники идей пантюркизма появлялись в Якутии ещё в начале 90-х, когда Анкара начала первые робкие шаги по продвижению своих интересов на постсоветском пространстве. И предсказуемо не нашли там понимания. Но это не значит, что в Турции навсегда забыли о Якутии. Просто тогда было не до этого, да и сил для полноценной экспансии просто не хватало.
Реджеп Эрдоган вдохнул в идеи пантюркизма новую жизнь. Именно при нём тот же Тюркский совет начал развиваться из декоративного этнографического кружка в полноценный политический проект. Можно теперь и о Якутии вспомнить. Не сразу, конечно, не навязывая сомнительные идеи о тюркском единстве, которые якуты и сегодня не воспримут, как и 20 лет назад. Зачем? Начинать нужно с простейших вещей — приучения к мысли об общей истории, похожей культуре и т.д. И вот тут и оказываются нужны всякие «академии» со своими семинарами, конференциями, этнографическими музеями, выступлениями артистов, учебниками…
На сайте академии в новостях уже есть информация о том, что в Стамбуле на научном совете Международной тюркской академии были приняты важные решения по учебникам «Общая тюркская история», «География тюркского мира» и «Общая тюркская литература».
Догадываетесь, что написано в этих учебниках? Ведь самый эффективный способ привить свою картину мира — сделать это через образование и академические структуры, сегодня именно через образовательные программы те же западные НКО воспитывают лояльные себе элиты. Почему бы этого не делать Турции?
Можно не сомневаться, что эти учебники попадут и в российские регионы, в первую очередь в Татарстан и Башкирию, но, возможно, и в Якутию. Да, повторюсь, Якутия далека от Турции не только в географическом смысле. Но как раз остальные смыслы можно обойти. Позапрошлым летом сын президента Турции Билал Эрдоган посетил Якутию, помолился в соборной мечети Якутска и заявил: «Турки и Саха — братья по крови, поэтому должны развивать отношения между республиками, не только туризм, но и другие отрасли». В прошлом — приезжал посол Турции с женой.
Это можно считать первой разведкой. Дальше начнётся установление связей на всех уровнях от культуры до бизнеса. Для начала можно хотя бы ресторан турецкой кухни в Якутске открыть (я был в Якутии, могу подтвердить, что местным даже кухня «братьев-тюрков» незнакома от слова «совсем»). Ну, а потом, чтобы долго не запрягать, те же учебники привезти. Впрочем, «академики», употребив вызывающее описание Якутии, уже «спалились», фактически обозначив свои намерения. Ну, а чего стесняться?
Уже 12 ноября в Стамбуле состоится саммит Тюркского совета, на котором может произойти переименование организации в Союз тюркских государств, и это не просто ребрендинг. Это претензия на создание подобия Европейского союза. Правда, в отличие от ЕС СТГ не будет пока иметь формы государственного образования, но это пока. В любом случае, если подобие такого государственного образования возникнет, оно будет признанным.
Очевидно, в мечтах радетелей Великого Турана параллельно будут существовать и «непризнанные тюркские государственные образования». Сам Эрдоган ранее заявлял, что «его мечта — появление шести государств и одной нации». Но кто сказал, что цифра «шесть» — конечная?
Сегодня с помощью пантюркистского диалога Анкара воздействует на тюркские народы через науку, образование, культуру и религию, формирует свои лоббистские структуры по всему постсоветскому пространству, в том числе в российских регионах — в первую очередь в Поволжье, но это только пока. По сути, Турция занимается размытием границ национальной идентичности. А там недалеко уже до обхода границ государственных… Весь вопрос в том, как далеко Анкаре позволят зайти. В Азербайджане это практически полностью получилось…
Формирование карачаево-балкарской диаспоры в Турции
Османскую империю сотрясали антитурецкие выступления греков, турков, армян. В 1880-1882 гг. произошло восстание курдов под руководством шейха Обейдулы. В 1904 г. началось восстание в Йемене. В такой общественно-политической ситуации состоялись переселения части карачаевцев и балкарцев, инспирированные эмиссарами султана. Очевидно, Абдул-Хамид надеялся преумножить число своих преданных сторонников, которых имел в лице переселившихся в первой половине XIX века адыгских и других народов Северного Кавказа. Но судьба карачаевцев и балкарцев сложилась иначе.
В Стамбуле в конце XIX в. получали религиозное образование десятки карачаевцев и балкарцев, в основном из среднего сословия. Тяга к образованию в Карачае была столь велика, что вакансий в русских учебных заведениях для карачаевцев и балкарцев не хватало, их заполняли дети князей. Поэтому попасть на учёбу в Стамбул было проще и доступнее, так как сословных различий шариат (мусульманское право) не признавал. Возвращаясь на родину, молодые эфенди получали наставления от самого султана.
Об этом свидетельствует история Кипкеланы Рамазана-эфенди из рода (атаула) Кургакланы. Сирота из сословия узденей (род. в 1875 г.), он учился в Стамбуле четыре года. Его потомки в с. Башхюйюк (Турция) рассказывают, что перед отъездом на родину Рамазана-эфенди пригласил во дворец султан Абдул-Хамид и спросил: «Мухаджирлени къандырылымыса?» (Мухаджиров сможешь уговорить?). Получив утвердительный ответ, султан отправил его на Кавказ, как и некоторых других, в качестве своего эмиссара.
Рамазан-эфенди вернулся в Теберду с твёрдым намерением агитировать народ за переселение в Турцию, обещая от имени султана каждой семье землю в частную собственность, дом, деньги на обзаведение скотом и имуществом. Миссия эфенди удалась: через два года султан лично встречал два корабля с переселенцами из Теберды.
Предводители мухаджиров из других селений также были религиозными людьми, бывавшими в Османской империи на паломничестве или на учёбе. Переселенцев из селений Большого Карачая возглавил Сылпагарланы Герий-эфенди (род. в 1850 г.). Он имел высшее теологическое образование, знал арабский, персидский, кабардинский, аварский и русский языки. Вместе с известным учёным-теологом кадием Хачирланы Джагафаром преподавал «Закон Божий» (ислам) в первой русской школе в Учкулане, что способствовало привлечению сюда детей карачаевцев. Герий-эфенди написал в эти годы первые книги на арабском языке по истории религии. Но возможности опубликовать результат двадцатилетнего труда, 10 томов по истории и философии ислама, в России не было. Это явилось главной причиной, побудившей его переселиться в Турцию. Так как Герий-эфенди пользовался огромным авторитетом, то вместе с ним отправилось 70 семейств. В 1905 году они отплыли на корабле из Новороссийска в Стамбул. Поселив своих земляков и семью в с.Сулеймание, в 80 км от г.Эскишехира, Герий-эфенди поехал по приглашению своего друга, дагестанского учителя, в с.Гюней-кёу, ближе к Стамбулу, где он мечтал опубликовать свои книги. Обосновавшись, Герий-эфенди вернулся за своей семьёй, но, заразившись тифом, умер. Судьба его рукописей не известна. Не только религиозные деятели были предводителями мухаджиров. Среди них были даже некоторые старшины, пользовавшиеся известными привилегиями российского правительства, например: старшина с.Джегутинского Крымшамхалланы Тууган, старшина с.Сынты Джаубаланы Зекерья, старшина с.Теберда Батчаланы Юнус. Все они были землевладельцами, и их отъезд свидетельствует о том, что главной причиной переселения были не религиозные мотивы, а мероприятия правительства, подрывающие основы внутреннего устройства общественно-экономической жизни горцев, главным образом экспроприация частных владений и отрицание в этот период существования в Карачае и Балкарии прав на частную земельную собственность.
Так как острая нехватка земли в Карачае и Балкарии делала практически неразрешимыми аграрные реформы российского правительства, горцы надеялись решить свою извечную проблему малоземелья в Османской империи.
Мухаджиры 1905-1906 годов прибыли из Новороссийска в Стамбул, затем на поездах отправились в Сирию, но, в конце концов, остановились в центральной части Анатолийского плато и расселились в вилайетах Анкара, Эскишехир, Афьон, Конья.
Первые годы для мухаджиров были самыми тяжёлыми. Непривычный климат, эпидемии, новые условия жизни привели к тому, что многие из них возвращались назад. Число умерших в первые годы превышало число родившихся. Наш информатор, издатель журнала «Бирлешик Кафказья» и публицист Илмаз Невруз, рассказывая об истории карачаево-балкарской диаспоры, сказал: «Наши отцы и деды, прибывшие с Кавказа, исчерпали всё своё терпение и надежду на возможность там жить. Но что они здесь нашли? Что увидели? Все горести переселения, различные инфекции, эпидемии, истреблявшие их. Половина переселенцев от них умерло. На наших кладбищах могил больше, чем живущих в селениях».
В 1905-1910 годах карачаевцы и балкарцы в Турции жили в 17 селениях: Чифтлик-кёу, Яллыпынар, Эртугрул, Сулеймание, Белпинар, Язылыкая, Килиса, Доглат, Гёкчайла, Чырдак, Яхилюрт, Башхюйюк, Эрейли, Эйрисоют, Эмирлер, Арпаджи, Чилехане. Дома для них были специально построены по приказу Абдул-Хамида. Выделены в частную собственность земельные наделы не менее 10 десятин, безвозмездные ссуды для покупки скота.
Мухаджир Теуналаны (Сабанчи) Ахия. г.Конья, 1930г.
Так, в конце XIX века в Токатском вилайете князь Карамурзин и представители некоторых высокородных фамилий ушли из с.Чилехане и основали село Арпаджи-карачай.
В 1910 году князь Адамей Карабашев увёл большинство ёзденских фамилий из Коньи в Афьон. Они поселились в с.Якапынар.
В 1914 году Турция была вовлечена в мировую империалистическую войну на стороне Германии, у которой была в финансовой кабале. По плану германского командования Турция начала наступление на Кавказе. Однако русские войска разгромили турок в районе Сарыкамыша. Мухаджиров на кавказский фронт не призывали, но призрачная надежда увидеть родину увлекла, вероятно, немало добровольцев из числа горцев в военный поход на Кавказ. Среди них был и один карачаевец из с.Башхюйюк Ахия Сабанчи (Теуналаны). О нём рассказала нам его жена, 80-летняя Зурият Сабанчи. Надо сказать, что отец Ахии Теунаев Зекерья был одним из немногих мухаджиров из горного аула Верхняя Мара, из которого не было такого массового переселения, как из других мест Карачая. Он отправился в Стамбул с женой и её родственниками из Теберды, надеясь выучиться на эфенди и вернуться назад. Но по приезде Зекерья с женой заразились холерой и умерли. Их маленький сын остался у родственников матери и вырос с мечтой уехать на родину отца в Мару.
Ахия получил религиозное образование, совершил хадж в Мекку, но упорно добивался разрешения покинуть Турцию. Легальной возможности эмигрировать у Ахии Сабанчи в этот период не было. Поэтому, вступив в турецкую армию, он отправился в Дагестан, или, как называют карачаевцы территорию лакцев, Кази-Кумух. Попав в Сарыкамыш, он сразу же сбежал в горы, зная, что его родина где-то в горных ущельях. Около сорока дней блуждал Ахия по Дагестану, то верхом, то пешком, тщетно пытаясь найти дорогу в Карачай. Ему это не удалось и он, присоединившись к отступавшим туркам, вернулся в Стамбул. Потеряв надежду когда-нибудь уехать на родину, в сорок лет Ахия, наконец, женился. До конца жизни он тосковал и искал утешение в религии.
В 1915 году в состоялось сражение турков с греками на берегу Эгейского моря за г.Чанаккале, в котором участвовали отряды из горцев, среди которых были карачаевцы и балкарцы. Многие из них погибли или вернулись ранеными. Например, в карачаевском селении Якапынар на войну «ушло 80 человек, а вернулось всего 8». Младотурецкие лидеры довели страну до крайнего упадка. В 1915-1916 годах жестоким репрессиям подверглись угнетённые народы: арабы, армяне, айсоры и другие национальные меньшинства.
Война сделала неизбежным распад Османской империи, история которой продолжалась более 600 лет. На разделённых территориях империи началось национально-освободительное движение. В 1919 году из среды офицерства вышел руководитель турецких революционеров Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), в его организацию вошли, наряду с представителями национальной буржуазии и прогрессивной интеллигенции, крупные помещики и религиозные деятели.
До середины 30-х годов сохранялась и укреплялась дружба между нашими странами. Потепление отношений России и Турции с энтузиазмом было встречено на Северном Кавказе. Множество семей получили весточки от своих соотечественников, переселившихся в Турцию. У мухаджиров впервые появилась возможность переписываться с родственниками на Кавказе.
Важнейшим результатом турецкой революции явилось не только избавление от господства иностранного капитала и самодержавия, но и завершение формирования турецкой нации. Одной из важнейших реформ Ататюрка явилось очищение турецкого языка от иноязычных, в первую очередь арабских и персидских, заимствований и создание новой тюркской лексики и терминологии. Деятельность реформаторов была направлена на «максимальное использование внутренних ресурсов турецкого языка и родственных тюркских языков». Карачаево-балкарский язык, сохранивший древние основы тюркской лексики, рассматривался как один из самых верных источников для обогащения современного турецкого языка.
Старшее поколение карачаевцев в Турции помнит небывалый наплыв в их сёла учёных и учителей, которые спрашивали различные термины и наименования. При этом, как рассказывают карачаевские старики в диаспоре, они ссылались на слова самого Ататюрка: «Найдите народ карачай, они говорят на самом древнем и чистом тюркском языке». Об этом говорили и потомки сирийских мухаджиров в интервью газете «Ленинни байрагъы»: «Когда Кямал Ататюрк начал кампанию по очищению турецкого языка от заимствований, он пригласил к себе языковедов и сказал, чтобы они пожили в карачаевских селениях и взяли от них самые красивые слова».
Формирование турецкой нации завершилось формально с признания всех граждан Турции турками и введением в 1934 году закона о фамилиях (сой ат). Коренное население Османской империи не имело фамилий, поэтому был даже предложен перечень турецких имён, имеющих сугубо тюркское озвучение и смысл. Мухаджиры по новому закону стали брать в основном фамилии по имени отца или деда.
Мухаджир Теке улу (Юзеир) Хызыр. Анкара, 1960г.
Для карачаевцев и балкарцев их древние фамилии имели особенное значение. В них были заключены происхождение, история и сословие рода. С потерей фамилии терялось единственное указание на национальность. В настоящее время в Турции только старшее поколение карачаевцев и балкарцев, особенно среди городского населения, помнят свои истинные фамилии и генеалогию. Показателен в этом отношении рассказ нашего информатора из г.Эскишехир Илмаза Невруза.
До 50-х годов карачаевцы и балкарцы в Турции занимались преимущественно традиционным скотоводством. Вместе с тем у них появилась возможность реализовать свою вековую мечту: обрабатывать землю, сеять хлеб. У каждого мужчины было в частной собственности не менее 10 десятин плодородных сабанов (пашен). «Кто имел быков и мог обработать больше земли, брали ещё больше»,- говорили нам старики в с.Башхюйюк.
(«Карачаево-Балкарская диаспора в Турции», З.Б.Кипкеева. Ставрополь, 2000г.)
Половцы (кипчаки) Гипотеза о происхождениия карачаевцев
Гипотеза о происхождении балкарцев и карачаевцев от остатков войск Тимура. Некоторые исследователи считают правдоподобным предание, что балкарцы и карачаевцы являются потомками остатков войск Тимура (Тамерлана).
Верно, Тимур побывал на Северном Кавказе и проводил здесь свои военные операции. В 1395 г. он разрушил и опустошил знаменитую Тану (Азов) на берегу Меотского озера; в 1397 г. на Тереке разбил наголову могучего хана Золотой Орды Тохтамыша, уничтожил его могущество и покорил много населенных пунктов.. По мнению Сталя, карачаевцы — ногайского происхождения, малкарцы (т. е. балкарцы) — монголо-татарского происхождения…
Жан Шарден (1643-1713 гг.)
Со слов карачаевского историка Лайпанова:
«В формировании карачаево-балкарского народа, кроме внутреннего развития, большую роль сыграл приток представителей разных племен. Из всех примешанных к основному элементу карачаевцев и балкарцев тюркский составил большинство. (С. 20)
Приток представителей разных народов в карачаево-балкарскую среду продолжался в течение длительного времени. Малочисленный карачаево-балкарский народ, окруженный сильными враждебными племенами, вынужден был принимать пришлый элемент. (С. 20)
Наличие инонационального элемента в Карачае и Балкарии легко обнаруживается при анализе отдельных карачаево-балкарских фамилий. Так, например, фамилии Айсандыров и Семенов – русского происхождения. Беглые русские солдаты – Александр и Семен – положили основу этих фамилий. Точно так же Айбазовы – армяне, Тамбиевы и Боташевы – кабардинцы, Отаровы, Суюнчевы, Эбзеевы – сваны, Хубиевы – черкесы и т.д. (С. 20)
Существует точка зрения о том, почему карачаевцы называются аланами. Вплоть до XIII в. территория верховьев Кубани и Зеленчуков была заселена аланами – осами и поэтому называлась «Алания». В XIII в. аланы были вытеснены отсюда монголами на восток, но название Алания за территорией верховьев Кубани и Зеленчуков осталась. Поселившиеся здесь карачаевцы унаследовали это название и сами стали именоваться аланами.
… карачаевцы и балкарцы по своему происхождению являются одним народом. Основой карачаево-балкарской этнической группы являются кипчаки (половцы) и хазары. (С. 24)
… В эту основную хазаро-кипчакско-болгарскую группу в течение веков вливались различные мелкие этнические элементы – осетины, кабардинцы, сваны, абазины и т.д. Так образовался современный карачаево-балкарский народ, впитавший в себя много иноязычного элемента.
… По нашим данным карачаевцы заселили долину Баксана не раньше второй половины XV и начала XVI вв., а балкарцы пришли сюда лишь вслед за карачаевцами. В пользу этого мнения говорят такие факты:
2. Ко времени прихода карачаевцев и балкарцев на Баксан, в его низовьях существовали кабардинские аулы, и земли по Баксану считались княжескими. Например, кабардинский князь Кази, узнав о заселении карачаевцами Баксана, потребовал от них освобождения Баксана или уплаты дани за самовольное поселение и нарушение границы. Лишь в результате переговоров кабардинский князь оставил карачаевцев в Баксане, наложив на них дань.
Таким образом, кабардинцы заселили современную территорию примерно в XIV – середине XV вв. А когда карачаевцы и балкарцы пришли на Баксан, кабардинцы считались давними жителями. Следовательно, карачаевцы и балкарцы заселили бассейн р. Баксана не раньше второй половины XV в. и начала XVI в.
3. У нас имеются письменные источники, которые указывают, что в начале XVII в. карачаевцы еще продолжали жить в долине Баксана, а балкарских поселений здесь не было.
… Согласно преданиям, переселение карачаевцев на Баксан произошло следующим образом. (С. 25 – 26)
Карачаевцы, не выдержав натиска сильных черкесских племен, ушли из долины р. Джегуты и поселились в ущелье Баксана. Как сообщают материалы фольклора, предводителем Карачая являлся Карча, а родоначальниками – Будян, Трам, Адурхай, Науруз.
Земли по Баксану ко времени появления здесь карачаевцев считались потомственными владениями кабардино-черкесских князей, и карачаевцы с приходом на Баксан были обложены данью. (С. 26) [Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957]
«… Кавказ со своими мрачными, узкими ущельями и замкнутыми котловинами исстари считался убежищем для всех гонимых и преследуемых на равнинах Предкавказья и Закавказья. И они бежали от врагов, спасая свою жизнь и жизнь своих семей. Одни из них, карачаевцы и балкарцы (турецкие племена) пришли с севера и, проникнув в ущелья, добрались до самых верховий ущелий с их ледниками…
Позднее всех из горцев пришли на Кавказ татарские племена – кумыки, карачаевцы – балкарцы – всего каких-нибудь 400 – 500 лет тому назад.
… С ослаблением, а потом и гибелью Золотой Орды, адыге оправились и стали на ноги. Особенно это нужно сказать о восточной их ветви, кабардинцах.
… Не имея больше для себя конкурентов в виде золотоордынских мурз и ханов, кабардинцы беспрепятственно начали расширять свое хозяйство и умножать свои стада. Это требовало новых пастбищ, и кабардинцы, предводительствуемые своими воинственными князьями и дружиной, с боем начали продвигаться на восток вдоль кавказских гор. Здесь на равнинах кочевали со своими стадами разрозненные остатки когда-то могучей Золотой Орды – разные татарские племена: карачаи, балкарцы, ногаи. » [В.П. Пожидаев. Горцы Северного Кавказа. (краткий историко-этнографический очерк). М., — Л., 1926]
«… Порой отдельные орды объединялись, иногда враждовали друг с другом. Весьма сложными складывались отношения половцев с соседними странами и народами. На Северном Кавказе они заселили его степную часть и нередко враждовали с местным населением, горцами Дагестана и адыгами. В конечном счете кыпчаки в ряде предгорных районов смешивались с более старым населением, и в итоге такого смешения возникли этносы карачаевцев, балкарцев и кумыков, говорящие на языках – потомках кыпчакского. » [Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века. Москва, 2001]
«Карачаевцы, живущие в верхнем течении р. Кубани, принадлежат к ногайской ветви. Что заставило карачаевцев оставить степи и поселиться среди абазинцев и черкесов – неизвестно. От своих соседей карачаевцы усвоили одежду, нравы, обычаи» [П.П. Надеждин. Кавказский край. Природа и люди. Тула. 1895]
» Татарское племя.
1. Ногайские татары были поселены русским правительством, в числе 12.000 душ, на левом берегу Кубани, от Баталпашинской станицы вниз до устья Лабы. Между ними нет дворянства, а существуют только вольные люди или так называемые второстепенные уздени, повинующиеся князьям пяти фамилий: Келембет, Мансур, Кипчак, Карамирза и Навруз.
2. Карачаевцы, на верховьях Кубани и Тиберды и у подошвы Эльбруса, более торговый, чем воинственный народ, состоит приблизительно из 8.000 душ.
Ногайцы и карачаевцы говорят на наречии употребляемого во всей Средней Азии татарского языка. » [Ф. Ф. Торнау. Воспоминания кавказского офицера. М. Аиро-ХХ. 2000]
Торнау почему-то не заметил карачаевцев в верховьях Зеленчуков (Малого и Большого).
Из доклада Х.А. Поркшеяна: «Среди изданных памятных записей обращает на себя внимание летопись Хачатура Кафаеци (1592 – 1658).
… Записи Кафаеци очень правдивы и вполне совпадают с данными исторической науки. «3 мая 1639 года поднялись народы: ногайцы, чагатайцы, татары, вышли из Крыма. Все три (народа – Х.П.) вместе пришли, посоветовались между собой: первый (народ, т.е. ногайцы – Х.П.) пошел в Хаджи-Тархан, второй (народ, т.е. чагатайцы – Х.П.) зашел в Черкесию, третий (народ, т.е. татары) вернулся обратно в Крым.
… Из этой записи нам важно то, что 3 мая 1639 г. вышли из Крыма три народа, из коих чагатайцы пошли в Черкесию. (чагатайцы – те же кипчаки).
Данные науки говорят, что их (карачаевцев и балкарцев) действительно не было на Кавказе. Они жили в Крыму под именем чагатайцев, или кипчаков.
Мы уверены, что вышедшие из Крыма чагатайцы являются бесспорными предками карачаевцев и балкарцев. Кафаеци говорит, что чагатайцы зашли в Черкесию. Прежде всего необходимо выяснить, является ли территория Баксана, составной частью Черкесии. Вопрос этот не вызывает сомнения. С давних пор на Баксане проживали пятигорские черкесы.
… Чагатайцы вышли из Крыма 3 мая 1639 г., а 13 октября того же года их застал на Баксане русский посол Федот Елчин.
… Всем известно, что в Южном Крыму есть река под названием Черная речка, которую местное население называет «карасу», а иногда и «Кара-Чай». «Карасу» — новое татарское название, «Кара-Чай» — старое, по-видимому, кипчакского происхождения. Жители всего бассейна р. Кара-Чай назывались карачаевцами. Среди этих жителей были и чагатайцы. Вот эти по происхождению чагатайцы, а по местожительству карачаевцы переселились в Черкесию.
… Обыкновенно все переселенцы на новых местах жительства, основывая города, села и прочие населенные пункты, дают им имена покинутых ими населенных пунктов. Так поступили и карачаевцы: водворившись на современной территории Карачая, в память своей старой крымской прародины – бассейна Кара-Чая – свою новую родину они также назвали «Карачай».
… Если Карачай получил свое название от переселенцев – карачаевцев, то «балкары» сами дали свое имя пришедшим из Крыма чагатайцам, или карачаевцам. Скоро они забыли свое старое название и стали называться балкарцами.
… На основании всех вышеприведенных данных мы смело можем сказать, что карачаевское народное предание об их выходе из Крыма вполне оправдывается данными памятных записей Хачатура Кафаеци: [Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22 – 26 июня 1959 г.). Нальчик, 1960]
А вот и само предание:
»Карча считается родоначальником карачаевского народа. Он был сыном одного татарского мурзы и звали его не Карчею, а каким-то другим неизвестным именем. Во время владычества татар над Россией, он с родителями жил в каком-то татарском поселении в Золотой Орде, которое называлось Кошкаром. Там у него кто-то умер из близких и знатных родственников. Все родные и знакомые по татарскому адату носили «кара», или глубокий траур. Карча тоже следовал общему примеру. Во время траура он уехал куда-то надолго в сопровождении слуг, из которых упоминаются Науруз, Адурхай и Будиян. Через несколько лет он явился домой в таком же черном одеянии и как раз попал на свадьбу.
Его траурное одеяние так не соответствовало общему веселью, что над ним начали смеяться: «Карча! Къарча», т.е. смотри на черного. С тех пор его так называли Карчею. Ему так не понравилось это прозвище, что он решил бросить свое родное гнездышко Кашкар. Он собрал несколько товарищей, взял своих слуг с их семействами и отправился искать себе нового жительства…
… после долгих скитаний он поселился в верховьях реки Архыза (Малого Зеленчука), где прожил несколько лет без всяких приключений… случайно… прикочевали неизвестно откуда кызылбеки (абазины — Астамур), которые «потребовали от карачаевцев тишлик (знак почтения, покорности, — овцу или быка для шашлыка), но Карча не согласился подчиниться без боя и прогнал их послав из своего владения. Оскорбленные кызылбеки, собрав многочисленное войско, двинулись на них и в два дня заставили сдаться и наложили на них дань – 60 коров. Видя плохое свое положение, карачаевцы спросили совета у своего гостя Хубия:
— Как поступить с кызылбеками в настоящем случае?
Хубий сказал:
— Вы обещайте уплатить дань, но просите несколько лет отсрочки.
Они приняли совет Хубия и просили кызылбеков об отсрочке времени для уплаты дани. Те, не подозревая обмана, согласились. Как только настала весна, карачаевцы стали удаляться с верховьев Архыза к устьям его, подальше от кызылбеков. »
[Кубанские (войсковые) областные ведомости. Екатеринодар. 1899. № 266 от 12 XII». Записано Бекиром Чеккуевым со слов Даута Хубиева и Ислама Алиева]
Вот еще одно предание:
«У крымского хана было три жены, о двоих из которых известно, что одна была из знатного рода, а вторая – из простой семьи. От первой у хана было 4 сына, а от второй – 3 (Науруз, Адурхай, Будяин).
Между этими двумя группами ханских сыновей произошла междоусобная борьба за престол, в ходе которой Науруз, Адурхай, Будяин вынуждены были оставить родину. Вместе с ними ушли около 60 семей, среди которых был богатырь Карча.
Вначале они поселились в местности Иналкуба (по одним данным – близ Сухума, по другим – на территории нынешней Адыгеи). Здесь к ним присоединился бежавший из турецкого города Эски-шахара старший сын военоначальника – Карачай (с тремя сыновьями), затем – мегрел Хубий, потом – предки Узденовых, Крымшамхаловых и др…». [Записано А.Н. Дьячковым-Тарасовым в 1896 г. Со слов 120-летнего старика Джанкёзова].
«В настоящее время, как мы видели, осетинские поселения на северо-западе оканчиваются верхним течением Уруха, а далее на запад по верховьям Черека, Чегема и Баксана вплоть до Эльбруса расположены аулы горских татар Балкарского, Хуламского, Безенгиевского, Чегемского и Урусбиевского обществ. Однако личные наши наблюдения типа горских татар, изучение их преданий и обычаев а также топографических названий – рек, перевалов, ущелий, гор и т.п. – вполне убеждают нас в том, что татары не составляют в этих местах коренного населения, но что они явились сюда с севера, с плоскости, и смешались с коренным осетинским населением, оказавшим влияние на их тип, обычаи и даже на их язык. » [Вс. Миллера Осетинские этюды. Москва. Типография Е.Г. Потапова, Старая Басманная, дом Мараевой. 1887]
В 1883 г. В. Миллер и М. Ковалевский совершили совместное путешествие по Балкарии. Они на месте изучали историю народа, собирали народные предания, изучали остатки древней материальной культуры, сами произвели раскопки древних могил — шиаков, приобрели у населения старинные предметы, обнаруженные в шиаках, имеющие историческое значение. Прежде всего, им бросилось в глаза то, что Балкария образует как бы островок среди народностей, отличающихся от балкарцев по языку и племени. На востоке она граничит с Осетией и Дигорией, на севере и западе с Кабардой, а на юге Главный Кавказский хребет отделяет ее от Сванетии. Опытные глаза ученых сразу заметили среди населения два господствующих типа; один — напоминающий монгольский, со значительно сглаженными чертами, и другой — арийский, сходный более всего с осетинским. Как мы уже отметили выше, раскопки шиаков, изучение найденных в них черепов и предметов домашней обстановки показали, что они относятся к более раннему периоду и ничего общего с нынешними поселенцами — не имеют.
На основании целого ряда топонимических названий, оставшихся от осетин (Acов), наличия многих слов в языке балкарцев осетинского происхождения и местных преданий Миллер и Ковалевский пришли к заключению, что балкарцы застали в горах осетинское население, которое исповедовало христианскую религию.
Таким образом, по мнению Миллера и Ковалевского, балкарцы — не аборигены своей страны. Придя на настоящую территорию, они нашли здесь местное осетинское население, вытеснили его, а некоторая часть осетин осталась на месте и смешалась с пришельцами. Этим и объясняется, что осетинский тип часто встречается среди балкарцев. Откуда и когда пришли балкарцы, Миллеру и Ковалевскому выяснить не удалось. Они называют балкарцев кавказскими татарами, без указания их происхождения.
Мнение Самойловича о сходстве языка кипчаков и карачаево-балкарцев подтверждает и половецкий словарь, составленный в 1303 г. и изданный впервые Клапротом в 1825 г. В нем встречаются слова, которые ныне сохранились только в карачаево-балкарском языке. Высказывание Самойловича и половецкий словарь являются важным фактором в деле определения происхождения карачаево-балкарцев.
Изучением Карачая занимался Дьячков-Тарасов (1898 — 1928 гг.). Четыре года он жил в Карачае, на месте изучал язык, историю, географию, этнографию, экономику страны.
Как и В. Сысоев, Дьячков-Тарасов считает, что карачаевцы переселились на Кубань в XVI в. Ссылаясь на сообщение академика Палласа о том, что в конце XVIII в. общее число карачаевцев не превышало 200 семейств, сам автор приходит к заключению, что в момент переселения число их достигло едва тысячи человек. По его мнению, бассейн верхней Кубани был занят неизвестным народом с довольно развитой культурой. За несколько столетий до прихода карачаевцев этот народ покинул страну.
Вот как Дьячков-Тарасов объясняет происхождение карачаевцев: «Первичная группа предков карачаевцев, говорящая на одном из кипчаковских наречий, организовалась из беженцев. В состав ее входили уроженцы турецких районов: с одной стороны — далекого Востока (Кошгар), Итилия, Астрахани, а с другой — Западного Кавказа и Крыма».
Таким образом, по мнению авторов, основой карачаевского народа являются кипчаки. Карачаевцы, поселившись в стране гор, были окружены воинственными соседями — кабардинцами, аланами, сванами и другими.
По мнению Дьячкова-Тарасова, карачаевцы охотно принимали в свою среду пришельцев. Автор насчитывает среди одних караузденцев 26 родов, образовавшихся от пришельцев и беженцев: из них — 7 родов имеют русских родоначальников, 6 родов — сванов, 4 рода—абхазцев, 3 рода — кабардинцев, по 1 роду — абазинцы, кумыки, армяне, балкарцы, калмыки и ногайцы.
Ислам Тамбиев, анализируя существующие гипотезы и отрицая некоторые из них полностью, а некоторые частично, приходит к заключению, что «первые предки балкарцев и карачаевцев, взявшие бразды правления в руки и имевшие ассимилирующее влияние на всех остальных пришельцев, — это были хазары-турки или кипчаки».
Дальше сам автор признает: «вопрос о том, к потомству какого народа (хазаров, половцев и т. д.) принадлежат карачаево-балкарские предки, образовавшие собой первую клетку социального организма, остается пока положительно не разрешенным». В этом расплывчатом мнении нет ничего нового. Оно дублирует частично высказывания Клапрота, частично Сысоева и других. Что касается процесса формирования карачаевского и балкарского народов, то Тамбиев относит его главным образом за счет притока инородцев, что полностью является повторением мысли Сысоева, Дьячкова-Тарасова и других.
Касаясь вопросов происхождения карачаевцев и балкарцев, X.О. Лайпанов заключает: «основой карачаево-балкарской этнической группы являются кипчаки (половцы) и хазары».
Это высказывание Лайпанова совпадает с гипотезой Тамбиева. Кроме того, Лайпанов допускает, возмож-ность присоединения к основной хазаро-кипчакскои группе одного из племен кубанских болгар и считает, что «осколки полчищ Тимура присоединились к основной массе карачаево-балкарцев и явились предками некоторых современных их фамилий».
X.О. Лайпанов, отрицая всякое переселение карачаево-балкарцев из Крыма и других мест, считает их аборигенами Северного Кавказа, при этом признает карачаевцев и балкарцев потомками кипчаков-половцев. Всем известно, что кипчаки и половцы не являются коренными жителями Северного Кавказа, их родина Средняя Азия, откуда они перекочевали в Восточную Европу в XI в. н. э. Следовательно, происходившие от кипчаков карачаево-балкарцы никак не могли быть коренными обитателями Северного Кавказа.
М. К. Абаев считает, что русские чиновники переименовали малкарцев в балкарцев, находя это имя более благозвучным и удобным для официальных бумаг.
В отписке терского воеводы И. Л. Дашкова от 11 января 1629 г. в Посольский приказ о разведках залежей серебряной руды сообщается, что «бывали посланы в горы для твоих государевых дел Ковшов-мурза, который привез руду… и местом Балкары владеет его, Ковшов-мурзы, племянник Абшита Вороков». Из этой отписки ясно видно, что слово «Балкары» есть название места, где искали серебро.
Тот же терский воевода И. А. Дашков в отписке своей от 21 февраля 1629 г. по тому же поводу пишет: «Собравая с ратными людьми, пошли в горы в Балкары в то место, где серебряную руду имели». Здесь также слово «Балкары» употреблено как топономический термин. Эти документы свидетельствуют о том, что место, где находилось серебро, еще до прихода туда предков современных балкарцев, называлось «Балкары», и весьма естественно, что жители этого района, независимо от национальной принадлежности, носили имя местности и назывались балкарцами. С каких пор так называлось ущелье Черека, мы не знаем, вопрос не изучен, но установлено, что название «Балкары» в 1629 г. уже существовало.
Если Карачай получил свое название от переселенцев-карачаевцев, то «балкары» сами дали свое имя пришедшим из Крыма чагатайцам, или карачаевцам. Скоро они забыли свое старое название и стали называться балкарцами.
Правы были академики Ковалевский и Миллер, когда они, не зная и не имея данных о том, что страна эта называлась «Балкары», писали, что балкарцы имя свое «унаследовали вместе с страной». Топономическое название стало этническим.
Этимология: Название состоит из двух слов: «эль» – страна, поселение, общество; «джурт» – родина, поселение.
Здесь в эпоху Средневековья проживали карачаевцы во главе с Карчой. У них было несколько поселений в Баксанском ущелье, начиная от Гижгита и до конца ущелья, но главным было Эль-Джурту. Здесь жил сам Карча и его ближайшее окружение, а также Крымшамхаловы: Бекмырза и четверо его сыновей – Эльбуздук, Камгут, Каншаубий, Гелястан и прекрасная княгиня Гошаях. Подкрепляется это историческими сообщениями русских послов Ельчина и Захарьева, которые застали в 1639 году карачаевцев из рода Крымшамхаловых в верховьях Баксана: они гостили у князей Гиляхстана и Элбуздука Крымшамхаловых.
Позже сюда переехали из Учкум-Эля (Верхний Баксан) Геккиевы, это были сыновья Камбека: Абут, Ибрай, Тюлкю, Чымай. Именно благодаря Геккиевым Эль-Джурту вновь ожил. Они построили добротные дома и хозяйственные постройки, развели поля на небольших, расчищенных от камней участках.
Современное состояние: Развалины. Большая часть территории завалена горным обвалом. В настоящее время можно насчитать около 50 жилищ. Сохранились небольшие улочки и проулки между домами. Поселение прижато к двум башенным сооружениям, за которыми закрепилось имя княгини Гошаях – жены младшего брата Камгута – Каншаубия Крышамхалова. Здесь сохранился склеп, сооруженный Камгуту Крымшамхалову. Он датируется XV веком.
В центре бывшего поселения находится кладбище Геккиевых, где хоронят усопших до наших дней. Территория Эль-Джурту относится к городскому поселению Тырныауз Эльбрусского муниципального района КБР.
«Для составления истории карачаевцев имеется более благоприятная база, чем для истории остальных северокавказских горцев. Этот народ вырос на глазах истории, ибо время его обоснования в бассейне Кубани относится к середине 16 века». [Цит. по: Записки Сев.-Кав. горского научно.-исслед. ин-та, Т. 2. Ростов-на-Дону. 1929. С. 329]
«Даже плоскостные районы горских областей выглядят богато по сравнению с горными, где земельная теснота достигает таких размеров, что порою не имея возможности или, вернее, пространства прорыть русло для ручья, орошающего убогую полоску горца, роют русло сквозь саклю, и ручей протекает сквозь жилое помещение по земляному полу, а семья тут же живет, ест, спит.
Часто бывает так: негде покойника хоронить, и его хоронят в сакле. Тут же, где могила покойника, люди живут, едят, спят и т.д. Такие случаи бывали еще не так давно» [Ислам Карачайлы. Статьи и очерки. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1984]
Ещё раз привожу цитату Колесова:
Но я давно заметил, что многим тюркам присуща повышенная пассионарность, которая выражается в значительной степени в том, что они буквально все тексты всех языков мира читают как якобы тюркские, и буквально любые слова интерпретируют как тюркские.
А.Колесов
Очень хорошо сказал Григор Апоян:
«Нет несчастнее народа, чем тот, который выдумывает себе прошлое. Как и у человека, склонность к сотворению мифов о прошлом у нации свидетельствует о глубоко запрятанных мучительных комплексах, неудовлетворении сегодняшним днем, жгучем стыде за истинное прошлое и паническом страхе перед неизвестным будущим.
… никто не презирает тюркскую историю и культуру так, как сами тюрки — иначе зачем бы им надо было так маниакально примазываться (грубое слово, но точное) к чужим ценностям? Впрочем, делают это они в полном соответствии со своей любимой поговоркой: Родина тюрка там, где стоят ноги его коня ну, а раз родина, значит и история, и архитектура, и литература, музыка. »
«… К сожалению, в последние 15-20 лет усилиями целого ряда историков и филологов Балкарии и Карачая развивается — в угоду ложно понимаемому национальному «патриотизму» — околонаучная концепция тюркоязычия алан, происхождения карачаевцев и балкарцев от реконструируемых “тюрок-алан” и об отсутствии аланского населения в бассейне Верхней Кубани (небезызвестный тезис об «исконности» территории). »
(В.А. Кузнецов)
Л.Г. Лопатинский «Заметки о народе адыге вообще и кабардинцах в частности»:
«Татарские племена в этом крае, конечно, пришельцы [здесь дается сноска на работу Вс. Миллера и Макс. Ковалевского «В горных обществах Кабарды» — мое прим.]; они вытеснили оттуда, даже из глубины горных ущелий, осетин, унаследовав от них название «аси» (Абхазцы называют не только балкарцев, но и весь Северный Кавказ — асы), под которым они известны у своих соседей» (СМОМПК, вып. 12, Тифлис, 1891. С. 4)
итд…