кастомы это что у художников
Кастомы это что у художников
Комишка, традишка, коллаб: терминология современного художника
«Возьму комишки на хеды, халфы и фуллы. В традишке и дидж, лайн, безлайн», – такие объявления можно обнаружить в группах начинающих художников. «Не могу разобрать слова, это на эльфийском?», – подумаете вы.
Всё течёт, все изменяется, и вместо привычных нам «графика, гризайль, акварель» в среде художников можно услышать вот такую абракадабру. Чаще всего эти термины используют подростки-самоучки и фрилансеры, но они всё прочнее входят в лексикон и далеких от сферы людей.
С развитием всемирной сети Интернет художники из разных стран объединились на тематических площадках для продвижения, поиска работы и обмена опытом. А так как универсальным языком для общения во всем мире признан английский, не удивительно, что именно оттуда вышло большинство современных профессиональных жаргонизмов. Давайте пройдёмся по самым основным из них.
Начнём с того, что собственно сам художник это артер (arter), а рисунок – арт (art).
Разделение по техникам:
На смену деления работ на живопись, графику и так далее, пришли более обобщённые категории: диджитал и традиционный рисунок.
Традишка (традиционный рисунок, traditional art) – работа, выполненная с помощью традиционных материалов и инструментов: гуашью на бумаге, маслом на холсте и т.д. Оцифрованное (скан, фото) и залитое в интернет традиционное изображение всё равно будет традишкой.
О процессе:
Туториал (tutorial) – пошаговый урок, показывающий, как что-либо нарисовать.
Скетч (sketch) – набросок, эскиз, намётка рисунка со вспомогательными линиями, тренировка поз и мимики персонажей, набивка руки перед чистовым рисунком. Соответственно, скетчбук – альбом или блокнот для набросков.
Драфт (draft) – быстрый, неряшливый набросок.
Линия движения (line of action) – линия, которая задаёт движение при рисовании персонажей.
Линии построения – вспомогательная линия, используемая для графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не входящая в состав окончательного изображения.
Лайн (line) – аккуратный чистовой (либо черновой) рисунок, но без цвета и свето-теней.
Шейдинг (shading) – наложение теней.
Хайлайты (highlights) – световые эффекты: блики, отражения, рефлексы.
Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом без теней и света.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения.
Монохром (греч. «mono» – один и «chroma» – цвет) – одноцветность (но не обязательно ч/б) работы.
Бэк, бэкграунд (background) – фон.
Текстура – изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов.
Палитра (palette) – цветовая гамма конкретного рисунка (можно подобрать, можно взять уже готовую).
Коллаб (collaboration) – совместная работа нескольких художников над одним артом.
Реквест (request) – работа, выполненная на заказ бесплатно или в обмен на спасибо, лайки, репосты, рекламу.
Редизайн (redesign) – изменение/улучшение персонажа или какого-то стиля.
Редрав (redraw) – когда автор перерисовывает свою же старую работу, чтобы показать, насколько за этот период улучшился навык рисования.
Челендж (challenge) – соревнования, вызов, вид активности в среде художников. Наиболее популярные: Inktober, Drawlloween, Mermay, Draw in your stile.
Випка (WIP, W.I.P., work in progress) – работа, выкладываемая в процессе её создания, с целью показать сам процесс или попросить совета.
Трейд (trade) – обмен рисунками: ты рисуешь – тебе рисуют в ответ.
ACEO-трейд (art cards, editions and originals) – обмен по почте небольшими карточками примерно 6,3 × 8,9 см. Как правило, рисованные, но могут быть фотографией или коллажем, как в одном экземпляре, так и тиражированные.
Кирибан (kiriban, от яп. 切りのいい番– kiri no ii ban) – дословно: хорошее число, чтобы остановиться. Суть явления сводится к тому, что участник сообщества-подписчик фиксирует круглое, красивое число (количество постов, подписчиков), и за это получает награду, например, рисунок от артера.
О рисунках:
Чар (character), перс – персонажи с собственной биографией, палитрой цветов, именем, характеристиками.
ОС (original character) – оригинальный персонаж художника, тот, которого он сам себе придумал.
Адопт (adoptable, adopt) – способ создания персонажей. Художник придумывает персонажа и выставляет на продажу. Как только покупатель его приобретает, адопт и права на него полностью оказываются в распоряжении купившего.
Комишка, комишн (commission) – рисунок на заказ за деньги.
Гифт (gift) – рисунок в подарок.
Хэдшот, хэд ( headshot ) – «летающая» голова, рисунок головы без туловища.
Халфбоди, халф (halfbody) – «половина» тела, рисунок «по пояс».
Фулбоди, фул ( fullbody ) – персонаж в полный рост.
Полноценка – работа, выполненная в цвете, с фоном и деталями.
Безлайн – рисунок, созданный без ободочного контура, в котором объем передан только свето-тенями и цветом.
Антро (antro) – антропоморфные животные, похожие на человека практически во всём.
Фурри (furry) – животные, как правило, обладающие мехом, которым присваиваются человеческие качества в той или иной степени. Кто-то разделяет фурри и антро, кто-то считает, что это одно и то же.
Юч/YCH (your character here) – набросок персонажа, который можно купить или забронировать. Выбранный набросок будет покрашен под вашего персонажа.
Ватермарка (watermark) – сигнатура, клеймо, логотип, подпись художника.
Оверпэйнт или редлайн – изображение, выполненное поверх работы другого человека для подсказок или указания ошибок. Иногда оверпэйнтом называют обводку, обмазку, обмазон – когда автор размазал, заблюрил (blur – вид обработки в графическом редакторе), исказил фильтрами готовую фотографию и выдаёт за свой рисунок.
И еще много-много странных слов. Как можно заметить, многие из них имеют отношения к продажам или продвижению работ, налаживанию социальных связей между художниками и их поклонниками, зрителями, получению обратной связи. Это также новые веяния в среде художников, дизайнеров и иллюстраторов, подробнее об этом можно прочесть в другой нашей статье.
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты
Комментарии
Ну что ж – о практической пользе этой статьи немного упомянуто по касательной в самой статье.
Так вот, миллионы художников со всего мира сидят на англоязычных площадках (так как российских адекватных аналогов практически нет), и общаются. Общение – это способ их учебы. Продвинутые матера выкладывают пресловутые туториалы и випки, делают уроки на ютуб-каналах – зачастую, на английском языке, с использованием этих терминов. Они, рассказывают о приемах, которые используют, делятся со своими подписчиками бесплатными авторскими наработками: кистями, текстурами, шрифтами, распространяя знания. Эти слова, как и многие другие – лишь условное общепринятое средство передачи информации и знаний от людей с разными языками и культурными традициями.
И так было всегда. Достаточно знать историю искусств, чтобы понимать, что подавляющая часть художественных терминов, а также техник и приемов – пришли в нашу культуру извне. В Х-ХІІ веках на художественные традиции Руси сильно влияла Византия, оттуда пришла иконопись. XVII век – засилье европейской культуры. Все слова, которым учат в художественных школах, все эти колориты, палитры, композиции – слова немецкого и французского происхождения. Помогают ли они научиться лучше рисовать, имеют ли практическую пользу? Ну, наверное, да, раз их учат. Перед погружением в какую-то сферу как правило учат базовый категорийный аппарат. И все это было перенесено в русскую культуру в процессе расширения культурных и политических связей, грубо говоря – общения между странами, и затем переработано в некий самобытный продукт русской культуры. Ну а те, кто отрицает очевидное – в России еще предостаточно невырубленной тайги. Можно уйти в лес и там в землянке баловаться лубком, или берестой ))
Прокачка и персонализация
Кастомайзинг – тема ни разу не новая. Изменением предметов и приданием им уникальности занимались всегда, и если ты клеишь стикеры на свой ноутбук, ты кастомайзер.
Другое дело, что во время супер-массового производства и когда индивидуальность и уникальность стали главной ценностью для огромного количества людей, кастомайзинг вышел совсем на другом уровень. Кастомить – своими руками прокачивать все что можно прокачать.
Художники сердцем
Кастомайзингом занимаются чаще всего люди, фанатеющие от того, ЧТО они собираются кастомизировать. Коллекционеры кроссовок и сникерхеды кастомят обувь, фанаты моды – одежду, и так далее.
Это связано с тем, что, как и в любом творческом деле, здесь важна насмотренность – чем больше ты видел, тем интереснее и оригинальнее получится твой кастом.
Самый успешный кастомайзер кроссовок в России Магомед Maggi начинал как коллекционер, в своем увлечении он зашел так далеко, что за коллаборациями к нему стали приходить мировые бренды и магазины. Кроссовки из его коллаборации с магазином Sneakerhead на старте продаж стоили 19000 рублей.
Покупай, продавай
Кастомайзинг превратился в тренд и субкультуру, люди хотят иметь уникальные вещи и готовы за это платить. Существуют отдельные площадки, офлайн и онлайн, фестивали, как faces&laces, где возможно приобрести или наоборот продать свой кастом, или сделать его прямо на месте.
Не только наличные
Кастомизация может стать не просто хобби, а источником дохода и признания. За крутыми кастомайзерами, такими как Даниэль Кордас, чьи кроссовки просто произведение искусства, следят десятки тысяч людей.
Поднимаем культуру
У нас кастомайзинг начинает набирать обороты и уже существуют сообщества, объединяющие тех, кто занимается кастомами. В таких сообществах можно найти любую помощь: от идей до советов по выбору материалов.
Бренды все больше сотрудничают с кастомайзерами, как Levi’s Tailor Shop – компания придумала трейлер, занимающийся кастомизацией ее одежды. Он ездил по Москве и принимал заказы от всех желающих, которых было немало. В общем, все идет к тому, что в нашей стране появится еще не один крутой кастомайзер, и довольно скоро.
Пробовать сделать свой кастом можно:
Что нужно, чтобы стать крутым кастомайзером?
Кастомайзинг затягивает, поэтому уже на берегу лучше подумать, как раскрутиться и заработать на этом нелёгком, но креативном труде.
Кастомы это что у художников
Продавать можно только тех персонажей, на которых Вы лично имеете права- либо созданных Вами же, либо так же самостоятельно купленных ранее у автора/прежнего владельца (если с персонажем не шло запрета на перепродажу).
Нельзя продавать рандомные рисунки и изображения из интернета, сплагиаченных (полностью или частично) либо ворованных персонажей. Аналогично Вы не имеете права и продавать один и тот же концепт персонажа разным людям.
。.:*・゚☆.。.:*・゚゙。.:*・゚☆.。.:*・゚
Q: Зачем нужны персонажи? Зачем люди их покупают?
Помимо самого изображения персонажа, как выше было указано, Вы приобретаете его концепт и исключительные права на него – права, позволяющие Вам распоряжаться персонажем. Персонаж может стать героем Вашего произведения (книги, комикса); Вы можете распоряжаться его судьбой так, как Вам будет угодно. Помимо этого, для участников нашего сообщества покупка и развитие персонажей, их коллекционирование – своеобразный досуг. Некоторые люди сферы годами ждут возможности заполучить в свои руки персонажа, который им симпатизирует.
Важно упомянуть, что скачивание изображения и затирание вотермарки не дает Вам прав на обладание ни самим изображением, ни нарисованным на нем персонажем. Вы можете поставить себе на рабочий стол изображение, рисовать фанарты и пр., однако это не даст Вам никаких исключительных прав на персонажа – Вы не можете его продавать, обменивать и в целом каким-либо образом позиционировать персонажа как свою собственность.
Также приобретение и развитие адопта дает возможность участникам нашего сообщества строить связи с другими людьми на основе связей между персонажами: некоторые участники комьюнити знакомятся друг с другом, когда ищут персонажам связи. В конце концов, сами персонажи являются для своих владельцев чем-то вроде семьи.
。.:*・゚☆.。.:*・゚゙。.:*・゚☆.。.:*・゚
Q: Но ведь можно самому нарисовать персонажа, зачем его покупать?
Создание дизайна, как и само рисование, – отдельный навык, который требуется развивать. Помимо того, что Вы создаете рисунок, Вам также необходимо создать интересный концепт, гармоничный дизайн и в итоге получить целостный образ, с которым можно будет дальше работать. Не все художники могут создавать концепт-арты; а хороший дизайн может быть плохо исполнен, однако хуже сам дизайн от этого не станет.
Более того, некоторые люди не способны создать персонажа для самого себя, и им приятнее приобрести уже готовый концепт. К тому же, создание персонажа для себя – определенный риск, поскольку итоговый результат может разительно отличаться от изначального представления. Имея перед глазами готовый концепт адопта, можно понять, в твоем ли он вкусе, будешь ли ты развивать его.
Ниже будут разобраны термины, которые встречаются в адопт-сфере чаще всего:
Способы получения и продажи персонажа:
Некоторые художественные термины:
О правах художника на его работу.
✎ Согласно ГК РФ, автору произведения принадлежат следующие права (п. 2 ст. 1255 ГК РФ):
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения
✎ Художник имеет право на подпись в своих работах. Покупатель, заказчик не имеет права замазывать ее, либо вообще как бы то ни было изменять работу без разрешения на то автора.
✎ Художник имеет право на использование работы для своего портфолио. Художник может договориться с заказчиком о не публикации арта в общем доступе, однако он все равно будет иметь право использовать арт для закрытого портфолио.
✎ Рекомендация для художников насчет патента Ваших работ: указывайте помимо подписи ссылку на себя (Ваш аккаунт), Вашу творческую группу, дату создания.
Кукольный вопрос: Кастом vs Ооак
Что же это за страшные слова такие и с чем они связаны? Оба эти понятия напрямую связаны с кукольным миром. Если говорить совсем просто, то это переделка фабричной куклы. Но почему же тогда два названия? Давайте разберемся.
Ни для кого не секрет, что в наши дни куклами увлекаются не только дети, но и взрослые. Существуют различные коллекционеры кукол, клубы по интересам, кукольные ателье. Есть даже целое направление кукол, которые изначально создаются, как коллекционные и не предназначены для детских игр. Но об этом в другой раз. Итак, существуют удивительные коллекционные куклы, но внимание мастериц и коллекционеров не обошло и игровых куколок. Согласитесь, ведь это чрезвычайно интересно: взять стандартную куклу и подарить ей совершенно новый, уникальный образ. Но давайте же разберемся, чем отличается кастом от ООАКа.
Кастомом можно назвать любые изменения в кукле (например, если вы перерисовываете ей лицо).
ООАК же это создание полностью нового образа куклы. Т.е. вы продумываете новую прическу (возможна замена волос), макияж, одежду и т.д. Но почему такое название? ООАК можно расшифровать с английского, как Единственный в своей роде («One of a kind»).
Он может включать в себя:
И в итоге получаются удивительные, уникальные куколки. Каких только мастериц нет в нашем мире.
А вы когда-нибудь меняли образы своих кукол?
P.S Все фото примеры взяты из интернета. Если вы знаете авторов, их можно указать в комментариях 🙂
Кастом для Билли Айлиш, перформанс для Дины Саевой: интервью с самым дерзким художником Максом Борисовым
Осенью прошлого года весь отечественный Instagram облетела фотография сумки Chanel с провокационным принтом: «Эта сумка стоит 300к, но мне *****». Ее выкладывали в паблики, обсуждали в комментариях и обвиняли автора в вандализме. Создатель такого смелого кастома – художник Макс Борисов и герой нашего сегодняшнего интервью.
Ему 23 года, он талантливый, дерзкий и невероятно харизматичный. Его работы появляются на стенах домов, одежде прохожих и эскалаторах в метро. Он творит с горящими глазами и желанием покорить весь мир. Даже пока Макс ждал меня на интервью, успел расписать очередные кроссовки. Так что теперь на беленьких Nike Air Force есть фирменный глаз художника (за рисунком, кстати, стоит целая история, но об этом чуть позже). О себе он рассказывает очень просто: «Я занимаюсь абсолютно всем, что касается искусства и кисточки».
Осознание того, чему хочется посвятить свою жизнь, у каждого приходит в разное время. Кто-то тратит на поиски много лет, а кто-то сразу понимает, в чем его призвание. В случае Макса было именно второе: «Это похоже на мечту ребенка. Первое, что я помню в жизни, – это то, что я хочу рисовать. Мне мама рассказывала, что, когда она меня кормила, я молоком вырисовывал узоры на ее груди. Наверное, еще тогда я понял, что моя жизнь будет связана с искусством».
В художественную школу Максим никогда не ходил, говорит, денег не было и приходилось всему учиться самому. «Помню, когда появился Интернет, я скачал себе на кнопочный телефон картинку тату-эскизов, а потом срисовывал с нее, контурировал». Кстати, тогда он был уверен, что никогда не будет рисовать людей. «Когда я был ребенком, я говорил, что никогда не буду их рисовать, потому что они этого не заслуживают. А потом увидел работы художника Кейси Бахаи захотел писать портреты».
Художники часто ищут вдохновение в работах других мастеров, поэтому после слов о Кейси Бахе я спросила, кто еще вдохновляет его. Ответ по-настоящему удивил: «Я считаю, что вдохновения не существует. Скорее, есть то, что меня заряжает. Есть люди, которые наполняют меня эмоциями. Это касается не только чего-то положительного, но и отрицательного. Потому что жизнь у меня непростая, в ней больше темных красок, чем светлых. Возможно, именно это заряжает меня рисовать что-то мрачное, но мне это нравится».
Немалую роль в творчестве Макса играет стрит-арт, и нет, это не уличные теги, как у граффитчиков, а настоящие картины, которые незаметно появляются на полотнах реставрируемых зданий, в вагонах метро и даже на эскалаторах. Но многие все равно приравнивают это к вандализму и не понимают, где заканчивается одно и начинается другое. «Вандализм проще искусства, потому что ты его делаешь быстрее. Вандализм – это шум. А когда работаешь на холсте – это искусство», – отвечает Макс на мой вопрос о грани арта и обычного хулиганства.
Кстати, многие художники тоже не разделяют первое и второе, но у нашего героя на этот счет свое мнение. «Меня заводит тема небольшого хулиганства, но всегда есть рамки. Нельзя портить культурное наследие». Тем не менее большинство работ, пусть даже самых талантливых, исчезают так же быстро, как появляются. Закон есть закон. Поэтому я спросила у Макса, не обидно ли ему, что его картины так безжалостно стирают. «Искусство не измеряется временем. Оно ценится моментом, когда создалось. Мне было бы обидно, если бы я не успел доделать работу и меня забрали бы и повязали». Такие ситуации в жизни художника случались, и не раз, но он всегда возвращался и заканчивал то, что начал.
Одну из последних работ я видела в Петровском переулке (к сожалению, сейчас она хранится только в фотопленке у сотни прохожих). На большом полотне было изображено лицо девушки, которое через несколько дней сам художник облил белой краской. Такая задумка не случайна, это был уличный перформанс, который, по мнению Макса, необходим любому художнику. «Для каждого человека важно привлекать внимание, и особенно для тех, кто хочет быть медийным. Я думаю, благодаря этой ситуации я стал еще популярнее. Это было нужно для моего развития, мне нужна новая аудитория, новые клиенты, а их надо приманить».
Новым клиентам наш герой продает не столько картины (хотя и их тоже), сколько кастомизированную одежду, благодаря которой он приобрел популярность. За эти несколько лет он сделал кастом для Дины Саевой, Андрея Петрова и даже Билли Айлиш.