катались на чем на машине какой падеж
Морфологический разбор «катались на машине »
Морфологический разбор «катались»:
«Катались»
Грамматический разбор
Морфологический разбор «на»:
Грамматический разбор
Грамматический разбор
Грамматический разбор
Морфологический разбор «машине»:
Грамматический разбор
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Фонетический разбор «катались на машине »
Карточка «катались на машине »
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
читал про животных какой падеж существительного
Как отличить винительный падеж от родительного одушевленных имен существительных.
Винительный падеж обозначает, что предмет подвергается действию целиком,
что действие «переходит» на него или что он возникает либо уничтожается
в результате этого действия: рублю дерево, строю дом, встречаю брата и сестру,
пью чай, стираю бельё, видела героя, летчиков, космонавтов, копаю картофель.
Родительный совпадает в одушевлённом вопросе с винительным,
а винительный в неодушевлённом вопросе совпадает с именительным.
Вопрос, насколько я понимаю, состоит в том, как отличить родительный падеж от винительного когда слово в обоих падежах одинаково пишется и отвечает на один и тот же вопрос.
Я не люблю (кого? ) кошек.
В нашем доме нет (кого? ) кошек.
Попробуйте заменить слово «кошек» каким-нибудь другим, неодушевлённым. Тогда они будут отвечать на разные вопросы:
Я не люблю (что? ) манную кашу.
В нашем доме нет (чего? ) манной каши.
Вот, например, как эта методика действует в вашем примере
Увидеть манную кашу (B)
берлога манной каши (Р)
пение манной каши (Р)
слушать манную кашу (B)
сфотографировать манную кашу (B) манной каши (Р)
положить манную кашу (B) на манную кашу (B)
поймать манную кашу (B)
испугать манную кашу (B)
погладить манную кашу (B)
помыть манную кашу (B)
Упражнения на все падежи русского языка
Здесь собраны лучшие упражнения по теме падежей русского языка. Разобраться с ними вам помогут репетиторы русского языка.
1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет (кому?) (брат, сестра)__________________________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)___________________________________
Писать (чем?) (перо, мел)_____________________________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)__________________________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)_______________________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)________________________________________
2. Спиши текст. В каждом предложении подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.
Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.
Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.
3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи все падежи существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.
Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….
5. Определи у существительных род, число, падеж.
Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р., ед.ч., Д.п.
6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.
7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок).
Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой.
8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.
появился (на чём?) на ветках ( )
на ветках (чего?) березы ( )
покрывают (что?) землю ( )
украсились (чем?) инеем ( )
летит (на что?) на землю ( )
летит (с чего?) с ветки ( )
бежал (по чему?) по снегу ( )
9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост) Определите падеж и выделите окончания существительного мост.
Санкт-Петербург – город мостов. В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга. Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров. Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом, главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков. На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.
10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.
Наш, стоит, на, город, реке, Неве.
Горожане, рекой, гордятся, Невой.
11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.
Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).
Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).
Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).
Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).
Достали ( … ) мяч. ( … падеж)
Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).
Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).
Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).
12. Восстанови правило.
Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _____________________или _______________________.
2.Выдели окончания и определи падеж существительных.
Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.
3.Просклоняй имена существительные.
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________
13. Восстанови правило.
Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _____________________или _______________________.
14. Выдели окончания и определи падеж существительных.
Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.
15. Просклоняй имена существительные.
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________
16. Составь из слов каждой строчки предложение. Слово река поставь в нужной форме, определи падеж этого слова.
Зимой на _____________________ ( ) появился лёд.
Замело берега ______________________ ( ) снегом.
17. Вставь буквы. Найди основу предложения. Определить падеж выделенных имен существительных.
Зима зав….лила горо… пуш…стым снегом.
С в…рхушки старого дерева сорвалась птица.
18. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.
зима (д.п.) ______________________________________________
19. Вставь буквы. Найди основу предложения. Определить падеж выделенных имен существительных
Белый к….вер покрыл х…лодную землю.
20. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.
Зима (в.п.) _____________________________________________
лед (р. п.)______________________________________________
Видеоурок на тему падежи русского языка
Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:
Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | |
Родительный | нет | Где? Как? |
Винительный | вижу | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Где? Как? |
Предложный | думаю | Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Сборник упражнений по теме «Падеж имени существительного» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель начальных классов:
Дудукина Ольга Владимировна
Падежи имён существительных
1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет ( кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________
2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.
Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.
Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.
3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.
Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….
Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..
По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.
6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.
7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)
Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.
появился (на чём?) на ветках ( )
на ветках (чего?) березы ( )
покрывают (что?) землю ( )
украсились (чем?) инеем ( )
летит (на что?) на землю ( )
летит (с чего?) с ветки ( )
бежал (по чему?) по снегу ( )
9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)
Определите падеж и выделите окончания существительного мост .
Санкт-Петербург – город мостов.
В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.
Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.
Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.
На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.
10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.
Наш, стоит, на, город, реке, Неве
Горожане, рекой, гордятся, Невой
11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.
1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).
3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).
4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).
5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).
6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)
7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).
8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).
9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).
Определи падеж существительных.
На деревьях, в воздухе, в лесу, тишина, рыбой, в сторожке, над горизонтом, на площади, клювом, до ветки орешника.
Определи падеж существительных.
С крыши, из будки, водой, на скамье, с доски, молоком, по горам, от страха, на речке, на крыше, осенью, над полями, на липах.
Определи падеж существительных.
Ноябрь, с неба, с берез, на дубах, в лесу, на берегу, птичка .
Определи падеж существительных.
Щуку, в ведро, с водой, кот, за лапу, с поля, цветов, туча, на дубах, с берез.
Определи падеж существительных.
Над норой, лисы. Белка, по веткам, лису, утром, на полянку, пере д сосной, за шишкой, в зубах.
Определи падеж существительных.
Весна, по утрам по улице, к солнцу, в лучах, в саду, по дороге, за печкой, по стволам.
По сучьям, деревьев, мороз, хлопьями, в небе, в лесу, по чаще, к снегу, на ветке.
Под деревьями, заяц, по снегу, за мышкой, на поле, в сарае, жизнь, в деревне, на полу, с мамой.
С крыши, до берега, без зубов, к крючку, на берегу, с неба, снежинки, из окна, в домах, на ветках.
На поляне, кучка земли, с деревьев, на землю, человека, в ночь, мальчику¸ под столом, в книге, на диване.
Привет! Помогите определить падеж. § 21. Упр. 110. ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская.
Диктант (см. памятку на с. 169). Обозначьте падеж имён существительных.
П..хать землю, на соседи..м огород. уча(?)ствовать
в уборк.. урожая, вые..жает на комбайн. в сер(?)ёзной
брош..ре, раздаваться в выш..не, солов(?)иную трель, на-
лево по турис(?)ской тропе, продвигаться вперёд скво..ь
ч..щу, ж..леть ребёнка, о неуклюж..м косолап..м мед-
вед. труслив..м зайц.. и ло..кой обез(?)яне, по щ..чьему
веленью, нал..вные яблоки на ветк. тяжёл.. колос(?)я
пшеницы.
Пахать землю (вин. п.), на соседнем огороде (предл. п.), участвовать в уборке урожая (предл. п.), выезжает на комбайне (предл. п.), в серьезной брошюре (предл. п.), раздаваться в вышине (предл. п.), соловьиную трель (вин. п.), налево по туристской тропе (дат. п.), продвигаться вперед сквозь чащу (род. п.), жалеть ребенка (род. п.), о неуклюжем косолапом медведе (предл. п.), трусливом зайце (предл. п.) и ловкой обезьяне (предл. п.), по щучьему веленью (дат. п.), наливные яблоки (им. п.) на ветке, тяжелые колосья (им. п.) пшеницы.