карсикко дерево что такое

Что такое карсикко?

карсикко дерево что такое. Смотреть фото карсикко дерево что такое. Смотреть картинку карсикко дерево что такое. Картинка про карсикко дерево что такое. Фото карсикко дерево что такоеКарсикко – это дерево, преимущественно хвойное, определенным образом обрезанное или затесанное, которому придавался мифический смысл, и которое использовалось в прибалтийско-финской обрядности. Но это очень общее определение. Если вы хотите познакомиться с этим феноменом подробнее, то вам нужно обратиться к новой книге – монографии карельского ученого-этнографа Алексея Петровича Конкка «Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов», которая исследует культ дерева в жизненном цикле человека.

Знаки на деревьях имели у древних народов как практическое, так и ритуальное, обрядовое значение. В монографии подробно описывается значение карсикко в промысловой, похоронной обрядности, в обрядах инициации. Карсикко устанавливали и на праздники – на Рождество, Новый год, Масленицу. Упоминание о магических деревьях сохранилось и в рунах «Калевалы»:

«Если кто там поднял ветку,
Тот нашел навеки счастье;
Кто принес себе верхушку,
Стал навеки чародеем…»

Явление карсикко исследовано мало, новая монография о карсикко пока – единственная на русском языке. Автор книги – Алексей Петрович Конкка – сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра, кандидат исторических наук. Книга издана в издательстве Петрозаводского государственного университета. Монография снабжена подробной библиографией и богатым иллюстративным материалом, в том числе фотографиями, сделанными автором во время экспедиционных поездок.

Карсикко на церковном кладбище в Панозере (РЭМ 1914)

Две стороны сосны-карсикко, округ Посио (Финляндия)

Чикша, 1979 (Северная Карелия)

Сосна-карсикко на кладбище в д. Нурмолица Олонецкого района

Прекрасным дополнением и введением в тему нового издания служит фильм, снятый ГТРК «Карелия» более 10 лет назад «Сам я сделаю зарубку» (карел. «Panen minä merkin puuhuoh»). Фильм размещаем с разрешения правообладателя (ГТРК «Карелия»).

Источник

Карсикко

На территории парка до наших дней сохраняются так называемые карсикко (от фин. Karsikko, карел. Karsikko/karzikko – «карзать, обрубать ветки») – мифологические деревья-знаки, многогранный символ духа-охранителя в прибалтийско-финской культуре. Как правило, карсикко – это сосна или ель с особенным образом обрубленными ветвями или вершиной, а также различными вырезанными в стволе знаками, от простого затеса и зарубки (иногда с инициалами, обозначающими родовую или семейную собственность) до антропоморфного изображения. С карсикко связан целый комплекс обычаев и обрядов жизненного цикла, а также календарной и промысловой обрядности финнов, карел, вепсов, саамов, эстонцев и др. Специалисты различают несколько видов дерева-знака: промысловое карсикко, вырубавшиеся на берегу водоемов и использовавшиеся при ловле рыбы или добыче речного жемчуга; карсикко умерших, расположенные на кладбищах и на пути к нему и воплощающие в себе представления о дереве как семейно-родовом охраняющем духе; карсикко в обрядах инициации (карсикко невестки, промысловика, рекрута и пр.); карсикко, сделанные в память о важном событии в жизни семьи или сообщества. Деревья-знаки обладали сакральной оберегающей силой и отграничивали освоенную человеком и «окультуренную» территорию от остальной неосвоенной или малоосвоенной «природной» среды. Развитая традиция изготовления карсикко существовала повсеместно на Водлозере и на реке Илекса. Район Новгуды, Калакунды, Жилого ручья и озера Лузское называют «страной карсикко». Во время научной экспедиционной поездки, организованной в 1998 году руководством парка, здесь были найдены десятки заветных деревьев на речных порогах, вдоль лесных троп, около опустевших деревень, на рыбных тонях и заброшенных кладбищах. В 2006 году при обследовании берегов и островов Водлозера ученые снова обнаружили самые разные виды карсикко в Кевасалме, Выгострове, Маткалахте, Чуяле и других местах. Среди них особо выделяются на острове Большая Пога деревья с вырубленной оригинальной формой родового знака (тамги), напоминающей по форме букву «М». В ходе комплексной антрополого-этнографической и археологической экспедиции 2011 года карельский этнограф Алексей Петрович Конкка зафиксировал на территории парка древний обычай захоронения под деревом (карсикко как «дерево у могилы») и выяснил, что значительное число водлозерских деревьев-знаков находится в священных рощах, на кладбищах и является частью местной погребальной обрядности. Карсикко вырубались после смерти родственника в непосредственной близости от дома, где он жил, или на его могиле. К деревьям-знакам приносили жертвы умершим в виде еды, приготовленной из первого урожая зерновых, ухи первого улова.

Источник

Карсикко дерево что такое

карсикко дерево что такое. Смотреть фото карсикко дерево что такое. Смотреть картинку карсикко дерево что такое. Картинка про карсикко дерево что такое. Фото карсикко дерево что такое

карсикко дерево что такое. Смотреть фото карсикко дерево что такое. Смотреть картинку карсикко дерево что такое. Картинка про карсикко дерево что такое. Фото карсикко дерево что такое

КУДЕСА | Языческие традиции | Мифы славян запись закреплена

КАРСИККО И РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕРЕВЕ В КАРЕЛИИ Часть 1.
#Традиция@kyddeda, #Язычество@kyddeda

Дошедшие до нашего времени сведения дают основание заключить, что в прошлом вырубание карсикко было широко распространенным явлением и сопровождало большинство ритуальных действий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни семьи, рода, отдельной личности. В литературе имеются сведения о карсикко как элементе обрядов инициации, проводящихся в момент приобщения молодого промысловика к охотничьей или рыболовной артели после добычи им первого зверя, птицы или получения первой в своей жизни доли улова рыбы.

В финляндской провинции Северная Карелия «именное дерево» обрубалось для каждой пришедшей в дом невестки. Хорошее состояние и рост дерева означали счастье и удачу для конкретного лица, высыхание-болезни и короткий век. Поэтому за деревьями ухаживали и приносили им пожертвования.

В Хяме еще в середине XIX в. в сельской местности было принято после перехода невесты в дом жениха подвешивать нитки, ленты и отрезы материи к деревьям около ворот, в особенности, если это были старые жертвенные деревья.

Факты вырубания карсикко на пожне для пришедшей в дом невестки соотносятся со сведениями из Северной Финляндии об обрубании дерева (hurrikas) по прибытии на отдаленные от дома сенокосные угодья.

Алексей Конкка
Культурные процессы в Карелии Петрозаводск. 1986

Источник

Карсикко дерево что такое

По материалам статьи Алексея Конкка

Гуляя в Петрозаводске по набережной Онежского озера,Вы не сможете равнодушно пройти мимо необычной скульптуры: настоящая сосна покрыта стеклотканью, сбоку на стволе дерева расположено ухо, в которое можно прошептать одно самое заветное желание. На ветвях дерева висят колокольчики. Если после того, как желание было загадано, колокольчики начинают звенеть, значит, оно сбудется.
Скульптура возвращает нас к тем временам,когда язычники этих мест проповедовали культ деревьев.

карсикко дерево что такое. Смотреть фото карсикко дерево что такое. Смотреть картинку карсикко дерево что такое. Картинка про карсикко дерево что такое. Фото карсикко дерево что такое
Скульптура «Древо Желаний» г.Петрозаводск.
Автор — Кент Андерсен (Швеция),1996г.

КАРСИККО — это обрядовый и мифологический символ, особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево.

Обычай в Карелии делать карсикко сохранился со времен, когда язычники лопари обоготворяли природу, а в основе представлений о строении Вселенной лежала идея дерева. Мировое древо предстает в карельских и финских рунах в виде мифологического Большого Дуба или ели с «золотой верхушкой».

До сих пор среди карел сохранились отголоски тех времен, когда преклонялись и исповедовались деревьям. Для этого находили дерево, поскрипывающее на ветру, считалось, что именно этот скрип и услышит «всевышний». После исповеди на дереве топором или ножом вырезали крест. Бытовало мнение, что лучше исповедоваться скрипучему дереву, нежели плохому попу.

Карсикко в карельской мифологии символизирует материальную границу стихий — земли, воды, неба, разграничивает мир мертвых и мир живых.

Смерть человека у карел и восточных финнов воспринималась как переходное состояние души, которая и после кончины ее обладателя продолжала существование в различных видах, сохраняя, однако, магическую связь с жертвенным деревом — карсикко.

Карсикко вырубали после смерти родственника в непосредственной близости от его дома или на могиле умершего. Нередко близ домов образовывались целые рощицы из карсикко, где приносили жертвы умершим в виде приготовленной еды из первого урожая зерновых, ухи первого улова. Если в доме неожиданно появлялось денег больше обычного, то какую-нибудь мелкую монету относили в жертвенную рощу.

Практически и сейчас все большие деревья на старых кладбищах носят следы обрубки сучьев, вершин.

Карсикко вырубались в особо значимые дни жизни в ритуальных целях. Широко известным, по старым источникам, был в Восточной Финляндии обряд вырубания карсикко лицом, впервые совершавшим поездку в город, на ярмарку или праздник.

У финляндских карел было обыкновением делать карсикко впервые прибывшему в дом гостю. В ряде сельских местностей было принято после перехода невесты в дом жениха подвешивать нитки, ленты и отрезы материи к деревьям около ворот, в особенности, если это были старые жертвенные деревья. Сведения о вырубании карсикко для молодой, имеются также из районов Северной Финляндии.

Карсикко устанавливали во дворе также на Рождество. В районах Северной Финляндии на Иванов день во дворе дома устанавливалась ель, на которой были обрублены все ветви, кроме верхушки и нескольких веток посредине ствола. В отдельных случаях оставляли только вершину.

карсикко дерево что такое. Смотреть фото карсикко дерево что такое. Смотреть картинку карсикко дерево что такое. Картинка про карсикко дерево что такое. Фото карсикко дерево что такое

Карсикко несло определенную информацию о вырубившем его человеке или о том человеке, по просьбе которого оно вырубалось. Хорошее состояние и рост дерева означали счастье и удачу для конкретного лица, высыхание—болезни и короткий век. Поэтому за деревьями ухаживали и приносили им пожертвования. Магическая связь между карсикко и вырубившим его человеком, продолжающая сохраняться и после его смерти.

карсикко дерево что такое. Смотреть фото карсикко дерево что такое. Смотреть картинку карсикко дерево что такое. Картинка про карсикко дерево что такое. Фото карсикко дерево что такое

Северные карелы при вопросе о карсикко, прежде всего вспоминают деревья, которые обрубали на тонях в память об удачной ловле рыбы неводом. Этот тип карсикко был наиболее распространен еще в начале XX в. Обычно по карсикко на местности узнавали, где следовало тянуть невод. Кроме практического момента —дереву приписывалась некая магическая власть над местными водами. Вырубаемое карсикко посвящали св. Петру — одному из наиболее популярных на севере святых — покровителю рыболовов, наряду с Богородицей, Спасом и Егорием или Ильей, культ которого был более развит в Южной Карелии.

Источник

Карсикко дерево что такое

Алексей Конкка
Культурные процессы в Карелии Петрозаводск. 1986

Литература поданному вопросу обширна и неоднократно обобщалась с различных точек зрения, однако только в последнее время благодаря комплексному подходу к изучению духовной культуры и исследованию глубинной семантики обрядности появились теоретически обоснованные возможности соотнесения мифологических н обрядовых структур (например тех же представлений о мировом древе и конкретных обрядовых растительных символов), т. е. основание рассматривать обрядовый символ как знаковый комплекс, в котором концентрируются мифологические представления о мире на различных уровнях от человека и его жизненной субстанции до прообраза всего мироздания. Характерной чертой обрядового символа является его многоаспектность, подчинение закону тождества, по которому растительный или иной символ-предмет, неся в себе частицу жизненной сущности человека, животного, растения, природного явления, вырастает в ритуальном поведении и действии до уровня вселенских категорий и выполняет функции «посредника» между мифологическими мирами. Данная многоаспектность является почвой не только для углубления смысла обрядового символа в сознании, но н для расширения «сферы» его действия, когда одни н те же символы обнаруживаются в различных обрядах.

Дошедшие до нашего времени сведения дают основание заключить, что в прошлом вырубание карсикко было широко распространенным явлением и сопровождало большинство ритуальных действий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни семьи, рода, отдельной личности. В литературе имеются сведения о карсикко как элементе обрядов инициации, проводящихся в момент приобщения молодого промысловика к охотничьей или рыболовной артели после добычи им первого зверя, птицы или получения первой в своей жизни доли улова рыбы.

В финляндской провинции Северная Карелия «именное дерево» обрубалось для каждой пришедшей в дом невестки. Хорошее состояние и рост дерева означали счастье и удачу для конкретного лица, высыхание-болезни и короткий век. Поэтому за деревьями ухаживали и приносили им пожертвования.

В Хяме еще в середине XIX в. в сельской местности было принято после перехода невесты в дом жениха подвешивать нитки, ленты и отрезы материи к деревьям около ворот, в особенности, если это были старые жертвенные деревья.

Факты вырубания карсикко на пожне для пришедшей в дом невестки соотносятся со сведениями из Северной Финляндии об обрубании дерева (hurrikas) по прибытии на отдаленные от дома сенокосные угодья.

С. Паулахарью упоминает виденные им в Беломорской Карелии (северные районы КАССР) грубо очерченные ножом или нарисо ванные сажей антропоморфные изображения на стволах деревьев с облупившейся или специально содранной корой. Изображения делались на местах удачного промысла. Э. Леннрот сообщает в своих путевых заметках, что в сосновых лесах к северу от Кандалакши он на многих деревьях вдоль дороги видел вырезанные в коре «человеческие изображения», перевернутые вниз головой. Назначение их для собирателя осталось неясным.

Функция знака, указывающего на объект принесения жертвы, наиболее отчетливо проявляется в лопарском обычае установки антропоморфного изображения в рост умершего на могиле животного, предназначавшегося покойному на «том свете». В материалах XVIII в. из Норвежской Лапландии имеется свидетельство, что те изображения «богов», которые вырезались лопарями из пней деревьев, должны были в точности соответствовать определенным традиционным формам и размерам, для того чтобы каждый из «богов» мог определить ту жертву, которая предназначалась именно ему. Поэтому перед изображением требовалось вычерчивать «имя», т. е. соответствующий («родовой»?) знак.

На связь лопарских антропоморфных изображений с культом умерших указывают также материалы о «личинах» на надгробных крестах православных (кольских) саамов, опубликованные Т. В. Лукьянченко. Под нижней перекладиной креста, на могилах, относящихся к наиболее старым погребениям с сохранившимися надмогильными памятниками (рубежа XIX и XX вв.), были обнаружены изображения человеческого лица, вырезанные на поверхности уходящего в землю основания надгробия. На крестах, по сообщению местных жителей, вырезали личины для того, чтобы «обеспечить спокойную жизнь умершему» на том свете и «сохранить какую-то связь между умершим и его родственниками, которые всегда могли прийти на могилу и увидеться с ним». Данная традиция была известна также и другим группам саамов, в том числе принадлежавшим к лютеранской церкви.

Типологическое сходство, обнаруживаемое в разных обрядовых комплексах в действиях с так называемыми «сквозными» символами, может свидетельствовать только в пользу того, что эти обряды по своей религиозно-мифологической структуре едины и основаны на сходных мифологических представлениях. Такое сходство легко обнаружить, сравнивая вышеописанный материал о кар-сикко с некоторыми календарными обрядами данного региона.

В районах Северной Финляндии на Иванов день во дворе дома устанавливалась ель, на которой были обрублены все ветви, кроме верхушки и нескольких веток посредине ствола. В отдельных случаях оставляли только вершину.
карсикко дерево что такое. Смотреть фото карсикко дерево что такое. Смотреть картинку карсикко дерево что такое. Картинка про карсикко дерево что такое. Фото карсикко дерево что такое
Карсикко устанавливали во дворе также на рождество. В северо-западных районах страны на иванов день и рождество на тонких стволах еловых карсикко (salko) чуть ниже вершины прикрепляли круг из веток с крестом посредине. Крест в круге устанавливали также на специальных жердях. Подобные высокие шесты с крестами в начале XVII в. путешественники наблюдали в Саво. В праздники под таким деревом приносили в жертву козу, бычка и овцу, смешивали кровь и лили в основание шеста, на импровизированный алтарь. Заметим, что еще в конце XIX в. в Северной Карелии в д. Суднозеро нынешнего Калевальского района на празднике успения кровь жертвенных баранов выливали под крыльцо часовни в «священной роще».

В некоторых северных районах расселения русских и в Поволжье на масленицу на особых дровнях возили большое хвойное дерево, обвешанное лоскутами материи и бубенцами. С. В. Максимов, описывая проводы масленицы у русских, отмечает, что в санях вместе с девицей или чучелом масленицы укрепляли сосновую или еловую ветку, украшенную разноцветными лентами. Перед сожжением чучела «снимают с елки ленты и платки и делят их между девушками». Заметим, что деление на части и разрывание обрядового чучела вообще характерно для русских.

«Если кто там поднял ветку,
Тот нашел навеки счастье;
Кто принес к себе верхушку,
Стал навеки чародеем,
Кто себе там срезал листьев,
Взял для сердца он отраду».

Идея древесной ветви как вместилища души досконально разработана Дж. Фрэзером. Интересно, что имеются и прямые указания на эту связь. Так, в Дмитровском крае в Подмосковье, по материалам А. Б. Зерновой, в ветки, которыми украшают стены и передний угол избы на троицу, по местным поверьям, вселяются души умерших родственников. Обрубание ветвей (жизненной силы), срубание обрядового дерева, как и жертвоприношение священного животного, в обрядовом отношении типологически сходны и представляют собой действие, производящееся в той или иной переходной или кризисной ситуации в целях восстановления разрушенного миропорядка, сотворения новой жизни, получения необходимой жизненной энергии на будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *