картезианский дуализм утверждает что

Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители

картезианский дуализм утверждает что. Смотреть фото картезианский дуализм утверждает что. Смотреть картинку картезианский дуализм утверждает что. Картинка про картезианский дуализм утверждает что. Фото картезианский дуализм утверждает что

В философской науке выделяют два противоположных друг к другу течения — идеализм и материализм. Их принципиальные отличия заключаются в различном понимании первопричины мира (материалисты считают таковой материю, идеалисты — сознание). А потому в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающегося примирить два этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.

Что такое дуализм?

Дуализмом (от лат. «dualis», т.е. двойственность) — это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.

Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:

Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.

Основополагающие идеи дуализма

В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:

Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.

Главные направления

В дуализме выделяют три следующих направления:

В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.

Появление и развитие дуалистического учения

Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Воззрения Платона и Аристотеля

Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.

Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.

Концепция Рене Декарта

картезианский дуализм утверждает что. Смотреть фото картезианский дуализм утверждает что. Смотреть картинку картезианский дуализм утверждает что. Картинка про картезианский дуализм утверждает что. Фото картезианский дуализм утверждает что

В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:

Разновидности дуализма

Основополагающими разновидностями дуализма являются:

1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.

2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:

3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).

4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.

Источник

Картезианский дуализм и союз ума и тела

КАРТЕЗИАНСКИЙ ДУАЛИЗМ И СОЮЗ УМА И ТЕЛА
Зурая Монрой-Наср
http://www.newdualism.org/papers/Z.Monroy-Nasr/ModeMonr.htm

Рене Декарт хорошо известен своей дуалистической концепцией. В то же время Декарт признал тесную связь между человеческим разумом и телом. Несколько авторов поняли это как противоречие внутри картезианской философии.
В самом деле, когда Декарт выступает за дуализм между протяженными и нетелесными веществами, он полностью радикален в их разделении. Поэтому, когда он утверждает, что разум и тело человека объединены, некоторые интерпретаторы считают, что он придерживается противоречивой позиции. Другие считают, что Декарт, возможно, не был настолько радикальным в своем дуализме.
Чтобы построить другую интерпретацию картезианского дуализма и союза души и тела, я установил две категории. Я называю диахроническими интерпретациями те, которые утверждают, что Декарт был сначала (т. е. в «Размышлениях») дуалистом, а позже (в «Страстях») развил свою позицию в отношении союза разума и тела.
В противоположность диахроническим аспектам, я предлагаю синхронную интерпретацию, согласно которой я утверждаю, что картезианский дуализм и объединение разума и тела присутствуют одновременно в работах Декарта (1). С помощью этой категории я пытаюсь достичь своей цели в этой статье, которая заключается в том, чтобы показать, что в представлениях Декарта о дуализме и единстве существует согласованность и понятность.

Переопределение проблемы в синхронической интерпретации

Синхронность и согласованность

За последние два десятилетия было разработано несколько новых интерпретаций критиков ясности и последовательности картезианских доктрин дуализма и единства. Точкой совпадения было признание роли декартовых изначальных понятий (15). Тем не менее, связь между этими понятиями понималась по-разному. Коттингем и Гарбер не признают важности несводимости изначальных понятий. Это, вместе с отсутствием синхронного взгляда на дуализм и единство, приводит их к ослаблению картезианского дуализма с целью развития их собственных интерпретаций. Они не считают, что собственные аргументы Декарта могут защитить последовательность и понятность его доктрин. Таким образом, они разрабатывают предложения как триализм (это не онтологическая доктрина как дуализм) или как то, что Декарт должен был сказать Елизавете (хотя он никогда этого не делал).
Под синхронической интерпретацией и с доктриной Декарта об изначальных понятиях, а также об их взаимной независимости можно достичь согласованного понимания картезианского дуализма и союза разума и тела. Обе доктрины сосуществуют, и каждая соответствует своей собственной сфере. Тем не менее, все еще остается вопрос о том, что является немеханической причиной. Нам нужно узнать об этом виде причинно-следственной связи. Я твердо убежден, что и по этой проблеме, как показали Ричардсон и Бентес в отношении дуализма и единства, аргументы и концепции Декарта могут дать эффективный ответ его прошлым и нынешним критикам и интерпретаторам. (16)

