каталог резоне что это
Защита от подделок: каталоги-резоне и комиссии по аутентификации
ARTinvestment.RU 09 декабря 2011
Составителей каталогов-резоне и членов комиссий по аутентификации художественных произведений можно назвать бойцами невидимого арт-фронта: именно они стоят на страже репутаций художников и препятствуют массовому распространению фальшивок
Издание Wall Street Journal рассказывает о том, что такое каталог-резоне, кто и как его составляет, с какими трудностями сталкиваются составители и владельцы работ.
Для здоровья арт-рынка немаловажно, чтобы покупатели и продавцы были уверены в подлинности произведений искусства, появляющихся на торгах. Есть два основных способа защитить наследие и репутацию художника от посягательств фальсификаторов и недобросовестных дилеров: это комиссии по аутентификации и каталоги-резоне.
Комиссия по аутентификации выносит свои решения непосредственно по просьбе обратившихся в нее продавцов и покупателей произведений искусства. При взаимодействии с некоторыми комиссиями, например, в случае обращения в недавно заявившую о прекращении своей работы комиссию по творчеству Энди Уорхола, владельцы работ должны дать согласие на то, что, в случае признания работы подделкой, на ней будет поставлен штемпель «Подлинником не признано»: это своего рода способ контроля над рынком, применяемый подобными учреждениями.
Каталог-резоне — это, напротив, независимое от рынка научное исследование, включающее все известные произведения определенного художника. В каталоге-резоне, в отличие от выставки или книги, невозможно вольное или выборочное представление работ: подобное издание должно исчерпывающим образом освещать творческий путь автора.
Произведения для включения в каталог-резона предоставляются частными лицами и организациями на протяжении нескольких лет. Работы изучаются, и специалисты принимают окончательное решение об их включении или отказе во включении в каталог; в исключительном случае это решение может быть пересмотрено. Подобные каталоги до недавнего времени выходили в виде традиционных бумажных книг, однако сегодня доступны и их цифровые версии: например, не так давно было объявлено о скором выпуске онлайновой версии каталога-резоне американо-японского скульптора и дизайнера Исаму Ногучи (Isamu Noguchi).
Произведения в каталоге-резоне расположены по хронологии, каждую работу сопровождают данные о размере, технике, участии в выставках, всех упоминаниях в научных монографиях и статьях, провенансе. Создание подобного каталога требует педантизма и занимает долгие годы, а порой и десятилетия.
При подготовке каталога работы оцениваются по трем (реже — четырем) критериям. Начинается все с профессиональной экспертной оценки живописного стиля полотна, призванной определить, насколько работа выглядит и воспринимается как произведение определенного художника. Особое внимание уделяется композиции, манере мазка, цвету, характеру красочной поверхности, подписи, если она имеется.
Далее специалисты изучают провенанс произведения и пытаются восстановить весь его путь с того момента, как оно покинуло мастерскую художника. Это весьма непростое занятие: как известно, арт-рынок не отличается особой прозрачностью, и далеко не все владельцы произведений искусства готовы откровенничать о том, когда и где они приобретали принадлежащие им работы. Даже люди, которым, по большому счету, нечего скрывать, не всегда дают разрешения на публикацию своих фамилий в каталогах-резоне из страха ограбления либо из-за нежелания посвящать посторонних в свои финансовые дела.
Искусствоведы обращают внимание и на исторический контекст создания работы, сопоставляя стиль произведения со стилем других работ художника, выполненных в то же самое время. Этот момент весьма существенен, поскольку авторы подделок чаще всего не учитывают при создании своих «шедевров» преломления и изменения, происходящие со временем в стиле художника.
В случае необходимости на помощь искусствоведам может быть призван судебный эксперт, который с помощью сложной техники наподобие электронных микроскопов предоставляет исследователям данные, которых недостает для принятия окончательного решения по поводу того или иного произведения. К примеру, недавно, фонд Роберта Мазервелла (Dedalus Foundation) таким способом опроверг подлинность ряда работ выдающегося абстрактного экспрессиониста: с помощью тестов удалось установить, что при создании представленных работ использовался ряд материалов и техник, которые Мазервелл не применял в своем творчестве. Однако поскольку подобная информация может стать руководством к действию для фальсификаторов, то основания для включения той или иной работы в каталог обычно не обнародуются.
Каталоги-резоне составляются в первую очередь для ученых, для того, чтобы предоставить в их распоряжение заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Однако данные, приведенные в каталогах-резоне, по понятным причинам также интересны коллекционерам и дилерам. Если цены на работы большого художника высоки, а подлинные работы попадают в продажу редко, то тут и появляются подделки; они заполоняют собой рынок произведений художника и могут в конце концов спровоцировать его обрушение. Поэтому так важно точно устанавливать подлинность продаваемых работ.
Отказ специалистов включить некую работу в резоне может существенно отразиться на ее рыночной стоимости, поэтому владельцы произведений порой оказывают давление на искусствоведов. В результате подобного давления могут возникнуть даже иски к комиссиям от коллекционеров и дилеров. Dedalus Foundation, например, принимал участие в разбирательстве по поводу работы Мазервелла «Испанская элегия», которую он счел подделкой. Владелец работы начал разбирательство несмотря на то, что с ним была достигнута предварительная договоренность о разрешении в случае необходимости поставить на работу штемпель с надписью «Не является подлинным произведением Роберта Мазервелла, подделка». Более того, Фонд даже получил от владельца картины компенсацию затрат на услуги юриста.
Результатом возросшего числа судебных споров экспертных комиссий с владельцами произведений стало нежелание многих экспертов делиться мнением относительно подлинности той или иной работы не только с широкой публикой, но и со своими коллегами. Некоторые персональные фонды художников намеренно отошли от вопросов атрибуции, задержав или приостановив создание каталогов-резоне, а также отменив выпуск планировавшихся ранее дополнений к уже изданным каталогам. Иски возмущенных владельцев работ чаще всего не приносят никакого результата, а для фондов оборачиваются огромной потерей времени и денег. Так, Фонд Уорхола заявил, что причиной закрытия комиссии по аутентификации стало дорогостоящее судебное разбирательство с коллекционерами.
Материал подготовила Мария Эстрова, AI
Комментарий редактора: Фонды, уставшие от препирательств с рассерженными коллекционерами, можно понять. Владельцы часто не могут смириться с мыслью, что приобретенная за большие деньги вещь является «неправильной», и воспринимают заключение специалистов как личный вызов. Везде так. Начинается сбор альтернативных заключений, бумажек, составление легенд, а в «юридических странах» — еще и изматывающие разбирательства. Достойных денег эти «нервы» не приносят. Вот фонды и говорят: хватит, разбирайтесь сами!
В России есть та же самая проблема: владельцы боятся нести и регистрировать свои работы в фонд художника, опасаясь отрицательного заключения. В результате фонд довольно быстро лишается мотивации и переходит в «вялотекущий» режим работы.
Резоне тоже вещь репутационная. Достоверность этого каталога целиком зависит от репутации составителя. И, как показывает жизнь, принцип «что написано пером — не вырубишь топором» сегодня себя изживает, требуется большая гибкость (возможность и исключать и добавлять). Думаю, что будущее за комбинированными форматами. Экспертные группы будут атрибутировать работы и публиковать их в онлайновом каталоге (по образцу резоне). А зарабатывать будут на экспертизе и платном доступе к сайту. Но это будущее.
В России составление каталогов-резоне идет с большим скрипом. В кутерьме ХХ века было не до провенансов. Навскидку: свои каталоги есть у Шварцмана, Краснопевцева (живопись), Крымова, Фалька (живопись), Кузнецова, Машкова, Кустодиева. На удивление, есть шанс, что когда-нибудь появится каталог Зверева — для этого есть компетентные движущие силы. Впрочем, все перечисленные каталоги только приближаются по статусу к резоне — они достаточно полны, хотя и не окончательны.
Издан каталог-резоне Рембрандта в шести томах
Спустя 46 лет наконец вышел в свет последний, заключительный том исследовательского проекта Рембрандт — полный каталог-резоне художника. Его автор Эрнст ван де Ветеринг приписал Рембрандту еще около 70 картин, большинство из которых принадлежат музеям и будут повторно исследованы кураторами. Специалисты по Рембрандту боялись, что проект так и не будет завершен, поэтому публикация шестого, итогового тома, в котором приводится исчерпывающий список работ мастера и указаны отличия от произведений его учеников, вызвала большой резонанс в художественных кругах. И хотя большинство гипотез ван де Ветеринга, скорее всего, будут приняты, остается много спорных моментов, и дискуссия по поводу ряда ключевых работ набирает обороты.
Шестой том вышел в свет, но пока не получил должного внимания — отчасти из-за его объема. Полное собрание включает 5 тыс. страниц большого формата, весит более 13 кг и стоит £1085 ($1349). С 1993 года вся работа по составлению этого академического издания легла на плечи фактически одного человека. Это голландский искусствовед Эрнст ван де Ветеринг, получивший художественное образование в Королевской академии изящных искусств в Гааге, а затем изучавший историю искусства в Университете Амстердама. К проекту он присоединился еще юношей в 1968 году. В свои 76 лет ван де Ветеринг является ведущим в мире специалистом по Рембрандту и считается блестящим ученым, но одиночкой по натуре. Он признает, что результаты его исследований могут показаться «шокирующими», ведь, по его мнению, кисти Рембрандта принадлежит еще 70 работ, которые прежде считались произведениями его учеников или вообще других художников. Тем не менее отказываться от своих умозаключений автор не намерен и готов их отстаивать.
Исследовательский проект Рембрандт был основан группой ведущих экспертов по творчеству художника, в числе которых были Джошуа Брун, Боб Хак, Саймон Леви и Питер ван Тиль; финансирование взяла на себя Голландская организация научных исследований. Изначально планировалось каталогизировать 624 картины, включенные специалистом по Рембрандту Авраамом Бредиусом в справочник 1937 года. Экспертов из-за границы не привлекали, потому что группа решила регулярно встречаться: каждую пятницу ученые собирались на «ланчи Рембрандта», где обсуждали новые гипотезы и проблемы атрибуции.
Предполагалось, что на подготовку полного корпуса уйдет десять лет. Это, как оказалось, было более чем оптимистичным предположением, и первые три тома, охватывающие менее половины работ, были опубликованы лишь в 1982, 1986 и 1989 годах после более чем тысячи «ланчей Рембрандта». В результате исследований ожидали обнаружить и заново атрибутировать свыше 250 работ — в итоге ван де Ветеринг увеличил это число до 340.
После того как был опубликован третий том, между учеными начались серьезные споры. Подход ван де Ветеринга существенно отличался от научных взглядов его старших коллег. Они подали в отставку в 1993 году, и с тех пор ван де Ветеринг был предоставлен сам себе. Теперь он готов рассказать о причинах раскола. «Споры в основном возникали из-за разницы в понимании методологических проблем между мной и Бруном, — говорит он. — Стало очевидно, что «мой» Рембрандт отличается от «их» Рембрандта». Ван де Ветеринг, по его словам, тогда сильно переживал из-за этого «нарастающего конфликта между учителем и учеником».
Что же пошло не так? Большинство ученых придерживались мнения, что только научная экспертиза работ может выявить их подлинность. Анализ показал, что дерево соответствовало времени жизни Рембрандта. Однако вопрос, написаны ли картины мастером или его учениками, так и остался без ответа: для этого нужен был тонкий вкус и эстетическое чутье. Ван де Ветеринг считал, что его старшие коллеги смотрели на проблему слишком узко, он сам гораздо шире толковал понятие «работа Рембрандта». После того как они подали в отставку, он отказался от хронологического подхода и вместо этого поставил во главу угла объект изображения. Ван де Ветеринг работал в одиночку, и дело, естественно, шло очень медленно. Он даже повздорил с государственной организацией, финансирующей исследования, когда один чиновник бросил ему: «Да уже не важно, что там, опубликуйте же его наконец!» В 1998 году правительство урезало гранты, выделяемые на проект, но ван де Ветеринг добился поддержки от Университета Амстердама.
Вышло еще два тома: один посвящен автопортретам (2005), а другой — малым историческим картинам (2010). Когда ван де Ветеринг в качестве знака примирения решил преподнести свое исследование Бруну, его бывший коллега «не проявил никакого интереса» и принял книгу весьма «неохотно».
Несколько лет назад ван де Ветеринг понял, что ему не по силам завершить задуманные исследования портретов, одиночных фигур и масштабных исторических картин, поэтому решил поставить точку в проекте каталогом-резоне. В нем приводится полный список тех работ, которые он считает подлинными, с комментариями от нескольких строчек до нескольких страниц.
Вышедшие тома вместе с материалами исследований хранятся в Голландском институте истории искусств в Гааге, где с ними можно ознакомиться. Специалисты по Рембрандту в целом восприняли публикацию с энтузиазмом. Однако уже через несколько дней после выхода в свет последнего тома стало ясно, что не все гипотезы, выдвинутые ван де Ветерингом, принимаются его коллегами. На выставке поздних работ Рембрандта в лондонской Национальной галерее (до 18 января 2015 года) демонстрировалась версия Лукреции из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Куратор музея Артур Уилок датирует картину 1664 годом, а ван де Ветеринг вообще не включил ее в каталог. Обычно он славится своей «щедростью», но в этом случае неожиданно отверг картину, признанную целым рядом экспертов, в том числе международных.
Подавляющее большинство владельцев 70 «открытых заново» работ восприняли новость с энтузиазмом. Тем не менее некоторые ведущие галереи мира не признают произведения, приписанные кисти Рембрандта ван де Ветерингом. Дебаты и обсуждения по этому поводу затянутся на следующие несколько лет. Так как же другие специалисты Рембрандту отреагировали на последний том? И какие теперь задачи стоят перед ними?
Тако Диббитс, директор коллекций Государственного музея в Амстердаме, отозвался о труде ван де Ветеринга как о «памятнике Рембрандту, огромное значение которого, несомненно, оценят будущие поколения». Эгберт Хаверкамп-Бегеманн, почетный профессор Нью-Йоркского университета, также приветствует новый том, хотя и признает, что проект растянулся: «Сроки нужно определять строже, да и можно было бы привлечь молодых специалистов». По его мнению, такие масштабные проекты не ведутся одним человеком, потому что «если возникают вопросы с атрибуцией, то хотя бы получается дискуссия, а не монолог, как в данном случае».
Кристофер Браун, бывший директор Музея Ашмола в Оксфорде, выступает одним из организаторов выставки ранних работ Рембрандта, которая должна пройти в Оксфорде и Лейдене в 2018 году. Он считает, что проект «слишком затянулся; состав авторов за это время полностью сменился, а вместе с ним радикально модифицировался и подход: от редукционизма, когда тряслись над каждой работой, до неожиданной толерантности, когда кисти Рембрандта стали приписывать все спорные вещи». По мнению Брауна, в следующих проектах «надо ограничить текучку кадров и задать довольно жесткие сроки». Проживающий в Нидерландах американец Гэри Шварц, автор нескольких монографий, посвященных творчеству Рембрандта, давно выступает с резкой критикой проекта. Он считает, что каталог «не завершен», потому что некоторые поздние работы не исследованы должным образом. В частности, это такие шедевры, как Заговор Клавдия Цивилиса (1661–1662) — один из главных экспонатов упомянутой лондонской выставки. Шварц считает, что первые три тома были излишне систематизированы, что привело к проблемам с атрибуцией, а последние три, напротив, слишком субъективны и выражают мнение одного человека — ван де Ветеринга.
Вальтер Лидтке, куратор отдела европейской живописи Метрополитен-музея в Нью-Йорке, ехидно заметил, что «Рембрандта Рембрандтом признает совет специалистов, но никак не отдельный эксперт». Ван де Ветеринг возражает, что определяющим при атрибуции является «не консенсус, а анализ и тщательная экспертиза научных данных». Тот факт, что художнику было приписано столько новых картин, означает, что дискуссия только началась. Среди специалистов по Рембрандту послышался вздох облегчения, когда долгожданный труд, пусть и представляющий собой по сути авторское исследование, наконец вышел в свет, причем в одном томе. Сам ван де Ветеринг уверен, что его умозаключения выдержат испытание временем, а также откроют миру новые грани творчества художника.
Каталог резон (или критический каталог ) представляет собой всеобъемлющий аннотированный перечень всех известные картин с помощью художника либо в определенной среде или все средства массовой информации. Произведения описаны таким образом, чтобы их могли надежно идентифицировать третьи лица.
Вариаций много, как шире, так и уже, чем «все работы» или «один художник». Параметры могут быть ограничены одним типом произведений искусства одним художником или расширены для всех произведений группы художников.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль в аутентификации художественного произведения
New York Times описала каталоги raisonnés как исчерпывающий научный сборник работ художника, «верховный арбитр подлинного и фальшивого». В случае умерших художников продюсер каталога-резоне, который считается стандартным текстом, может иметь значительные полномочия для определения того, считается ли конкретное произведение подлинным или нет. В этом контексте «продюсеры» могут включать авторов, редакторов, комитеты или издателей.
Включение или исключение из уважаемого каталога raisonné может оказать значительное влияние на рыночную цену работы, достигающую в некоторых случаях больших денежных сумм. Инклюзию называют разницей между «большим богатством и сточной канавой», и аукционные дома иногда отказываются продавать не включенные в список работы. В результате авторы каталога raisonné стали объектами судебных исков и якобы взяток и даже угроз убийством, хотя никаких доказательств последнего в суды не поступало.
В 2012 году New York Times сообщила, что некоторые ученые и фонды художников решили не публиковать будущие каталоги raisonnés, опасаясь судебных исков со стороны покупателей или продавцов, недовольных их выводами. Вопрос о том, должны ли производители каталогов raisonnés брать на себя ответственность за определение подлинности произведений, обсуждался на семинаре 29 марта 2012 года, проведенном в Christie’s, Нью-Йорк, под эгидой Ассоциации ученых каталога Raisonné.
Уничтожение картин
Каталог-резоне Поля Сезанна доступен в режиме онлайн 305 слов читать
НЬЮ-ЙОРК: 20 ноября в сети Интернет в режиме онлайн запущен каталог-резоне Поля Сезанна. Теперь любой желающий может увидеть полноцветные изображения всех известных картин великого художника. Несмотря на неоднозначное отношение к такой практике, каталоги, доступные в режиме онлайн, безусловно, полезны для студентов, учёных, кураторов музеев и галерей, аукционных домов и всех, кто захочет увидеть работы одного из самых почитаемых и влиятельных художников конца 19 и начала 20 веков.
Официальный каталог-резоне Поля Сезанна доступен по адресу cezannecatalogue.com. Авторами собрания стали Джейн Уормен (Jayne Warman) и Уолтер Финченфелдт (Walter Feilchenfeldt), взявшие за основу каталог Джона Реуолда (John Rewald), 1996 года. Однако для данного проекта была использована инновационная идея Дэвида Нэша (David Nash), который первым предложил опубликовать полноцветные изображения всех работ художника. Первоначальная концепция выпуска печатного каталога с цветными иллюстрациями быстро переросла в более масштабный проект обновления и пересмотра каталога Реуолда, с последующим представлением результатов новых исследований в интернете.
Со времени опубликования каталога-резоне картин Поля Сезанна в 1996 году, прошел ряд крупных выставок, изучавших влияние живописца на творчество других художников, которые знали его лично и были приверженцами его идей. Другие исследования касались студий художника, а третьи, новых находок, относящихся к творчеству Сезанна. Кроме того, в последние годы стали доступны для учёных несколько важных архивов, таких, как Фонд Барнса (Barnes Foundation), работа с которыми также помогла созданию обширной базы данных о творчестве живописца. В итоге, веб-сайт стал настоящим паноптикумом работ Поля Сезанна, имеющим ошеломляющее визуальное оформление и множество инновационных функций, таких, как расширенные возможности поиска и фильтрации, ссылки между работами и коллекциями, выставками, а также опубликованной на эту тему литературой, и возможность видеть размер картин относительно друг друга. Авторы каталога надеются, что сайт также станет площадкой для обмена мнениями между учёными, исследователями и владельцами картин Поля Сезанна.
Каталог-резоне живописи Сальвадора Дали доступен онлайн
Фонд «Гала — Сальвадор Дали» завершил публикацию цифрового каталога-резоне испанского сюрреалиста, на подготовку которого ушло 17 лет. Он станет подспорьем как для исследователей творчества Дали, так и для арт-рынка
Благодаря этому проекту более 1 тыс. произведений, созданных между 1910 и 1983 годами, за исключением акварелей и рисунков, отныне доступно на английском, испанском, каталонском и французском языках на сайте фонда.
Интернет-ресурс стал одним из первых в своем роде. Это в первую очередь «атрибуционный проект», задача которого — «с полной уверенностью установить» авторство каждого включенного в него полотна, отмечают в фонде. Каталог будет постоянно обновляться и расширяться. За образец при его подготовке взяли нецифровые каталоги-резоне Жоана Миро и Уильяма Тернера.
Первая часть каталога Дали, в которую вошли произведения с 1910 (когда ему было всего шесть лет) по 1929 год, была выложена в Интернет в год 100-летия художника, в 2004-м. Пятая и последняя часть — 233 поздние работы, созданные с 1965 по 1983 год, — опубликована в декабре 2017-го.
Работа над проектом велась в сотрудничестве с Музеем Дали в Сент-Питерсберге (Флорида), мадридским Центром искусств королевы Софии и парижским Центром Помпиду. Кроме того, роттердамский Музей Бойманса — ван Бенингена помогал искать произведения, находящиеся в частных коллекциях.
Новый каталог-резоне не только поможет ученым и публике совершенствовать свои знания об эволюции живописи Дали, но и будет служить для арт-рынка гарантией подлинности произведений. Теперь фонд занимается каталогизацией графики и скульптуры Дали — изучение этих двух областей его творчества осложняется широким распространением подделок. Публикация первой части каталога-резоне скульптур запланирована на конец 2018 года.