катехизация что это такое

Катехизация

Катехиза́ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις — (кате­хи­зис (кати­хи­зис)) — кате­хи­зис (от греч κατηχέω (кате­хео (кати­хео)) — настав­лять, огла­шать) — 1) настав­ле­ние в осно­вах пра­во­слав­ной веры лиц, гото­вя­щихся при­нять Кре­ще­ние; 2) настав­ле­ние лиц, уже при­няв­ших Кре­ще­ние и явля­ю­щихся чле­нами Церкви, в исти­нах пра­во­слав­ной веры (под­ра­зу­ме­вает более глу­бо­кое изу­че­ние основ веры). Кате­хи­за­ция – это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и порядку цер­ков­ной жизни. Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни.

катехизация что это такое. Смотреть фото катехизация что это такое. Смотреть картинку катехизация что это такое. Картинка про катехизация что это такое. Фото катехизация что это такое

При целост­ном взгляде и под­ходе к кате­хи­за­ции можно выде­лить несколько вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих её раз­де­лов.

а) при­об­ще­ние огла­ша­е­мых лиц, (гото­вя­щихся к созна­тель­ному при­ня­тию Кре­ще­ния) к хри­сти­ан­скому веро­учи­тель­ному знанию б) при­об­ще­ние к опыту цер­ков­ной жизни (молит­венно-евха­ри­сти­че­ская жизнь, духов­ное руко­вод­ство, пост, духов­ное чтение, мило­стыня);

в) как дея­тель­ная общин­но­устро­и­тель­ная жизнь на Цер­ков­ном при­ходе;

г) как соб­ствен­ная духовно-нрав­ствен­ная жизнь в цер­ков­ном укладе.

Все кано­ни­че­ские нормы Пра­во­слав­ной Церкви, каса­ю­щи­еся под­го­товки к таин­ству Кре­ще­ния, гово­рят о важ­но­сти изу­че­ния веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, пра­ви­лами преду­смот­рено испы­та­ние пра­виль­но­сти усво­е­ния веры и искрен­но­сти жела­ний тех, кто наме­ре­ва­ется при­нять Кре­ще­ние (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также пред­пи­сы­вают ново­об­ра­щен­ным пре­бы­вать в Церкви и слу­шать поуче­ния (7 пр. II Вс. Собора).

Поня­тие «кате­хи­за­ция» по своему смыслу близко к поня­тию «огла­ше­ние». Его часто исполь­зуют как сино­ним огла­ше­ния. Однако надо пом­нить, что сего­дня смысл кате­хи­за­ции зна­чи­тельно шире, чем смысл катеху­ме­ната или огла­ше­ния в древ­ней Церкви, где прак­тика настав­ле­ния в вере имела опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти, выте­ка­ю­щие из исто­ри­че­ского поло­же­ния Церкви:

Такое раз­ли­чие вызвано тем, что жизнь древ­ней Церкви про­ис­хо­дила среди гоне­ний и огла­ше­ние часто слу­жило не только при­го­тов­ле­нием ко кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства.

В тоже время совре­мен­ная прак­тика кате­хи­за­ции сохра­няет пре­ем­ствен­ность с прак­ти­кой огла­ше­ния в древ­ней Церкви, ибо служит одним и тем же зада­чам науче­ния в вере. Поэтому совре­мен­ную прак­тику кате­хи­за­ции можно рас­смат­ри­вать как огла­ше­ние в иной исто­ри­че­ской ситу­а­ции.

Вве­де­ние в основы кате­хи­за­ции

про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко,
пред­се­да­тель Епар­хи­аль­ного Отдела рели­ги­оз­ного
обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния СПб Епар­хии

Поня­тие о кате­хи­за­ции

Слово «кате­хи­за­ция» воз­никло от гре­че­ского слова «кате­хи­зис», про­ис­хо­дя­щего от гре­че­ского гла­гола katecheo, что значит «гово­рить кому-то», «устно настав­лять», «огла­шать». Выра­же­ние это пер­во­на­чально озна­чало «воз­ве­щать с воз­вы­шен­ного места» (лат. ex alto), а также «про­из­во­дить эхо, вызы­вать отклик» (kate – «с горы», есhеo «зву­чать, раз­да­ваться, гре­меть»).

Более позд­нее зна­че­ние – «настав­лять» (голос учи­теля явля­ется как бы осо­знан­ным откли­ком на вопрос уче­ника, а ответ уче­ника – откли­ком на слова учи­теля). Именно во встрече или диа­логе, заклю­ча­ется смысл слова «кате­хи­за­ция». Такое зна­че­ние поня­тия «кате­хи­за­ция» сле­дует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому кате­хи­за­ция осу­ществ­ля­ется в виде диа­лога, собе­се­до­ва­ния.

В XIX веке свя­ти­те­лем Фила­ре­том, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским был состав­лен Кате­хи­зис – учеб­ное посо­бие, содер­жа­щее свод веро­учи­тель­ных истин, поня­тий и опре­де­ле­ний для настав­ле­ния в пра­во­слав­ной вере в форме вопро­сов и отве­тов.

Поэтому, Кате­хи­зис это веро­учи­тель­ное содер­жа­ние того, что нужно гово­рить при настав­ле­нии в вере, а кате­хи­за­ция – это мето­дика того, кому и как гово­рить; это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и чину цер­ков­ной жизни для уго­жде­ния Богу и спа­се­ния души.

Кате­хи­за­ция (в узком смысле) – это про­ве­де­ние огла­си­тель­ных бесед по осно­вам веры с людьми, гото­вя­щи­мися при­нять святое Кре­ще­ние.

Кате­хи­за­ция (в широ­ком смысле) – это осу­ществ­ле­ние от лица Пра­во­слав­ной Церкви духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти в раз­лич­ных слоях обще­ства с целью при­об­ще­ния людей к нормам хри­сти­ан­ской жизни, кото­рые даны нам Твор­цом.

Кате­хи­за­тор – это спе­ци­а­лист, полу­чив­ший систе­ма­ти­че­ское бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, необ­хо­ди­мые умения, навыки и пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние для про­ве­де­ния на своём уровне духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти.

Катеху­мен (katechemenos – «настав­ля­е­мый, поуча­е­мый») – в нашем кон­тек­сте, чело­век, кото­рого «настав­ляют» в исти­нах веры и в пра­ви­лах хри­сти­ан­ского образа жизни. В древ­но­сти слово «катеху­мен», отно­си­лось, прежде всего, к тем, кто гото­вился при­нять кре­ще­ние, согласно запо­веди Христа.

Катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви назы­ва­лась система огла­си­тель­ной под­го­товки кан­ди­да­тов к при­ня­тию Кре­ще­ния и поэтап­ного вхож­де­ния в общин­но­устро­и­тель­ную жизнь Церкви с соот­вет­ству­ю­щей мето­ди­кой пере­дачи кате­хи­зи­че­ского знания и цер­ков­ного опыта.

Цель и задачи кате­хи­за­ции

Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни по запо­ве­дям в лоне святой Церкви. Цер­ковь есть сокро­вищ­ница, в кото­рой содер­жится вся пол­нота жизни, неоску­де­ва­е­мый источ­ник всех благ и нашего спа­се­ния.

Под воцер­ко­в­ле­нием разу­ме­ется не набор знаний и раз­лич­ных цер­ков­ных внеш­них дей­ствий, а реаль­ное пре­об­ра­же­ние духа, нрава, отно­ше­ний и образа жизни чело­века сооб­разно Еван­гель­скому образу лич­но­сти Иисуса Христа.

Воцер­ко­вить – значит ввести в орга­низм Церкви, усво­ить чело­века бла­го­дат­ному духу жизни Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные связи с осталь­ными людьми цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по своему духу, нраву, отно­ше­ниям, и через это – живой кле­точ­кой бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.

Можно про­ве­сти срав­ни­тель­ные парал­лели, откры­ва­ю­щие нам смысл и высо­кое назна­че­ние Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каж­дого из нас фор­ми­ро­ва­лось наше тело и зачи­на­лась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Кото­рой мы вошли от купели Кре­ще­ния, в тече­ние всей земной жизни под Её води­тель­ством должно идти фор­ми­ро­ва­ние, а точнее «вызре­ва­ние» души для буду­щей жизни – жизни вечной.

Цер­ковно-при­ход­ская община имеет в себе четыре важ­ней­ших свой­ства Церкви, бла­го­даря кото­рым она и при­над­ле­жит ей: един­ство, свя­тость, собор­ность и апо­столь­ность.

Един­ство – целост­ность лич­но­сти и непо­ко­ле­би­мость в испо­ве­да­нии веры в Бога и Цер­ковь;

Свя­тость – хра­не­ние цело­муд­рен­но­сти (нрав­ствен­ной чистоты и непо­роч­но­сти) и бла­го­че­стия (хри­сти­ан­ской чести, досто­ин­ства, чест­но­сти и бого­бо­яз­нен­но­сти) в отно­ше­ниях, пове­де­нии и жизни.

Собор­ность – еди­но­мыс­лие и еди­но­ду­шие цер­ков­ной общ­но­сти в испо­ве­да­нии, делах и слу­же­нии.

Апо­столь­ность – сора­бот­ни­че­ство Христу в рас­про­стра­не­нии веры и сви­де­тель­ство­ва­нии бого­угод­ной хри­сти­ан­ской жизни в окру­жа­ю­щем мире.

Таким обра­зом, воцер­ко­вить – значит ввести в жизнь цер­ков­ной общины, дабы усво­иться свой­ствам цер­ков­ного орга­низма, стать их носи­те­лем.

Это дости­жимо лишь при реше­нии целого ряда задач, а именно:

При целост­ном взгляде, про­цесс воцер­ко­в­ле­ния посред­ством кате­хи­за­ции, вклю­чает в себя:

а) при­об­ще­ние чело­века к цер­ков­ному веро­учи­тель­ному знанию, спо­соб­ству­ю­щему воцер­ко­в­ле­нию его созна­ния и жизни;

б) при­об­ще­ние к опыту цер­ковно-устав­ной дис­ци­плины и молит­венно-евха­ри­сти­че­ской бого­слу­жеб­ной жизни, более всего спо­соб­ству­ю­щему пре­об­ра­же­нию чело­ве­че­ского духа в срод­ность Хри­стову духу: «…Если кто Духа Хри­стова не имеет, тот и не Его…» ( Рим. 8:9 );

в) духов­ное руко­вод­ство, помо­га­ю­щее хри­сти­ан­скому совер­шен­ство­ва­нию в доб­ро­де­тели и отсе­че­нию своей при­страст­ной воли, пре­одо­ле­нию само­уго­дия, само­лю­бия, свое­нра­вия, само­чи­ния, само­ра­зу­ме­ния и свое­ко­ры­стия;

г) соб­ствен­ную духовно-нрав­ствен­ную, аске­ти­че­скую жизнь (молитва, пост и мило­стыня) в своей семье, в цер­ков­ном укладе;

д) дея­тель­ную общин­но­устро­и­тель­ную жизнь на Цер­ков­ном при­ходе, спо­соб­ству­ю­щую обре­те­нию нрав­ствен­ных и духов­ных связей и брат­ских отно­ше­ний, образ­цом кото­рых явля­ются отно­ше­ния пер­во­хри­сти­ан­ской общины в еван­гель­ском духе ( Деян. 2:42-47 ).

Таким обра­зом, в наше время под кате­хи­за­цией необ­хо­димо пони­мать работу по содей­ствию в воцер­ко­в­ле­нии тех, кто принял реше­ние стать цер­ков­ным чело­ве­ком и вести бла­го­че­сти­вый хри­сти­ан­ский образ жизни. Кате­хи­за­ция при­звана побуж­дать чело­века к осо­знан­ной цер­ков­ной жизни в том слу­же­нии, к кото­рому чело­век при­зван, к чему имеет дар от Бога (врач, учи­тель, руко­во­ди­тель, вос­пи­та­тель, свя­щен­ник, монах, и т.д.) ( 1Кор. 7:20 ).

Пло­дами кате­хи­за­ции явля­ются позна­ние цер­ков­ного веро­уче­ния, обре­те­ние пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и созна­тель­ное вхож­де­ние в жизнь Церкви, регу­ляр­ное уча­стие в ее таин­ствах и, прежде всего, в святой Евха­ри­стии.

Кроме того, важ­ней­шей состав­ля­ю­щей под­лин­ной цер­ков­но­сти явля­ется духовно-нрав­ствен­ная, бого­угод­ная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет?» ( Иак. 3:19-20 ).

Для при­не­се­ния плода более всего не хва­тает нам сего­дня при­ме­ров пра­вед­ной жизни. О пре­ве­ли­кой важ­но­сти этого в свое время гово­рил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Ни Кре­ще­ние, ни отпу­ще­ние грехов, ни знание, ни при­ча­стие Таинств, ни свя­щен­ная Тра­пеза, ни при­ня­тие Тела, ни при­ча­стие Крови, ничто другое из этого не в состо­я­нии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и уди­ви­тель­ной, и сво­бод­ной от вся­кого греха».

Назна­че­ние и место кате­хи­за­тор­ского слу­же­ния.

Каждое из четы­рех основ­ных видов цер­ков­ного слу­же­ния (мис­си­о­нер­ское, кате­хи­за­тор­ское, учи­тель­ное и пас­тыр­ское) имеет своё место в цер­ков­ной жизни, свою направ­лен­ность, назна­че­ние и содер­жа­ние.

Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность при­звана про­бу­дить в чело­веке веру, обра­тить ко Христу и Его Церкви.

Кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность направ­лена на воцер­ко­в­ле­ние, как вве­де­ние через огла­ше­ние и Кре­ще­ние в лоно святой Церкви, и даль­ней­шее при­об­ще­ние ко всем сферам цер­ковно-общин­ной жизни.

Дело цер­ков­ного педа­гога, зако­но­учи­теля заклю­ча­ется пре­иму­ще­ственно в том, чтобы пре­по­дать пред­мет­ное содер­жа­ние цер­ков­ного веро­уче­ния и основы хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния.

Дело же пас­тыря уни­вер­сально и более ответ­ственно – зало­жить основу духовно-цер­ков­ной жизни и верно руко­вод­ство­вать пасо­мых в устро­е­нии, под­дер­жа­нии и совер­шен­ство­ва­нии духов­ной жизни во спа­се­ние, в лоне святой Церкви.

В каком состо­я­нии ока­зы­ва­ется чело­век, кре­стив­шийся без огла­ше­ния?

Чело­век, кре­щён­ный без огла­ше­ния (то есть без пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции), не знает суще­ства своей веры, цер­ков­ного веро­уче­ния, пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Сим­вола веры и Закона Божьего) и обре­тать жизнь по вере, кото­рую принял кре­стив­шийся чело­век, явля­ется его свя­щен­ным долгом и хри­сти­ан­ским при­зва­нием. Только зна­ю­щий спо­со­бен ценить, любить, хра­нить, пре­умно­жать и пере­да­вать другим это сокро­вище. Уте­рять пре­ем­ство веры не про­сти­тельно, ибо без веры невоз­можно уго­дить Богу и спа­стись! ( Евр. 11:6 ), ( Мк. 16:16 ).

Такой чело­век не знает:

Важ­ней­шим пока­за­те­лем готов­но­сти к Кре­ще­нию явля­ется пони­ма­ние основ духов­ной жизни, выра­жен­ное в кон­крет­ных зна­ниях. Кано­ни­че­ские источ­ники наста­и­вают также на изу­че­нии веры как сред­стве про­фи­лак­тики укло­не­ния в ереси.

Кре­стить без пред­ва­ри­тель­ной кате­хи­за­ции (за исклю­че­нием особых слу­чаев) запре­щено 78 пра­ви­лом VI Все­лен­ского, и 46 пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собо­ров.

Усло­вия при­ня­тия Кре­ще­ния и вхож­де­ния в цер­ков­ную жизнь.

Согласно древ­не­цер­ков­ной прак­тике, опи­ра­ю­щейся на Ново­за­вет­ное Откро­ве­ние и цер­ков­ное Пре­да­ние, к уве­ро­вав­шим во Христа людям и жела­ю­щим кре­ститься предъ­яв­лялся ряд непре­лож­ных усло­вий и тре­бо­ва­ний. Пять глав­ных из них можно особо выде­лить:

От тех же, кто совер­шает Кре­ще­ние, тре­бу­ется сугу­бая забота об огла­ша­е­мых, выра­жен­ная в молитве за них в чине Литур­гии, в тща­тель­ном науче­нии исти­нам веры и пред­ва­ри­тель­ном испы­та­нии их веры перед Кре­ще­нием.

Не следуя в этом вопросе Цер­ков­ному авто­ри­тету и чину, крестя без долж­ного огла­ше­ния, мы духовно порож­даем заве­домо нецер­ков­ных, «номи­наль­ных хри­стиан», лишён­ных жиз­ненно важных знаний и духов­ных ори­ен­ти­ров.

Кре­ще­ние, поис­тине, должно стать «не плот­ской нечи­стоты омы­тием, но обе­ща­нием Богу доброй сове­сти» ( 1Петр. 3:21 ).

Глав­ным делом Церкви на Земле всегда было откры­тие Благой вести о Христе и руко­вод­ство хри­стиан в обре­те­ние бого­угод­ной жизни во спа­се­ние.

Итак, лишь верно следуя запо­ве­дан­ным Богом, Цер­ко­вью и ука­зан­ным их авто­ри­те­том усло­виям в деле кате­хи­за­ции, пре­одо­ле­вая име­ю­щи­еся труд­но­сти, мы будем на спа­сен­ном пути.

Санкт–Петербургская епар­хия, отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния. Епар­хи­аль­ная кон­фе­рен­ция Насущ­ные вопросы кате­хи­за­ции: Тра­ди­ции и совре­мен­ность.

Источник

Что такое катехизация? И кто такие оглашенные?

катехизация что это такое. Смотреть фото катехизация что это такое. Смотреть картинку катехизация что это такое. Картинка про катехизация что это такое. Фото катехизация что это такое

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Источник

Катехизация в Русской Православной Церкви: системный взгляд

катехизация что это такое. Смотреть фото катехизация что это такое. Смотреть картинку катехизация что это такое. Картинка про катехизация что это такое. Фото катехизация что это такое

Д. А. Туголуков, заведующий сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. [1] Соединение с Церковью Христовой происходит в таинстве Крещения. «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Господь (Ин. 3:5). Вместе с тем преподобный Ефрем Сирин писал: «Крещение есть только предначатие воскресения из ада», а святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Не поддерживающий приобретений, дарованных святым Крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное».

Поэтому Крещение должно быть неразрывно связано с приобщением верующего к жизни Церкви: формированием основ христианского мировоззрения, обретением навыков молитвы и аскетического делания, устроением собственной жизни по заповедям Божиим, участием в таинствах и вхождением в евхаристическую общину, обретением духовного руководства.

Катехизические занятия сопровождают, направляют, корректируют процесс воцерковления христианина как до, так и после Крещения. Они не заменяют пастырского окормления и самой церковной жизни, но помогают в ее правильном устроении, создавая необходимое пространство духовного общения оглашаемых и новоначальных христиан со священнослужителями, мирянами-катехизаторами и членами приходской общины.

Сложно говорить о периоде времени, когда указанные составляющие церковной жизни в надлежащей степени могут быть восприняты. Но совершенно точно это длительный период, который составляет не меньше нескольких лет.

В Древней Церкви просвещение осуществлялось в основном через наставление в православной вере перед принятием таинства Крещения, которое могло длиться довольно продолжительное время. Этого времени было достаточно для того, чтобы вера пожелавшего войти в лоно Церкви стала твердой и осознанной. Разумное научение основам веры завершалось в таинстве Святого Крещения. В Церковь такой человек входил уже просвещенным светом Христовой истины и фактически сам был готов нести слово Божье в мир. Крещение совершалось на основе твердой веры и покаяния оглашаемого, что в немалой степени было итогом катехизации.

На этом церковное научение не заканчивалось. Став полноправными членами общины, новокрещенные продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни: они слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств.

Такой порядок вступления в Церковь касался взрослых. Но с самых ранних времен крестили также младенцев. Со временем крещение младенцев стало повсеместно распространено, что привело к постепенному отмиранию практики крещения взрослых и, соответственно, исчезновению продолжительного оглашения. Просвещение новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных огласительных школ в христианские семьи и церковные общины. Вместе с познанием мира, человеческого общества, своего ремесла и т. д. ребенок узнавал и основы христианской веры и жизни, передаваемые ему его родителями и восприемниками. С развитием школы как основной формы образовательной системы обязательным предметом школьного преподавания в христианских странах стали основы веры.

В царской России начальное религиозное просвещение осуществлялось через семейный православный уклад и на приходах, в том числе через церковно-приходские школы. Ситуация изменилась после 1917 года. Чужеродный социальный эксперимент, осуществленный большевиками, привел не только к беспрецедентным гонениям на Церковь, но и к разрушению традиционного семейного уклада в стране в целом. В советской России открытое исповедание христианской веры было сопряжено с опасностью для свободы и даже жизни. Религиозное просвещение было запрещено, а вся церковная инфраструктура, занимавшаяся им, — уничтожена.

Огромное давление, которое оказывалось антирелигиозной идеологией на граждан, не способствовало научению вере в семье. Крещения часто совершались тайно. Сам факт прихода человека в храм с обращением о Крещении к священнику тогда служил достаточным основанием для совершения над ним таинства.

Отсутствие полноценной катехизации привело к тому, что по большей части тайно крещенные миряне оставались не наученными основам христианской веры и не участвовали в практике церковной жизни. Но в то же время стали организовываться кружки, целью которых было изучение христианской веры. Такие кружки существовали нелегально, под страхом применения репрессий со стороны власти к их организаторам и участникам.

Падение советского режима привело к массовому возрождению религии в стране. Многие люди пожелали принять Крещение в Православной Церкви. Духовенство оказалось в сложном положении. С одной стороны, священники не могли отказать желавшим после стольких лет запрета на религию принять Крещение, с другой — не было возможности обеспечить полноценное просвещение всей массы новообращенных. Редкие катехизические кружки не могли справиться с этой задачей.

В последующие годы Русская Православная Церковь активно занималась воссозданием инфраструктуры церковной катехизации. Открывались воскресные школы для детей и катехизические курсы для взрослых. Одновременно в епархиях шла подготовка катехизаторов и преподавателей воскресных школ. Кроме того, за это время появилось первое постсоветское поколение христианских семей, состоящих из христиан, крещенных в младенчестве на заре церковного возрождения. В их семьях возрождалась традиция семейного научения основам веры.

В 2011 г. Священный Синод принял документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». [2] Документ регламентирует организацию катехизической деятельности на всех уровнях церковного устройства Русской Православной Церкви. Его появление свидетельствует о системном подходе к процессу восстановления инфраструктуры церковной катехизации и серьезном анализе ситуации в сфере религиозного просвещения на протяжении последних двадцати лет.

Документ предписывает практику обязательного оглашения перед принятием таинства Крещения для взрослых и детей старше семи лет. Не наученные основам веры родители и восприемники крещаемых детей возрастом младше семи лет также должны прослушать курс огласительных бесед. Особое внимание в документе уделяется просвещению мирян, не прошедших в свое время катехизации.

Катехизация после Крещения требуется как новокрещенным, так и тем, кто был крещен ранее, но не получил в свое время должного наставления в основах православной веры и христианской жизни. Также в особом пастырско-педагогическом попечении нуждаются люди, возвращающиеся в ограду Православной Церкви после временного отпадения от нее в сектантство, ересь, раскол.

Что касается священнослужителей, то по роду своего служения они призваны заниматься катехизацией, как через пример своей жизни, так и организуя и координируя на своем уровне работу епархиальной или приходской системы просветительной деятельности.

Не облаченных священным саном монашествующих и мирян, как участников катехизической деятельности, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто самой своей благочестивой жизнью осуществляют свое христианское призвание — нести миру свет Христовой истины, свидетельствовать о Христе. Зная основы православного вероучения и обладая опытом духовной жизни, они могут ответить на вопросы тех, кто обращается к ним за советом. Ко второй категории можно отнести тех, кто специально желает послужить Церкви в качестве катехизаторов, получая для этого соответствующее образование и квалификацию и исполняя катехизическое служение по благословению архиерея или настоятеля прихода. К третьей категории относятся скорее негативные примеры «ревности не по разуму», когда, не имея необходимых знаний и богословской подготовки, а также собственного духовного опыта, неофиты (а таковыми могут быть и давно крещенные, но не просвещенные люди) навязывают свое ложное мнение о христианской вере и жизни тем, кто только входит в церковную ограду или стоит на ее пороге. Эта категория должна постепенно исчезнуть как явление из жизни Русской Православной Церкви благодаря приложению усилий по ее просвещению. К четвертой группе относятся те, кто желает расширить свои знания и свой церковный опыт при помощи систематической катехизации. К пятой — крещеные миряне, которые почти не знают о вере, не живут по заповедям и церковным установлениям и не стремятся к этому, но изредка приходят в храм — на Пасхальный крестный ход, за Крещенской водой, чтобы принести домой освященные вербы в Вербное воскресенье, ветки березы на Троицу или плоды на Преображение и т. д., а также к родственникам и друзьям на Крещение, Венчание и отпевание усопших. И, наконец, шестая группа — это крещенные, как правило, в младенчестве, но не живущие христианской жизнью и никогда не бывающие в храме, а порой и враждебно относящиеся к вере и Церкви. По отношению к этой группе более уместна миссионерская деятельность, но порой и труды катехизаторов могут повлиять на обращение человека к вере.

Катехизическую деятельность условно можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию. Оглашение — беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с известным еще со времен Древней Церкви. Под оглашением теперь стало пониматься проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором и одной покаянно-исповедальной беседы со священником. Такой объем научения вере не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей, исторически присутствовавших в древности, сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случая обозначаемая как катехизические или богословские курсы.

Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи воцерковления человека. В идеале катехизация после Крещения — это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Послекрещальная катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.

Остановимся на наиболее востребованных формах катехизации после Крещения.

Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов. Основой программы длительного катехизического курса призван стать Современный катехизис Русской Православной Церкви.

Схематично катехизация взрослых в наиболее распространенной форме — воскресной школы для взрослых — может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных предметов должны обязательно изучаться Священное Писание, библейская история, история Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, иконографию, как не только обладающие назидательной составляющей, но и наглядно иллюстрирующие все, что человек будет изучать в основном блоке.

От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования, которые отнесены нами к разовым и регулярным катехизическим мероприятиям. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и тематические встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех желающих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.

Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.

Формы и соответствующие им направления катехизации взаимодополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т. д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.

[1] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» / Документ утвержден Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года).

[2] Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2011 г. (Журнал № 152).

[3] См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *