карильонная музыка что это такое
Карильон
Понятие «колокольная музыка» широко распространилось в Европе и Северной Америке в XV веке благодаря карильону. Прошло много веков, но люди продолжают восхищаться красотой звучания инструмента, собираются на карильонные концерты, участвуют в фестивалях в разных странах мира.
Что такое карильон
По принципу звукоизвлечения это ударный инструмент, идиофон, который состоит из колоколов и системы рычагов. Между собой все части связаны проволокой. Приводя в движение рычаги, звонарь производит удары.
Современный музыкальный инструмент имеет автоматический режим. Время и высоту воспроизводимых нот определяет движение механического барабана со штифтами. В определенном запрограммированном порядке они воздействуют на тяги, приводя в движение и раскачивая колокола с нужной силой.
История
Немного позднее в Европе появились подобные колокольные оркестры. Сначала они были передвижными, потом устанавливались на городских ратушах, башнях. Карильон заменял церковный орган, где невозможно было установить мощную конструкцию. Впрочем, carillon не сильно уступает органу по размерам и весу.
Барабанный механизм, приводящий в движение колокола
Где можно послушать колокольный концерт
Столицей колокольного искусства считается бельгийский город Мехелен. Здесь проходят фестивали, регулярные концерты. В маленькой стране действует более 90 карильонов. Франция и Германия тоже славятся колокольной музыкой.
В России звучание карильона можно услышать во время белых ночей в Санкт-Петербурге. Популяризировали культуру колокольного звона, как искусства, император Петр I и императрица Елизавета. А при большевиках carillon замолчал. С 2001 года в Петропавловской крепости снова раздается мелодичный перелив звонницы с 22 колоколами.
Что такое карильон?
Не томя читателя, начнём с основного. Карильон (карийон) — музыкальный инструмент, состоящих из набора колоколов, настроенных по хроматическому ряду, с диапазоном от двух до шести октав. Звучание его зависит от формы колоколов, сплава, из которого они отлиты, материала и веса колокольных языков, акустики колокольни. Ну, и от качества настройки, разумеется.
Каким же образом играет этот колокольный оркестр?
В стенки неподвижно закреплённых колоколов ударяют изнутри языки, соединённые проволочной конструкцией с управляющими клавиатурами (как в органе). Каждый колокол настроен на определённую ноту. При ручном управлении карильоном по клавиатуре ударяют руками и ногами, при механическом — с помощью огромных барабанов с отверстиями, в которые вставлены колки, при электронном — через компьютер, естественно.
Но автоматика в этом искусстве появилась, можно сказать, только что, с учётом его исторического возраста.
Археологи датируют самые древние из обнаруженных карильонов V веком до н.э., а место этих находок — Китай (да, и тут древние китайцы оказались первыми!). При их изучении выяснилось, что инструменты имеют широкий диапазон звука (например, хубейский карильон состоит из 65 колоколов с охватом 5 октав), а также возможность каждого колокола звучать в двух разных тонах, в зависимости от места удара по нему.
В Европе карильоны появились во Франции и Нидерландах (XIV-XV вв.) и вовсе не были связаны с китайским изобретением. Первое упоминание об этом дивном инструменте относится к 1478 году и связано с именем Яна ван Бевере (Jan van Bevere), доставившем удовольствие публике музыкальными аккордами на Glockenspiel (глокеншпиль в дословном переводе — колокольная игра). Считается, что именно он изобрёл клавиатуру для колокольного музицирования.
Через полвека появился первый передвижной карильон, затем в колокольных оркестрах стали увеличивать число колоколов и модернизировать клавиатуру. В мастерстве создания и настройки их прославились братья Хемони, Франц и Петер. Являясь весьма дорогостоящим сооружением, карильон стал знаком престижа, символизирующим высокое благосостояние города. С закатом XVII века развитие колокольно-карильонного дела приостановилось по тем же самым экономическим причинам. Жаль, ведь именно тогда прославились Мехеленские звоны, названные малиновыми.
И как раз Мехелен-Малин возродил это искусство в XIX в.: там зародилась традиция регулярных концертов на городской башне у собора Святого Ромбольта, сохраняемая до наших дней. Ещё одно имя мастера карильона сохранила нам история — некто Жеф Денин (Jef Denyn) давал тогда эти концерты. А Мехелен и теперь — столица колокольного искусства. Впрочем, об этом говорится в другой статье.
Но пальма первенства по количеству карильонов принадлежит Нидерландам (более 180). Здесь же появился и первый мобильный карильон (2003), созданный Будивижной Звартом, городским карильонером Амстердама. В Бельгии сейчас 92 карильона, во Франции 55, в Германии 33, за океаном — около 180.
Начём с того, как у нас появился самый первый. Этому событию мы обязаны любознательности царя-плотника Петра I. Он и в Мехелен-Малин наведывался послушать колокольную музыку, и заказал карильон для Петропавловского собора во Фландрии. Поступил этот музыкальный инструмент в Петербург в 1720 году, но лишь через 25 лет был установлен, однако вскоре сильно пострадал при пожаре (1757).
…Петербург вновь обрёл колокольный оркестр (и не один, а даже два) перед своим 300-летним юбилеем. Мехеленская королевская школа этого искусства, прежде всего, в лице её директора Йо Хаанзена, организовала международный проект «Восстановление Петропавловского карильона», и 15 сентября 2001 г. он зазвучал в в этой исторической крепости, которая обрела три уровня звона: православную звонницу с 22 колоколами, новый карильон из 51 и сохранившиеся 18 колоколов от прежнего, дореволюционного. А второй карильон размещён на Крестовском острове (там теперь 23 колокола с электронным управлением плюс 18 русских неавтоматических).
Накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне тот же Йо Хаанзен (не только руководитель всемирно известной школы карильона, но и музыкант, композитор) исполнил с петропавловским колокольным оркестром песню Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон».
И Петергоф к трёхсотлетию (2005) получил в подарок музыкальный инструмент из 51 колокола (весит он, к слову сказать, 12 тонн). А ведь когда-то, в 1723 году здесь был… хрустальный карильон руки мастера Ягана Ферестера, состоявший из 56 «оркестрантов», механизм которого работал под действием падающей воды… От него остался один-единственный колокольчик, увы…
Пусть звучит карильонная музыка, будя лучшие струны в людских душах,
отзыв которых просветляет лица и освещает взгляды.
Фонд «Русский карильон» и карильонная музыка
Фонд «Русский карильон» и карильонная музыка запись закреплена
Галина Ельшаева
Фонд «Русский карильон» и карильонная музыка запись закреплена
Мы ждем вас в воскресенье (19.12.2021) на очередном концерте карильонной музыки в Петропавловской крепости.
Начало концерта в 15.00.
Фонд «Русский карильон» и карильонная музыка запись закреплена
Добро пожаловать в Петропавловскую крепость!
Будем рады видеть вас на концерте карильонной музыки, который состоится в воскресенье (12.12.2021).
Начало концерта в 15.00.
Ждем вас на наших концертах.
Фонд «Русский карильон» и карильонная музыка запись закреплена
Ждем вас в Петропавловской крепости на концерте карильонной музыки!
В воскресенье (5.12.2021) для вас играет Ирина Козлова.
Начало концерта в 15.00.
Фонд «Русский карильон» и карильонная музыка запись закреплена
Напоминаем, что концерты карильонной музыки в Петропавловской крепости проходят каждое воскресенье!
В ближайшее воскресенье (28.11.2021) для вас играет Мария Лобецкая. В концерте принимает участие студентка первого курса магистратуры кафедры органа, клавесина и карильона СПбГУ Валерия Пименова.
Петербургский глобус
Карильон, или История русской гордости
« previous entry | next entry »
Sep. 4th, 2008 | 02:16 pm
Дальше все было как в старой телепередаче «Советский Союз глазами зарубежных гостей»: чудак-иностранец влюбился в чужой город, изучил русский язык, нашел себе русскую жену и решил восстановить старый карильон, благо на звоннице Петропавловского собора сохранилось несколько колоколов XVIII века.
Петр решил и эту европейскую моду внедрить в русский культурный оборот: в 1720 году царь заказал в Голландии карильон с 35 колоколами за огромную для того времени сумму в 45 тысяч рублей. В ту пору европейские города гордились карильонами как орденами, иметь свой «колокольный оркестр» считалось столь же престижным, как теперь пригласить на корпоративную вечеринку рок-группу Deep Purple. Петровское предприятие оказалось долгим, и царь русский карильон так и не услышал: инструмент изготавливали, доставляли, устанавливали в Петропавловской крепости четверть века. Когда жители новой столицы наконец подивились малиновому звону, выяснилось, что дорогой иностранной игрушке прижиться в России будет трудно. Может, потому, что православная колокольная традиция основана не на мелодии, а на ритме. К тому же, вмешалась стихия: в 1756 году случился пожар, уничтоживший инструмент, и новый карильон появился в Петербурге только через два десятилетия, по велению императрицы Елизаветы Петровны.
Мастеров диковинной музыки в России не хватало; инструмент нуждался в постоянном уходе, следили на ним неаккуратно. Карильон пришел в негодность; ремонтировали плохо, клавиатуру выбросили, вместо нее устроили механический бой. Колокола исполняли мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже, царя храни!» Пролетарская революция, конечно, положила конец этому безобразию. О карильоне забыли, один из колоколов даже оказался в оркестре Малого оперного театра.
Ну и обходились в советской жизни без малинового звона, пока в 1991году в Ленинград не приехал турист из Мехелена, директор Королевской школы игры на карильоне и директор Международного Института колокольного искусства (есть и такой) Йо Хаазен. Дальше все было как в старой телепередаче «Советский Союз глазами зарубежных гостей»: чудак-иностранец влюбился в чужой город, изучил русский язык, нашел себе русскую жену и решил восстановить старый карильон, благо на звоннице Петропавловского собора сохранилось несколько колоколов XVIII века. Питерская газета написала: «Йо Хаазен понял, что просто обязан добиться, чтобы над Петропавловской крепостью вновь зазвучал малиновый звон». Дирекция музея Истории Петербурга оценила ситуацию и решила, что будет дешевле построить новый инструмент. Так не проблема: Хаазен отыскал 350 спонсоров (в том числе в бельгийской королевской фамилии), собрал несколько сотен тысяч долларов, позаботился об отливке колоколов, установке сложного инструмента, организовал в Петербурге класс игры на карильоне, принялся давать уроки мастерства… Свершилось: с 2001 года на старом-новом Петропавловском карильоне исполняется и оригинальная музыка барокко, и романтические произведения XIX столетия, и современные, иногда даже джазовые, мелодии. На колокольне собора святых Петра и Павла стало три уровня звона: новый карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века (они звучат как куранты) и православная звонница из 22-х колоколов.
Читайте в моем Блоге на следующей неделе: Полет на воздушном шаре
Карильонная музыка что это такое
Карильон
Современный инструмент в какой-то мере можно сравнить с органом: музыкант сидит в специальной кабине за столом с педалями и двойным рядом клавиш в виде рукояток. Карильонер играет, ударяя кулаками по клавиатуре или ногами по педалям.
Карильон скорее не церковный, а светский инструмент. На нем «можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку XX века, даже фольклорные мотивы» (Йо Хаазен, директор Королевской школы карильона в Мехелене, Бельгия). Большое распространение карильон получил в Западной Европе и Северной Америке. С 1978 года существует Всемирная карильонная федерация.
Краткая история карильона
Первые карильоны, которые датируют приблизительно V веком до н.э., были обнаружены археологами в Китае (В 1978 году при раскопках в провинции Хубей был найден набор из 65 колоколов диапазоном 5 октав, датируемый V веком до н.э.).
Ренессанс для карильонов наступил в конце XIX века. Особую популярность имели тогда концерты, которые давал летними вечерами Жеф Денин (Jef Denyn) на знаменитом карильоне мехленского собора. (Сейчас карильонные концерты в Мехелене проводятся в субботу, воскресенье и понедельник, это уже давно стало городской традицией.) Проявила интерес к карильонам и Америка, узнав о них. из прессы. 2-ая мировая война помешала дальнейшему расцвету карильонного дела. Но забыты карильоны не были.
В России первый карильон появился благодаря Петру I, который заказал в Голландии двое механических курантов и карильон в 35 колоколов. Но запеть голландский карильон смог только четверть века спустя. Это произошло в Петербурге на колокольне Петропавловского собора. К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Императрица Елизавета Петровна заказала новый инструмент, состоявший из 38 колоколов. Его установили в 1776 году, но в 1856 году карильон расстроился, и в 1858-ом его частично демонтировали: были сняты клавиатура и часть колоколов. После революции карильон был практически уничтожен.
Теперь на колокольне Петропавловского собора три уровня звона: новый фламандский карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века (они будут «работать» как куранты) и православная звонница из 22-х колоколов, всего 91 колокол!
2 августа 2007 года нам с мужем довелось присутствовать на концерте Йо Хаазена, который он давал в рамках Международного фестиваля «Душа колокола», проходившего в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Нам удалось не только услышать интересную программу в исполнении замечательного музыканта, но и подробно осмотреть новый карильон Петропавловского собора и выставленные на его колокольне уцелевшие колокола старых инструментов. После своего выступления профессор Хаазен любезно подписал программу концерта, мы познакомились с ним в реальности (ранее контактировали лишь по интернету) и тепло побеседовали. Жаль, что этот концерт завершал программу выступлений, и Йо Хаазен вскоре уезжал из Петербурга.
Современный передвижной карильон
Пожалуй, последним достижением в карильоностроении является конструкция оригинального мобильного карильона музыканта из Нидерландов Будивижна Зварта, карильонера Амстердама.
Этот карильон был изготовлен в 2003 году и состоит из 50-ти колоколов весом от 8 до 300 кг, общий вес которых около трех тонн. Колокола компактно размещены на специальном прицепе. Прицеп небольшой и может перемещаться даже легковой автомашиной. Более того, этот карильон при необходимости может быть разделен на три части и, таким образом, сравнительно легко доставлен в любое помещение.
Одни из первых концертов на этом карильоне Б. Зварт дал во время музыкального фестиваля в Дрездене (Германия) с 19 мая по 15 июня 2003г. Концерты проходили на открытых площадках города. Программа концертов была весьма разнообразна, в частности исполнялись произведения И.С. Баха, Моцарта, Вивальди, Корелли, Шуберта и Глюка, а также импровизации на темы нидерландской народной музыки и мелодии русских народных песен.
Карильон г. Нейпервилль (США)
История инструмента начинается с 1997 года, когда группа жителей города решила установить в Нейпервилле карильон в честь приближавшегося начала нового тысячелетия. С этой целью был образован специальный фонд, названный Фондом карильона тысячелетия (Millennium Carillon Foundation), который занялся сбором пожертвований. Инструмент был готов в 2000 году, а башня для карильона была сооружена в сотрудничестве с городскими властями в 2007 году. В июле 2007 года весь комплекс (Naperville’s Millennium Carillon in Mozer Tower) вступил в строй и был открыт для доступа публики.