карамзин что сделал для россии
Семь главных заслуг Николая Карамзина
Знаменитый писатель, переводчик, критик, историограф, поэт, Николай Михайлович Карамзин внёс значительный вклад в российскую культуру. Мы вспоминаем 7 главных заслуг этого разностороннего человека…
Бестселлер о двенадцати томах
В 1803 году, в год начала первой русской кругосветной экспедиции, Николай Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 рублей. Писатель получил доступ в архивы и библиотеки. Двадцать три года Карамзин работал над своим монументальным трудом. Современники читали «Историю» взахлёб и живо раскупали тираж – книга написана хорошим литературным языком.
Одним из преданных читателей Карамзина был Пушкин. Из «Истории» он почерпнул материал для трагедии «Борис Годунов». Либерально настроенные читатели критиковали Карамзина за проявленный этатизм, за то, что историю России автор преподносит как историю царей и самодержавия.
В пылу полемики журналист Николай Полевой даже начал писать «Историю русского народа», но книга успеха не имела.
Инновации языка и буква «Ё»
Карамзин – один из виднейших реформаторов русского языка. Он нарочно отказывался от использования церковнославянизмов в своих произведениях и активно обновлял русский язык.
Кармазин ввёл в употребление целый ряд неологизмов, прочно вошедших в язык.
Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё». Новации Карамзина вызывали горячие споры. Начало XIX века стало временем ожесточенной полемики между обществом «Беседа любителей русского слова» во главе с Шишковым и обществом «Арзамас», который представляли Жуковский, Карамзин, Пушкин, Вяземский, Батюшков. В языковом споре история показала убедительную победу «Арзамаса».
Открытие «Хожения»
Николай Карамзин был открывателем «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Отрывки из уникального произведения XV века писатель опубликовал в примечаниях к VI тому «Истории Государства Российского».
Первый профессиональный литератор
Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения.
Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность.
«Воруют. «
Знаменитой стала фраза: «Воруют. «, произнесённая Карамзиным во время путешествия в Европу, в ответ на вопрос соотечественника о родине.
В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так:
«Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
— Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
— Воруют, — ответил Карамзин. ».
Сентиментализм
До того, как Карамзин отдал свои силы созданию «Истории государства Российского», он стяжал славу первоклассного писателя и был одним из видных приверженцев сентиментализма.
Его повесть «Бедная Лиза», ставшая хрестоматийной, является классическим примером этого литературного направления. Карамзин менял отношение к литературному творчеству. Его признаками становились не высокий слог, а изящество языка, ценность героя стала определяться не социальным уровнем героя, а его душевной тонкостью, способностью к сопереживанию и добродетели.
С Кантом на дружеской ноге
Карамзин был одним из первых «европейцев» российской культуры. Во время своего путешествия по Европе он встречался с «властителями умов» того времени; Кантом, Гердером, Лафатером, Бонне, Мармонтелем.
В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
250 лет Карамзину: как историк открыл стране древнюю Россию
— Есть мнение, что взгляды Карамзина постепенно эволюционировали в сторону монархизма. Эта перемена была значительной, или со временем он просто утвердился в своей точке зрения?
— В детстве с Николаем Карамзиным произошёл удивительный случай, оставивший неизгладимый след в его жизни и описанный им в автобиографической повести «Рыцарь нашего времени». Он очень любил читать книги, уединившись на берегу Волги, под сенью огромного дуба. Однажды он зачитался и не заметил, как набежала огромная грозовая туча. Раскат грома выгнал из леса медведя, который бросился спасаться под дуб, не ожидая встретить там человека. Когда между ними оставалось несколько метров и гибель подростка была неотвратимой, грянул гром — и молния поразила медведя. Благодарный юноша поднял к небу глаза и «почувствовал там присутствие Бога-Спасителя. Слёзы его лились градом; он молился в глубине души своей, и молитва его была… благодарность». Карамзин никогда не стал бы атеистом, хотя соблазн такой был.
После окончания московского пансиона Иоганна Шадена, короткой военной службы и смерти отца Карамзин в 18 лет вышел в отставку и поселился в Симбирске, где познакомился с поэтом и масоном Иваном Тургеневым. Именно Тургенев ввёл молодого литератора в московское масонское общество и познакомил с (журналистом и общественным деятелем. — RT) Николаем Новиковым. В этой масонской среде, разделявшей республиканские взгляды, Карамзин пробудет четыре года. Масонские связи помогут ему встречаться с известными людьми во время его европейского путешествия в 1789—1790 годах. Часть масонов были мистиками, часть — атеистами. Помня о своем чудесном спасении, Николай Карамзин не стал ни тем, ни другим.
Изучение русской истории только укрепило его монархические взгляды, основанные на православной вере. «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной», — заметит он в повести «Марфа-посадница». В полной мере эти взгляды отразятся уже в «Истории государства Российского».
— Что сделал Карамзин для русской литературы? Герцен, например, писал, что его влияние на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество.
— В творчестве Николая Карамзина в наибольшей степени проявилось новое для России конца XVIII века литературное направление сентиментализм, пришедшее на смену рациональному классицизму. Именно в прозе и лирической поэзии проявляются и описываются чувства (отсюда и название направления). Познание действительности осуществляется через ощущения. Писатели-сентименталисты отвергают правила, в большей степени руководствуясь чувством, воображением. Они ценят данного человека, данное его действие, проявляют повышенное внимание к его переживаниям, прокладывают путь к индивидуальности. Именно Карамзин в повести «Бедная Лиза» впервые заявил, что «и крестьянки любить могут», то есть открыл для русской литературы простого человека.
Влияние его сентиментальных повестей на русских писателей XIX века было огромным. Я уже не говорю о языке его «Истории государства Российского». Это замечательный пример того, как изящно можно писать о вещах сложных.
—Карамзин известен и как реформатор русского языка. На что он ориентировался? Чем была вызвана необходимость изобретать слова? И почему Карамзин начал использовать букву «Ё»? Она, насколько известно, вызывала споры.
— Когда он только вступал в литературу, то подражал «живости слога» французских и английских писателей, не находя изящества речи у последователей Ломоносова. При этом он использовал и иностранную лексику. Увлечение русской историей, чтение летописей и древнерусских памятников пробудили в нём интерес к церковнославянскому языку и он стал использовать славянскую лексику, ища замену иностранным словам и создавая кальку с них. Так из-под его пера появились слова «впечатление», «влюблённость», «трогательный», «занимательный», «гармония», «влияние», «катастрофа», «будущность» и другие. По словам профессора Ивана Порфирьева, «слог Карамзина есть выражение склада и направления его духовных способностей: он был новым по симпатичности, нежности, сердечности».
Буква «Ё» в то время уже употреблялась в разговорной речи и вносила уточняющий аспект в используемые слова. Скажем — ёж, ёлка, все и всё.
Карамзин привнёс в литературный язык гармонию, музыкальность речи, по мнению Грота, он «заговорил языком сердца».
—Когда Карамзин начал выпускать «Историю государства Российского», книги расходились, как говорят, с огромной скоростью. Почему они были популярны? Насколько его труд достоверен? Кого больше всего интересовала «История…» — людей, которые хотели изучать историю, или простых обывателей?
— Людей, которые захотели узнать историю своего Отечества. Интерес к его историческим очеркам проявился ещё в самом начале XIX века, когда Карамзин печатал их в издаваемом им же первом «толстом» литературно-публицистическом журнале «Вестник Европы». Видя неподдельный к ним интерес, он решил сосредоточиться на написании отечественной истории. Автором последней масштабной истории России был Василий Татищев (его «История российская» была создана в 20—40-х годах XVIII века. — RT) — «последний русский летописец», как его называли за стиль и манеру изложения. Карамзин решил написать доступную для всех историю нашего Отечества и обратился с письмом к министру народного просвещения Михаилу Муравьёву с просьбой о пансионе и доступе к архивам. Император Александр I пожаловал ему звание историографа и 2000 рублей жалования. Это дало Карамзину возможность всецело сосредоточиться на работе, отказавшись от кафедр Дерптского и Харьковского университетов.
