карамат в исламе что такое
Что такое карамат?
«Карамат» означает милость, превосходство. Терминологически же слово карамат является выражением сверхъестественных явлений, демонстрируемых кем-либо из аулия (последователей любого из пророков), и которое выходит за рамки законов физики, химии и физиологии.
Об истинности карамата аулия сообщается в Коране: «Господь принял ее благосклонно, вырастил ее хорошей и поручил ее Закарии. Входя к ней в комнату, Закария каждый раз находил около нее пищу. Он спросил: «О, Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха. Поистине, Аллах дает пропитание, кому пожелает, без счета» (сура «Али Имран», аят 37).
Муфассиры, давая толкование этому аяту, говорили о том, что Пророк Закария (мир ему) заходя в комнату к Марьям (мир ей) летом видел у нее фрукты, которые поспевают зимой, а приходя к ней в зимние дни, видел, что рядом с ней находятся фрукты поспевающие летом. Если учитывать, что, по мнению алимов, Марьям не являлась пророком, то приведенный выше аят является неоспоримым доказательством истинности карамата аулия.
Один из известнейших аулия, Шихабуддин Сухраверди сказал: «Аллах, чтобы укрепить убежденность своих любимых рабов, дарует им карамат. Но есть и рабы, с сердец которых были подняты завесы, и которые познали сокрытое. У таких рабов нет необходимости в карамате для укрепления их убежденности. Поэтому среди сахабов не было распространено проявление карамата. Ведь сподвижники были всегда рядом с посланником Аллаха (мир ему), были свидетелями ниспослания откровений и прихода ангелов. Они не придавали значения мирской жизни, их души были чисты, а сердца сияли подобно зеркалу».
Карамат делится два вида: осязаемый и неосязаемый
Осязаемый карамат – это умение читать мысли, ходить по поверхности воды, летать в воздухе и т.д.
Простые люди считают аулия только тех, кто умеет демонстрировать подобные способности и не обращают внимания на то, совершают ли эти люди поклонение, и соответствует ли их моральный облик требованиям Ислама. А все потому, что зачастую люди не знают о неосязаемом карамате, к которому относится беспрекословное следование повелениям ислама, стремление совершать благодеяния, выполнение всех своих обязанностей, очищение сердца от всего плохого, отказ от эгоизма, и полная покорность Аллаху.
Следовательно, карамат является истиной, но не является непременным условием того, чтобы человек считался аулия.
Карамат в исламе что такое
от Замиль · Февраль 26, 2019
Муджиза — это сверхъестественные явления, доказывающие истинность пророчеств. Обычным людям не под силу совершать чудеса, такой способностью обладают только избранники Всевышнего. Каждый пророк продемонстрировал их, чтобы доказать свою избранность. Муджиза происходят только по Воле Аллаха.
Карамат – это сверхъестественные явления, происходящие по Воле Аллаха у праведников. Эти люди крайне щепетильно относятся к предписаниям Корана и стремятся безукоризненно выполнять все его повеления. Праведников называют вали, так как они достигли высокой степени приближенности к Аллаху и избегают грехов.
В Коране сказано: «Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, предназначена радостная весть [о доле благой] в этой жизни и будущей — слова Аллаха не подлежат отмене — это и есть великое преуспеяние» (Сура «Юнус», 10 / 62-64).
В другом аяте подчеркивается: «Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведет их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Сура «аль-Бакара», 2 / 257).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Праведники – это такие люди, увидев которых вы сразу же вспоминаете Аллаха».
С точки зрения феноменальности между муджиза и караматом нет разницы. Отличие лишь в том, что муджиза возникает у пророка, который открыто демонстрирует чудо людям как подтверждение своей миссии, а карамат возникает у праведника, который не призван его демонстрировать. Об этом сказано в Коране: «Господь принял и вырастил ее прекрасно и поручил ее Закарии. Каждый раз, когда Закария входил к ней в покои, находил при ней пропитание и [однажды] спросил: «О, Марйам! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это — от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Сура «Али Имран», 3 / 37).
В Исламе также известно о карамате сахабов. Об одном из таких чудес рассказано в Коране: «Не думаешь ли ты, что обитатели пещеры, [те,] о которых говорится в «Ар-Ракиме», были чудом, превосходящим Наши знамения? [Вспомни,] как юноши укрылись в пещере и сказали: «Господи наш! Даруй нам Твою милость и веди нас в нашем деле прямым путем». Мы погрузили их в сон в пещере на долгие годы. Потом Мы разбудили их, чтобы показать, какая из двух [спорящих] сторон правильно определит, сколько они пробыли [в пещере]»(Сура «аль-Кахф», 18 / 9-12).
Существует много хадисов, доказывающих существование карамата вали. Проявления чудес были присущи некоторым сподвижникам Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Анас (радыяллаху анху) рассказывал, что однажды два сахаба вышли в путь тёмной ночью, и перед ними зажглись огни, осветившие их дорогу. Эти чудесные явления сохранялись до тех пор, пока сподвижники не добрались до дома (Бухари, «Салят», 79).
Караматы (чудеса) любимцев Аллаха
Спросили у шейхуль-Ислама Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (909-974 г. х.):
«Является ли истиной наличие караматов у любимцев Аллаха, и может ли их карамат достичь оживления мертвых и других подобных вещей, которые были му`джизатом (чудом) у пророков (мир и благословение им). Человек, оживленный караматом любимца Аллаха, будет считаться живым человеком или мертвым?»
Говоря вкратце: карамат любимца Аллаха – это часть му’джизата Пророка да благословит его Аллах и приветствует, но из-за величия следования Пророку да благословит его Аллах и приветствует Всевышний Аллах проявил некоторые особенности пророков у его наследника, последователя в других действиях и остановках.
Поистине, ангелы спускались, чтобы слышать чтение Усайда ибн Хазира иль-Кунди. Салман и Абу Дарда ели из блюдца, и тогда блюдце и то, что в нем, стали делать тасбих. Достоверно то, что их караматы доходят и до оживления мертвых, в отличие от мнения Абуль-Касима аль-Кушайри. Поэтому аз-Заркаши сказал: «То, что он (аль-Кушайри) сказал, – это слабое мнение, потому что большинство считает иначе». Это мнение порицали ученые, даже его сын Абу Наср аль-Кушайри в своей книге «Аль-Муршид». В этой книге он сказал после его (отца) слов: «Достоверно же то, что чудеса могут проявляться в качестве карамата любимцам Аллаха». Так же сказано в книге «Аль-Иршад» имама аль-Харамайни.
В шархе на «Сахих Муслима» ан-Навави говорит: «Караматы возможны в различных проявлениях. Некоторые посчитали, что это связано с принятием их (авлия) мольбы, но это ошибка и отрицание очевидного. Истина же в том, что это происходит изменением предметов и т. п.»
Маленький рассказ: у одного саляфа умерла лошадь на газавате, и он попросил Аллаха оживить лошадь, чтобы та довезла его до дома. Всевышний Аллах оживил лошадь, и этот человек, придя домой, сказал своему сыну: «Забери седло, она (лошадь) у нас во временном пользовании». Сын взял седло, и лошадь тотчас умерла.
Аль-Яфии, да будет доволен им Аллах, сказал: по достоверной цепочке до Абдуль-Кадира аль-Джиляни, да смилуется над ним Аллах, передано, что к нему пришла мать одного молодого юноши, когда он ел курятину, а ее сыну давал худшее мясо. Абдуль-Кадир аль-Джиляни сказал ей: «Когда твой сын дойдет до уровня, когда сможет сделать вот так, – и сказал: Встань, курица, – курица встала, у нее появились крылья, и [она] взлетела. – Тогда он и будет есть курицу».
То, что предписанный срок ограничен, не отрицает возможность оживления мертвых, потому что он сначала умер по истечению срока, выделенного для него, а потом ожил как проявление карамата. Умерший не оживает лишь в день воскрешения – это если отсутствует карамат. А когда есть карамат, то его оживление подобно оживлению в могиле для допроса, о чем есть достоверный хадис. Поистине, такое случилось у пророка Узайра, и его осла, и тех (смысл):
«…которые вышли из своих домов, опасаясь смерти, хотя их было тысячи. Аллах сказал им: Умрите, а затем Он оживил их» (сура «Аль-Бакара», аят 243).
Итог: под словами «оживление после смерти» имеется в виду воскрешение, а не оживление как карамат или для допроса в могиле».
[Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 193-194.
Дар ат-Таква. Дамаск. 2008 г.]
О чудесах (карамат)
Предлагаем вниманию читателей важный текст о караматах из книги из больших факихов шафиитского мазхаба имама шейхуль-Ислама Сиражуддина Умара ибн Расляна аль-Булькини (годы жизни – 724-805 по хиджре), да будет доволен им Всевышний Аллах. Имам пишет[1]:
Об истинности чуда (карамата) и его отличии от муаджизата
Люди Истины (Ахль Хакк) считают, что авлия могут совершать действия, нарушающие привычный порядок вещей. (При этом) муаджизат (чудо, которое даруется Всевышним Аллахом лишь пророкам) отличается от карамата тем, что обладатели последнего не претендуют на ступень пророчества (ан-нубуват).
Устаз Абу Исхак считал, что карамат недействителен, однако это мнение опровергается достоверными (пророческими) сообщениями, а также многочисленными историями о чудесах.
Учёные, подтверждающие истинность и законность карамата, разошлись в вопросе о том, каким требованиям должно соответствовать чудо, чтобы считаться действительным.
Одна из групп учёных сказала, что карамат действителен, только если он происходит независимо от свободного выбора вали. Именно это, по их мнению, отличает карамат от муаджизата.
Другая группа учёных решила, что свободный выбор вали в создании (Всевышним Аллахом) чуда допустим, если вали публично (посредством карамата) не претендует на ступень «вилая». Именно это, по их мнению, отличает карамат от муаджизата.
Третья группа учёных сказала, карамат законен, даже если вали претендует на обладание ступенью «вилая».
(Затем) отдельные ашариты склонились к мнению, что вали не может обладать той разновидностью чуда, которой обладает пророк. Однако верное мнение состоит в том, что это допустимо, так что учёные, придерживающиеся данной позиции, сказали, что вали может обладать всеми видами пророческих чудес, кроме Корана»
(Конец слов имама аль-Булькини аш-Шафии)
Вот прекрасный текст, опровергающий невежественные утверждения позитивистов от Ислама, что вали не может, к примеру, оживить покойника (или жареного цыплёнка), поскольку это (по их мнению) – исключительная прерогатива пророков, или что вали не может приобрести карамат по собственному свободному желанию.
Так, например, ваххабиты, по своему невежеству, потешаются над историей, которую приводит шейх Абдуль-Ваххаб аш-Шаарани, рахимахуллах. В этой истории суфий оживляет жареную курицу. Однако, как становится ясно из вышеприведенного текста имама аль-Булькини аш-Шафии, рахимахуллах, это вполне соответствует одному из законных мнений Шариата: вали, во-первых, может практиковать разновидность чуда, которой обладает пророк – в данном случае, это оживление мёртвого – а во-вторых, может приобрести карамат по собственному свободному желанию.
Известно, что ваххабиты или некоторые из них отрицают, что тот или иной праведник (вали) может обладать караматом оживления покойника.
Ивестный ханафитский алим шейх Самир Насс, хафизахуллах, который живет в Дамаске, имел проблемы с так называемыми салафитами после того, как упомянул в одном собрании, что известный вали шейх Ахмад Харун, рахимахуллах, оживил покойника.
Однако удивительно, что они это отрицают, потому что непререкаемый авторитет для них – Ибн Таймийя – признает, что вали может обладать караматом воскрешения умершего.
Ибн Таймийя пишет в книге “Ан-Нубуват”[2]:
“И непременно требуется признать правдивость знамений (чудес), которыми обладают пророки, а также правдивость тех, кто убежден в правдивости (пророков) и засвидетельствовал истинность пророческой миссии.
Эти знамениями, с которыми Всевышний Аллах посылает пророков, могут обладать все посланники Аллаха, например, Всевышний Аллах даровал чудо воскрешения из мертвых (многим) Своим пророкам. (При этом) оживлять покойников могут не только пророки, но также и их последователи, что в действительности и случилось (как для группы людей из этой исламской уммы, так и для последователей Исы, алейхи ссалям).
Люди, которым было даровано это чудо, говорят: «Поистине, Всевышний Аллах воскрешает мертвых посредством дарованного нам чуда. И лишь в силу нашей веры (в пророков) и нашего признания правдивости (пророков) Всевышний Аллах оживляет покойников посредством дарованного нам чуда”.
Поэтому факт воскрешения мертвого [кем-либо] непременно требует признания его веры в посланническую миссию Исы, алейхи ссалям, или Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует. И совершение [кем-либо] такого чуда не может являться непризнанием этого пророчества. Поэтому чудо оживления мертвого – это ясный знак истинности их (пророков) пророческой миссии…”
“Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах наделил Своих пророков особенностями, которыми не могут обладать не пророки. И нет сомнения в том, что из знамений (чудес) пророков есть такие, которые не могут быть дарованы не пророкам. Более того, какому-нибудь пророку Аллаха может быть даровано знамение, которого лишены другие посланники. Например, превращение посоха в змею, изменение цвета руки и рассечение на две половины морской пучины – всё это было даровано исключительно Мусе, алейхи ссалям.
А раскалывание Луны, Коран, бурление воды из под пальцев (и другие чудеса) были дарованы лишь Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. А знамение, которым обладал Салих, алейхи ссалям, – появление из земли верблюдицы – было даровано Аллахом только ему, и никто из других посланников не совершал это (буквально – не имел его). [Однако это не касается] чуда оживления мертвеца, которым обладали многие из пророков и даже праведники…”
Ибн Таймийя пишет далее[3]:
“Ни один [человек], отвергающий пророков, не может прийти с теми знамениями, которыми они обладали. Что же касается верующих в пророческую миссию, то они признают, что те чудеса, которыми они обладают, – знамения самих пророков Аллаха с той лишь разницей, что знамения последователей посланников Аллаха никогда не будут подобными знамениям самих посланников.
Хотя пророки и их последователи могут совершать одни и те же (некоторые) чудеса, например, оживление покойника или увеличение еды и питья.
Но соучастия в таких знамениях как Коран, рассечение на две половины моря и раскалывание луны быть не может, поскольку Всевышний Аллах превознес Своих пророков над остальными людьми”.
[1] Абу Хафс Умар ибн Раслян аль-Булкини, Манхаджуль-аслайн, стр. 44.
Что такое карамат аулия?
Что такое карамат аулия?
Слово «карамат» означает милость, превосходство. Терминологическим значением слова карамат, является сверхъестественное явление, демонстрируемое кем-либо из аулия, из числа последователей любого из пророков, и которое выходит за рамки законов физики, химии и физиологии.
Истинность карамата аулия подтверждается Кораном: «Каждый раз, когда Закарийа входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: «О, Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает» (Али Имран 3/37). Муфассиры, давая толкование этому аяту, говорили, что когда Закариййа (алейхи салям) заходил в комнату Марьям в летние дни, видел у нее фрукты, которые поспевают зимой, а приходя к ней в зимние дни, видел, что рядом с ней находятся фрукты поспевающие летом. Известно, что по единогласному мнению алимов, Марьям не являлась пророком. И этот аят является неоспоримым доказательством истинности карамата аулия.
Один из известнейших аулия, Шихабуддин Сухраверди сказал: «Аллах, чтобы укрепить убежденность своих любимых рабов, дарует им карамат. Но и над ними есть рабы, с сердец которых были подняты завесы, и которые познали сокрытое. Для таких рабов нет необходимости в карамате, для укрепления их убежденности. Поэтому у сахабов, относящихся к этой категории рабов, проявление карамата не было распространено. А у аулия последующих поколений, проявлений карамата было много. Потому что сподвижники были всегда рядом с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), были свидетелями ниспослания откровений и прихода ангелов. Они не придавали значения мирской жизни, их души были чисты, а сердца сияли подобно зеркалу. Поэтому у них не было нужды в карамате».
Карамат у аулия возникает непроизвольно. Карамат делится два вида: осязаемый и неосязаемый.
Простые люди знают только об осязаемом карамате. Например, первым, что приходит людям на ум при упоминании о карамате, является умение читать мысли, видеть будущее, умение ходить по поверхности воды, летать в воздухе, мгновенное принятие всех дуа. Люди считают аулия только тех, кто способен демонстрировать все это. Не обращая при этом внимания на то, совершают ли эти люди поклонение, и соответствует ли их моральный облик требованиям Ислама.
Что же касается неосязаемого карамата, то о нем знают только избранные рабы Аллаха. К этому виду карамата относится: беспрекословное следование повелениям Ислама, стремление совершать благодеяния, выполнение всех своих обязанностей, очищение сердца от всего плохого, отказ от эгоизма, и полная покорность Аллаху.
Была ли этой статья вам полезной? Сделайте репост, напишите свой комментарий!