карта кпэ что это такое

КПЭ в разрезе: новые подходы к эффективности

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Аббревиатура КПЭ знакома каждому. Ключевые показатели эффективности делают схему оценки труда простой и понятной. По каким КПЭ в 2019 году измеряется эффективность работы сотрудников «Росатома», от высших менеджеров до линейных руководителей, с какой целью были введены лодочные показатели и к какой общей цели эти «лодки» стремятся, нам рассказали специалисты по развитию отраслевой системы мотивации.

Без системы управления эффективностью трудно представить развитие любой крупной российской и международной компании. Как бы системы ни различались, их суть одна — связать задачи, значимые для организации, с оценкой и вознаграждением сотрудников.

В «Росатоме» ключевые показатели эффективности для гендиректора определяет наблюдательный совет. На их основании формируются карты КПЭ руководства из топа‑30, затем — карты руководителей дивизионов, предприятий и подразделений и т. д. Карты КПЭ топа‑30 утверждают на стратегических советах и на сессии под председательством гендиректора «Росатома».

В 2019 году в картах КПЭ высших руководителей отрасли будет не более семи показателей — за счет этого вес каждого становится более значимым. Рассмотрим, что еще изменилось в основных показателях эффективности руководства уровня топа‑30, дивизионов и организаций.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Командные — отражающие достижение целей госкорпорации и ее организаций. Ежегодно гендиректор госкорпорации, руководители управляющих компаний и организаций определяют единый командный показатель для всех работников, имеющих карты КПЭ.

Функциональные — отражающие достижение целей и выполнение задач функциональных направлений деятельности госкорпорации и управляющих компаний. Ответственными за функциональные КПЭ являются руководители функций в госкорпорации и в отраслевых организациях.

Декомпозированные — их устанавливает непосредственный руководитель либо другой руководитель по согласованию с непосредственным руководителем. Декомпозиция — это разделение исходного КПЭ на два и более показателей так, чтобы достижение КПЭ нижестоящих работников обеспечивало КПЭ вышестоящих.

Оценка руководителя — степень удовлетворенности непосредственного или другого руководителя тем, как работник выполнял свои задачи в течение года.

Для топа‑30

Основной командный показатель госкорпорации (см. «Критерии эффективности»), как и в прошлом году, — ​ССДП, скорректированный свободный денежный поток. На примере семейного бюджета это разница между доходами и обязательными расходами (еда, одежда, коммунальные услуги и т. д.).

Повлиять на этот показатель может либо увеличение дохода компании (продавать больше и дороже), либо уменьшение расходов (экономия). Чем выше ССДП, тем больше возможностей вкладывать деньги в развитие: инвестиционные проекты, новые разработки. И конечно, в вознаграждение сотрудников. Каждый сотрудник работает на рост ССДП — например, обеспечивая исправность генерирующего оборудования на станции, больше общаясь с клиентами и увеличивая продажи, производя детали без брака и т. д.

По лодочным показателям будут оценивать эффективность дивизионов или предприятий, которые работают в связке без разделения ответственности и нацелены на достижение общего бизнес-результата. Например, к ССДП в одной «лодке» плывут инжиниринговый и машиностроительный дивизионы. К нему же, в другой «лодке», — горнорудный и топливный.

Лодочные показатели позволяют оценить результат работы и функциональных направлений госкорпорации. Например, у всех руководителей направлений доля лодочных бизнес-показателей (портфель зарубежных заказов, условно-постоянные затраты, интегральный показатель по новым продуктам и др.) занимает в карте КПЭ до 40 %. Подобная практика применяется в большинстве крупных компаний мира.

Важнейший показатель — соблюдение сроков и стоимости сооружения (СиС). В этом году он установлен в картах КПЭ всех руководителей топа‑30. Но кроме руководителей влияют на сроки и стоимость специалисты — например, осуществляя своевременные закупки или поставку оборудования.

Для руководителей

Основной показатель эффективности для руководителей дивизионов и ключевых организаций отрасли, связанных с проектами сооружения, — ​это соблюдение сроков и стоимости. Причем для руководителей профильных компаний он может составлять до 80 %. Этот показатель обязательно включается в карты руководителей предприятий машиностроительного дивизиона, «Русатом Оверсиз», «Русатом автоматизированные системы управления», «Русатом энерго интернешнл» и т. д.

КАЛЕНДАРЬ КПЭ

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Максим Шаруненко

Начальник отдела по КПЭ и развитию отраслевой системы мотивации

— Когда журналисты пришли в НАСА и спросили уборщицу, в чем специфика ее работы, она ответила: «Я помогаю запускать ракеты на Луну». В той же логике разработаны командные показатели «Росатома». Так, ССДП — это результат совместной работы, которую все в отрасли ведут в течение года. Достижение нужного показателя позволяет направлять средства на развитие компании и сотрудников. Это важнейший показатель, поскольку госкорпорация находится на этапе большого роста, делает существенные инвестиции в традиционные и новые направления бизнеса.

Источник

KPI что это такое простыми словами и для чего требуется

Key Performance Indicators, они же KPI (по-русски читается как «ки-пи-ай», хоть это и не вполне правильное произношение) сейчас вводят почти все компании — это позволяет им контролировать работу сотрудников. Но всё равно непонятно, как они это делают и справедливая ли это система. KPI — что это такое (простыми словами), давайте подробнее разберем в этой статье.

Содержание статьи:

KPI что это такое простыми словами

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Ключевые показатели эффективности (иногда их называют не показателями, а параметрами), они же KPI или КПЭ — это показатели результативности и эффективности работы сотрудников и целых отделов, выраженная в цифрах.

Руководство любого предприятия ставит перед подчинёнными некие задачи, и то, насколько эти задачи оказались выполнены к определённой дате (например, последнему числу месяца), и есть КПЭ.

Благодаря KPI руководители могут:

КПЭ — это, грубо говоря, расчёт производительности труда (КПД), только по нескольким критериям, которые должны соблюдаться одновременно.

Для каждого специалиста KPI рассчитывается индивидуально:

По желанию руководителя в личные KPI могут быть включены и универсальные параметры. Это могут быть количество опозданий за месяц (если их нет, сотруднику присваивается высший балл), число переработок (например, если один менеджер заменяет другого на время болезни в свой выходной), выполнение дополнительных функций.

Что такое KPI в продажах

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Ключевые показатели эффективности могут преследовать как краткосрочные, так и долгосрочные цели. К долгосрочным может относиться, к примеру, увеличение годового оборота, а к краткосрочным — повышение качества работы менеджеров.

Чтобы понимать, что такое KPI в продажах, нужно увидеть, какие именно показатели помогут в работе.

Возможных параметров множество, но внедрять все их сразу вовсе не обязательно: так проще запутаться и потратить необоснованно много времени на оценку признаков, не влияющих напрямую на эффективность именно в вашей сфере.

KPI подразделяются на основные (результативные) и предупреждающие (текущие). Первые говорят об успешности развития компании в целом:

Предупреждающие показатели — это эффективность каждого отдела продаж и каждого менеджера в отдельности. Он показывают:

Главное, что демонстрируют предупреждающие показатели, — длительность воронки продаж и её эффективность, то есть количество завершённых воронок.

Если воронка стабильно прерывается на каком-то этапе, можно проследить, что именно менеджер делает не так, и провести с ним дополнительное обучение, чтобы он мог работать лучше.

Разберем пример

Представим, что конверсия из посетителей сайта в лиды (то есть в потенциально заинтересованных клиентов, давших какую-либо обратную связь на маркетинговые действия, — например, оставивших на сайте заявку на перезвон) — высокая, но сделок тем не менее заключается мало. Проследим действия менеджера по продажам с момента получения заявки до момента возможной сделки:

Если исследовать параметры каждого этапа, можно выявить недочёты в работе менеджера. Например, презентаций проведено много, а количество купивших продукт — невысокое, то есть проблема с конверсией появляется в момент, когда менеджер демонстрирует продукт.

В этом случае имеет смысл руководителю отдела продаж выехать с менеджером к клиенту и посмотреть, что он делает не так и в какой момент клиент отказывается от покупки продукта или услуги.

Скорее всего, проблема будет решена без тотального исследования работы менеджера, ведь не придётся тратить лишних сил и времени на отслеживание и проверку всей воронки продаж.

Бывает, что на разных этапах с момента оформления заявки на сайте или другого проявления заинтересованности клиента ведёт не один, а несколько менеджеров (чаще всего в крупных компаниях). Особенно обидно в этом случае, когда из-за некомпетентности сотрудника, проводящего презентации или занимающегося подготовкой договора, страдают те, кто работал с клиентом до них (ведь их доход тоже зависит от количества закрытых сделок). Здесь оценка показателей эффективности тоже необходима — чтобы понять, в каком месте прерывается цепочка.

Источник

Как построить карту KPI за пять шагов

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

В ИТ-менеджменте всегда есть необходимость чего-нибудь измерить. Придумать набор метрик для продукта, услуги, процесса или проекта обычно не составляет никакого труда. Но глядя на сотни показателей, которые ложатся в десятки отчетов и дэшбордов, даже опытному ИТ-управленцу не так просто понять, что же на самом деле происходит. Чтобы не попасть в ловушку «все измеряем, ничего не понимаем», мы предлагаем следовать следующим пяти шагам при разработке карт ключевых показателей.

Для формирования карты KPI (KPI Scorecard) необходимо совершить несколько шагов. Причём состав этих шагов сохраняется, какой бы объект управления ни подлежал оценке — процесс, услуга, проект или другие разовые активности..

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Шаг 1. Определение цели

Первый шаг — самый важный. Он определяет, к чему мы стремимся и, следовательно, для чего формируем систему измерения и оценки. Все последующие шаги зависят от качества целеполагания, а значит от компетенции менеджера, который определяет цели.

Для проекта или другой разовой активности формулировка цели, как правило, не вызывает затруднений, поскольку обычно сами такие активности инициируются исключительно для достижения конкретного результата. Более того, во многих организациях этот шаг требует формального обоснования, а значит — предварительного продумывания, письменного изложения и даже защиты перед тем или иным органом принятия решений (правлением, проектным комитетом, комитетом по закупкам и так далее).

Для процессов и услуг цель обычно связана с достижениями в одной из ранее рассмотренных групп показателей — результативности, соответствия, рациональности или продуктивности. Для измерения результативности процесса можно отталкиваться непосредственно от формулировки его назначения. По крайней мере, это справедливо для зрелых или широко известных процессов, таких как базовые операционные процессы управления ИТ-услугами, поскольку в этом случае формулировка назначения процесса заранее известна и опирается на внутренний опыт или внешние источники знаний. Результативность для услуги означает степень соответствия ожиданиям заказчика и согласованным обязательствам поставщика, а значит, цель по результативности является целью обеспечения качества услуги (а измерение результативности сводится к измерению качества услуги).

Для процессов и услуг цель обычно связана с достижениями в одной из ранее рассмотренных групп показателей — результативности, соответствия, рациональности или продуктивности. Для измерения результативности процесса можно отталкиваться непосредственно от формулировки его назначения. По крайней мере, это справедливо для зрелых или широко известных процессов, таких как базовые операционные процессы управления ИТ-услугами, поскольку в этом случае формулировка назначения процесса заранее известна и опирается на внутренний опыт или внешние источники знаний. Результативность для услуги означает степень соответствия ожиданиям заказчика и согласованным обязательствам поставщика, а значит, цель по результативности является целью обеспечения качества услуги (а измерение результативности сводится к измерению качества услуги).

Независимо от объекта управления, цели должны соответствовать критериям SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound) — быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени. Несоответствие целей этому требованию сделает невозможными их полноценное измерение и обоснованную оценку, а также поставит под вопрос и саму возможность их достижения.

Источник

Что такое KPI простыми словами

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Если ваш проект активно разрастается и рабочих единиц становится все больше, то бизнес представляется как огромный муравейник, где за каждым звеном уследить физически невозможно.

Приходится прибегать к анализу – система расчета KPI даст вам четкие рекомендации, кому повысить зарплату, а кого – уволить. Анализ деятельности и продуктивности сотрудников упростит достижение тактических и стратегических целей, без которых невозможно правильно управлять бизнес-процессами.

Что такое «ключевые показатели эффективности»

Ключевые показатели эффективности (KPI) – это методика, разработанная для оценки производительности организации, отдельно взятых ее частей или даже одного сотрудника за заданный период. То есть это индикатор фактически достигнутых результатов, измеряемый количественно.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Расшифровка аббревиатуры KPI (Key Performance Indicator) обозначает «ключевой показатель деятельности». Эта измеримая величина показывает, насколько эффективно достигаются цели. Она может быть:

Иногда термин KPI используют в качестве обозначения плана или процента выполнения по определенной метрике. Рассчитать показатель можно и для всего подразделения, и для руководителя или одного из сотрудников.

Для чего рассчитывается KPI

Маркер эффективности и производительности показывает, какой результат принесли вложенные усилия и насколько они окупились.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

С помощью системы KPI можно:

Как правило, анализ продуктивности на основе личных наблюдений руководителя не позволяет справедливо и полноценно оценивать сотрудников. KPI же дает полную картину, точно определяя производительность, эффективность и результативность процессов. Благодаря этой системе:

Еще одно достоинство анализа каждой трудовой единицы – это возможность создать прозрачную и четкую программу поощрений. Лишение премии, похвала, увольнение или повышение – все зависит от работника. А данные, проверенные и зафиксированные, защитят от несправедливого решения начальства.

Виды KPI

Изначально такая система оценивания использовалась только в сфере торговли. Там не нужны сложные расчеты, продажи фиксируются количественно, подсчеты вести достаточно просто. Сейчас же эта система контроля применяется практически повсеместно.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

KPI, ключевые показатели эффективности, условно делят на два типа:

А вот вариаций анализа несколько – далее рассмотрим самые важные параметры.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Мы берем две группы показателей. Группа относительных соотносится между собой и с другими показателями: затратами времени, общими величинами, показателями прошлых недель и месяцев. Например: доля чистой прибыли, полученная от продажи канцелярских товаров конкретного вида (в процентах); относительный рост чистой прибыли за июль по сравнению с июнем; рентабельность продаж.

Группа абсолютных не сравнивается ни с чем и существует «самостоятельно». Например: чистая прибыль, полученная за продажу канцелярских товаров (в тыс. руб.) или чистая прибыль предприятия за июль.

Относительные показатели обычно выражаются в процентах и долях, абсолютные – в числах.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Значимую информацию о вашем бизнесе несут абстрактные показатели – хоть их и нельзя пощупать, покрутить в руках или поставить на стол. К таковым относится, например, процент вовлеченности или конверсия покупателя.

А можно использовать в статистике и материальные объекты – количество сотрудников, проданных карандашей или доставленных посылок.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Эти два вида используются для противоположных друг другу задач: для контроля отставания и прогнозирования.

С помощью отстающих показателей KPI мы можем узнать, насколько сильно отстает факт от плана, чем упростим работу менеджерам.

Опережающие показатели помогут увидеть, насколько достижимы наши цели и куда мы вообще двигаемся.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Некоторые показатели легко объединяются в кластеры и группы, другие – могут определяться только как категории. Количественные показатели легко измеряются в числах, качественные требуют выставления балльных оценок или субъективных суждений «хорошо», «плохо», «очень плохо» и подобных им.

Количественные показатели – всегда объективны, качественные – субъективны. Поэтому первые измеряются метрической шкалой, а вторые – порядковой и номинальной.

Как определить KPI

Определение ключевых показателей – процесс непростой. По сравнению с бизнес-метриками, значения KPI отражают целевое, а не текущее состояние и более критичны. Каждый из показателей непрерывно связан с конкретным бизнес-результатом.

Чтобы начать, давайте ответим на несколько вопросов:

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Придумаем цель: пусть это будет «увеличение количества выпущенных автомобилей за май». Тогда получим такие ответы:

Теперь перейдем к работе с матрицей. В нее вносим 5 маркеров:

Коэффициент результативности, или же индекс KPI, находим на основе этих показателей. Для этого разницу факта и базы делим на разницу нормы и базы, а затем умножаем на сто процентов. Полученный результат превышает 100%? Это значит, что ожидания от сотрудника оправданы. Чем ниже показатель, тем хуже человек выполняет свои задачи и обязанности.

Как разработать и внедрить KPI

Начнем с рассмотрения стратегических задач. Взяв их за основу, можно определить нормы и начать работу с сотрудниками – то есть внедрение системы ключевых показателей всегда происходит «сверху вниз».

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Начальство должно позаботиться об:

Учитывая мнения специалистов и руководителей, а также непрестанно общаясь с подчиненными, вы постепенно пройдете все 6 шагов внедрения KPI:

Начнем с постановки конкретной цели. Она должна иметь реальную пользу для вашей организации. Опираясь на ценности своей компании, придумайте систему мотивации – например, каждый месяц выплачивайте надбавку сотрудникам, которые достигли плановых KPI или перевыполнили план. Тогда KPI станет не системой наказания, а стимулом к выходу на новую стадию роста, повышению и увеличению дохода.

Теперь нужно правильно преподнести KPI своей команде. Сотрудники должны понимать контекст: как, зачем, каким образом вы измеряете показатели. Иначе они превратятся в бездушные символы на экране или бумаге, непонятные для работников. Ведите с ними диалог, обсудите точки роста стратегии и ее слабые места. Так вы сможете скорректировать конечные KPI и «подогнать» их под себя.

Не забывайте перепроверять показатели с каким-нибудь определенным интервалом: раз в неделю, месяц, квартал. Меняйте их, если чувствуете и видите, что эффективность снизилась.

Правила и примеры расчета KPI

В интернете достаточно программ, которые выполняют все математические операции в автоматическом режиме. Попробуем поработать с имеющимися сведениями самостоятельно, ведь такое ПО не всегда подходит для специфичных KPI.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Вы можете использовать разные индикаторы в зависимости от направления своей деятельности:

Как правило, направление задают не более 10 пунктов, хотя количество индикаторов может быть различным. Чтобы внешне охарактеризовать деятельность фирмы, результаты суммируются для получения общего итога.

Сами индикаторы могут быть достаточно необычными.

Пробуйте разные показатели, анализируйте полученные результаты и меняйте стандартные схемы под «себя».

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Итак, вручную рассчитаем KPI сотрудников автомобильного завода из цеха №43. За год работники успешно собрали 917 автомобилей. Плановое значение KPI – 850 транспортных средств. Соответственно, конечный показатель выше нормы на 7,8%. Каждый из сотрудников получает надбавку за перевыполнение плана.

А теперь представим, что у того же цеха №43 есть дополнительная задача – выполнить сборку минимум 155 автомобилей с полным приводом. Специалисты не справились с задачей и к концу года собрали всего 143 изделия. Делим 143 на 155 и умножаем на 100%. Получается, план выполнен примерно на 92,26%.

Для вычисления общего KPI складываем полученные значения и делим их на количество задач, поставленных руководством завода. Получаем (108+92)/2 = 100%. Работа сотрудников продуктивна, и они заслуживают денежного вознаграждения.

Плюсы и минусы системы KPI

Главный плюс KPI – это, конечно, точность мониторинга. Среди других преимуществ внедрения такой системы оценивания:

Без минусов не обошлось, хотя их можно практически полностью нивелировать при грамотном введении системы. Среди самых значимых недостатков:

Если внедрение KPI себя не оправдало и вы не увидели результатов – факторов может быть несколько.

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Во-первых, такой метод оценивания не подходит целому списку профессий: сантехникам, врачам скорой помощи, системным администраторам, «людям искусства» и многим другим. Он не позволит качественно анализировать деятельность перечисленных специалистов по ряду причин.

Во-вторых, целеформирование и финансовое планирование легко осуществляются руководством самостоятельно, если компания открылась недавно и штат пока небольшой. Применять нововведение лучше во время масштабирования, расширения фирмы. В этот момент вы отладите рабочие процессы и сформируете управленческий аппарат.

Нередки случаи, когда трудящийся персонал не понимает, «чего от него хотят». В таких случаях снижается производительность, сотрудники начинают массово увольняться.

Проблемы, с которыми вы можете столкнуться

Грубейшая ошибка – не объяснить персоналу принцип работы системы, а поставить его «перед фактом».

карта кпэ что это такое. Смотреть фото карта кпэ что это такое. Смотреть картинку карта кпэ что это такое. Картинка про карта кпэ что это такое. Фото карта кпэ что это такое

Следуя нескольким правилам, можно избежать возможных конфликтов и проблем с KPI:

Учитывайте, что без затрат на техобслуживание и разработку индивидуальной программы обойтись не получится.

Внедрение KPI не может стать «волшебной таблеткой» для быстрого улучшения работы всей компании или ее отдела. Зато при серьезном и взвешенном подходе правильный анализ улучшит работу исполнителей, повысит продажи и действительно принесет результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *