кастильская система престолонаследия означает что

Престолонаследие

Престолонасле́дие — порядок преемства верховной власти в монархиях.

Содержание

Различают 3 вида преемства:

Система избирательной монархии действовала в Священной Римской империи германской нации, Речи Посполитой, Королевстве Венгрия. Назначение себе преемника практиковалось римскими и византийскими императорами; согласно изданному Петром I Указу о престолонаследии от 1722 года российский император сам назначал себе наследника, будучи формально ничем не ограничен в своём выборе (этот порядок был отменён в 1797 Павлом I).

Ныне монарха избирают (из князей штатов) в Малайзии и (из членов королевского дома) в Камбодже; выборной монархией во главе с папой римским является также Ватикан.

Наследственная монархия — наиболее распространённая форма, причём имеются три порядка наследования:

В зависимости от прав женщин на престолонаследие различают следующие типы примогенитуры:

В Российской империи

Акт 5 апреля

В России была принята примогенитура по австрийской (полусалической) системе согласно акту от 5 апреля 1797 года. Порядок престолонаследия определялся в этом акте в описательной форме, причём император Павел писал только о себе и своих детях: престол после его кончины перейдет к его старшему сыну и всему его мужскому потомству по порядку первородства затем в род его второго сына и т. д. По пресечении всего мужского потомства сыновей Павла престолонаследие перейдет в женское поколение к ближайшей родственнице последнецарствовавшего и затем к другим женским лицам, всегда переходя от ближайших к последнецарствовавшему к далее отстоящим. Этот порядок именовался в акте «порядком заступления»:

избираем наследником по праву естественному после смерти моей Павла сына нашего болышего Александра, а по нём — всё его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына и так далее, если бы более у меня сыновей было что и есть первородство. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сём роде, но в женском поколении последнецарствовавшего, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому, однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право безпосредственно пришло. По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнецарствовавшего рода вышеупомянутого сына моего, а в недостатке оной — то лицо мужское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужское лицо предпочитается женскому, что и есть заступление. По пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих моих сыновей, следуя тому же порядку, а потом в род старшей дочери моей в мужское её поколение, а по пресечении оного — в женское её поколение, следуя порядку, наблюдённому в женских поколениях сыновей моих. По пресечении поколения мужского и женского старшей дочери моей наследство переходит к поколению мужскому, а потом женскому второй дочери моей и так далее. Здесь правилом положить должно, что меньшая сестра хотя бы и сыновей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы незамужней, ибо оная могла бы выйти замуж и родить детей. Брат же меньший наследует раньше старших своих сестер.

Постановления акта 5 апреля дополнялись и пояснялись параграфами 15 и 16 Учреждения Императорской Фамилии.

Источник

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Монарх как глава государства.

Монарх – это единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, получающий свои полномочия по наследству и осуществляющий их бессрочно (пожизненно). Монархи носят особый титул: король (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия), император (Япония), султан (Малайзия, Бруней, Оман) и др.

Одним из основных составляющих элементов статуса монарха является престолонаследие, т. е. переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке преемственности власти.

В настоящее время выделяют следующие системы престолонаследования:

Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии (наследует престол, прежде всего, старший прямой нисходящий потомок царствующего монарха). Салическая система престолонаследия применяется ныне в основном в странах Востока.

Кастильская система не исключает женщин из престолонаследников, но отдает предпочтения мужчинам: младший брат исключает старшую сестру. Кастильская система престолонаследования характерна для Великобритании, Испании, Нидерландов и др.

Шведская система работает по принципу первородства: наследником престола является старший потомок независимо от пола. Данный способ престолонаследия введен в Швеции, Норвегии, Дании. Следует отметить, что в начале 2009 г. Королева Великобритании Елизавета II предложила реформировать существующую систему престолонаследия, уравняв в правах женщин и мужчин по принципу первородства, т.е. перейти от кастильской к шведской системе престолонаследия.

Австрийский или габсбургский способ престолонаследия существовал в прошлом (например, в Российской империи с 1797 по 1917 г.). Его суть в том, что женщины наследуют престол при полном отсутствии мужчин во всех поколениях данной династии.

Мусульманская или клановая система престолонаследия предполагает, что наследует трон не конкретное лицо, а правящая семья. Она и решает, кто из ближайших родственников короля (необязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт).

Племенная система престолонаследия характерна для отдельных монархических стран Африки (например, Свазиленда). Наследника умершего монарха определяет и избирает племенной совет из числа зачастую многочисленных сыновей покойного.

В отдельных странах монархи избираются (например, в Малайзии).

Монарх обладает определенными государственными регалиями. Это такие символы монаршей власти, как корона, трон, скипетр, держава, мантия. Встречаются и уникальные символы.

Особой привилегией монарха является право на содержание королевского двора. Для этого в конституционных монархиях парламент ежегодно выделяет денежные средства, именуемые цивильным листом. Размер суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

В монархических странах особа монарха является по закону неприкосновенной, а в некоторых даже священной. Монархи не подлежат никакой ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры.

Возможно отречение монарха от престола. Официальное отречение монарха от престола получило название абдикации.

Монарх является верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом постоянства и непрерывности существования государства. Монарх обеспечивает права и свободы граждан, а также независимость и территориальную целостность страны. В исламских монархических государствах монарх сочетает светскую власть с сильной религиозной властью, на монарха возложен верховный контроль за соблюдением ислама.

Источник

Монархии. Виды монархий. Системы престолонаследия

кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть фото кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть картинку кастильская система престолонаследия означает что. Картинка про кастильская система престолонаследия означает что. Фото кастильская система престолонаследия означает что кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть фото кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть картинку кастильская система престолонаследия означает что. Картинка про кастильская система престолонаследия означает что. Фото кастильская система престолонаследия означает что кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть фото кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть картинку кастильская система престолонаследия означает что. Картинка про кастильская система престолонаследия означает что. Фото кастильская система престолонаследия означает что кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть фото кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть картинку кастильская система престолонаследия означает что. Картинка про кастильская система престолонаследия означает что. Фото кастильская система престолонаследия означает что

кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть фото кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть картинку кастильская система престолонаследия означает что. Картинка про кастильская система престолонаследия означает что. Фото кастильская система престолонаследия означает что

кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть фото кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть картинку кастильская система престолонаследия означает что. Картинка про кастильская система престолонаследия означает что. Фото кастильская система престолонаследия означает что

Монархия представляет собой определенную форму правления, когда верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность государства по принятому порядку престолонаследия.

Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.

Конституционная монархия существует в двух видах:

Дуалистическая конституционная монархия предусматривали два равноправных политических учреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия.

Парламентарная конституционная монархия существует в том случае, когда власть монарха ограничивается одновременно в нескольких областях управления государством: в области законодательства, государственного управления, контроля над правительством. Право назначения главы правительства и министров сохраняется за монархом только юридически и только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, которые занимают большинство мест в парламенте. Правительство государства несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.

Источник

Конституционный контроль. Системы престолонаследия

Понятие «конституционный контроль», способы, применяемые в США, Франции и ФРГ. Кастильская, салическая и шведская системы престолонаследия, принятые в Японии, Великобритании и Швеции соответственно. Распределение мандатов по методу квоты Томаса Хэра.

РубрикаГосударство и право
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления06.02.2010
Размер файла18,3 K

кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть фото кастильская система престолонаследия означает что. Смотреть картинку кастильская система престолонаследия означает что. Картинка про кастильская система престолонаследия означает что. Фото кастильская система престолонаследия означает что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»

Факультет экономики и права

по конституционному праву зарубежных стран

Выполнил студент 5 курса

1 Какие способы конституционного контроля используются в США, Франции и ФРГ?

2 Какие системы престолонаследия в Великобритании, Швеции и Японии?

Список использованных источников

1. КАКИЕ СПОСОБЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В США, ФРАНЦИИ И ФРГ?

Все эти теории верны и дополняют друг друга. Конечно же, необходимость конституционного контроля обусловлена, прежде всего, иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом (хотя и не только) есть следствие иерархичности в системе органов власти, управомоченных на правотворчество. К тому же число правовых норм в XX веке, можно сказать, обвально возросло, и риск их противоречивости и неконституционности многократно увеличился.

Процедура рассмотрения дел в Совете закрытая и письменная; заседания Совета проводятся при закрытых дверях. Решение Совета публикуется в официальном органе государства. Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна; она в той или иной мере затрагивает и парламент и Президента республики. Совет рассматривает жалобы на правильность избрания членов обеих палат парламента, вопросы не избираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Регламенты палат парламента до их применения должны быть переданы в Совет, который выносит решение об их соответствии с основным законом. Какие-либо изменения в регламентах также передаются на рассмотрение Совета.

Конституционный совет обладает более широкой компетенцией в отношении избрания Президента республики, чем в отношении выборов парламентариев, поскольку Совет участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов. Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. Хотя законодательство не предусматривает при этом возможности обжалования, но на практике Совет не отказывается рассматривать жалобы. Совет не вмешивается в производство операций на выборах Президента; эти операции проводятся специально назначаемой для этого Национальной комиссией по контролю; Совет, однако, следит за соблюдением принципа, согласно которому все кандидаты должны пользоваться во время избирательной кампании равными предоставленными государством возможностями. При производстве голосования Совет наблюдает за его проведением и назначает для этой цели своих комиссаров. Общий подсчет голосов осуществляется под непосредственным наблюдением Конституционного совета, в который сообщаются результаты выборов на местах.

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст.16 конституции. Президент республики, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Впрочем, такие консультации ни к чему не обязывают главу государства. Принятые меры Президентом в этот период рассматриваются Конституционным советом.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. В этом случае он консультирует правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

На обязанности Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена конституция. Правом запроса в таких случаях обладают Президент республики, премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов.

Наконец, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров о распределении компетенции между законодательной и исполнительной властями, т.е. между правительством и парламентом, поскольку ст. 37 основного закона устанавливает перечень сфер, в которых парламент может законодательствовать. Остальные области, таким образом, остаются в ведении регламентарной власти, т.е. в руках правительства. Кроме того, Совет выносит решения на основе статьи 41 конституции, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.

Значение Государственного совета возросло после принятия конституции 1958 г., установившей новое соотношение между законодательной и регламентарной властью. Акты последней уже не рассматриваются в качестве изданных в развитие закона. Они приобрели самостоятельную и определяющую роль. В силу этого расширилась и приобрела самостоятельное значение функция контроля за актами исполнительной власти. Функция такого контроля со стороны Государственного совета не является специально выделенной, она реализуется при рассмотрении дел по обжалованию о превышении власти. Своими постановлениями Совет аннулирует акты, не соответствующие конституции. Давая свои консультативные заключения, Совет, кроме того, по целому кругу актов правительства может высказываться об их соответствии основному закону.

Как правило, специальные органы конституционного контроля рассматривают не только запросы о конституционности нормативных актов и международных договоров. В их компетенции находится и ряд других дел. Например, Федеральный конституционный суд Германии правомочен также, решать вопросы толкования конституции, соответствия права земли федеральному закону в сфере конкурирующего законодательства, рассматривает конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу нарушения законом прав на самоуправление, проверяет конституционность деятельности политических партий. Этот суд вправе принимать постановления об отстранении от должности Президента республики за умышленное нарушение им Основного закона и других законов, если дело возбуждено одной из палат Парламента, об отстранении от должности федерального судьи в случае нарушения им Основного закона или посягательств на конституционный строй Германии.

Именно поэтому этот орган часто именуют «государственно-правовым сенатом».

Характерно, что в ФРГ, согласно ст. 100 Основного закона, если какой-либо суд признает неконституционным закон, о действительности которого возник вопрос при решении конкретного дела, и если речь идет о нарушении Основного закона, то «должно быть получено решение Федерального конституционного суда». Следовательно, федеральный закон не может быть объектом конституционного контроля конституционных судов земель.

Но не следует умалять и роль судов штатов в проверке конституционности федерального законодательства. Исследуя деятельность верховных судов штатов в этой сфере, американский ученый С. Фено приводит такие данные: из рассмотренных в 1975 г. Верховным судом Калифорнии дел, в которых поднимался вопрос о конституционности законов, дела о конституционности федеральных статутов составляли 12,8%; Верховный суд штата Кентукки в том же году рассмотрел 14% конституционных дел, в большинстве которых речь шла не о конституции штата, а о федеральной конституции.

2 КАКИЕ СИСТЕМЫ ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ШВЕЦИИ И ЯПОНИИ?

Порядок престолонаследия устанавливается в конституционном либо законном порядке. Ученые выделяют следующие системы престолонаследия:

Кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой младший брат исключает старшую сестру. Данная система характерна для Великобритании, где с 1950 года правит Королева Елизавета II.

В выборах в парламент приняло участие 160 млн. избирателей. За 56 парламентских мест вступили в борьбу 6 партий. Голоса избирателей (при пропорциональной избирательной системе) распределились между ними следующим образом:

Распределите между ними мандаты по методу квоты Томаса Хэра, учитывая, что существует 5% заградительный пункт.

На основании этого, касаясь нашей задачи, получаем следующее:

160 000 000 / 56 = 2 857 143

Остаются нераспределенными четыре места. Для распределения оставшихся мандатов часто используется метод наибольшего остатка. В нашей задаче эти четыре мандата получат дополнительно следующие партии: Б В Г Д (т.к. они имеют наибольший остаток).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Подобные документы

Понятие и признаки монархии, история и основные этапы развития данной формы правления, классификация и типы. Системы престолонаследия, Салическая, Кастильская и Австрийская. Формы реализации монархии, анализ и оценка их главных преимуществ недостатков.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 24.04.2016

Конституционный контроль как специфическая функция компетентных органов власти, обеспечение верховенства Конституции в системе нормативных актов. Специфика конституционной юстиции России, тенденции развития института судебного конституционного контроля.

курсовая работа [62,6 K], добавлен 29.04.2009

Швеция: патриархальная теория происхождения, история создания. Конституционная монархия как форма государственного устройства. Функции главы государства, порядок престолонаследия. Законодательная, судебная и исполнительная власть; полномочия Риксдага.

курсовая работа [77,6 K], добавлен 10.07.2015

Особенности создания конституционного контроля в России. Противоправное деяние как основание конституционной ответственности. Порядок организации и проведения процедуры отрешения от должности Президента Российской Федерации и процедуры импичмента в США.

контрольная работа [28,7 K], добавлен 13.07.2014

Общая характеристика механизма государства. Особенности мажоритарной избирательной системы. Понятие и методы определения избирательной квоты. Распределение мандатов внутри партийных списков. Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 07.03.2016

Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности, своеобразие ее санкций. Специфика круга субъектов конституционно-правовой ответственности, понятие деликтоспособности в конституционном праве. Конституционный контроль в Российской Федерации.

реферат [38,2 K], добавлен 01.08.2010

Понятие судебной власти, правосудие и его соотношение с судопроизводством. Понятие и значение правового статуса судьи и судебной системы. Конституционный Суд Российской Федерации, его состав, задачи и полномочия, виды конституционного судопроизводства.

реферат [39,7 K], добавлен 30.09.2009

Источник

§ 23. Порядок престолонаследия

§ 23. Порядок престолонаследия

Определив, кто имеет право на престолонаследие, следует затем выяснить порядок, в каком лица, имеющие это право, призываются к замещению престола. Неделимость государства приводит к установлению начала единонаследия. Престол наследует всегда одно только лицо. Порядок единонаследия может основываться на различных системах: сеньората, майората и примогенитуры или первородства. Сеньорат есть наследование престола старейшим по возрасту во всем роде. Майорат — наследование престола лицом, стоящим в ближайшей степени родства к последнецарствовавшему, а если имеется несколько лиц одинаковой степени родства, то из них старейшего по возрасту. Таким образом, по началу майората брат исключает от престолонаследования внука и правнука.¹* Обе эти системы представляют то неудобство, что престол при них постоянно переходит в боковые линии с исключением прямой. Между тем для государства удобнее, чтобы престол переходил всегда к лицу, наиболее близко стоящему к последнецарствующему, так как только при этом условии государственному управлению обеспечены будут желательные устойчивость и постоянство. От представителей прямой нисходящей линии, конечно, с гораздо большим основанием можно ожидать осуществления власти в одном и том же духе и направления и сохранения раз установившихся традиций, чем от боковых линий. Поэтому в настоящее время везде установилось начало первородства в соединении с правом заступления. Престол переходить к нисходящему потомству, так что прежде всего наследует перворожденный и все его потомство, затем следующий и его потомство и т. д. В боковые линии престол может перейти лишь по пресечении всех прямых нисходящих линий. Только по пресечении всего потомства старшей линии призываются представители младших линий, только по пресечении прямых — боковая. На этом основании правнук, например, старшей линии исключает от престола всех младших детей. И наши Основные Законы устанавливают оба эти начала: первородство и заступление (ст. 5).²*

Но этими началами еще не вполне определяется порядок престолонаследия. Кроме первородства и заступления, необходимо еще выяснить соотношение, какое устанавливает закон в отношении к правам на престолонаследие между мужчинами и женщинами и между мужскими и женскими линиями. В этом отношении постановления законодательства современных монархий довольно разнообразны. Правда, мужчинам и мужским линиям везде оказывается некоторое преимущество перед женщинами и женским линиями. Так как политическими правами в современных государствах вообще пользуются только мужчины, то весьма понятно стремление без крайней необходимости не допускать женщин к осуществлению прав монарха, как высших политических прав. Наследование же престола женскими линиями имеет то неудобство, что оно приводит неизбежно к появлению на престоле иностранных родов. Но предпочтение мужчин и мужских линий установлено не везде в одинаковой степени. В этом отношении можно различать три основных системы престолонаследия: салическую, кастильскую и австрийскую.

Салическая система допускает к престолонаследию только мужских представителей мужских линий, совершенно и безусловно лишая прав престолонаследия женщин и женские линии. В Итальянской конституции, ст. 2, определение порядка, престолонаследия ограничивается просто ссылкой на “условия. салического закона”. Та же система принята в Бельгии (Конст. ст. 60), Пруссии (Конст. ст. 53), Румынии (Конст. ст. 82, 83), Сербии (Конст. ст. 10), Дании (закон 31 июля 1853 года, постановляющий, что датская корона наследственна в мужском потомстве короля Христиана IX по порядку первородства), в Швеции, где эта система установлена при воцарении Бернадота законом 26 сентября 1810 года.

Австрийская система допускает к престолонаследию и женщин, и женские линии, но только при условии полного пресечения всех мужских линий и мужских представителей мужских и женских линий. Этот порядок престолонаследия установлен в Австрии Леопольдом I, так наз. pactum mutuae successions 12 сент. 1703 года. Прагматическая же санкция 19 апреля 1713 года изменила его только в одном частном вопросе. pactum mutuae successions, в случае пресечения всех мужских линий, призывал к занятию престола прежде всего представителей старшей женской линии, так наз. Regredienterbinen, и тем сохранял и в престолонаследии женщин и женских линий начало первородства; прагматическая санкция, напротив, отдает преимущество в престолонаследии ближайшей родственнице последнецарствовавшего лица, так наз. Erbtochter, и тем устанавливает в престолонаследии женщин и женских линий, вместо начала первородства, начало заступления, Rückwärtsprimogeniturordnung.

Австрийская система принята также в Голландии (Конст. Статьи 11—15), Баварии (Конст. Статьи 2—6), Саксонии (Конст. Статьи 6, 7) и Вюртемберге (Конст. ст. 7).

Кастильская система еще более, чем австрийская, расширяет права женщин и женских линий на престолонаследие. Она применяется теперь только в четырех государствах: Испании, Португалии, Греции и Англии. По испанской конституции ст. 60 и 61, престолонаследие совершается, в потомстве Альфонса ХII, по порядку первородства и представления, с предпочтением всегда старших линий младшим; в одной и той же линии более близкий родственник предпочитается более далекому; при равной степени родства мужчина предпочитается женщине, при равенстве пола — старшее лицо. Если все потомство Альфонса ХII пресечется, наследуют его сестры, затем его тетка, сестра его матери, вместе с их потомством и, наконец, его дяди, братья Фердинанда VII. Точно такой же порядок престолонаследия устанавливает и португальская конституция. За отделением от Португалии Бразилии и отречением бразильского императора дон Педро I от португальского престола, престол этот признается наследственным в потомстве королевы Марии II, а за пресечением всего нисходящего ее потомства перейдет в боковые линии (Конст. статьи 86‑88). Греческая конституция, ст. 45, довольно неопределенно постановляет, что греческий престол наследствен в потомстве короля Георга I по порядку первородства с предпочтением мужских представителей.

Та же система установлена в Англии актом 1701 года (Act of Settlement, 12 and 13 W. II. III, с. 2). Этот акт устранял после королевы Анны свергнутую революцией 1688 года мужскую католическую ветвь Стюартов в лице двух тогда существовавших ее представителей, Джемса и Чарльза Эдварда, и предоставлял наследование английского престола женской протестантской линии Стюартов, родоначальницей которой была дочь Якова I, Елизавета, бывшая королевой Богемской и выдавшая свою дочь Софию за ганноверского курфюрста. Во время составления Акта она была вдовствующею курфюрстиною. По смерти Анны английской престол перешел к ее сыну Георгу I и потом к внуку Георгу II, к правнуку Георгу III и праправнуку Георгу IV. У Георга IV не было детей, но было три брата: Вильгельм IV, герцог Кентский и герцог Кумберландский. Георг IV сменен был на престоле старшим своим братом Вильгельмом, умершим также бездетным; за ним должен был бы следовать герцог Кентский, но он умер раньше опростания престола и оставил после себя только дочь — Викторию; по началу первородства и по кастильской системе, допускающей предпочтение мужчин женщине только в одной линии, она, как представительница линии третьего сына Георга III, отстранила от престола четвертого сына родоначальника другой, младшей линии сыновей Георга III, и сама вступила на престол. По австрийской, напротив, четвертый сын Георга III, герцог Кумберландский, устранил бы от престола свою племянницу, хотя бы и дочь старшего своего брата.³*

Австрийская система престолонаследия установлена также и у нас Актом 5 апреля 1797 года. Порядок престолонаследия определяется в нем в описательной форме, причем император Павел говорит только о себе и своих детях, что престол после его кончины перейдет к его старшему сыну и всему его мужскому потомству по порядку первородства, затем в род его второго сына и т. д. По пресечению всего мужского потомства сыновей Павла, престолонаследие перейдет в женское поколение, к ближайшей родственнице последнецарствовавшего, и затем к другим женским линиям, всегда переходя от ближайших к последнецарствовавшему к дальнейшим: порядок, именуемый в Акте 5 апреля порядком заступления и представляющийся прямо противоположным порядку первородства.

Определения эти, в их конкретной форме, совершенно ясны и точны: “избираем, говорится в Акте 5 апреля 1797 года, наследником, по праву естественному после смерти моей, Павла, сына нашего большого Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, сказано о поколении старшего моего сына и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшего, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому, однако, здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право беспосредственно пришло. По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнецарствовавшего рода вышеупомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лицо мужское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что мужское лицо предпочитается женскому, что и есть заступление. По пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих моих сыновей, следуя тому же порядку, а потом в род старшей дочери моей в мужское ее поколение, а по пресечении оного — в женское ее поколение, следуя порядку, наблюденному в женских поколениях сыновей моих. По пресечении поколения мужского и женского старшей дочери моей наследство переходит к поколению мужскому, а потом женскому второй дочери моей, и так далее. Здесь правилом положить должно, что меньшая сестра, хотя бы и сыновей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы незамужней, ибо оная могла бы выйти замуж и родить детей. Брат же меньший наследует раньше старших своих сестер”.

“Положив правила наследства, должно объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род”.

Из такого описания порядка престолонаследия ясно, что мужским линиям отдается безусловное преимущество перед женскими. Самая отдаленная мужская линия исключат самую близкую женскую. Только после совершенного пресечения всего мужского потомства всех сыновей Павла I престол может перейти в женскую линию.

В мужских линиях престол наследуется по порядку первородства, так что линии призываются к наследию престола одна за другой в порядке их старшинства, сначала старший сын и его мужское потомство, затем второй и его мужское потомство и так далее до самого младшего. Поэтому самый отдаленный представитель старшей линии имеет преимущество перед самым близким представителем младшей (Linealprimogeniturordnung).

Порядок призыва к наследию престола различных женских поколений гораздо сложнее. Прежде всего призывается к престолонаследию женское потомство сыновей и затем женские поколения мужских линий. Только по пресечению всех женских поколений мужских линий призывается мужское и затем женское потомство дочерей: мужские и женские поколения женских линий. При этом мужское лицо предпочитается женскому, с тем ограничением, что никогда не теряет право на престол то женское лицо, от которого право непосредственно пришло. В женских линиях младший брат исключает старшую сестру, но племянник не исключает своей тетки, старшей сестры своей матери.

Акт 5 апреля 1797 г., несмотря на свою описательную форму, вполне пригоден для общего определения порядка престолонаследия не только между сыновьями и дочерьми Павла, но и между всем его потомством, так как в нем говорится, во-первых, везде не только о старшем сыне и младшем сыне, но и о других, “если бы более у меня сыновей было”; во-вторых, право престолонаследия предоставляется в этом не одному только определенному лицу, а всегда вместе с тем и всему “его поколению” мужскому или женскому.

Эти постановления Акта 5 апреля дополнялись и пояснялись параграфами 15 и 16 Учреждения Императорской Фамилии.⁴* В первом из них постановляется: “чтобы родившиеся от Императорской крови, к получению титула, пенсий и уделов, счет свой вели по степени родства их с тем Императором, от которого прямою линиею происходят, и не смешивали бы оного приближавшимся родством с последующими Императорами, после Начальника фамилии восшедшими”. Во втором: “что все младшие Императора дети, или младшие Его поколений, получают по рождению своему, яко сыновья Государевы, титул и пенсию. Старший сын Императора и все старшие старшего поколения⁵* от Его происходящие, уважаемы и почитаемы быть должны яко наследники престола — и назовутся Государевы дети”. Затем в § 17 “дабы все вкупе ясно изображено, и чтоб никто некоторого двоякого толка не представил” излагается, как наследуют престол Константин и Александр и их потомство.

Таким образом, положение этого акта имеет характер обобщенного гипотетического описания, определяющего порядок престолонаследия не только при наличном составе Императорского дома, но и при всяком возможном его составе в будущем. Поэтому, если бы при составлении Свода Законов они были воспроизведены в соответствующих статьях Основных Законов дословно, мы бы имели вполне ясное и полное определение порядка престолонаследия. Но можно было, конечно, описательную форму изложения заменить общей, абстрактной. При этом следовало бы вовсе отбросить конкретное описание того, кто наследует после того или другого отдельного императора.

Составители Свода Законов не последовали ни тому, ни другому пути, а соединили вместе общее определение и описание. При этом общее определение не получило достаточно полного развития, а описание лишилось должной определенности, так как собственные имена заменились совершенно неопределенными обозначениями “царствующий император”, “император” и “император-родоначальник”.

В первом издания Свода, 1832 года, после общих определений статей 3, 4 и 5, говорящих о том, что престол наследствен в ныне благополучно царствующем доме, о нераздельности с российским престолом престолов польского и финляндского идут описательные статьи 6‑12. Ст. 6 указывает на принадлежность престола прежде всех старшему сыну царствующего императора; затем последующие статьи, определяющие порядок призвания к наследию мужских и женских поколений младших сыновей и дочерей, говорят просто об императоре, очевидно, разумея под ним также царствующего. Эта редакция, определяя порядок престолонаследия только после царствующего императора, этим самым исключает от престолонаследия все поколения не царствовавших братьев и сестер императоров.

В издании 1842 г. эта редакция была изменена: в ст. 9, 10, 11, говорящих о престолонаследии женских поколений, говорится об императоре-родоначальнике. В изданиях 1857 и 1892 гг. редакция статей сохранилась та же.

В нашей литературе государственного права долгое время вовсе не было толкования статей Свода, определяющих порядок престолонаследия. Клобуцкий ограничился дословной перепечаткой этих статей⁶*; у Андреевского, Романовича-Славатинского и даже Градовского дословная перепечатка заменяется пересказом, но также без всяких объяснений. Как бы предполагается, что постановления эти сами по себе вполне ясны.⁷* Сам составитель Свода, Сперанский, в своих беседах о законах с императором Александром II, когда тот был наследником, ограничивался передачей статей 3 и 5 Осн. Зак.⁸*

Между тем, в действительности они не имеют той ясности, какой отличался, несмотря на свою описательную форму, Акт 5 апреля 1897 года;

В ст. 5⁹* говорится: “Оба пола имеют право к наследию престола; но преимущественно принадлежит сие право полу мужскому по порядку первородства; за пресечением же последнего мужского поколения, наследие престола поступает к поколению женскому по праву заступления”. Такого общего определения в Акте 5 апреля нет. Оно явилось впервые в Своде и формулировано довольно удачно, и если бы к нему присоединены были из Акта 5 апреля определения “порядка первородства” и “права заступления”, порядок престолонаследия был бы определен вполне точно и полно.

Но в Основных Законах не повторены почему-то эти определения Акта 5 апреля, а в примечании к ст. 696 ч. I т. X, изд. 1882 г.¹⁰* право заступления истолковано как представление, что, как будет доказано ниже, совершенно неверно. Все это делает постановления о престолонаследии, как они выражены в Своде, недостаточно ясными.

Параграфы 15 и 16 Учрежд. Импер. Фам. 1797 г. в Своде Законов издания 1882 г. изложены в ст. 83‑87 Учр. Импер. Фам. Параграф 15 изложен в несколько измененном виде: указания на титулы и пенсии опущены и говорится общим образом о счете степеней по родству. Параграф 17 весь опущен.

Эта редакция сохранилась в изданиях 1842 и 1857 годов. В действующем издании 1892 года, на основании новой редакции Учр. Имп. Фам., данной Именным указом 2 июля 1886 г., к первоначальному тексту ст. 87¹¹*, согласному с текстом параграфа 16 Учр. Имп. Фам. 1797 года, присоединены слова “или когда наследует престол их родной брат”.¹²*

Первый обратил внимание на некоторую неясность постановлений Основных Законов о порядке престолонаследия проф. Эйхельман. Но он не считал возможным разрешить возникающие из текста Свода недоумения доктринарным толкованием и потому, вместо истолкования подлежащих статей, предлагает проект их изменения и дополнения. В ст. 8¹³* Осн. Зак. он находит необходимым к слову “император” присоединить слово “родоначальник” и, кроме того, между статьями 7¹⁴* и 8¹⁵* включить новую статью, которая бы восполнила оставляемый ими пробел в определении порядка престолонаследия боковыми мужскими линиями.¹⁶*

Вопрос, возбужденный Эйхельманом, однако, остался почти вовсе без дальнейшего разъяснения. Сокольский¹⁷* считает совершенно бесспорным, что император-родоначальник — Павел I, а на толковании статей 7¹⁸* и 8¹⁹* вовсе не останавливается. Алексеев²⁰* говорит, что “по пресечении женского поколения последнецарствовавшей мужской линии престол переходит к женскому поколению самой первой мужской” не объясняя этого никому неведомого термина. Изложение порядка престолонаследия вообще не отличается у него точностью. Он говорит даже, будто “для практического вопроса, кто может вступить на престол по праву первородства, должно держаться правила, что по этому праву всегда вступает на престол ближайший родственник последнего императора”. Это совсем неверно. Первородство отнюдь не совпадает с близостью родства. Если после умершего императора останутся его брат, его младший сын и внук от старшего сына, умершего раньше отца, то по праву первородства на престол будут призваны не ближайшие родственники умершего императора, брат и сын, состоящие с ним в первой степени родства, а внук от старшего сына, состоящий к умершему во второй степени родства. Неясность проф. Алексеев усматривает только в ст. 8²¹*, и не в том, кого надо разуметь в ней под “императором”, а в том, будто бы в конце этой статьи, вместо слов “лицо, от которого право непосредственно пришло”, следовало бы сказать “лицо, к которому право пришло”. Но предположение о такой переделке редакции основано на очевидном непонимании смысла конца ст. 8²¹*. Говорить о том, что не теряет права на престол то лицо, к которому оно пришло, нет никакой надобности. Это разумеется само собой: кто получает право, тот, конечно, его не теряет. Конец ст. 8²¹* имеет совершенно другой смысл, вполне правильно выраженный. Тут устанавливается исключение в пользу того женского лица, от которого право непосредственно пришло в данному женскому поколению, из того общего правила, в той же ст. 8²¹* выраженного, о предпочтении и в женских поколениях мужских лиц женским. То лицо женское, которым начинается данная женская линия, всегда самое первое призывается на престол, не устраняясь от него в силу наличности мужских представителей той же женской линии.

Куплеваский²²* утверждает, что в ст. 8²³* под Императором надо разуметь Павла I; но это основано на том, что он, очевидно, вовсе не обратил внимания на статьи 83‑86²⁴* Учр. Импер. Фамилии и потому не знает, что значит на языке нашего Свода Законов “сыновья Государевы”.

Для правильного истолкования статей Основных Законов, определяющих порядок престолонаследия, необходимо выяснить: 1) кого следует понимать под “императором-родоначальником”, “императором”, “царствующим императором” и 2) что такое “право заступления”.

Нет никаких действительных оснований понимать под “императором-родоначальником” только одного Павла I. В Акте 5 апреля Павел I не именуется так и об Императорской Фамилии Акт говорит не как об “одном” едином роде Павла I, а напротив, как о совокупности многих родов. Объясняя причины, побудившие к определению порядка престолонаследия, Акт указывает, как на одну из них, на желательность избежать затруднений при переходе престола “из рода в род”; право на престол признается не только за отдельными лицами, но и за родами. Определяя порядок престолонаследия, Акт говорит о переходе, за пресечением всего мужского поколения старшего сына императора, престола в род второго сына и других младших, предполагая, таким образом, что потомство каждого из сыновей императора составляет особый род, и каждый сын есть родоначальник своего потомства, как в свой черед и каждый из внуков, правнуков и т. д. будут родоначальниками их потомства. И это вполне согласно с тем, как определяется род в 1 ч. X тома Св. Зак.: совокупность лиц, происходящих от одного лица.

Поэтому, следует признать, что император-родоначальник не какое-либо определенное, конкретное лицо, а каждый член Императорского Дома, имеющий потомство, и потому под императором-родоначальником надо понимать всегда ближайшего к последнецарствующему императору родоначальника. Когда нет ни сыновей, ни внуков, ни родных братьев и т. д. умершего императора, престол переходит к двоюродным, троюродным и т. д. братьям и племянникам.

Точно, так же и выражения “император” и “царствующий” не обозначают никакого определенного лица, а всех императоров, смотря по обстоятельствам.

В статьях 6‑13²⁵* Осн. Зак. последовательно определяются четыре возможных случая наследования престола. Ст. 6²⁶* говорит о преимущественном перед всеми другими наследовании “детей Государевых” (Учр. Имп. Фам. ст. 84²⁷*, т. е. первородных; ст. 7²⁸* — о наследовании всех вообще “Государевых сыновей” (ст. ст. 85 и 86²⁹* Учр. Имп. Фам.), т. е., по немецкой терминологии, всех агнатов, кроме, первородных; ст. 8³⁰* — о наследовании женского поколения последнецарствовавшего “сына Государева”, или агната и, наконец, статьи 9‑11³¹*, о наследовании женских поколений сыновей и дочерей государевых.

В мужских линиях порядок наследования определяется не близостью степени родства, а первородством. Первородный сын и все его мужское потомство имеют преимущество в наследии престола перед всеми другими членами Императорского Дома. Поэтому, если бы после скончавшегося императора остались братья, младшие сыновья и внук от умершего раньше отца первородного сына, наследуют не ближайшие родственники умершего, младшие сыновья его и братья, а внук его от первородного сына.

При престолонаследии женских линий начало первородства заменяется “правом заступления”. В Основных Законах, как уже было сказано, нет определения права заступления, а в 1 ч. X тома Свода Законов это право истолковано, как право представления, что совершенно неверно.

Прежде всего, и в самих Основных Законах, в ст. 5³²*, право заступления указывается, как отличительная особенность престолонаследия одних только женских линий, а право представления применяется, вне всякого сомнения, к престолонаследию и мужских линий.

Еще яснее будет ошибочность толкования, данная праву заступления в X томе, если обратиться к тексту Акта 5 апреля. В нем дано, прямое определение права заступления. В женском поколении, говорится в нем, “наследует ближняя родственница последнецарствовавшего, а в недостатке оной то лицо мужское или женское, которое заступает ее место; это и есть заступление”.

Заступление есть особый порядок наследия престола женскими линиями, обратный порядку первородства. В Австрии, где установлен совершенно тот же порядок престолонаследия, этот порядок так и называется Rückwärtsprimogeniturordnung. У нас такого названия нет, но из постановлений Акта 5 апреля ясно видно, что порядок заступления есть обратный порядку первородства. В самом деле, в женских линиях к престолонаследию призываются прежде всего ближайшая родственница последнецарствовавшего представителя мужских линий, а таким при пресечении всех мужских линий всегда окажется представитель самой младшей из них и следование наследования престола женскими линиями пойдет не от старших к младшим, а от младших к старшим.

Резюмируем все сказанное в кратких словах. Ни одна из статей 6‑13³³* Осн. Зак. не имеет в виду какого-либо определенного, конкретного лица. И “царствующий император” статьи 6³⁴*, и просто “император” статей 7 и 8³⁵*, и “император-родоначальник” статей 9‑11³⁶*, — все это меняющиеся лица. В статьях этих последовательно. определяются четыре случая наследования престола. Статья 6³⁴* говорит о преимущественном наследовании “детей государевых” (Учр. Имп. Фам., ст. 84)³⁷*, т. е. первородных. Статья 7³⁸* — о наследовании всех вообще “Государевых сыновей” (Учр. Имп. Фам., ст. 85, 86)³⁹*, т. е. агнатов по немецкой терминологии. Статья 8⁴⁰* — о наследовании женского поколения последнецарствовавшего “сына Государева”. Статья 9‑11³⁶* — о наследовании женских поколений, или когнатов, в боковых линиях мужских и женских, по порядку заступления.

Основные Законы не говорят прямо, чем определяются права на престолонаследие, рождением или зачатием. Другими словами, если не имеющая сыновей вдова последнецарствовавшего остается после его смерти беременной, то следует ли ожидать разрешения ее от бремени для возведения на престол могущего у нее родиться сына, или престол должен быть, в таком случае, прямо предоставлен старшему брату последнецарствовавшего? Манифестом 22 августа 1826 года (П. С. З., № 537) вопрос этот решен в смысле приобретения права на престол самим зачатием, но не в виде общего правила, а лишь в применении к частному случаю.

Лицо, имеющее право на наследие престола, может осуществить это право только при условии исповедания православной веры (Осн. Зак., ст. 41⁴¹*). Поэтому, если наследие престола дойдет до лица, исповедующего другую веру, как это может случиться в женских линиях, оно должно принять православие. Статья 13⁴²* Осн. Зак. предвидит лишь тот случай, когда инославный наследник русского престола уже занимает другой престол. Но из сопоставления этой статьи с ст. 41⁴³* Осн. Зак., устанавливающей безусловную необходимость исповедания русским императором православной веры, явствует, что ст. 13⁴⁴* следует толковать распространительно.

Занятие иностранного престола несовместимо с занятием русского престола.

Лицо, имеющее право на наследие престола, вступает на него независимо от того, представляется ли он по своему возрасту или по состоянию своего здоровья дееспособным или нет. Это правило признается во всех почти современных государствах. Единственное исключение представляет в этом отношении испанская конституция, не допускающая вступления на престол совершеннолетних лиц, неспособных управлять государством, а также недостойных царствовать: признание лица неспособным или недостойным царствовать зависит от законодательной власти (Конст. § 64) Несовершеннолетние же и в Испании вступают на престол, и тогда для управления государством устанавливается регентство.

Подобно вопросу о праве на престолонаследование и вопросы о порядке престолонаследования решаются властью царствующего императора. В ст. 32⁴⁵* Осн. Зак. сказано: “В манифесте о восшествии на престол возвещается вместе и законный наследник престола, если лицо, коему по закону принадлежит наследие, существует”. Изложение этой статьи, основанной только на бывших примерах, и, следовательно, выражающей собою лишь установившийся обычай, не совсем ясно. В ней как бы предполагается возможность принадлежности права на престол лицу не существующему. Приложенные к Осн. Зак. формы манифестов о вступлении разъясняют это.

Вступление на престол совершается у нас само собой, непосредственно вслед за кончиною царствовавшего. Наследник престола считается вступившим на престол сейчас же, и тут же все население приводится к присяге на верность подданства (Осн. Зак., ст. 33).⁴⁶* Если даже в момент кончины царствовавшего императора нельзя было бы почему-либо определить, кто должен взойти на престол, и потому манифест о вступлении на престол нового государя был бы издан через некоторое время, восшествие на престол все-таки считается со дня кончины прежнего. Согласно с этим в манифесте о восшествии на престол Николая I, данном только 12 декабря 1825 года, постановлено время вступления на престол считать с 19 ноября (П. С. З., № 1).

В монархиях конституционных вступление на престол обусловлено предварительным принесением вступающим на престол присяги на верность конституции. Присяга граждан на подданство приносится лишь после принесения присяги государем.

Обряд священного коронования и миропомазания совершается над уже царствующим государем, в срок, назначаемый по его собственному усмотрению. Венчание на царство происходит в Московском Успенском соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий. До облачения в порфиру, возложения на себя короны и восприятия скипетра и державы венчаемый император произносит вслух верных его подданных символ православной веры, а по облачении призывает “Царя Царствующих” в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: “да наставит Его, вразумить и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непостыдно воздаст Ему слово” (Осн. Зак., ст. 36).⁴⁷*

Вступление на престол право, а не обязанность. Имеющий право на престол может от него отречься. Исключение составляет лишь тот случай, когда отречением создаются какие-либо затруднения в наследовании престола (Осн. Зак., ст. 15).⁴⁸* Отречение, раз оно обнародовано и обращено в закон, не может быть взято обратно (ст. 16)⁴⁹*. Может ли уже вступивший на престол отречься от него? Так как царствующий государь несомненно имеет право на престол, а закон предоставляет всем, имеющим право, и право отречения, то надо отвечать на это утвердительно.

В некоторых конституциях предусмотрен и случай полного пресечения всей царствующей династии.

Так, бельгийская конституция в статьях 61, 62, 85⁵⁰* на случай прекращения всего мужского потомства короля Леопольда, бывшего герцога Саксен-Кобургского, предоставляет королю, не имеющему наследников, назначить себе при жизни наследника с согласия палат. Если этого не будет сделано, престол после смерти такого короля признается вакантным, и палаты по совместному обсуждению устанавливают временное регентство до собрания палат, обновленных во всем своем составе, долженствующем произойти не позже двух месяцев. Вновь выбранные палаты, заседая сообща, окончательно решают вопрос о замещении престола, но не иначе, как при участии по крайней мере двух третей членов каждой палаты и решением, принятым по меньшей мере большинством двух третей. Палаты могут избрать на бельгийский престол и лицо, уже состоящее правителем другого государства. Бельгийский король не может принять никакой другой короны, кроме одной только Люксембургской.

Голландская конституция (статьи 20, 21, 23)⁵¹* постановляет, чтобы при неимении никакого наследника у царствующего он назначался законом по инициативе короля или земскими чинами, созванными для этого в двойном числе, в течение месяца со дня смерти последнецарствующего.

Испанская конституция (ст. 62) предоставляет, в случае полного пресечения династии, выбор нового короля кортесам; Сербская (ст. 10) — скупщине, с оговоркой, что ни в каком случае не может быть выбран кто-либо из потомства Карагеоргиевича, проклятого постановлением великой скупщины 5 июля 1868 г. за убийство 10 июня князя Михаила Обреновича⁵²*, Греческая конституция, ст. 52, предоставила выбор нового короля палате (Βονλη) в двойном составе.

¹* H. v. Schulze-Gävernitz. Das deutsche Fürstenrecht (in Holtzendorff’s Encyklopedie, 5 Aufl. 1890), S. 1370; [Rehen, Modernes Fürstenrecht, 1904]

²* Ст. 27, св. зак. т. I, ч. 1, изд. 1906 года.

³* Смотри о престолонаследии в Англии у Blackstone, Commentaries on the English constitutional law. Book I. chapt. ст. 3 и Fischel, Ed. Die Verfassung Englands. 1862, cap. 2; [Hatschek, Englisches Staatsrecht, Bd. I. 1905, S. 589 ff.].

⁴* П. С. З. № 17906; 1797 г. апреля 5.

⁶* Исследование главных положений Основных Законов Российской Империи. Харьков. 1839.

⁷* Такое понимание было принято всеми а мною в двух первых изданиях I тома моего Русского государственного права.

⁸* Сборник Русского Исторического Общества, т. XXX, стр. 371.

⁹* Ст. 27 Осн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

¹⁰* В действующем издании Свода это ст. 1123.

¹¹* Ст. 131, т. I, ч. 1 св. законов, изд. 1906 года.

¹⁶* Das kaiserlich-russische Thronfolge und Hausgesetz. Archiv für öffentliches Recht, hrsgbn von Laband und Störk. В. III, 1887, SS. 108‑110.

¹⁷* Учебник государственного права, 1890, стр. 118.

¹⁸* Ст. 29 Основн. Госуд. Зак., св. зак. т. I, ч 1, изд. 1906 г.

²⁰* Русское государственное право, 1892, стр. 177, 178 [изд. 4, 1897 г., стр. 226‑227].

²²* Русское государственное право, т. 1, 1894, стр. 133, 134.

²³* Ст. 30 Осн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

²⁵* Ст. 28‑35 Основн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак. изд. 1906 г.

³³* Ст. 28‑35 Основн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

⁴¹* Ст. 63 Основн. Госуд. Зак., т. 1, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

⁴⁵* Ст. 54 т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 года.

⁴⁷* Ст. 58 т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 года.

⁵⁰* Кокошкин, Тексты важнейших основных законов иностранных государств, 1905, стр. 92‑93, 108‑109.

⁵¹* См. Новик, Современные конституции. 1905.

⁵²* В мае 1903 года сербский король Александр Обренович и королева Драга были убиты. Династия Обреновичей прекратилась и на сербский престол призван был скупщиной князь Петр Карагеоргиевич, а наследником признан сын его Александр. По ст. 75 ныне действующего Устава Сербского Королевства 1888 года, отмененного королем Александром и вновь введенного после государственного переворота 1903 года, совет министров в случае освобождения сербского престола должен в двухмесячный срок созвать, скупщину, на которой и лежит урегулирование вопроса. Новик, стр. 620 и след.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *