картина маслом это что значит
Значение словосочетания «картина маслом»
картина маслом
1. картина, написанная масляными красками ◆ Сохранилась картина маслом, написанная художником Туджей в 1872 году для капитана Джона Виллиса ― владельца «Катти Сарк». Ефремов, «Катти Сарк», 1942-1943 г. (цитата из НКРЯ) ◆ … Солнце, покосившиеся домики, кривая улочка, бредущий по ней мастеровой в фуражке и с узелком в руке, собака, выглядывающая из-под ворот ― небольшая картина маслом захватила Ольгу. Екатерина Романова, Николай Романов, «Дамы-козыри», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. рег. ирон. забавная, нелепая, чрезвычайная ситуация (часто предваряет описание такой ситуации) ◆ Как-то раз, с год назад, он в таком состоянии заявился домой в три ночи… это была картина маслом, лучше не вспоминать. Вячеслав Рыбаков, «Трудно стать Богом», 1996 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Картина маслом: «напились и изувечили друг друга». Елена Светлова, «Демоны Врубелей», 2003 г. // «Совершенно секретно» (цитата из НКРЯ) ◆ Приходим, значит, и картина маслом ― сидит дед с Полей на диване, смотрят «Машу и медведя» на ноуте! «Стратегия в отношении телефонов и прочих девайсов», 2012 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обсидиан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Масляная живопись: история, плюсы, минусы и особенности техники написания
Масляная живопись подарила человечеству множество великих шедевров изобразительного искусства и до сих пор востребована в профессиональной художественной среде. Картины маслом, написанные художниками в разные исторические эпохи, сегодня можно встретить во всех музеях мира. Интересные факты о различных тонкостях и исторических подробностях написания картин маслом представлены в нашей статье.
Особенности техники написания картин маслом в живописи
Картины маслом создаются с помощью разноцветных красок, изготовленных из сухих красящих пигментов, наполнителей и легко высыхающих в обычных условиях растительных масел. С точки зрения химической науки масляная краска представляет собой стандартную суспензию, в которой твердые частички пигмента находятся во взвешенном состоянии в жидком веществе.
Картины, написанные маслом старинными мастерами живописи, по химическому составу красок несколько отличаются от произведений современных авторов. Основным связующим веществом для производства художественных красок традиционно служит масло, изготовленное по технологии холодной выжимки из семян льна с добавками орехового, макового и других высыхающих экстрактов. Красящие пигменты различных цветов обычно получают из природных минералов, содержащих соединения железа, свинца, цинка и других металлов.
Главное отличие современных масляных красок от исторических аналогов — наличие в их составе большого количества вспомогательных компонентов. Эти вещества используются для улучшения свойств красок, главным образом для ускорения их высыхания и предотвращения расслоения при хранении.
В качестве основы для картин маслом изначально служили деревянные панели, а льняные и хлопчатобумажные холсты для этих целей живописцы начали использовать на несколько столетий позже. Чтобы краска не впитывалась в основу, на поверхность холста или доски наносили слой грунта, изготовленного на основе мела или гипса. В наши дни мастера используют более практичный акриловый грунт, который быстро сохнет и легко окрашивается в разные цвета.
Основным инструментом для написания картин маслом были и остаются кисти разных типоразмеров с деревянной ручкой и ворса из шерсти (щетины) различных животных. Кроме них, живописцы также используют мастихины — особые мастерки с металлической фигурной лопаткой. А знаменитый Тициан (Tiziano), кроме прочего, отличался от своих коллег тем, что предпочитал наносить краску на холст кончиками пальцев.
На финишном этапе картины маслом нередко покрывают специальным лаком, чтобы дополнительно защитить изображение от разрушения под воздействием влаги, солнечных лучей, перепадов влажности и температуры.
Плюсы и минусы создания картин маслом
В профессиональной художественной среде масляная живопись по праву считается одной из наиболее удобной техник. Основные плюсы написания картин маслом:
Главный минус масляной живописи — относительная сложность для начинающих художников подбора нужного цвета при смешивании красок. Но этот недостаток преодолевается путем повышения мастерства на практических занятиях.
История развития масляной живописи
Самые ранние образцы масляной живописи археологи обнаружили в горах Афганистана, в Бамианской долине. Здесь, вокруг высеченных из камня статуй Будды, древние художники еще в VII веке расписали стены масляными красками. Буддийские живописцы уже тогда умели не только досконально смешивать разные пигменты, но и научились покрывать их специальным защитным лаком.
В Европе масляная живопись появилась значительно позже. Вплоть до XV века здесь господствовали темперные краски и техника энкаустики. Только в эпоху Раннего Возрождения ситуация начала постепенно меняться. Длительное время считалось, что первооткрывателем масляной живописи в Европе был Ян ван Эйк (Jan van Eyck). Но в наши дни ученые все же пришли к выводу, что гениальный голландец не был пионером этой техники, а только усовершенствовал методики работы с удобными красками и всячески способствовал их популяризации.
Из Голландии масляная живопись распространилась на остальные страны Европы и уже к середине XVI века заняла лидирующее положение среди всех используемых техник. Эта тенденция только усилилась в начале XIX столетия, когда начался массовый выпуск масляных красок в тюбиках. Художники наконец-то получили возможность с комфортом творить не только в своей мастерской, но и на открытом воздухе.
Бурное развитие химической промышленности в начале ХХ столетия способствовало появлению всевозможных разновидностей синтетических красок. Несмотря на это, масляная живопись и в наши дни остается одной из наиболее востребованных техник как среди профессионалов, так и среди начинающих художников.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах искусства и приобрести картины маслом, написанные как современными художниками так и старыми мастерами.
Чем отличается копия картины маслом от репродукции?
В этой статье предлагаю разобраться с терминами — что есть репродукция, а что копия картины маслом. Начнём с того, что украшать свой дом — желание, присущее человечеству на протяжении всей его истории, начиная с наскальной живописи. Картины в доме всегда были признаком хорошего вкуса, интеллигентности, духовности и причастности хозяев к миру искусства.
Нас восхищают и привлекают внимание множество шедевров живописи, но любоваться ими ежедневно у нас нет возможности: произведения искусства либо представлены в галереях и музеях и не продаются ни за какие деньги, либо находятся в частных коллекциях.
Однако выход есть, и не один!
Современный мир движется вперед и технологии проникли во все сферы жизни не обошли они и высокое искусство. Самый быстрый способ получить шедевр это заказать его репродукцию.
Рассмотрим плюсы и минусы. Методом репродукции живописи принято называть способ печатного воспроизведение картины. Для печати существует большое разнообразие материалов: бумага синтетическая имитация холста, натуральной хлопковой или льняной холст. Кроме того этот способ очень быстрый и воспроизводит картину со стопроцентной точностью деталей.
Примеры нанесения пигмента при печати.
К тому же этот вариант довольно бюджетный.
Из этого следует мысль — почему же до сих пор существуют профессиональные художники копиисты. Почему до сих пор на их ремесло существует спрос?
Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим второй способ заполучить шедевр — это ручная работа мастера: написание живописи с нуля маслом. Основное преимущество перед печатью — живой мазок краски, ведь чтобы добиться той глубины светотени, добиться объёма, который создал автор шедевра, необходимо нанести десятки слоев полупрозрачной масляной краски, просушивая каждый предыдущий. При печати же машина прокатывает один слой пигментов и как бы точно не была воспроизведена картина она будет плоская и не живая, свет не будет играть на ней. Она не несёт энергии рук мастера. Ведь живопись от слова живой, значит подлинный, настоящий.
Кроме того диапазон картин, которые можно напечатать лимитирован. Так как годных для печати файлов фотографий картин ограниченное количеств. А качественные музейные файлы не так просто раздобыть и, как правило, они также довольно дорого стоят.
При этом профессиональный живописец способен воспроизвести любую картину.
Мастер владеет техникой и, кроме того, проводит дополнительную работу, изучая другие произведения автора и его приемы. Безусловно, заказывая картину у художника-копииста, следует приготовиться ждать, так как это кропотливый труд, требующий времени не только на саму работу, но и на весь технологический процесс. Как правило написание картины на заказ занимает от трёх недель до полутора месяцев. Ну и такая ручная работа стоит дороже быстрой работы станка по печати репродукций.
Таким образом у нас есть главное — это выбор!
Когда появилась живопись маслом и кто изобретатель техники: история и развитие
Историю живописи маслом связывают с Яном ван Эйком: полагают, что он придумал метод в XV веке. Он действительно работал в этом направлении и популяризовал его: после многие мастера стали отказываться от темперы или совмещать ее с новыми приемами. Но можно ли считать нидерландского живописца изобретателем техники масляных картин?
Сотрудники художественного фонда «Шедевр» знают все о истории масляной живописи: мы расскажем о появлении и развитии техники, ее формировании от античных времен до наших дней.
История появления масляной живописи
По легенде, Ян ван Эйк придумал технику между 1410 и 1420 годами. Он написал очередную картину темперой и оставил ее высыхать на улице.
Для справки темперная техника (от латинского temperare –«смешивать») основана на смешении красочного пигмента и связующего вещества, которое представляет собой искусственную или натуральную эмульсию. Раньше для темперных красок использовали натуральные эмульсии, такие как соки растений и деревьев, желток, молоко.
Итак от солнечных лучей картина Яна ван Эйка потрескалась. Живописец начал искать краски, которые были бы более пластичными. В результате долгих экспериментов художник нашел идеальный рецепт: смесь льняного масла, скипидара, пигментов.
Звание «изобретателя техники масляной живописи» Яну ван Эйку присвоил итальянский художник и писатель Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях». Позже его мнение подхватил автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер, а в XIX веке — член Французской академии Проспер Мериме.
В ряде древних трактатов упомянуты способы изготовления и применения масляных красок:
• Трудах Плиния (23–79 годы)
• Сочинении греческого врача Аэтиуса (V–VI века)
• Сборнике рецептов VIII столетия — Луккском манускрипте
• «Записке о различных ремеслах» Теофила (XII век)
• Трактате Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII столетие)
Подтверждают свидетельства из письменных источников практические исследования. В XVIII столетии Мешель доказал с помощью химического анализа, что трое немецких художников XIII–XIV веков писали маслом. А в XIX веке — масляные основы обнаружили в красках, найденных во французском муниципалитете Сен-Медар-де-Преск. Также техника присуща норвежской религиозной живописи 1250–1350 годов.
Поэтому ван Эйк не изобретал метод. Но почему его имя тесно связано с историей развития техники масляной живописи?
До Эйка живопись маслом использовали в большинстве случае для росписи стен, покрасок статуй, прочих декоративных работ. Для картин же применяли быстросохнущие водяные краски. Но мастерство владения техникой Яна ван Эйка по-новому открыло ее возможности. Художники все чаще стали обращаться к методу и совершенствовать смеси: добавляли эфирные масла, сушки, чтобы уменьшить густоту и ускорить высыхание.
Расцвет живописи маслом в Европе
Вслед за художниками Северной Европы, живопись маслом начинают использовать в других странах. Уже в первом десятилетии XVI века техника стала основной среди живописцев Италии.
Но переход к новому способу не был мгновенным. Долгое время живописцы совмещали темперную технику с лессировкой. Первой выполняли подмалевок, второй — последующие этапы. В таком стиле работали, среди прочих, Джованни Беллини, Перуджино, Рафаэль.
Возможности масляных красок определили новую, более раскрепощенную манеру написания, свободное отношение к композиции и средствам выражения. Тенденция заметна на полотнах Тициана и Тинторетто. Плюс они стали толчком для развития новых техник и приемов живописи.
В XV–XVI веках краски художники создавали сами. Так, Дюрер использовал ореховое масло, Тициан — маковое с лавандовым эфиром, Рубенс тоже применял смесь макового и лавандового масел с добавлением мякоти кокоса.
К XVII столетию масляная живопись стала более лаконичной. Писали по тонированной основе (имприматуре), для светлых участков использовали кроющие краски, а для теней — на основе масел. Такой подход лучше передавал игру света и тени.
В XVIII веке многие секреты и приемы утрачиваются, забываются. Хотя написание картин маслом остается основной художественной техникой.
Современная история масляной живописи: новые технологии и направления
Мастера начинают изыскивать новые, более долговечные связующие материалы: растворимое стекло, эмульсионную темперу. Но краски на основе масел до сих пор популярны: их усовершенствование позволило дольше сохранять цвета и целостность полотен.
В том же XIX веке начинается промышленное изготовление масляных материалов. Появляются новые пигменты, которые лучше передают оттенки цветов. А следом происходит технический прорыв: изобретают тюбик для красок.
Такая кажущаяся мелочь привела к перевороту в изобразительном искусстве. Художники теперь могли работать не только в студии, но и на природе. Это позволило мастерам передавать изменчивость мира: в результате возникла пленэрная пейзажная живопись.
Постепенно все большее значение в картинах отводится творческому видению авторов. Эта тенденция, вкупе с развитием пленэрного пейзажа и новых идей о цветопередаче, приводит к новому направлению — импрессионизму.
Известные художники, работавшие в этом стиле — Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар. Последний считал, что без изобретения тюбика для красок не было бы импрессионизма.
В XX и XXI веке краски на основе масла остаются самыми распространенными, удобными, долговечными. Ими работают профессиональные художники и учащиеся. Сегодня масляную живопись применяют во всех жанрах и техниках написания картин.
Картины маслом
Живопись маслом представляет собой технику изобразительного искусства, при которой зрительные образы передаются при помощи нанесения на жесткую или гибкую поверхность смеси сухих пигментов и растительного масла. В качестве твердой основы художники используют деревянные доски, листовую медь, оргалит, древесностружечные плиты, картон и бумагу. Для гибкой поверхности выбирают прочную ткать из волокон льна, хлопка, шелка и шерсти. Неровности полотна создают дополнительное отражение света, поэтому фактура ткани стала одним из ключевых элементов техники. На поверхность основы наносят грунт, промежуточный слой для фиксации текучего масла и прочной связи цветовой фактуры с основой. Качество грунта определяет долговечность картины и яркость оттенков. Главными элементами масляной живописи служат «прозрачные» или «укрывные» пигменты и масло семян льна, мака или грецких орехов. Вековая эволюция техники превратила её в разностороннее и влиятельное направление изобразительного искусства.
Со времен античности известна техника смешивания пигментов в отбеленном льняном масле и получения стойкого материла для нанесения рисунка. Периодом рождения живописи маслом искусствоведы считают начало XV века, когда нидерландский художник Ян ван Эйк продемонстрировал новые живописные возможности техники: яркое и сочное цветовое разнообразие, преломляющую способность покрытия, взаимопроникновение сложных оттенков и наложение слоев друг на друга. Продолжительное время высыхания позволило вносить изменения в картины и не требовало от мастеров высокоточного планирования деталей. Живописцы добавляли в масляную смесь лак и придавали произведению блеск и свечение. Картины Яна ван Эйка сохранились на протяжении 500 лет и поражают современников мастерством техники.
Известные картины масляной живописи :
«Портрет четы Арнольфини» 1434, «Благовещение» 1436 Ян ванн Эйк; «Дама с горностаем» 1481, «Мона Лиза (Джоконда)» 1501 Леонардо да Винчи; «Суд Соломона» 1617, «Три грации» 1634 Питер Пауль Рубенс; «Завтрак на траве» 1863, «Бар в Фоли-Бержер» 1882 Эдуар Мане; «Материнство» 1899 Поль Гоген.