категорийный менеджер это кто и чем занимается
Кто такой категорийный менеджер и зачем он нужен?
Выделение в штате торговой компании такой позиции как категорийный менеджер может стать разумным шагом в условиях жесткой конкуренции. Особенно, если речь идет о небольших и средних сетях. В крупных компаниях наличие категорийных менеджеров просто обязательно. По сути дела, это аналитики, которым нужны удобные инструменты для анализа продаж и планирования поставок. В этом категорийным менеджерам помогает система “1С Товары”. Давайте разберемся подробней в чем же заключаются обязанности этого специалиста и какими навыками он должен обладать?
Кто это такой?
Как и любой другой менеджер, специалист по категориям в должен способствовать увеличению продаж и, соответственно, росту доходов компании. В его работе, разумеется, есть свои нюансы.
Следует понимать, что категорийный менеджер так называется по той простой причине, что он занимается вопросами поставок, обеспечения хранения, мерчендайзинговыми вопросами и продажей не отдельных товаров и даже групп, а именно категорий товарных позиций, схожих по своим эксплуатационным характеристикам и функционалу.
Должность категорийного менеджера на самом деле достаточно ответственна. Этот специалист напрямую влияет на эффективность продаж категорий товаров, не отдельных позиций, а именно целых направлений. Как правило, это всегда существенный процент в общей прибыли организации, предприятия или торговой сети.
Ошибки сотрудника приводят, если ни к необратимым последствиям, то к серьезным издержкам. По этой причине топ-менеджеры стараются занимать эту штатную позицию исключительно опытными и квалифицированными профессионалами.
Еще одной особенностью деятельности категорийного менеджера заключается в ее многофункциональности и разносторонности. Исполнитель обязан великолепно ориентироваться в управленческих вопросах, логистике, экономике, маркетинге, мерчендайзинге и даже психологии покупателей.
Столь высокие профессиональные требования приводят на самом деле к тому, что реально сильных категорийных менеджеров на рынке труда не так много, и за них между крупнейшими сетевыми и производственными компаниями ведется ожесточенная борьба. В результате зарплаты хороших специалистов достаточно высоки, к этому бизнесу, планирующему вводить соответствующую штатную единицу, необходимо быть готовым.
Какую работу выполняет категорийный менеджер?
Как уже отмечалось, категорийный менеджер – специалист абсолютно универсальный, способный решать самые сложные и неординарные задачи, причем совсем необязательно только в своей области. Его квалифицированные советы будут не лишними во многих областях бизнес-деятельности. В его компетенции следующие обобщенные задачи:
Помимо приведенных функций, категорийный менеджер выполняет и ряд управленческих задач. В его прямые обязанности входит контроль за работой иных менеджеров, мерчендайзеров, иных сотрудников, вплоть до продавцов.
Требования к знаниям, навыкам и квалификации специалиста
Понятно, что случайного человека поставить на данную должность невозможно, по крайней мере, если важен конечный результат. К соискателям предъявляются определенные требования, соответствие которым существенно повышает вероятность успешного сотрудничества, но не гарантирует их полностью (это важно учитывать).
Принципиально важно для кандидата иметь высшее образование, причем, профильное, связанное с экономикой, маркетингом или менеджментом. Стоит отметить, что сегодня на рынке труда подобных специалистов предостаточно. Однако далеко не все они способны справиться с поставленными перед сотрудником задачами, поэтому ориентироваться исключительно на законченный ВУЗ не стоит.
Следующим требованием является высокий уровень психологической устойчивости. Это позволит вести адекватную работу с поставщиками, потребителями, собственно, коллективом компании и непосредственными подчиненными. Для установления личностных характеристик HR-менеджеры используют разнообразные методики и технологии, включающие, в том числе, стресс-тесты, психологические анкетирования, имитацию реальных практических ситуаций.
Отдельно при найме на работу сотрудника на должность категорийного менеджера необходимо обращать внимание на уровень компьютерной грамотности и пользовательскую подготовку. В современных реалиях функционирование компаний практически полностью завязано на использовании информационных технологий. К примеру, не лишним будет знание программного комплекса 1С (как минимум, на пользовательском уровне), если он используется в компании, актуальных CMS-систем и иного программного обеспечения, необходимого для эффективной работы.
Если деятельность компании завязана на поставках продукции из-за границы либо экспорте собственных товаров, то не лишним будет знание соответствующего иностранного языка. Использование переводчика целесообразно только в том случае, если остальные личностные и профессиональные качества соискателя, что называется, зашкаливают.
Чем отличается категорийный менеджер от специалиста по закупкам
При первом приближении некоторые управленцы и владельцы бизнесов могут предположить, что задачи менеджера по категориям можно возложить на опытного, давно работающего в компании менеджера по закупкам. И действительно, поверхностно их деятельность схожа, но существуют некоторые различия, среди которых имеет смысл выделить следующие:
Когда есть смысл нанимать категорийных менеджеров?
Как и любая другая сложная система, категорийный менеджмент эффективен только при соблюдении определенных условий. Существуют условия, когда внедрение в штат профессионала целесообразно и позволяет повышать продажи. При иных обстоятельствах заработная плата высококвалифицированного специалиста банально не окупается, поэтому имеет смысл озвучить те моменты, которые должны навести руководителей и владельцев торговых компаний на приглашение категорийного менеджера:
Крупная компания, давно и успешно, занимающаяся торговлей. В ассортименте сети представлены, тысячи, десятки и даже сотни тысяч товарных позиций.
Коллектив в офисах и на торговых объектах в более-менее сложился, текучка кадров минимальная.
Наличие одноформатных торговых точек, разнесенных в пространстве, – торговым сетям.
Присутствие устойчивого желания развиваться не единовременно, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Возможно, пока рано задумываться о расширении штата, если:
В заключение стоит отметить, что целесообразность внедрения в штат категорийного менеджера определяется индивидуальными особенностями бизнеса. Но, как показывает практика, для крупных торговых и производственных компаний выгода привлечения к работе профессионалов проявляется буквально сразу и отражается в резком росте продаж. Кроме того, опытный, квалифицированный категорийный менеджер помогает сформировать корпоративный подход в крупном коллективе, снизить текучесть кадров, определить базовые направления развития бизнеса.
Менеджер по закупкам VS категорийный менеджер: кто круче?
В привычном классическом товароведении, закупками занимается отдел закупок, продажами – отдел продаж, продвижением – отдел маркетинга. Менеджер по закупкам в этой системе отвечают за то, чтобы товар приходил и был на складе в наличии. Что дальше происходит с товаром закупщика уже не касается. Потому что не его задача продавать товар или продвигать.
В категорийном менеджменте, менеджер осуществляет весь цикл продажи товара — от его приобретения до реализации. Он имеет более широкие полномочия: отвечает за то, чтобы товар поступал в компанию, принимает решения по ассортименту и закупочным ценам, а также отвечает за то, чтобы купленный им товар был в дальнейшем реализован в магазинах или каналах сбыта компании.
Именно поэтому он принимает решения по ценообразованию и маркетинговым активностям. Его задача, чтобы товар был продан. В случае если товар становится неликвидом, задача категорийного менеджера вернуть товар поставщику или реализовать в компании за счет промо-акций и т.д.
Давайте разберемся в принципиальных отличиях.
Концепция управления категориями знакома тем, кто занимается розничной торговлей. Она позволяет компаниям работать эффективней и экономить значительные суммы денег при закупках.
На самом базовом уровне категорийный менеджмент – это объединение товаров в категории.
Категория – это, по сути, любая группа похожих товаров, которые компания закупает в рамках одной сделки.
Товарные категории формируются с ориентацией на предпочтения покупателей. Группируются они так, как их связывает между собой конечный потребитель, а не так, как удобно закупщику.
Поставщики знают, что менеджеры по закупкам хотят скорее заключить сделку и предлагают им более высокую цену взамен на быстрые поставки, отсрочки и другие выгодные условия. В результате возникают договоренности с не самыми выгодными условиями по цене.
Категорийный менеджер действует по-другому. Он отвечает за определенную категорию товаров. Для него важна входная стоимость товара, цена на полке, а также какие инструменты будут использоваться при продаже данного товара. Например, он коррелирует свои действия с отделом маркетинга по продвижению товара. А также взаимодействует с отделом логистики по поставках и хранению товара, с бухгалтерией по оплате товара.
Централизация ответственности в руках категорийного менеджера позволяет компании иметь меньше неликвидов, более сбалансированный ассортимент и в результате иметь лучшие результаты.
PS. Используя функционал для категорийного менеджмента, можно видеть текущие продажи и остатки, устанавливать лимиты и видеть категории, по которым остатки вышли за допустимые пределы, сравнивать цены поставщиков и многое другое.
Профессия категорийный менеджер
Категорийный менеджер занимается управлением ассортиментом магазина с целью увеличения объемов продаж магазина. Специалист участвует в процессах закупки, хранения, мерчендайзинга, стимулировании сбыта и реализации продукции. По этой причине профессионалу требуется знать маркетинг, закупки, логистику, продажи и другие процессы торговли и экономики.
Кто такой категорийный менеджер? Менеджер носит такое название по причине того, что управление ассортиментом происходит согласно делению продукции на категории (группы схожих продуктов). Такое деление позволяет более грамотно управлять запасами и существенно увеличить объем продаж торгового предприятия.
Места работы
Должность категорийного менеджера можно встретить в штате крупных торговых розничных и оптовых компаний.
История профессии
Категорийный менеджмент зародился в США в начале 90-х годов прошлого века благодаря Брайану Ф. Харрису. Он предложил управлять категориями продуктов как отдельными бизнес-единицами. Данная теория стала набирать популярность из-за своей высокой результативности.
В России профессия категорийного менеджера пока не слишком распространена, хотя в условиях растущей конкуренции ее востребованность существенно увеличилась.
Обязанности категорийного менеджера
В основные должностные обязанности категорийного менеджера входит управление одной или нескольких категорий товаров, а точнее:
Иногда категорийный менеджер занимается разработкой стандартов мерчендайзинга.
Требования к категорийному менеджеру
Категорийный менеджер должен соответствовать следующим требованиям:
Желательные требования к сотруднику примерно следующие:
Образец резюме
Как стать категорийным менеджером
Чтобы освоить профессию категорийного менеджера, нужно получить высшее образование в области менеджмента, экономики или маркетинга. Также необходимо понять, как работают современные торговые предприятия. Как происходят процессы закупок, складского учета, размещения на витринах и полках магазина, как проходят распродажи, на чем магазины зарабатывают и на чем теряют.
Чтобы стать серьезным специалистом требуется профессиональное знание какой-либо сферы товаров (возможно, вашей любимой сферы). Это могут быть спортивные товары, автокосметика, игрушки, обувь, бытовая техника, посуда, мягкая мебель и т.д.
Зарплата категорийного менеджера
Заработная плата категорийного менеджера колеблется от 30 до 120 тысяч рублей в месяц. Обычно, чем выше торговые обороты компании, тем серьезнее должность и выше оклад специалиста. Средняя зарплата категорийного менеджера составляет около 60 тысяч рублей в месяц.
Менеджер по закупкам VS категорийный менеджер: кто круче?
В привычном классическом товароведении, закупками занимается отдел закупок, продажами – отдел продаж, продвижением – отдел маркетинга. Менеджер по закупкам в этой системе отвечают за то, чтобы товар приходил и был на складе в наличии. Что дальше происходит с товаром закупщика уже не касается. Потому что не его задача продавать товар или продвигать.
В категорийном менеджменте, менеджер осуществляет весь цикл продажи товара — от его приобретения до реализации. Он имеет более широкие полномочия: отвечает за то, чтобы товар поступал в компанию, принимает решения по ассортименту и закупочным ценам, а также отвечает за то, чтобы купленный им товар был в дальнейшем реализован в магазинах или каналах сбыта компании.
Именно поэтому он принимает решения по ценообразованию и маркетинговым активностям. Его задача, чтобы товар был продан. В случае если товар становится неликвидом, задача категорийного менеджера вернуть товар поставщику или реализовать в компании за счет промо-акций и т.д.
Давайте разберемся в принципиальных отличиях.
Менеджер по закупкам
Категорийный менеджер
Что такое категорийный менеджмент?
Концепция управления категориями знакома тем, кто занимается розничной торговлей. Она позволяет компаниям работать эффективней и экономить значительные суммы денег при закупках.
На самом базовом уровне категорийный менеджмент – это объединение товаров в категории.
Категория – это, по сути, любая группа похожих товаров, которые компания закупает в рамках одной сделки.
Товарные категории формируются с ориентацией на предпочтения покупателей. Группируются они так, как их связывает между собой конечный потребитель, а не так, как удобно закупщику.
Стратегия «разделяй и властвуй»
Поставщики знают, что менеджеры по закупкам хотят скорее заключить сделку и предлагают им более высокую цену взамен на быстрые поставки, отсрочки и другие выгодные условия. В результате возникают договоренности с не самыми выгодными условиями по цене.
Категорийный менеджер действует по-другому. Он отвечает за определенную категорию товаров. Для него важна входная стоимость товара, цена на полке, а также какие инструменты будут использоваться при продаже данного товара. Например, он коррелирует свои действия с отделом маркетинга по продвижению товара. А также взаимодействует с отделом логистики по поставках и хранению товара, с бухгалтерией по оплате товара.
Централизация ответственности в руках категорийного менеджера позволяет компании иметь меньше неликвидов, более сбалансированный ассортимент и в результате иметь лучшие результаты.
Что такое категорийный менеджмент в закупках, и в каких случаях он внедряется на предприятиях?
Как понятие и направление деятельности, категорийный менеджмент зародился в 80-90 годах. Впервые на практике его начала применять компания Procter&Gamble.
Что такое категорийный менеджмент в закупках
Чаще всего категорийный менеджмент применяется в сфере ритейла. Данная стратегия продаж предполагает объединение похожих друг на друга товаров в единую группу: например, соки, шоколадные батончики, выпечка, бакалея и пр. Но в последнее время он активно внедряется и в закупочную деятельность.
Под категорийным менеджментом можно понимать управление той или иной группой (категорией товаров и услуг), с точки зрения жизненного цикла, начиная с понимания потребности в закупках, заканчивая анализом эффективности закупаемых товаров с позиции их качества и удовлетворенности конечного пользователя.
Категорийный менеджмент в закупочной деятельности предполагает стратегически выверенный, тщательный и скрупулезный подход к закупочной деятельности для достижения максимального позитивного эффекта в организации.
Категорийный менеджмент предполагает работу по следующей схеме:
В каких случаях и для чего внедряется
Данный подход к осуществлению закупок не является самоцелью для компании. Он внедряется по мере необходимости.
Обычно целесообразность внедрения категорийного подхода к закупкам возникает в крупных компаниях, которые работают над повышением эффективности своей работы по разным направлениям.
Так, в практике закупок может проявляться такая проблема, когда разные региональные подразделения закупают одинаковые товары по разной стоимости, с разным качеством и наименованием. У отдельного подразделения могут возникать сложности с закупками определенных категорий товара, тогда как другому данный товар будет легко доступен.
К числу проблемных моментов можно отнести нехватку определенных закупаемых товаров в сезон, что негативно отражается на экономических аспектах функционирования.
В результате наносится урон эффективности закупочной деятельности.
Благодаря управлению категориями, у компании появляется возможность преодоления разрозненности в закупках и добиться их большей результативности.
Функции и задачи
В компании функции категорийного менеджера могут принадлежать как штатным сотрудникам, так и выведены на аутсорсинг. На этого специалиста возлагается большая ответственность начиная с подбора ассортимента, заканчивая гарантийным обслуживанием товаров. Таким образом, такой менеджер обладает большим функционалом, нежели обычный закупщик.
К функциям и задачам, решаемых категорийным менеджером, относят:
К должностным обязанностям категорийного менеджера можно отнести:
Менеджер несет ответственность за правильность и эффективность закупочной деятельности в своей товарной группе, достоверность учета маркетинговой информации, качество закупаемых товаров и правильное ценообразование, оптимизацию издержек и рисков при выполнении работ.
Что касается показателей эффективности работы менеджера, то они могут отличаться в каждой организации. В качестве примеров можно привести доставку товара до склада в положенное время, оптимальную цену закупки, обеспечение взаимодействия со всеми структурными подразделениями, выявление пула дополнительных (альтернативных) поставщиков, заменяющих основных, выстраивание эффективной логистики, автоматизация учетной деятельности.
Таким образом, категорийный менеджмент в закупках внедряют при возникновении проблем между подразделениями компании. Для повышения эффективности закупочной деятельности внедряют управление категориями на предприятии, когда менеджер отвечает за весь цикл закупки и использования товаров.