каспийский монстр и лунь в чем разница
Морские монстры. Обзор экранопланов
Подбитый «Спитфайр» тяжело тянул над водами Ла-Манша на Запад, и казалось, что у поврежденной машины и ее пилота нет ни единого шанса добраться до берегов Британии. Когда он совсем потерял высоту и уже летел, едва не цепляясь плоскостями крыльев за гребни волн, пилот внезапно почувствовал, что полет стабилизировался. Будто мягкая невидимая рука приподняла самолет…
Именно так в художественной литературе описываются случайные встречи людей с экранным эффектом. То есть с увеличением подъемной силы крыла и изменением аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и пр.), набегающий поток воздуха образует «воздушную подушку», что создаёт подъёмную силу не только за счёт уменьшения давления над верхней плоскостью крыла(как у обычных самолётов), а за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на предельно малых высотах (меньше аэродинамической хорды крыла). Скачок давления должен дойти до поверхности, отразиться и успеть дойти до крыла. Отсюда важный вывод: чем больше плоскость крыла, меньше скорость полёта и ниже высота — тем сильнее экранный эффект. Теперь ненадолго оставим аэродинамику и обратимся к истории.
Так вот, экраноплан, как тогда казалось, гармонично сочетал в себе грузоподъемность, экономичность морских судов и огромные скорости летательных аппаратов. Я не люблю работать с гипотетическими вещами, также как не люблю притягивание фактов «за уши». Поэтому давайте обратимся к реально существовавшим конструкциям и постараемся выяснить сильные и слабые стороны экранопланов.
Уважаемые читатели, вы можете сделать свои выводы из приведенных фактов и по-своему интерпретировать мою статью. Несомненным остается одно – покупатели уже проголосовали кошельком – в экранопланах-монстрах не заинтересована ни одна армия в мире, впрочем, как и коммерческие структуры. Все применение экранопланов сейчас ограничивается легкими летающими аттракционами для увеселения публики.
Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Для чего создавали «Каспийского монстра»: именно так прозвали первый советский экраноплан. С монстром и правда есть некое сходство: корабль даже в наши дни выглядит устрашающе. Увы, этой махине практически не удалось полетать: с распадом СССР проект спешно свернули.
Мы уже рассказывали, что у советских инженеров был далеко не один проект, который держали в секрете. Работа над экранопланами в середине ХХ века велась только советским конструкторским бюро, ничего подобного в других странах не существовало.
Сегодня в Дагестане можно своими глазами увидеть этот удивительный аппарат, о котором ходили легенды как в СССР, так и в других странах. На берегу Каспийского моря стоит старый экраноплан «Лунь», собранный в 1980-х годах. Этот корабль (а технически он был именно кораблем) был создан для транспортировки ракет: на борту могли разместиться шесть «Москитов». Его успешно испытывали пару лет, пока не началась перестройка. Тогда объемы финансирования военной отрасли значительно снизились, работа над подобными судами завершилась.
Как появились экранопланы
Первый экраноплан под названием КМ начал проходить испытания в 1966 году. Для этого был создан целый полигон в Каспийске, на берегу моря. Аббревиатура КМ, которая была написана на борту лайнера, расшифровывалась весьма банально ― «корабль-макет». Однако западные спецслужбы решили, что эти две буквы на боку огромного военного лайнера, способного летать и плавать по воде, обозначают «каспийский монстр».
Для начала давайте разберемся, что такое экранный эффект, ведь именно благодаря ему подобные суда могут летать. Он был открыт в двадцатых годах прошлого столетия, и тогда это было настоящей проблемой для авиаконструкторов. Фактически это воздушная подушка: воздушные массы, которые идут от крыльев летающего объекта, достигают горизонтальной поверхности, отражаются от нее и возвращаются обратно, позволяя поддерживать устройство в воздухе. Этот эффект появляется только на небольших высотах и над достаточно ровными поверхностями: землей или водой, но не над горами например.
Когда эта особенность полета была открыта, она стала настоящим камнем преткновения для строителей первых самолетов, ведь посадить воздушное судно при таком эффекте было сложно. Тем не менее советские инженеры решили использовать этот эффект себе на пользу, придумав транспорт, который был способен летать благодаря воздушной подушке.
Так и появилась идея создать экраноплан. У них есть свои преимущества перед самолетами, ведь все экранопланы ― амфибии, они могут садиться на любой водоем. Даже по своим техническим характеристикам экранопланы относят к морским судам, а не к самолетам, хотя внешне они больше похожи на авиалайнеры.
Восемь «Луней», которые так и не были построены
Корабль-макет (тот самый КМ, прозванный «Каспийским монстром») создавали под грифом «секретно» на заводе в Горьком (сегодня ― Нижний Новгород). Когда он был готов к первым испытаниям, его спустили на Волгу и переправили в воды Каспия. Отправка проходила также тайно: огромный лайнер накрывали маскировочной сеткой и перевозили исключительно с наступлением темноты. На тот момент это был самый крупный летательный аппарат в мире.
КМ тестировали на протяжении пятнадцати лет и весьма успешно. Но в 1980-м году произошла авария по вине пилота, который совершил ошибку, так как давно не сидел за штурвалом. Обошлось без жертв, но инженеры посчитали, что корабль-макет отжил свое: какое-то время он еще находился на плаву, а позже схоронился в морских водах.
Инженеры все же не забросили идею с экранопланами: они решили строить более совершенный транспорт ― 903 «Лунь». Всего было запланировано выпустить восемь таких самолетов-амфибий, но успели построить лишь один. Проект был весьма амбициозным: такие ракетоносцы могли легко подобраться к вражеским кораблям, они были способны отправить на дно даже авианосец, да и радары того времени попросту не могли заметить этого монстра.
На борт могли поместиться до 500 человек: это целый военный отряд, который можно было незаметно доставить в нужное место. К тому же летал он очень быстро, и даже современные боевые корабли сегодня не смогут соперничать с лайнером по своей скорости ― он превосходит их примерно в десять раз.
После распада Советского Союза «Лунь» остался где-то на военных складах Дагестана. Десять лет назад появилась информация о том, что Министерство обороны утилизирует все суда на воздушной подушке и возвращаться к строительству «Каспийских монстров» больше не будет. Однако позже было решено сохранить «Лунь» для истории: для этого жители Нижегородской области даже подписали петицию с просьбой оставить корабль для будущих поколений. Спустя почти тридцать лет корабль-пустышка, из которого удалили почти все оборудование, снова отправился в путешествие, но теперь не по Волге, а из Каспийска по морю: «Лунь» пришвартовали недалеко от Дербента, где сейчас строится парк «Патриот».
Если вам понравилась статья, почитайте о технологиях СССР, которые далеко опередили свое время.
«Русские опередили США на 30 лет»: как в СССР создали «Каспийского монстра»
Кто научил корабль летать и создал первые в мире военные экранопланы
Экраноплан «Лунь» в Дербенте
Очень необычный «гибрид»
Алексеев с детства хотел стать кораблестроителем. Мечту свою он выполнил, но при этом выбрал необычную специализацию – решил создавать корабли, которые смогут не плавать, как обычно, а парить над водой. Окончив в самом начале войны Горьковский индустриальный институт и будучи направлен на завод «Красное Сормово», где был поставлен контрольным мастером выпуска танков Т-34, Алексеев сумел заинтересовать начальство своим проектом катера на подводных крыльях, способного искать и уничтожать вражеские подлодки.
Проекты судов на подводных крыльях (СПК) к тому времени создавались в мире уже на протяжении нескольких десятков лет, но первые такие суда, пригодные для широкой эксплуатации, были созданы именно Алексеевым. При этом созданные им СПК нашли свое применение как в военном деле, так и на «гражданке»: конструкторское бюро Ростислава Евгеньевича с одинаковым успехом создавало как торпедные катера, так и пассажирские суда – знаменитые «ракеты».
Однако Алексеев не удовлетворился на достигнутом и решил пойти дальше. Опытным путем выяснилось, что верхний предел скорости СПК не может превысить 100-120 км/ч. Мешала кавитация – образование в быстро движущейся жидкости большого числа пузырьков. Ударяясь в огромном количестве о подводные крылья и схлопываясь, они вызывали их эрозию.
Чтобы устранить этот негативный эффект, нужно было полностью исключить при движении контакт судна с водой. Пытаясь решить эту задачу, Ростислав Евгеньевич обратил внимание на загадочное поначалу явление, с которым в начале ХХ века, на заре развития авиации, столкнулись самолетостроители и летчики.
При движении самолета у самой земли в момент взлета и посадки возникала подъемная сила, значительно большая, чем при полете на высоте. Двигаясь в непосредственной близости от земли, самолет внезапно обретал дополнительную взлетную силу, резко устремлялся вверх или упорно скользил над землей, «не желая» приземляться. Порою это приводило к авиакатастрофам.
Это вредное для авиации явление, будучи изученным, получило название «эффект влияния экрана». Движущееся над поверхностью («экраном») земли или воды крыло как бы подминает под себя встречный поток воздуха. Таким образом, под крылом образуется область повышенного давления – и, в итоге, дополнительная подъемная сила.
Величина этой силы зависит от расстояния между крылом и «экраном» – чем оно незначительнее, тем больше она вырастает. Именно данная сила и используется в конструкции того гибрида корабля и самолета, что придумал Алексеев.
Этот аппарат получил название «экраноплан». В отличие от судов на воздушной подушке, нуждающихся в постоянном нагнетании воздуха под днище, экраноплан держится над поверхностью благодаря перераспределению давления воздуха. На нижней поверхности крыла давление повышенное – за счет скоростного напора встречного потока и разрежения воздуха над верхней поверхностью.
В результате происходит увеличение подъемной силы крыла и уменьшается его сопротивление. Это позволяет получать огромную скорость экраноплана – при сравнительно небольших затратах мощности реактивной двигательной установки.
Летом 1959 года старый колесный пароход «Златовратский» доставил Ростислава Евгеньевича с группой сотрудников в безлюдное устье реки Троца на Горьковском водохранилище. Здесь они организовали исследовательский полигон и приступили к опытам.
Уже в следующем году алексеевцы располагали проектом «Самоходная модель-1» – экранопланом, аэрогидродинамическая компоновка которого была выполнена по схеме «тандем». Состоялось его воплощение в металле – и 22 июля 1961 года Алексеев, лично сидя за штурвалом, вывел СМ-1 на испытания.
Они прошли успешно – экраноплан разгонялся до 200 км/ч и неплохо управлялся. Присутствовавшие на испытаниях председатель Госкомитета Совета Министров СССР по судостроению Борис Бутома, председатель комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам Дмитрий Устинов и главком советского ВМФ Сергей Горшков воодушевились увиденным и дали добро на дальнейшие разработки. Они сразу оценили перспективы применения экранопланов в военной сфере: скорость, малозаметность для радаров, способность выходить на пологий берег.
Как выглядит «Каспийский монстр»
Следующая модель «СМ-2» демонстрировалась на Истринском водохранилище уже лично Никите Хрущеву – и тот очень впечатлился. После этого летом 1962 года в СССР была принята масштабная программа по военному экранопланостроению. Алексеев вскоре отказался от применения «тандемной» схемы, требовавшей применения поддува и разработал «самолетный» проект, в котором хвостовое крыло работает вне зоны экрана.
В годы холодной войны руководства враждующих супердержав искали все возможные способы обогнать своего неприятеля, и зачастую приходилось реализовывать для этой цели самые оригинальные и даже фантастические идеи. Одной из самых важных военных отраслей была транспортная, и очень заманчиво было заиметь средство перевозки с грузоподъемностью морских масштабов и скоростью воздушных. Пусть оба этих параметра граничили с минимальными показателями в этих сферах, но в совокупности эти цифры имели просто огромный потенциал. При этом машина подобного типа обещала быть очень экономичной, что также немаловажно, ведь это важнейшая характеристика, гарантирующая высокую дальность передвижения. Также не стоит забывать и о возможности перелетов над сушей.
Принципиальное отличие экраноплана от самолета заключалось в том, что его полет происходит в пределах эффекта экрана. Эффект этот заключается в отражении воздушного потока от крыла к поверхности земли или воды и возвращающийся к нему же, тем самым придающий дополнительную подъемную силу, повышая давление под крылом и корпусом машины.
После проведения первых опытных испытаний и получив уверенность в продолжении работ над экранопланом, вопрос стал ребром: под чье ведомство отдавать этот тип машин, морское или воздушное? Ведь этот аппарат передвигался как раз на грани двух стихий. В итоге все же эти аппараты отдали воздушным силам т.к. их передвижение классифицировали как полет на предельно малых высотах. Тем не менее, в международных классификациях эти аппараты причислены к морской технике…
Каспийский монстр
Не дожидаясь рассвета 22 июня 1966 года на воду был спущен огромных размеров таинственный аппарат. Путь из Горького до полигона в Каспийске занял почти месяц, ведь буксировали его по Волге только в темное время суток, чтоб избежать лишней утечки информации. При этом перемещение происходило в маскировочной сетке, в режиме погружения больше обычного и с отстыкованными крыльями…
На борту самого большого в мире летательного аппарата красовались буквы КМ, за что на западе его окрестили Каспийским Монстром. Впрочем, это имя прижилось очень быстро, ведь оно ему подходило куда больше, чем “корабль-макет”, что на самом деле означали эти буквы.
Позже рекорд по массе был побит всемирно известным самолетом “Мрия”, но на тот момент КМ просто поражал воображение своей мощью, а высокая секретность проекта добавляла простора для воображения, что делало его еще страшнее. При взлетной массе 544 тонны экраноплан имел длину 92 м и размах крыла 37.6 м – пропорции существенно отличаются от привычных авиационных.
В движение это чудовище приводилось при помощи 8 турбореактивных двигателей, каждый из которых имел тягу в 10 тонн. Они использовались в основном на старте, а в режиме крейсерского полета использовались 2 аналогичных двигателя, расположенных на киле. Крейсерская скорость КМ была на уровне 400-450 км.
В том же 1966 году начались и первые испытания на Каспийском море, для проекта специально построили станцию. Поскольку КМ изначально разрабатывался как экспериментальный образец, он так и был выпущен в единичном экземпляре.
Главный конструктором был воистину гениальный человек с крайне неординарным мышлением Ростислав Алексеев. Он был искренне предан своим идеям и творениям, но о его судьбе мы обязательно поговорим в другой раз. От него требовали практически невозможного, и иногда приходилось идти на некоторые компромиссы. Он не стоял в стороне, когда выполнялась физически тяжелая работа – гений тянул канаты наравне со всеми рабочими, пристыковывая крыло в доке. От него требовали срочных испытаний, и в полетном листе в срочном порядке нужно было делать записи. Этот пробел пришлось восполнить так называемым “полетом в доке”, удовлетворившем высшее руководство. Что за бред “полет в доке”? Вполне под стать стране советов – прямо на площадке запустили все 10 двигателей постепенно наращивая тягу. Когда она достигла около 40%, тросы, удерживающие КМ, натянулись до предела, а забор на площадке начал ломаться. Более того, сам док начал сдвигаться с места. Алексеев приказал остановить двигатели, испытание было пройдено успешно, а запись в книге полетов получила название “полет в доке”.
В следующем, уже настоящем, полете за штурвалом был сам Ростислав Алексеев. На тот момент работали еще не все системы аппарата, но начальство ставило просто фантастически сжатые сроки. Не работала даже система связи и высотомер, но это не помешало провести летные испытания продолжительностью в 50 минут. Высота полета составила около 4 метров, результат удовлетворительный. Это позволило получить документы на финансирование проекта на протяжении ближайших 5 лет. На самом же деле конструкция нуждалась в некоторых доработках, которые касались в основном ее прочности. Это пришлось утаить т.к. времени на масштабную переработку несущих конструкций попросту не было и пришлось укрепить корпус металлическими листами. Несмотря на примитивность такого решения, оно оказалось достаточно эффективным.
За границей начали вести подобные разработки, но даже примерно схожих результатов достигнуть не удавалось. Все эти аппараты были просто самолетами, оптимизированными под полеты на низких высотах. КМ же не терял стабильности даже когда Алексеев полностью бросал управление, и даже выключал двигатели во время полета. Каспийский Монстр приспосабливался к “рельефу” даже без каких-либо дополнительных действий со стороны пилота. Маневренность была просто поразительной для таких масштабов, а на испытаниях он без проблем взлетал с волнением в 3 балла.
Испытания и различные эксперименты проходили на протяжении около 15 лет, но в 1980 году умер его главный конструктор, и в том же году произошла авария по причине целой серии грубых ошибок пилота. Обошлось без жертв, но Каспийский Монстр был разрушен безвозвратно. Попыток спасти его предпринимать даже не стали, так что он просто затонул.
Модификация | КМ-1 |
Размах крыла, м | 37.60 |
Размах хвостового оперения, м | 37.00 |
Длина, м | 92.00 |
Высота, м | 21.80 |
Площадь крыла,м2 | 662.50 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 240000 |
максимальная взлетная | 544000 |
Тип двигателя | 10 ТРД ВД-7 |
Тяга, кгс | 10 х 13000 |
Максимальная скорость, км/ч | 500 |
Крейсерская скорость, км/ч | 430 |
Практическая дальность, км | 1500 |
Высота полета на экране, м | 4-14 |
Мореходность, баллов | 3 |
Как уже говорилось выше, Каспийский Монстр с самого начала был разработан как экспериментальная машина. Свою работу он выполнил прекрасно, и открыл для конструкторов новые горизонты, на просторах которых и был построен экраноплан Лунь, о котором далее пойдет речь.
Всего планировалось построить 8 экранопланов такого типа, но только один удалось довести до стадии эксплуатации, и еще один так и остался недостроенным. Лунь классифицировался как ракетный ударный корабль-экраноплан. Основной задачей было уничтожение надводных кораблей, в приоритете – авианосцев. Высокая скорость и достаточно низкая радиолокационная заметность давали ему возможность подойти на относительно небольшие расстояния к неприятелю, и после атаки так же быстро уйти. Скорость позволяла легко удалиться даже от вертолетов, но в то же время он оставался очень уязвимым, поскольку все силы были затрачены на наступательный потенциал, а оборонительный же остался достаточно слабым.
Постройка Луни началась в 1983 году на специальном опытном заводе в Горьком. 16 июля 1986 года ее еще не полностью достроенную спустили на воду и направили в Каспийск, где уже проводились оставшиеся работы. Ходовые испытания аппарат начал проходить уже начиная с марта 1987 года, а к заводским испытаниям перешел уже в июле 1989 года.
В длину Лунь имел 73 метра, а в высоту – 19. Пропорции, опять же, отличаются от авиационных, и размах крыла у него составлял 44 метра при площади 550 кв.м, площадь стабилизатора – 220 кв.м. Толщина обшивки аппарата в разных местах составляла от 4 до 12 миллиметров. Сам корпус разделен на 3 палубы. Двигатели расположены на горизонтальном пилоне в передней части экраноплана, выбор конструкторы остановили на турбореактивных двухконтурных НК-87, разработанных на базе НК-86, которые хорошо зарекомендовали себя в гражданской авиации на Ил-86. Каждый из двигателей НК-87 имел тягу 13000 кгс и массу 2200 кг.
Что касается оборонительного вооружения, то в корме и в носу стояло по спаренным по две пушкам ГШ-23, которые многим знакомы по вооружению Ту-95МС и Ил-76. Из наступательного вооружения над корпусом установлены 6 ракетных пусковых установок, использующих противокорабельные ракеты “Москит”. Считается, что точного попадания одной такой достаточно для уничтожения почти любого корабля.
Опытная эксплуатация этого амбициозного проекта длилась всего с 1990 по 1991 год, после чего единственный экраноплан Лунь был законсервирован. Причин тому было немало, важнейшими из них стали затруднительная экономическая ситуация в стране и развал СССР, также изменение военных приоритетов во всем мире.
Машина находится в доке на территории завода “Дагдизель” в Каспийске, электроника снята и отправлена на склады, большинство ее составляющих безвозвратно утеряно.
Поскольку наступательное применение экраноплана не вызывало интереса, второй экземпляр, находившийся в процессе постройки с готовностью около 75% решили перепланировать в поисково-спасательную модификацию с госпиталем для 150 человек прямо на борту. Поскольку потребность и в таком летающем судне вызывала сомнения, его решили не достраивать.
Проект так и стоял законсервированным, пока не стал морально и технически устаревшим. В 2011 году от работ по экранопланам в России отказались совсем, а имеющиеся экземпляры хотят отдать музею, но средств даже на транспортировку выделять пока что не хотят.
И напоследок немного фото и некоторые характеристики:
Экранопланы
Прошла эпоха. От неё дошли до нас удивительные артефакты. Масштабные по физическим параметрам и грандиозные по замыслу и впечатлению которое они на нас оказывают сейчас. Одно из таких чудес-света экраноплан «Лунь». Экраноплан — это особая разновидность самолета специфика которого способность летать на сверхмалой высоте, от 1 до 20 метров.
Первый образец экраноплана был разработан в Нижнем Новгороде инженер-конструктором Ростиславом Алексеевым. В Каспийск его доставили в разобранном виде по Волге.
Корабль-Макет (Каспийский Монстр)
Испытания проходили в 1966 году. Модель проходила в технической документации под аббревиатурой КМ проект 903, что означало Корабль-Макет. Американцы сфотографировали его из космоса, и из-за «нестандартных» внешних параметров прозвали Каспийским Монстром. Это название хорошо прижилось и используется всегда когда говорится об этих самолётах хотя у них были свои названия. После Корабль-Макета (КМ), сделали пять Орлёнков — А-90 «Орлёнок». Это были десантные корабли которые стремительно доставляли до нужного места 200 десантников или два плавающих БТР-а с экипажами.
Чуть позже был выпущен собственно «Лунь» который спустили на воду 16 июля 1986 года (самолёт спустили на воду – парадокс).
Экраноплан «Лунь»
Экраноплан «Лунь» — это уже финальная стадия проекта. Хорошо испытанный КМ оснастили 6 противокорабельными ракетами «Москит». Были произведены учебные испытания которые показали очень хороший результат. Проект был более чем успешен, но экономический кризис и распад СССР помешали дальнейшему развитию. Объект «Лунь» законсервировали. Все эти годы он стоял в Каспийске на берегу. Хорошо, что не распили на металл.
В декабре 2019 года мэр города Дербент объявил, что в городе построят парк «Патриот» и в нём установят экраноплан «Лунь». Думаю это лучшее решение на сегодняшний момент.
Жду с нетерпеньем и экраноплан и непосредственно сам парк.