картинки что можно построить
Из чего построить дом — обзор популярных материалов.
Люди обстраивали свои жилища еще с первобытных времен. Укромное место в пещере позволяло скрыться от дождя и хищных животных, отдохнуть и набраться сил. С развитием орудий труда и общественного строя жилища превратились в особые постройки со стенами и крышей – дома. В нашей стране в прошлом веке шло массовое городское строительство многоквартирных домов. Сегодня наметился обратный процесс – многие стремятся поселиться загородом в собственном доме. Первый вопрос, с которым сталкивается человек, мечтающий о загородном жилище, из чего построить дом.
В этой статье мы разберем выбор основного материала для возведения стен дома.
Дерево или камень
Если не вдаваться в подробности, то главных конструкционных материалов всего два. Это дерево и камень, роль которого исполняют кирпичи и блоки. Исторически сложилось, что в России строили именно деревянные дома. Древесина была более доступным материалом и её всегда было много. В южных регионах и странах Европы из-за отсутствия строевого леса большее распространение получило каменное строительство – более трудоемкое и требующее более сложной обработки материалов, зато конструкции получались на века. Достоинства и недостатки двух материалов сохранились и сейчас.
Материал для дома бывает легким, а бывает тяжелым. Жилища из тяжелого материала имеют сложную конструкцию, обычно требуется железобетонный фундамент. Строительство тяжелого дома занимает больше времени и трудозатрат.
Деревянный дом ассоциируется с теплом и уютом
На Руси часто практиковалось строительство срубов. Дома собирали из бревен, обработанных вручную. В бревне делались специальные пазы, которые скреплялись в замки. Сегодня дома из бревна ручной рубки не строятся, такой метод практикуют только энтузиасты-реконструкторы.
Дерево относится к легким материалам. Для деревянного дома подойдет облегченный фундамент (подробнее о разных типах фундаментов читайте в статье «Основные типы фундаментов. Обзор»), а строительство дома не затянется на годы. При наличии готовых материалов можно уложиться в 1 – 3 месяца.
Из-за быстрого строительства многие первый временной дом строят из дерева, живя в нем, можно параллельно работать над возведением каменного жилища.
Узор кладочных швов на кирпичном доме является своеобразным элементом декора
Класс огнестойкости у каменного дома выше, чему деревянного. Кирпичи и блоки менее способствуют распространению огня. Благодаря этому такие жилища можно строить ближе друг к другу. Деревянный дом по нормам пожаробезопасности должен находиться на расстоянии 10 – 15 метров от других деревянных строений.
Двухслойные или однослойные стены
Внутри стены не должна образовываться точка росы (образование конденсата на внутренней стене). Наружный слой должен быть более паропроницаем, чтобы пар мог выходить из дома.
Срок службы дома
В зависимости от выбора материала изменяется и срок службы дома. При соблюдении всех технологических норм дом из тяжелых штучных материалов сможет прослужить своему хозяину более 50 – 70 лет. Срок службы легкого дома из дерева составляет 25 – 50 лет, после этого срока дом придется перестраивать из-за ветхости несущих конструкций.
Разновидности материалов: достоинства и недостатки
Все строительные материалы имеют свои достоинства и недостатки. Недостаточно определиться между деревянным домом и каменным, поэтому необходимо подробнее остановиться на разновидностях.
Возведение стены из кирпича потребует привлечения профессиональных каменщиков
В зависимости от назначения кирпич делится на облицовочный и рядовой. Рядовой применяется для возведения «черновой» стены, которая обеспечивает прочность будущего дома. Геометрия строевого кирпича допускает отклонения, сколы, трещины. Внешний вид для него не играет определяющей роли. За декоративную составляющую отвечает облицовочный или лицевой кирпич. Из него возводится фасадная часть стены, которая формирует облик дома.
Достоинства: К достоинствам кирпича можно отнести высокую прочность и плотность. Для строительства используются кирпичи марок М125 и М150. Хорошая морозостойкость – кирпич может быть рассчитан на большое количество циклов заморозки – разморозки.
Недостатки: Стены из кирпича достаточно тяжелые, поэтому потребуется крепкий фундамент. Кладка кирпича – сложный и трудоемкий процесс, услуги профессиональных каменщиков потребуют дополнительных вложений. Процесс строительства может идти до года. Использование строевого кирпича потребует дополнительных затрат на облицовку.
Построить себе свой собственный «белый дом» можно с помощью силикатного кирпича
Достоинства: Имеет высокую прочность и пожаробезопасность. Силикатный кирпич длительное время сохраняет эксплуатационные характеристики при соблюдении технологии постройки.
Недостатки: Теплопроводность у силикатного кирпича выше, чем у керамического. Из-за этого стены потребуют дополнительного утепления. Силикатный кирпич не рекомендуется в регионах с повышенной влажностью. При прямом воздействие осадков известь начинает разрушаться. В крупных городах материал под воздействием окружающей среды становится серым, в результате чего дом теряет привлекательный внешний вид.
Дом из керамических блоков получается прочным и теплым
Достоинства: Среди кирпичей и строительных блоков материал имеет самый низкий показатель теплопроводности, т.е. керамические блоки лучше сохраняют тепло. Прочность материала соответствует уровню керамических кирпичей. Пазагребневая система монтажа отличается простотой. Большие габаритные размеры обеспечивают высокую скорость строительства.
Недостатки: Чтобы избежать затекания раствора в щели, приходится использовать специальную сетку. Материал плох с точки зрения монтажа крепежных элементов.
Достоинства: Высокая прочность и плотность, фундамент из бетона хорошо защищен от огня.
Недостатки: Из-за большого веса бетонные блоки для фундамента могут монтироваться только с помощью грузоподъемной техники. Бетон имеет высокую теплопроводность, поэтому постройки из бетонных блоков нуждаются в дополнительной теплоизоляции.
Дом из газоблока можно возвести своими силами
Достоинства: Материал прост в кладке, работать с ним можно научиться самостоятельно. Кладка газоблока происходит намного быстрее, чем кладка кирпича, так как сам материал имеет больший размер. При кладке из газоблока можно делать меньший шов, что снижает мостик холода. Автоклавный газобетон обладает хорошей геометрией, отклонения от размеров у него минимальные.
Достоинства: Материал прост в кладке и обладает низкой теплопроводностью, что позволяет построить относительно «теплый» дом.
Недостатки: Из-за неавтоклавного производства процесс вспенивания идет неравномерно, поэтому и геометрия у пеноблоков получается хуже, чем у газоблоков. Он также хрупок и нуждается в армировании. Дом из пеноблоков для использования в холодных регионах надо утеплять.
Достоинства: Газосиликатный дом можно построить быстро и по сравнительно небольшой цене. Стены при этом хорошо «дышат».
Недостатки: Газосиликатный блок нуждается в дополнительном армировании, для увеличения прочности конструкции. При это из газосиликата не рекомендуется строить дом выше двух этажей. Стены строения должны быть надежно защищены от влаги, так как материал быстро разрушается под воздействием воды.
Даже дому из шлакоблоков можно придать яркий внешний вид
Достоинства: Материал может обеспечить дому высокую прочность. Шлакоблоки не имеют усадки, позволяют быстро строит надежные конструкции.
Недостатки: Шлакоблоки имеют значительный вес, поэтому фундамент должен быть рассчитан на подобные нагрузки. Материал должен быть хорошо изолирован от прямого попадания воды. Доменный шлак может иметь радиоактивный фон, поэтому шлакоблоки необходимо проверять. Из-за высокой теплопроводности шлакоблоков дому потребуется дополнительная изоляция.
Достоинства: Материал отличается большой прочностью. Керамзитобетонные блоки отличаются низким влагопоглощением и экологичностью.
Недостатки: Стена дома из керамзитобетона плохо «дышит», также внешне материал не отличается привлекательностью
Достоинства: Материал хорошо поддается обработке. Низкая теплопроводность делает полистирол хорошим теплоизолирующим элементом.
Недостатки: Теплоизоляционные свойства материала теряются при воздействии огня. Дом из полистиролбетонных блоков плохо поддается штукатурке. В блоках плохо держатся крепежные элементы.
Дом из арболитовых блоков
Достоинства: Материал экологочен и обладает низкой теплопроводностью.
Недостатки: Арболитовые блоки обладают не очень хорошей геометрией, из-за этого на кладку уйдет много раствора.
Дом из оцилиндрованного бревна без облицовки, будто сошел со страниц народной сказки
Достоинства: Материал экологичен и прост в обработке. Собрать дом из оцилиндрованных бревен можно своими силами, строительство идет в течение 4 – 6 месяцев. Материал имеет низкую теплопроводность, поэтому дом хорошо сохраняет тепло. Дом из бревен обойдется дешевле, чем большинство домов из тяжелых материалов, серьезный вклад вносит отсутствие затрат на фундамент.
Недостатки: Бревна не всегда имеют идеальную стыковку, из-за этого могут оставаться зазоры. Усадка дома может проходить в течение года, за этот период изменение объема материала может составить 6 – 8%. Дом из бревен требует постоянного ухода для обеспечения защиты от насекомых, распространения грибков и других болезнетворных бактерий. Древесина обладает плохими огнезащитными свойствами.
Дом из бруса по дизайну ничем не уступает домам из кирпичей и блоков
Достоинства: Экологичный и простой в монтаже материал. Дома из бруса отличаются долгим сроком службы. Материал хорошо сохраняет тепло, поэтому дополнительный утеплитель не требуется.
Недостатки: Как и любой материал на основе дерева, брус имеет плохую защиту от огня. Усадка у бруса меньше и проходит быстрее, чем у бревен, но она все равно сохраняется. Брус нуждается в обработке антисептическими средствами для защиты от гнили и насекомых.
Дом из деревянных щитов собирается, как конструктор
Достоинства: Материал прост в монтаже, построить дом из деревянных щитов можно за 1 – 3 месяца. Щиты хорошо держать тепло. При этом в доме очень легко провести перепланировку или ремонт.
Вывод
Выбирать подходящий материал для строительства дома необходимо, ориентируясь на финансовые возможности, личные предпочтения и планы на будущее. Если средства ограничены и очень хочется побыстрее въехать в собственное загородное жилище, то лучше остановиться на деревянном доме. Каменная постройка подойдет для тех, кто хочет, чтобы дом сохранился для внуков и правнуков. Среди материалов лучше выбирать экологически чистые разновидности с хорошими теплосберегающими свойствами.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».