катафалк для чего нужен
Катафалк: история ритуального транспорта
Не будет большим преувеличением сказать, что ритуальный транспорт – это общая черта самых разных культур. Человеку свойственно перемещать своих почивших и павших собратьев в места, для них отведенные. Культура четко делит места для жизни и места для смерти, и с древнейших времен предписывает перевозить покойных в специально отведенные для них зоны: к погребальным кострам и ладьям, на курганы, а позднее – на кладбища и в крематории.
Первые катафалки
Как и все великое, транспортные технологии начинались с простого: с носилок, волокуш, шитых мешков и сильных рук соплеменников. Древнейшие цивилизации Месопотамии и Египта использовали в ходе погребальных ритуалов богато украшенные носилки-паланкины. По традиции в ходе похорон их сопровождали процессии скорбящих домочадцев, подданных и наемных плакальщиков.
С изобретением колеса в 4-5 тысячелетиях до н.э. носилки стали соперничать с повозками и телегами – которые со временем их и вытеснили. Колесная повозка на животной тяге стала самой долгоживущей идеей на поприще ритуальных перевозок. Практически без всяких изменений она просуществовала на протяжении многих веков – начиная с раннего Средневековья и вплоть до начала 20-го века. Что до различий в дизайне, то он был предсказуем: утонченная роскошь для тех, кто побогаче, и простая некрытая обыденность для тех, кто победнее.
Туманное происхождение слова «катафалк»
Первые исторически задокументированные упоминания о «катафалках» относятся к периоду 1635-1645 годов. Само слово, вероятнее всего, образовано от заимствованного у итальянцев catafalco, обозначавшего леса, подмостки или иную разновидность внешних несущих конструкций. Насчет происхождения итальянского «предка» катафалка до сих пор ведутся споры. Вероятнее всего, он был получен в результате языковых «мутаций» позднелатинского catafalicum, образованного из греческого kata- («рядом») и –fala («осадная башня»). Что означает такое странное сочетание корней – до сих пор является предметом споров лингвистов и историков-языковедов. Тем не менее, само слово «катафалк» первоначально означало специальную подставку-держатель для гроба. Со временем – и, вероятно, с легкой руки средневековых работников ритуальной сферы – название части стало маркером для целого, и похоронные повозки стали называть «катафалками».
Первые автокатафалки
Начало новейшей истории (конец 19-го – начало 20-го века) – период последнего расцвета похоронных повозок на конной тяге. Покрытые лаком, украшенные резьбой, драпировками и натуральной позолотой, эти великолепные похоронные экипажи никак не могли ожидать на своем традиционном, веками не менявшемся поприще конкуренции со стороны технологических «выскочек» – автомобилей.
Тем не менее, автомобильные двигатели постепенно становились все более мощными, надежными и легкими в производстве. Усовершенствование конструкции бензиновых моторов постепенно способствовало их распространению во всех сферах деятельности, так или иначе связанных с перевозками. Не стали исключением и ритуальные бюро, которые начали все больше интересоваться новым, эффективным средством транспортировки тел усопших.
Часть похоронных бюро до конца держалась за архаичный гужевой транспорт, яростно обвиняя своих «переобувшихся» в безбожные инновации коллег. Суть обвинений была понятна: первые двигатели, дымящие и постреливающие цилиндрами, были далеки от традиционных представлений о похоронной эстетики, предписывающей благородство, плавность и, конечно же, тишину. Со временем «детские болезни» моторостроения постепенно сошли на нет, и похоронщики, занимавшиеся ритуальными перевозками, либо перешли на моторизированный транспорт, либо были вытеснены из бизнеса. Гужевой ритуальный транспорт окончательно исчезает с улиц и дорог Старого и Нового Света, уступая свое место катафалкам-автомобилям.
От первых катафалков к современным
Первые катафалки-машины были импровизированными «переделками» на базе уже имевшихся грузовых и пассажирских моделей. С ростом автомобильной промышленности, зарождавшиеся автогиганты наподобие Ford, Dodge и Overland приступили к разработке специальных моделей – пожарных, грузовых, карет скорой помощи, и т.д. Именно в 20-30-е годы и были сформированы те инженерные решения, которые применяются в ритуальных перевозках по сей день. Речь идет, прежде всего, о средствах, облегчающих погрузку и выгрузку гроба – роликах и направляющих для фиксации.
В 30-е наиболее популярной компоновкой катафалка стал роскошный «лимузин», отделанный в витиеватом барочном стиле. В качестве боковых украшений в этот период часто использовалась, как в старину, скульптура. Чаще всего в качестве украшений использовались фигуры скорбных ангелов и плакальщиков.
40-е годы стали еще одной значительной вехой в истории развития ритуального автотранспорта. Конструкции опрощаются; барочный излишества уступают место функциональной простоте. Появляется и становится популярным автомобильный кузов типа «универсал». Эта автомобильная компоновка оказалась столь удобной для ритуальных перевозок и манипуляций с гробом, что и по сей день остается самой распространенной.
Катафалки в СССР
Советский автопром на протяжении полувека был по меньшей мере скромен в плане дизайна и производства специализированного ритуального транспорта. Гражданину Союза вплоть до середины 80-х приходилось отправляться в последний путь в кузовах грузовых автомашин и переоборудованных «пазиков» со снятыми пассажирскими сидениями. Лишь в 1974 году были выпущены первые машины модели «ЗИЛ-114», которые, будучи изначально санитарными, могли быть переоборудованы в катафалки.
Как организовать перевозку тела умершего:
Профессиональная подготовка, многолетний опыт и необходимые полномочия дают возможность сотрудникам нашего агентства организовать перевозки тела умершего по Москве и доставку груза 200 автотранспортом в требуемый регион.
Заказать современный катафалк/ритуальный автобус в службе Ритуал.рф можно по многоканальному телефону 8 (499) 317-43-09. Колл-центр Ритуал.рф круглосуточно оказывает бесплатные консультации по вопросам организации похорон.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
История катафалка
Когда-то, как предполагают лингвисты, слово катафалк было образовано слиянием древнегреческого слова ката (вниз) и латинского фала (строительные леса, осадная башня). Катафалк в современном значении — это средство передвижения для перевозки гроба с телом усопшего к месту погребения.
От носилок до автокатафалка
Способ перемещения тела умершего в древние времена был простой — носилки. И способ захоронения тоже несложный: тело укрывали шкурой, позднее заворачивали в саван и хоронили в могильнике. Изобретение колеса и его распространение по всем континентам облегчило задачу доставки: в Древней Руси гроб с телом подвозили к кладбищу летом на телеге, а зимой — на санях. Но именно зимой чаще всего и не хоронили, а ждали весны, когда земля оттаивала и можно было вырыть могилу (тела умерших хранили в специальных строениях — божедомках (божьих домах). В городах использовались специальные похоронные кареты, фаэтоны. С появлением двигателя внутреннего сгорания и автотранспорта перевозка ещё более облегчилась. Повсеместно стали использовать автокатафалки, предназначенные для транспортировки тела умершего к месту захоронения.
Современный катафалк: внешний вид
За годы использования автомобиля в качестве катафалка его внешний вид претерпел значительные изменения. Крупные производители подобного вида автотранспорта (а это были американские компании) много потрудились, чтобы превратить первые, громоздкие и весьма неуклюжие модели в современные, удобные и комфортные. Конструкторы много намудрили с формами автомобиля, пока не пришли к строгим, выверенным, соответствующим назначению катафалка. Сейчас это либо вместительные и комфортные автомобили элитного класса, либо микроавтобусы от известных производителей. Надо сказать, что пальма первенства в производстве катафалков принадлежит американским и британским фирмам.
Комфорт, удобство и надёжность катафалка
Катафалки создаются на основе базовых моделей. Основная задача конструкторов состоит в том, чтобы сделать катафалк удобным для погрузки-разгрузки, достаточно вместительным и комфортным для сопровождающих лиц. Поэтому автокатафалк имеет широкий дверной проём, который находится в задней части автомобиля. Подъёмное устройство значительно облегчает погрузку и выгрузку гроба с телом усопшего. На кладбище гроб можно перегрузить на внутренний транспорт погоста. Внутри катафалка смонтирован постамент для гроба со специальными креплениями для него. Для сопровождающих лиц в наличии откидные удобные сиденья. Для поддержания нужной температуры внутри салона действует климатическая установка. Конструкторы обращают большое внимание на грузоподъёмность катафалка. Чтобы не случилось аварийной ситуации по пути на кладбище, автокатафалк собирают на усиленной раме увеличенной длины с добавлением колёсных пар с усиленными шинами. Двигатель отличается от базового повышенной мощностью. Это совершенно необходимые конструктивные изменения, ведь полный вес катафалка превышает 3 тонны.
Городская Ритуальная Служба «Утрата» оказывает помощь в организации и проведении похорон с учётом волеизъявления усопшего и пожеланий родственников. Мы обеспечиваем все необходимые транспортные услуги, включая предоставление автокатафалка и микроавтобусов для перевозки провожающих к месту погребения и к месту проведения поминальной трапезы.
Подробные бесплатные консультации можно получить по телефону 8 (495) 966-46-46. Он работает круглосуточно.
Что такое катафалк
Катафалк – это средство передвижения, предназначенное для перевозки гроба с покойным человеком. Также периодически это слово встречается как обозначение подставки для гроба с умершим человеком. В качестве катафалков могут выступать носилки, тележки, сани, кареты и мотоциклы или даже орудийный лафет, но чаще всего катафалком называют специально оборудованный для перевозки умершего человека автомобиль.
Происхождение слова
Существуют две основных версии появления этого слова в русском языке. Согласно первой, слово «катафалк» пришло к нам из немецкого языка, где существует старинное слово «katafalk», которое буквально переводится буквально как «похоронная повозка». Согласно второй, первоисточником было итальянское слово «catafalco», переводимое как «подставка» или «подмостки».
В любом случае, обе версии сходятся в том, что происхождение это слово берет из латинского языка. В нем словом «catafalicum», которое имело буквальное значение «помост», обозначался небольшой постамент, на который водружались носилки с умершим во время переноски из дома до кладбища. Такие постаменты с ножками использовались для того, чтобы во время движения по городу процессия могла остановиться, носильщики – отдохнуть, а встречавшие траурное шествие горожане – почтить помять умершего.
История катафалков
Специальные устройства для перевозки или переноски тел умерших известны человечеству со времен древнейших цивилизации Месопотамии и Египта. После изобретения колеса повозка с запряженным в нее конем или мулом стала непременным атрибутом церемонии похорон, и только украшения ее различались от эпохи к эпохе. Со времен раннего Средневековья и до начала ХХ-го века катафальный транспорт представлял телегу или карету разной степени украшенности, но появление автомобилей все изменило.
Устройство автомобиля-катафалка
Другие значение слова «катафалк»
Катафалк в значении «постамент» используется для обозначения подставки-возвышения для гроба с умершим. Как правило, так называется искусственное возвышение в морге, на кладбище или в крематории, на которое ставят гроб для удобства проведения церемонии прощания. Также катафалком называется тележка крематория, на которой тело ввозят в печь для сожжения.
Как организовать перевозку тела умершего
Перевозка тела покойного должна обязательно осуществляться в соответствии с установленными требованиями. Компания Ritual.ru предоставляет вам возможность организовать перевозку тела умершего на любые расстояния различными способами. Профессиональная подготовка, многолетний опыт и необходимые полномочия дают возможность сотрудникам нашего агентства организовать перевозки тела умершего по Нижнему Новгороду и доставку «груза 200» автотранспортом в требуемый регион.
Заказать современный катафалк или ритуальный автобус можно по многоканальному телефону +7 (495) 100-3-100. По этому же номеру наши специалисты круглосуточно ответят вам на любые вопросы по поводу катафалков и перевозки тел умерших.
Возможно, вам будет интересно:
История катафалка
Еще с Древнего Рима похоронный обряд имел особое значение, в проведение которого вкладывали довольно много важных моментов. До изобретения колеса, покойного укладывали в саван или в гроб, потом на специальных траурных носилках доставляли к месту захоронения. У некоторых народов это отдаленно напоминающие современные кладбища, у других лодка, которую символично отправляли в открытое море.
Гораздо позже, тела покойных транспортировали на гужевых повозках, а их убранство прямо зависело от достатка и положения в обществе при жизни. С вхождением в обиход автотранспорта, появились машины под названием катафалк, которые объединили в себе многие достижения науки и инженерной мысли, с целью перевозки тел умерших, облегчения различных манипуляций при разгрузке и транспортировке, а также сохранению тела при перевозке. Стоит упомянуть, что название катафалк появилось до широкого применения автомобилей, так называли погребальные носилки в древние времена.
Первые катафалки с двигателем внутреннего сгорания, мало отличались от повозки-фаэтона, единственной разницей был способ привода. Более того первоначально автокатафалк и вовсе завоевал дурную славу, так как был не поворотлив, имел малую проходимость и источал запах выхлопных газов. Однако позже стараниями конструкторов, катафалки завоевали доверие.
Доказательством тому служит, факт, что в США к 1910 году насчитывалось более 25 компаний, производящих кузова для катафалков, в их число вошли такие гиганты как: Cadillac, Packard, Pirce-Arrow и Studebecker. В Европе лидерами в производстве катафалков по сей день являются: Rolls-Royce, Mercedes, Horch, Brennabor.
Первоначально каждый из производителей старался придать свои особые черты ритуальному авто, отчасти им это удалось. Однако в середине сороковых годов производители представили абсолютно новый тип кузова легкового автомобиля, station wagon, который все мы называем «универсалом». Строгие формы, выверенная геометрия и поистине феноменальная вместимость сделали такой автомобиль незаменимым в любой индустрии, похоронной – в том числе. С тех пор в катафалке менялась только внешность. Сам кузов оставался неизменным.
Технические характеристики катафалков
Технические данные похоронных машин каждого из производителей базировались на серийных моделях не ниже уровня «бизнес класса» и были оснащены по последнему слову техники. Особенно это касается катафалков из-за океана, европейские модели были оснащены гораздо беднее, с тех пор ситуация изменилась не принципиально и стоит отметить, что катафалки в США являются невероятно роскошными, даже в базовом исполнении. Основными отличиями в технической части катафалка от базовой модели авто являются:
В снаряженном состоянии вес катафалка составляет более 3 тонн, по этой причине автомобили оборудуют усиленной подвеской, тормозами и колесными шинами. Мощность двигателя так же отличается от серийных моделей в гораздо большую сторону и достигает более 300 лошадиных сил.
К слову, стоит отметить, что в странах бывшего СССР основным похоронным транспортом был грузовой автомобиль ГАЗ-53 и автобус ПАЗ-651. Если первый, по сути, представлял собой обычный бортовой грузовик, который украшали ритуальной атрибутикой, то в случае с автобусом это была специальная модификация. Модель предполагала наличие люка для установки гроба, а также цветовое исполнение с черной полосой на борту.
С распадом СССР, катафалки доступные жителям Европы и США, стали использоваться в странах бывшего «соц. лагеря», в том числе и Беларуси. Наиболее распространенными у нас являются ритуальные авто под маркой Мерседес. Но стоит отметить, что в настоящее время перечень катафалков настолько широк и разнообразен, что удовлетворит нужды любого клиента.
Что такое катафалк и для чего он нужен, почему его так называют
Катафалк — это печальное слово: лексическое значение
Существуют в нашем мире слова не лишь положительные, полные радости и жизни, но и те, которые навевают грусть и серые мысли. Одним из таких слов является катафалк.
Большое количество людей интересуется: что такое катафалк. Большинство из них и вовсе не знают, что это такое и для чего он предназначен и как именно его используют. Катафалк – это средство передвижения, предназначенное для перевозки гроба с покойным человеком. Часто употребляют это слово в значении подставки для гроба с мёртвым человеком.
Почему катафалк так называется. Слово катафалк пришло к нам родом из немецкого языка. Немецкое слово «Katafalk» – это похоронная повозка. Однако первоначальная форма слова пришла из латинского языка, где она имела значение помост, эшафот. Стоит отметить, что слово эшафот имеет следующее значение: помост для проведения смертной казни.
Катафалк как автомобиль
Катафалк это ритуальный автомобиль, в котором перевозят трупы людей перед захоронением их в землю. То есть именно на этом автомобиле умершие следуют в их последний путь.
Необычный катафалк
В наше время используют различные модели автомобилей. В зависимости от размера гроба и того, буду ли рядом ехать родственники, выбирают крупные или компактные варианты. Как правило, выбирают автомобильные трёхместные фургоны.
Салон с водителем имеет перегородку от пространства, где перевозится гроб. Пол салона укреплён специальным материалом. Дополнительно автомобиль имеет кондиционерные установки. Освещение салона очень хорошо оснащено.
Катафалк как постамент
Катафалк в значении «постамент» используется как подставка-возвышение для гроба с умершим. Это может быть постамент в морге или же в другом месте. Во время того, когда гроб стоит на этом возвышении, с ним могут проститься родственники. Чаще всего катафалк в таком значении используют для торжественной церемонии прощания. В таком случае возвышение застилают чёрной тканью.
От первых катафалков к современным, примеры, виды, особенности машин
История ритуальных средств перевозки начинается практически с момента, когда изобрели первые перевозки. Сначала такой вид посмертной перевозки могли себе позволить только лишь очень обеспеченные люди. Бедные люди использовали обычную повозку с лошадьми. Изначально это были очень простые конструкции на колёсах.
Далее катафалк трансформировался. Постепенно, вместе с появлением автомобильного транспорта, катафалк обретал более новые формы. Сейчас катафалк представляет собой автомобиль тёмного цвета с затемнёнными так же окнами.
Катафалк или катафалка. Многие люди сомневаются, как же правильно произносить слово, обозначающее похоронный транспорт. Правильным вариантом является слово катафалк. «Катафалка»- это склонение слова катафалк.
Поначалу к автомобилям, как способу перевозки трупа относились с неким пренебрежением. Считалось, что катафалки с моторами нарушали скорбь и настроение процессии. Однако позже появились мелкие предприятия, которые поняли, что можно создать бизнес, который бы основывался на перевозке гроба. Потом крупные производители автомобилей также стали производить специализированный тип транспорта. Так, постепенно транспорт стал неотъемлемой частью похорон и к нему больше не относились отрицательно. Среди первых компаний-гигантов, которые начали производить похоронные автомобили с мотором, были такие компании, как Мерседес, Форд, Кадиллак и другие.
К моменту, когда возросло производство специализированных машин для перевозки мёртвых, катафалк претерпел некоторые изменения. Его кузов стал более узким и длинным. Появились распашные дверцы сзади автомобиля, на полу стали создавать специальные ролики, которые облегчали бы процесс погружения гроба. Также появился уникальный интерьер: в кузове создавались окна, которые будто имитировали наличие закрытых тёмных штор. Ещё позже на машины стали прикреплять различные фигурки ритуальной тематики. Это могли быть ангелочки, монахини или кресты.
Как организовать перевозку тела умершего
Перевозка тела покойного должна осуществляться в соответствии с установленными требованиями. Они включают в себя правила перевозки и её подготовки, сопровождение тела, все необходимые документы и другие составляющие. Часто перевозка должна быть с минимальным количеством людей рядом с трупом.
Стоимость такого типа перевозки зависит от конкретного вида автомобиля и длительности расстояния, на которое планируется транспортировка гроба с телом. На данный момент средняя цена для такой услуги составляет около пятнадцати тысяч рублей (представлена стоимость 2019 года).
Стоимость перевозки тела за границу определяется правилами государства, границы которого планируют пересечь. Стоит осознавать, что такой тип перевозки требует несколько большей документации и подготовки. Нужно будет выбрать тип транспорта. Это может быть самолёт, поезд или автомобильный транспорт. В редких случаях используют морские судна, поскольку время перевозки возрастёт. Стоимость перевозки в самолёте составляет примерно двадцать тысяч рублей (представлена стоимость на 2019 год).
Сейчас вы можете обратиться в специализированное ритуальное агентство, которое за определённую плату поможет вам в оформлении справок, документов, решит все вопросы с моргом, организует сопровождение тела при транспортировке. Данная опция является очевидным плюсом, поскольку, в случае перевозки тела на самолёте, вам не придётся заботиться о прохождении таможенного контроля, покупать билеты и переводить документацию на иностранные языки.
Рано или поздно всем предстоит коснуться похоронной процессии. Может возникнуть необходимость организовать похороны для близкого человека, потому что человек, к сожалению, в конце своего жизненного пути умирает. Для этого могут понадобиться определённые знания. В этой статье вы смогли узнать: катафалк это что. Ведь понятие катафалк напрямую связано с церемонией захоронения. Также вы смогли познакомиться с историей происхождения такого названия и форм автомобилей.