караимы верят во что

Караимы верят во что

Культовые сооружения Джуфт-Кале возведены людьми, исповедующими караимизм. Караимы с конца XVIII в. называют их кенасами. О продолжительности пребывания караимов в крепости свидетельствует их старинное кладбище. Надписи на каменных надгробиях выполнены на языке Священного писания. Караимы говорили на караимском языке, но древнееврейский был языком их веры. С момента прихода в Крым хазар, а позже — половцев и монголо-татар, основным этнообразующим элементом здесь становятся представители тюркских народов. От них пошли турки, крымские татары и караимы. Все эти народы говорят на родственных языках и имеют общие элементы в культуре. Караимы занимались сельским хозяйством и виноделием «от лозы до амфоры», включая гончарное производство. Караимы также занимались ремеслами, торговлей, военным делом и др.

Источник: «Неизвестные караимы». Документальный фильм. «Атлас культуры — Atlas Media ». http://www.youtube.com/watch?v=a50LOrKC1CU

2. Караимы Литвы. Караимы были закрытым народом. Браки караимов с представителями иных религий редки. Караимы были отважны, их считали самыми неподкупными и надежными телохранителями. В XIV в. неподкупность и преданность караимов оценил великий князь литовский Витаутас, совершивший поход против Золотой орды. В конце этого похода великий князь литовский предложил караимам охранять свой замок в Тракае. 600 лет назад почти 400 караимских семей покинули своё родовое гнездо и переселились в Литву. Караимы и татары были переселены из районов Солхата (Старый Крым) и Кафы (Феодосия). Из караимов формировалась личная гвардия князя литовского. Караимские отряды охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей. Также они занимались ремеслами, земледелием и торговлей. Гаханов, или караимов-священников, избирают всенародно. Караимы не исповедуются. Об отпущении грехов каждый молит Господа сам.

3. И ещё одно переселение. В 1243 г. Даниил Галицкий договорился с ханом Батыем о переезде 100 караимских семей из Крыма в Галич (Костромская область). В 1246 г. в Галич прибыло 80 семей, получивших землю, привилегии в торговле и свободу своего вероисповедания. 9

1 Караимская народная энциклопедия. Т. 4. Происхождение крымских караев (караимов). Сарач М.С., Полканов Ю.А., ред. М., 1998. С.7.

2 Автор этих строк — газзан г. Симферополя А.А. Бабаджан.

3 Szymon Szyszman. Karaimizm. Historia i doktryna, BITIK, Wrocław, 2005. 228 с.

4 Справа налево: Куф Реш Алеф Йуд Мем.

5 Здесь ещё надо сделать поправку на родовой строй — Л.Н. Гумилев. «Древняя Русь и Великая степь». М., «Мысль», 1993. С. 132.

6 До хазар в IV в. были гунны, также тюрки, часть из которых принимала караимизм. Хазары и Булан приняли караимизм, а позже часть из них приняла иудаизм. Двоевластие у хазар было задолго до Обадии — п римечание А.А. Бабаджана.

8 Фиркович З. А. Сборник старинных грамот и узаконений касательно прав и состояния русско-подданных караимов, с предисловием В.Смирнова, СПб, 1890. – 223 с. http://elib.shpl.ru

Абкадыров Р.К. К вопросу формирования тюркской топонимии Крыма // КНП. Симферполь. 1999. №6. С. 7-12.

Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.

Агаркова Т. Массандра в 20-м столетии, административно территориальный центр в Крыму 1783-1999 гг. Симферополь, 1994.

Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998 гг. Симферополь, 1999.

Вестник. 1990. (Симферополь). С. 2-17.

Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999.

Айбабин А.И., Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма

// Материалы по истории, археологии и этнографии Крыма. Вып. 3. Симферополь. 1993 С. 211-222.

Айвазовский Г. Остатки христианских древностей в Крыму // ЗООИД. Одесса, 1997. № 1.

Акчокраклы О. Старо-крымские и отузские надписи ХШ-ХУ вв. Симферополь, 1927.

Акчокраклы О. Татарские тамги в Крыму // Изв. Крымского пед. ин-та им. М.В. Фрунзе Кн. 1. Симферополь, 1927. С. 32-47.

Акчокраклы О. Новое из истории Чуфут-Кале. Симферополь, 1928.

Акчокраклы О. Татарские тамги в Крыму. Симферополь, 1930.

Акчокраклы О. Татарские документы ХУ-Х1Х вв. Симферополь, 1931.

Александров И. О шифатие в Крыму. Киев. 1914.

Алексеев В.П. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии // Вопр. этногенеза тюрко-язычных народов Среднего Поволжья. Казань 1971. С. 232-255.

Алексеев В.П. Предки тюркских народов // Наука и жизнь. 1971. № 5. С. 33-37.

Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972.

Алексеев В.П. Разработка генетических проблем в советской антропологии (1920-1950-е годы) // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. X. М. 1988. С. 188-197.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

Алексеев В.П.. Гохман И.И. Антропология азиатской части СССР, М., 1984.

Алексеев П.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.

Алексеева А.Ю., Качалова И.К., Тохтасьев СР. Киммерийцы: этнокультурная принадлеж­ность. СПб., 1993.

Аманжалов С. Вопросы диалектики и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959.

Аминь аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в ХШ-Х IV вв. М., 1962.

Ананьева Е.П. Взаимосвязь этноса и религии в истории народов Крыма // КНП. 1999 N9 С. 146-151.

Андреев А.Р. История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова. М., 1997.

Источник

Караимы

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Кто такие караимы [↑]

Караимы — последователи религиозной секты, отделившейся от иудаизма примерно в VIII в веке в Вавилонии, учение которой базируется на признании только текста Письменной Торы — ТаНаХа — и только буквального понимания текста священного Писания.

Караимы, как и их предшественники цадуким (саддукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами. Они не признавали авторитета ведущих мудрецов поколения, а их возникновение способствовало расколу еврейской общины.

Общепринято, что учение караимов не является иудаизмом, а сегодняшние караимы не являются евреями как с генетической точки зрения, так и с точки зрения установленного еврейского закона.

Караимский раскол [↑]

Евреи Вавилонии следовали традиции своих отцов, бережно передававшейся из поколения в поколение. Пророки передали Мудрецам Великого Собрания, те, в свою очередь, танаям, танаи — амораям.

Иногда находились люди, желавшие изменить те или иные части еврейского наследства. Выдав себя за пророков, они пытались исказить смысл заповедей Торы, однако не возымели сильного влияния на евреев. Как правило, «новые веяния» оказывались недолговечными, и немногие, ошибочно примкнувшие к ним, раскаивались и возвращались еврейскую общину.

Основателем течения караимов был еврей по имени Анан бен Давид, один из членов семьи рош агола (глава еврейской общины в диаспоре, Эксиларх, то же, что и рэйш галута). Он хотел занять пост главы вавилонских евреев, но этому воспротивились гаоны, сомневавшиеся в Богобоязненности Анана. Новым рэйш галута стал младший брат Анана.

В ответ Анан начал яростную борьбу против мудрецов и, в конце концов, дошел до полного отрицания Устной Торы, в том числе и Талмуда.

Один из способов подорвать авторитет мудрецов — это игнорировать традицию трактовки Писания, которая передавалась мудрецами из поколения в поколение, от учителя ученику. Анан утверждал, что только Письменная Тора — ТаНаХ является истинным, и по собственному усмотрению устанавливал другие правила объяснения Торы вывода законов из текста святого Писания.

Так, например, стих Торы «Не зажигайте огня во всех ваших владениях» трактовался им, как запрет пользоваться огнем в Шабат, и караимы должны были сидеть в темноте весь субботний вечер. В то время, как Алаха — Еврейский закон — разрешает пользоваться свечами, зажженными до наступления Шабата.

По той причине, что Анан и его последователи признавали только письменную традицию, их и стали называть караим (по-русски караимы) — от слова кра, что означает Писание.

История Анана [↑]

Рассказывают, что поначалу Анан боролся только против своего брата, причем боролся так беспощадно, что испугались даже багдадские власти. По распоряжению халифа его бросили в тюрьму по обвинению в подготовке бунта, поскольку он подрывал устои официальной еврейской общины, состоявшей из законопослушных граждан халифата.

В темнице в ожидании приговора он сошелся с неким законоведом-неевреем, посаженным за какие-то грехи. Ловкий знаток всех тонкостей судопроизводства, тот подсказал Анану линию защиты: «Скажи судьям, что ты не являешься членом еврейской общины, поскольку исповедуешь не официальный иудаизм, а новую реформистскую веру. На расспросы судей, в чем заключается твоя новая вера, делай вот что. По всем спорным вопросам — а такие у евреев наверняка есть — занимай позицию, прямо противоположную той, что принята большинством. Так у тебя получится новая религия. С ее основными положениями ты познакомишься во время судебного заседания».

Анан так и сделал. Для пущей убедительности он заявил, что вообще отрицает Устную Тору и Талмуд, а потому является представителем принципиально нового религиозного направления. К своему удивлению, он был оправдан: суд явно не хотел вмешиваться в чужие религиозные споры. Так появилась новая секта.

Первые караимы [↑]

Так или иначе, очень скоро Анан начал энергично набирать последователей, пытаясь теоретически обосновать ее основные положения. Для этого он взялся выводить практические законы из прямого текста Торы, игнорируя Устную традицию.

Чтобы найти хоть какую-то практическую трактовку стихов Торы, они были вынуждены прибегать к довольно вольному толкованию Писания. Каждый из караимских мудрецов толковал Тору по-своему, в связи с чем между ними возникали серьезные разногласия.

Вместе с тем, занимаясь изучением только письменной традиции, караимские мудрецы стали превосходить в знании ТаНаХа и грамматики еврейских мудрецов, большую часть времени посвящавших Талмуду. Стремясь дискредитировать мудрецов в глазах народа, караимы всякий раз подчеркивали свое превосходство. Это привело к тому, что в ешивах стали уделять больше внимания изучению ТаНаХа и грамматики.

Отрицание традиции Устной Торы толкало караимов на создание своей собственной «традиции», отличавшейся от старой, которая шла от Синая.

Сопротивление мудрецов мешало Анану и его сыну Шаулю распространять свое учение. Тем более — в Вавилонии, где изучение Талмуда глубоко проникло во все круги еврейского населения, Анан и его последователи не могли рассчитывать на удачную пропаганду своих реформ.

По этой причине первые караимские лидеры покинули Вавилонию и перебрались в Эрец Исраэль и Египет.

Именно там они повели очень агрессивную и поначалу довольно удачную политику насаждения своего учения среди необразованного еврейства. Высшей точки своего взлета караимство достигло именно в Египте в конце IX века.

Помимо этого, у караимов появились последователи и в других странах, например, в Восточной Европе.

Рав Саадья Гаон и борьба с караимами [↑]

Острая полемика с караимами прослеживается на многих страницах его ранних книг. Большая часть из его наследия утеряна, но кое-что дошло до нас. Это, в первую очередь, перевод Торы на арабский язык, комментарии к Торе и другим книгам Танаха, Сидур (второй после молитвенника, составленного равом Амрамом-гаоном), а также глубокий труд по грамматике еврейского языка, в котором впервые была сформулирована идея об уникальной корневой основе иврита.

Еще недолгое время некоторая часть евреев, пусть и не официально еще оставались под влиянием караимов, и только с появлением Рамбама (Маймонида) след караимского учения среди евреев исчез полностью.

Окончательный разрыв [↑]

Вскоре произошел окончательный разрыв. Караимы объявили, что у них нет ничего общего с еврейским народом.

В течение последующих веков общины караимов возникали и приходили в упадок в разных странах Европы, и, как правило, период их подъема длился недолго. Зачастую последователи караимов уже не имели никакой связи с еврейским народом и даже генетически не являлись потомками евреев.

В каждом поколении их численность падала, так что на сегодняшний день во всем мире их насчитывается всего несколько тысяч человек. Так, исчезли караимы Испании, Византии и Османской империи, а крымские и литовские караимы —это особые этно-лингвистические группы.

Известно, что при русских царях и при оккупационных фашистских властях караимы настаивали на том, что они не являются евреями. Так или иначе, они не испытали на себе ни ограничений «черты оседлости», ни ужасов концлагерей. Но, безусловно, основным фактом является то, что караимы были и остаются вне традиции иудаизма как определяющего фактора принадлежности к еврейскому народу.

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

Еврейская история 41. Конец эпохи великих (880 — 1040 годы)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история»

История караимов

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

История еврейского народа 56. Саадия Гаон

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Жизнь и деятельность рава Саадии бен Йосефа

От Синая до наших дней. Эпоха Гаонов

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

На иврите гаон значит гений, выдающийся ум, мудрец самого высокого уровня. Согласно поздним толкователям, причина того, что главы ешив получили столь высокое звание, кроется в гиматрии слова гаон

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 4. Диспут с караимами

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Еврейская история 40. Евреи во времена 1001 ночи (750 — 850 годы)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история»

Рав Саадья Гаон

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Сеадья (Саадья) Гаон — Рав Сеадья бар Йосеф (4642-4702 /882-942/) — глава (гаон) ешивы в Суре.

Мера за меру

Браха Губерман,
из цикла «Еврейские притчи»

Раввин, который спорил с караимами, и другие истории

О переселении душ у раби Саадии Гаона

Заимствовал ли иудаизм идею о переселении душ из греческих или арабских источников?

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник

Караимизм

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Общественные деятели ·
Деятели культуры · Филантропы · Богословы · Фамилии

Периодика · Учебные заведения · Национальные съезды

Караизм (караимизм или иудаизм караимского толка) — религиозное вероучение караимов.

В среде тюркоязычных последователей караимизма, компактно проживавших в Крыму, а также в Великом княжестве Литовском, сформировался отдельный этнос, также называемый караимами. В Российской империи на караимов не распространялись большинство дискриминационных законов, что привело к усилению антагонизма между караимами и иудеями-раввинистами.

Согласно свидетельствам, собранным в годы Холокоста, во время выяснения вопроса, являются ли караимы евреями, христианская церковь рассматривает караимизм отдельной религией (см ниже). Того же мнения придерживаются современные национальные лидеры караимов Крыма — М. С. Сарач и Ю. А. Полканов, считающие караимизм самостоятельным синкретическим религиозным течением, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет).

Содержание

Этимология названия

Распространение караимизма

В мире насчитывается около 22 000 караимов, основная страна их проживания — Израиль. Также, караимизм исповедуют в настоящее время на территории Турции, Украины, США, России,Литвы. До середины ХХ века караимские обшины существовали, также, на территории Ирана, Ирака, Сирии, и Египта.

Большая часть исповедующих караизм относит себя к еврейскому народу, в то время как большинство караимов, проживающих на территории бывшей Российской империи, в настоящее время относит себя к особому народу караимов, исповедующему самостоятельную религию, не являющуюся частью иудаизма, а также другие религии (см. М. С. Сарач).

Возникновение караимизма

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришёлся на VIII—XII века.

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Вклад караимов в еврейскую культуру

Взаимоотношения караимского, иудейского, мусульманского и христианского вероучений

По мнению Аарона бен Элияху из Никомедии, одного из «караимских вероучителей», христианское вероучение было ложным. Так, в работе «Эц хаим», изданной в Евпатории в 1847 году, он пишет на стр. 7: «появился Иегошуа сын Мирьям и дал им ложное учение», а также: «и пришёл народ Ишмаэля и тоже поверил в ложную Тору, которую передал им их пророк».

Выдающийся караимский теолог-полемист, писатель Исаак Трокский в трактате «Хиззук Эмуна» («Укрепление веры»), написанном в 1593 году, критиковал христианскую догматику, опровергая признание Иисуса Христа Мессией и подвергая сомнению его божественность.

Выдающийся караимский экзегет 10 века Йефет бен Али в своих работах критиковал современные ему секты иудаизма, а также христианство и ислам (его отношение к исламу было особенно враждебным).

Свидетельства, собранные во время холокоста

Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.):

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во чтоРоссийская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией.

Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основою и главным содержанием еврейской религии. По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, — например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч.

Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа, епископ Берлинский и Германский Серафим (апрель 1942 г.):

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во чтоКараимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений.караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Протоиерей Семен Стариков, долго проживший в Крыму и хорошо знавший караимов, писал:

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во чтоЕсли познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенасы строился, как у мечети, «фонтан» и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится…караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Судя по тексту, напечатанному 11 декабря 1941 г. епископом Римско-Католической Церкви Парижа, Католическая Церковь, со своей стороны, определяет её так:

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во чтоРелигия караимов практикуется небольшим числом русских, обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-Католической Церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии.караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Теория С. М. Шапшала о караимизме и происхождении караимов

называемая также доктриной деиудаизации караимизма.

В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов имеющих древнееврейскую этимологию на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию. Так, он заменил термин «Гахам» на «Гахан», восходящий по его мнению к хазарскому слову «Каган». Oн также настаивал на тюркском происхождении слова «карай».

Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских караимоведов постсоветской эпохи [5] и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в 2000 году следующее заявление: «Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.»

Караимизм в мире

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Израиль

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.

Турция

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

караимы верят во что. Смотреть фото караимы верят во что. Смотреть картинку караимы верят во что. Картинка про караимы верят во что. Фото караимы верят во что

Восточная Европа

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. В традиционной историографии Восточной Европы общепринятой является тюркская теория происхождения караимов.

В Украине функционирует Духовное управление караимов Украины, объединяюшая 12 общин, действуют кенассы в Евпатории и Харькове.

Караимизм — одна из 5 официально признанных религий Литвы. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке.

По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273. Приверженцев караимизма при этом оказалось лишь 258 человек.

Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и в большинстве своём утеряли религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище.

Караимы Франции в XX веке приняли православие или католицизм. В их числе и известный меценат основатель «Караимской народной энциклопедии» М. Сарач.

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы; караимская община представлена выходцами из стран Ближнего Востока имеется в Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, тут же действует и караимский храм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *