кармир хндзор что это значит
Кармир хндзор армянская традиция
Среди них, в частности, можно выделить понятие «красного яблока», которое символизирует невинность невесты. В некоторых регионах Армении эта традиция соблюдается по сей день. Церемония проводится на следующий же день после свадьбы. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.
Проверка наличия «красного яблока» была особой церемонией. В ней принимало участие множество людей, в частности представительницы женского пола — родственницы и соседи.
Еще одним продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданого невесты (ожит, джехезе или бажинк). Последнее включало в себя большую коллекцию одежды для жениха и невесты, постельное белье, полотенца, бытовые предметы и многое другой. Отправление приданого невесты происходило публично и все должны были видеть, какое приданое преподнесли родители своей дочери. Срок отправления «ожита» различен в разных районах: в одних – до или во время свадьбы, в других – после свадьбы, часто приуроченный к празднику дрндеза. Дрндез – праздник магического возрождения силы солнца, «сретение господне». В старину 13 февраля вечером в церковной ограде зажигали большой костер, от которого зажигались костры на крышах домов. Молодежь перепрыгивала через них. Сейчас обычай разжигания костров и перепрыгивания через них в этот день во многих районах Армении сохраняется. Чаще всего в этом принимают участие молодые невестки.
К послесвадебному циклу относится и соблюдаемый в ряде мест глхалванк — обряд мытья головы невесты, который происходит обычно в первую же субботу после свадьбы. В дом зятя приглашается мать невесты, которая приносит с собой повседневную одежду дочери, а также мыло, расческу, полотенце, что сейчас имеет чисто символическое назначение. В настоящее время этот обряд теряет свой прежний смысл, поскольку в прошлом он означал свидание матери с дочерью, которые до этого дня не могли видеться. Теперь же запрет совершенно не соблюдается. Более того, сейчас мало кто вспоминает о том, что мать невесты не должна была идти вместе со всеми в дом жениха.
Армения многих может удивить историей, культурой, кухней, заставить влюбиться в нее благодаря неповторимой природе и интересным достопримечательностям. Однако не менее интересны древние армянские традиции. Sputnik Армения представляет подборку наиболее важных и характерных для Армении традиций, чтобы поближе познакомить читателя с ее народом. Традиция делиться хлебом. Если вы приехали в гости и случайно заблудились – смело стучитесь в любую дверь. Вам будут рады, накормят, напоят и проводят до места назначения. Хлебосольные традиции гостеприимства уходят корнями в далекую древность. В старину во время приготовления традиционного армянского хлеба — лаваша — было принято первую партию раздавать прохожим. Такая традиция сохранилась в некоторых селах до сих пор.
Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
Погребальные обычаи
В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.
Свадьба
Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так.
В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.
Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Рождение ребенка
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались.
Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.
При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») — желая им того же счастья, что и у него.
Армянское гостеприимство
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.
Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья.
Традиции виноделия и изготовления коньяка
Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот.
Армянское вино
Любому армянину известно, что Ной, ступив на эту священную землю, посадил там первую виноградную лозу. Так в Армении было основано традиционное виноделие. На самом деле, согласно раскопкам вино здесь стали изготовлять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изготовленное в Наири (одного их племени, проживающего на территории Армянского нагорья), упоминалось даже Страбоном и Геродотом. Еще в древние времена, армяне могли делать хорошее вино, а их методы выращивания винограда и ухода за ним, разработанные ещё со времён существования государства Урарту, не менялись веками.
У дома или в саду хозяйств, занимающихся виноделием, устраивали винный пресс «хандзан». Внутри пресса находился длинный чан, сложенный из камня или кирпича и покрытый толстым слоем известкового раствора, дно чана делалось слегка наклонным, а его отверстие выходило в каменный кувшин, врытый в землю. Мужчины, сняв обувь и тщательно вымыв ноги, давили в этом чане виноград. Получившееся виноградное сусло подавалось из первого кувшина во второй, затем большими черпаками с длинной ручкой разливалось по «карасам» (глиняным кувшинам), которые хранились закопанными в землю, как было принято в Урарту. Само вино использовалось и для приготовления винного уксуса, а его жмых шёл на изготовление водки в специальных винокуренных аппаратах.
Особенность армянских сортов винограда заключается в их высоком содержании сахара, за счёт которого «вырабатывается» больше спирта. Это довольно простое объяснение. Самыми распространенными сортами винограда, используемыми в качестве основы при изготовлении хороших сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, арени, каберне, саперави, султана, мускат, ркацетели.
Армянский коньяк
Немаловажную роль в коньячном производстве играют и бочки. Для их изготовления из Франции, России и стран Восточной Европы поставляется древесина, специально отобранных пород дуба. Спирт в таких бочках выдерживается от 3 до 20 лет. И только после этого, высококвалифицированные профессионалы подбирают состав коньяка из смеси 3-, 5- или 6- коньячных спиртов с родниковой водой из армянских горных источников. Чистая и прозрачная вода является важным усилителем вкуса напитка, без которого ни один букет не будет полным.
Перед окончательным розливом, в зависимости от качества, коньяк в старых деревянных бочках выдерживается не менее 12 месяцев, а марочные на менее 3 лет. Армянский коньяк настолько хорош и известен своим неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже сам старина Черчиль ежегодно приобретал не менее 400 бутылок этого напитка.
Традиции армянских народных праздников
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…
Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.
День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.
Традиционное жилище
Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.
Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.
В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.
Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.
Традиционная армянская одежда
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
Для неармянских друзей и читателей: «Кармир хндзор — Красное яблоко» — народная традиция, когда утром после брачной ночи мать жениха проверяет (а в деревнях даже вывешивает на общее обозрение) испачканную простыню как доказательство невинности невесты, после чего родители новобрачного несут поднос с красными яблоками в дар родителям новобрачной.
Я так понимаю эта тема во флешку чуть ли не переросла, по этому случаю расскажу небольшую историю. Сразу предупреждаю, что она не про меня, а рассказана даже не героиней истории, а как раз героем. Я же просто воспользуюсь тем, что ЖуЖу исключительно анонимно и надеюсь вряд ли кто эту парочку из рассказа вычислит, да и в том, что они далеко не одни такие я вообще не сомневаюсь.
Так вот…
Знаете чем молодая красивая пара занималась в свою брачную ночь? Не-а, не дрыхли без задних ног после изнурительного дня и к сожалению не тем, чем вы подумали.
Они вытащили заранее припасённые средства в ассортименте и пытались наиболее правдоподобным образом испачкать простыню. Высунув старательно язык и шёпотом обсуждая варианты техники, медиума и его применения. Для этих целей парнем была заранее приготовлен маленький, чтоб поместился в карман пиджака, свёрточек с всевозможным полезным на его взгляд материалом, но пятно отказывалось выглядеть натурально и девушка возмущалась, что всё ему надо обьяснить, разжевать и в рот положить и никакой инициативы, придприимчивости и здравого смысла (кстати кажется окном в будущее, не так ли?). Он оправдывался, — мол а я почём знаю, мне это дело впервой, я их даже выводить не умею, а тут ставить надо и вообще такая умная — засунула бы себе в сумочку или ещё куда подходящий продукт.
Спрашивается, если им реально по жизни было это пофиг, то зачем через это надо было проходить?
Я его именно это и спросила, утерев слёзы от смеха. Он сказал, — а зачем зря своих будоражить? Родителей то бишь. Мол и им спокойно, и нам с жёнушкой лишние разборки-пересуды не нужны..
Правда помолчал немного и добавил: «Папа, тот конечно купил всё это с потрохами, но мама как-то пристально на меня поглядывала, правда ничего так и не сказала.»
Ну и верно — мудрая женщина оказалась. Не буди лиха, пока оно тихо.. ну или что-то в этом духе..
Как проходило сватовство у армян
Сватовство у армян – это традиция. Но не все из них сохранились до наших дней.
Однако в стародавние времена это выглядело так:
Свадебные обычаи у армян
Армения богата своими традициями и обычаями. Союз молодых был важным событием для всех и поэтому проходил по определенным правилам, установленным испокон веков.
И вот несколько из них:
Первая брачная ночь у армян
Это огромное событие для жениха и невесты, а кроме них и для всего аула. В эту ночь молодые становятся мужем и женой. Всем было важно сохранила ли невеста целомудрие к первой брачной ночи или нет. Если невеста не сохранила своего достоинства, то это было страшным позором для нее и всей ее семьи. Родители жениха узнав об этом, с осуждением и оскорблениями отправляли невесту восвояси. А брак считался расторгнутым. Но такие неприятные инциденты происходили очень редко.Армянская девушка с рождения воспитывается по традициям и нормам морали Армении. Кавказские девушки считаются образцом скромности и целомудрия во всем мире.
Раньше существовала традиция «Красное яблоко», после первой брачной ночи, свекровь вывешивала во дворе простынь с кровавым пятном, в доказательство того, что девушка была девственна на момент соития. Любой прохожий и житель аула мог посмотреть эту простынь и тоже удостовериться в этом.
Если все каноны были соблюдены и девушка действительно была непорочна, то ей дарили красное яблоко с серебряными монетами. А ее матери отправляли большую корзину с красными яблоками, бутылкой коньяка или вина и живую курицу – в знак того, что мать правильно воспитывала дочь.
В обратном случае, если невеста была опорочена еще до брака, ее сажали, спиной вперед, на осла. И отправляли кататься по главной улице. Чтобы каждый видел и знал о недостойном поведении девушки.
В конце можно сделать вывод, что Армения – гордая нация. Которая чтит и уважает традиции своих предков. А также очень трепетно относится к своим чести и достоинству. Армянские женщины – это пример для подражания, эталон скромности, порядочности и целомудрия.
«Оставляй деньги, машину и иди к своей русской» Коньяк при знакомстве, танец с шашлыком и письмо с проклятием: как выходят замуж армянские девушки
Фото: Brendan Hoffman / Getty Images
Армяне искренне преданы своим культурным традициям. В то время как представители других кавказских народов стремятся избавиться от консервативных оков, современные армянские парни и девушки чтят ритуалы и стараются соблюсти все каноны свадебных церемоний. Бывает, что браки заключаются между людьми разной этнической принадлежности. Тогда молодые сталкиваются с осуждением родственников, чередой конфликтов и встают перед выбором: сохранить отношения или покориться воле семьи. Армянские мужчины и женщины рассказали «Ленте.ру» об обычаях роскошных свадеб и поделились историями личной жизни.
«Раньше невеста чуть ли не голая ждала родственников жениха»
Мари, 23 года, жена армянина
Мы познакомились, когда я искала работу. Я пришла на собеседование на позицию менеджера по продажам, а он был руководителем группы, в которую я должна была попасть. После беседы я поблагодарила его и ушла. Но в тот день я обратила внимание на его взгляд — девушки ведь чувствуют подобные вещи. Он мне тоже приглянулся, подумала: какой красивый армянин!
Через некоторое время он лично написал мне, чтобы узнать, хочу ли я получить эту работу. Я ответила отрицательно. Сначала он попытался меня переубедить, но когда понял, что я непробиваема, начал помогать подбирать вакансии, которые могли бы мне подойти. Я отнеслась к этому как к наставлению от человека с опытом. Через неделю тишины он снова написал, но уже не о работе. Я подумала: почему бы и нет? Так завязалось наше общение, пошли встречи. Это было в ноябре 2019 года, а через год мы поженились.
Ритуал с медом, символизирующий сладкую жизнь новобрачных
Кадр: видео TheOne1539 / YouTube
Я не из Москвы, дорога в мой город занимает восемь часов. Мама моего жениха быстро поняла, что ее сыну кто-то понравился, и начала активно звать меня в гости. Если честно, полтора месяца я «сливалась» и думала, что еще рано, — в мою голову лезли какие-то консервативные мысли. Затем я согласилась, но попросила, чтобы встреча произошла в кафе. Мое воспитание не позволяло мне идти к ним домой до знакомства наших родителей.
Месяц спустя семья моего молодого человека приехала к нам домой с подарками. У нас принято приносить на сватовство коньяк и сладости. Мы посидели, разлили коньяк.
Мы полетели играть свадьбу в Армении. Основная масса родственников с обеих сторон — оттуда, и этот день было душевнее провести на родине. Семья мужа остановилась у его дяди в Ереване, а мы сняли дом, чтобы меня из него забрали. Как это все происходит: в домах и жениха, и невесты украшается гостиная, накрывается фуршетный стол. Раньше невеста чуть ли не голая ждала родственников со стороны жениха, они приходили в ее родительский дом и одаривали одеждой.
Я сразу сказала, что буду встречать всех в платье. Наряд, кстати, оплачивал жених — у нас так принято. Единственное, я стояла без туфель и фаты — их должны были принести в красивых корзиночках мои новые родственники. По традиции, родственники со стороны жениха пытаются украсть туфельку, чтобы за нее требовать выкуп. При этом свидетель (кавор) еще и торгуется. Туфлю мне надевал младший брат — это было очень мило, он младше меня на 11 лет.
Перед тем как надеть невесте фату, ее крутят вокруг девушки ровно семь раз. В это время кто-то из гостей начинает петь песню. У меня даже мама прослезилась — мол, я уже взрослая, выхожу замуж. На всех распылили духи (я их выбрала, а родственники жениха купили) — тоже по традиции.
Муж зашел в дом, вручил букет, поднял фату и поцеловал в лоб. Начался короткий фуршет, а потом мы поехали в дом жениха.
Там моя свекровь встречала нас у дома с двумя листами лаваша: один положила на мое плечо, другой — на плечо моего мужа, потом дала каждому по ложечке меда — чтобы жизнь была сладкой и благополучной. Когда мы переступали порог, на полу лежали красивые хрустальные тарелки. Мы должны были разбить их каблуками — на счастье.
После этого мы поехали в церковь, там обвенчались, сделали фото и доехали до банкетного зала. Станцевали наш первый танец, потом был танец с моим отцом. Был также танец невесты для жениха — я заранее его разучила и исполнила сольно. Также есть знаменитый танец с шашлыком.
После того как мы разрезали торт, я раздала всем незамужним и неженатым гостям тарос — в моем случае это были маленькие птичьи клеточки с перышками. Это означает, что я передаю эстафету, чтобы человек вышел замуж или женился.
Жениха и невесту осыпают деньгами во время танца
Кадр: видео Stavrovideo / YouTube
Что касается брачной ночи — сейчас уже нет требования показывать простыни. Мы с мужем после свадьбы поехали в отель, поскольку в Ереване у нас нет собственного дома, и провели брачную ночь там. Утром мы выехали в ресторан, где собрались самые близкие родственники и друзья. Мы доедали то, что не съели на свадьбе. Второй день мне нравится даже больше, поскольку он более расслабленный. Я была в платье попроще, могла встать и пересесть за стол к подружкам, к маме с папой.
На третий день родители привезли в дом жениха мои вещи и приданое. Днем позже мама жениха собрала корзину с фруктами, в центре которой было красное яблоко, и бутылку коньяка. Традиция называется кармир хндзор, что в переводе означает «красное яблоко». Женщины со стороны жениха, за исключением его матери, пришли в дом к моей маме и подарили подарки в знак благодарности за то, что я подарила мужу свою девственность.
Мне нравятся наши традиции. Я бы не променяла эти ритуалы ни на что другое. Когда у наших девушек встает выбор между пышной свадьбой и свадебным путешествием, они чаще всего выбирают второе. Я же считаю, что в поездку можно отправиться всегда, а свадьба бывает только один раз в жизни.
«Оператор не успевает отдать отснятое на торжестве, а пара уже распалась»
Эдгар, 38 лет, друг армянских молодоженов
Имена Эдгара и героев истории изменены по их просьбе
Ни одна национальность не обходится без проблемных особенностей. Бывает на армянских свадьбах такое, что видеооператор не успевает отдать отснятый и смонтированный материал с торжества, а пара уже распалась.
Был на моей памяти интересный случай. Есть пара — Марго и Руслан, оба армяне. Руслану 22 года, он работает на рынке, прилично зарабатывает. Марго — симпатичная 19-летняя девушка, она в восторге от Руслана, потому что он старше, работает и дарит ей роскошные подарки.
Ребята редко видятся, ведь Руслан работает днем и освобождается только к вечеру. Марго в это время уже не выпускают. Но это не мешает паре общаться, по праздникам они видятся, он приезжает к ней с розами. Руслан любит Марго и для себя решил, что она станет спутницей его жизни.
Параллельно с этим развиваются отношения у Ани и Давида. Аня — очень красивая девушка с шикарной фигурой, наполовину армянка, наполовину казашка. Ей 23, она покупает одежду в Турции и продает ее в собственном магазине. Родители живут в другом городе, а она приехала в Ессентуки и обеспечивает себя самостоятельно. Аня встречается с Давидом — он обычный армянин, студент. Он любит ходить в бары и клубы с друзьями, часами сидит в соцсетях.
Пара проводит время вместе, но наступает момент, когда Давид находит в Instagram Марго, ставит ей лайки, и у них завязывается общение. Естественно, никто об этом не знает. Вскоре они решают пожениться. Давид бросает Аню, начинает уже по-настоящему встречаться с Марго, а та, в свою очередь, уходит от Руслана.
Через несколько месяцев они начали публиковать совместные фотографии, еще спустя время сыграли свадьбу. В день их бракосочетания Аня отправила к Давиду курьера, который вручил ему две гвоздики с запиской: «Будь ты проклят».
Бывает такое, что папа сына зовет и говорит: «Сынок, бабушка уже старая, она может умереть. Ты с кем-нибудь встречаешься?». Тот скажет — да, а ему в ответ: «Ну, все, значит женишься на ней». Свадьбу сыграли, все счастливы, а бабушка еще 20 лет после этого живет и здравствует, так еще и с тридцатью правнуками.
Выкуп невесты на армянской свадьбе в Сочи
Есть другая история. 17-летняя Света встречалась с 19-летним Арменом. Как все порядочные армяне, он работал с мамой и папой на рынке — помогал вести семейный бизнес. Возил иногда Свету в школу, она была девочкой из сельской местности. Они друг друга любили, собирались когда-нибудь съехаться и жить вместе.
Когда Свете исполнилось 18 лет, Армен забрал ее с выпускного вечера. Он привез ее к себе домой, представил маме как подругу. В это время у них было семейное мероприятие. Света помогала маме Армена: мыла зелень, вытирала посуду, расставляла обувь. Во время застолья Света спросила: «Видели, что мне Армен подарил?» — и показала простое колечко. Мама удивилась, потом сказала: «Ну ладно».
Тогда молодые приняли решение жить самостоятельно. Света устроилась на три работы, чтобы снимать квартиру, а Армен приходит и живет с ней. Ей было неважно, что она устает на работе, главное — они вместе.
На шестой день совместной жизни Света решила устроить романтический ужин. Она сходила за продуктами, купила новое белье, зажгла свечи. В шесть часов вечера она написала сообщение, чтобы узнать, где Армен, но он не отвечал до ночи. Позже он ей ответил, что не может пойти против воли родителей, извинился и сказал, что они не будут вместе.
Оказалось, что родители поставили Армену условие: «Если ты хочешь самостоятельной жизни, то оставляешь все кредитки, ключи от машины и вещи и идешь к своей русской». Он струсил и выбрал расставание.
Спустя восемь месяцев мама Армена нашла ему невесту и женила его. У Армена родился ребенок, но это не мешало ему каждый раз, как он выберется куда-то с друзьями, напиваться и звонить Свете, просить прощения и признаваться ей в любви. Он говорил, что готов уйти из семьи и бросить ребенка, что был глупцом, идя на поводу у семьи. Но Света не приняла его и оборвала общение.
«Мы до сих пор не ходили в загс — это второстепенно»
Левон, 26 лет, муж россиянки
Мы с женой познакомились, когда нам было по 17 лет. Поженились мы только на девятый год наших отношений.
Сейчас мне 26. Моя жена родилась в России, у нее русские и еврейские корни, а я армянин. У нас была достаточно традиционная помолвка. Перед тем как сделать предложение Даше, я, конечно, поговорил об этом с ее родителями. Наши семьи давно дружили, и разрешение ее родителей было формальностью. Но для меня было важно получить их благословение.
В итоге я сделал ей предложение в новогоднюю ночь. Тот Новый год мы праздновали двумя большими семьями. О том, что я буду делать предложение, знали все присутствующие, кроме Даши.
Мы с Дашей знали, что свадьба будет нескоро, ведь нам было всего по 23 года. Мы хотели прожить какой-то период в статусе жениха и невесты, потому что это красиво. К свадьбе мы готовились очень долго, она по планам должна была состояться летом 2020 года. Мы хотели праздновать ее в Армении, но коронавирус помешал нашим планам. Обычно у армян есть родственники в разных уголках планеты, и к нам тоже должны были прилететь гости, но начался локдаун.