карта и кумитэ что это
Ката или кумитэ? Что реально важнее?
Ранняя специализация в ката – преступление против психического здоровья спортсмена
В начале лета ко мне в группу пришел мальчик лет 11-12. В его клубе объявили летние каникулы, а он решил зря время не терять и позаниматься каратэ где-либо еще.
Мальчик как мальчик. За два года занятий каратэ дошел до 6 кю. Занимается стилем сетокан в московском клубе, название которого я никогда не слышал. Выполняет элементы базовой техники и первые три хияна с ошибками, типичными для ученика уровня 6-го кю. На мой взгляд, в выполнении техники присутствует некий механицизм, из чего я сделал вывод, что техника заучена без понимания сути выполняемого движения. Впрочем, все эти недостатки легко устранимы.
В общем, ничего особенного. Но я обратил внимание на его полную беспомощность в кумитэ. Он кое-как защищался, кое-как реагировал, но абсолютно не умел двигаться, не держал дистанцию, а на атаку реагировал с большим опозданием. Мальчик подтвердил мои сомнения и рассказал, что в своем клубе он по уровню выполнения ката где-то на третьем, четвертом месте, а в кумитэ у него не получается и, видимо, никогда уже не получится. Я с этим (про себя) согласился – если он останется в этом клубе, то драться он действительно никогда не научится.
Просвещенный читатель, несомненно, видел на соревнованиях спортсменов, более-менее правильно выполняющих ката и с гордостью получающих медали и грамоты за успехи в каратэ. Каждый из нас думал: «Интересно, а как ты, красавец, поведешь себя в бою?». Увидеть это невозможно, поскольку катисты никогда не заявляются в кумитэ. Справедливости ради следует отметить, что и бойцы, как правило, не участвуют в ката.
Этому есть готовое объяснение – для того чтобы побеждать в каратэ, нужно специализироваться в одном виде программы. Сомнительный тезис. Он применим только для спорта высших достижений, но у нас специализация (ката/кумитэ) существует с детских соревнований.
Кому же нужна ранняя специализация?
Юному спортсмену? Вряд ли. Он наверняка пришел в каратэ с намерением научиться драться. И быть надежной защитой для близких людей. Он и предположить не мог, что всю свою спортивною карьеру посвятит двум-трем ката.
Выходит, что ранняя специализация нужна тренеру? Безусловно, да. Как говорили древние – «ищи, кому выгодно». Куда как проще для результата «натаскать» спортсмена на гьяку цки (в кумитэ) или на бассай дай (в ката), а потом несколько лет получать с этого дивиденды.
А пробовал ли тренер задуматься о том, какие «черти» живут в душе его воспитанника?
Ребенок, занимающийся исключительно ката, со временем начинает понимать, что драться он так и не научится. Что его черный пояс ничего не стоит. Для своих школьных друзей он (пока) кумир, а если еще имеет и черный пояс, то полубог. Но его школьные друзья и не предполагают, что в бою он полное ничтожество, в «пиковой ситуации» не поможет, а только прилюдно опозорится.
Самое страшное, что катист не знает, когда наступит «день позора», но то, что он придет, спортсмен не сомневается, и живет с этим ожиданием постоянно.
Какая тема для диссертаций спортивных психологов!
В жизни бывает всякое. Пусть тренер подумает о том, что когда-нибудь его ученику придется защищать честь и достоинство (а возможно и жизнь) своей подруги. Что он будет делать? По примеру шварцевского короля шептать ей: «Потерпи, может быть все обойдется»? Или побежит? А если побежит, то вместе со спутницей или оставит ее на произвол судьбы?
Со временем такой спортсмен-катист начинает скрывать от друзей и близких свою причастность к миру каратэ. Он превращается в некую функцию, выполняющую набор технических элементов (ката) на соревнованиях.
А если у спортсмена остаются иллюзии о собственных ударных возможностях, то они развеются, и чем позже, тем с большей разрушительной силой для его психики. Много лет назад одна знаменитая спортсменка, специализирующаяся на выполнении ката Сито рю, рассказала мне о выступлении своей ученицы на соревнованиях в кумитэ. Девочка уже много лет успешно выступала на юношеских соревнованиях в ката и в какой-то момент они вместе решили, что их ждет такой же успех и в кумитэ. Последствия такого неподготовленного поступка оказались куда ужаснее спортивного результата – после выступления у девочки была истерика, а потом целый месяц депрессия. Выяснилось, что в бою она ничего не умеет. Для нее это было не просто разочарование, а крах иллюзий и позор, тем более что все произошло на глазах друзей.
Уверен, что тут есть большая педагогическая проблема. Спортсмены, выступающие в ката, все время подсознательно задают себе вопрос: «А как я выгляжу со стороны?». И боятся быть смешными и беспомощными. Эти комплексы не дают им права на ошибку – как это я нелепо шлепнусь в кумитэ после подсечки или промахнусь в ударе? Они привыкли к успеху и не готовы к поражению. И это сковывает. Нет в России чемпионов в ката, ставших впоследствии чемпионами в кумитэ. Их и в мире немного. Самым ярким, пожалуй, был бельгиец Лефевр.
Я ничего не имею против специализации в каратэ. Но на позднем этапе. Скажем, после 18 лет. В этом возрасте результаты, показанные на Чемпионатах России, имеют особую ценность, поэтому специализация оправданна. В таком возрасте специализация разумна и для спортсмена-любителя – учеба в институте или служебная карьера неизбежно ставят перед выбором. Но это добровольный выбор и всегда можно вернуться из кумитэ в ката или наоборот.
Мой личный опыт позволяет утверждать, что ранняя специализация в ката не только преступна по отношению к детям, но свидетельствует о непрофессионализме тренера. В юном возрасте спортсмены могут и должны выступать в обоих видах программы. Это будет благотворно сказываться на их физическом и психическом состоянии.
Для себя я с самого начала тренерской карьеры решил, что мои ученики будут выступать и в ката, и в кумитэ. И такой подход себя оправдал. Моя дочь 6 раз становиласьПобедителем Первенства России по каратэ WKF в кумитэ. Самый значимый результат она показала в 90-е годы на Первенстве России в городе Оренбурге, став в очередной раз чемпионкой в кумитэ и заняв второе место в ката. Сын повторил подобный результат на Открытом Чемпионате в Австралии.
Да и потом куда как эффективнее выступать на детских соревнованиях в нескольких видах программы – есть шанс забрать призы в нескольких видах программы. В свое время я привез на «Кубок Черного моря» в Одессу к Александру Негатурову всего двух учеников – Игоря Свадковского и Женю Поваляева. Спортсмены одного возраста. Они поделили все золото – один стал первым в кумитэ и вторым в ката, другой первым в ката и вторым в кумитэ.
И я не один такой тренер. Знаменателен в этом отношении был визит московских клубов на Чемпионат Мира по каратэ WKO в город Орландо (США). Московские спортсмены забрали практически все награды в четырех видах программы – в личных и командных ката и кумитэ. Каждый спортсмен привез минимум по две медали.
Я могу с ходу назвать фамилии так называемых «носителей школ» (в основном почему-то представителей Сито рю), которые за десятилетия своей «тренерской» деятельности не предъявили общественности ни одного сколько-нибудь приличного бойца. Я считаю это тренерской аномалией.
Молодежная лига каратэ несколько лет проводила турнир «Открытое татами» с определением рейтингов спортсменов по двум видам программы. В турнире принимали участие юные спортсмены из Москвы, Московской и Саратовской областей. В ката ребята работали отлично, благо у каждого был успешный опыт выступления на соревнованиях, а дрались так, что искры сыпались.
Что бы я посоветовал тренеру, который начинает замечать, что его ученик явно предпочитает ката и с явной неохотой работает в кумитэ?
«Клин вышибают клином». Для начала сократите для него время работы в кихоне и ката, и увеличьте нагрузки в физической подготовке и продолжительность работы в кумитэ. В партнеры ему следует подбирать соперников разного уровня – как сильных, так и слабых. Сильным педагогическим приемом будет проведение на тренировках командных поединков (стенка на стенку) с обязательным включением катиста в одну из команд. В конце концов, не выставляйте его на соревнованиях в ката. Пока не исправите ситуацию и ваш ученик не почувствует уверенность в бою.
Ну а если Вы не можете поставить ученику приличное кумитэ, то Вам надо «завязывать» с тренерской работой с детьми. Займитесь преподаванием художественной гимнастики.
Ката или кумитэ? Что важнее?
Ранняя специализация в ката – преступление против психического здоровья спортсмена
В начале лета ко мне в группу пришел мальчик лет 11-12. В его клубе объявили летние каникулы, а он решил зря время не терять и позаниматься каратэ где-либо еще.
Мальчик как мальчик. За два года занятий каратэ дошел до 6 кю. Занимается стилем сетокан в московском клубе, название которого я никогда не слышал. Выполняет элементы базовой техники и первые три хияна с ошибками, типичными для ученика уровня 6-го кю. На мой взгляд, в выполнении техники присутствует некий механицизм, из чего я сделал вывод, что техника заучена без понимания сути выполняемого движения. Впрочем, все эти недостатки легко устранимы.
В общем, ничего особенного. Но я обратил внимание на его полную беспомощность в кумитэ. Он кое-как защищался, кое-как реагировал, но абсолютно не умел двигаться, не держал дистанцию, а на атаку реагировал с большим опозданием. Мальчик подтвердил мои сомнения и рассказал, что в своем клубе он по уровню выполнения ката где-то на третьем, четвертом месте, а в кумитэ у него не получается и, видимо, никогда уже не получится. Я с этим (про себя) согласился – если он останется в этом клубе, то драться он действительно никогда не научится.
Просвещенный читатель, несомненно, видел на соревнованиях спортсменов, более-менее правильно выполняющих ката и с гордостью получающих медали и грамоты за успехи в каратэ. Каждый из нас думал: «Интересно, а как ты, красавец, поведешь себя в бою?». Увидеть это невозможно, поскольку катисты никогда не заявляются в кумитэ. Справедливости ради следует отметить, что и бойцы, как правило, не участвуют в ката.
Этому есть готовое объяснение – для того чтобы побеждать в каратэ, нужно специализироваться в одном виде программы. Сомнительный тезис. Он применим только для спорта высших достижений, но у нас специализация (ката/кумитэ) существует с детских соревнований.
Кому же нужна ранняя специализация?
Юному спортсмену? Вряд ли. Он наверняка пришел в каратэ с намерением научиться драться. И быть надежной защитой для близких людей. Он и предположить не мог, что всю свою спортивною карьеру посвятит двум-трем ката.
Выходит, что ранняя специализация нужна тренеру? Безусловно, да. Как говорили древние – «ищи, кому выгодно». Куда как проще для результата «натаскать» спортсмена на гьяку цки (в кумитэ) или на бассай дай (в ката), а потом несколько лет получать с этого дивиденды.
А пробовал ли тренер задуматься о том, какие «черти» живут в душе его воспитанника?
Ребенок, занимающийся исключительно ката, со временем начинает понимать, что драться он так и не научится. Что его черный пояс ничего не стоит. Для своих школьных друзей он (пока) кумир, а если еще имеет и черный пояс, то полубог. Но его школьные друзья и не предполагают, что в бою он полное ничтожество, в «пиковой ситуации» не поможет, а только прилюдно опозорится.
Самое страшное, что катист не знает, когда наступит «день позора», но то, что он придет, спортсмен не сомневается, и живет с этим ожиданием постоянно.
Какая тема для диссертаций спортивных психологов!
В жизни бывает всякое. Пусть тренер подумает о том, что когда-нибудь его ученику придется защищать честь и достоинство (а возможно и жизнь) своей подруги. Что он будет делать? По примеру шварцевского короля шептать ей: «Потерпи, может быть все обойдется»? Или побежит? А если побежит, то вместе со спутницей или оставит ее на произвол судьбы?
Со временем такой спортсмен-катист начинает скрывать от друзей и близких свою причастность к миру каратэ. Он превращается в некую функцию, выполняющую набор технических элементов (ката) на соревнованиях.
А если у спортсмена остаются иллюзии о собственных ударных возможностях, то они развеются, и чем позже, тем с большей разрушительной силой для его психики. Много лет назад одна знаменитая спортсменка, специализирующаяся на выполнении ката Сито рю, рассказала мне о выступлении своей ученицы на соревнованиях в кумитэ. Девочка уже много лет успешно выступала на юношеских соревнованиях в ката и в какой-то момент они вместе решили, что их ждет такой же успех и в кумитэ. Последствия такого неподготовленного поступка оказались куда ужаснее спортивного результата – после выступления у девочки была истерика, а потом целый месяц депрессия. Выяснилось, что в бою она ничего не умеет. Для нее это было не просто разочарование, а крах иллюзий и позор, тем более что все произошло на глазах друзей.
Уверен, что тут есть большая педагогическая проблема. Спортсмены, выступающие в ката, все время подсознательно задают себе вопрос: «А как я выгляжу со стороны?». И боятся быть смешными и беспомощными. Эти комплексы не дают им права на ошибку – как это я нелепо шлепнусь в кумитэ после подсечки или промахнусь в ударе? Они привыкли к успеху и не готовы к поражению. И это сковывает. Нет в России чемпионов в ката, ставших впоследствии чемпионами в кумитэ. Их и в мире немного. Самым ярким, пожалуй, был бельгиец Лефевр.
Я ничего не имею против специализации в каратэ. Но на позднем этапе. Скажем, после 18 лет. В этом возрасте результаты, показанные на Чемпионатах России, имеют особую ценность, поэтому специализация оправданна. В таком возрасте специализация разумна и для спортсмена-любителя – учеба в институте или служебная карьера неизбежно ставят перед выбором. Но это добровольный выбор и всегда можно вернуться из кумитэ в ката или наоборот.
Мой личный опыт позволяет утверждать, что ранняя специализация в ката не только преступна по отношению к детям, но свидетельствует о непрофессионализме тренера. В юном возрасте спортсмены могут и должны выступать в обоих видах программы. Это будет благотворно сказываться на их физическом и психическом состоянии.
Для себя я с самого начала тренерской карьеры решил, что мои ученики будут выступать и в ката, и в кумитэ. И такой подход себя оправдал. Моя дочь 6 раз становилась Победителем Первенства России по каратэ WKF в кумитэ. Самый значимый результат она показала в 90-е годы на Первенстве России в городе Оренбурге, став в очередной раз чемпионкой в кумитэ и заняв второе место в ката. Сын повторил подобный результат на Открытом Чемпионате в Австралии.
Да и потом куда как эффективнее выступать на детских соревнованиях в нескольких видах программы – есть шанс забрать призы в нескольких видах программы. В свое время я привез на «Кубок Черного моря» в Одессу к Александру Негатурову всего двух учеников – Игоря Свадковского и Женю Поваляева. Спортсмены одного возраста. Они поделили все золото – один стал первым в кумитэ и вторым в ката, другой первым в ката и вторым в кумитэ.
И я не один такой тренер. Знаменателен в этом отношении был визит московских клубов на Чемпионат Мира по каратэ WKO в город Орландо (США). Московские спортсмены забрали практически все награды в четырех видах программы – в личных и командных ката и кумитэ. Каждый спортсмен привез минимум по две медали.
Я могу с ходу назвать фамилии так называемых «носителей школ» (в основном почему-то представителей Сито рю), которые за десятилетия своей «тренерской» деятельности не предъявили общественности ни одного сколько-нибудь приличного бойца. Я считаю это тренерской аномалией.
Молодежная лига каратэ несколько лет проводила турнир «Открытое татами» с определением рейтингов спортсменов по двум видам программы. В турнире принимали участие юные спортсмены из Москвы, Московской и Саратовской областей. В ката ребята работали отлично, благо у каждого был успешный опыт выступления на соревнованиях, а дрались так, что искры сыпались.
Это статья – не панегерик кумитэ и не охаивание ката. К «чистым кумитистам» у меня тоже много вопросов. Но я отношусь к ним с большим уважением – тренера по кумитэ делают великое дело, а не уродуют детей морально.
Что бы я посоветовал тренеру, который начинает замечать, что его ученик явно предпочитает ката и с явной неохотой работает в кумитэ? «Клин вышибают клином». Для начала сократите для него время работы в кихоне и ката, и увеличьте нагрузки в физической подготовке и продолжительность работы в кумитэ. В партнеры ему следует подбирать соперников разного уровня – как сильных, так и слабых. Сильным педагогическим приемом будет проведение на тренировках командных поединков (стенка на стенку) с обязательным включением катиста в одну из команд. В конце концов, не выставляйте его на соревнованиях в ката. Пока не исправите ситуацию и ваш ученик не почувствует уверенность в бою.
Ну а если Вы не можете поставить ученику приличное кумитэ, то Вам надо «завязывать» с тренерской работой с детьми. Займитесь преподаванием художественной гимнастики.
В.А. Свадковский
См. также:
Значение ката и кумитэ
Ката представляет собой серию боевых действий, объединяющих дыхание, атакующую и защитную технику, применяемую в разнообразных боевых ситуациях против нескольких воображаемых противников. Эти боевые действия выполняются в стиле хореографии, что позволяет ученикам выразить четыре основных принципа каратэ: скорость, силу, технику и красоту. Каждое ката имеет определенную ритмическую последовательность действий, без которой это было бы просто передвижением.
Главное значение ката имеет для самого исполнителя. Если он не способен погрузиться в Ката и таким образом реализовать свои эмоции и силу жизни, мастер скажет об исполнителе, что он еще находиться в процессе «танца», т.е. не умеет показать или выразить свои чувства по желанию. Это острое высказывание имеет более глубокое значение, когда Сенсей говорит об ученике, выходящем из состояния «танца». Это является высоким комплиментом при эмоциональной сдержанности традиций Доджо.
Во времена формирования каратэ ученики мыслили о тренировках в терминах тысяч посторенний, потому что только постоянное повторение приводило к совершенствованию базы боевых действий и таким образом формировало из учеников настоящих бойцов. Но до тех пор, пока они не становились отличными исполнителями Ката, считалось, что ученики не понимают значения настоящего каратэ, что и подразумевалось под фразой «выйти из состояния «танца».
Но изучение одних лишь ката в каратэ недостаточно для того, чтобы стать настоящим мастером. Только кумитэ с реальным непредсказуемым противником поможет научиться использовать технику каратэ на практике. Кумитэ – это поединок, бой. Существуют различные виды кумитэ, где ученики постепенно усваивают работу с партнером. Среди них наиболее сложным является Джую-кумитэ – реальный поединок по строго определенным правилам.
Также есть разделы кумитэ в которых выполняемые удары заранее известны. Это позволяет соревноваться детям и старикам, не имеющим сильной физической формы и уровня подготовки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Кумите. Это что значит в карате? Правила и классификация кумите. Порядок выявления победителя
Если слово «карате» на слуху практически у всех людей, даже далеких от спорта, то смысл термина «кумите» известен не всем. В переводе с японского языка это слово обозначает «переплетенные руки», что в точности соответствует его сути.
Кумите – это спарринг, поединок между двумя противниками. Так же, как кихон и ката, оно входит в перечень основных направлений карате. Кумите одновременно представляет собой и поставленную цель (участие в соревнованиях или же необходимая самооборона) и средство (отработка ряда техник и навыков). Оно позволяет в полной мере оценить техническую подготовку и тактическое мышление спортсмена.
Кумите помогает сформировать правильное принятие необходимости ведения боя, тренирует чувство правильной дистанции, оттачивает технику сохранения равновесия, помогает довести до автоматизма усвоенную ранее боевую технику. Помимо этого, снижается болевой порог благодаря «набивке» тела, спортсмен обучается тактике правильного принятия ударов от соперника. Кумите по сути максимально приближено к реальным ситуациям, связанным с нападением и связанной с ним необходимостью защищать себя. Благодаря ему реакция не неожиданно изменившуюся ситуацию становится более контролируемой, она вызывает меньший стресс, и у бойца появляется больше шансов выбрать верную тактику поведения.
При проведении соревнований учитывается ряд ограничений, разработанных для того, чтобы свести к минимуму риск для жизни и здоровья спортсменов, сохранив при этом эффектность выступления.
Классификация кумите
Кумите подразделяются на несколько видов по степени контакта с соперником, которые могут не только использоваться по отдельности, но и дополнять друг друга.
Как правило, кумите на шаги делают из традиционных для карате стоек киба-дати (стойка всадника) или дзэнкуцу-дати (основная атакующая стойка с выпадом вперед) с перемещением в них.
Защитное снаряжение в зависимости от вида кумите может варьироваться:
Кумите могут различаться по стоящей перед ними целью. На тренировках, которые проводятся в додзё, главной целью становится отработка действий, выбранных тренером и под его контролем. Кумите, которое проводится при аттестации, помогает выяснить степень физической подготовки спортсмена и его подготовленность к переходу на уровень выше.
Кумите также варьируется и по количеству противостоящих бойцов:
Кумите различаются по степени сложности, их разные виды, перечисленные ниже, непосредственно связаны с уровнем спортсмена.
Gohon kumite
Это наиболее простой тренировочный поединок, состоящий из пяти однообразных атак, выполненных по прямой, и пяти однообразных защит с последующей контратакой. Предназначен для проверки освоения базовых приемов и навыков. Он сдается при аттестации на степени с 10 по 8 кю включительно.
Цель атакующего (тори) – продемонстрировать умение быстро и мощно проводить нападение. Цель защищающегося (уке) – продемонстрировать не только умение защищаться от атак нападающего, но и суметь эффективно провести контратаку после пятой атаки нападающего.
При выполнении Gohon kumite атакующий спортсмен должен пять раз нанести одинаковые удары, сопроводив пятый боевым выкриком киай, а защищающийся спортсмен должен один и тем же блоком остановить атаки и после пятого удара провести контратаку с боевым выкриком.
Правилами предусмотрены три варианта проведения Gohon kumite:
Sanbon kumite
Это следующий этап совершенствования техники боя после Gohon kumite. Его еще называют «кумите на три шага». Отличия состоят в том, что атака идёт по трем уровням и с применением различных ударов. Цель этого спарринга – тренировка чувства дистанции, скорости мышления и умения сохранять равновесие при атаках и блоках.
Атаки должны проводиться последовательно в трех уровнях: дзедан (высокая стойка) – чудан (область груди) – гедан (нижний уровень). На третьем шаге защищающийся спортсмен проводит контратаку.
Цель атакующего – отработка освоенной техники и демонстрация умения соединить свои действия в одно целое.
Цель защищающегося – показать умение разрывать дистанцию и контратаковать, в том числе используя силу противника против него самого.
При выполнении Sanbon kumite атакующий спортсмен наносит различные удары сперва в верхний, затем в средний и нижний уровни противника. Защищающийся двигается назад, блокируя удары, и после третьего блока проводит контратаку. Третья атака и контратака сопровождаются боевыми выкриками.
Существует несколько вариантов атак и защит, ниже приведены два из них:
Kihon ippon kumite
Это одношаговый тренировочный поединок, направленный на освоение базовых стоек, блоков, ударов и комбинаций этих приемов. Атака состоит из одного действия в заранее определённый уровень, после чего следует защита и контратака. Фактически все формы защиты связаны с уходом с линии атаки и последующими действиями на «поражение». Все техники и порядок их применения строго регламентированы заранее.
Цели поединка – добиться равнозначного выполнения атак руками и ногами в обе стороны. Помимо этого, отрабатываются действия защиты строго оговоренных точек с обязательным жестким контролем как приема защиты, так и добивания, поскольку переход от защиты к атаке в ограниченном временном интервале возможен только за счет кратковременного выведения противника из состояния сосредоточенного внимания на атаку. Скорость перехода от защиты к атаке должна быть максимальной, но не в ущерб форме и амплитуде движений.
Примеры проведения спарринга:
Kaeshi kumite
Этот поединок – упражнение на чувство ритма, так называемого «входа – выхода». Нападающий спортсмен сначала с шагом атакует, затем, защищаясь, уходит с линии атаки и контратакует с последующим разрывом дистанции. Его соперник, защитившись от первого действия противника, атакует сам по линии и строго в мишень.
Цель спарринга: отработать навык комбинирования приемов атаки и защиты, улучшить качество перехода от зашиты к атаке и наоборот, отточить умение выполнять связки приемов без разрывов во времени.
Jiyu ippon kumite
В этом поединке нападение и оборона совмещены с шагом навстречу атакующему, далее следует уход с линии нападения, как правило, за спину соперника.
Цели поединка: правильное определение дистанции с соперником, совершенствование реакции и оптимального ответа на действия второго спортсмена, тренировка стремления продолжать бой, борьба с чувством страха, оттачивание умения выбирать приемы защиты в соответствии с поведением нападающего.
Варианты проведения спарринга:
Джодан (верхний уровень): перемещение вправо-назад под углом 45 градусов с блоком шуто (рука-нож) + гьяку-цки в живот (удар задней рукой) + перемещение в первоначальную стойку.
Okuri kumite
Цели поединка: демонстрация непрерывной, мощной атаки без увеличения расстояния, рост желания победить, отработка техники тай-сабаки с проведением контратаки после нее, развитие скорости и координации во время выполнения приемов, при условии сохранения полного контроля за своими действиями.
Тай сабаки – это способ тренировки Асихара-карате, который состоит из непрерывных атак на защищающегося большим числом соперников, защищаться необходимо при помощи ударов ногой в голову или бросками с добиванием противников.
Hарро kumite
Главное отличие этого поединка – одновременная защита от трех соперников. Очередность атак обговаривается заранее, но при этом недопустимы разрывы во времени между ними.
Цели поединка: отработка навыков атаковать в группе бойцов, развитие способности анализировать состояние других нападающих и включаться в бой сразу после выхода из него одного из спортсменов, тренировка психологической устойчивости, развитие способности мгновенно реагировать на появление новых противников.
Kumite kata
В этом поединке нет понятия атакующего и защищающегося, поскольку оба спортсмена поочередно то нападают, то блокируют удары противника.
Цели поединка: разработка способности переключаться от атаки к защите, укрепление выносливости при работе в определенном ритме и темпе, оттачивание способности грамотно перемещаться без лишних движений.
Hyoteki
В этом кумите проводится совершенствование техники ударов по поясу, состоящая из следующих позиций:
Цели поединка: нападающий должен отработать мощную технику попадания точно в цель – пояс соперника. Учитывается количество попаданий в цель, выполненных строго перпендикулярно.
Выявление победителя
Для определения победителя в кумите используется несколько способов, зависящих от того, в каком виде оно проводится: бесконтактном, с частичным или полным контактом.
Дисквалификация или неявка спортсмена на соревнование считается поражением. При объявлении ничьей судьи могут назначить дополнительный раунд или дополнительное время. Если после этого снова получился ничейный результат, победителем может быть объявлен более легкий спортсмен при условии наличия разницы в весе между противниками более 5 кг.
Правила проведения кумите
Независимо от вида, начинается кумите всегда с вызова соперников на татами и традиционных поклонов судьям, залу и друг другу, после чего они принимают боевую стойку и в соответствии с командами начинают, по необходимости приостанавливают и завершают поединок. Бой продолжается от двух до четырех минут, после его завершения также совершаются церемониальные поклоны.
Регламент соревнований предписывает не только продолжительность боя, но и возможность объявления дополнительного времени поединков. Также в нем содержится разделение бойцов по весовым и возрастным категориям.
Кумите – очень зрелищный вид соревнований, который способен вызвать интерес не только у самих спортсменов, жаждущих продемонстрировать свой уровень подготовки, но и у зрителей. Древние традиции и эффектное мастерство спортсменов обеспечивают неугасающий интерес к этому виду выступлений, а для бойцов они становятся определенной планкой, которую необходимо преодолеть в достижении желаемых спортивных высот.