картина титан про что
Бог из машины. В прокат выходит фильм «Титан» о забеременевшей от автомобиля убийце. Почему он победил в Каннах?
В российский прокат выходит лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля «Титан» Жюлии Дюкурно, фильм с шокирующим сюжетом и парадоксальным смешением не только жанров, но и идей, смыслов, религиозных подтекстов и даже гендерных ролей. «Лента.ру» рассказывает, зачем его смотреть.
Алексия (Агата Руссель) с детства была несносной: отец (большой режиссер Бертран Бонелло) не успевает завести машину, а в спинку его сиденья уже фигачат, что есть мочи, детские ножки: «Обрати, обрати на меня внимание». Последствия такого поведения приходят быстро — в виде ДТП, из-за которого в голове Алексии оказывается титановая пластина, а над ее ухом распластывается колоритный, напоминающий след от киберпанк-импаланта шрам.
Флеш-форвард на двадцать лет вперед — и обратить, обратить на себя внимание требует уже сам фильм. Вот уже взрослая Алексия под улюлюкания тянущих к ней рук с включенными на телефонах камерами инцелов извивается на капоте «Кадиллака», танцуя на автошоу, — и камера похвально уверена в своем на нее взгляде, как будто стремится подчеркнуть власть танцовщицы над происходящим вокруг. А вот раздраженная Алексия уже наказывает очередного поклонника за назойливость — буквально протыкает ему мозг, вонзив длинную, как стилеты, заколку прямо в ухо.
Иной фильм уже эти события мог бы растянуть полуторачасовым полотном. «Титан» Жюлии Дюкурно, главный триумфатор последнего Каннского фестиваля, ими, впрочем, только начинается — чтобы затем совершить прыжок уже в натуральные языки пламени, когда Алексия будет называться Адриеном, заматывать для конспирации бинтами стремительно беременеющее (да-да, от «Кадиллака») и источающее машинное масло тело, а главное, терпеть опеку капитана пожарной бригады (ветеран французского кино Венсан Линдон), увидевшего в ней давно пропавшего сына и теперь провозглашающего ее Иисусом. Перед всеми озадаченными происходящим подчиненными.
В промежуток между этими опорными точками успевают вместиться лесбийский акт соблазнения и массовое убийство, попытка аборта той самой спицей для волос и эффектно расквашенный о раковину общественного туалета — по собственной воле — нос. Еще интереснее то, сколько раз, обращаясь с этим полным дерзких завихрений сюжетом, фильм Жюлии Дюкурно успевает сбросить жанровую шкуру, чтобы раз в пятнадцать минут оборачиваться чем-то новым. «Титан» предстает то отсылающей к Ханеке буржуазной трагикомедией об отцах и детях (о, этот недоумевающий под кудрями лоб Бертрана Бонелло!), то провокативным, демонстративно поверхностным и демонстративно завороженным своей убийцей без причины фильмом ужасов, то ситуативной черной комедией, по стопам Кроненберга, в которой источниками юмора служат продукты человеческой и сверхчеловеческой жизнедеятельности, а также кромсаемые, терзаемые, испускающие дух тела. Ну и, конечно, находит себя «Титан» в итоге в обличье гендерного гран-гиньоля, в котором смена половой принадлежности — пусть и скорее игровая, чем реальная — преисполнена такого символизма, что Дюкурно позволяет себе лобовые, ничем не завуалированные, а значит, бесстыжие аллюзии как на древнегреческий эпос, так и на христианскую иконографию.
Вопрос напрашивается, и ответ на него как будто очевиден. Как титаны ранней истории человечества могли себе позволить менять богов и верования, как перчатки, так (и так же величественно и безапелляционно) современный человек — при условии, что этот человек женщина, — прав в своих флуктуациях сексуальности и гендера, статуса и роли в дихотомии между доминированием и подчинением. И в этом смысле победитель Канн если чем-то и пытается быть, то именно таким квир-манифестом — особенно если придерживаться классической трактовки слова «квир» как обозначения любой выбивающейся из нормы человеческой инаковости.