В 1815 году уже были написаны восемь томов «Истории». На следующий год историк представил их императору Александру I с просьбой разрешить посвятить свой труд российскому самодержцу. Императрице Елизавете Алексеевне он признавался: «Я писал с любовью к отечеству, ко благу людей в гражданском обществе и к святым уставам нравственности». По мысли Карамзина, историк должен быть учителем нравственности, что он и продемонстрировал в своем сочинении.
Государь наградил Карамзина чином статского советника и орденом Св. Анны I степени, а также выделил 60 тыс. рублей на издание «Истории». В 1818 году она вышла тиражом в 3000 экземпляров и разошлась в течение 25 дней. Небывалый успех! Как отметил Пушкин, «даже светские женщины бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».
— Какое художественное произведение в творчестве Карамзина вы бы особенно отметили и почему? Что для вас наиболее интересно с точки зрения исследования его произведений?
— Повесть «Бедная Лиза». И не только потому, что она вызвала много подражаний. Она оказала значительное влияние на русских писателей XIX века — Пушкина, Лермонтова и даже Достоевского, брат которого вспоминал, что повесть читали все вместе, вечерами в гостиной.
Насколько мне известно, Николай Карамзин в этой повести впервые в русской литературе использовал в качестве духовной основы «учение о прилоге», разработанное древними христианскими старцами. Оно объясняет, как из помысла («прилога») зарождается грех и проходит пять стадий в своем развитии: помысл, сочетание, со-сложение, пленение и грех. Лиза проходит эти пять стадий от знакомства с Эрастом до самоубийства.
Фёдор Достоевский тоже использовал «учение о прилоге» при написании романа «Преступление и наказание», в котором уже Раскольников проходит пять стадий в развитии греха — от знакомства со старухой до её убийства.
Николай Карамзин одним из первых в русской литературе проявил интерес к внутреннему миру человека, отразив его в своих произведениях. Писатели-реалисты продолжат начатое им изучение человека…
Карамзин что сделал для россии
249 лет назад родился Николай Карамзин. Знаменитый писатель, переводчик, критик, историограф, поэт, он внёс значительный вклад в российскую культуру. Мы вспоминаем 7 главных заслуг этого разностороннего человека.
В 1803 году, в год начала первой русской кругосветной экспедиции, Николай Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 рублей. Писатель получил доступ в архивы и библиотеки. Двадцать три года Карамзин работал над своим монументальным трудом. Современники читали «Историю» взахлёб и живо раскупали тираж – книга написана хорошим литературным языком. Одним из преданных читателей Карамзина был Пушкин. Из «Истории» он почерпнул материал для трагедии «Борис Годунов». Либерально настроенные читатели критиковали Карамзина за проявленный этатизм, за то, что историю России автор преподносит как историю царей и самодержавия. В пылу полемики журналист Николай Полевой даже начал писать «Историю русского народа», но книга успеха не имела.
Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность.
Знаменитой стала фраза: «Воруют. «, произнесённая Карамзиным во время путешествия в Европу, в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так:
«Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
— Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
— Воруют, — ответил Карамзин. ».
До того, как Карамзин отдал свои силы созданию «Истории государства Российского», он стяжал славу первоклассного писателя и был одним из видных приверженцев сентиментализма. Его повесть «Бедная Лиза», ставшая хрестоматийной, является классическим примером этого литературного направления. Карамзин менял отношение к литературному творчеству. Его признаками становились не высокий слог, а изящество языка, ценность героя стала определяться не социальным уровнем героя, а его душевной тонкостью, способностью к сопереживанию и добродетели.
Карамзин был одним из первых «европейцев» российской культуры. Во время своего путешествия по Европе он встречался с «властителями умов» того времени; Кантом, Гердером, Лафатером, Бонне, Мармонтелем. В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Историк Н.М. Карамзин
А. Венецианов «Портрет Н.М. Карамзина»
«Искал я к истине пути,
Хотел узнать всему причину…» (Н.М. Карамзин)
«История государства российского» была последним и незаконченным трудом выдающего русского историка Н.М. Карамзина: всего было написано 12 томов исследования, российская история изложена до 1612 г.
Интерес к истории появился у Карамзина ещё в молодости, но до его призвания как историка был длинный путь.
Из биографии Н.М. Карамзина
Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. Учился в Московском университете. Короткое время служил в преображенском гвардейском полку Петербурга, именно к этому времени относятся его первые литературные опыты.
После выхода в отставку некоторое время жил в Симбирске, а затем переехал в Москву.
В 1789 г. Карамзин уезжает в Европу, где в Кенигсберге посещает И. Канта, а в Париже становится свидетелем Великой французской революции. Возвратившись в Россию, он публикует «Письма русского путешественника», которые делают его известным писателем.
Писатель
«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною» (А.И. Герцен)
Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.
В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина»
Литературное направление сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) было популярно в Европе с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.
В Россию европейский сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х гг. благодаря переводам «Вертера» Гете, романов С. Ричардсона и Ж.-Ж. Руссо, которые были очень популярны в России:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.
Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней.
Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.
В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.
Н.М. Карамзин – реформатор русского языка
Он обогатил русский язык многими словами: «впечатление», «влюблённость», «влияние», «занимательный», «трогательный». Ввёл в обиход слова «эпоха», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «гармония», «будущность», «катастрофа», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный».
Его языковые реформы вызвали бурную полемику: члены общества «Беседа любителей русского слова», во главе которого стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков, придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы русского языка. В ответ на их деятельность в 1815 г. образовалось литературное общество «Арзамас» (в него входили Батюшков, Вяземский, Жуковский, Пушкин), которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Была одержана литературная победа «Арзамаса» над «Беседой», которая упрочила и победу языковых изменений Карамзина.
Карамзиным также была введена в алфавит буква Ё. До этого слова «ёлка», «ёж» писались так: «іолка», «іож».
Карамзин ввёл в русскую письменность также тире, один из знаков препинания.
Историк
В 1802 г. Н.М. Карамзин написал историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», а в 1803 г. Александр I назначил его на должность историографа, таким образом, всю оставшуюся жизнь Карамзин посвятил написанию «Истории государства российского», фактически закончив с художественной литературой.
Исследуя рукописи XVI в., Карамзин открыл и опубликовал в 1821 г. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В связи с этим он писал: «… в то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара» (историческая область в Южной Индии). Кроме этого, Карамзин был инициатором установки памятника К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади и выступал с инициативой воздвижения памятников выдающимся деятелям отечественной истории.
«История государства российского»
Исторический труд Н.М. Карамзина
Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV Грозного и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.
Но «История» Карамзина имела, кроме исторических, высокие литературные достоинства, в том числе и благодаря лёгкости письма, она привлекла к русской истории не только специалистов, но и просто образованных людей, что очень способствовало становлению национального самосознания, интереса к прошлому. А.С. Пушкин писал, что «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Считается, что в этом труде Карамзин всё-таки больше проявил себя не как историк, а как писатель: «История» написана красивым литературным языком (кстати, в ней Карамзин не употреблял букву Ё), но историческая ценность его труда безусловна, т.к. автор пользовался рукописями, которые были впервые опубликованы именно им и многие из которых до настоящего времени не сохранились.
Работая над «Историей» до конца жизни, Карамзин не успел её закончить. Текст рукописи обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612».
Работа Н.М. Карамзина над «Историей государства Российского»
В 1804 г. Карамзин удалился в усадьбу Остафьево, где полностью посвятил себя написанию «Истории».
Остафьево – подмосковная усадьба князя П. А. Вяземского. Её построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь А. И. Вяземский. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешло во владение графов Шереметевых.
В 1804 г. А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Н.М. Карамзина, который работал здесь над «Историей государства Российского». В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России: здесь много раз бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич.
Содержание «Истории государства российского» Карамзина
Н. М. Карамзин «История государства российского»
В ходе работы Карамзин нашёл Ипатьевскую летопись, именно отсюда черпал историк многие детали и подробности, но не загромождал ими текст повествования, а вынес их в отдельный том примечаний, которые имеют особое историческое значение.
В своём произведении Карамзин описывает народы, населявшие территорию современной России, истоки славян, их конфликт с варягами, рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении, подробно описывает все важные события российской истории до 1612 г.
Значение труда Н.М. Карамзина
Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.
Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.
Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.
Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.
Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.
Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.
Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.