каршеринг что будет если попал в дтп
Что нужно знать при ДТП на каршеринговом автомобиле
Да, с одной стороны это удобно: не надо платить за страховку, парковку и тратиться на техническое обслуживание автомобиля. Но есть и минусы: начиная с психологического дискомфорта, который в нынешние дни связан еще и со страхом заразиться, и заканчивая тем, что траты, связанные с ДТП, в случае каршерингового автомобиля оказываются значительно выше в сравнении с личным автомобилем.
Поговорим о том, какие затраты несет автомобилист, если он попал в аварию на автомобиле из сервиса каршеринга.
Обычно компании, которые предоставляют услуги каршеринга, используют специфичный договор страхования. Да, он страхует водителя по всем рискам КАСКО и ОСАГО, но при этом используется поминутная тарификациях. В этом случае автомобилист платит только за то время, которое он проводит за рулем каршерингового автомобиля.
Если водитель решил воспользоваться услугами каршеринга и попал в аварию, в результате которой автомобиль получил незначительные повреждения, он будет должен оплатить весь восстановительный ремонт в размере фактически причиненного ущерба.
Когда в результате аварии автомобиль понес более значительный ущерб, водителю придется выплатить установленную сумму за франшизу, а остаток покроет страховая компания.
Если каршеринговый автомобиль попал в аварию не по вине водителя, и если виновник был установлен, то такой ущерб пользователь сервиса не обязан возмещать. В этом случае водитель каршеринговой машины должен не нарушать порядок оформления ДТП, не покидать место аварии до прибытия сотрудников ГИБДД и правильно оформить все необходимые документы. Оставаться на месте аварии важно, в противном случае, вне зависимости от того, кто виновен в ДТП, именно пользователю каршерингового автомобиля придется выплачивать сумму ущерба.
ДТП на каршеринге: Что вас ждёт?
Каршеровод Александр Юрпалов попал в ДТП на Делимобиле и рассказал, что ждет виновника аварии, а чего бояться не стоит.
Доброго времени суток, друзья!
Хочу поделиться своим опытом попадания в ДТП на Делимобиле. Многие скажут, что подобный текст уже есть на ТШ, однако мне этот пост на многие вопросы не ответил, да и время идёт, многое меняется. Желаю, чтобы никому из вас не пригодилась информация из данного поста, однако кому-то точно пригодится. В данном посте рассматривается вариант, где вы являетесь виновником, всё описано с этой точки зрения.
Контекст ситуации
Ехал утром на учёбу на VW Polo по Шоссе Энтузиастов аккуратно, никому не мешал. Решил пропустить мадам на Kia перед собой, но не успел я набрать дистанцию – она по тормозам, и столкновение. ГИБДД признаёт меня виновным, оно и неудивительно.
Так как это моё первое ДТП в жизни – сразу паника, что да как, откуда брать деньги на оплату, может быть, не оформлять, а просто купить в магазине косметики лак и подкрасить (да-да, были и такие мысли), сердце колотится и так далее. Думаю, для каждого ДТП – это состояние стресса.
1. Включите аварийку, поставьте знак аварийной остановки в 15 метрах от автомобиля (да-да, 15 метров, а не четыре шага от машины).
2. Проверьте, есть ли пострадавшие. Это очень важно: автомобиль – источник повышенной опасности, вы, как водители, ответственны за здоровье и жизни окружающих Вас людей.
Если есть:
• Вызывайте скорую помощь
• Окажите первую помощь
• Позвоните в каршеринговую компанию
3. Визуально оцените ущерб. Когда у нас произошло столкновение, для меня было открытием, что грязь с её машины перешла на мою. Казалось сначала, что там прямо ужас, но после того, как полил водичкой и протёр тряпкой, картина стала очевиднее и приятнее.
4. Пусть вторая сторона звонит в полицию (если что – номер 112), вы же звоните в каршеринговую компанию и рассказывайте ситуацию. Первым делом у вас спросят, нужна ли скорая. Если что, они помогут ее вызвать. Дальнейший план действий они вам расскажут. Не бойтесь звонить им, они ваши лучшие друзья на данный момент. Если нужно, довольно оперативно может подъехать человек и помочь вам в этой ситуации (но это не у всех). Сообщив им, вы автоматически снижаете уровень своей материальной ответственности перед компанией до 30 тысяч рублей в моём случае (если не было серьёзного нарушения, таких как выезд на встречку, управление в состоянии алкогольного опьянения и т. д.) и до 0 рублей перед второй стороной ДТП, так как есть ОСАГО.
5. Сделайте много фотографий. Со всех ракурсов. И повреждения тоже. И повреждения второй стороны ДТП тоже. И номера автомобилей чтобы было видно. И протоколы все, которые у вас в руках остаются. Я фотографировал своё объяснение случившегося. У меня с этого ДТП получилось 12-16 фотографий.
Что вас ждёт на этом этапе? Приедут полицейские. Одним глазом посмотрят, что да как тут, вынесут решение, оформят бумаги, потом отпустят. В течение всего этого времени вам поступит несколько звонков от каршеринговой компании, они вас во всём сориентируют.
В течение 10 дней можно обжаловать постановление. В случае, если вы на 100% уверены, что были правы, и знаете, что сможете это доказать, жалобу надо подать в течение 10 дней с момента ДТП, документы с самого ДТП каршеринговая компания вам предоставит. Если этого не происходит, постановление вступает в силу и компания начинает действовать.
Всё, что вы можете в этой ситуации, — это оплатить штраф от гаишников и просто ждать, откладывая деньги на возмещение. Лично для меня это стало последним пинком, и я нашёл себе работу (год искал, найти не мог, а тут за две недели устроился).
Из повреждений в моём случае
У меня вмятина на бампере плюс царапина на месте вмятины.
У мадам – маленькая трещинка на пластмаске катафота и какие-то царапины, но мне всё еще кажется, что это не от меня.
Вроде мелочи, но страх был большой. Сейчас говорю конкретно за Делимобиль. В интернете есть таблица штрафов за повреждённые элементы.
Сразу вас успокою: если вы не скрылись с места ДТП, сообщили компании о ДТП, не нарушали грубо правила и т. д. – это вас, скорее всего, не коснётся. Это стоимость новых элементов (как мне объяснили по горячей линии). Ваша ответственность не превышает 30 тысяч в случае простой машины (а-ля солярис, поло и прочие) и 50 тысяч в случае более экзотической (БМВ, кашкай, смарт и т. д.). Можете ориентироваться примерно на эти деньги.
Важно понять
• Если вы поцарапали бампер, вам не нужно будет платить этот штраф, если вы об этом сообщите
• Если вы разбили в труху бампер, скорее всего, придётся заплатить за новый
• Не забываем про работы, такие как установка, снятие, покраска и так далее — это доп. стоимость
• В общей сложности, если правила сервиса не нарушены грубо, ваша ответственность не превысит 30 000 или 50 000 рублей в зависимости от машины
Что, когда и как?
В ДТП я попал 12.09, все счета были оплачены 21.11, то есть прошло два с небольшим месяца. Заплатил я 3913 рублей. Списание для меня было неожиданным: уведомление о списании прилетело в 16:00 и благополучно улетело в СПАМ, в 16:00:06 было произведено списание денежных средств.
Сразу предупреждаю, организация, принимающая платёж, которая отображается у вас в банковском оповещении об оплате, называется не как обычно — «Делимобиль», а «DM REFAUND». Не пугайтесь, это они. Но на всякий пожарный позвоните и уточните, они ли это и за что это списание.
Ваше последнее действие перед успокоением души вашей: напишите им на электронную почту с электронного адреса, который вы указывали при регистрации. Попросите счёт-фактуру о проведении ремонтных работ и подтверждение о том, что компания к вам не имеет никаких претензий и за ДТП вы расплатились в полном объёме. Это письмо они будут делать дней пять, по итогу они пришлют нечто следующее:
Из сметы можно понять, что во время ремонта автомобилю произвели ремонт еще нескольких кузовных элементов, которые были повреждены не во время ДТП, соответственно, и цена выше.
Чего не нужно бояться:
• Штрафа за простой автомобиля, штрафа из таблички из договора (вас не коснётся, если вы не нарушали грубо условия договора)
• Официального оформления ДТП, сообщения в каршеринговую компанию о ДТП
• Списания денежных средств через день, неделю и 10 дней: у вас будет время подготовиться к оплате
• Штрафов в миллиард рублей: максимальная ответственность прописана в договоре и при бронировании автомобиля (если кликнете на тариф)
Чего следует ожидать:
• Неопределённости: каршеринговая компания будет до последнего молчать, никто не скажет вам практически ни слова о вашей примерной ответственности, когда ждать списания и так далее
• Списания через два месяца (плюс-минус километр)
• Блокировки: у многих после ДТП компании блокируют их аккаунт до оплаты
Помните, я описал случай, который справедлив для большинства ДТП с участием каршеринга, однако бывают исключения из правил, где случаются и судебные тяжбы, и бумажная волокита, и прочая ерунда.
Я вам желаю, чтобы информация из этого поста вам никогда не пригодилась. Удачных дорог.
P. S. Если есть вопросы – отвечу в комментариях.
ДТП на каршеринге: что нужно знать
Попал в ДТП: что делать?
При любом ДТП порядок действий идентичен говорит Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Закон не делает исключений для арендованных машин. Нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. Главным отличием, по словам Татьяны Мацуковой из ЮК «Генезис», будет то, что о случившемся нужно оповестить и арендодателя. В некоторых договорах прописано, что сделать это нужно немедленно, при первой возможности. Сообщить о ДТП можно как через приложение, так и по номеру телефона. А заодно узнать, можно ли составить европротокол. То есть самим оформить ДТП без вызова полицейских. Многие компании не позволяют пользоваться упрощенной схемой. У оператора нужно уточнить и список необходимых документов, и сроки их предоставления компании.
Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.
Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.
Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. ×
Если вы виновник
Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.
Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. «Делимобиль» отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)
Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.
Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
В январе 2019 года Иван Мышкин* арендовал у ООО «Каршеринг Руссия» автомобиль, но не выдержал безопасную дистанцию и въехал во впереди идущую машину. Его признали виновником аварии. Тогда компания оценила причиненный ТС ущерб, он согласно заключению составил больше 500 000 рублей. Вернуть деньги водитель не захотел, общество обратилось в суд. Компания просила не только взыскать средства на ремонт, еще и расходы на экспертизу, штраф за невыполнение требований договора о возмещении ущерба и пени – всего почти 600 000 руб. В суде водитель заявил, что в иномарке были неисправны тормоза, это и стало причиной столкновения. Но так как доказательств он не предоставил, первая инстанция встала на сторону арендатора авто. Суд решил, что клиент должен выплатить всю заявленную сумму, так как отказ от исполнения обязательств по договору недопустим (дело № 2-879/2020, вступило в силу).
Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)
Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.
В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.
ООО «Карусель» обратилось с иском к Игорю Журову*, требуя возместить ремонт авто и компенсировать упущенную выгоду. В 2018 году клиент взял в аренду иномарку, не справился с управлением и врезался в препятствие. В результате машина получила повреждения бампера, крыла, капота. Восстановление машины оценили в 164 300 руб., компания настаивала, что транспорт простаивал 58 дней. Истец рассчитал свои убытки исходя из стоимости количество минут, в течение которых автомобиль не мог использоваться по тарифу аренды. У него вышла крупная сумма – 167 000 руб. Суд первой инстанции и апелляция компанией согласились, так как пункт с расчетом упущенной выгоды есть в договоре. Арендовав машину, клиент согласился с этим. А кассация встала на защиту водителя: общество не подтвердило, что на ремонте ТС находилось 58 дней, не обосновало заявленную сумму (167 000 руб.) и не указало размер затрат, которые бы компания понесла при извлечении выгоды. Все это суд указал учесть и направил дело на пересмотр в апелляцию, который решение отменил частично (дело № 33-15223/2020).
Передал «руль» или был пьяный
Если пьяный водитель сел за руль арендованной машины, то помимо ответственности, установленной в 12.8 КоАП («Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения»), он будет обязан возместить ущерб остальным участникам, а также оплатить убытки и штраф арендодателю. Его сумму так же устанавливается каждая компания индивидуально.
«Поплатиться рублем» можно и за передачу права управления. Так, Марина Егорова* взяла в аренду Volkswagen Polo у Делимобиль. Машину остановили сотрудники ГИББД и выяснили, что за рулем находилась не сама женщина, а ее знакомая. Пассажирке предложили «дунуть в трубочку», но она отказалась. Тогда каршеринговый автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, а саму Егорову направили на медосвидетельствование. Согласно договору Делимобиль, клиенту запрещено садиться за руль в состоянии опьянения или передавать управления третьим лицам, нарушение наказывается штрафом в 200 000 руб. Задолженность женщина не погасила, а после решила обанкротиться, тогда компания по аренде включилась в реестр кредиторов (дело № А40-231472/2019).
Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).
А вот за езду по фальшивому аккаунту штрафом не отделаться, уверена Мацукова. Чернокозов считает, что использование автомобиля с чужим аккаунтом могут расценить как угон, а в отношении нерадивого водителя возбудят уголовное дело по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). А если такой водитель станет виновником аварии, то страховка не покроет ущерб. Клиенту каршеринга придется платить, причем и за чужой автомобиль тоже, отмечает Мацукова.
Скрыть факт ДТП
Скрыть факт повреждения автомобиля, покинув место ДТП, не лучшая идея, считает Атяскин. За это водителя могут лишить прав или арестовать до 15 суток согласно ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием»). На некоторых ТС установлены специальные датчики, чтобы определять состояние, местоположение авто. То есть оператор каршеринга точно установит личность пользователя и сможет взыскать ущерб в полном объеме. А самого автолюбителя внесут в «черный список». Пока у каждой компании он свой. Если же клиенту удастся скрыть несерьезное ДТП, то повреждения заметит следующий пользователь. Разбирательство займет некоторое время, но итог тот же самый – с виновника спишут ущерб в полном объеме, считает Чернокозов.
Поэтому Зеленовская советует перед тем, как нажать кнопку в приложении, убедиться, что с автомобилем все в порядке. Ведь именно этот жест означает приемку автомобиля, так как арендатор не подписывает бумажный акт приема-передачи. Эксперт рекомендует сфотографировать машину со всех сторон и только потом подтвердить прием нажатием в приложении.
Как взыскать ущерб, нанесённый машиной из каршеринга
Погоня инспекторов ГИБДД, длившаяся около 15 минут, завершилась в одном из московских дворов. Автомобиль-нарушитель, врезавшись в препятствие, перевернулся на крышу, попутно зацепив припаркованную машину. К счастью, никто не пострадал: водитель и пассажиры выбрались из салона и бросились наутёк ещё до прибытия сотрудников полиции. Те не стали преследовать беглецов пешком. Очевидцы пояснили: за рулём сидели подростки, которых до сих пор ищут.
«Возмещать ущерб должен тот, по чьей вине произошла авария. Но поскольку водитель скрылся, владельцу пострадавшей в ДТП машины следует подать иск к собственнику автомобиля, то есть к компании, занимающейся сдачей транспорта в аренду. Именно на её плечи ляжет поиск нарушителей, но заплатить придётся», — говорит адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов.
На резонный вопрос, каким образом подростки оказались за рулём арендованного автомобиля, они успели ответить сами, заявив водителю пострадавшей машины, что купили аккаунт клиента каршеринга в Интернете. По их словам, покупка обошлась всего в две тысячи рублей. О подобных случаях говорят уже несколько месяцев: злоумышленники похищают данные и передают их третьим лицам. Гражданам начинают приходить счета за аренду, но писать претензию или обращаться в суд с иском из-за суммы в несколько сотен рублей будут немногие.
«В подобной ситуации необходимо обращаться в компанию, которая осуществила списание, а также написать заявление в полицию. Возможно, речь идёт о мошенничестве, то есть хищении чужого имущества или приобретении права на него путём обмана или злоупотребления доверием: кто-то завладел личными данными и пытался оплатить свои поездки за ваш счёт. Санкция статьи 159 УК РФ предполагает наказание до 10 лет лишения свободы. Не исключено, что несовершеннолетние воспользовались телефоном родителей, которым придётся возместить ущерб, нанесённый отпрысками», — рассказывает адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов.
Поминутная аренда машины — семь рублей в минуту, 420 рублей в час. Казалось бы, это дешевле такси и удобнее личного авто, потому что парковку оплачивать не нужно, всё за счёт компании. Однако каршеринг — это услуга, которую предоставляют на основании договора. И расписываясь в нём, клиент принимает все его условия. Не прочитал или не понял? Всё равно придётся нести ответственность.
«Самые серьёзные финансовые убытки понесёт тот, кто угодит в аварию. Дело в том, что застрахованы все машины не по каско, а по ОСАГО. А значит, если клиент виновен в ДТП, платит тоже он. Но уплата штрафа не освобождает виновника аварии от возмещения убытков. Самый громкий случай произошёл в Москве. Мужчина попал в серьёзную аварию по своей вине, и ему выставили счёт в 588 тысяч рублей. Кстати, сама машина стоит на 50 тысяч меньше. Сумма состояла из восстановительных работ, штрафа за простой авто, расходов на экспертизу, почту и неустойку. Разрешить спор истца и ответчика придётся суду», — резюмирует адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов.
Очередное ДТП, произошедшее в Москве, заставило многих водителей задуматься о том, как взыскать ущерб, нанесённый машиной из каршеринга. За рулём автомобиля сидели подростки, по вине которых и произошло ДТП, но они скрылись с места происшествия. По логике, должны отвечать их родители, но как найти виновного и получить деньги, непонятно. На этот вопрос журналисты программы «Вести. Дежурная часть» на телеканале «Россия 24» попросили ответить адвоката по гражданским делам нашего правового центра Дмитрия Панфилова
Мужчина арендовал автомобиль и дал его своей знакомой, а теперь должен оплатить ремонт
Одному мужчине из Белгорода понадобился автомобиль. Своей машины у него не было, поэтому он обратился в прокат: подписал договор, оплатил аренду — 2600 Р в сутки — и получил в свое распоряжение Фольксваген Поло на два дня.
Компания направила мужчине претензию с требованием возместить причиненный ущерб. Но мужчина и ее оставил без ответа. Тогда прокатчик пошел в суд с требованием взыскать с арендатора эту сумму. К стоимости ремонта он прибавил 24 528 Р неустойки, 6000 Р расходов на оценку, 1036,07 Р почтовых расходов и 4413 Р госпошлины.
Аргументы сторон
Прокатчик. Мы дали этому мужчине в аренду автомобиль без повреждений, а получили разбитый. Ремонт автомобиля стоит 123 тысячи рублей, и мы не хотим платить эти деньги из своего кармана.
Мы заключили с этим мужчиной договор, по которому он должен был лично управлять автомобилем и вернуть нам его в том же виде, в каком получил. И он должен сам отвечать за нанесенный ущерб, кто бы ни сидел за рулем этой машины в момент аварии.
Пусть суд взыщет с него все расходы на ремонт Фольксвагена, неустойку, почтовые и судебные расходы.
Что сказали суды
Этот мужчина взял автомобиль в аренду и посадил за руль другого человека. Под управлением этого человека автомобиль попал в аварию и получил повреждения, что подтверждается извещением о ДТП.
Любой вред, который причинен человеку, компании или их имуществу, должен быть возмещен. Обычно вред возмещает тот, кто его причинил, но бывают случаи, когда отвечает не причинитель вреда. Например, если вред причинен автомобилем. Автомобиль — это источник повышенной опасности, и его владелец, как правило, отвечает за причиненный вред независимо от того, был он в этот момент за рулем или спал дома.
На момент ДТП этот мужчина считался владельцем автомобиля на основании договора аренды. Несмотря на то, что ДТП совершила другая женщина, отвечать все равно ему. Условия договора аренды это подтверждают. Там прямо написано, что в случае нарушения условий договора за причиненный ущерб отвечает арендатор.
Независимый оценщик посчитал стоимость ремонта — 123 539 Р без учета износа. Это значит, что эксперт учитывал новые детали — несмотря на то, что автомобиль не новый и детали в нем изношены. Так можно. Даже если стоимость автомобиля после ремонта увеличится по сравнению с его стоимостью до повреждения, в пользу пострадавшего можно взыскать стоимость ремонта без учета износа.
Если бы мужчина доказал, что существует другой разумный и распространенный способ отремонтировать автомобиль, то мы бы рассмотрели эти доводы. Но он не представил никаких доказательств, не принес другой отчет оценщика и вообще не пришел в суд. Поэтому принимаем представленный отчет как верный.
В договоре аренды предусмотрена неустойка за то, что арендатор не компенсировал причиненные убытки добровольно. Ее мы тоже взыскиваем полностью.
Мужчина не согласился с решением суда и пошел его оспаривать.
Этот мужчина не согласен с оценкой стоимости ремонта автомобиля. Он считает, что только суд может назначить экспертизу и оценить ущерб, а заключение какой-то непонятной оценочной компании нельзя считать независимым. Также он настаивает на том, что оплачивать ущерб должна страховая компания.
С тем, что он говорит об оценщике, мы точно не согласны. Надо было ходатайствовать о назначении судебной автотехнической экспертизы, а мужчина этого не сделал, поэтому суд правильно принял отчет, представленный истцом.
Спорный Фольксваген Поло не был застрахован. Компания сама нарушила договор, сэкономила на каско и теперь хочет взыскать полную сумму с арендатора автомобиля.
На этот раз с решением не согласился прокатчик автомобиля. Так дело дошло до Верховного суда.
Апелляционный суд ошибся. В договоре четко написано, что страхование распространяется только на арендатора и водителей, указанных в договоре. Если за руль допускают других лиц, ответственность за любой причиненный ущерб ложится на арендатора.
Это значит, что, раз мужчина отдал автомобиль постороннему человеку, ответственность за причиненный ущерб возлагается только на него самого. Каско в этом случае на него не распространяется.
То есть факт наличия или отсутствия каско в этом деле значения не имеет. Если бы мужчина сам попал в ДТП — тогда да, заплатил бы только 30 тысяч. Или если бы эту женщину вписали в договор. Но в этом деле ответчик без согласования с арендодателем допустил до управления автомобилем другое лицо, поэтому страховка ему бы в любом случае не помогла.
Решение суда апелляционной инстанции отменяем. Изучите дело еще раз с учетом наших замечаний.
Давайте еще раз посмотрим на договор аренды. В нем написано, что арендатор обязан вернуть автомобиль в том же состоянии, в каком его принял.
По договору аренды все эти условия распространяются на арендатора, который указан в приложении к договору и лично управляет автомобилем. Если к управлению автомобилем он без согласования допустит кого-либо еще, тогда он сам будет отвечать за любой ущерб и возмещать его в полном объеме.
В этом деле автомобиль не был застрахован по каско.
Мужчина, который взял автомобиль в аренду, не опровергает того, что без согласования с арендодателем передал право управления автомобилем женщине, а та не справилась с управлением и попала в ДТП.
Что в итоге
Мужчина, взявший в аренду автомобиль, остался должен арендодателю почти 160 тысяч рублей за причиненный ущерб, хотя сам даже не был за рулем.
Трудно сказать, почему такое произошло. То ли мужчина увидел в договоре слово «каско» и дальше читать не стал, то ли халатно отнесся к своим обязанностям. В итоге за двое суток проката ему придется заплатить 165 тысяч рублей.
Какие выводы можно сделать из этой истории
Многие пользуются каршерингом очень легкомысленно: дают машину друзьям, нарушают ПДД, распоряжаются автомобилем как хотят. Кажется, что все убытки включены в стоимость аренды, а если что — страховая заплатит. Но это не так.
По закону человек, который берет в прокат автомобиль, во время действия договора аренды обязан:
В договоре аренды авто могут быть прописаны и другие условия. Не относитесь к договору формально, внимательно прочитайте его, прежде чем подписать. Подчеркните непонятные условия и уточните их смысл у компании-прокатчика.
В договоре не бывает неважных пунктов, поэтому не подписывайте его, пока не поймете все условия. В противном случае за пару дней аренды можно заплатить половину стоимости автомобиля, как мужчина из этой истории.