Это понятно — и по-своему достойно уважения. Но почему тогда все эти смыслы, тем более так легко извлекаемые из-под блестящей, глянцевой даже поверхности фильма Дюкурно, во время собственно его просмотра кажутся такими наносными, даже такими для этой картины инородными? Вероятно, дело в том, что «Титан», возможно, вопреки самому себе, держит внимание совсем даже не постепенным накоплением актуальных идей и не ловкостью жанровой эквилибристики, но чистым движением ощетинившейся металлическими спицами и титановыми пластинами, омытой кровью и машинным маслом героини — ее, то есть, парадоксальным путешествием из точки А в точку Б, от грехопадения к Рождеству. И в этом плане фильм, так шокирующий своей эффектной новизной (вот и многие рецензенты как в России, так и на Западе не преминули использовать эпитет «оригинальный»), на поверку оказывается вполне традиционным — просто не хоррором и не религиозной драмой, но роуд-муви, ментальным путешествием, в котором на деле важны не стартовая или конечная точки пути, но сам драйв от преодоления дистанции между ними.
Кино«Титан»: История любви в жанре боди-хоррора
Почему фильм — победитель Каннского кинофестиваля стоит посмотреть
30 сентября в широкий прокат вышла картина «Титан» режиссёрки Жюлии Дюкурно, удостоенная главного приза на Каннском кинофестивале в этом году. Получая награду, Дюкурно сказала: «Сегодня вечером я на этой сцене, и я знаю, что мой фильм неидеален, но я не думаю, что какой-либо фильм идеален в глазах человека, который его снял, некоторые могут даже сказать, что он чудовищен». Она добавила, что победа «Титана» — это признание того, что кино и мир за его пределами должны стать более разнообразными, инклюзивными и флюидными. Жюлия Дюкурно исследовала гендерную флюидность в своём фильме, это одна из значимых его тем, но в первую очередь это история о любви. Рассказываем, каким получился один из самых необычных победителей Каннского кинофестиваля и почему фильм стоит посмотреть.
«Титан» рассказывает о танцовщице Алексии, которую сыграла Агат Руссель, роль стала для неё дебютом в кино. В детстве она попала в аварию, из-за чего в голову ей поместили титановую пластину. Она испытывает сексуальное влечение к автомобилям, с людьми же отношения у неё не складываются: она убивает всех — и домогавшегося её мужчину, и, казалось бы, привлекавшую её девушку. Осознав большую перемену в своей жизни, она совершает ещё одно преступление, а затем скрывается от полиции, решив выдать себя за пропавшего без вести парня Адриена. Отец мальчика Венсан (Венсан Линдон) узнаёт сына в Алексии, устроившей себе жестокую трансформацию, и забирает Адриена домой.
Жюлия Дюкурно стала второй женщиной — обладательницей «Золотой пальмовой ветви». Для кинематографистки, по её словам, стать второй в истории означало стать частью движения вперёд. Ей важно видеть больше женщин в кино, в то же время Дюкурно подчёркивает, что не хочет, чтобы её гендер её определял. Для жюри Каннского фестиваля он и не был важен: Мелани Лоран в одном из интервью рассказывает, что сразу заверила Жюлию Дюкурно — приз ей вручили вовсе не из-за того, что она женщина. В ответ Дюкурно призналась, что у неё были сомнения на этот счёт.
Жюлия Дюкурно придумала героиню Алексии с целью показать, какой разной и расплывчатой может быть женственность. К тому же во время фильма персонаж переживает трансформацию
Жюлия Дюкурно придумала героиню Алексии с целью показать, какой разной и расплывчатой может быть женственность. К тому же во время фильма персонаж переживает трансформацию, в том числе гендерную, меняясь, становится собой. Чтобы воплотить свой замысел, Дюкурно было важно найти новое лицо. По мнению режиссёрки, история не сработала бы с известной актрисой в главной роли, «люди спроецировали бы что-то на её трансформацию, и это показалось бы фальшивым». Так роль досталась андрогинной модели Агат Руссель — вместе с Жюлией Дюкурно они год работали над персонажем. В фильме у Алексии не так много реплик, поэтому эмоции своей героини Агат Руссель передавала, проработав сцены из «Твин Пикса», «Убивая Еву» и других фильмов и сериалов.
Впервые зритель видит взрослую Алексию сквозь объективирующую линзу male gaze: она исполняет танец на машине с огненным рисунком, на неё глазеют посетители автомобильной выставки и, стоит ей закончить, просят у неё автографы. Такое представление героини может обескуражить, однако Жюлия Дюкурно задумала эту сцену как ловушку для зрителя, чтобы потом раскрыть персонажа. И правда, уйдя со сцены Алексия предстаёт совершенно в другом свете, она точно не стремится кому-то угождать, а с домогающимся её посетителем выставки жестоко расправляется. Затем зрители узнают о сексуальности Алексии, её влечении к автомобилям, которое приводит к пугающим её изменениям. И следуют за героиней, избавившейся от своей прошлой жизни и находящей новый дом. И новую семью в лице Венсана, пожарного, не оправившегося после пропажи своего сына и боящегося старения своего тела.
Гораздо большее из фильма можно вынести, ожидая увидеть в первую очередь драму с элементами боди-хоррора, а не только жанровое кино
В работе Жюлии Дюкурно многие видят влияние Дэвида Кроненберга: «Титан» часто сравнивают с «Автокатастрофой». Трансформация Алексии становится источником боди-хоррора в фильме, Дюкурно показывает его в мельчайших подробностях и даже не думает беречь своего зрителя, требует внимания, когда ему хочется отвернуться. Кстати, главная визуальная составляющая фильма появилась из-за повторяющегося кошмара Жюлии Дюкурно. К такому, пожалуй, будут готовы скорее те, кому полюбился её дебютный полнометражный фильм «Сырое». Многие критики заметили связь между картинами — и не только из-за того, что в ленте появляется сыгравшая в «Сыром» Гаранс Марилье, а у героини такое же имя. «Титан» продолжает темы, которые режиссёрка начала исследовать в «Сыром»: сексуальности, идентичности, семейной связи. И хоррор — это один из тех жанров, в которых эти темы можно откровенно исследовать, не ограничивая себя.
И всё же гораздо большее из фильма можно вынести, ожидая увидеть в первую очередь драму с элементами боди-хоррора, а не только жанровое кино. Дюкурно не скрывает большого влияния на неё Дэвида Кроненберга, но говорит о других источниках вдохновения, например фотографиях Нэн Голдин. При этом кинематографистка выражает в фильме себя и свои идеи. «Титан», учитывая его яркие и жуткие элементы, — это история о том, как двое неидеальных, разбитых людей находят друга друга и принимают без оговорок.
ФОТОГРАФИИ: festival-cannes, neon rated
Главную награду Каннского кинофестиваля получила картина «Титан»
Ее автор стала второй женщиной-режиссером, получившей высшую награду фестиваля
Главную награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — получила французский кинорежиссер и сценарист Джулия Дюкорно за драму «Титан». Она стала второй женщиной-режиссером, получившей высшую награду фестиваля, пишет Deadline.
Предвестники того, что автору «Титана» суждено сегодня вечером забрать статуэтку, появились еще в начале церемонии. Председатель жюри Спайк Ли непреднамеренно объявил победителя и счастливого обладателя пальмовой ветви и нарушил весь сценарий торжественного вечера.
Ведущая церемонии Шэрон Стоун отобрала у него список лауреатов. Ли совещался с членами жюри, собравшимися на краю сцены, очевидно, пытаясь осмыслить произошедший конфуз. Потребовалось время, чтобы всё вернулось в свое русло. А публика и номинанты провели более часа в нервном ожидании.
В фильме «Титан» рассказывается о девушке Алексии, которая в детстве попала в автокатастрофу. Для спасения малышки врачи вставили ей в ухо титановую пластину, благодаря которой героине удалось выжить. Уже став взрослой, она начинает убивать своих партнеров.
Гран-при фестиваля разделили между собой «Герой» иранского режиссера Асгара Фархади и «Купе номер шесть» молодого финского режиссера Юхо Куосманена. Причем второй фильм создавался при поддержке Министерства культуры России.
Лучшим режиссером признан французский режиссер, сценарист и актер Леон Каракс, представивший в конкурсной программе фестиваля фильм «Аннетт». Это первый в творчестве Каракса мюзикл, который он снял в сотрудничестве с американской группой «Sparks», и второй англоязычный проект. Главные роли в фильме исполнили Адам Драйвер и Марион Котийяр.
За лучшую мужскую роль награжден актер Калеб Лэндри Джон, сыгравший в конкурсном фильме австралийского режиссера Джастина Курзеля «Нитрам».
Приз за лучшую женскую роль достался норвежской актрисе Ренате Рейнсве за роль в ленте «Худший человек на свете» режиссера Йоакима Триера.
Приз жюри получили израильский режиссер и писатель Надав Лапид за «Колено Ахед» и тайский независимый кинорежиссер Апичатпонг Вирасетакул за фильм «Память» с Тильдой Суинтон в главной роли.
Награду за лучший сценарий взял японский режиссер и сценарист Рюсукэ Хамагути за фильм «Сядь за руль моей машины».
Фильм российского режиссера Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» получил высокую оценку кинокритиков. Оператор фильма Владислав Опельянц получил премию Высшей технической комиссии на Каннского фестиваля. «Владислав Опельянц показал себя настоящим виртуозом, заставив нас почувствовать всю лихорадку персонажей картины», – цитирует ТАСС главу комиссии Паскаля Марен.
Канны-2021: кинокритик Москвитин объяснил, почему «Титан» — фильм из будущего
Одно из главных событий в кино — Каннский фестиваль — только что завершился объявлением победителей. «Золотую пальмовую ветвь» жюри присудило картине «Титан» Джулии Дюкорно. Кинокритик Егор Москвитин оценил для iReactor фильм-победитель фестиваля.
С 6 по 17 июля в Каннах проходил известный во всем мире кинофестиваль, уже в 74 раз. В основной конкурсной программе было заявлено 24 картины. Несмотря на то, что российские киноленты не стали лауреатами в этой группе, на фестивале высоко оценили работы режиссеров из РФ. В частности, картина Киры Коваленко «Разжимая кулаки» была удостоена главного приза в категории «Особый взгляд». Отметим, что это вторая по значимости секция кинофестиваля.
Главных победителей Каннов-2021 объявили сегодня вечером. По решению жюри «Золотую пальмовую ветвь» получил боди-хоррор «Титан» от французского режиссера Джулии Дюкорно. Сюжет рассказывает о девушке по имени Алексия, которую сыграла Агата Руссель. Героиня в детстве пережила серьезную автомобильную аварию, в результате которой врачам пришлось вставить ей в череп титановую пластину.
Это событие повлияло на всю ее жизнь: подобное вмешательство в организм не осталось без следа, поэтому ей свойственна эмоциональная нестабильность, припадки и вспышки агрессии, а также странные и порой неадекватные поступки. Одна из самых шокирующих сцен в фильме, по мнению кинокритиков, оценивших картину в Каннах, это сцена совокупления девушки с автомобилем, от которого она потом забеременеет.
Описание фильма-победителя почетного кинофестиваля, мягко говоря, шокирующее. Но не посмотрев кино, сложно дать ему какую-либо оценку. Зато это могут себе позволить те, кто был на Каннском фестивале. Редакция iReactor связалась с кинокритиком Егором Москвитиным, который всю неделю внимательно изучал картины-номинанты и делал свои ставки на возможных претендентов на победу.
Своим мнением о «Титане» он поделился с iReactor. По его словам, картина Джулии Дюкорно — это фильм из будущего, потому что представленные в нем герои и события могут произойти только в мире с другими установками, которые, скорее всего, так или иначе ожидают нас в дальнейшем. По крайней мере, с точки зрения кино.
Титан — это, наверно, фильм, который прилетел к нам из будущего. Это кино о человеке, который уже не является хозяином своего тела, о человеке, который рожает в прямом смысле машину, забеременев перед этим от машины, о человеке, который может менять свой гендер, потому что в начале истории это девушка, но в конце она становится мужчиной, а потом снова девушкой. В общем это кино о будущем, — объяснил Москвитин.
Это очень неудобное кино, от просмотра которого сложно получить эстетическое удовольствие. Однако, несмотря на провокационность, эта картина достойна внимания и победы, считает Егор Москвитин.
Оно предельно некомфортное, предельно эмоциональное, экспрессивное, яростное, тревожное. И видимо, таким и будет наше будущее с точки зрения кино. И видимо, такое искусство и необходимо, чтобы двигать нас всех куда-то вперед. Так что этот фильм, как к нему не относись, он действительно достоин внимания и оценки, — заключил кинокритик.
Джулия Дюкорно стала второй женщиной в истории Каннского фестиваля, которая была удостоена почетной награды. Ранее «Золотую пальмовую ветвь» получила Джейн Кэмпион за фильм «Пианино» в 1993 году.
Спутник Сатурна Титан – один из самых загадочных и интересных миров, расположенных буквально по соседству с нами. Титан — крупнейший спутник Сатурна — является одним из кандидатов на колонизацию во внешней части Солнечной системы. Одна из причин интереса к колонизации спутника — наличие на нём углеводородов, на которых в настоящее время работает большая часть земной техники.
“Что в имени тебе моем?”
Открытие Титана — заслуга голландского физика, астронома и математика Христиана Гюйгенса, равно как и кольца Сатурна — их видел еще Галилей, но не смог понять, что это такое. Гюйгенс, вдохновленный примером великого ученого, на пару с братом сконструировал собственный телескоп, через который рассматривал известные на тот момент планеты. Чудо техники позволило ему заметить небольшой объект: понаблюдав за ним в течение некоторого времени, астроном выяснил, что это действительно спутник Сатурна. Объект делал полный оборот вокруг планеты за 16 дней, и свои выводы ученый сделал только после четырех таких оборотов. Засечь движение спутника помогло положение колец Сатурна: в июне 1655 года, когда сделано открытие, они были немного наклонены в сторону Земли, что открывало больший обзор, чем обычно. Галилей открыл спутники Юпитера в 1610: сравнимая с ними по масштабу находка Гюйгенса стала второй с момента изобретения телескопа.
Порой удивляюсь тому, как спокойно люди относились к выбору названий чего-либо. На примере конкретного спутника Сатурна: изначально у него вообще имени не было, Гюйгенс называл его Saturni Luna (“Сатурнова луна”), некоторые астрономы — Гюйгенианом или Гюйгенсовым спутником, позднее — Сатурном IV. Четвертый — потому что именно эту позицию он занимал относительно планеты и других спутников, открытых Джованни Кассини. С 1789 года и эта методика присвоения названий утратила актуальность: астрономическое оборудование совершенствовалось, были обнаружены и другие спутники Сатурна, находившиеся ближе к планете, поэтому пришлось подыскивать Гюйгениану другое имя, и с 1847 года он стал известен, как Титан. Им он обязан Джону Гершелю: в своей статье “Результаты астрономических наблюдений, сделанных на мысе Доброй Надежды”, он предложил назвать известные на тот момент семь спутников планеты именами братьев и сестер бога Кроноса (в древнеримской мифологии его звали Сатурном).
Что мы знаем о Титане
Титан в два раза превосходит размерами (его диаметр 5125 км), и весит на 80% больше нашей Луны. По диаметру он перегнал и Меркурий, хотя не дотягивается до первой к Солнцу планеты по массе — плотность Титана всего 1,88 г/см³. Если же сравнить его с самим Сатурном, то в “весовой категории” последний превосходит свой спутник в 4227 раз. Вместе с тем масса Титана, самого большого в “окружении” Сатурна, составляет 95% массы всех спутников окольцованной планеты. Сила тяжести здесь гораздо меньше, чем у нас — примерно седьмая часть земной, зато толщиной атмосферы он Землю явно перегнал: почти 400 км против 120 у голубого шарика, да и давление на поверхность там в полтора раза сильнее.
Если когда-нибудь астронавтам удастся посмотреть на небо Титана с его поверхности, при нынешнем составе его атмосферы, то они увидят невероятный пейзаж, словно декорацию к фильму с научно-фантастическим сюжетом. Кольца Сатурна, занимающие пол-неба, разрезают его от самого горизонта, давая только намек на гигантские размеры их обладателя. Картина будет неполной без непривычного цвета неба: на Титане оно оранжево-красное. Наверное, подобный оттенок можно наблюдать и на Земле, во время захода солнца в тучи на закате, но наша планета не может похвастать метановыми озерами и аммиачно-ледяными криовулканами. Их не очень много: поверхность Титана довольно ровная, с редкими горами и кратерами.
Ее удалось рассмотреть только в 2004 году: атмосфера, на 95% состоящая из азота, слишком плотная, чтобы показать астрономам истинные размеры и пейзажи спутника. Но вот магнитного поля на Титане нет: из-за этого атмосфера подвержена серьезному воздействию солнечного ветра и космических излучений. Если не вдаваться в подробности и опустить цепочку распадов и соединений молекул метана, азота и их производных, то получатся органические соединения. Именно они обеспечивают атмосфере и поверхности Титана оранжевые оттенки. Ученые подсчитали, что весь объем метана, который есть на спутнике, Солнце преобразует в такие соединения всего за 50 миллионов лет — смехотворный срок для вселенной. Однако этого до сих пор не произошло — значит, запасы метана постоянно пополняются. Основное предположение, объясняющее восстановление объема газа — деятельность криовулканов.
Многие астрономы придерживаются мнения, что состав нынешней атмосферы Титана напоминает условия на Земле, сложившиеся незадолго до появления первых признаков жизни на планете. Не исключается присутствие простейших форм уже сейчас: возможно, в подземных водоемах, защищенных от ветра и ультрафиолета, микроорганизмам гораздо комфортнее, чем на поверхности.
Метановые реки, ледяные берега
В начале XXI века на Титан отправлен земной “разведчик” — зонд “Гюйгенс”( на фото)
Кассини — Гюйгенс (англ. Cassini–Huygens) — автоматическая межпланетная станция (АМС), созданная совместно НАСА, Европейским космическим агентством и Итальянским космическим агентством для исследования планеты Сатурн, его колец и спутников. Комплекс состоял из орбитальной станции «Кассини» и спускаемого аппарата с автоматической станцией «Гюйгенс», предназначенной для посадки на Титан.
Автоматическая межпланетная станция Cassini–Huygens
Зонд «Гюйгенс» (англ. Huygens probe) создан Европейским космическим агентством и назван в честь голландского астронома XVII века Христиана Гюйгенса. Зонд был запущен 15 октября 1997 года в связке с космическим аппаратом «Кассини». 25 декабря 2004 года зонд отделился от своего носителя и начал самостоятельное движение к Титану. 14 января 2005 года зонд «Гюйгенс» успешно вошёл в атмосферу Титана и совершил посадку на его поверхность в области, получившей название Ксанаду.
Зонд «Гюйгенс» на Титане
Это была первая (и на 2019 год единственная) в истории мягкая посадка, совершённая во Внешней Солнечной системе. Зонд сел на твёрдую поверхность, хотя посадка в океане была также предусмотрена его конструкцией.
Его работа позволила сделать множество интересных открытий касаемо спутника. Так, удалось выяснить, что неподалеку от северного полюса находятся темные области — метановые озера. Их насчитывают десятки, разного размера (от 3 до 70 км в диаметре), все, как одно — чистые и прозрачные. Правда, заполнены не водой, а смесью этана и метана. Есть здесь и свои “моря” — море Кракена, море Лигеи и море Пунги. Каждое из них простирается более чем на 100 тысяч км², а море Кракена вполне сопоставимо с земным, Каспийским.
Астрономы пока не выяснили принцип, по которому на Титане распределяются озера. Дело в том, что основное их количество приходится на северное полушарие спутника — здесь они занимают десятую часть, тогда как на южном — только 0,4% поверхности. Была высказана гипотеза, что дело в составе грунта: дескать, в южном полушарии он более рыхлый, и поэтому жидкость быстрее просачивается под землю. Однако анализ ничего такого не показал, и гипотеза развалилась. Согласно второй версии, карта Титана непостоянна, и метановые дожди на спутнике идут посезонно. При таких обстоятельствах в одном полушарии будут образовываться озера, а во втором в это же время властвует засуха. Но и эта теория не подтвердилась: она объяснила бы “водоемы” глубиной максимум 10-20 метров, но озера Титана сильно превышают этот показатель, так как от их поверхности до дна — не менее нескольких сотен метров. Так что ученым еще есть, над чем поразмыслить.
22 апреля 2017 года космическая станция в последний раз облетела Титан и начала сближение с Сатурном, чтобы, совершив 22 оборота по спирали между планетой и её кольцами, 15 сентября войти в атмосферу и на этом завершить свою миссию
Между атмосферой Титана — спутника Сатурна — и атмосферой Земли больше общего, чем считалось ранее.
Проанализировав данные собранные за семь лет зондом Cassini, астрономы изучили уникальное взаимодействие между атмосферой Титана, уровнем радиации и магнитным полем, в результате которого в космос отправляются волны углеводородов и нитрилов, пишет журнал Geophysical Research Letters.
Плазменный спектрометр на Cassini зафиксировал эти потоки углеводородов с полюсов Титана. Исследователи из Университетского колледжа Лондона говорят, что эти потоки похожи на ветра, исходящие от Земли в районе полюсов.
«Атмосфера Титана состоит преимущественно из азота и метана, но плотность давления на спутнике на 50% выше, чем на Земле, — сказал ведущий автор исследования Эндрю Коутс (Andrew Coates). — Полученные данные подтверждают, что верхний слой атмосферы Титана теряет около семи тонн углеводородов и нитрилов каждый день. Наше новое исследование объясняет, почему это происходит».
Полярные ветры Титана подпитываются за счет взаимодействия солнечного света, энергии электромагнитного поля и молекул, присутствующих в верхних слоях атмосферы Луны. При этом Титан не имеет собственного магнитного поля, но пользуется тем, что есть у Сатурна. Как только солнечный свет касается молекул в верхних слоях атмосферы Титана, ионосферы, начинают распространяться фотоэлектроны. Эти отрицательно заряженные фотоэлектроны перемещаются вдоль силовых линий магнитного поля Сатурна, создавая локализованные электромагнитные поля, достаточные, чтобы вытащить молекулы из ионосферы в космос.
До сих пор это явление наблюдалось лишь на Земле. Астрономы считают, что подобные полярные ветры могут существовать на Марсе и Венере. Наряду с Землей и Венерой Титан является одним из трех тел в Солнечной системе с каменистой поверхностью и плотной атмосферой.
Поверхность Титана. Художественная концепция (НАСА-ЕСА)
Известно, что все живые существа на Земле в основном состоят из воды. Содержание воды в разных организмах колеблется в пределах 50-75 % (наземные растения), 60-65 %(наземные позвоночные животные), 80-99 % (рыбы и морские животные и растения). А что если обитатели Титана, если они, конечно, существуют, тоже на 50 или 99 % состоят из жидкого метана или этана, а на оставшиеся 50 или 1 % из какого-то материала, способного выдерживать столь низкие температуры? Имеют ли они в этом случае твердый скелет, например из кремния, или это гелеобразные существа, подобные медузам (кстати, медузы на Земле используют азот в качестве пищи), неизвестно. Как бы то ни было, органического вещества для построения организмов и пищи для них на Титане более чем достаточно. Значит, предпосылки для развития жизни существуют. Ну а сама жизнь.
Ясно одно: если жизнь на Титане и существует, то это, несомненно, другая жизнь.
Ученые обнаружили жизнь на спутнике Сатурна
Не менее интересна и теория о колонизации Титана. Была озвучена мысль, что именно там находится земля обетованная для колоний с Земли при условии их размещения в пределах Солнечной системы. Есть прогнозы, что климат на Титане будет постепенно меняться, — возможно, через какое-то время здесь действительно обнаружат новую форму жизни.
©