Источник

Картезианский дуализм утверждает что

КАРТЕЗИАНСТВО

картезианский дуализм утверждает что. Смотреть фото картезианский дуализм утверждает что. Смотреть картинку картезианский дуализм утверждает что. Картинка про картезианский дуализм утверждает что. Фото картезианский дуализм утверждает что

КАРТЕЗИАНСТВО – учение Декарта (от латинизированной формы его имени – Картезий) и основанное на нем направление в философии и естествознании 17–18 вв. Основу картезианской системы мира составляет последовательный механицизм: правила механики тождественны принципам природы. Это означает, что между машинами, сделанными руками мастеров, и «природными вещами» существует аналогия и как бы лишь количественное различие: «трубки, пружины и иного рода инструменты» (Декарт. Начала философии IV, § 203) в природе более мелкие, чем в технике, и поэтому, будучи невидимыми для глаз, вынуждают наш ум обнаруживать их в ней. Т.о., картезианский механицизм связан с рационализмом и дуализмом Декарта как в онтологии (принцип двух субстанций), так и в учении о познании (достоверность достигается ясными и отчетливыми представлениями ума, а не показаниями внешних чувств). Иными словами, картезианство основывается на «любопытстве ума и близорукости глаз» (Фонтенель).

Картезианство нашло блестящих пропагандистов и талантливых последователей особенно в Голландии и во Франции, в которой оно утвердилось не в университетских кругах (Сорбонна еще в 1671 пыталась убедить парижский парламент запретить преподавание любой философии, кроме аристотелевской), а в светских салонах. Академия наук, образованная в 1666, также была настроена в пользу картезианства, которое ее бессменный секретарь Фонтенель представил в галантной форме светских бесед, отвечающей вкусам эпохи с характерным для нее культом зрелищ вообще и театра в частности. Сам Декарт подчеркивал, что в «театре мира» он любопытствующий, но недоверчивый зритель, так что сущность явлений природы как «представления» понимается в картезианстве как закулисная механика мировой «сцены», скрытая от глаз зрителя. Явления природы можно объяснить, «не обращаясь ни к чему другому. кроме движения, величины, фигуры и расположения» частиц материи (Декарт Р. Мир, или трактат о свете. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1989, с. 193).

В отличие от атомистического механизма в картезианской системе отсутствует пустота, и протяженная материя мыслится непрерывной и бесконечно делимой. Движения передаются механическими соударениями от тела к телу, причем их последовательность замыкается в круг или «вихрь». Все виды движения, о которых учил Аристотель, сводятся к перемещению. Среди законов движения, постулируемых в картезианской механике – принцип инерции («каждая из частиц материи продолжает находиться в одном и том же состоянии до тех пор, пока столкновение с другими частицами не вынудит ее изменить это состояние» – там же, с. 200) и закон сохранения количества движения, гарантом которого выступает Творец вселенной. Картезианская механика природы проста и изящна. Все «машинное» обеспечение «театра мира» скрыто от глаз и недоступно сознанию, если только оно не руководствуется ясным и проницательным умом, у которого для достижения истинного знания имеется четко определенный метод. Основатель картезианства как бы говорит – дайте мне материю, движение с его законами, и я без труда произведу мир как две капли воды похожий на тот, который мы созерцаем.

Картезианский разум, понимаемый как «здравомыслие» (bon sens), это – универсальный разум, которым считаются наделенными все люди, «даже турки», именно потому, что он признается подобным божественному разуму и действующим во всей природе (исключая сверхъестественный мир). Оба разума, человеческий и божественный, описываются в картезианстве с помощью метафоры света – человеческий разум как «естественный свет», а божественный – как «свет веры». За пределами истин Откровения, доступных лишь «свету веры», человеческий разум – абсолютный властелин, способный безусловно подчинить себе всю природу с целью достижения всем человечеством земного блаженства. В этом – суть картезианского проекта, легшего в основу идеологии Просвещения и Французской революции. Характерно, что законы природы не «считываются» с ее явлений разумом, а налагаются им на нее. В разуме они хранятся как «врожденные идеи», посеянные самим Богом. Сформулированные Декартом рационально ясные аксиомы отстаивались им до конца, даже если эмпирические аргументы и склоняли к сомнению в их правильности. Так, напр., было в случае споров о наличии пустоты в природе. Сам Декарт подсказал Паскалю его знаменитый эксперимент на горе Пюи-де-Дом для проверки гипотезы об атмосферном давлении как альтернативе схоластическому принципу «боязни пустоты». «Пустота» тогда была обнаружена Паскалем в пространстве над столбиком ртути в трубке, опущенной в сосуд с нею, как это уже ранее было показано Торричелли. Но Декарт и картезианцы продолжали отстаивать принцип непрерывного заполнения пространства материей.

Картезианство представляет собой уникальный синтез традиций и новаторства. Хотя сам Декарт, испытавший нападки как католических, так и протестантских теологов, считал, что схоластику «надо прежде всего уничтожить» (Entretien avec Burman. – Descartes. Oeuvres et Lettres, présentes par A.Bridoux. P., 1953, p. 1398), картезианство в немалой степени базировалось на понятиях схоластической философии, пусть и значительно модифицированных. В еще большей мере, чем у самого Декарта, разрыв со схоластикой произошел у некоторых его последователей и толкователей. Если Декарт, умевший гармонично соединять различные интеллектуальные традиции, удерживал в себе доверие как к «свету веры», так и к «естественному свету разума», то уже некоторые его ученики и младшие современники утрачивают эту классическую гармонию. Одни из них подчинят субстанцию мыслящую принципу субстанции протяженной и тем самым сведут декартовский дуализм к материалистическому монизму (ученик Декарта голландский философ и физиолог Де Руа, 1598– 1679). Другие философы, испытавшие воздействие картезианства, напротив, будут искать способ перехода от него к объективному идеализму (Лейбниц) и развивать на его основе новый вариант христиански ориентированной метафизики (Мальбранш). В свою очередь, картезианская физика, существенно повлиявшая на физику Ньютона, «этого разрушителя картезианской системы» (Вольтер), в конце концов должна была уступить ей место в естествознании 18 в.

1. Айтон Э.Дж. Картезианская теория тяжести. – В кн.: У истоков классической науки. М., 1968, с. 35–63;

2. Блэкуэлл Дж. Законы движения Декарта. – В кн.: Физика на рубеже 17–18 вв. М., 1974, с. 9–30;

3. Койре А. Ньютон и Декарт. – Он же. Очерки истории философской мысли. М., 1985, с. 204–266;

4. Voltaire. Sur Descartes et Newton. – Idem. Lettres anglaises, présentes etc. par F.Masse, s. 1, p. 83–89;

5. Bouiller F. Histoire de la philosophie cartésienne, v. 1–2. P., 1868;

6. Brockdorff C. Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre. Münch., 1923;

7. Mouy P. Le développement de la physique cartésienne (1646–1712). P., 1934;

8. Descartes et le cartésianisme hollandais. Études et documents. P. – Amst., 1950;

9. Dibon P. Sur l’histoire de la philosophie cartésienne. Groningue, 1955;

10. Watson P.A. Downfall of Cartesianism 1673–1712. A Study of Epistemological Issues in Late 17 th Century Cartesianism, The Hague, 1971;

11. Rodis-Lewis G. L’oeuvre de Descartes, v. 1 – 2. P., 1971.

Источник

Дуализм души и тела Рене Декарта

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.05.2012
Размер файла28,0 K

картезианский дуализм утверждает что. Смотреть фото картезианский дуализм утверждает что. Смотреть картинку картезианский дуализм утверждает что. Картинка про картезианский дуализм утверждает что. Фото картезианский дуализм утверждает что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для подробного изучения этого вопроса, нам необходимо затронуть не только учения Б. Спинозы, но и учения его современника Рене Декарта. Эти две линии можно рассматривать как конфликт, а можно как взаимодействие.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологии. Были приняты попытки осмыслить душевный мир человека с помощью философских, а не экспериментальных методов. До этого проблема влияния души на тело для древних материалистов не представляла особой трудности. Для большинства влияние души на тело означало лишь влияние одних видов материи на другие. Только взгляды Аристотеля отличаются более или менее философской корректностью. С натуралистических позиций такое влияние для него означало воздействие одних функций тела на другие.

1. Рене Декарт и картезианский дуализм

Родился Рене Декарт 31 марта 1596 года в французском городе Лаэ в семье с дворянскими корнями. В своей биографии Рене Декарт после смерти матери воспитывался бабушкой. Учился в колледже Ла Флеш, где получал религиозное образование. После возвращение во Францию в биографии Декарта снова последовал переезд. Из-за обвинений в ереси он решил обосноваться в Голландии. В те времена много времени уделяет науке. В 1637 году был напечатан труд Декарта «Рассуждение о методе». Вслед за ним в биографии Р. Декарта вышли: «Размышления о первой философии», «Начала философии». Многие годы биографии математика Декарта его труды не признавались. Вскоре после переезда в 1649 году в Стокгольм Декарт скончался.

Учение Декарта оказалось исходным теоретическим источником для голландского мыслителя Спинозы (1632-1677).

Спиноза был отдан на обучение в семиклассное еврейское училище, которое готовило раввинов. Благодаря выдающимся способностям, в молодом Спинозе видели будущее светило иудейской религии. Однако он не оправдал этих надежд. В кружке, собиравшемся вокруг выдающегося преподавателя, гуманиста и врача, ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза все больше отдалялся от общины и иудейской религии. Совет раввинов строго предупредил его, но на него это мало подействовало. Тогда, после неудачной попытки подкупить Спинозу, совет раввинов проклял его и изгнал из общины. Не ограничившись простым отлучением, раввины подали на Спинозу жалобу городским властям Амстердама, изображая его опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философу пришлось покинуть Амстердам.

В этот период ожесточенных нападок и преследований, Спиноза перебирается в Гаагу, где получает от курфюрста Поральца Карла Людвига предложение о профессуре в Гейдельбергском университете. Поральц не знал, что Спиноза является автором «Богословско-политического трактата» и знал его только как автора «Основ философии Декарта». Поэтому он предложил Спинозе свободу философствования, с условием что тот не будет подкапываться под государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, сославшись на то, что не знает, до каких пределов будет распространяться его свобода философствовать, чтобы не вызвать к себе подозрений в посягательстве на государственную религию.

Сочинения Спинозы были изданы в декабре 1677 г. его ближайшими друзьями под названием «Посмертные сочинения». Через несколько месяцев после выхода они были запрещены и не переиздавались вплоть до начала XIX века.

Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейском религиозном училище, где кроме религиозных текстов изучались и произведения некоторых еврейских философов-схоластиков. На будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды базировались на пантеизме, т.е. более или менее последовательном отождествлении бога и природы.

Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббс и Т. Бэкон. Однако Спиноза пошел дальше их.

В это время наибольшее развитие получили математика и механика, благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук сказалось и на философии, основным направлением которой стал механистический рационализм.

Одной из определяющих черт философии Спинозы является принцип механического детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно все явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все должно иметь причинное объяснение.

Новая точка зрения Спинозы была инспирирована не картезианским учением о двух субстанциях. С намерением преодолеть дуализм Декарта, Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах, которое является стержнем всей его философско-психологической системы. В основе ее лежит стремление объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и творца. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна в своем временном и пространственном существовании. Субстанция едина в том смысле, что в природе действуют всегда и всюду одни и те же законы. Двух субстанций одной и той же природы быть не может.

Все окружающее многообразие мира, различные явления и события есть частные состояния и видоизменения субстанции или ее атрибутов. По отношению к атрибуту протяжения каждый отдельный модус выражает определенные конкретные протяжения, длительности существования и движения тел.

С одной стороны, Спиноза понимал несостоятельность допущения, будто каждая вещь может переживать собственные идеи, т.е. мыслить; с другой стороны, не принимая дуализма и видя в мышлении всеобщее свойство природы, он склонен был считать, что в разной степени, но одушевлены все индивидуальные тела.

Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины. Выдвинутую Спинозой новую точку зрения, согласно которой телесное и духовное рассматриваются как две стороны одного и того же (субстанции), принято называть психофизическим монизмом. Принцип психофизического монизма получил в учении Спинозы материалистическую интерпретацию, поскольку психическое выводилось из субстанции и трактовалось как природное свойство.

Процесс познания состоит в поступательном движении от модального уровня знаний о всем конечном, временном и случайном к общим логическим основаниям природных законов и необходимости, от множественности модусов к субстанции. У Спинозы выделяется три уровня познания: чувственное, демонстративное и интуитивное.

Учение Спинозы о познании имело одной из своих целей разрешить ряд этических проблем, связанных с поиском путей, указывающих человеку его возможности в приобретении свободы и счастья. Эти пути Спиноза видит в понимании и осознании человеком внешней необходимости и принятии ее как основания для добровольных решений и действий.

Путь преобразования внешней необходимости во внутреннюю необходимость или свободу представлен у Спинозы в учении о страстях и аффектах, анализ которых занимает почти две трети его основного произведения «Этика». Исходным в теории аффектов является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа стремятся сохранить и утвердить свое существование. Для своего сохранения человеческое тело нуждается во многих веществах, посредством которых оно могло бы непрерывно возрождаться. Для того чтобы обладать этими веществами, человеческое тело должно быть наделено способностью к действию. Эти состояния, побуждающие тело к деятельности, были названы Спинозой аффектами. Коренной побудительной силой, обеспечивающей самосохранение человеческого организма, является влечение или стремление. Наряду с влечением и желанием в качестве основных побуждений Спиноза выделяет также еще два вида аффектов: удовольствие или радость и неудовольствие или печаль. Человек полон страстей, различных по знаку и интенсивности. Аффекты нельзя истребить, так как они есть проявление законов природы, а законы природы устранить невозможно. Но и идти на поводу эмоций тоже опасно. Люди, подверженные сильным аффектам, перестают владеть собой. По мнению Спинозы, нет ни одного аффекта, о котором бы нельзя было составить ясного представления, а это означает, что аффекты будут находиться во власти человека, а душа его станет тем меньше страдать, чем больше они человеком познаны.

декарт спиноза картезианский дуализм

Сложность человеческого организма является результатом деятельности человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.

Учитывая низкий уровень биологических и психофизических знаний XVII века, философ очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела. Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия внешних объектов на человеческую душу приводит к тому, что она»… воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то есть познает их…».

В своем учении Спиноза критикует, так называемые, «родовые понятия», которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикует ошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определения длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной склонность людей приписывать природе какие-либо цели.

Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души, имеющей смутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они, согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.

Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.

Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем, когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы, он получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами, то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.

В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм, который целиком может найти свое объяснение в категориях физической природы. Спиноза отождествляет общество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм»… умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей…». С этой точки зрения, назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу.

Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления.

Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас, так как они охватывают вечные человечества категории.

Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный труд философа называется «Этика».

В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как»… в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека…».

Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.

Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня.

В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден, и найти его нелегко, но высшая цель человека идти по этому пути.

1. Б. Спиноза. Избранные произведения. В двух томах. Том I. Москва. Госполитиздат. 1957 год.

2. Коников И.А. Материализм Спинозы. Москва. Наука. 1971 год.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Биография Рене Декарта, его философия, учение о человеке, антисхоластическая направленность методологии, рационалистическая теория познания и критерий истины. Позиция Декарта, Лейбница и Спинозы в изучении интуиции и критика схоластической силлогистики.

реферат [22,6 K], добавлен 13.05.2009

Развитие философии Спинозы. Учение Спинозы о субстанции. Учение Спинозы о душе. Взгляды Спинозы на общество. пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем и присутствует во всем, действует как имманентная причина.

реферат [19,6 K], добавлен 31.10.2002

Исследование и особенности учения о Боге в рационалистическом учении Р. Декарта. Выражение божественного абсолюта в работах Спинозы. Атрибуты как проявление субстанции, модусы как ее состояние по Спинозе. Сущность и особенности пантеизма философа.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 10.09.2009

презентация [1,8 M], добавлен 07.06.2013

курсовая работа [60,3 K], добавлен 11.02.2008

Особенности философии Нового времени, в центре которой стояла идея создания эффективного метода познания природы. Изучение взглядов Рене Декарта, который свой труд посвятил разработке универсального метода познания. Метафизика, дуализм, картезианство.

реферат [39,9 K], добавлен 24.11.2010

Декарт как основоположник рационализма, значение его философии. Обоснование ведущей роли разума в познании. Основные сочинения Рене Декарта. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию. Основные методы достижения истины.

презентация [1,1 M], добавлен 28.10.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *