картина репина приплыли о чем
Репин. Приплыли: тайна картины, которой нет, но часто вспоминают.
Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли». Хотя бы потому, что ее упоминают в качестве некой идиомы, когда характеризуют патовую ситуацию. Именно об этом полотне мы сегодня и поговорим. Многим понятно, что у Ильи Ефимовича нет картины с таким названием. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». Вспоминается даже школьный анекдот о Вовочке, который кроме Репина никаких художников не знал. Но есть и другая версия, как нам кажется, она более интересна. Именно ее мы сегодня и хотим поведать.
Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!
Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол». «Монахи» – далеко не единственный образец его творчества! Кисти Соловьева принадлежат прекрасные жанровые полотна и выразительные портреты. Более того, он много лет занимался педагогической деятельностью и дал путевку в жизнь знаменитым художникам. В нынешнем году исполнилось 179 лет со дня рождения этого замечательного человека.
Пастух-живописец
Лев Григорьевич Соловьев (1837 – 1919) родился в слободе Лушниковка Острогожского уезда, в простой крестьянской семье. Свою трудовую биографию начал еще в детстве – маленькому Леве довелось быть и пастухом, и поводырем для слепых. Тогда же паренек почувствовал тягу к живописи. Позднее художник вспоминал, что он с малых лет все время что-то зарисовывал, пользуясь за неимением красок углем и мелом. Данные опыты приметил заезжий иконописец и забрал талантливого самоучку с собой в Воронеж. Здесь он трудился в мастерской и активно занимался самообразованием. Позже жажда новых знаний привела молодого человека в Петербург. Соловьев посещал уроки в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Живописные опыты самородка из народа благосклонно оценивали знатоки искусства. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках Императорского общества поощрения художников…
В Северной Пальмире Соловьев провел шесть лет. Однако суетливая столичная жизнь оказалась ему не по нраву, и в 1878 году он вернулся в Воронеж.
В свое время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. Кстати, известно, что на праздновании полуторвекового юбилея учебного заведения в церкви Иоанна Богослова была выставлена особая «световая икона» кисти Соловьева (очевидно, он выполнил ее на стекле).
А в начале 1890-х открыл Частные рисовальные классы, что позже выросли в целую школу. Причем уроки в ней велись совершенно бесплатно! Таков был жизненный принцип Соловьева, видевшего в творчестве Божий дар, который люди призваны развивать в себе и бескорыстно передавать другим. Свое понимание духовных задач художника Лев Григорьевич описал в статье «Живопись и рисование». Он называл изобразительное искусство «всемирной грамотой человечества, научающей …читать живую книгу вселенной». А Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьевым и такими же подвижниками – супругами Пономаревыми, должна была по мысли создателей стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.
Здесь приобрели первый опыт выдающиеся мастера живописи Александр Бучкури, Павел Шмаров, Елена Киселева, Александр Куприн и многие другие. После революции на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские, вокруг которых тогда «крутилась» вся творческая жизнь города.
До наших дней дошло немного его работ: две картины в музее города Острогожска, несколько этюдов в Русском музее и картина «Сапожники» в Третьяковке.
Часть работ художника хранится и в областном Воронежском художественном музее имени Крамского.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Все уже знают эту историю, но я все равно себе на память оставлю в блоге. Я вот если честно не припомню именно такого устоявшегося выражения идиомы как написано в заголовке. Упоминают знаю просто «ну все приплыли» или например «картина маслом». Но Русь широка, может где говорят и «картина Репина Приплыли» — описывая так какую то патовую ситуацию.
Ну и как вы знаете это не картина Репина и не «Приплыли» вовсе.
У Ильи Ефимовича нет картины с таким названием. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали».
Но есть и другая версия.
Картину, которую народная молва приписывает Репину (вы ее видите в начале поста), создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей. В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли». Смутная какая то байка и версия, но уже устойчиво бродит по интернету.
В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.
Соловьев, кстати, родился в крестьянской семье, учился в иконописной мастерской в Воронеже — это почти земеля 🙂
Хочу все знать
Альманах для любознательных
Страницы
Картина Репина «Приплыли»
2018/07/30
Выражение — «картина Репина «Приплыли»» довольно часто встречается в разговорной речи. Как и многие другие фразеологизмы это крылатое выражение имеет интересную историю.
В этом выпуске альманаха для любознательных «Хочу всё знать» вы познакомитесь с этимологией выражения и его значением. А так же узнаете какое отношение имеет Илья Репин к этому фразеологизму.
Выражение «картина Репина «Приплыли»», значение и происхождение
Выражение — «картина Репина «Приплыли»», ставшее крылатым благодаря народному фольклору, относится к фразеологизмам разговорного стиля.
Значение
Фразеологические обороты используемые в устной речи, характеризуются большой образностью, нередко имеют шутливо-ироничную, шутливо-ласковую, и даже фамильярную окраску. Не является исключением и выражение — «картина Репина «Приплыли»», которое обозначает — конфуз, неловкое положение, или анекдотическую ситуацию.
Этимология
Разбираясь с историей происхождения этого выражения выяснилось, что у Репина нет и никогда не было картины с таким названием. Тогда откуда в русской разговорной речи появилось это крылатое выражение? Происхождением этого выражения мы, скорей всего, обязаны картине — «Монахи. Не туда заехали», написанной в 1870 году. Только принадлежит это полотно совсем не Илье Ефимовичу, а кисти художника Соловьева. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?
В основе сюжета картины – сцена купания женщин. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение. Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник сумел передать эмоции и изумление на лицах участников этой встречи.
О картине этой знают, или по крайней мере слышали, многие, а вот автор — художник-пейзажист и иконописец Лев Григорьевич Соловьев, незаслуженно забыт. Прекрасный художник, скромный труженик, рисовал жизнь людей самого простого звания. И если бы не курьёзная ошибка, произошедшая на выставке, никто бы о нём и не знал….
В 30-х годах ХХ века эта картина Л.Г.Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина. Возможно малограмотные посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. Народная молва дала картине совсем другое название — «Приплыли», по аналогии с известной картиной Репина — «Не ждали».
Почему возникла такая путаница в общественном сознании? Возможно, потому, что есть некое сходство в осмыслении сюжетной коллизии, в отношении к героям и в изобразительной манере двух художников. Вот и появилась передаваемая из уст в уста легенда под названием «Картина Репина «Приплыли!». Со временем это выражение стало идиомой.
Таким образом полотно Л.Соловьева — «Монахи. Не туда заехали» получило известность как картина Репина «Приплыли». Ирония судьбы — единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты.
Картина Репина «Приплыли» – как на самом деле называется картина и кто её автор?
Многим из нас приходилось слышать выражение “Картина Репина «Приплыли»” в разговорной речи. Оно стало достаточно часто используемым фразеологизмом и, как все крылатые высказывания, имеет интереснейшую историю. Что примечательно, речь в нём идёт о настоящей картине.
Вот только по иронии судьбы авторство её принадлежит не Илье Репину, а совсем другому художнику. Да и название у полотна совсем иное. Как вышло, что в высказывании Репин “присвоил” себе это творение? Какие причуды истории связаны с историей полотна?
Настоящий автор
Попадая в нелепую и часто смешную ситуацию, многие из нас привычно произносят: “Вот, картина Репина «Приплыли»”. Что забавно, большинство обывателей считает, что у Ильи Ефимовича Репина действительно в творческом наследии сохранилось такое творение. Но всё гораздо сложнее и, конечно, интереснее.
Небезызвестная картина действительно стала частью русского фольклора – причём больше вошла в русскую речь, нежели в живопись. Вопреки расхожему мнению, автором полотна является не знаменитый живописец Репин, а малоизвестный художник из Воронежа Лев Григорьевич Соловьёв. Творение это он написал в 1870-е годы.
Лев Григорьевич Соловьев «Монахи. Не туда заехали», 1870-е годы
Местонахождение: Сумской областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы, Украина
Но почему же авторство приписали Репину? На этот счёт историки предлагают несколько вариантов.
От себя хочу отметить, что сюжет, который Соловьёв изобразил на полотне, действительно незабываемый, а потому наверняка произвёл яркое впечатление на людей. В первую очередь – развеселил.
Илья Ефимович Репин, фотография 1909 года
Как называлась картина?
Как я уже заметила, не только автор, но и название картины являются лишь плодом воображения народа. Никакой работы под названием «Приплыли» ни у Репина, ни у Соловьёва не было. Та картина, которую считают первоисточником фразеологизма, на самом деле называлась «Монахи. Не туда заехали».
Не секрет, что особенно запоминающиеся вещи люди могут “окрестить” ёмкими, но короткими названиями. То же самое вышло и с картиной Соловьёва. После той самой выставки в Сумском музее, где полотно оказалось рядом с работами Репина (едва ли не в одном ряду) творение малоизвестного мастера приобрело истинные бессмертие и славу. Сами люди решили называть картину коротко – «Приплыли». На мой взгляд, эта версия названия более ярко отражает суть событий, отражённых на холсте.
Сюжет картины «Приплыли»
Но давайте наконец взглянем на картину и выясним, что же вызвало столь бурную реакцию публики, и почему “картина Репина” «Приплыли» не оставила равнодушными зрителей. Психологи говорят, что один из самых верных способов покорить, заинтересовать человека – это развеселить его. Сразу хочу заметить, что «Монахи. Не туда заехали» с первого же взгляда полностью подтверждает это мнение.
На первом плане мы видим сцену купания женщин в реке. Казалось бы – и что здесь такого? Ведь многие художники изображали прекрасных купальщиц, восхищаясь их стыдливостью, грацией и красотой. Однако у Соловьёва вполне традиционная для живописи сцена приобретает задорный оттенок.
Перед нами – пологий берег реки, на котором мы видим несколько женщин и девушек, решивших искупаться. Их подруги уже находятся в воде. Другие сидят на траве с детьми, лишь планируя заняться водными процедурами. Конечно, они не стесняются (а кого?), а потому смело сходят прямо в мирные волны реки. Обнажённые тела сияют свежестью и молодостью под солнечными лучами, они пышут здоровьем и красотой.
Но вдруг происходит встреча. По какой-то нелепой иронии судьбы река занесла именно в это место лодку монахов. Конечно, встречи никто не ожидал. И именно этот момент можно заметить на картине «Монахи. Не туда заехали». Соловьёв постарался максимально ярко и точно передать миг ошеломления, что испытывает каждая из сторон. Потрясённые и удивлённые, все участники сцены замерли, не зная, как поступить.
Фрагмент картины «Монахи. Не туда заехали» («Приплыли»)
Поразительные детали «Монахи. Не туда заехали»
Особое внимание я хочу обратить на главных действующих лиц – монахов. Посмотрите, как застыл юный инок с веслом, о котором, кажется, даже забыл на время. Наверное, этот юноша никогда не видел обнажённого женского тела, потому понятия не имеет, как поступить в столь конфузной ситуации. На его лице смятение и растерянность. Совсем иное выражение у пожилого монаха. Он с добродушием прячет улыбку. Несомненно, он воспринял ситуацию с необходимой для неё долей юмора.
Впрочем, не только монахи, но и купальщицы реагируют по-разному. Маленькая девочка отвернулась, пряча своё веселье. Её явно рассмешила эта ситуация. Женщина на берегу терпеливо ждёт, чем разрешится конфуз. А вот обнажённая красавица пытается прикрыться домотканой рубахой.
Фрагмент картины Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали»
В картине есть ряд композиционных погрешностей, однако то мастерство, с которым Соловьёв изобразил эмоции людей, самые разные чувства на их лицах, заставляют забыть о неточностях. Сегодня его самая знаменитая картина о монахах и купальщицах хранится в Сумском областном художественном музее.
Вот такие чудеса демонстрирует нам история о “картине Репина «Приплыли»”. На первый взгляд, кто бы мог подумать, что речь идёт вовсе не о творении Репина и работе с совершенно другим названием? Это произведение заняло особое место в русской живописи, став неотъемлемой частью фольклора. Нам порой приходится произносить крылатое выражение о картине, но главное – воспринимать ситуацию с той самой долей иронии, что превращает конфуз в веселье.
Новое в блогах
Репин, «Приплыли»: Тайны картины, которую часто вспоминают
Картина, изображающая ошеломлённых монахов, случайно заплывших туда, где купались обнажённые женщины, принадлежит вовсе не кисти Ильи Репина! И называется она вовсе не «Приплыли…»!
Поэтому наш рассказ – о том, как возникли обе эти легенды.
Малоизвестный воронежский богомаз
Картина называлась «Монахи», хотя экспонировалась она и под названием «Не туда заехали». От последнего, впрочем, недалеко и до ироничного «приплыли…», поэтому понятно, откуда в принципе взялось фольклорное название полотна.
«Монахи. Не туда заехали» (картина Л. Соловьёва)
А его автором был воронежский художник-самоучка Лев Григорьевич Соловьёв. Он родился в слободе Лушниковка Острогожского уезда в простой крестьянской семье в 1837 году. На его тягу к рисованию обратил внимание заезжий иконописец из Воронежа и забрал мальчика к себе в учение. Уже будучи взрослым, Соловьёв посещал занятия в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Кроме «Монахов», известна его картина «Сапожники», несколько жанровых сценок – и всё. Значительно больше Соловьёв отметился на ниве иконописи и росписи храмов в Воронежской губернии. Он до конца жизни (1919) так и остался мало кому известным провинциальным «богомазом», хотя он и открыл в Воронеже «рисовальные классы», в которых преподавал совершенно бесплатно.
До революции его картины не экспонировались.
Идея картины «Монахи» явно навеяна близостью художника к церковному быту. А её сюжет показывает глубокое чувство юмора Льва Соловьёва.
Картина в духе передвижников
Впервые картина «Монахи» («Не туда заехали») стала выставляться в 1930-х годах в Третьяковской галерее. Поскольку других работ Соловьёва не имелось, то картину, считавшуюся близкой по духу к творчеству «передвижников», выставляли в одном зале с картинами Ильи Ефимовича Репина. Не всякие посетители и далеко не всегда замечали маленькую табличку рядом с картиной, рассказывавшую об её авторстве.
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Так и возникла легенда, что злополучных «Монахов», которых дьявол попутал направить свой утлый челн лицезреть соблазны плоти, написал Репин. Ведь по духу картина и впрямь соответствовала творчеству Ильи Ефимовича. Впрочем, и он вряд ли мог передать сюжет с такой тонкой иронией. Ну, и название новое к картине приклеилось, само собой.
В 1938 году по решению какого-то столичного чиновника картина русского художника, всю жизнь проработавшего в Воронежской губернии, была передана на Украину, в Сумской областной художественный музей, на сайте которого она теперь даже не числится.
Учитывая бедственное положение музейного дела на самостийной Украине и её официальное отношение, особенно после 2014 года, к памятникам русской культуры, возникает естественное беспокойство за судьбу этого если не шедевра, то всё-таки довольно оригинальной картины.
Возникает законное желание потребовать возращения знаменитой картины Льва Григорьевича Соловьёва в Россию в порядке репатриации культурных ценностей.