каретка bsa что такое

Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости

Данная статья также является реакцией на довольно частый диалог продавца (Прод.) и покупателя (Пок.):
Пок.: Добрый день. У меня люфтит/скрипит/стучит/сломалась (нужное подчеркнуть) каретка. Хочу купить новую.
Прод.: Здравствуйте. Какая каретка Вам нужна?
Пок.: Обычная.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такоеНа удивление многих покупателей, существует много стандартов вполне себе обычных велосипедных кареток с большим количеством типоразмеров, хотя в случае такого диалога в 70% случаев выясняется, что нужна каретка с резьбой BSA, под квадрат, размером 68×123 мм.

По конструкции каретки бывают разборными (система конус-чашка с шариковыми подшипниками (как правило, помещенными в сепаратор) и неразборными, собранными на промышленных подшипниках закрытого типа. Каретки на пром.подшипниках имеют гораздо лучшую пылезащиту и, как следствие, значительно бОльший срок службы. «Неразборность» кареток, заявленная производителем в некоторых случаях является весьма сомнительной, но не это является темой данной статьи.

Тип каретки, устанавливаемой на велосипед зависит как от рамы велосипеда, так и от системы шатунов. Наиболее распространены следующие стандарты шатунов:

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

2. Шатуны под квадрат. Это, наверно, наиболее часто встречающийся тип шатунов на современных велосипедах низкого и среднего ценового диапазона. Шатун имеет посадочное отверстие квадратной формы с слегка скошенными углами и напресовывается на вал каретки. Сам вал имеет форму усеченной пирамиды и расширяется ближе к раме. В зависимости от модели шатунов может потребоваться каретка с различными длинами вала. Из ассортимента Shimano в Украине доступны каретки Shimano BB-UN26 с валом квадратного сечения длиной от 110 до 127 мм.

Ниже приведена таблица выбора длины вала каретки для актуальных моделей шатунов под квадрат и Octalink V2.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

6. Truvativ Howitzer. Еще один вариант шлицевого соединения. Внешне посадочные места на шатунах похожи на ISIS, но данные два стандарта между собой не совместимы. Каретки Truvativ Howitzer имеют внешние подшипники и отдельную ось. За счет такого конструктивного изменения достигается бОльшая жесткость соединения.

7. Интегрированная ось. Существует несколько стандартов шатунов с интегрированной осью, особенности которых будут описаны ниже. Общей чертой является интегрированная в один из шатунов.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое7.1 Shimano Hollowtech II. Это первый стандарт шатунов, в котором ось каретки (увеличенного до 24 мм диаметра) впрессована в правый шатун. Данная конструкция в сочетании с кареткой с увеличенным диаметром подшипников снижает вес системы шатуны-каретка, а также повышает жесткость соединения. Левый шатун одевается на шлицы вала, притягивается пластиковым прижимным болтом и фиксируется двумя болтами, расположенными перпендикулярно оси вращения.

Есть 2 типа крепления левого шатуна: как видно на установочной схеме, первый тип полностью повторяет конструкцию японцев, во втором же случае шатун просто притягивается к валу каретки без дополнительных фиксирующих болтов, расположенных перпендикулярно оси вращения.

Автору статьи встречались отзывы людей, пользовавшихся обоими типами крепления, в которых говорилось, что второй тип гораздо менее надежен и иногда при большой нагрузке случается повреждение резьбы, в которую вкручивается прижимной болт.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое7.3 RaceFace X-Type. Аналог предыдущих двух стандартов от канадской компании RaceFace. Дабы отличаться, ось интегрирована не в правый, а в левый шатун. Правый устанавливается точно так же, как и у FSA второго варианта крепления. Шатуны и каретки полностью совместимы с компонентами от Shimano и FSA.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое7.5 Campagnolo Ultra-Torque. В 2007 году компания Campagnolo презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью. В данном стандарте ось разделена на 2 части, которые впрессованы в левый и правый шатун. При установке половины оси стягиваются между собой и цепляются друг за друга зубцами.

Существуют еще различные экзотические стандарты, но, ввиду их малой распространенности, рассматривать в этой статье мы их не будем.

Многие считают, что все резьбовые кареточные узлы одинаковые, но это далеко не так. На сайте Великого и Могучего Шелдона Брауна можно увидеть 7 различных стандартов резьб. Здесь мы рассмотрим только наиболее распространенные:

2. Итальянская резьба (ITA, italian). Резьба M36x24 tpi. Ширина кареточного узла 70 мм. Обе чашки каретки имеют правостороннюю резьбу. Существуют каретки под те же стандарты, что и в случае с BSA, но они менее распространены и найти данные компоненты сложнее.

3. Французская резьба. 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла 68 мм. Обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Такой стандарт встречается в старых стальных рамах, в наш дни найти каретки соответствующего стандарта весьма проблематично. Но Вы можете обратиться в велосипедную мастерскую, в которой эту резьбу перережут под стандарт BSA.

В последние годы на велосипедах высокого класса все чаще начали встречаться кареточные узлы, которые не имеют резьбы. В такие рамы каретки просто впрессовываются. Нам известно 9 стандартов таких рам. Ниже приведено изображение с размерами кареточных узлов различных стандартов.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

1. BB92. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов MTB велосипедов. Ширина 89.5 или 92 мм. Компенсируется проставочным кольцом 2.5 мм, поставляемым в комплекте с кареткой.

2. BB86. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов шоссейных велосипедов.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое3. BB30. Открытый стандарт, разработанный компанией Cannondale. Используются шатуны с 30-миллиметровой интегрированной осью. Подшипники запрессовываются в раму.

4. PF30. Также используются шатуны с 30-миллиметровой осью. В раму запрессовываются чашки, в которые вкладываются подшипники.

6. 386Evo. Более широкая версия PF30.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такоеВ некоторых случаях, если стандарт рамы и каретки/шатунов не совпадают, подружить их действительно невозможно. Но для некоторых пар кареток и кареточных узлов существуют переходники, благодаря которым, приобретая новую раму, Вам не обязательно покупать новые шатуны, а достаточно только установить соответствующий переходник. Например, на изображении слева Вы можете видеть переходник с кареточного узла стандарта BB30, позволяющий установить каретку с резьбой BSA производства компании FSA.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Источник

Стандарты: Типы кареток для велосипеда

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Видео по теме:

Источник

Стандарты кареток

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Еще в начале 2000-ых годов самым распространенным стандартом кареточного узла в велосипедной раме был резьбовой стандарт BSA, ширина кареточного стакана в раме составляла 68 или 73 мм, резьба в раме с одной стороны была левая, а с другой правая. Также существовали редкие разновидности кареточных узлов с увеличенным диаметром резьбы в раме, или с одинаковым направлением резьбы. Но это скорее исключения, и мы не будем на них останавливаться. В такой стакан в большинстве случаев устанавливалась каретка под квадрат, как правило картриджного типа, неразборная и неремонтопригодная. Подобные каретки были хорошо защищены от влаги загрязнений и ходили довольно долго. Плюсом картриджных кареток под квадрат была долговечность, не считая конечно совсем дешевых вариантов начального уровня. Минусом же была недостаточная жесткость из-за малого диаметра вала в картридже.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое
Каретка Shimano Octalink v2

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое
Каретка Shimano Hollowtech II под резьбовой кареточный стакан BSA.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое
Каретка Shimano Hollowtech II под безрезьбовой кареточный стакан Pressfit.

Техника не стоит на месте, и Shimano придумали стандарт PressFit проповедующий отказ от резьбовых стаканов. Ширина стакана увеличилась и составила 89,5 или 92 мм, тем самым повысив жесткость кареточного узла. Подшипники располагались в чашках, в свою очередь запрессованных в раму, обеспечивая таким образом дополнительную защиту от влаги и загрязнений. Размер отверстия кареточного узла в раме составил 41мм. Системы под такие каретки остались те же, интегрированные системы с осью 24мм у Shimano, и pressfit GXP от компании Sram с собственной осью переменного диаметра

Еще в далеком 2000 году компания Cannondale представила собственный стандарт BB30, с диаметром вала 30мм. Отличием стандарта стало в том, что подшипники были запрессованы прямо в кареточный узел рамы, без чашек. Диаметр отверстия в раме составил 42мм. Вал диаметром 30мм обеспечил существенно большую жесткость. И в теории стандарт обеспечивал простоту и удобство обслуживания. На практике минус конструкции заключается в том, что при замене каретки разбивается посадочное место в раме, и после нескольких замен подшипников кареточный узел рамы приходит в негодность.

Развитием BB30 стал стандарт PF30. Тот же вал диаметром 30мм, те же подшипники, но запрессованы они уже в пластиковую гильзу, которая в свою очередь устанавливается в кареточный узел рамы, диаметр которого составил 46 мм. Размер подшипников сохранился и системы остались те же, что и под BB30. Ширина кареточного узла составляет 73мм. Правда существуют и исключения, например рамы Specialized 2009-10 гг с шириной стакана 84,5 мм. Под такие рамы нужны системы с увеличенной длинной вала.

Мир стандартов кареток глубок и разнообразен, кроме того существует различные переходники позволяющие скрестить различные варианты, к примеру поставить систему Hollowtech 2 в раму с кареточным узлом BB30. В рамках одной статьи тяжело осветить все разнообрахие и историческую глубину этой темы. Мы прошлись по основным стандартам, используемым в современных реалиях. Надеюсь информация была для вас познавательна, интересна и полезна.

Таблица разновидностей кареточных стаканов

Источник

Велодни…Ни дня без велосипеда!

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Каретка

Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.
Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

Интегрированные каретки

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

Стандарты интегрированных кареток:

Неинтегрированные каретки

Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

Стандарты неинтегрированных кареток:

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

SQR — соединение на квадрат

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Octalink – стандарт Shimano

Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

Виды кареток по используемому кареточному стакану

С резьбовой посадкой

В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

Press-fit

В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Каретка типа Press-fit

Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

Особенности выбора каретки

Эксцентриковая каретка

Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое
Разновидности:

На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

Инструменты для работы с кареткой

Для работы с кареткой — картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ —

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно — можно легко повредить раму.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки — не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность — особенно это относится к алюминиевым рамам — для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа — можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

Снятие каретки картриджного и разборного типов

Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.
После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы — один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек — если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа — можно повредить гайку.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же — 50-70 Нм.

Теперь надо установить шатуны и систему.

Сборка и установка разборной каретки

Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую — он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку — смазка на ней, скорее всего, консервирующая.
Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

0. При сборке каретки самое сложное — не перепутать концы оси каретки — ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

Чашки перепутать не удастся — у них разная резьба (у левой чашки — правая и наоборот)

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками — внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое

2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.

каретка bsa что такое. Смотреть фото каретка bsa что такое. Смотреть картинку каретка bsa что такое. Картинка про каретка bsa что такое. Фото каретка bsa что такое
3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

Регулировка подшипников разборной каретки

После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем — к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.
1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.
Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

Каретка : 7 комментариев

Спасибо, полезная статья

Подскажите, как пользоваться ключом для каретки Bike Hand YC-155 (на фото в статье есть).
Купил такой, но не понимаю, как им пользоваться. Он соскальзывает и не фиксируется в пазах

Такое количество солидола на подшипниках способно увеличить массу карбонового велосипеда на 10%! :))

Здесь еще не указан как минимум один тип — HollowTech от Shimano.
Чем то сходна с описанной тут разборной кареткой, но все намного проще и надежней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *