кардиоидный конденсаторный микрофон что это
Микрофоны: чем они принципиально отличаются?
Не секрет, что в музыкальном мире разные микрофоны отличаются не только цветом и формой. При этом все микрофоны служат одной и той же цели: принимают звук и переводят его в электрический сигнал, которым мы в дальнейшем можем управлять. Однако то, КАК они это делают, может сильно повлиять на качество звука на сцене, на репетиционной базе или в студии звукозаписи
Что должен помнить каждый музыкант при выборе микрофона? Разбираемся вместе
Не секрет, что в музыкальном мире разные микрофоны отличаются не только цветом и формой. При этом, по большому счету, все микрофоны служат одной и той же цели: принимают звук и переводят его в электрический сигнал, которым мы в дальнейшем можем управлять. Однако то, КАК они это делают, может сильно повлиять на качество звука на сцене, на репетиционной базе или в студии звукозаписи. Я всегда призывал, призываю и буду призывать музыкантов подробно изучать различные микрофоны, чтобы таким образом понять, какие микрофоны подходят для вас лучше всего. Также я рекомендую всегда иметь с собой на репетициях и на выступлениях свой собственный микрофон подходящего для вас типа.
Существуют 2 основные характеристики микрофона, влияющие на его «звучание»: тип капсюля и характеристика направленности. В данной статье мы подробно остановимся на второй характеристике.
Характеристика направленности микрофона — это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений, т.е. его чувствительность к звуку в зависимости от положения источника звука относительно микрофона. Ниже мы рассмотрим 4 основные характеристики направленности, которые вы чаще всего встретите в музыкальном мире, а также опишем ситуации, в которых каждый из этих типов подойдет лучше всего.
Ненаправленный микрофон
— студий при записи объемного звучания
— определенных живых выступлений, на которых звук полностью контролируются, для передачи чистого, естественного, открытого звука, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для окраски звука, источник которого направлен не напрямую в сторону микрофона (не по оси микрофона).
Ненаправленные микрофоны (также часто называемые «omni» от «omnidirectional» — «ненаправленный») чувствительны к звукам с любого направления. Будь источник звука сверху, снизу, перед или за микрофоном, он примерно одинаково примет его звук (не абсолютно одинаково, но для простоты понимания разницу можно не учитывать). Эти микрофоны ценятся музыкантами за свою низкую «окраску» звука и удивительно «плоский» частотный спектр звука, в особенности на низких частотах. Эти микрофоны также слабо чувствительны к шуму ветра или к «взрывным» согласным (таким, как «Б» или «П»). Однако именно из-за характеристики направленности данный тип микрофонов зачастую является бесполезным на шумных живых выступлениях и находит свое применение в основном только в студиях.
Двунаправленный микрофон
— студий при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов
— ситуаций, когда требуется сильное отсекание звука (например, когда происходит запись вокала певца, который одновременно играет на гитаре)
— записи по технологии «mid-side обработка» и технологии Алана Блюмляйна (особые технологии записи стерео-сигнала)
— Cascade Fat Head II
Двунаправленные микрофоны (также называемые «восьмерками» из-за формы их диаграммы направленности) принимают звук одинаково хорошо как за собой, так и перед. По своей природе они удивительным образом не воспринимают звуки, исходящие непосредственно по бокам микрофона (т.е. +— 90° к их оси). Однако эта характеристика направленности — еще одна, с которой крайне трудно работать во время живых выступлений. Тем не менее, благодаря полному отсутствию чувствительности этих микрофонов к источникам звука, расположенным по их обеим сторонам, они имеют несколько весьма интересных и необычных способов применения в студийных условиях, связанных с их местом расположения.
Кардиоидный микрофон
— сцены и студии: универсальная «рабочая лошадка» музыкантов
— приема звука от близко расположенного к микрофону источника звука и для его изолирования от окружающих источников как на сцене, так и в студии
Кардиоидные микрофоны — это первый в нашем обзоре тип однонаправленных микрофонов, т.е. тех микрофонов, которые принимают звук только в одном направлении. Из названия «кардиоидный» может показаться, что микрофон имеет что-то общее с сердцем (вспомним ту же кардиограмму). И это действительно так! Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца (не анатомическую форму, а ту, которую мы рисуем с детства для обозначения сердца), что делает их чувствительными к звукам, исходящим непосредственно напротив микрофона и нечувствительным к звукам позади микрофона. И, о чудо: этот микрофон одинаково активно используется как в студиях, так и на концертах! Он слабо восприимчив к источникам, находящимся за микрофоном, что делает его кандидатом #1 для использования в качестве вокального или инструментального микрофона.
К сожалению, ничего идеального в мире не существует, и данный тип микрофонов также не лишен своих недостатков. Довольно сложно найти кардиоидный микрофон без своего особого «характера» по отношению к тому, как он воспринимает определенные частоты (хотя это не обязательно всегда является плохим свойством). Другой феномен, свойственный данному типу микрофонов, — это то, что мы называем «эффектом близости». По мере приближения источника звука к микрофону, на расстоянии около 0-2 сантиметров от микрофонной сеточки появляется заметное увеличение отклика низких частот. Вы могли это замечать, когда вы приближались к микрофону и ваш голос становился «больше» и «полнее», чем когда вы находились вдали от микрофона. Как вокалист, это может использоваться для добавления определенной теплоты и полноты голосу, но также это доставляет определенные проблемы в случае если вокалист имеет привычку значительно менять дистанцию до микрофона, что приводит к нежелательным изменениям в тембре его голоса.
Гиперкардиоидный (суперкардиоидный) микрофон
— приема звука в время живых выступлений, когда требуется более изолированный звук
— подзвучки вокала для еще большего устранения «утечки» звука на сцене, чем у кардиоидных микрофонов
— студийных и концертных записей, требующих строго направленного и сфокусированного звука
Будучи братом кардиоидного микрофона, этот тип микрофонов демонстрирует похожие характеристики по направлениям звука с небольшими, но очень важными отличиями. Эти микрофоны являются еще одним отличным выбором для живых концертных выступлений, особенно для вокалистов, т.к. эти микрофоны имеют еще более плотный и направленный отклик, чем аналогичные кардиоидные микрофоны. Они себя прекрасно проявляют на громких сценах, когда имеется множество источников шума вокруг вокалиста и задачей является четкое снятие звуков исключительно вокалиста. Однако, с другой стороны, данный тип микрофонов может доставить проблемы подвижным вокалистам, которые благодаря своим движениям на сцене меняют угол относительно микрофона, что сильно сказывается на тембре и громкости подученного голоса вокалиста. Даже незначительное отклонение от оси микрофона может оказать заметную разницу в звуке.
Другим недостатком, который необходимо иметь в виду при использовании такого микрофона, является так называемый «кроличий хвост» у диаграммы направленности позади микрофона, связанный с формой его капсюля. У этих микрофонов появляется дополнительная небольшая зона проникновения звука ЗА микрофоном. Хоть эти микрофоны не такие чувствительные сзади, как двунаправленные «восьмерки», но тем не менее с ними нужно следить за тем, куда направлена его противоположная сторона. Если вы как вокалист подведете этот «кроличий хвост» к вокальному напольному монитору, то мало никому не покажется: микрофон сразу же заведется и противный фидбек станет незванным гостем вашего концерта.
Мы надеемся, что приведенные советы дадут вам пищу для размышлений при выборе микрофона. Пробуйте разные варианты, и тогда вы сможете найти именно тот микрофон, который подходит вам лучше всего!
Идея и материал для статьи: Арон Станиулис (Aaron Staniulis) — не только звукорежиссер на концертах и в студии, но также опытный музыкант, вокалист и композитор. Он провел равное количество времени по обеим сторонам микрофона, работая и играя с различными музыкальными коллективами начиная от барных кавербэндов и заканчивая группами ведущих звукозаписывающих лейблов, на концертах с аудиторией от десятков до десятков тысяч человек.
