картинка что видит ребенок и что видит взрослый
Стереокартинки для улучшения зрения с ответами, фото для детей и взрослых
Глаза человека ежедневно подвергаются нагрузкам. Чрезмерное перенапряжение может стать причиной развития офтальмологических заболеваний. Чтобы расслабить мышцы, можно использовать стереокартинки для улучшения зрения.
Стереокартинки: что это, в чем “секрет”?
Зрение человека в норме является бинокулярным. Благодаря этому, глаза могут на плоской картинке рассмотреть объемный предмет. Для тренировки такой способности, а также для поддержания и повышения остроты зрения используют стереограммы.
Правый и левый глаз видит один и тот же предмет с разных ракурсов, а затем соединяет в единое объемное изображение. Тоже происходит при просмотре стереокартинок. При пристальном наблюдении за ней, происходит обман зрения и можно увидеть четкий предмет в визуальном хаусе из мелких плоских деталей.
Пройти комплексное офтальмологическое обследование, подобрать терапию и упражнения для улучшения зрения можно в клинике “Элит Плюс”.
Для чего нужны
Еще два десятилетия назад стереоскопические рисунки пользовались большой популярностью. Их печатали на обложках тетрадей, в журналах и выпускали отдельными тиражами. Сегодня стереограммы можно рассматривать не выходя из дома на экране компьютера.
Попытки рассмотреть 3-Д фигуру на стереокартинке для большинства людей просто развлечение. На самом деле офтальмологи утверждают, что регулярный просмотр этих иллюстраций благотворно влияет на зрение, повышает его остроту. К тому же, упражнения со стереограммами оказывают положительное влияние на психологическое здоровье и интеллектуальные способности человека.
Польза стереокартинок для зрения
Окулисты рекомендуют просмотр стереограмм для тренировки аккомодационных мышц и бинокулярного зрения. При ежедневных упражнениях, можно достичь следующих эффектов:
Стереокартинки не могут излечить глазные заболевания. При первых признаках ухудшения зрения нужно обратиться к окулисту. Самолечение приводит к усугублению проблемы.
Возможен ли вред зрению от просмотра стереокартинок?
Некоторые люди считают, что стереоскопические рисунки негативно влияют на оптическую систему. Этот миф сложился по следующим причинам:
Как правильно рассмотреть
Не каждому человеку с первого раза удается в замысловатом узоре из точек и пятен рассмотреть объемный предмет. Существует несколько эффективных способов просмотра стереограмм, которые позволяют собрать единую трехмерную картинку.
Взгляд издалека
При использовании этого метода, нужно разместить рисунок на расстоянии до 25 см от глаз. Затем сфокусировать взгляд на центральной точке и медленно расслабить глаза. После этого, как правило, все видят зашифрованную картинку. Такой простой способ подходит новичкам.
Приближение картинки
Суть метода заключается в выполнении следующих шагов:
После того, как зрительный аппарат расслабится, человек увидит закодированный предмет. Этот метод отличается от предыдущего, но его тоже легко освоит новичок.
Фокусировка с близкого расстояния
Если человек ранее уже пользовался стереокартинками для улучшения зрения, то этот метод ему подходит. Его суть состоит в том, что глаза фокусируются на центре рисунка, который расположен в десяти сантиметрах от лица. После расслабления глазных мышц человек видит четкое 3-Д изображение. Такой метод подойдет для людей с натренированными мышцами зрительного аппарата.
Ознакомиться с упражнениями для улучшения работы зрительного аппарата, подобрать корректирующую оптику, пройти курс лечения глазных заболеваний можно в клинике “Элит Плюс”.
Виды стереокартинок для улучшения зрения
Выделяют несколько категорий стереорисунков, которые разделены по уровню сложности.
Легкие для новичков
Такие стереоскопические изображения легко расшифрует даже новичок. Закодированный предмет легко увидеть даже с близкого расстояния. неподготовленный человек быстро разгадает, что скрыл художник на абстракции. Как правило, к изображению прилагается ответ.
Сложные для профессионалов
Расшифровать такие изображения смогут только люди, имеющие опыт работы со стереограммами. Глазные мышцы профессионалов натренированы и они легко распознают зашифрованное изображение.
Ответ: Мужчина с верблюдом
Ответ: Прозрачный стол
Движущиеся
На стереокартинках этого вида скрыта анимация. При просмотре кажется, что некоторые элементы на рисунке находятся в движении. Задача человека, который смотрит на иллюстрацию, отличить статичный объект от подвижного.
Ответ: Падающие звезды
Стереокартинки для детей
Детские стереоиллюстрации легко расшифрует каждый ребенок. Их используют для тренировки мышц несформированного глаза. Они представляют собой простой рисунок с понятным сюжетом.
Ответ: Из плывущих облаков идет дождь
Ответ: Пиратский корабль
Что делать, если заметили ухудшение зрения?
При первых признаках падения остроты зрения, дискомфорте в глазах и слезотечение нужно сразу обратиться к окулисту. Любое офтальмологическое заболевание легче предотвратить, чем вылечить. Окулисты применяют для восстановления работы оптической системы человека безболезненный методики с доказанной эффективностью.
Клиника “Элит Плюс” успешно практикует безоперационные способы восстановления зрительной функции. Сотрудники центра используют для лечения пациентов ортокератологические линзы и аппаратную терапию. Записаться на консультацию к офтальмологу можно на сайте учреждения или по телефону.
Обман зрения в картинках
Зрительные иллюзии – что это?
Оптические иллюзии – это оптический обман человеческого мозга. Ведь рассматривая картинку, глаз видит одно изображение, мозг при этом протестует, утверждает, что это совсем другое. То есть, это несоответствие между фактическим и ожидаемым зрительным восприятием объекта, когда глаз человека видит то, чего не может быть в действительности.
За восприятие отвечает вся зрительная система, включая глаза, нервные клетки и окончания, которые помогают попадать в мозг зрительному сигналу, непосредственно в ту часть, которая отвечает за зрительное восприятие предметов и явлений. Человек, зная особенности зрения, анализирует видимую картинку, понимает, когда реально изображение, когда его обманывают.
Не следует серьезно относится к картинкам – иллюзиям, пытаясь разгадать их, просто так работают органы зрения, так мозг человека обрабатывает видимый отраженный свет от изображения.
Самые крутые оптические иллюзии
Человеческий мозг – удивительная штука. Он сам может достраивать реальность. Даже там, где ее нет. Оптическая иллюзия – оптический обман зрения, то есть видение предметов, несоответствующее действительности.
Здесь собраны самые крутые оптические иллюзии, вы можете убедиться, что восприятие зрительного органа человека – это что-то невероятное!
Будьте осторожны при просмотре. Некоторые изображения вызывают головную боль, слезоточивость, дезориентацию в пространстве.
Иллюзии цвета и контраста
Несовершенен глаз человека, поэтому оценивая увиденные объекты, он часто опирается на яркость фона и цветовое окружение предмета. Это приводит к интересным оптическим иллюзиям.
Самые популярные их представители, так называемые, движущиеся картинки. Их секрет заключается в контрастном и цветовом восприятии.
Обман зрения на контрастах. Ошибки восприятия оттенка, цвета, контрастности, влияют на точное определение четкости, степени яркости, цветов и оттенков. Абсолютно противоположны черный и белый цвета. Это одни из самых контрастных цветов. Рассматривая такую картинку, глаз, не понимает какому цвету отдать предпочтение, какой из них главный.
Поэтому кажется, что картинки движутся, плывут, танцуют. При взгляде на черно – белые картинки – иллюзии всегда кажется, что на светлом фоне более ярким выглядит всегда один и тот же цвет.
Взаимодействие фигур и фона
Оптические искажения воспринимаются по-разному в зависимости от количества лет, рассматривающего изображение. Существует фактор внезапности, при котором человек угадывает определенную фигуру. Часто он видит не то, что на самом деле изображает художник.
Одна и та же картина – играющие дельфины, детьми и взрослыми воспринимается по-разному. Не испорченный еще окружающим миром ребенок не видит ничего, кроме плавающих дельфинов. А взрослый, смотря на ту же картину, видит мужчину и женщину.
Картинки обмана зрения: размер
Иллюзии восприятия размера являются нередко причиной неверных количественных оценок реальных геометрических величин. Доказано, что ошибка может составлять от 25%, если не проверить глазомерные оценки.
Например, иллюзия двух шаров. Реально видно, что гораздо больше дальний шар, чем ближний. Но они одинаковы. Иллюзия возникает из-за ошибки мозга, так как он уверен, что чем дальше объект, тем он меньше.
Важно, что оценка геометрической реальной величины глазами зависит сильно от характера фона изображения, наклона, цвета, окружающих предметов. Так, к примеру, два одинаковых предмета, один из которых окружен мелкими предметами, другой – крупными, первый выглядеть будет объемнее. Законы восприятия размеров применяют широко в дизайне современных интерьеров.
Какой из кругов, расположенных по середине, больше?
Ответ: круги одинаковые.
На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?
Ответ: они одинаковые.
Картинки обмана зрения: парейдолии
Одна из разновидностей зрительных иллюзий называется парейдолии. Заключается она в иллюзорном восприятии образов, основой которых выступают конкретные объекты. Все когда то рассматривали облака, плывущие по небу, или узоры на обоях, или горы, и видели в них фантастические образы людей, необычных зверей, изменчивые пейзажи.
Возникают они сами по себе в отличие от других видов. Первыми такое явление описали Ясперс в 1913 году и Калбауми в 1866 году. Иллюзии парейдолии возникнуть могут одновременно у нескольких человек, поскольку мозг трансформирует, воспринимает общеизвестные изображения и вещи.
Чтобы понять, что изображено на картинках, на одних следует сфокусироваться и задержать взгляд, другие нужно рассматривать на некотором расстоянии.
Изображение дьявола можно увидеть на следующей картинке – дьявол в дыму.
На следующей картинке легко можно различить лицо на Марсе (NASA, 1976). Игра тени и света послужила причиной появления множества теорий о древних марсианских цивилизациях. Интересно, что на поздних снимках этого участка Марса лица не обнаруживается.
А здесь можно увидеть собаку.
Картинки обмана зрения: цветовосприятие
Уже давно доказано, что когда на сетчатке глаза возникает изображение из светлых и темных участком, свет от ярких светлых областей перетекает на темные. Это оптическая иррадиация, при которой светлая поверхность предмета как бы захватывает часть темного фона, а потому кажется более увеличенной против своих истинных размеров.
Интересно, что зная о свойстве черного цвета уменьшать размеры, дуэлянты XIX века одевались в черные одежды, надеясь, что противник при стрельбе промахнется.
Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия.
На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.
Описана одна из таких иллюзий профессором Адельсоном, обратившим внимание на тот факт, что значительно зависит восприятие цвета от фона. На разном фоне одинаковые цвета воспринимаются человеком как разные, даже если одновременно смотреть на них с близкого расстояния.
В интернете часто можно встретить яркие картинки с предложением посчитать количество оттенков на них. Окрашены и расположены фигуры так, что запутаться легко. Ответ прост: используют обычно всего два цвета.
Глядя на следующую картинку, ответьте на вопрос: шахматные клетки на которых находятся точки А и В одинакового или разного цвета?
Сложно поверить, но – да! Не верите? Вам докажет фотошоп.
Сколько цветов вы ведите на следующей картинке?
Здесь всего 3 цвета – белый, зеленый и розовый. Вам может показаться, что здесь 2 оттенка розового, но на самом деле это не так.
Какими вам кажутся эти волны?
Коричневые волны-полосы раскрашены? А вот и нет! Это лишь иллюзия.
Посмотрите на следующую картинку и скажите цвет каждого слова.
Почему это так трудно? Дело в том, что одна часть мозга пытается прочитать слово, а другая воспринимает цвет.
Картинки обмана зрения: ускользающие объекты
На изображении необходимо смотреть на черную точку. Через несколько секунд ускользают, уходят цветные пятна.
Видите ли вы серые диагональные полосы?
Если вы некоторое время будете смотреть на центральную точку, то полосы исчезнут.
Картинки обмана зрения: перевертыш
Перевертыш – еще один многочисленный вид обмана зрения, в котором характер изображения рисунков – иллюзий зависит от направления взгляда на объект. Самые простые рисунки необходимо лишь развернуть на 90 или 180 градусов.
Одним из представителей самой популярной иллюзии для детей является «уткозаяц», в котором глядя на рисунок можно видеть и изображение утки, и изображение зайца.
Анималистический перевертыш помогает ребенку понять, что именно изображено на картинке. Ребенок запоминает характеристики животного, анализирует его внешние черты, пытается перевернуть зрительно изображение, что позволяет тренировать мышцы глаз.
Приглядитесь, а что вы видите на следующей картинке?
Что вы видите на этой картинке: музыканта или лицо девушки?
Объемная иллюзия дает возможность видеть объемное изображение. Для этого лицо необходимо приблизить к изображению, направляя в середину взгляд, рассеять его на несколько секунд, затем навести быстро резкость. Такое занятие развивает зрение и тренирует мышцы глаз.
Зеркальная иллюзия, при которой зеркально друг к другу расположены однообразные отпечатки. Глядя на рисунок малыш ищет общие внешние черты разных животных. Развивает абстрактное мышление.
Оптический обман зрения
Стул-невидимка. Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о месте нахождения сидения, обусловлен оригинальной конструкцией стула, придуманного французской студией Ibride.
Объемный Кубик Рубика. Рисунок выглядит настолько реалистичным, что не остается сомнений в том, что это настоящий предмет. Покрутив лист бумаги, становится очевидно, что это всего лишь преднамеренно искаженное изображение.
Это не анимационная гифка. Это обычная картинка, все элементы которой абсолютно неподвижны. Это ваше восприятие с вами играет. Задержите взгляд на несколько секунд в одной точке, и картинка перестанет двигаться.
Смотрите на крестик в центре. Периферическое зрение превращает красивые лица в монстров.
Летающий куб. То что выглядит, как настоящий куб, парящий в воздухе, это на самом деле рисунок на палочке.
Гипноз. Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.
Четыре круга. Будьте осторожны! Эта оптическая иллюзия может вызвать головную боль продолжительностью до двух часов.
Упорядочивающие квадраты. Кажется, что четыре белые линии движутся хаотично. Но стоит наложить на них изображения квадратов, как все становится вполне закономерно.
Рождение анимации. Анимационные изображения, накладывая на готовый рисунок сетку из черных параллельных линий. На наших глазах статичные предметы начинают двигаться.
Одинаковые или разные? Как две сигареты могут быть одновременно разного одинакового размера?
Калейдоскоп. Иллюзия движения, основанная на работах Акиоши Китаока — профессора психологии в университете (Ritsumeikan) в Токио, всемирно известного своими многочисленными иллюзиями движения.
Польза для науки
В переводе «иллюзия» означает «заблуждение, ошибка». С давних времен иллюзии рассматривались, как неполадки в работе органов зрения. Не один век ученые занимались исследованием причин их возникновения. Некоторым зрительным обманам уже дали научное объяснение, другие до сих пор без объяснений.
И хотя многие считают такие картинки развлечением, но именно благодаря таким оптическим искажениям ученые могут понять работу человеческого мозга.
К примеру, к изменению поведения человека приводит повреждение мозга, а визуальное наблюдение больного за такими изображениями помогает врачам в определении поврежденной области.
Оптические иллюзии на видео
Как видят мир дети и взрослые: 12 веселых картинок-отличий
Каждый родитель понимает, что дети – это счастье, невероятный дар или как говорят – «цветы жизни», которыми мы все когда-то были. Но потом мы выросли и забыли всё это. Так давайте вспомним! Ведь дети и родители видят мир совершенно по-разному. Вот подборка из 12 иллюстраций, которые прекрасно описывают ситуации из нашей жизни:
Когда учитель вызывает на «ковёр».
Волшебное время сна…
Радость от сладостей.
А вот и двойные стандарты…
Уровень моральной и физической боли, когда ребёнок получает травму.
Для кого-то дождливая погода – это мерзость, а для других – счастье!
Если в доме стало тихо
А вот и окончание учебного года!
Спиннер для детей и для родителей!
Конечно, с возрастом всё меняется. Кто-то смотрит в окно и видит, как капли дождя скатываются с листьев деревьев. А другие увидят только непогоду, в которую не хочется высовывать «нос» на улицу. Всё зависит от восприятия. Так давайте учиться у детей и друг у друга видеть
мир в лучшем свете!
Что видят дети
Всем доброй ночи!
Эта история уже здесь, к сожалению, была много лет назад. Но, на мой взгляд, она стоит того, чтобы о себе напомнить. Итак.
А вы помните себя в детстве? Говорят, дети видят кое-что, недоступное глазам взрослых, до тех пор, пока связанные со взрослением проблемы и впечатления не затмевают детское зрение, и Существа, которые бродят по кромке между своим миром, и нашим, не отступают в тень, чтобы вновь открыться за секунду до смерти, когда единственное, что остаётся в твоём мире — только ты сам.
Но я не из таких. Мне двадцать три, и я вижу этих Существ. Вижу, как они выглядывают из щелей в асфальте, на которые нельзя наступать, как преображают предметы в тёмной комнате и некоторые прохожие на тёмных улицах — они не люди. Они Существа. Богом клянусь, вы не увидите того, что заметно лишь детям, кошкам и умирающим. И мне. Я чую их запах, слышу, как трещат их крылья и короткий полувой-полувсхлип вырывается временами из беззубых ртов, точно они пытаются его сдержать, но не могут. Потому что, в сущности своей, они не злые. Но тяготеют к теплу тела и блеску человеческих глаз, а оттого временами не могут себя перебороть. Их ласки смертельны, а глубине тёмных провалов на месте их глаз плещется то, чего человек никогда не должен касаться, даже при смерти, даже во сне. Но дети, — дети ещё не знают, что Существа страшные, что их нужно бояться и держаться в стороне. Потом приходит понимание: если кто-то скребётся под кроватью, туда нельзя заглядывать. Если ты лежишь лицом к стене и кто-то дышит тебе в спину — оборачиваться нельзя. Если в полночь дверца шкафа приоткроется и оттуда донесётся тихий сдавленный хрип — нельзя смотреть туда, нельзя подходить. Жди до утра, ибо время, когда они просыпаются — полночь.
Я ничем не отличаюсь от вас, кроме, может быть, излишнего любопытства. И в детстве я тоже видел кое-что, пугал родителей невинными вопросами вроде «А почему тот дядя на потолке так мучается?», и часы, когда должен был спать, проводил в безмолвии, глядя во тьму комнаты, где двигались в омерзительном танце Существа, пропадая из виду и появляясь вновь, и так, пока не займётся рассвет. Кажется, что такое нельзя забыть. Но разум милосерден. Он стирает из памяти изломанные движения Существ, их голос, их взгляд. Радуйтесь, если вам никто не напомнит о том, что вы рассказывали родителям в детстве. А если скажет — радуйтесь, что вам не хватает любопытства и смелости, чтобы вспомнить.
Честно, родители не желали мне зла. Это всё лишь детские выдумки, как они считали, благополучно позабыв о собственных встречах с Существами. И как-то, смеясь, во время семейного застолья, напомнили мне: «А помнишь, ты что-то рассказывал про дядю на потолке?» — «Да, и ещё про руки девочки, которые жили под плинтусом». Честно? Мороз по коже. Я не помнил, и не хотел вспоминать, о чём так и сказал родителям, после чего те переключились на какие-то совсем другие темы.
Но зерно было посеяно. Я не мог вспомнить облика дяди и причину, по которой ему необходимо было быть на потолке, как и руки из-под плинтуса, но где-то в недрах подсознания ворочалось что-то забытое и тёмное. Так что после недолгих раздумий я решил попросить помощи у одного из друзей — у Данилы. Данька был идеальным кандидатом, способным, во-первых, отнестись к моей просьбе со всей серьёзностью, а во-вторых, он, окончивший психфак, на втором курсе серьёзно увлекся изучением связанных с подсознанием вопросов и проблем. Так как на квалифицированного психиатра у меня денег не было — неудивительно, почему я решил обратиться именно к нему.
Положив руку на сердце — я не верил, что Данька мне чем-нибудь поможет, потому что всю эту лабуду я не особо воспринимал, справедливо полагая, что собственному мозгу хозяин. Однако Данька с непривычной серьёзностью принялся перебирать всякие варианты извлечения информации из моей подкорки. Остановились на гипнозе. И, по-моему, Даньке всё происходящее было куда интереснее, чем мне самому — одно дело теория, другое же, пробовать навыки на практике.
— А если не поддамся гипнозу? — хмыкнул я тогда.
— Поддашься. Захочешь вспомнить — подействует ещё как, — он в упор смотрел на меня, не мигая. Стало тревожно.
— А если ничего не вспомню?
— Значит, ничего не было, — пожав плечами, ответил Данька.
Мы договорились на вечер пятницы, и в назначенное время я пришёл, прихватив пару пива. К этому моменту вся затея уже начала казаться мне откровенно бредовой, ей-богу, живём во вполне материальном мире, Данила — аспирант, я университет уже год, как закончил. Вспомню, самое большее — странную тень, которой незамутненный детский разум придал очертания какой-нибудь зловещей твари, и этим всё кончится. При условии, что Данькино колдовство вообще подействует.
Его квартира встретила меня странными запахами и повисшим в воздухе кумаром. Оказалось, Даня нажёг индийских благовоний, отчего лично у меня голова разболелась почти сразу. Еле уговорил его окно приоткрыть. За пивом выяснилось, что он создаёт специальную гипнотическую атмосферу, без которой в этом деле никуда — отсюда полумрак, тяжёлый пряный запах и вытащенное на середину комнаты кресло.
— Маятники — это херня, — объяснил Даня, — вроде костыля. Я загипнотизирую тебя голосом, там пара жестов… не вникай, тебе ни к чему.
— А я не свихнусь? — я внимательно следил, как он переливает пиво из бутылки в высокую прозрачную кружку, скрупулёзно выравнивая верхний уровень пены чуть не до миллиметра.
— Нет. Короче, как бы в двух словах объяснить… я как бы погружаю твой мозг в сон, оставляя бодрствующим нужный нам участок. Войдешь в транс, я задам тебе несколько вопросов. По пробуждении…
Я не слушал его. Монотонный голос Дани уже начинал вгонять меня в какое-то амёбное состояние. Ещё эти запахи индийских палочек по всей квартире… В голове что-то пульсировало. Я тупо уставился на пузырьки в пиве, наперегонки бегущие к поверхности.
— Саш, не спи, — он хлопнул меня по щеке и радостно загоготал. — Я ещё и не начинал.
Я вскинулся, прихлебнул пива. Туман медленно начал отступать, и следующие полчаса мы провели, болтая на какие-то отвлечённые темы. Только в какой-то момент Даня прервал разговор и включил какую-то ритмичную музыку, в которой я отчётливо различил барабаны и варган.
— Садись в кресло, — распорядился Данила. — Смотри на меня.
Я плюхнулся на мягкое сиденье и откинулся на спинку. Болезненное пульсирование где-то в недрах черепа вернулось, так что следующий указ не шевелиться оказался весьма кстати. Даня сел напротив. За его спиной курилось очередное благовоние, так что я лениво переводил взгляд с завитков дыма на лицо Данилы, потом обратно. В какой-то момент мне показалось, будто густые дымовые завихрения движутся в такт шаманским ритмам, доносившимся из колонок. Глубоко вздохнув, я опустил плечи и вдруг почувствовал себя совсем лёгким и маленьким.
— Полностью расслабься, — говорил Даня тем временем, глядя на меня в упор и почти не моргая. — Тебе пять лет. Ты лежишь в своей постели, у себя дома. Родители уложили тебя спать и ушли сами. Сейчас — двадцать три часа, пятьдесят пять минут. Кровать уютная, тёплая и мягкая. Ты устал и хочешь спать. Твои веки тяжелеют. Ты засыпаешь. Сейчас я буду считать от пяти до одного в обратном порядке, и когда я закончу — ты, пятилетний, проснёшься в своей постели у себя дома, и расскажешь мне, что ты видишь. Пять.
Я сонно смотрел на расплывающийся силуэт Данилы сквозь полуопущенные веки. Плавный шаманский ритм подхватил меня и нёс, укачивая, на тёмной волне, куда-то очень далеко отсюда, пока вдруг его не заглушил ропот листвы, доносящийся из открытого окна.
Я перевернулся, заворачиваясь в тёплый кокон одеяла, ощутил мягкое прикосновение маминых губ ко лбу. «Спокойной ночи, сынок». Скрипнула закрывающаяся дверь.
Весь огромный мир сжался до моей кровати, до меня, лежащего на ней в надёжном конверте из одеяла.
Под подушкой лежала маленькая пластмассовая машинка. Я нащупал её и сжал в кулаке, как всегда делал перед тем, как уснуть. Кроме того, дядя отчего-то боялся машинок.
И я распахнул глаза.
Не было музыки, дыма, Данилы, пивных кружек на столе с засыхающими пенными разводами на стенках. А была моя комната, показавшаяся вдруг чрезвычайно большой. И я сам, в красной пижаме. Игрушечная машинка больно впивалась в ладонь острыми гранями, но я сжал её ещё сильнее, выглядывая в комнату сквозь маленькую щёлочку между двумя складками одеяла.
— Ровно через пять минут, в полночь, ты проснёшься, — приглушенный расстоянием (каким ещё расстоянием?) донёсся до меня голос Дани. Я неуверенно моргнул и перевернулся на спину, прижимая машинку к груди.
В окна проникали короткие вспышки света от фар припозднившихся машин. Я вздохнул и заёрзал, готовясь уснуть.
— Расскажи, где ты. Что ты видишь, — прозвучал монотонный голос Данилы.
— Я у себя в комнате. Хочу спать, — ответил я. Позже Даня рассказывал, что голос мой вдруг стал тонким, как у ребёнка, какой не под силу изобразить взрослому мужику с давно переломавшимся голосом.
— Ты видишь тех, о ком рассказывал родителям?
— Они придут попозже, — объяснил я. — Лучше их не видеть.
Я не ответил, замявшись. Все инстинкты кричали, что ночью нужно спать, а не ждать тех, кто приходит вслед за полуночью.
— Почему? — ничуть не меняясь в интонации, спросил Даня.
— Они страшные, — выдавил я наконец, съёживаясь под одеялом.
Часы в зале начали бить. Двенадцать гулких ударов прокатились по квартире и всё затихло. Я был привычен к этому звуку, ведь они звонили каждый час, и все в доме тоже привыкли к ним и никогда не просыпались. Кроме Существ. Я знал, что они приходят после боя часов и ждал их, вжимаясь всем телом в кровать, чтобы стать как можно более незаметным. Я знал, что Существа движутся, как по сценарию.
Сперва приходили Руки. Они, вопреки законам физики и логики, вполне объёмные и материальные, пролезали в щель между плинтусом и стеной и, перебирая пальцами по полу, начинали разгуливать по комнате — и я никогда, ни до ни после, не видел, чтобы пальцы на чьей-то руке двигались настолько же свободно и в любую сторону. А Руки всё удлинялись, тонкие и серые, до тех пор, пока не схватились за ножку кровати и не подползли ко мне, взобравшись, как пара цепких пауков. Пробежали по одеялу, с интересом пощупав каждую складочку и, будто не зная, как ко мне подобраться, шлёпнулись обратно на пол с глухим стуком.
Следом выходил Дядя на потолке — будто тень от люстры обретала объём и поднималась, образуя мужчину с чёрными провалами глаз и широко открытым ртом, будто в крике. Он двигался, сотрясаясь в судорогах при каждом движении, и выглядел так, точно каждый сустав его тела был сломан и выкручен в невозможной для живого существа позиции. Стуча коленями и локтями по потолку, Дядя принялся ползать, глухо всхлипывая разинутой пастью.
К компании присоединился Чуня. Последний жил снаружи, за окном, и слава Богу, что именно там, потому что из всех Существ он был самым страшным. В привычках Чуни было повиснуть всеми семью конечностями снаружи на стекле, приклеиться к нему своим очень длинным языком и висеть так до утра, не сводя с меня глаз. В отличие от Дяди, его глаза были большими и белыми, как будто слегка светящимися изнутри.
— Что ты видишь теперь? — спросил вдруг Данила.
— Мне нельзя говорить, а то они услышат, — еле слышно прошептал я, сжимая красную машинку, свой спасительный талисман.
— Они не услышат. Это всё не по-настоящему. Ты проснёшься меньше, чем через минуту.
— Я вижу Дядю на потолке. Он следит, как Руки ходят по полу и трогают друг друга пальцами. Там — Чуня. Форточку лучше не открывать, — пробормотал я под одеяло. Шорох ползающих Существ на секунду притих, будто они прислушиваясь. После чего Руки застучали ногтями по паркету, а Дядя по потолку, с прежней интенсивностью.
— Мама с папой мне не верят, — вдруг всхлипнул я и беззвучно заревел в подушку, давясь слезами. Данила что-то продолжал говорить, но я, поглощенный собственной тоской и страхом, его не услышал, пока вдруг сквозь шум не разобрал отчётливое слово «Один», точно прорвавшее кошмар, в котором я очутился, и в прореху не полилась переливчатая дробь барабанов. Я вздрогнул, шмыгнул носом и открыл глаза. Щёки были мокрыми. Сквозь слёзную муть различил силуэт Данилы, который таращился на меня с нескрываемой тревогой.
— Сколько времени? — прохрипел я, сглотнул какой-то комок и вытер лицо рукавом.
— Полночь, — Даня глянул на часы и поправился, — Полночь и одна минута.
А я, прозрев от давно забытых слёз, уставился на него. Ибо за спиной Дани маячил мрачный шкафообразный образ с головой на тонкой качающейся шее и двумя суставчатыми ручками, потиравшимися друг о друга. Растревоженный моим взглядом, Данила обернулся, никого не нашёл и сочувственно на меня уставился.
После сеанса гипноза в моей жизни кое-что изменилось. Даня рассказал, что я ёрзал по креслу и вертелся, отвечая лишь на вопросы голосом себя — пятилетнего, а за миг до пробуждения вдруг ударился в горькие слёзы. Я же рассказал ему кое-что из того, что увидел. Пришлось, ведь я назвал Существ по именам. Но одного я не стал говорить: того, что с наступлением полуночи его квартиру наводнили ночные жители, совсем не те, что соседствовали со мной в детстве. Так, пойдя на кухню, он буквально прошёл насквозь странную длинную женщину без лица, и совершенно не обращал внимания на мелких белёсых паучков, ползавших по его бутерброду. И это было причиной, по которой я отказался есть свой.
Дети видят их до определённого возраста. И хорошо, что не видят после определённого момента, становясь взрослее. Я же нарушил естественный ход вещей и заставил себя вспомнить тех, кто тревожил меня в детстве по ночам. Теперь я знаю, за кем по ночам наблюдают кошки. И знаю, кто заставляет людей умирать от страха, вдруг проявившись. Я стараюсь не наступать на трещины в асфальте, а также не глядеть на припозднившихся прохожих, если оказываюсь на улице после полуночи. Потому что всегда есть шанс, что вместо человеческого лица под капюшоном окажется перекошенная морда, плачущая кровью. Я даю им имена, чтобы к ним привыкнуть, и стараюсь уснуть до наступления рокового часа.
И ещё одно хочу сказать вам: осторожнее. Вы в любой момент можете случайно вспомнить, как смотрят глаза ребёнка.
__________________
Утащено с просторов vk