каста дива что это значит
Casta diva
«Casta Diva», Каватина Нормы — ария из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831), Акт I, Сцена 1. Одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано.
Содержание
Содержание
В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.
Текст
«Casta Diva» | |
Claudia Muzio, circa 1936 | |
Помощь по воспроизведению |
Итальянский оригинал: Casta Diva | Дословный перевод: Пречистая Богиня | Поэтический перевод: Целомудренная Дева |
---|---|---|
Casta Diva, che inargenti Tempra, o Diva, Fine al rito: e il sacro bosco Cadrà; punirlo io posso. Ah! bello a me ritorna О, пречистая Богиня, серебрящая Укрепи, о Богиня, Конец богослуженью: да покинут Падет! В моих силах его наказать. Ах! Возлюбленный мой ко мне возвратится Целомудренная Дева! Серебришь ты дивным взором Целомудренная Дева, Ария в культуреВспоминается Обломовым как идеальное сопровождение к деревенскому ужину с грибами (ч.2, гл.4). Ария звучит в фильмах: Российская оперная премия «Casta diva»В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины. Casta Diva, che inargenti Tempra, o Diva, Fine al rito: e il sacro bosco Cadrà; punirlo io posso. О, целомудренная Богиня, что серебрит Умерь, Богиня, Закончи ритуал: и священная роща Падет! Я бы могла его наказать. Поэтический перевод: Целомудренная Дева, укроти страстей горенье, Каста дива что это значитЦеломудренная Дева! БЕЛЬКАНТО Бельканто. Красивое пение – bel canto – стиль, дух, целая эра итальянской музыки. Каватина Нормы «Casta diva» звучит как гимн Всепоглощающей Любви, гимн Женщине… Этот гимн превосходен в исполнении Монсерат Кабалье (здесь обратите внимание на ветку омелы в руках Нормы, о которой напишу ниже) Что же пришлось пережить автору «Нормы», чтобы написать такую каватину «Casta Diva»? Только раз в жизни дано было Винченцо Беллини создать гениальную музыку оперы «Норма». Несмотря на некоторые фактологические неточности, фильм «Каста Дива» оставляет приятное послевкусие. Тем, кто любит старое, доброе кино, он, наверняка, понравится. Здесь есть аромат времени, атмосфера, чудесно наивный милый юмор, которой уже нигде не встретишь, колоритные зарисовки итальянской жизни того времени. Привлекательной для просмотра эту картину делает и огромное количество музыкальных номеров. Здесь собраны фрагменты почти из всех опер Беллини, которые подарят радость узнавания любимой музыки. Путь Беллини подобен стремительному полету кометы, ведь за свою столь короткую жизнь (композитор прожил всего З4 года) «творец итальянской мелодии» смог поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый уровень и поистине являет собой особую страницу во всей мировой опере. Композитор умер в Париже и погребен на кладбище Пер-Лашез. (Удивительно, что спустя четырнадцать лет рядом с Беллини похоронили Шопена – это была последняя воля польского композитора, который являлся большим поклонником его творчества). Действие оперы происходит в Галлии около 50 лет до н.э. и повествует о противостоянии римлян и друидов. Главная тема – конфликт между долгом и чувством. Долг и любовь – противопоставление старое, как мир. Сейчас в вилле находятся лобби, ресепшн, бар и античный салон, а также спа-зона. Здесь же расположены и исторические сьюты – некоторые двухэтажные и все с видом на озеро. Все виллы в Casta Diva Resort & Spa названы в честь героинь знаменитых опер – Дорабелла, Фиордилиджи («Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»), Амина («Сомнамбула»), Непорочная Богиня, ты озаряешь Укрепи, о Богиня, Музыка XIX века: какой она была?Беллини и великая музыка Жрицы друидовБельканто — слово, знакомое многим. Красивое пение — bel canto — стиль, дух, целая эра итальянской музыки. И сколько бы особенностей у этого стиля не было, обычно все сразу понимают, о чем идет речь. Этот стиль пения со своей сложнейшей техникой зародился еще во времена барокко, прошел несколько этапов, очередной расцвет получил в начале XIX века, в творчестве Россини, Беллини и Доницетти. Плавность и пластичность, гибкость и виртуозный блеск — это то «немногое», что требовалось от главного древнейшего музыкального инструмента — человеческого голоса. Не говоря уже о том, что с подобным голосом надо родиться, нужно еще научиться им пользоваться: вести длинную мелодическую линию, к тому же украшенную музыкальным орнаментом:
Беллини
Биографические моменты о Беллини я опущу. Напомню, что «лебедь Катании» Винченцо Беллини прожил совсем мало — 33 года (1801−1835 гг.). Он умер на пике своего триумфа от «воспаления кишечника» (диагноз тогдашних докторов), возможно, это было инфекционное заболевание. Все наследие Беллини — а это оперы — до сих пор на театральных сценах всего мира. И не только на сценах, но и в кино. А в Италии Беллини — глубоко почитаемый композитор. Постановки опер Беллини на родине часто сопровождались демонстрациями — не нужно забывать, что единой Италии, как и единой Германии, тогда не существовало. И именно в опере — своем любимом жанре, своем детище — итальянцы всегда видели прямые ассоциации с действительностью. Приподнятость, возвышенный пафос массовых сцен — и невероятная нежность, элегичность главных героев — это то, что делает итальянскую оперу итальянской оперой. Почти всегда в серьезной опере (сериа) — главная тема — конфликт между долгом и чувством. Опера «Норма» — не исключение. Долг и любовь — противопоставление старое, как мир. А если долг заключается в противоположных вещах? Тогда конфликт усугубляется… Действие оперы происходит приблизительно за полвека до нашей эры. Легионы Юлия Цезаря вторглись в Галлию. В священной роще под священным же деревом собираются друиды, чтобы выслушать призыв к восстанию из уст своего жреца. Но главная коллизия в том, что дочь жреца — верховная жрица Норма — мать детей римского проконсула Поллиона. Ради него она предала веру, нарушила обет целомудрия. Народ ее готов к восстанию, а возлюбленный признается, что давно уже любит другую, тоже жрицу и собирается уехать с ней в Рим. Драматический узел никак не меньше, чем те, которые предлагаются нам ныне с экранов телевидения, скорее — куда более мощный. Кстати, по поводу экранов — не могу не упомянуть отечественный проект 2005 года: фильм-опера «Норма» московского режиссера и сценариста Бориса Айрапетяна. Это едва ли не первый отечественный фильм-опера после огромного перерыва. Вот что сказал в интервью режиссер:
Фильм с успехом был показан в Европе, куплен крупнейшей американской кинокомпанией («Universal»). Так что не исключено, что картина вернется к нам как импортный продукт. Нам не привыкать. Фильм сделан прекрасно. Съемки, кстати, велись в Армении. И две основные темы в опере замечательно взаимодействуют на фоне скал и древних храмов.
В «Норме» сквозь мелодраму ярко высвечивает тема восстания галльского племени против римских завоевателей. Что итальянцам в начале XIX века было, естественно, очень близко. Желающие легко найдут в Сети либретто и описание этой оперы. А я предлагаю сконцентрироваться только на одной сцене. Одна из самых трудных для певиц арий является одной из самых красивых, знаменитых, упомянутых, цитируемых, просто одной из очень любимых человечеством. Это поистине легендарная музыка — «Каста дива». Casta diva
Жрица Норма одна, дети в пещере с подругой. Она обращается с молитвой к луне, ее обуревают противоречивые чувства, но она хочет мира, понимая при этом, что «крови римлян» суждено пролиться. И свою любовь к римскому военачальнику — отцу детей — Норма тоже вспоминает. Casta diva и Илья Обломов
Котлеты, ягоды, сковорода грибов, и все это под музыку Беллини — ну что еще нужно, в самом деле! Что вы все о каких-то делах, хлопотах и проблемах! Вы послушайте — какая грусть у этой женщины! А под сковородочку грибков! Великий и бессмертный Илья Ильич Обломов был своего рода идеалистом. И свой жизненный идеал он видел именно так, как описал: в единстве материального и духовного. И этот идеал вполне поэтичен. Кто поспорит, что Обломов не умел чувствовать прекрасное? Casta diva — музыкальный мотив любви Ильи Обломова в гениальном романе Гончарова. Но Обломов делает своей выбор, и не в пользу любви к Ольге, не в пользу собственного идеала:
Надо ли говорить, что в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова звучит каватина Нормы? Но это далеко не все. Каватина Нормы, кроме упомянутых выше примеров, звучит во множестве кинокартин. Упомяну лишь «РоГоПаГ» (Италия, Франция, 1963 год), «Кровавая вражда» (Италия, режиссер Лина Вертмюллер, 1979 год), «Атлантик-Сити» (США-Канада-Франция, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля), «Мосты округа Мэдисон» (США, режиссер Клинт Иствуд), «Дорога на Веллвилл» (США, режиссер Алан Паркер) «2046» (Гонконг, 2004 год). «Casta diva» звучит в очень интересном фильме «Господин Никто» (4 страны, режиссер Жако Ван Дормаль, 2009 год) и еще в паре десятков других. И будет звучать. Красота останется красотой, что бы в мире ни происходило. У Винченцо Беллини, как и у Джоаккино Россини, тоже две могилы — одна в Париже, другая — дома, в Италии, на острове Сицилия. Пора в Россию, пора в Германию. Но в Италии нас ждет еще великая музыка — итальянского композитора Доницетти, поэтому придется задержаться. LiveInternetLiveInternet—Фотоальбом—Рубрики—ЦитатникАртур Георг фон Рамберг (Arthur Georg von Ramberg),1819-1875гг.Австрия. Двор импер. Живёт на свете красота На сцене в танец превращаясь. Mila Losenko Вся коллекция худож. Тигр — животное самодостаточное, он не самоутверждается за счет других. Под знаком Тигра. «Резерв красоты — в России!». Viktor Bakhtin (Russia, 1951-2016) Мартовские ти. —Видео—Метки—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—Интересы—Друзья—Постоянные читатели—Сообщества—СтатистикаБЕЛЬКАНТО ИЛИ ОПЕРА БЕЛЛИНИ «НОРМА» (КАСТА ДИВА)БЕЛЬКАНТО Целомудренная Дева! БЕЛЬКАНТО Каватина Нормы «Casta diva» звучит как гимн Всепоглощающей Любви, гимн Женщине… Этот гимн превосходен в исполнении Монсерат Кабалье (здесь обратите внимание на ветку омелы в руках Нормы, о которой напишу ниже) Что же пришлось пережить автору «Нормы», чтобы написать такую каватину «Casta Diva»? Только раз в жизни дано было Винченцо Беллини создать гениальную музыку оперы «Норма».
Сейчас в вилле находятся лобби, ресепшн, бар и античный салон, а также спа-зона. Здесь же расположены и исторические сьюты – некоторые двухэтажные и все с видом на озеро.
Непорочная Богиня, ты озаряешь Укрепи, о Богиня,
|