Кардиоидный микрофон
Приборы, преобразующие звуковые колебания в электрический сигнал, применяются во многих сферах деятельности.Микрофоны отличаются по следующим конструктивным и электрическим параметрам:
Направленность голосового прибора определяет его чувствительность в зависимости от стороны, с которой приходит звук. Диаграмма направленности микрофона отображает зону захвата звукового сигнала с точками максимальной и минимальной чувствительности. По направленности микрофоны делятся на следующие типы:
Что такое кардиоидный микрофон
Микро называется так, поскольку его диаграмма направленности имеет вид математической кривой в форме сердца. Кардиоидная диаграмма направленности микро обеспечивает максимальную чувствительность спереди, по оси голосового прибора. При этом звуки, приходящие с тыловой части совершенно не воспринимаются. Микро с кардиоидной направленностью используются в студийной записи, в концертах и в помещениях с плохой акустикой. Прибор не воспринимает звук поступающий с боков или сзади, поэтому музыка оркестра, сопровождающего солиста, не будет попадать в голосовой канал. Это позволит звукооператору точно сбалансировать голос вокалиста и инструменты аккомпанемента. Комнаты с плохими акустическими свойствами осложняют звукозапись за счёт паразитной реверберации. Отражённые сигналы, попадая в звуковой канал, создают ощущение музыкальной мешанины. Односторонняя ориентированность микрофона позволяет полностью избавится от посторонних шумов и получить запись приличного качества.
Микро кардиоида имеет ряд недостатков. Это заметное снижение уровня высоких частот даже при небольших отклонениях источника колебаний от оси микрофона. Певцу не рекомендуется двигать головой во время звукозаписи или выступления. Характерным дефектом однонаправленного микро является сильный подъём басовых частот, которые приходится корректировать во время записи. Кривая такого типа имеет две разновидности. Это супер кардиоида и гиперкардиоида. Голосовые приборы с такой чувствительностью характеризуются некоторыми отличиями.
Система с супер кардиоидой имеет небольшую зону тыловой чувствительности. При этом фронтальная зона слегка сжата по бокам. Это позволяет ещё увереннее отстроится от посторонних шумов во время живых выступлений. Гиперкардиоидная характеристика ещё более сжата, звуковой канал совершенно чист от посторонних звуков. «Кроличий хвост», как называют заднюю часть зоны восприятия, может создать проблему солисту, выступающему на сцене. Достаточно оказаться перед акустической колонкой, как за счёт задней чувствительности возникнет эффект «фидбэк» или акустическая обратная связь. Она сопровождается свистом и воем в динамиках.Направленные голосовые конструкции обладают определённым углом восприятия звука по отношению к центральной оси.
Все направленный микрофон
Двунаправленный микрофон
Ещё одной разновидностью приборов для восприятия звуковых колебаний является двунаправленный микрофон. Его диаграмма направленности имеет вид цифры восемь. Конструкция обладает двумя зонами высокой чувствительности. Это фронтальная и тыловая зоны. Звуковые колебания, поступающие с боков, не воспринимаются. Устройства этого типа применяются во время концертных выступлений, когда поёт дуэт или играют два исполнителя на простых инструментах. Применение «восьмёрки» очень удобно в репортажной работе и при взятии интервью.
Характеристики направленности микрофонов
Выбор микрофона во многом зависит от опыта звукооператора. При выборе звукового прибора для записи нужно прежде всего ориентироваться на акустическое оформление помещения и характеристики музыкальных инструментов, если они используются при записи. Кроме того есть не только объективные характеристики, но и субъективное восприятие. При сравнении амплитудно-частотных характеристик кардиоидного и кругового микро можно заметить, что, в первом случае, область от 2 до 5 кГц поднята на 2-4 дБ. Это не всегда является плюсом так как высокие частоты будут воспроизводится слишком резко и их приходится понижать по уровню.
У голосового прибора с круговой схемой направленности АЧХ линейна до 6 кГц. Примерно такая же АЧХ и у «восьмёрки». Опытные звуковики знают, что голос звучит более натурально, когда запись ведётся на «круге» иди двунаправленном устройстве. В записи будет немного отражённого сигнала, но это делает вокал более плотным. Слабая реверберация делает голос живым. Кроме того на углах 90 и 270 градусов, «восьмёрка» воспринимает меньше отражений, чем кардиоидная голосовая конструкция.
Какие микрофоны лучше использовать?
Микрофон — это один из важных компонентов в домашней студии звукозаписи. Я считаю, что разъяснять неопытному новичку о том, что такое микрофон я в этом посте даже не буду. Однако рассказать о том, какие виды микрофонов существуют и, как правильно выбрать микрофон для записи я думаю, следует обязательно рассказать. Вот об этом достаточно подробно и поговорим.
Очень многие люди неосознанно относятся к выбору студийных микрофонов. Вследствие этого у этих людей начинаются всякие проблемы с записью музыки. Появляются всякие шумы, искажения и тому подобное. Также возникают и другие проблемы.
Например, неудобство при использовании или различные механические повреждения. Вследствие этого, человек начинает искать и тратить дополнительные деньги на покупку нового студийного оборудования. Вот чтобы такого не было, внимательно отнеситесь к правильному выбору микрофона и специальных аксессуаров для него. Здесь имеется очень много нюансов, о которых мы поговорим ниже.
Виды микрофонов по принципу работы
Начнем с того, что я расскажу сначала о видах микрофона по принципу действия. Сразу хочу подчеркнуть, что мы не будем вдаваться во всякие технические подробности устройства и принципа работы устройства. В итоге мы постараемся осветить только те моменты, которые нам крайне необходимы. Еще хочу сказать, что мы не будем рассматривать те типы микрофонов, которые обычно в домашних студиях звукозаписи не используются. Обычно они не предназначены для записи вокала и инструментов.
Прежде всего давайте рассмотрим с вами микрофоны по принципу действия:
Надеюсь, что с этим все ясно. Теперь вопрос! Какой из них лучше, а какой хуже? В этом случае я счел правильным перечислить преимущества и недостатки каждого из них. Так вы сможете сравнить микрофоны и на основе этих преимуществ и недостатков делать определенные выводы.
Плюсы и минусы микрофонов:
Для начала давайте рассмотрим преимущества динамического микрофона:
1 Высокая перегрузочная способность — это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука (например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.
2 Надежность и прочность конструкции — динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.
3 Меньшая чувствительность — менее подвержен к восприятию чужих шумов и менее чувствителен к возникновению обратной связи. Если вы не знаете, что такое обратная связь, то я простым языком поясню. Это связь выражается в громком, постепенно нарастающем вое при приближении микрофона к динамику.
Теперь давайте рассмотрим недостатки динамических микрофонов:
1 звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.
2 наименьший частотный диапазон.
3 уступают в верности передачи тембра.
Теперь давайте рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:
1 Более широкий частотный диапазон.
2 Наличие моделей любых размеров — бывают даже самые миниатюрные модели (например, детские микрофоны).
3 Более прозрачное и натуральное звучание — это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.
Давайте рассмотрим недостатки конденсаторных микрофонов:
1 Нуждаются в дополнительном питании — обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на всех микшерных пультах. Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.
2 Очень хрупкие — сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.
3 Чувствительны к перепадам температур и влажности — это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.
Итак, рассмотрев преимущества и недостатки динамических и конденсаторных микрофонов, не спешите с принятием решения. Я еще не окончил описание и дальше я расскажу о такой важной детали, как диаграмма направленности. На самом деле, не нужно пугаться этого страшного слова. Когда я объясню, что это такое, вам сразу будет все понятно.
Диаграмма направленности
Диаграмма направленности микрофона просто показывает зависимость его чувствительности к звуковому сигналу от места расположения его источника. Всего существует 5 основных диаграмм направленности микрофона:
Теперь я скажу, что касается непосредственно свойств отличий этих разных диаграмм направленности. Микрофоны с круговой направленностью (всенаправленные микрофоны) чувствительны к акустике помещения. Они обеспечивают акустическую изоляцию только при малом расстоянии от источника звука до микрофона. Они имеют низкую чувствительность к звукам дыхания.
Также практически отсутствует эффект присутствия, то есть когда записаны вокалист или инструменталист, то звучит из колонок так, будто они присутствуют в комнате прослушивания. И также всенаправленные микрофоны имеют расширенный низкочастотный диапазон, что кстати, бывает полезным при работе с такими инструментами, как орган, контрабас и другими низкочастотными инструментами.
Что касается однонаправленных микрофонов с кардиоидной, супер и гиперкардиоидной направленностью, то по ним могу сказать следующее. Они обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения в отличие от всенаправленных микрофонов с круговой направленностью. Они также обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных музыкальных треков.
Они обычно приводят к возникновению эффекта присутствия и менее чувствительны к появлению обратной связи, о которой я говорил чуть ранее. Также они подходят для записи синхронного стерео сигнала. Это значит, что такие микрофоны можно использовать парами для записи одного или нескольких инструментов в стерео режиме.
Касательно оборудования с диаграммой направленности восьмерка скажу, что они отлично подходят для записи дуэтов (когда исполнители находятся друг напротив друга). Однако сразу скажу, что запись в любом случае будет монофонической (когда один микрофон), но зато оборудование будет улавливать сигнал исполнителя сидящего как перед микрофоном, так и за ним одинаково хорошо. Также оборудование с направленность восьмерка обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных треков. Такое оборудование подходит для записи синхронного стерео сигнала.
Какая диаграмма направленности лучше?
Итак, почитав всю эту занудную теорию, вы спросите: «Какую диаграмму направленности лучше выбрать?» Здесь я отвечу, что вам не так обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма и почему на других микрофонах она одна, а на других другая. Вам нужно знать то, в какой ситуации следует применять тот или иной вид оборудования. Сейчас я вам это объясню:
Я лично для записи сольного вокала в домашней студии рекомендую использовать однонаправленный микрофон. Это позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Но также сведет к минимуму влияние акустики помещения, качество которой обычно в домашней студии звукозаписи оставляет желать лучшего.
Какой микрофон лучше выбрать?
На этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.
Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.
Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.
Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.
Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.
Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:
Примеры микрофонов:
Дешевые микрофоны
Начнем, как всегда рассматривать дешевые микрофоны. Если у вас не так много денег, то есть ваш бюджет строго ограничен, то рекомендую вам начать именно с этой категории товара. Здесь оборудование по своей цене может подойти многим лицам.
Анонс
DJSTORE
Направленность – это чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.
Под направленностью или углом снятия звука принято считать зону возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не происходит значительной потери эффективности микрофона.
В микрофонах применяются различные характеристики направленности. Чаще всего их изображают как полярные диаграммы. Это делается для графического отображения вариаций чувствительности вокруг микрофона в диапазоне 360 градусов, где микрофон является центром окружности, а точка отсчета угла ставится перед микрофоном.
Диаграмма направленности показывает, как чувствительность микрофона к звуковому сигналу зависит от места расположения его источника.
Существует три основных типа направленности микрофонов:
Однонаправленные микрофоны
Ниже рассмотрим микрофоны с направленностями, которые также относятся к однонаправленным микрофонам.
Микрофон с кардиоидной диаграммой направленности
Как следует из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к идущему сзади звуку.
Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности
У микрофона с суперкардиоидной диаграммой направленности спереди более узкая зона захвата звука, в отличие от микрофона с кардиоидной направленностью. Тем не менее, он частично захватывает идущий непосредственно сзади звук, но при этом располагает двумя зонами абсолютной нечувствительности (см. рисунок).
Для микрофонов с суперкардиоидной диаграммой направленности характерны:
Гиперкардиоидная диаграмма направленности
Гиперкардиоидная диаграмма направленности очень схожа с суперкардиоидной. Различие состоит лишь в том, что у гиперкардиоидной диаграммы более узкая зона чувствительности впереди и более широкая сзади. У микрофонов с гиперкардиоидной направленностью также имеются две «нулевые» области.
Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности характеризуют:
Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности
Кардиоидный микрофон может улавливать почти треть ( 360/3=120) пространственных звуков в сравнении со всенаправленным микрофоном. Микрофоны однонаправленного типа способны отделять необходимый прямонаправленный звук от посторонних и пространственных звуков. Чаще всего использование такого микрофона является необходимым мероприятием. При определенных обстоятельствах это является единственной возможностью уменьшить проникновение звука в канал музыкальных инструментов. Важное замечание, что они располагают зоной улавливания непосредственно сзади.
Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно применяются на совещаниях, конференциях, лекциях.
Двунаправленный микрофон
Двунаправленный микрофон («восьмёрка») имеет гораздо большую чувствительность и спереди, и сзади, но, однако, по бокам степень чувствительности значительно меньше. По уровню пространственного шума двунаправленный микрофон вполне сопоставим с однонаправленным. Этот тип микрофонов используется для улавливания звука от двух противоположных источников, например, в вокальном дуэте.
Всенаправленный микрофон
Всенаправленный микрофон располагает одинаковым выходным уровнем при любом направлении и охватывает все градусы. Также всенаправленный микрофон способен уловить максимальное количество пространственных звуков. Используя всенаправленный микрофон во время концерта, располагайте его очень близко к источнику звука. Помимо этого, можно отвернуть всенаправленный микрофон в сторону от нежелательных источников звука.
Всенаправленный микрофон обладает чувствительностью к сигналам, идущим со всех сторон.
Микрофон с полусферической направленностью
Микрофон с полусферической направленностью имеет чувствительность только к тем сигналам, которые исходят из одной полусферы окружающего пространства. Такой направленностью обладают микрофоны с краевым эффектом (PZM).
У микрофонов однонаправленного типа (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, в которой эффективность микрофона значительно падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука. Наиболее типичный показатель для кардиоидного микрофона равняется 131° (65.5° с каждой стороны центральной линии).
Поскольку однонаправленные микрофоны не настолько чувствительны к звукам, приходящим не по оси, чем всенаправленные, они меньше воспринимают пространственный звук.
Определение необходимого расстояния
По сравнению со всенаправленными, направленные микрофоны улавливают меньше шума, их можно использовать и размещать на небольшом расстоянии от источника звука, при этом сохраняя баланс между основным и фоновым или пространственным звуком. Всенаправленный микрофон, чтобы получить такой же баланс, следует располагать примерно вдове ближе.
Эффект поворота микрофона
Изменение амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) микрофона: чем больше угол между осью микрофона и направлением на источник звука, тем значительнее изменение. Сначала происходит потеря низов, что ведет к возникновению неясного и нечеткого звука.
Эффект приближения микрофона
Для однонаправленных микрофонов при приближении микрофона в пределах полуметра к источнику звука характерно значительное возрастание отдачи в нижних частотах (низах). Следует помнить об эффекте приближения при установке вплотную, менее 30 см, и, для получения натурального звука, убрать низы, например, с помощью эквалайзера. А также:
По своей сущности, однонаправленные микрофоны способны не только отделять звучание одного инструмента от другого, а также и уменьшать обратную связь, тем самым допуская большее усиление. С этой позиции однонаправленные микрофоны занимают более предпочтительную позицию перед всенаправленными при решении почти всех задач по усилению звука.
Использование направленности для уменьшения шума
Невзирая на то, что для лучшего улавливания самым оптимальным вариантом считается осевое направление, направление, сводящее к минимуму улавливание посторонних звуков, может зависеть от типа микрофона.