ката в карате это что
Ката в карате это что
Ка́та (яп. 型 или 形) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. По сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств. Аналогично таолу в ушу и пхумсэ в тхэквондо. В школе современного карате Дзёсиндо в определение ката дополнительно внесено понятие ката как эталонного образца техники карате для подражания и изучения.
Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением ката. Также считается, что ката обладают медитативным воздействием.
Содержание
Кэндо ката
Нихон кэндо ката были созданы путем интеграции многих ката (форм) из разных школ кэндзюцу в 1912 году. Целью этого было сохранение традиционных форм кэндзюцу в кэндо, чтобы помнить, откуда пошло кэндо. [1]
Кэндо ката состоят из 7 ката с тати (длинным мечом) и 3 ката с кодати (коротким мечом).
В ката можно увидеть некоторые стойки, которые больше не используются в современном кэндо.
Кэндо ката практикуются, как правило, с боккэном и без защитного снаряжения. Кэндо ката выступают связующим звеном между кэндо и кэндзюцу.
Организация матчей
В начале каждой схватки и при объявлении своих имен, два участника, один с красным поясом (АКА), другой с синим (АО), должны встать в линию у края площадки лицом к Главному Судье по Ката. После поклона Судейской Бригаде, АО делает шаг назад и оказывается вне площадки. После того, как АКА занимает свою исходную позицию и четко объявляет название исполняемого Ката, он начинает исполнение. Выполнив свое Ката, АКА покидает площадку и ожидает, когда АО закончит выполнение. После того, как АО выполнил своё Ката, оба участника возвращаются к краю площадки и ожидают решения Судей.
Список основных ката WKF.
Ката Годзю-рю
Ката Вадо-рю
Ката Дзёсиндо
Ката Сётокан каратэ-до
Name | Имя | Значение и происхождение |
Taikyoku 1—3 | Тайкёку 1—3 | «Великое Начало». Созданы в 40-х годах Г.Фунакоси. Предназначены для развития силы и координации. Не относятся к категории т. н. «классических» ката. Обычно не изучаются. |
Heian 1—5 | Хэйан 1—5 | «Мир и покой». В Сюри-тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пинан. Под таким названием они изучаются в Вадо-рю, Сито-рю, Киокусинкай и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката. |
Tekki 1—3 | Тэкки 1—3 | «Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трёх вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цуки) и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника (фумикоми). Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Сёрэй-рю. Тэкки Сёдан — исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки нидан и Тэкки сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях. |
Bassai dai | Бассай-дай | «Преодоление препятствий». Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-рю, Сито-рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Создана основателем окинавской школы Сюри-тэ Мацумура Соконом на основе некоторых китайских комплексов таолу. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка. |
Empi | Эмпи | «Полёт ласточки». Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу, впервые продемонстрировавшего её на Окинаве в 1863 году. Вариант мастера Санаэды, ученика Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-рю, Сёрин-рю и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до, была очень популярна в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз |
Kanku dai | Канку-дай | «Созерцание небес». Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-сё в Сётокане, Кусянку в Вадо-рю, Сихана-Кусянку в Сюри-тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пинан). Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Любимая ката мастера Фунакоси, именно ката Канку-дай демонстрировал Фунакоси Гитин во время показательных выступлений в штаб-квартире и главном тренировочном зале дзюдо Кодокане. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сётокана. Так же называется сложнейшая и основная ката Кекусинкая. Как и в Сётокане, в ней зашифрована вся основная техника Кекусина. |
Hangetsu | Хэнгэцу | «Полумесяц». Мастер Фунакоси называл её Сэйсан в книге «Рюкю кэмпо: каратэ». Единственная энергетическая ката в Сётокане. Происходит из Наха-тэ |
Jitte | Дзиттэ | «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий |
Gankaku | Ганкаку | «Журавль на утесе». Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Сёрэй-рю. Изучается также в Сито-рю. В Сётокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до. |
Nijushiho | Нидзюсихо | «24 шага». В Сито-рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо ёко гэри, практиковали фумикоми. |
Chinte | Тинтэ | «Необычные руки» (также «редкие руки» или «сумасшедшие руки»). Фунакоси называл её Сеин. Изучается в Сито-рю. Сэнсэй Канадзава относит её к ката защитных действий. Происходит из Китая. |
Sochin | Сотин | «Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась Хакко. Изучается только в Сётокане и Сито-рю. Происхождение и автор неизвестны. |
Meikyo | Мэйке | «Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай. В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Фунакоси Гитином. |
Unsu | Унсу | «Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается также и в Сито-рю. |
Bassai sho | Бассай-сё | Малая форма Бассай-Дай. Создана мастером Итосу. Практикуется только в Сётокане. |
Kanku sho | Канку-сё | Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сётокане. |
Wankan | Ванкан | «Королевская корона». Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Сётокане. |
Gojushiho dai | Годзюсихо-дай | «54 шага». Фунакоси называл её Хотаку. В Сито-рю называется Усэси. |
Gojushiho sho | Годзюсихо-сё | Малая форма ката Годзюсихо-Дай |
Jion | Дзион | Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: |
1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму; 2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Сётокане и Вадо-рю.
Ката Сито-рю
Классическое выполнение ката
Нетрадиционные способы выполнения ката
Помимо классического способа выполнения ката, существуют «нетрадиционные» способы. Как правило, эти способы не имеют широкого распространения и в основной своей массе (для СССР) практикуются специалистами, пришедшими в каратэ во время «первой волны» [источник не указан 1268 дней] в 1960—1970 г.
Ката в карате это что
Под ката в карате шотокан понимают комплекс боевых действий, составляющих технику атаки либо защиты против воображаемых противников. Внешне кате карате выглядит как связка красивых хореографических движений. Каждое из них является выражением силы, скорости, мастерства. Однако ката каратэ – это не танец, а последовательное и ритмичное передвижение по площадке, позволяющее продемонстрировать особенности техники и уровень профессионализма.
Самому карате кате придает эстетичность, зрелищность. Без этого комплекса движений тренировки представляли бы собой рутинное отрабатывание базовых приемов. Фактически в каратэ до шотокан ката привнесла красоту и гармонию. С другой стороны, их освоение помогает выработке важных навыков, а именно контроля собственной силы, эмоций, сознания. По сути дела, в карате сетокан ката выполняет реабилитационную функцию. Исполнение этого комплекса способствует физическому и психологическому оздоровлению.
В школе Дзаншин изучению катэ каратэ уделяется особое внимание. Ведь благодаря этому комплексу юные спортсмены учатся правильно дышать и двигаться, а значит, их энергетика становится сбалансированной.
Что нужно соблюдать при исполнении ката в карате шотокан?
В каратэ шотокан ката усваивается только тем, кто:
Какая ката в каратэ до шотокан?
Поначалу карта каратэ шотокан насчитывала свыше 100 катэ. Но Фунакоши сократил их количество до 26. Объяснение его было таким: освоив традиционные каты, можно открыть их взаимосвязь с остальными, а значит, понять и эти другие каты. В схему ката в карате секотан включаются разные действия: Шорин (быстрые и легкие) и Шорей (медленные и тяжелые).
Подборка обучающего видео
Ката в карате это что
Ката можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, которые способствуют физическому развитию, укреплению скелета человека и его мышц. При кажущейся простоте они требуют хладнокровия и при правильном исполнении демонстрируют силу и достоинству каратиста. Во второй группе собраны ката, способствующие развитию рефлексов, быстрому и ловкому перемещению. Молниеносные движения в этих ката напоминают полет ласточки. Все ката требуют и развивают ритм и координацию движений.
Работа в ката носит как физический, так и духовный характер. При выполнении ката каратист должен продемонстрировать смелость и уверенность в себе, но также смирение, мягкость и понимание этикета, объединяя таким образом дух и тело в единое целое. Как часто напоминал ученикам Гичин Фунакоши: » без этикета дух каратэ-до теряется».
Состояние расслабленной бдительности также характерно для поклона в конце ката и называется заншин. В каратэ-до, как и в других боевых искусствах, доведение ката до полного конца является наиважнейшим.
Каждый ката начинается с блока и состоит из определенного количества движений, которые необходимо выполнить в строго определенном порядке. Существуют наибольшие различия в сложности движений и времени, отпущенном на их выполнение; каждое движение имеет собственное значение и функцию. В ката нет ничего лишнего. Ката исполняется по определенному эмбусен (рисунку), который у каждого ката свой.
Выполняя ката, каратист представляет себя окруженным противниками, он должен быть готов к защитным и атакующим приемам в любом направлении.
Хорошее исполнение ката является необходимым условием при аттестации на кю и даны:
Свободный ката может быть выбран из следующего списка: Бассай, Канку, Джиттэ, Хангецу, Эмпи, Ганкаку, Джион, Текки, Нидзюшихо, Годзюшихо, Унсу, Сочин, Мейкьо, Чинтэ, Ванкан и другие.
Ключевые моменты исполнения ката:
1. Правильный порядок движений. Необходимо выполнять все движения в установленной последовательности.
2. Начало и конец ката. Ката должен начинаться и заканчиваться в одной и той же точке эмбусен. Это требует тренировки.
3.Значение каждого движения. Каждое движение, оборонительное или атакующее, должно быть ясно понятно и полностью выражено. Это также касается всего ката в целом, поскольку каждый из них имеет свои особенности.
4. Понимание цели. Каратист должен знать, какую цель он преследует и когда необходимо выполнить тот или иной прием.
5. Ритм и тайминг. Ритм должен соответствовать ката, тело должно быть гибким, не закрепощенным. Помните о трех факторах правильного применения силы, молниеносным и медленном выполнении приемов, о расслаблении и напряжении мышц.
С дыханием связан киай, который выполняется в середине и в конце ката в момент максимального напряжения. При резком выдохе и напряжении пресса мышцам тела сообщается дополнительная сила.
Пять Хеанов и три Текки являются базовыми ката. Выполняя Хеаны, каратисту надлежит овладеть принципами и навыками, необходимыми в каратэ.
Бассай и Канку являются типичными ката Шотокан. Работая над Бассай, можно обрести хладнокровие и развить ловкость, укрепить силу и овладеть ее динамикой, научиться смене положений. быстрым и медленным приемам, различным блокам, а также способам изменения невыгодной ситуации в свою пользу.
Работая над Канку, можно овладеть быстрыми и медленными приемами, развить динамику силы, обрести гибкость, научиться вращениям, прыжкам и приземлениям.
Важно приступать к освоению этих ката после изучения основ каратэ через Хеаны и Текки, поскольку эти два ката фигурируют в списке ката, исполняемых на турнирах Японской Ассоциации каратэ. Какой бы напряженной ни была их отработка, помните, что ими можно овладеть.
В современном Шотокане основными считается 26 ката :
До тех пор, пока вы не поймете смысл каждой ката, вы не выучите их. Тренируйтесь хоть всю жизнь.
2. Все исполняемые действия должны привести к повреждениям или сильной боли, причиненным противнику.
3. Медленное исполнение приема означает преодоление сопротивления. Необходимо обратить внимание на эту технику, так как она может быть трудновыполнимой в реальных условиях.
4. Когда какая-либо техника или несколько действий повторяются, это означает, что эти действия важны. Это может быть не повторение действия, а несколько последовательно проведенных друг за другом действий.
5. Любая прыжковая техника означает перепрыгивание через брошенного на землю противника.
6. Перекрещивание ног, как правило, обозначает поворот на месте, а не горизонтально исполняемое действие, как это показано в ката. На практике необходимо добавить угол поворота и изменить траекторию исполнения.
7. Всегда и постоянно следует рассматривать исполняемое действие в связке с предыдущим и последующим для лучшего понимания исполняемого действия.
9. Предполагается, что в ката число повреждений, наносимых противнику, увеличивается с каждым последующим действием. Обычно последняя техника самая разрушительная.
Ката могут выполняться с акцентом на следующие моменты:
1. Скорость: очень медленно (ниже скорости исполнения комплексов в Тайцзи Цюань); медленно; в обычном темпе; в быстром темпе; в сверхбыстром темпе (с максимальной скоростью, при которой может выполняться ката);
2. Напряжение: с легким напряжением (расслабленно); с обычным напряжением; с сильным напряжением;
3. Стойка: узкая и высокая; классическая; низкая;
4. Взгляд: глаза открыты; глаза закрыты (для развития чувства пространства и ориентации в пространстве);
5. Партнер: с партнером; без партнера;
6. Киай: с выполнением Киай; без выполнения Киай. По сложности выполнения и заложенной в них информации, ката можно условно разделить на: Ката начального уровня: база исполнения блокконтратака. Ката среднего уровня: включает в себя освобождение от захватов,встречные удары и уходы. Ката высшего уровня: предполагает методы воздействия на суставы и нервные узлы, защита от ударов в жизненно важные центры, уходы,ведение ближнего и встречного боя. Кроме того, ката могут выполняться в обратном порядке (в соответствии с логическим построением обратного порядка) и в зеркальном отражении по отношению к классическому исполнению. Важным моментом в исполнении ката является «видение» предполагаемых противников, то есть следует по возможности реально вести условный бой с воображаемыми противниками.
По характеру исполнения ката можно отнести к упражнениям, которые развивают следующие качества:
1) скоростную выносливость;
2) совершенствование технико-тактического мастерства;
3) скоростное выполнение техники;
4) серийное выполнение техники;
5) чередование концентрации и расслабления мышц;
6) активную медитацию в процессе исполнения ката. Поэтому исполнение ката в соответствующем режиме (соревновательном, ускоренном, с акцентом на кимирование, с отягощениями) будет развивать и соответствующие качества спортсмена.
Продолжительность выполнения ката стиля Шотокан в исполнении Шихана Хироказу Каназавы по видеозаписи (в секундах) (версия SKIF):
Названия и техника выполнения ката в карате
И любители, и люди, профессионально занимающиеся любым традиционным видом карате, обычно изучают ката, которые предусмотрены его программой последовательно, в том порядке, каким его задумал мастер-создатель стиля. Эти формальные комплексы — фундамент боевого искусства; чтобы каратисту повышать уровень мастерства, ему обязательно их знание. Через ката спортсмен не просто овладевает техниками стиля, но и постигает дух единоборства. Поэтому важно знать правильный порядок ката и иметь под рукой руководство по их выполнению.
1 группа: до 1-го дана (с техникой выполнения)
«Таикьёку»
Буквальный перевод названия — соединиться со Вселенной. Она создана в 1940-х гг. мастером-основателем стиля «Шотокан», которого звали Гичин Фунакоши. Ката развивает координацию и силу. Не является «классической». Представители Шотокан, как правило, её не изучают. Эти комплексы — первые представления об особенностях карате. В них включена защита от ударных техник через блоки, выполнение контратак — самые простые движения. «Таикьёку Шодан» содержит только блоки «Гедан барай» и удары «Ои цуки».
«Таикьёку Сёдан»
Это ката выполняется по следующей схеме:
Затем начать с пятого шага и повторить каждое движение. По завершении возвратиться к исходному положению. Предшествующее ката — «Хейан 1». Таикьёку — хорошая основа для неё, оно учит умению перемещаться по сходным траекториям и выполнять базовые технические элементы: удары, блоки. Эта группа (серия) включает 3 ката, однако теперь отрабатывается лишь одно, так как оставшиеся сильно схожи.
«Хэйан»
Название означает умиротворить дух или сохранение мира и спокойствия (покоя). Мастер Итосу модифицировал её древнюю форму. Он дал комплексу название «Пинан». В 1936 году Фунакоши сменил это именование на «Хейан». Эти учебные ката подготавливают учеников к более сложным формам.
«Хэйан Сёдан»
Стиль «Сётокан» имеет 5 ката, первая из которых — Хейан Сёдан. Пока эта форма не была создана, каратисты изучали Наиханти и Басаи Даи. По мнению окинавского мастера Итосу Ясуцуне, начинающим выполнение этих комплексов будет даваться сложно. Ясуцуне разработал альтернативу — «Пинан», сформированную на базе «Канку дай». Поэтому изначально оно называлось «Хэйан нидан». Позже порядок был изменён мастеров Гитином Фунакоси, так как посчитал первый вариант сложнее.
Выполняется форма по следующей схеме:
«Хэйан нидан»
Это второй обучающий комплекс из каратэ «Сётокан». Он обязателен к демонстрации всеми сдающими на жёлтые пояса (7 кю). Изначально «хэйан нидан» задумывался как первая ката, но основателем «Сётокана» Гичином Фунакоши последовательность изучения форм была изменена, потому что этот комплекс казался ему сложнее некоторых других. К примеру «Хэйан сёдан» превратился в «Хэйан нидан».
Выполняется он по следующей схеме:
«Хэйан сандан»
Это ката в данном разделе идёт третьим. Оно обязательно демонстрируется экзаменуемыми на оранжевые пояса (6 кю). Форма состоит из движений, которые стали основой для появившихся позже комплексов: Текки, Джион, Джиин, Джитте. Основная ориентация многочисленных приёмов данного ката — на ближний бой, но первоочередная задача — научиться принимать стойку «киба дати». Комплекс направлен на практику различных форм движения: широкий шаг вперёд, развороты назад, умение при переходах скользить 2-мя ногами сразу.
«Хэйан сандан» выполняется по следующей схеме:
Некоторые технические действия и движения из «Хеиан Сандан» взяты из форм «джитте», «джион» и «джи ин». Речь идёт о двойных блоках «учи уке — гедан бараи» и топчущих ударах, завершающихся принятием стойки «киба дачи».
«Хэиан Ёндан»
Этот ката нужно сдать, чтобы получить 5-й кю, зелёный пояс. Ката акцентирует внимание на ударной технике ног «гэри вадза». Оно состоит из следующих элементов:
«Хэиан Ёндан» выполняется по заданной схеме:
«Хэиан годан»
Последнее ката этого семейства. Оно обязательно для всех сдающих на 4 кю, пояс синего цвета.
Выполняется данный комплекс по схеме:
«Текки»
Техника железного всадника, по-японски — «Наиханти», «бороться боком». Эта форма — имитация боя, когда пространство вокруг сильно ограничено: комната, лодка, край обрыва и т. п. Все три варианта предполагают использование одной стойки «всадник», передние и боковые атаки отражаются по единой схеме: позади находится препятствие, захваты сбиваются, как будто на защищающемся надеты латы, используются атаки для близкого расстояния «каги цки», старооканавская техника «фумикоми», где ноги бьют низкими ударами по ногам врага. Ранее ката называлось «Наиханти». Она является воплощением основных черт «Шореи рю». Исходной формой выступает «Текки Шодан», зародилась она в Китае. Создание вариантов «нидан» и «сандан» — заслуга Итосу-сенсея; схожие комплексы, называющиеся «Наиханти», можно встретить и в других направлениях единоборств.
«Текки Сёдан»
Первое в семействе «тэкки». Является отличной тренировкой положения «киба дати». Обязательно входит в программу 3-го кю, светло-коричневого пояса.
Выполняется по схеме:
Работая над любым ката «тэкки», каратист должен всегда сохранять устойчивое положение, удерживать голову на одинаковой высоте, не подниматься на носки. В переходных движениях первую ногу подтягивают и ставят накрест по отношению ко второй так, что колени находятся одно над другим. Из них возможно быстро акцентированно перейти к «киба дачи». В идеале надо стремиться к чётким переходам и быстрым движениям. Перенесения веса на свободную ногу в «нами гаэши» не должно быть. Происходит быстрое поднятие ноги, которая выполняет движение, до противоположного бедра. Начало движения — от колена.
«Бассай Даи»
«Бассай Даи» означает «штурмовать крепость». Многие стили и школы относят эту кату к традиционным. Она имеет разные интерпретации. Другое название — «Пассаи». Это ката практикуют в направлениях «Шито рю», «Вадо рю», «Ишимине», «Итосу каи» и т. д. Её создал Мацумура Сокон, основатель школы «Шури те» (Окинава), взяв за основу некоторые китайские комплексы «Таолу». Этот комплекс считают одним из самых динамичных и мощных. В нём постоянно быстро сменяются руки, чередующие удары и блоки, что напоминает техники осады замка.
«Бассаи Даи» выполняется по алгоритму:
«Джион»
По-окинавски «джион джи» означает «гонг храма», в японском языке это обозначение милосердия и любви. У комплекса китайское происхождение. Его относят к «томари те». Название объясняется двумя версиями:
Изучают это ката ученики стилей «Вадо рю» и «Шотокан». Формы «Джитте», «Джион» и «Джи ин» входят в одну группу. Они объединяются резкими акцентированными движениями, в которых присутствует большое количество поворотов, частые двойные блоки. Первый раз подобная техника встречается в «Хеиан Сандан».
Ката «Джион» выполняется по схеме:
«Эмпи»
Другое её название — «Вансу», что означает «летящая ласточка», комплекс получил по фамилии создавшего его мастера. Первый раз он был продемонстрирован в 1863 г. на острове Окинава. Первоначальный комплекс был переделан мастером Санаедой, учеником его создателя, а позже — прошёл через ряд модификаций Итосу-сенсея. Форма имеет название «Вансу» и изучается в стиле «Шорин рю», «Вадо рю» и иных.
Этот комплекс считается старейшим среди всех остальных, в Томари он был сильно популярен. В настоящее время его исполнение очень изменилось. Однако основные принципы остались нетронутыми: в каком темпе сменяет позицию центр тяжести, как двигаются бёдра, схожесть движений с полётом порхающей ласточки. На выполнение уходит от 50 до 70 сек.
Ката делается по схеме:
«Канку даи»
По-японски ката называется «Кушанку», что означает «взглянуть на небеса», «созерцать небо». Ранее оно называлось «Кванку». Эти названия появились от фамилии основателя формы. Этот комплекс имеет много способов выполнения: «Канку шо», «Канку даи» в Карате Шотокан, «Кушанку» — в «Вадо рю», «Шихана Кушанку» — в «Шури те» и др.
Считают, что «Кушанку» было взято Итосу-сенсеем как основа, чтобы создать комплексы ветви «Хеиан». Эта форма — самая зрелищная традиционная среди всех окинавских вариантов. Мастер Фунакоши признавался, что любит её сильнее других. Он выбрал её для демонстрации, проходившей в зале «Кодокан». Есть мнение, что эта форма содержит всю основную технику направления «Шотокан».
«Канку даи» выполняется по схеме:
«Хангецу»
Так по-японски называется форма «Сейсан», в которой скрывается обозначение полумесяца или тридцати рук. Второе наименование ей было дано мастером Фунакоши в произведении «Рюкю кемпо: каратэ». Этот комплекс — единственный энергетический в Шотокане. Его исток — форма «Наха те».
«Хангэтсу» характеризуется медленными и быстрыми движениями ногами и руками, которые скоординированы с перемещениями по округлым траекториям скользящими шагами и правильным дыханием. Подобная техника отлично выводит соперника из равновесной позиции. Ключевой момент формы — позиция «хангецу дачи». В комплексе — 41 шаг, время на исполнение — около одной минуты. Он нужен, чтобы перейти от последней ученической степени к первой мастерской.
«Хангэцу» выполняется по следующей схеме:
Все рассмотренные выше ката относятся к ученическим степеням. В общем количестве их получается одиннадцать, однако они равномерно распределены по различным кю. Главная задача форм данной группы — научить базовым ударам, блокам и перемещениям. Эти ката составляют фундамент карате. Далее будут разобраны комплексы движений, необходимые для получения мастерских уровней (данов к чёрному поясу).
2 группа: уровень чёрного пояса (с техникой выполнения)
«Текки нидан»
Оно принадлежит к упомянутому ранее семейству. Японское название переводится как форма «железного всадника». В комплекс входит 24 позиции, на выполнение которых уходит около 50 сек.
Исполняется «Тэкки нидан» по схеме:
«Джитте»
По-окинавски оно называется рукой храма, а по-японски — десятью руками. Это комплекс возник около Томари, сначала его включили в «Шури те», позднее — в «Шотокан». Его родоначальник — китайское искусство «Лохань цюань». Предположительно это ката имеет связь с «Джион» и «Джичин».
По стилю «Сётокан» эта форма нужна для защиты от ударов палкой. Она содержит только защитные приёмы. Практикуя этот комплекс, каратист следит за:
Цель изучения этого ката — выстроить структуру для эффективной защиты. В современном японском «джитте» означает 10 рук. Но данный перевод характерен для японского языка (на окинавском диалекте она называется рукой храма). «Джи» служит для обозначения любви, милости, поэтому лучше воспринимать название этого комплекса как технику милосердия. Форма включает в себя 24 позиции, на её выполнение уходит около 1 минуты.
Она исполняется по схеме:
«Ганкаку»
По-японски — «Чинто» (имя человека, создавшего его, бывшего китайским посланником на острове Окинава), что обозначает журавля на горе или утёсе. Изучают эту форму в «Шореи рю» и «Шито рю». Чередуются плавные и быстрые движения, неподвижные стойки. Каратист должен быть поразительно спокоен, гипнотизировать этим врага.
Основная позиция — ганкаку дати. Комплекс известен ошеломляющими, внезапными атаками по жизненно важным точкам. Он включает 42 положения, на выполнение уходит около 1 мин.
Выполняется по схеме:
«Сочин»
Настраивает на умиротворение, делает каратиста непоколебимым. Создатель и остальная информация неизвестны. Давнее название — «Хакко». Её изучают в «Шито рю» и «Шотокан», носитель традиции — школа «Арагаки». Основная стойка — «Сочин дачи», устойчивая, даёт возможность перехода практически к любой технике.
Комплекс характеризуется чёткими разворотами, быстрыми и резкими взрывными движениями. На протяжении всей формы следует принимать «сочин дачи», за исключением тех случаев, когда инструкция предусматривает иной вариант. На демонстрацию уходит всего от 40 до 25 сек.
Выполняется по схеме:
«Ниджусихо»
Группа «Арагаки», буквально значит «24 шага», в «Томари те» и «Шито рю» носит название «Нисейши». Кто создал её и где — неизвестно. Её практикуют и в «Вадо рю». Считается силовой, мощной, с упором на ударную технику локтей. По старому варианту «йоко гери» заменялся на «фумикоми». Включает тридцать четыре шага, время исполнения — около 1 минуты.
Ката содержит 34 движения и исполняется приблизительно одну минуту. Нидзюшихо требуется для продвижения от 2 дана к 3 дану.
Выполняется по алгоритму:
3 группа: дополнительные ката на уровень чёрного пояса (с техникой выполнения)
«Текки сандан»
Третий комплекс из одноимённой группы. Исполняется по правилам, аналогичным предыдущим. Он отличается одной особенностью: круговым движением рук, которое сочетает защиту и контратаку.
Выполняется форма по схеме:
«Чинтэ»
Означает бамбуковую, необычную, сумасшедшую руку либо состояние умиротворения и покоя. «Тинте» и «гангаку» («тинто») — одна группа. По Фунакоши она называется «Шеин». Её изучают в «Шито рю». По сенсею Канадзаве этот комплекс направлен на защитные действия. Появился он в Китае.
Форма изобилует круговыми движениями. Практикующих привлекает реалистичность техники, отсутствие необходимости применять большую силу, отличные техники для защиты. Мастера рекомендуют изучение этого ката женщинам. В начале комплекса над левым кулаком располагают правый, причём тыльная сторона первого обращена к низу. Он потребует примерно 50 сек.
Форма выполняется по схеме:
«Бассаи сё»
«Бассаи сё» — «захватить крепость». Создатель — мастер Итосу. Единственное направление, где оно практикуется — «Шотокан». 27 позиций, время выполнения — 60 сек. Начинается со стойки «хеисоку дачи», левая ладонь наружным ребром касается ребра правой.
Далее выполняется по схеме:
«Канку сё»
«Канку сё» — «созерцать небеса». Создатель — сенсей Итосу Ясуцуне, модифицировавший комплекс «Кушанку». Практикуют в Шотокан. В начале XXI века это основная форма направления «Кобаиши рю».
Выполняется ката по алгоритму:
«Джиин»
«Джиин» — на японском обозначает правдивую любовь. Относится к стилю «Томари те». Подвергалась модификациям благодаря Итосу. По характеру исполнения она похожа на «джитте» и «джион».
Исполняется по инструкции:
«Меике»
«Меике» — «чистить зеркала», по-японски — «Рохаи» («белый журавль гуляет»). Был поделен на три раздела Итосу-сенсеем. В «Томари те» — три способа его выполнения. Комплекс изменил до конечного состояния Фунакоши Гичин. Включает 34 положения, делается 1 мин.
«Ванкан»
«Ванкан» («Хито», «Шиофу») означает королевскую корону, изучается в направлении Мацумора и «Томари те». В Шотокан считается самым коротким комплексом, однако достаточно сложным. Форма китайского происхождения. Её модернизировал сын Фунакоши Йошитака-сенсей. До сих пор существуют попытки добавить в неё движения, чтобы довести до конца.
Выполняется по схеме (50 сек.):
«Унсу»
«Унсу» — раздвигать облака руками. Имя автора неизвестно. Может быть, этот комплекс — самый древний из всех. Его изучают в «Сётокан» и «Шито рю». Форма включает 48 положений, занимает 1 мин. Сначала обе ноги ставятся рядом, кулаки вверху и скрещены, потом разведены по сторонам.
«Годжусихо даи»
«Годжусихо даи» — 54 шага. Фунакоши назвал эту форму «Хотаку», адепты «Шито рю» — «Усеши». В неё нет соблюдения принципа начала с защитных движений. Наоборот, ката учит опережать, перехватывать инициативу. Чтобы овладеть комплексом, нужно иметь большой опыт, высокий технический уровень.
Форма — достаточно длинная, выполняется по алгоритму:
«Годжусихо сё»
«Годжусихо сё» является малой, пассивной, формой предыдущего ката. По длине оно примерно такое же, как и вариант «даи». Этот комплекс — приоритетный для высших уровней.
Выполняется по схеме:
Рассмотренные комплексы интересны ещё и тем, что существуют много веков: японские мастера сохраняют традиции из поколения в поколение. Такая приверженность наследству предков позволила им оставить многие ката без изменений до настоящего дня. В то же время ряд форм усовершенствован, добавлены новые, более эффективные, приближенные к условиям настоящего боя движения. Структура любого ката — чёткий алгоритм, поэтому обучение максимально упрощено, можно понять суть и механику даже по статье или книге. Последовательное изучение описанных комплексов помогает грамотно выстроить план обучения бойца.