картинный план что такое
Картинный план: что это такое и как его составить
Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:
Что такое картинный план? Как составить картинный план произведения?
Как правильно составить картинный план?
Как составить картинный план к сказке?
Как составить картинный план рассказа, стихотворения?
Как составлять картинные планы правильно?
План пересказа для рассказа Куприна «Бедный принц» можно составить так:
А вот, собственно, как выглядит чугунная бабушка:
«Как рубашка в поле выросла» К.Ушинский. Стиль текста сказки «Как рубашка в поле выросла» художественный, главный образ культурное растение лен. В сказке рассазывается, как растение помогает человеку.
Сказка «Как рубашка в поле выросла» учит бережно относиться к вещам, учит уважать чужой труд и не рвать растения просто так, знакомит с технологией изготовления льняного полотна.
Пословица к рассказе «Как рубашке в поле выросла» звучит так
Кто посеет лен, пожнет золото.
Но чтобы получить золото, нужно трудиться и ценить чужой труд. Пока лен рос и сшили рубашки прошло несколько месяцев. А сорвав один цветочек, могло бы не хватить льна на рубашку.
Мне не читали сказки на ночь. Днем тоже не читали. Я их сам читал лет с четырех.
Несколько раз, когда сильно болел, мама по памяти декламировала «Песнь о вещем Олеге». Я обливался слезами в финале, было жалко лошадь и ее князя. Но спал хорошо (после слез сладкий сон).
Методика формирования умения составлять план
Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.
1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.
2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;
3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.
Существует 4 этапа работы над словесным планом:
1. Чтение произведения;
2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;
3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;
С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.
Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.
На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.
Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.
При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;
2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;
3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.
Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.
Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.
Трудности при составлении плана детьми:
— в планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;
— языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.
Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)
Тема. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Структура уроков внеклассного чтения.
Учет особенностей чтения младших школьников, учет восприятия книги и отношения к ней стал стимулом разработки в 70-ые годы 20 века системы обучения внеклассному чтению группой методистов под руководством методиста Натальи Николаевны Светловской.
Метод обучения внеклассному чтению в этой системе был назван «методом чтения-рассматривания». Суть этого метода: действие ребенка должны повторять систему действия взрослого человека, выбирающего нужную ему книгу.
1. Определение внешних характеристик книги.
2. Прогнозирование содержания книги по системе внешних показателей.
3. Решение относительно надобности или ненужности совершаемого выбора.
На разных этапах обучения урок внеклассного чтения предполагает достижение следующих образовательных целей:
— расширение читательского кругозора детей в объеме определенного уроком количества книг (все этапы);
— формирование умения аудирования (подготовительный и начальный этапы);
— формирование умения предугадывать примерное содержание книги до чтения;
— формирование умения выбирать книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;
— формирование умения самостоятельно читать выбранную книгу (начальный этап);
— формирование умения анализировать и аннотировать самостоятельно прочитанную книгу (основной и заключительный этапы).
Развивающие и воспитательные цели те же, что и на уроках классного чтения.
В системе Н.Н.Светловской выделяется 4 этапа.
Задачи подготовительного этапа:
1. Воспитывать у детей интерес к книге;
2. Уметь размышлять над прочитанным;
3. Учить слушать произведение в чтении учителя;
4. Развивать читательское внимание, расширять кругозор.
Уголок внеклассного чтения на подготовительном этапе:
Тема (в виде иллюстрации, изображающей главное действующее лицо) | |
Творческие работы учащихся | Книга, которую прочитали на уроке |
Книги, которые принесли дети | |
Другие произведения на разные темы. |
Рядом с уголком ставятся стол и стулья.
1. Беседа, предшествующая чтению (2-3 минуты). Может вывешиваться картинка с персонажами.
Она создаёт представление о предмете как явлении, о котором будет идти речь в данном произведении;
2. Выразительное чтение произведения учителем (3-7 минут).
Все повторы наизусть (присказки);
3. Размышление о прочитанном, беседа по содержанию (до 5 минут).
Основной метод – беседа. Она включает в себя обращение к иллюстрациям, мысленное рисование картин, определение темы и главной мысли произведения, заучивание коротких песенок, повторов, пересказ, инсценирование, хоровая декламация, постановка живых картин;(ведущие методы)
4. Молчаливое рассматривание книги (до 4 минут).
На данном этапе дети учатся правильно рассматривать книгу, отыскивают произведение, которое читали на уроке.
Порядок рассматривания детской книги:
1.Внимательно рассмотрите рисунок на обложке. О чём он говорит?
2. Найдите название этой книги. Кто может прочитать его? Кто может назвать отдельные буквы?
3.Найдите и кто может назовите фамилию автора, художника.
4. Переверните книгу, рассмотрите вторую обложку. Что на ней находится? О чём это говорит? Подумайте.
5. Откройте книгу и рассмотрите её постранично. Сколько произведений в книге? Какие иллюстрации вам особенно понравились? Что вы можете рассказать о них? К какому эпизоду подходит иллюстрация?
5. Рекомендации на неделю для самостоятельной работы с книгой (1-2 минуты).
Дети выполняют задание по желанию: читают вместе с родителями, находят другие книги с теми же персонажами.
Далее поместить книгу в уголок
Правила знакомства с детской книгой:
1.Читать произведение вслух спокойно, приближаясь к естественному рассказыванию; легко ориентироваться в тексте;
2.Прибаутки, потешки, песенки, присказки, повторы знать наизусть;
3.Во время чтения ходить по классу нельзя;
4.Иллюстрации и обложку во время чтения показывать нельзя;
5. Книгу держит учитель на уровне груди.
2-ой этап – начальный, охватывает 2 класс (по программе 1-4) и 2-ое полугодие 1 класса ( по программе 1-3). Уроки проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Объем чтения – от 8 до 30 страниц.
Главная задача – учить детей читать книгу на уроке самостоятельно про себя.
1. Ориентировка в книгах (до 5 минут).
Учитель подбирает выставку сам. Выставляется от 2 до 4 книг, среди которых обязательно находится та книга, которую дети будут читать на уроке. Учитель даёт задание: «Найдите книгу о товарищах (о животных и так далее)».
а) определить название книги, автора, жанр произведения;
б) вычленение книг из группы книг:
— Все ли книги соответствуют теме? Уберите лишние.
— Выберите среди выставленных книги определенного писателя, заданного жанра, заданной структуры (например, сборник);
в) дополнение выставки другими книгами;
г) группировка книг по определенному признаку: по теме, жанру, эмоциональной окраске произведений;
д) выбор книги по заданию учителя. По внешним показателям сделать вывод о примерном содержании книги.
2. Чтение учителем вслух произведения (до 7 минут);
4. Самостоятельное знакомство с новым произведением, новой книгой. (до 5 минут);
5. Чтение произведения учащимися про себя (10-12 минут);
Учитель может вывешивать иллюстрации, давать карточки с индивидуальными заданиями. Проводится сопоставление героев или тем рассказов;
7. Рекомендации на неделю (1-2 минуты).
Учитель рекомендует, что прочитать на следующей неделе. Рекомендации помещаются в уголке в виде плаката.
Уголок внеклассного чтения:
Т е м а у р о к а п е ч а т а е т с я.
Книги, которые прочитали на данном уроке | Творческие работы учащихся |
Книги, которые принесли дети | Правила пользования книгой |
Книги, рекомендуемые учителем |
Приёмы работ на данном этапе:
1. Выборочное чтение;
2. Выразительное чтение;
3. Все виды пересказов;
4. Ориентировка в группе книг;
5. Все приёмы работ, используемые на подготовительном этапе.
3- 4 ый этапы – основной и заключительный охватывают 3-4 классы. В 3 классе уроки проводятся 1 раз в неделю, в 4 классе – 1 раз в 2 недели. Увеличивается объём, тематика, больше самостоятельности при чтении, т.е выбирают и читают книги учащиеся дома, а в классе – рассказывают.
Главная задача – учить детей читать для себя и про себя во внеурочное время.
1. Выставка книг, прочитанных детьми по теме урока. Выставку теперь готовят сами дети (до 5 минут).
— Выявление, кому какие книги понравились и чем, краткие рассказы об этих книгах или аннотация к ним.
— Назовите самую читаемую книгу. Кто ее автор? Какая книга редкая? Кто автор этой книги? Как выбирали книгу?
— Составьте библиографическую карточку заданной книги.
— Соответствие теме, группировка книг по жанрам, по микротемам и др.
2. Всесторонний анализ прочитанных книг (ставятся сквозные вопросы о всём творчестве писателя (20-25 минут); Чтобы не терять время, учитель дает план рассказывания: краткий или подробный для отрывка из текста.
3. Расширение читательского кругозора ( знакомство с новыми жанрами писателя, рассказы о писателе, литературная викторина). Чтение интересного отрывка из произведения к следующему уроку, чтобы заинтересовать ребят (12-15 минут);
Уголок внеклассного чтения на основном этапе:
Часть книг данного автора | Творческие работы учащихся |
Книги, принесённые детьми | Задания для учащихся (на плакате, в конверте) |
Картотека всех книг классной библиотеки | |
Конверт для вопросов | |
Ступеньки чтения |
Ведущие методы и приёмы:
1. Свободные высказывания учащихся;
2. Групповые отчёты по плану;
3. Индивидуальные сообщения;
4. Фронтальная беседа;
6. Читательские диктанты (ответы на вопросы);
Статья» Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного.»
Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного.
МО учителей начальных классов.
Почему большое внимание в начальной школе уделяется работе по составлению плана.
Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это значит увидеть и выделить главное, т.е., обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию. В своей работе я использую следующие виды плана:
1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.
2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;
3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.
Начиная работу над литературным произведением, «идеальный учитель» должен ставить перед собой задачу создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Дети должны сначала понять весь материал, затем запомнить его. То есть работа до начала чтения, работа во время чтения и работа над текстом после чтения должна проводиться обязательно именно на уроке, следовательно, и обучать детей подробному пересказу следует тоже на уроке.
Но в большинстве случаев учителя уделяют внимание такому этапу работы над литературным произведением, как анализ, т.к. считают его наиболее сложным и трудоемким и подготовке работы перед непосредственным прочтением. Так же внимательно следят за совершенствованием навыков чтения. При этом такой этап работы как вторичный синтез отходит на второй план или вовсе не проводится. Учитель практически не учит детей подробному пересказу текста литературного произведения, а просто дает в качестве домашнего задания пересказать рассказ, сказку и т.п.
Дети, в свою очередь, не зная как пересказывать литературное произведение, на что следует обратить внимание, в какой последовательности должна проводиться работа и подготовка, и каковы критерии оценки, стараются, как правило, выучить текст наизусть, слово в слово. А ведь одним из главных критериев оценивания любого пересказа является живая речь ученика.
Поэтому и необходимо сделать так, чтобы ребенок, не затрудняясь, смог самостоятельно подготовиться к изложению содержания произведения своими словами, полно и выразительно. А для этого учителем должны использоваться приемы работы над подробным пересказом.
Одним из таких приемов является составление плана литературного произведения.
Оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание – это, прежде всего, перевод текста на «свой» язык.
Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид – установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов.
Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, – выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.
На начальных этапах обучения составления плана текста, рассказа или сказки учителя используют часто прием – показ на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами.
На примере им показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них.
Вместе с этим учащимся выдаются памятки составления плана рассказа.
Составление плана рассказа.
Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
На примере учащимся показывают и как формулируются заголовки. Например, задание, предполагающее данный прием, такое:
Прочитай текст, расположи пункты плана по порядку.
Другим распространенным приёмом обучения является методика восстановления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ.
Задание: «Напечатанные ниже смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» – в этом тебе поможет план» (Даны части текста и план, нужно расставить части в соответствии с планом)
Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.
Вместе с тем составление плана помогает запомнить материал. Составление плана влияет на полноту, скорость, точность и прочность запоминания материала.
Развернутый план и тезисный план: как это писать
Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
По типу языкового оформления:
Вопросный от назывного отличается построением.
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
Какие существуют требования
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого: