каст что это в ювелирке
Из чего состоит кольцо
А вы знаете, как называются части кольца? Конечно, можно любоваться красотой ювелирного изделия и без этих подробностей, но вот когда хочется рассказать о подарке любимого подруге или описать колечко своей мечты дизайнеру-ювелиру, слов может не хватить. Вот почему полезно знать, из чего состоит кольцо. Давайте узнаем названия частей кольца у ювелиров, а заодно научимся оценивать качество ювелирного изделия.
Шинка
Шинка – это, собственно, сам ободок. Часто это единственное, из чего состоит ювелирное кольцо, например, если речь об обручальной «классике». Снаружи ободок может иметь различную обработку – гладкая полировка, матирование, фактура, алмазная грань и т.д. Изнутри он всегда гладкий. Размер кольца – это диаметр шинки, стандартные размеры – от 14 до 24 мм, один размер – это 0,5 мм.
Шинка может быть монолитной, бесшовной. Такие получаются, если кольца изготовлены методом литья или по технологии «труба-резание». Другой вариант – паяный ободок. Так делают кольца в небольших мастерских, в т.ч. на популярных сейчас мастер-классах. Паяные шинки менее надёжны. Ободок может быть сделан из одного или нескольких сплавов золота. Второй вариант называют комбинированным, двухсплавным, биколорным.
Ширина шинки
Ширина ободка – расстояние от верхнего до нижнего ребра кольца. У обручальных колец оно одинаково по всей окружности. Обручальные модели по ширине шинки принято делить на:
Другие виды колец, в т.ч. помолвочные, обычно имеют непостоянную ширину шинки – она может увеличиваться по направлению к касту.
Толщина шинки
Параметры толщины, как правило, лежат в пределах 0,8-3 мм. Как и ширина, толщина ободка может иметь переменные размеры, в этом случае шинку называют сложной. Часто она более тонкая по бокам, утолщённая к центральной части. Это позволяет сэкономить драгоценный металл, обеспечивает комфорт ношения, кроме того, может быть дизайнерским приемом.
От толщины шинки зависит надёжность кольца. Золото можно раскатать в очень тонкий слой – вспомните сусальное золото на куполах церквей. Выбирая модели с тонкой шинкой, вы экономите, но теряете в качестве. Довольно быстро они погнутся и деформируются, что особенно неприятно, если речь об обручальных кольцах.
Сечение шинки (профиль)
Сечение кольца – это форма ободка в разрезе, образованная наружной и внутренней стенками. Наружная стенка может быть круглой («бочка»), округлой («полубочка»), слегка выпуклой («европейка»), прямой. Изнутри стенка чаще всего прямая, но может быть вогнутой (эконом-вариант) или выгнутой (комфортная посадка).
Верхушка
Шинка – это нижняя часть кольца, соответственно, над ней может возвышаться верхушка. Она состоит из каста – оправы для драгоценного камня или металлического декоративного элемента, ранта и накладки. Все составные части кольца, его верхушки, крепятся к ободку.
Данное кольцо в виде леопардов из золота с бриллиантами и изумрудами изготавливается на заказ
Каст – это место крепления камня, его оправа. От того, какой каст выбран для вставки, зависит стиль изделия. Оправой определяется подача камня. Грамотно подобранный каст способен максимально раскрыть красоту кристалла, а также скрыть его недостатки.
Вариантов каста множество. Самые распространенные:
Каст не только удерживает вставку, но и защищает её от механических воздействий. Так, наиболее уязвимы драгоценные камни в крапановой закрепке, при этом именно она позволяет рассмотреть бриллиант или рубин во всей его красоте.
Рант (дигель)
Рантом называют контурный ободок, соединительный элемент, с помощью которого каст прикрепляют к шинке. Он копирует контуры каста и не выходит за его пределы. Рант может выполнять исключительно техническую функцию или быть в т.ч. и декоративным элементом изделия. Он бывает высоким, низким, прямым, коническим. Если на ранте снизу есть выпуклость, его можно назвать дигелем.
Данное кольцо из красного золота с россыпью бриллиантов в виде шара изготавливается на заказ
Накладка
Многие названия деталей кольца говорящие, в том числе и «накладка». Как несложно догадаться, этот элемент накладывается поверх шинки, вокруг верхушки. Его назначение – декоративное. Форма и особенности зависят от фантазии дизайнера. Накладка может быть гладкой, чеканной, филигранной, с рисунком, со вставками – мелкими камнями и без них.
Вставка
Как называются части кольца с камнем, мы уже выяснили. Ну а любые камни в колечке называются вставками. Не всегда они крепятся на верхушке, ими могут быть украшены все основные части кольца. Часто в украшении можно выделить центральный камень и вспомогательные вставки, которые нужны, чтобы усилить блеск солиста.
Вставками могут быть:
При покупке действительно дорогого кристалла большой каратности сначала выбирается тот самый бриллиант, изумруд или сапфир, а затем к нему подбирают оправу, которая сможет подчеркнуть все его достоинства.
Как мы успели выяснить, кольцо состоит из деталей. Мастерство ювелира-монтажника в том, чтобы соединить их прочно и красиво, а также надёжно закрепить вставки. В «Диве» работают мастера с золотыми руками! Мы гарантируем, что наши ювелирные изделия прослужат долгие годы и превратятся в фамильные драгоценности вашей семьи!
Ювелирное производство: закрепка камней
Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия.
При глухой закрепке камня обжимной поясок каста плотно прилегает к камню со всех сторон и может быть обработан под глянец только с внешней стороны (как делают обычно для «мягких» камней). Для камней высокой твердости у прижатого к камню обжимного пояска делают еще и внутреннюю глянцевую подрезку, образуя вокруг камня непрерывное ребро, на котором делают зернистую насечку (гризант). Такая гризантная насечка дополнительно украшает камень, создавая вокруг него зернистое обрамление. Глухая закрепка надежно удерживает камень в оправе и при необходимости дает возможность придать камню более правильную форму. Внутренняя глянцевая подрезка в белом металле (платине, белом золоте, серебре) вокруг бриллианта создает эффект большего размера. При эксплуатации изделий с глухой закрепкой камней исключена возможность зацепления оправы за одежду.
Инструмент для закрепки камней включает более десятка наименований. Это штихели, ручные деревянные тиски, киттштоки. обжимки, корновертки, корнезеры, надфили, полировники, ювелирная дрель, сверла и др.
Фирменные корновертки изготовлены из стержней диаметром 2,5 мм. длиной 70 мм. Комплект составляют 12 пуансонов с ячейками в диапазоне от 0,6 до 1,75 мм. Самодельные делают из черенков использованных надфилей.
Процесс изготовления их несложен, но требует навыка и большой аккуратности. Сначала в центре на хорошо запиленных торцах стержней набивают ямочки на 1/3 глубины, пользуясь специальной матрицей, которая имеет комплект торчащих шипов с шарообразными или округлозаполированными головками. Затем рабочему концу стержня придают внешнюю конусность, не задевая стенки углубления, и, чтобы избежать окисления, подвергают его закалке. Нагрев при закаливании осуществляют в среде плавленой буры. После закалки, если это необходимо, рабочие углубления полируют пастой ГОИ или алмазной пастой. Если корновертки имеют один внешний диаметр, то для всего комплекта достаточно иметь одну ручку с металлической насадкой, имеющей подогнанное под диаметр корновертки отверстие.
Насмолка изделия. Операция закрепки начинается с насмаливания на киттшток. Китт размягчают различными способами на электронагревателях, спиртовках, газовых горелках или паяльной горелкой. Прогревают китты равномерно на всю глубину и со всех сторон, не давая загореться и стекать. На такое пастообразное состояние и насмаливают изделие в удобном для закрепки положении.
Пока китт не затвердел, его выравнивают пинцетом, так чтобы уровень его был ниже поверхности изделия: в местах, не под лежащих разделке, уровень китта оставляют вровень, а то и выше поверхности изделия. Внутри кастов и отверстий под камнем китт продавливают глубже, чтобы шип камня мог свободно опуститься на нужную глубину. Оставшийся на внутренних стенках китт удаляют. После насмаливания киттшток откладывают до полного затвердения китта.
Закрепка в крапаны. Принцип крапановой закрепки заключается в том, что с внутренней стороны крапанов, на одном и том же уровне, делают всечки, на которые ляжет рундист камня, а концы крапанов, возвышающиеся над рундистом, загибают на коронку камня. Уровень всечек на крапанах ювелиры определяют визуально (но не приблизительно). Исходными данными для определения уровня служат: высота участка крапана, который идет на загиб (в зависимости от размера камня от 0,5 до 1,0 мм), толщина рундиста и глубина шипа камня (шип камня не должен выходить за нижний уровень изделия). Для закрепки поступают шлифованные изделия, поэтому верх каста выравнивают надфилем, после чего, наметив уровень, всекают крапаны. В большинстве случаев крапаны всекаются флахштихелем и шпицштихелем. В кастах с малым числом крапанов всечки для камня могут быть сделаны специально заточенным надфилем.
Всечки делают так, чтобы гнездо, образованное крапанами, было вертикальным и имело карниз в качестве нижнего упора. Камень должен садиться в гнездо плотно и без перекосов. Убедившись в правильном положении камня в касте, давчиком наваливают свободные концы крапанов на павильон камня. Зажимая крапанами камень, придерживаются такой последовательности: следующим загибать крапан, противоположный только что загнутому. Поджав плотно все крапаны, каст проверяют на просвет: если какой-либо из крапанов висит, его поджимают еще плотнее. Желательно, чтобы загнутая часть крапана ложилась не на ребро, а на грань камня (особенно у камней округлой формы), это лишит камень возможности поворачиваться.
Убедившись, что он находится со всех сторон на одном уровне, гнездо увеличивают в диаметре до размера камня. Таким образом, юстируя гнездо и периодически примеряя в него камень, следят за тем, чтобы стенки выбранного гнезда были вертикальными. Если гнездо будет выбрано с большим подвнутрением, камень будет болтаться в закрепленном касте. Стенки каста должны оставаться одинаковыми по толщине, чтобы при загибе их не образовались внешние неровности или складки. Камень сажают в плотно подогнанное гнездо легким давлением пальца, ручкой штихеля или медным давчиком, в зависимости от размера камня, и обжимают.
Обжатие круглых камней производят обжимкой соответствующего размера; если этого бывает недостаточно, поясок поджимают давчиком. Камни овальные, прямоугольные и других форм обжимают давчиком; при толстых стенках пояска обжатие начинают сапожковым давчиком с насечкой, а затем выравнивают гладким; тонкостенные касты обжимают сразу гладким давчиком. Процесс обжатия давчиком протекает в определенной последовательности: сначала камень поджимают с двух противоположных сторон, если перекоса не наблюдается, камень поджимают с двух других сторон. Если же обнаруживается перекос камня и причина его- неравномерное поджатие или сдвиг, то камень выравнивают легким постукиванием по выступающей его части ручкой штихеля, давлением пальца или давчиком и в таком положении фиксируют поджатие, а затем равномерно обжимают. При плотной посадке камня сразу начинают равномерное его обжатие. Особую осторожность во время обжатия нужно соблюдать при работе со «слабыми» камнями и с камнями прямоугольной и других форм, имеющих острые углы.
Ювелирная азбука: из чего состоит кольцо
Носишь кольца каждый день, но даже не подозреваешь, что такое каст или шинка? А зря. Эти понятия из словаря ювелиров могут пригодиться при выборе и покупке украшений.
Поделиться:
Несмотря на достаточно простую конструкцию кольца, в его строении есть немало нюансов, от которых зависит, как будет выглядеть окончательный вариант изделия. Ювелиры пользуются профессиональной терминологией, которую стоит знать, чтобы не ошибиться при выборе украшения и особенно при изготовлении кольца на заказ.
Шинка. Все кольца, кроме самых простых гладких вариантов без вставок, состоят из двух главных частей – верхней и нижней. Верхушка является декоративным элементом, а нижняя часть – основанием. Именно этот ободок, который надевается на палец, и называется шинкой.
По строению шинка может быть полой, но чаще она сплошная. Традиционно шинка для ювелирных изделий создается из драгоценных металлов – серебра, золота, платины. В некоторых моделях встречаются варианты из керамики или камня. Внутренняя часть шинки всегда гладкая, а вот снаружи может быть декорирована гравировкой, эмалью, чернением или вставками из камней.
Сечение шинки (профиль).Одной из главных характеристик кольца является сечение шинки или профиль. Иными словами, это форма среза, которую мы увидим, если распилить основание поперек. При выборе кольца стоит уделить этому критерию особое внимание. Ведь от формы зависит то, насколько комфортно колечко сядет на палец.
Форма сечения шинки может быть различной: овальной, полукруглой, прямоугольной или многоугольной. И все они совершенно по-разному ощущаются на пальце. Самой удобной считается не так давно появившаяся посадка сomfort fit. Ее секрет в слегка округлой, а не плоской стороне, прилегающей к пальцу. Однако у этого вида колец есть недостаток – они достаточно легко соскальзывают с пальца, что может привести к потере украшения.
Толщина шинки. От этого параметра зависит, насколько массивным будет выглядеть кольцо. Часто толстая шинка используется для углубления в нее драгоценных камней. Но стоит помнить, что слишком значительная толщина может доставлять неудобства при носке.
Ширина шинки.Ширина кольца варьируется в зависимости от модели и дизайна. Мужские изделия обычно шире, чем женские. Иногда ширина шинки неравномерна по периметру – она может расширяться или сужаться по направлению к декоративной части кольца.
Верхушка. Верхняя часть кольца по праву считается сердцем изделия. Как своеобразный центр кольца она собирает в себя главные декоративные элементы – камни, ажурные узоры и отделку ювелирными материалами. В отличие от лаконичного основания, верхушка более сложная по своей конструкции.
Форма верхней части кольца бывает разной – от классического круга или овала до сложного многоугольника или асимметричной фигуры. Это может быть плоский узор из металла или выпуклая вставка из камней. Верхняя часть кольца в свою очередь состоит из следующих основных элементов: вставки, каста, ранта и накладки.
Вставка. Это, по сути, главный декоративный элемент кольца, который крепится на верхушке. Чаще всего, вставкой является ограненный драгоценный или декоративный камень. Хотя возможны самые разные варианты – от керамики до дерева, слоновой кости и муранского стекла. Вставок может быть одна или несколько, а может и не быть совсем.
Каст. Так правильно называется оправа, в которую крепится камень или другая декоративная вставка. Форма и размеры каста могут значительно отличаться. Кроме полезного функционала в нем заложен и декоративный смысл. При помощи формы каста изделию придается выразительность и завершенность. Существует также много способов крепления камня в касте. Самые распространенные виды закрепок – крапановая, ободковая и фадан-гризантная.
Рант (дигель). Этот элемент кольца представляет собой контурный ободок, который припаивается к касту снизу. Иногда его называют подпайкой. Рант обычно копирует контуры каста и не выходит за его пределы.
Накладка. Данная часть изделия создает плавный переход от каста к шинке. Накладка придает кольцу законченный вид, делает его более гармоничным и цельным. Также она усиливает общую конструкцию украшения. Иногда накладка является продолжением декора. Она может быть украшена гравировкой или филигранью.
Ручное изготовление ювелирных изделий из благородных металлов и природных минералов
e-mail: | office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru |
icq: | 613603564 |
skype: | matrixplus2012 |
телефон | +79173107414 +79173107418 |
г. С аратов
Химия для очистки ювелирки
Нередко ободковый каст предусматривается быть изготовленным с узором, т. е. ажурным (табл. 5.7).
Таблица 5.4 Пример процесса изготовления глухого каста для круглых и овальных вставок
Пример процесса изготовления глухого каста для граненых вставок таблица 5.5
Таблица 5.6 Пример процесса изготовления гладкого ободкового каста
При изготовлении каста с напайными крапанами каждую составляющую его часть (основу и крапаны) выполняют отдельно, а затем собирают. Крапаны изготовляют из заготовок ролщиной 0,7- 1 мм, а основу (царгу) делают в виде невысокого глухого каста. Общая же высота такого каста не должна превышать высоты обычного каста. Крапаны напаивают на основу, сохраняя симметричность расположения. После сборки каста крапаны выравнивают по высоте, основание (низ) каста запиливают заподлицо с крапанами.
Таблица 5.7 Пример процесса изготовления ободкового ажурного каста
Таблица 5.8 Пример процесса изготовления крапанового каста
Крапановые касты можно изготовить не только из листового проката, трубок (царг), но и из проволоки (табл. 5.9).
Рис. 5.4. Модификации крапановых кастов
Таблица 5.9 Пример процесса изготовления крапанового каста из проволоки
Таблица 5.10 Пример процесса изготовления открытого корнерового каста
Таблица 5.11 Пример процесса изготовления встроенного корнерового каста
Каст каре представляет собой квадратную пластину с просверленными в ней отверстиями точно по радиусу вставки. Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки, которая удерживается четырьмя корнерами, сформированными из металла с помощью штихеля и корне-вертки в углах каста.
В фаденовом касте вставки, как и в касте каре, укладывают в юстированные гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляют корнерами. Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.
На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую. Изготовляют тиктовый каст подобно фаденовому с той лишь разницей, что вставки располагают в несколько параллельных рядов. При этом рундисты их почти соприкасаются со всех сторон. В оставшихся промежутках формируют закрепочные корнеры.
широкого применения
для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства