картина что где когда старик и море
«Старый рыбак» шизофреника Чонтвари: история одной картины
«Старый рыбак» Чонтвари (Csontváry Kosztka Tivadar) заинтересовал широкую публику лишь несколько лет назад, хотя картина появилась на свет в далеком 1902 году. Полотно, провисевшее на стене музея много десятилетий, вдруг привлекло внимание одного из сотрудников. Работник долго рассматривал «Старого рыбака», написанного Чонтвари, пытаясь разгадать замысел художника. И, наконец-то, понял.
Секрет «Старого рыбака» Чонтвари оказался простым: если визуально разделить картину пополам по вертикали и приложить перпендикулярно к границе зеркало, то перед зрителем открывается сразу два отдельных сюжета. На одной стороне изображен Бог, сидящий в лодке на фоне уютного морского пейзажа. Вторую часть занимает угрюмый дьявол, вокруг которого вздымаются высокие волны бушующего моря.
Как только не называют «Старого рыбака» Чонтвари — мистической работой, картиной с двойным дном, философской загадкой, видением. Чтобы разобраться лучше, давайте изучим историю жизни автора, венгерского художника-самоучки, Тивадара Костки, подписывающего свои работы именем Чонтвари.
Он родился в семье деревенского аптекаря, получил начальное образование в родном поселке, а потом переехал в Ужгород, где, после окончания средней школы, пристроился помощником к трейдеру. Затем Тивадар, которого всегда тянуло к фармакологии, поступил в университет в Будапеште, изучая одновременно фармацевтику и право. После учебы парень нанялся в аптеку. В один из осенних дней 1880 года Тивадар посмотрел в окно, и, взяв в руки бланк и карандаш, нарисовал проезжавшую мимо здания телегу. Это был решающий момент.
Тивадар отправился путешествовать. Он побывал в разных городах Европы, в том числе в Ватикане и Париже, изучая шедевры великих мастеров живописи. Затем вернулся домой, основал собственное дело и полностью погрузился в работу в аптеке, чтобы добиться материальной стабильности. Финансовая независимость — это то, что позволило бы ему свободно заниматься рисованием и не испытывать проблем с деньгами. И Тивадар Костка пришел к этому.
Первая полноценная картина была создана в 1893 году, а затем наступило интересное время — Тивадар вновь отправился путешествовать. Сначала он пытался учиться живописи в Германии и Франции, а потом, когда ему приелись скучные занятия, Костка поехал в Италию, Грецию и Африку рисовать пейзажи. В странствиях Тивадар Костка взял себе псевдоним Чонтвари и работал в стилистике экспрессионизма, смешанного с реализмом и символизмом.
Постепенно Тивадар Чонтвари пришел к сюрреализму. Искусствоведы считают, что к этому художника привела прогрессирующая шизофрения. Хотя на родине, в Венгрии, живописец всегда имел репутацию сумасшедшего — он вел аскетический образ жизни, держался подальше от людей, странно себя вел, а при общении с другими иногда входил в образ пророка. Такой была и его живопись — непонятной и сюрреалистической.
При жизни Костка так и не продал ни одной картины. Даже выставки с произведениями шизофреника Чонтвари не смогли заинтересовать зрителя. А музей искусства отказался принимать в дар эти картины. Тивадар Костка сошел с ума и умер в нищете, никому не нужным изгоем.
Современные художники тоже создают картины с секретами. На страницах нашего сайта Very Important Lot вы можете найти интересные работы мастеров живописи XXI века и купить у них работы напрямую.
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Старый рыбак
Пасхальные яйца от Тивадара Костка Чонтвари
Это картина Тивадара Костка Чонтвари, называется она «Старый рыбак». На первый взгляд
в ней нет ничего особо примечательного, так впрочем считали и искусствоведы, но
однажды было выдвинуто предположение, что на ней изображены Бог и дьявол.
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак».
Казалось бы ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее скрытый подтекст,
при жизни художника так и нераскрытый. Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало
к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо
Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика)
Бог, со спокойным морем за спиной.
И дьявол с бушующими страстями.
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение
о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю
жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и
злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на
картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого
приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог
и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
Тивадар Костка родился 5 июля 1853 года, в горном селении Кишсебен, принадлежавшем
Австрии (ныне Сабинов, Словакия)— венгерский художник-самоучка.
Его отец Ласли Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев росли в
атмосфере, пропитанной духом фармакологии. Будущий художник с детства знал, что станет
аптекарем. Но прежде чем стать им сменил много профессий—работал торговым служащим,
какое-то время посещал лекции на факультете права, и только потом изучил фармакологию.
Однажды, ему было уже 28 лет, находясь в аптеке, он схватился за карандаш и нарисовал
на рецептурном бланке увиденную им из окна простую сцену — проезжающую телегу,
запряженную буйволами. Было ли это начало шизофрении, которой он страдал впоследствии,
но с тех пор мечта стать художником, охватила его.
Он отправляется в Рим, затем в Париж, где встречается с известным венгерским художником
Михаем Мункачи (кстати, тоже кончивший жизнь в психиатрической больнице). А потом
возвращается на родину, и в течение четырнадцати лет работает в аптеке, стремясь добиться
материальной независимости. Скопив небольшой капитал, едет учиться сначала в Мюнхен,
а затем в Париж.
Учёба не принесла ему удовлетворения. А потому в 1895 году отправляется в путешествие
по Италии, чтобы рисовать пейзажи. Путешествовал также по Греции, Северной Африке и
Ближнему Востоку.
В 1900 сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Уже в 1907 и в 1910 состоялись персональные выставки в Париже, но они не принесли ему
признания. Не получили его картины признания и в Венгрии, да и автор имел репутацию
сумасшедшего.
В 1910 г. период созидания закончился. Приступы болезни становились все более тяжкими.
Рисовал он теперь крайне редко, лишь эскизы своих сюрреалистических видений.
В последние годы он писал книги: памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного
человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением».
При жизни художник не продал ни одной своей картины.
Последняя главная картина «Поездка по берегу» была написана в Неаполе в 1909.
Секрет картины Тивадора Костка Чонтвари «Старый рыбак»
Белое и черное, сладость и горечь, жаркий зной и морской бриз, любящий Творец и мстящий за свержение с небес ангел – сатана. Картина неизвестного венгерского художника-самоучки Тивадора Костка Чонтвари «Старый рыбак» была признана шедевром только спустя век после создания. Как это часто бывает, при жизни талантливый мастер кисти так и не получил признания и богатства. Сегодня вместе с вами я хочу всмотреться в этой произведение, не имеющее аналогов в мировой живописи.
Какие чувства возникают при взгляде на лицо старого рыбака? Это полотно считается одним из самых странных в мире, и у большинства смотрящих вызывает весьма противоречивые ощущения. У одних это страх, тревога, у других наоборот – умиротворение, спокойствие. Ясно одно – равнодушных зрителей нет, мимо такого полотна не проходят в галерее, бегло окинув взглядом. Его хочется рассматривать вновь и вновь.
Казалось бы, тривиальный сюжет: старый мужчина на фоне моря, берега и гор, одетый в простую одежду. На втором плане замечаем домики у воды, в которых кто-то живет, ведь из труб идет еле заметный дым. Значит, это вовсе не отшельник и скиталец, а может, даже пожилой художник-творец – на голове надет берет.
Взгляд притягивает необычное лицо персонажа, словно перекошенное странной гримасой. Что в нем? Страх, презрение, усталость? Взгляд словно простреливает насквозь проницательностью, мудростью. При этом глаза смотрят неприветливо, взгляд тяжелый и усталый, словно герой пережил многое за долгую жизнь, хранит в себе боль и уже ничему не способен удивиться: ни горю, ни радости.
Заслуживает отдельного внимания кожа: на руках гладкая, а лицо усеяно глубокими морщинами, намекающими то ли на достопочтенный возраст старика, то ли на тяжелый рыбацкий труд на соленом ветру.
Секрет портрета раскрывается просто – стоит лишь приложить зеркало по центру полотна, и оно превращается в две абсолютно разные картины. В личности старого рыбака скрываются две ипостаси: Добро и Зло, Бог и Дьявол.
Седовласый Создатель неба и земли имеет светлое лицо, смотрящее мудрым и строгим взглядом. Руки сложены в молитве, а позади – спокойная морская гладь.
Темный образ Люцифера на фоне бушующего моря взирает на зрителя суженными черными глазами. Маленькая бородка, мешки под глазами, красноватая кожа, сложенные в нетерпеливом предвкушающем движении пальцы вызывают отторжение и рождают предчувствие страха.
Многие считают, что Чонтвари не совсем психически здоров, и эта картина – лишь плод больного воображения, пораженного недугом. Я же склоняюсь к мысли о том, что у шедевра четкий посыл автора: в каждом есть темная и светлая сторона.
Понравилась история? Поставь Лайк и Поделись статьей с друзьями! Для нас это важно!
Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения!
Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
В нашем интернет-магазине Вы можете приобрести репродукцию таинственной картины и создать этот шедевр сами.
Интернет-магазин раскрасок по номерам различных направлений в живописи и алмазной мозаики (вышивки стразами), широкий ассортимент городских, деревенских, морских пейзажей, абстракции и этнические картины, натюрморты и репродукции известных художников, портреты и детские раскраски.
Наши цены вас приятно удивят! Доставка по всей России.
Картина «Старый рыбак»
До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Непризнанный художник
Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.
От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.
Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.
С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих художников. Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы учиться рисованию. Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.
Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.
Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»
Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.