каракалпак что за нация

Каракалпаки – кто они?

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Каракалпаки – нация, большая часть населения которой проживает в автономной республике, входящей в состав Узбекистана. Столица государства – город Нукус.

Каракалпаки – потомки кочевых тюркоязычных народов, мусульмане. У них свой национальный язык, культура, традиции и обычаи.

История каракалпакских племен

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

История каракалпаков насчитывает несколько веков. Давние предки народа – сако-массагетские племена (ираноязычные кочевники), которые проживали на южном побережье Аральского моря во 2–7 веках до нашей эры.

В хрониках встречаются упоминания о «черных колпаках». Историки связывают термин с названием народа «каракалпаки».

К середине 16 века завершился процесс формирования народности из нескольких печенежских, кыпчакских (тюркоязычные племена половцев), ногайских и огузских племенных родов. В этом же столетии в междоусобной борьбе за престол, Ногайское ханство разделилось на три части: Большая, Малая и Алтыульская Орда. Каракалпаки вошли в состав Орды шести улусов.

В источниках, датированных концом 16 века, встречается упоминание о каракалпаках как о едином народе.

Постоянные набеги калмыков разделили Аральское поселение на две группы. Каракалпаки обосновались на свободных территориях между Сырдарьей и Амударьей и стали заниматься орошением и земледелием.

Во время раскопок в пересохших руслах реки Кувандарьи археологами были обнаружены полуоседлые сельские поселения с укрепленными стенами Чирик-Рабат, Баланды, а также погребальные курганы.

В первых годах 19 века каракалпакские племена попали в подчинение Хивинского ханства.

В 1873 году между Россией и Хивинским царством было подписано соглашение, в результате которого Хивинское ханство стало вассалом царской России. Земли на правом берегу Амударьи, где основное население составляли каракалпаки, вошли в состав Российской империи.

Нация сформировалась в условиях советского строя. В 1924 году была образована Каракалпакская автономная область, в 1936 она вошла в состав Узбекской ССР.

Каракалпакские ханы – потомки ханов Золотой Орды. Каждое племя возглавлял бий (старший, тюркский титул) – представитель богатого рода. Он распоряжался землей, пастбищами, оросительными каналами.

Находясь постоянно в зависимости от более сильных соседних ханств, правили каракалпаками казахские ханы. Наиболее заметный след в истории оставил Абулхайр-хан. Под его руководством было принято подданство царской России.

Где живут

Представители нации компактно проживают в Средней Азии.

Численность населения каракалпаков на всех территориях составляет менее 800 тысяч человек.

Больше всего их проживает в долинах рек Амударьи и Сырдарьи, на территории Узбекистана в автономии Каракалпакстан. Встречаются поселения этого народа в Ферганской долине, Казахстане, Афганистане, Туркмении, Турции, а также на территории России (в Оренбургской, Волгоградской и Астраханской областях).

Внешность каракалпаков

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нацияНациональная одежда каракалпаков очень схожа с одеянием народов Средней Азии и Казахстана, нарядами узбеков Хорезмского ханства. Основа традиционной одежды – халат. Его шили из дорогой лощеной шелковой ткани, в подмышках оставляли прорези. Это были стеганые халаты на вате или верблюжьей шерсти. Обувь – кожаные сапоги на каблуке с острым слегка загнутым кверху носком.

Старшее поколение в одежде придерживается традиционных правил. Мужчины носят просторные рубахи из хлопка навыпуск и штаны, заправленные в сапоги. Зимой надевают тулуп из овчины, а головным убором круглый год служит меховая овчинная шапка черного цвета.

Женский наряд состоит из просторного платья в виде рубахи (койлек), штанов, накидки типа узбекской паранджи и халата. Зимой сверху надевают шубы.

Каракалпакские женщины ходят с открытыми лицами. На голову поверх тюбетейки повязывают большой платок в форме чалмы. Женщины украшают себя серебряными браслетами, серьгами, перстнями, нагрудными подвесками и колье с символами-оберегами.

Современное молодое поколение даже в дальних аулах редко носит национальную одежду, но отдельные элементы присутствуют: тюбетейки, кушаки, сапоги.

Внешностью каракалпакский народ больше похож на казахов с сильно выраженными монголоидными чертами, есть что-то общее с бурятами и калмыками.

Язык и религия каракалпаков

Узбекский и каракалпакский языки имеют разные диалектические ветви. Узбекский язык сформировался путем слияния нескольких тюркских и иранских языков. Каракалпакский – под влиянием тюркских языков, входящих в кыпчакскую группу. Он близок к казахскому и ногайскому.

Литературный язык народа сформировался на основе северного диалекта.

Обучение во всех учебных заведениях ведется на каракалпакском языке. До двадцатых годов прошлого столетия у каракалпаков была арабская письменность. Но в конце века нация полностью перешла на латинский язык.

Речь (на слух) более жесткая, чем узбекская, напоминает казахский и калмыцкий говор.

Культура и традиции

Культура каракалпаков многолика и тесно соприкасается с культурой азиатских народов. Этнические элементы тюркских племен присутствуют в традициях, устоях и обрядах. В культуре и традициях каракалпаков из разных родов и племен есть некоторые отличия.

Народные музыкальные инструменты всегда звучат на всех семейных праздниках, свадьбах. Самый распространенный национальный инструмент – бубен. Также он является важнейшим предметом народных обрядов.

Большое значение в приобщении к духовным и семейным ценностям имеют национальные праздники. Все тюркоязычные народы Средней Азии почитают Курбан-байрам (исламский праздник жертвоприношения) и Ураза-байрам (окончание поста в месяц Рамазан), другие духовные торжества.

Жилище

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Жилищем степных азиатских народов традиционно служила юрта и глинобитные дома с хозяйственными постройками. Кочевники-скотоводы каракалпаки ставили переносное жилье рядом с водоемами.

Для постройки юрты основными строительными материалами служили жерди и шкуры животных. Особенности каракалпакской юрты: летом в ней прохладно, а зимой тепло. Постройку жилья начинали с двери и боковых стоек. В качестве украшения вешали камышовые циновки.

Жерди изготавливали из березы и ивы. Рейки из ивы сгибали, чтобы они приобрели форму полукруга, затем стягивали сыромятными кожаными ремнями. Так получались стены (кереге). Размер юрты определялся количеством крыльев кереге: самая большая имела 12 и могла вместить около 100 человек. Устройством жилья занимались и мужчины, и женщины.

Изготовление юрты – один из видов народного мастерства, которое передавалось от поколения к поколению. Традиционное народное жилище каракалпаков можно встретить и в наши дни: в городах, аулах, в поселениях в дельте Амударьи. До начала 20 века юрты были основным жилищем для полукочевого народа.

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

При раскопках древних поселений в пересохшем русле реки Жандарьи археологи обнаружили развалины жилых построек круговых юрт из глиняных мазанок. Полуоседлые степные народы селились вблизи караванных путей, а жилище строили из прессованной глины (пахсы). Прочный долговечный материал служил для постройки стен домов и оборонительных сооружений.

Каракалпакская кухня складывалась из многовековых традиций. Этот народ придерживается мусульманских правил в принятии пищи. Коран категорически запрещает употреблять свинину и мясо осла. Много ограничений в употреблении тех или иных продуктов связано с общепринятыми мусульманскими предписаниями. Дозволенные блюда объединены в категорию «халяль» (экологические чистые продукты, разрешенные по исламским нормам).

Кухня этого народа – самобытная национальная кухня, кулинарные традиции которой тесно переплелись с блюдами степных азиатских народов.

Традиционно, как все азиатские степные народы, каракалпаки любую пищу принимают сидя на полу, располагаясь вокруг скатерти. Приготовленные блюда едят без столовых приборов, руками, а жидкую пищу наливают в пиалы или миски.

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Главные мясные блюда готовят из баранины, говядины, верблюжатины, конины. В кулинарии повсеместно используют рис, овощи, лапшу, фасоль, хлебное сорго.

Национальными блюдами каракалпакской кухни считаются: плов, шурпа (бульон из жирного мяса с овощами), манты (аналог пельменей), лагман (лапша с мясом и овощами), самса (пирожки с различными начинками), нарын (отварное мясо с луковым соусом) и другие очень калорийные мясные блюда.

Завершают трапезу кисломолочными продуктами: катыком, айраном, кумысом, зеленым или черным чаем с добавлением молока.

Известные люди каракалпаки

Каракалпаки очень гордятся своими знаменитыми соотечественниками, видными деятелями культуры, науки. Среди них:

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Вторые блюда в Узбекской кухне

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Салаты и другие овощные блюда Узбекистана

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Первые блюда узбекской кухни

каракалпак что за нация. Смотреть фото каракалпак что за нация. Смотреть картинку каракалпак что за нация. Картинка про каракалпак что за нация. Фото каракалпак что за нация

Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан

Источник

Народы Узбекистана. Каракалпаки Разное

Народ в Средней Азии, главным образом в Узбекистане, в Каракалпакстане. Язык — каракалпакский кипчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Верующие — мусульмане-сунниты.

Каракалпаки в Узбекистане:

1939 г. — 181 400
1979 г. — 297 788
1989 г. — 411878
2000 г. — 504 301

Каракалпаки — один из древних коренных тюркоязычных народов Средней Азии. Древнейшие их предки — сако-массагетские племена (апасиаки, аугасии и др.), жившие с середины I тыс. до н. э. на южном берегу Аральского моря. Во II—IV вв. н. э. в приаральские степи нахлынули с востока и частично смешались с местными племенами гунны, а в VI—VIII вв. — тюрки. На этой этнической базе происходило формирование раннесредневековых народов Приаралья — печенегов и огузов, в среде которых с VIII в. началось формирование каракалпаков. В начале X в. часть печенегов ушла на запад, в южнорусские степи. Поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «черными клобуками» (тюрк, каракалпак — черная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом часть печенегов постепенна сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кипчаками, воспринимая их язык. В составе кипчакского родоплеменного союза источниками засвидетельствовано племя кара-боркли — этноним, идентичный названию «каракалпак». В XIV—XV вв. на этногенез каракалпаков существенное влияние оказали связи с ногайцами. С конца XVI в. каракалпаки уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием.

Большая часть каракалпаков в XVI — середине XVIII в. занимала территорию в среднем и нижнем течении Сырдарьи, однако район их расселения распространялся до верховьев Яика и Эмбы. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, земледелием и рыболовством. Власть принадлежала феодально-родовой знати и мусульманскому духовенству. Каракалпаки зависели от казахских ханов Младшего Жуза.

В 1742 г. из-за постоянных нападений соседних племен они отправили послов в Оренбург и Петербург с просьбой принять их в русское подданство. Просьба была удовлетворена. Это вызвало нападение на них в 1743 г. казахского хана Абулхаира, в результате чего основная масса каракалпаков во второй половине XVIII в. переместилась с Сырдарьи на западный проток ее дельты — Жанадарью. В конце XVIII в. начались активные попытки хивинских ханов завоевать каракалпаков, которые в 1811 г. завершились их покорением и переселением основной массы в дельту Амударьи.

Помимо амударьинской этнографической группы, появляются ферганские и зарафшанские группы. За короткий срок каракалпаки создали в Хивинском ханстве несколько новых земледельческих районов. В 1873 г. каракалпаки правобережья Амударьи были присоединены к России. Здесь был образован Амударьинский отдел, в 1887 г. вошедший в Сырдарьинскую область Туркестанского генерал-губернаторства. Меньшая часть каракалпаков, жившая на левобережье, осталась в Хивинском ханстве. В декабре 1917 г. в Каракалпакстане была установлена Советская власть, левобережье в 1920—1924 гг. вошло в состав ХНСР, возникшей на территории бывшего Хивинского ханства.

В эти годы в целях привлечения нацменьшинств в советское строительство был создан Казах-Каракалпакский район, с населением 42,3% казахов и 26,2% каракалпаков, расселившихся в Бухарском оазисе еще с XVIII в. Кроме того, было выделено 15 каракалпакских сельских советов и несколько разнонациональных. Создание национальных сельских советов повысило авторитет власти в кишлаке. Административный аппарат был переведен на родной язык населения. Судопроизводство также велось на каракалпакском языке.

На 1927 г. числилось 1100 учащихся-каракалпаков. Первая каракалпачка получила высшее образование в 1933 г. На производстве к этому времени работало 110 каракалпаков.

В результате последующих административных перестроек в феврале 1925 г. была образована Каракалпакская автономная область (с включением Каракалпакского округа Хорезмской республики), которая вошла сначала в состав Казахской АССР, а 20 июля 1930 г. — в РСФСР. 20 марта 1932 г. автономная область была преобразована в Каракалпакскую АССР, которая в 1936 г. вошла в состав Узбекской республики.

Динамика численности каракалпаков в Средней Азии на протяжении XX в. была следующей: в 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 75 334 каракалпака; в результате национально-государственного размежевания на территории вновь образованной Каракалпакской автономной области в 1926 г. — 85 782, в 1933 г. — 142 306; по данным переписи населения 1939 г., численность каракалпаков, проживающих в Узбекистане, составила 181 400 чел.; по переписи 1959 г. — 168 300 чел.

Население расселено по Республике Каракалпакстан неравномерно. Основная масса каракалпаков занимает северные территории и район дельты Амударьи. В южных районах каракалпаки составляют меньшинство. Значительные их группы живут в разных областях Узбекистана: в Бухарской (Канимехский район) и Хорезмской, в Ферганской долине (Алтынкульский район Андижанской области) и небольшое число — в долине Зарафшана (Самаркандская область).

В Ферганской долине и Самаркандской области каракалпаки в большинстве своем утратили национальное самосознание и постепенно ассимилировались с узбеками. Более устойчиво национальные черты культуры и быта сохранились у каракалпаков Бухарской области.

У каракалпаков сохранились пережитки прежнего деления на племена и роды. Родоплеменная система характеризуется делением на два основных разветвления — арыс: арыс он торт уруу (14 родов) и арыс конырат. Арыс он торт уруу располагались на правом берегу Амударьи на территории нынешних Чимбайского и Кегейлийского районов. Эта группа племен издавна занималась земледелием и скотоводством. Племена и роды арыса конырат сосредоточены в северной части дельты, на землях, прилегающих к Аральскому морю (Муйнакский, Тахтакупырский, Кунградский районы). Основными их занятиями были скотоводство и рыболовство, сочетавшиеся с земледелием.

Хорезмские каракалпаки (в XIX в.), помимо традиционной работы, занимались ковроделием и кошмовалянием (узорным). В этот же период каракалпаки, селившиеся в Андижанском и Кокандском уездах, хорошо владели искусством изготовления ворсовых ковров.

Каракалпаки Бухарского региона, кроме скотоводства, под влиянием оседлого населения активно занимались земледелием, хлопко- и шелкоткачеством, кошмовал янием, изготовлением изделий из верблюжьей шерсти.

У каракалпаков преобладает малая семья, однако она существует не обособленно, а в составе семейно-родственных групп — коше. Эти группы близких родственников являются пережиточной формой патриархальной болыпесемейной общины. Коше представляет собой мельчайшее родовое подразделение, объединяющее близких кровных родственников, потомство одного человека, состоящее из трех-четырех поколений. Оно имеет территориальную общность. Члены одного коше селятся компактно, в непосредственной близости друг от друга, их юрты и дома входят в один аул или занимают определенный участок большого аула, состоящего из нескольких коше одного и того же рода. В связи со строительством городов и поселков частично меняется и характер семьи, и жилище, приобретая современные стандартные формы. Однако и в этих условиях одежда, обряды, обычаи остаются традиционными. Отголоском старых брачных обычаев является имевший ранее широкое распространение левират — вступление вдовы в брак с братом или другим близким родственником ее умершего мужа.

Каракалпаки, являясь в прошлом младописьменным народом, не обладали богатой письменной историей и литературой. Наибольшей популярностью у каракалпаков пользуется богатырский эпос «Кырк кыз», «Алпамыс», «Колбан», «Маспатша», «Ер-шора», «Едиге» и др. Побывавший в 40-х гг. XIX в. среди каракалпаков казахский этнограф Ч. Валиханов писал: «Каракалпаки почитаются в степях первыми поэтами и песенника ми». Жырау И баксы, бережно сохранившие до наших дней произведения устного народного творчества, и в настоящее время пользуются большой любовью и популярностью у народа. Жырау (-казн гели каракалпакского эпоса, героических поэм, исторических поостт (толгау) выступают под аккомпанемент смычкового музыкального инструмента кобыза. Ваксы исполняют лирико-любовные песни, поэмы и дастаны, сопровождая свое выступление игрой на двухструнном инструменте — дутаре. Вез выступления жырау и баксы в Каракалиакстане не обходится ни одно праздничное гулянье и той.

Классики каракалпакской поэзии — Жиен-Жырау, Кунхожи, Ажинияз, Бердах, Отеш, Гулмурат, Сарыбай и др. Одним из первых собирателей каракалпакского фольклора был Каллы Аимбетов.

Основоположники современной каракалпакской литературы — А. Мусаев, С. Маджидов, А. Дабылов, С. Нурымбетов; современной фольклористики — К. Аимбетов. Выдающийся исполнитель памятников эпического творчества каракалпаков — Курбанбай Шибаев. Первая театральная актриса — Айимхан Шамуратова.

Этнический атлас Узбекистана © Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

Источник

Каракалпаки

Содержание

[править] Происхождение

[править] История

В конце XVI—XVII вв. каракалпаки обитали в районе среднего течения Сырдарьи и, по-видимому, подчинялись бухарским ханам. Однако в 1723 году джунгары вторглись в район Сырдарьи, что привело к бегству местных казахов и каракалпаков. Некоторые из каракалпакских кланов двинулись в Ферганскую долину, другие были вынуждены двинуться на запад, где встретили сопротивление калмыков, но большинство перебралось в дельту Амударьи.

В поисках союзников каракалпаки вместе с казахами дважды обращались к России. В 1743 году посольство каракалпаков принесло присягу императрице Елизавете Петровне в Санкт-Петербурге. На российских картах каракалпаки изображены как народ, населявший Сырдарью и северное Приаралье. В 1755 году Джунгарское ханство было захвачено маньчжурами, что позволило некоторым казахам выйти из формального правления России и начать военные действия против ее союзников, включая каракалпаков. В 1762 году казахи захватили северные кочевья каракалпаков и заставили их отступить к югу от Сырдарьи.

В 1811 году каракалпаки были завоеваны хивинским ханом и в конце концов переселены на Амударью. Хивинские ханы сохранили традиционную структуру управления каракалпакскими кланами, но обременяли их высокими налогами на землю и скот, заставляли рыть каналы. В 1856 году каракалпаки восстали. Восстание было жестоко подавлено. Хивинцы изменили ход каналов, из-за чего часть плодородной земли была затоплена. В следующем году началась эпидемия и голод, что привело к бегству многих каракалпаков в другие регионы. В 1873 году Хорезм стал колониально зависимым от России. С тех пор территория каракалпаков в дельте Амударьи постоянно посещается российскими торговцами. Однако отношения между аборигенами и гостями долгое время оставались напряженными.

В 1919 году каракалпаки поддерживали некоторых русских казаков, которые выступали против установления советской власти, но их совместное восстание в дельте Амударьи было подавлено. В 1924 году в составе Хорезмской Советской Народной Республики был создан Каракалпакский автономный округ. В 1932 году она была преобразована в Каракалпакскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (в 1932—1936 гг. в составе РСФСР, с 1936 года в составе Узбекистана), в 1992 году — в Республику Каракалпакстан. Автономия не включала в себя все земли, населенные каракалпаками. В самой автономии каракалпаки составляли только треть населения. Однако это позволило им получить официальный статус каракалпакского языка, начать модернизацию мясной культуры и помогло объединить людей в социалистическую нацию. В советское время возникла каракалпакская интеллигенция. В то же время каракалпаки сильно пострадали во время коллективизации и сталинских репрессий, что вызвало новую сильную волну переселения в южные мусульманские страны, главным образом в Иран и Афганистан.

[править] Культура

[править] Материальная культура

Каракалпаки изначально развивали полукочевое и перегонное скотоводство. Они держали овец, коз, коров и верблюдов. Перегонка животных была сезонной. Животных гнали на уже известные пастбища. Большинство людей переходили с ними. Были летние и зимние стоянки. В то же время земледелие уже существовало в поселениях каракалпаков. В прошлом преобладал ручной труд. Сеяли пшеницу, просо, овощи. После перехода в Амударью появилось товарное сельское хозяйство. Каракалпаки жили в Амударье среди тугайных лесов, где охота и собирательство играли важную роль. Рыбалка также была необходима для пропитания.

За годы советской власти произошли очень значительные изменения. Во время коллективизации каракалпаки были переселены в постоянные поселения к заливам. Земледелие получило преимущество перед другими отраслями сельского хозяйства. Однако характерной особенностью Каракалпакстана было то, что такие специальные культуры, как хлопок, высеивался на относительно небольших площадях по сравнению с другими землями Узбекистана. Колхозы в этом регионе развивали выращивание риса, пшеницы, проса, различных овощей, появились сады. Животноводство получило в основном мясомолочное направление. Дельта Амударьи также была известна своими фермами ондатр. Часть населения переехала в города, была занята в промышленности и рыболовстве. Последнее имело большое значение для жителей побережья Аральского моря до 80-х гг. После 1991 года крестьяне имеют возможность получать приусадебные участки площадью до 1,5-2,5 га.

Каракалпаки, оказавшиеся на Ближнем Востоке, компактно перебрались в Западный Иран и Восточную Турцию, где сохранили полукочевой характер экономики. В Афганистане они в основном занимаются земледелием.

Независимо от расселения каракалпаков, в их среде существует четкое разделение труда. Земледелие, животноводство, рыболовство и административное управление считаются мужскими профессиями. Сбор урожая — дело женщин и подростков. Почти все женщины работают в текстильной промышленности.

До коллективизации поселения носили племенной характер. Основным типом жилья была юрта. У каракалпакских юрт были конические крыши, решетчатые стены, которые были нагреты войлоком, всегда украшались, особенно вход, а внешний вид юрты зависел от тех или иных традиций. Рыбаки дельты и побережья Аральского моря также строили хижины из камыша и глины.

Традиционная одежда значительно изменилась за последние столетия под влиянием соседних узбекских и туркменских культур. В частности, широко распространены хлопковые и шелковые ткани. Особенностями женского костюма являются женский тюрбан или носовой платок кимешек, накидка жегдэ, изысканный церемониальный головной убор, украшенный кораллами — савкеле, нарукавники женсэ. Мужские наряды сохранились гораздо хуже. Известно, что в XIX веке носили халаты, брюки, шапки разных видов. В XX веке широко распространилась европейская одежда.

[править] Социальная культура

Традиционная структура каракалпакского общества довольно сложная. Каракалпаки делятся на два объединения: арыс — канират и он-тоорт-унв. Считается, что он-тоорт-унв (буквально «14 племен», но состоит из 4 племен) был сформирован из коренных жителей дельты Амударьи, которые жили до прибытия каракалпаков. Его члены в основном занимались сельским хозяйством. Арыс — канират делится на союзы шуулик и жавингир. Шуулик, в свою очередь — на племена улкен урыу. Племена состоят из 63 родов урыу. Жавингир включает в себя 7 родов. Считается, что канират — в основном скотоводы и рыбаки. Деление на роды также присутствует среди племен он-тоорт-унв. Роды экзогамны. Брак с членом своего племени запрещен. Разделение на роды сохранилось до наших дней и является важной чертой в самоопределении каракалпаков. Каракалпаки не имели единого руководства, хотя во время войны могли быть назначены вожди-ханы.

Семья — малая нуклеарная. Девушки выходили замуж в очень молодом возрасте — 13 — 16 лет. В настоящее время обычный возраст невесты — 18 лет. Семья жениха обязалась заплатить выкуп. Главой семьи считается отец. Его наследство передается его сыну или брату. Вдовы могут рассчитывать только на половину собственности. До установления Советской власти широко практиковалось многоженство.

Уже в XIX веке существовали огромные имущественные различия. Большая часть земли принадлежала баям — предводителям племен. Наделы обычных членов племен были небольшими и не позволяли даже обеспечить себя едой. Для уплаты налогов приходилось работать на знатных землевладельцев. Некоторые бедные семьи жили на полях баев и получали только еду за свою работу. Социальные реформы советского правительства изначально уничтожили социальное неравенство. Однако в результате дальнейшей бюрократизации оно фактически возродилось.

[править] Духовная культура

Музыка сохраняет древние традиции диатонических мелодий и мужского сольного пения на различные темы. Распространенные музыкальные инструменты — скрипка кабуз, щипковый струнный инструмент дутар, тамбурин дэп, тростниковые флейты, арфа и т. д. Фольклор известен песенными сказками, историческими легендами, эпическими проповедями «Алпамыс» и «Каблан». Популярны мусульманские праздники.

Профессиональная культура значительно развилась в XX веке. Появились каракалпакские писатели и композиторы, появился национальный театр.

[править] Язык

Каракалпакский язык имеет официальный статус в Каракалпакстане, преподается в школах, используется в средствах массовой информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *