катехизация что это такое
Катехизация
Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.
При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.
а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);
в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;
г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.
Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).
Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:
Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.
В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.
Введение в основы катехизации
протоиерей Александр Зелененко,
председатель Епархиального Отдела религиозного
образования и духовного просвещения СПб Епархии
Понятие о катехизации
Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).
Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.
В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.
Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.
Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.
Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.
Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.
Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.
Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.
Цель и задачи катехизации
Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.
Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.
Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.
Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.
Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.
Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;
Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.
Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.
Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.
Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.
Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:
При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:
а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;
б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» ( Рим. 8:9 );
в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;
г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;
д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе ( Деян. 2:42-47 ).
Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) ( 1Кор. 7:20 ).
Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.
Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» ( Иак. 3:19-20 ).
Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».
Назначение и место катехизаторского служения.
Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.
Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.
Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.
Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.
Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.
В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?
Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!
Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! ( Евр. 11:6 ), ( Мк. 16:16 ).
Такой человек не знает:
Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.
Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.
Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь.
Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:
От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.
Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых жизненно важных знаний и духовных ориентиров.
Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ).
Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.
Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.
Санкт–Петербургская епархия, отдел религиозного образования и духовного просвещения. Епархиальная конференция Насущные вопросы катехизации: Традиции и современность.
Что такое катехизация? И кто такие оглашенные?
Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.
Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.
Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?
К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.
Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.
Но часто ли это происходит?
Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.
Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.
Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.
Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.
И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…
Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.
Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.
Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.
Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.
Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».
В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?
Катехизация в Русской Православной Церкви: системный взгляд
Д. А. Туголуков, заведующий сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации
Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. [1] Соединение с Церковью Христовой происходит в таинстве Крещения. «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Господь (Ин. 3:5). Вместе с тем преподобный Ефрем Сирин писал: «Крещение есть только предначатие воскресения из ада», а святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Не поддерживающий приобретений, дарованных святым Крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное».
Поэтому Крещение должно быть неразрывно связано с приобщением верующего к жизни Церкви: формированием основ христианского мировоззрения, обретением навыков молитвы и аскетического делания, устроением собственной жизни по заповедям Божиим, участием в таинствах и вхождением в евхаристическую общину, обретением духовного руководства.
Катехизические занятия сопровождают, направляют, корректируют процесс воцерковления христианина как до, так и после Крещения. Они не заменяют пастырского окормления и самой церковной жизни, но помогают в ее правильном устроении, создавая необходимое пространство духовного общения оглашаемых и новоначальных христиан со священнослужителями, мирянами-катехизаторами и членами приходской общины.
Сложно говорить о периоде времени, когда указанные составляющие церковной жизни в надлежащей степени могут быть восприняты. Но совершенно точно это длительный период, который составляет не меньше нескольких лет.
В Древней Церкви просвещение осуществлялось в основном через наставление в православной вере перед принятием таинства Крещения, которое могло длиться довольно продолжительное время. Этого времени было достаточно для того, чтобы вера пожелавшего войти в лоно Церкви стала твердой и осознанной. Разумное научение основам веры завершалось в таинстве Святого Крещения. В Церковь такой человек входил уже просвещенным светом Христовой истины и фактически сам был готов нести слово Божье в мир. Крещение совершалось на основе твердой веры и покаяния оглашаемого, что в немалой степени было итогом катехизации.
На этом церковное научение не заканчивалось. Став полноправными членами общины, новокрещенные продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни: они слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств.
Такой порядок вступления в Церковь касался взрослых. Но с самых ранних времен крестили также младенцев. Со временем крещение младенцев стало повсеместно распространено, что привело к постепенному отмиранию практики крещения взрослых и, соответственно, исчезновению продолжительного оглашения. Просвещение новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных огласительных школ в христианские семьи и церковные общины. Вместе с познанием мира, человеческого общества, своего ремесла и т. д. ребенок узнавал и основы христианской веры и жизни, передаваемые ему его родителями и восприемниками. С развитием школы как основной формы образовательной системы обязательным предметом школьного преподавания в христианских странах стали основы веры.
В царской России начальное религиозное просвещение осуществлялось через семейный православный уклад и на приходах, в том числе через церковно-приходские школы. Ситуация изменилась после 1917 года. Чужеродный социальный эксперимент, осуществленный большевиками, привел не только к беспрецедентным гонениям на Церковь, но и к разрушению традиционного семейного уклада в стране в целом. В советской России открытое исповедание христианской веры было сопряжено с опасностью для свободы и даже жизни. Религиозное просвещение было запрещено, а вся церковная инфраструктура, занимавшаяся им, — уничтожена.
Огромное давление, которое оказывалось антирелигиозной идеологией на граждан, не способствовало научению вере в семье. Крещения часто совершались тайно. Сам факт прихода человека в храм с обращением о Крещении к священнику тогда служил достаточным основанием для совершения над ним таинства.
Отсутствие полноценной катехизации привело к тому, что по большей части тайно крещенные миряне оставались не наученными основам христианской веры и не участвовали в практике церковной жизни. Но в то же время стали организовываться кружки, целью которых было изучение христианской веры. Такие кружки существовали нелегально, под страхом применения репрессий со стороны власти к их организаторам и участникам.
Падение советского режима привело к массовому возрождению религии в стране. Многие люди пожелали принять Крещение в Православной Церкви. Духовенство оказалось в сложном положении. С одной стороны, священники не могли отказать желавшим после стольких лет запрета на религию принять Крещение, с другой — не было возможности обеспечить полноценное просвещение всей массы новообращенных. Редкие катехизические кружки не могли справиться с этой задачей.
В последующие годы Русская Православная Церковь активно занималась воссозданием инфраструктуры церковной катехизации. Открывались воскресные школы для детей и катехизические курсы для взрослых. Одновременно в епархиях шла подготовка катехизаторов и преподавателей воскресных школ. Кроме того, за это время появилось первое постсоветское поколение христианских семей, состоящих из христиан, крещенных в младенчестве на заре церковного возрождения. В их семьях возрождалась традиция семейного научения основам веры.
В 2011 г. Священный Синод принял документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». [2] Документ регламентирует организацию катехизической деятельности на всех уровнях церковного устройства Русской Православной Церкви. Его появление свидетельствует о системном подходе к процессу восстановления инфраструктуры церковной катехизации и серьезном анализе ситуации в сфере религиозного просвещения на протяжении последних двадцати лет.
Документ предписывает практику обязательного оглашения перед принятием таинства Крещения для взрослых и детей старше семи лет. Не наученные основам веры родители и восприемники крещаемых детей возрастом младше семи лет также должны прослушать курс огласительных бесед. Особое внимание в документе уделяется просвещению мирян, не прошедших в свое время катехизации.
Катехизация после Крещения требуется как новокрещенным, так и тем, кто был крещен ранее, но не получил в свое время должного наставления в основах православной веры и христианской жизни. Также в особом пастырско-педагогическом попечении нуждаются люди, возвращающиеся в ограду Православной Церкви после временного отпадения от нее в сектантство, ересь, раскол.
Что касается священнослужителей, то по роду своего служения они призваны заниматься катехизацией, как через пример своей жизни, так и организуя и координируя на своем уровне работу епархиальной или приходской системы просветительной деятельности.
Не облаченных священным саном монашествующих и мирян, как участников катехизической деятельности, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто самой своей благочестивой жизнью осуществляют свое христианское призвание — нести миру свет Христовой истины, свидетельствовать о Христе. Зная основы православного вероучения и обладая опытом духовной жизни, они могут ответить на вопросы тех, кто обращается к ним за советом. Ко второй категории можно отнести тех, кто специально желает послужить Церкви в качестве катехизаторов, получая для этого соответствующее образование и квалификацию и исполняя катехизическое служение по благословению архиерея или настоятеля прихода. К третьей категории относятся скорее негативные примеры «ревности не по разуму», когда, не имея необходимых знаний и богословской подготовки, а также собственного духовного опыта, неофиты (а таковыми могут быть и давно крещенные, но не просвещенные люди) навязывают свое ложное мнение о христианской вере и жизни тем, кто только входит в церковную ограду или стоит на ее пороге. Эта категория должна постепенно исчезнуть как явление из жизни Русской Православной Церкви благодаря приложению усилий по ее просвещению. К четвертой группе относятся те, кто желает расширить свои знания и свой церковный опыт при помощи систематической катехизации. К пятой — крещеные миряне, которые почти не знают о вере, не живут по заповедям и церковным установлениям и не стремятся к этому, но изредка приходят в храм — на Пасхальный крестный ход, за Крещенской водой, чтобы принести домой освященные вербы в Вербное воскресенье, ветки березы на Троицу или плоды на Преображение и т. д., а также к родственникам и друзьям на Крещение, Венчание и отпевание усопших. И, наконец, шестая группа — это крещенные, как правило, в младенчестве, но не живущие христианской жизнью и никогда не бывающие в храме, а порой и враждебно относящиеся к вере и Церкви. По отношению к этой группе более уместна миссионерская деятельность, но порой и труды катехизаторов могут повлиять на обращение человека к вере.
Катехизическую деятельность условно можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию. Оглашение — беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с известным еще со времен Древней Церкви. Под оглашением теперь стало пониматься проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором и одной покаянно-исповедальной беседы со священником. Такой объем научения вере не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей, исторически присутствовавших в древности, сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случая обозначаемая как катехизические или богословские курсы.
Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи воцерковления человека. В идеале катехизация после Крещения — это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Послекрещальная катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.
Остановимся на наиболее востребованных формах катехизации после Крещения.
Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов. Основой программы длительного катехизического курса призван стать Современный катехизис Русской Православной Церкви.
Схематично катехизация взрослых в наиболее распространенной форме — воскресной школы для взрослых — может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных предметов должны обязательно изучаться Священное Писание, библейская история, история Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, иконографию, как не только обладающие назидательной составляющей, но и наглядно иллюстрирующие все, что человек будет изучать в основном блоке.
От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования, которые отнесены нами к разовым и регулярным катехизическим мероприятиям. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и тематические встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех желающих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.
Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.
Формы и соответствующие им направления катехизации взаимодополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т. д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.
[1] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» / Документ утвержден Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года).
[2] Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2011 г. (Журнал № 152).
[3] См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».