кастомайзинг одежды что это
Как создаются вещи с интересными дизайнами?
При выборе вещей мы чаще всего спрашиваем себя, не купит ли её ещё кто-то из компании или во время прогулки в её будет носить каждый второй? Кастомизация, онлайн-дизайн и переработанные винтажные вещи помогли избавиться от этого вопроса.
Что такое кастомизация?
Вообще принято считать, что кастомизация – это преображение той или иной вещи под конкретного человека. Изменить можно всё что угодно: и старые вещи, и одежду из новых коллекций. В первом случае вы даёте новую жизнь уже изношенной вещи, выкинуть которую не позволяет бабушка или чувство ностальгии. Во втором случае вы получаете возможность выделиться из масс, потому что кастомизированные вещи бывают только в одном экземпляре.
Чаще всего любители уникальных вещей покупают белые кроссовки и пытаются их персонализировать: рисуют любимого героя, разрисовывают элементы на обуви в разные цвета, вышивают инициалы или узоры. Благодаря таким рисункам вещь становится более ценной и единственной в своём роде.
Тренд на кастомизацию пришёл из 1970-х. Тогда ребята из хип-хоп среды разрисовывали джинсовые куртки, чтобы выделяться среди людей. Сейчас желание быть уникальным только возрастает. В мире, где вещи производятся огромными тиражами, а ассортимент в одной сети магазинов по миру стал практически идентичным, хочется показать, что в твоём гардеробе есть нечто особенное. Также сейчас сильно популяризируется движение эко-активистов, которые говорят об осознанном потреблении. Мало кто хочет тратиться на дорогие, но редкие по дизайну вещи, поэтому возникла мода на хендмейд, с помощью которого можно развить творческий потенциал и переработать старую вещь.
Кастомизация – отличный способ рассказать миру о своих ценностях. Это больше всего увлекает старшее поколение, поэтому модные бренды стали добавлять функцию кастомизации на сайтах, ведь такая возможность увеличивает количество покупок среди разных групп населения.
Я пришла в профессию кастомайзера в 2018 году. До этого всегда рисовала, а потом увидела у кого-то расписанную вручную куртку — и понеслась. Заказы сразу появились. Все хотели себе уникальную вещь, тем более моих подписчиков удивляло, что это ручная работа. Сейчас всё быстрое и простое (еда, вещи). А в мои куртки я вкладываю время, ручной труд и свою фантазию. Обычная куртка из Зары начинает иметь смысл, свою Историю.
Прежде чем приступать к росписи, я общаюсь с человеком. Узнаю, что его интересует, вдохновляет, с чем он будет носить куртку или сумку, в какой гардероб должна вписаться его новая вещь. После мы подбираем референсы рисунка, я делаю макет куртки. Когда дизайн утверждён заказчиком, приступаю к нанесению рисунка. Работаю в основном акриловыми красками, реже маркерами. Чтобы рисунок был яркий и стойкий, наношу 3-4 слоя краски. В среднем на куртку уходит 8-10 часов.
Как работает онлайн-дизайн?
Сейчас возможность сделать вещь или пару обуви под себя есть практически в любом интернет-магазине. Сделать это можно с помощью онлайн-конструктора, в котором покупатель сам выбирает цвет, силуэт, материал, принты и другие декоративные принадлежности. От сложности выбранного вами дизайна зависит срок изготовления вещи, обычно он не превышает пяти недель. Также кастомизированная вещь стоит несколько дороже, чем та, что выбрана для основы.
Тем, у кого проблемы с выбором одежды по размеру, онлайн-дизайн может сильно помочь. Дизайнеры уверяют, что скоро размеры S, M и L вообще исчезнут, ведь потребитель сможет загрузить параметры своего тела и через несколько дней получить идеально сидящую по фигуре вещь.
На сегодняшний день онлайн-дизайн стал настолько востребованным, что создаются целые компании, от которых к вам домой приезжает консультант и предлагает на выбор несколько типов тканей, воротников и силуэтов, которые идеально вам подойдут.
Новое модное хобби: кастомайзинг одежды
Не нужно пугаться этого замысловатого слова. На самом деле все знают, что такое кастомайзинг. Это преображение имеющихся у вас вещей. Какие-то предметы одежды со временем выходят из моды, какие-то надоедают. Их не носят, а выбросить жалко. Так и перекладывают с места на место. Иногда в магазине попадается вещь по приятной цене, но не совсем отвечающая вашим требованиям. Кастомайзинг дает возможность дать ей новую жизнь, сделать модной, уникальной.
Из истории кастомайзинга
Самыми первыми кастомайзерами были наши бабушки, которые перешивали ставшие малыми вещи. Верхнюю одежду перелицовывали, то есть переворачивали ткань, изнаночную сторону делали лицевой.
Если говорить о современных дизайнерах, то родоначальником кастомайзинга можно считать Мартина Марджела. Он много времени проводил на блошиных рынках в поисках интересных идей для одежды. Детские носки послужили материалом для свитера, парашюты – для комбинезона. С его легкой руки кастомайзинг распространился по свету.
Кастомайзинг
Виды кастомайзинга
Кастомайзинг – это широкое понятие, включающее в себя несколько разновидностей
Выделяют несколько основных видов:
Самыми распространенными трансформациями старой одежды являются превращение рубашки в безрукавку, жилетку. Платье легко превращается в юбку и блузку. Из брюк делают шорты.
Кастомайзинг рубашки
Иногда встречаются вещи, в которых устраивает силуэт, ткань, но она выглядит слишком обычно, по-домашнему. В этих случаях небольшие детали в виде вставок, драпировок, воротничков, манжет придают вещи другой вид.
Бывает, совершенно новую вещь портит случайно посаженное пятно или какое-то повреждение. В этих случаях на помощь также приходит кастомайзинг. Художественная штопка, вышивка, аппликация станут спасением.
Кастомайзинг джинсовой рубашки
Из вещей, которые по каким-то причинам уже нельзя носить, можно сделать другие предметы. Например, старые джинсы можно превратить в рюкзак или в сумку. Старые сапоги продолжат жизнь в клатче.
Печворк поможет соединить множество лоскутков, вырезанных из отслуживших вещей, в покрывало, жакет, жилет.
Кастомайзинг сумки
Идеи для начинающих
Самым любимым вариантом для комбинирования являются трикотажные футболки. Их сочетают с джинсовыми рубашками, рубашками в клетку. Сделав на футболке круглые отверстия и надев на другую контрастного цвета, получают новую стильную вещь.
Кастомайзинг футболки и рубашки
Джинсы несложно переделать в роскошную юбку, подобрав ткань с подходящим принтом. Беспроигрышным вариантом является клетка.
Переделать джинсы в шорты может каждый. В этом случае даже не обязательно обрабатывать края
Кастомайзинг предлагает простые идеи стильной одежды для женщин:
Часто из взрослых вещей мамы своими руками мастерят одежду детям. Ставшие малыми рубашки легко превращаются в детские халатики. Мамины платья превращаются в платья для дочек
Список идей кастомайзинга одежды можно продолжать до бесконечности. Проявив фантазию и немного потрудившись, можно освежить гардероб, пополнив его оригинальными вещами ручной работы.
Старая одежда часто служит материалом для изготовления предметов декора. Старый свитер превращается в думочку, коврик, плед. Абажуры для светильников, декор для кашпо придадут уют и вызовут приятные воспоминания. Детские вещи продолжают жить в мягких игрушках.
Кастомайзингу одежды несложно научиться. Пройти обучение можно, воспользовавшись видеоуроками в интернете.
Для того, чтобы заниматься кастомайзингом, нужно несколько вещей: желание, фантазия и немного свободного времени. Пересмотрите одежду, которую вы давно не носите, и, может быть, у вас появятся интересные идеи.
Наглядно, как старые вещи можно преобразить в новые, вы узнаете, посмотрев видео:
ЧТО ТАКОЕ КАСТОМИЗАЦИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА
Мода всегда была сферой противоречивой. С одной стороны, одежда помогает нам искать себя и самовыражаться, с другой, следование трендам и fast fashion стирают границы между стилями, что делает нас однообразными и похожими друг на друга.
Когда сезонная мода стала набирать обороты, дизайнеры придумали новый способ, как одевать всех в свои вещи, но при этом помогать клиенту оставаться уникальным. Решение нашлось в кастомизации –– индивидуализации той или иной вещи под конкретного человека.
Картина Эдварда Джона Пойнтера «Визит царицы Савской к царю Соломону» на сумке Hermes
ИСТОРИЯ
Кастомизация действительно получила широкое распространение в последние несколько лет, однако этот тренд зародился еще в 70-е. Изначально персонализация вещей была прерогативой различных молодежных субкультур: первыми свои вещи стали самостоятельно обновлять хиппи. Американские «дети цветов» украшали сумки, жилеты и джинсовки патчами, бусинами, различными вышивками и фирменным знаком своей субкультуры.
Параллельно с этим как раз развивалось панк-движение в Великобритании. Представителем этой субкультуры было буквально необходимо апгрейдить свои наряды: рвать футболки и джинсы, дополнять кожаные куртки шипами, разрисовывать их надписями и различными знаками.
Долгое время кастомизация считалась частью различных молодежных движений: творческим личностям, не принимающим мир таким, какой он есть, было необходимо выделиться из толпы.
А лучшим способом было как раз самостоятельно обновить купленную в магазине вещь, переосмыслить ее и перекроить на свой лад.
DIGITAL-РЕВОЛЮЦИЯ
Развитие интернета и социальных сетей полностью перевернули мир. Теперь каждый мог заглянуть в любой уголок земного шара, узнать о том, что носят люди где-нибудь в Австралии или Исландии, и в очередной раз убедиться в том, что мы как-то чересчур стали похожи.
Необходимость выделиться из толпы снова встала ребром: модным брендам теперь было недостаточно производить лишь стильную и удобную одежду. Клиент хотел получить историю, частью которой он мог стать. Что-то, что разделяло бы его взгляды и ценности и помогало проецировать их в мир. Эксклюзивность стала настоящим залогом успеха. Люксовый мир погрузился в эпоху кастомизации, bespoke и изготовления на заказ.
Стать обладателем новой сумки Dior – таким мало кого удивишь. А вот поучаствовать в создании собственной модели, выбрав цвет ручки, подкладку или материал – уже совсем другой разговор.
Сейчас многие люксовые бренды предлагают клиентам сервис по персонализации изделий. К примеру, совсем недавно по миру путешествовал Fendi Peekaboo Bar: в небольшом пространстве можно было собрать собственную модель культовой сумки Peekaboo, выбрав размер аксессуара, цвет корпуса и материал ручки.
То же самое можно было сделать с легендарными туфельками Колибри от Фенди.
В 2018 году Gucci запустили на официальном сайте функцию кастомизации сумок и кроссовок, которая получила название Do It Yourself («Сделай сам»).
Кастомизация быстро стала символом персонализации: главным трендом стали монограммы и инициалы при кастомизации обуви, сумок и аксессуаров.
Пожалуй, пальма первенства здесь определенно достается Dior. Французский дом моды персонализировал сумки Dior Book Tote and Diorcamp и разослал их главным модным инфлюенсерам и селебрити. А позже запустил и сервис для всех желающих: клиенты могли добавить свое имя и инициалы на культовые модели сумок бренда. Кто не захотел бы видеть свое имя на модном творении Dior?
Наоми Кэмпбелл, Негин Мирсалехи
Louis Vuitton также продвигали программу кастомизации своих изделий. Тестировали сервис Now Yours на кроссовках Run Away. Покупателям предлагалось выбрать цвет кожи и других материалов, а также украсить их инициалами.
Coach и вовсе дали возможность поклонникам марки почувствовать себя настоящими дизайнерами и создать собственную сумку почти с нуля. На сервисе Coach Create можно было выбрать форму сумки, цвет кожи, а также дополнить модель различными деталями и аксессуарами.
Интересно, что не только люксовые марки заинтересовались идеей кастомизации. Спортивные бренды, например, Nike, практикуют это тренд уже лет 20.
Levi’s, зная о всемирной любви к их джинсам, также дают возможность клиентам сделать любимую пару денима более уникальный и персонализированной, добавив на вещи патчи, нашивки и шипы. Levi’s Tailor Shop и Print Bar часто можно найти на различных фестивалях и других мероприятиях.
Некоторые компании и дизайнеры занимаются кастомизацией сумок других брендов. Особой популярностью среди fashion-гуру и селебрити пользуются сумки Hermes. Главные ценители вкладываются в уникальные в своем роде модели, росписью которых занимаются известные художники и дизайнеры. Стоимость таких шедевров возрастает в разы.
К примеру, Hermes Birkin с нанесенной вручную репродукцией картины известного Джорджа Кондо, которую Кенье Уэст подарил Ким Кардашьян, обошлась в 1,3 миллиона долларов.
ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВАЯ МОДА
Еще один аспект популярности кастомизации – экологичность. Продление жизненного цикла вещей стало важной ступенью в развитии модной индустрии. Сюда же относится и возросший интерес к барахолкам и секонд-хендам, которые еще несколько лет назад ассоциировались с бедностью, а уже сейчас стоят во главе устойчивого развития. Популярный среди молодого поколения российский бренд Roma Uvarov Design создает целые коллекции из вещей, которые находит в комиссионках и на блошиных рынках.
Roma Uvarov Design FW 19-20 Roma Uvarov Design FW 20-21
Подарить любимой вещи вторую жизнь, вместо того, чтобы поменять ее на новинку сезона, – такому тренду сейчас следует не только молодежь. Осознанное потребление проникло в умы разных поколений. Старые вещи, найденные на просторах секонд-хендов или в собственном гардеробе, люди самостоятельно перешивают, дополняют новыми деталями и носят как совершенно новые и самостоятельные. Для подобных целей существуют специальные платформы и ателье, которые помогут вам подарить вторую жизнь байкерской куртке из 80-х или винтажной сумке.
Среди самых популярных – сайт Artburo, где можно не просто добавить инициалы на вещи, но и разукрасить их в разные цвета, добавить патчи и целые репродукции картин.
Ogcustom предлагает кастомизировать одежду, обувь и аксессуары.
А вот на сайте Bycustom вас научат персонализировать вещи самостоятельно.
Почему сегодня кастомизацию связывают с устойчивой модой? Ведь, с одной стороны, если задуматься, то любая вещь с активным принтом, росписью, нашивками, из моды выйдет гораздо быстрее нейтральной. Ну или просто надоест.
Но тут включается другой паттерн. И он уже не про моду. В нем гораздо больше смыслов.
Ведь вещь, которую сделали ЛИЧНО для вас – это уже совсем другая история, правда?
Особенно сегодня, когда во всем мире расцветает дайвёрсити и философия, что каждый человек уникален. Так вот кастомизация это про то, что ваши вещи могут быть продолжением вас, отражать вас и говорить за вас вместо вас.
И у вас точно не поднимется рука отправить такую вещь в отставку (на свалку).
На фото моя десятилетняя косуха, которую я в прошлом году собственноручно расписала. И теперь – это моя любимая вещь.
Кастомайзинг — страсть превращать одежду в эксклюзив
Ведь ассортимент любых точек продажи одежды настолько богат, что нашим мам и бабушкам и не снилось, и всегда можно подыскать для себя что-нибудь интересненькое без риска увидеть подобный наряд ещё на сотне людей из вашего города?
Не может быть решающим и экономический фактор, ведь переделке может подвергнуться как вещь из секунд-хэнда, так и эксклюзивный брендовый товар, если купивший его человек решил, что он недостаточно хорош.
Это прекрасная роль любому побыть в роли дизайнера, создавая уникальную в своём роде вещь. Многих обрадует тот факт, что на первый план выходит не принадлежность к бренду, а возможность самовыражения.
Кастомайзинг: от истоков до наших дней
Наверное, неправомерно пытаться определить, когда мысль о подобной переделке посетила человека. Другое дело, что многие источники называют имена тех первопроходцев-кастомайзеров, в связи с творениями которых был впервые употреблён этот термин. Не удивительно, что это были дизайнеры, которые использовали для своих переделок различные вторичные материалы.
Вот хотя бы бельгиец Мартин Марджела, который много времени проводил на блошиных рынках в поисках оригинального материала для очередных нарядов. Только ему могла прийти в голову мысль, что из детских носков может получиться отличный свитер, а из видавших виды армейских парашютов удобные комбинезоны.
Еще оригинальнее оказался Антонио Маррас, который перешил фраки на роскошные и весьма соблазнительные вечерние платья с открытой спиной.
Создать свой неповторимый стиль, переделывая одежду, совсем просто. Приветствуются даже самые необычные идеи, никаких ограничений для творчества при этом не существует. Вот у нас есть обыкновенная белая футболка (или майка). Что бы вы на её основе могли сделать?
А если попробовать сделать совершенно другой вид одежды. Юбку?
А может быть, платье? Правда, одной футболки будет мало, а на платьице справа пошло всего лишь 37 футболок, правда, мужских, правда, поношенных, но смотрится весьма ново.
ALOVAK magazine
Онлайн-журнал для творческих людей
Кастомайзинг одежды: основы
О том, что такое кастомайзинг одежды и других предметов гардероба, об его основах и разновидностях нам рассказала стилист Лена ЛОСЕВА.
Кастомайзинг – переделка и преображение готовых вещей под свой вкус и потребности.
В век быстрой и общедоступной моды другие правила и другие ценности. Несмотря на советы стилистов вкладываться в базовые предметы и экономить на остромодных, люди все легче тратят деньги на однодневки и потом так же просто расстаются с ними по окончании сезона. «Выживают» при таком раскладе лишь те вещи, которые можно обыгрывать бесконечно. К ним традиционно относятся базовые предметы вроде маленького черного платья.
Однако в последние пару лет возник и другой мощный тренд, позволяющий по-новому взглянуть на свой гардероб, на конкретную вещь и на проблему потребления в целом. Имя этому тренду – кастомайзинг, от англ. customizing – настройка. И действительно, покупателю дается беспрецедентная возможность купить модную вещь и в любой момент «настроить» ее под себя, как обои на рабочем столе компьютера или громкость в игре.
Тут уж дизайнеры упражняются кто во что горазд. Придумывают двусторонние вещи, которые можно носить наизнанку; делают сменные ремни для сумок и пряжки для обуви; предлагают покупателю самому выбрать декор будущей сумки еще на стадии заказа или продают наборы стикеров, чтобы можно было украсить уже готовый рюкзак или шоппер; а кое-кто прилагает к девственно-белой сумке или кедам специальные фломастеры: придумай рисунок и раскрась сам!
На этой волне триумфально вернулись и всевозможные брелоки, казалось бы, навсегда оставшиеся в 90-х и 2000-х. Поклонницы браслетов Pandora (и пара десятков марок-подражателей) пристально следят за обновлениями коллекций, чтобы купить в свой набор очередную бусину-шарм. А на сайте converse.com можно придумать и заказать кеды собственного дизайна, отдельно выбрав цвет буквально для всего, от шнурков до хлястика над пяткой. Чудеса!
От реалий стран СНГ это не так далеко, как может показаться. Последний год у белорусских модников на виду и на слуху сумки и рюкзаки со сменными клапанами от Farbotka и Via Lattea: можно купить одну сумку, а «крышек» к ней – с десяток, а то и два: от яркой велюровой или меховой до варианта с рисунком «под леопарда» (а у Via Lattea еще и съемный декор для рюкзаков). Maria Dubinina предлагает изготовить сумку с принтом на ваш выбор, у Killtoday можно заказать сумку или рюкзак с именным оттиском, а при помощи меховых аксессуаров для обуви LeFurle легко преобразить даже самую простую пару.
На модных маркетах в Минске продается голландская бижутерия-конструктор Parmon Art: покупаешь основу (кулон, кольцо, браслет) и к нему – кнопки-чунки, их десятки, если не сотни, на различную тематику. В новой коллекции Vanilla Naomi есть колье, в котором можно менять кулоны – под ситуацию и настроение, чокер iola’s bijou легко превращается в браслет и наоборот, а Evgenia Shloida делает двусторонние браслеты с перфорацией – например, с лаковой бирюзовой кожей и бежевой замшей.
Parmon Art
Отдельные примеры встречаются и у одежных брендов. У Totallook, например, есть платье со съемным воротничком, который вдобавок имеет две стороны – синюю бархатную и узорчатую хлопковую. У Lena Tsokalenko нашлись двусторонний жилет и платья, которые можно драпировать и носить несколькими способами, а одна и та же мужская рубашка Honar может выглядеть строгой и однотонной или же неформальной и с вышивкой – достаточно закатать рукава и расстегнуть пару верхних пуговиц.
Но все это – лишь один вид кастомайзинга, я бы назвала его обратимым, ведь все можно сделать «как было». В моде и другое: переделка вещей посредством старого доброго хэндмейда, а точнее, вещи, которые выглядят так, словно над ними поработали чьи-то умелые ручки (даже если на самом деле они были изготовлены на фабрике). Звезды мирового стрит-стайла явно не корпят вечерами за рукоделием, но вот отделка на их джинсах и кожаных куртках выглядит так, словно ее сделали дома.
В ход идет все: вышивка гладью и бисером (порой нарочито немного неровная), нашивки, стикеры, брызги краски, лозунги, блестки и пайетки, декор из пуговиц, кнопок, шипов, кружева и так далее. При этом многие не боятся переборщить и сделать вещь чуть театральнее, чем нужно. А все потому что последние годы в ходу еще и ирония, клоунада и нарочитость.
Найти такие модели можно в любой ценовой категории, в том числе в масс-маркете (как раз сейчас все помешались на вышивке – ловите момент!) и у белорусских дизайнеров. У Zibra, например, чудесная ручная вышивка – крупными отрывистыми стежками, словно ее делал ребенок, это придает каждому рисунку особое очарование. Бренд Tikota Unique и вовсе начался с переделки готовых вещей, например, с перешивания и разрисовывания обычных джинсов.
Zibra
ALOVAK станет вашим гидом на увлекательном пути переделки своих вещей, предлагая простые и интересные способы разнообразить гардероб и не накупать при этом гору одежды. Некоторые приемы позволят менять облик вещи часто, некоторые – раз и навсегда. Поэтому, продолжение следует!