каторга что делали на ней
КА́ТОРГА
Том 13. Москва, 2009, стр. 361
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудит. работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. В зарубежных странах это понятие отражается терминами: «penal servitude» (англ.), «bagne» (франц.), «Zwangsarbeit» (нем.), «presidio» (исп.), «ergastolo» (итал.). Применялось в Европе с 16 в., первоначально в форме отправки на галеры. В Испании узаконено в правление Изабеллы I. Осуждённых направляли для отбывания наказания в Картахену, Ла-Карраку, Эль-Ферроль, с 1560-х гг. – также на ртутные рудники (в частности, Альмаден). Статутом 1771 в Испании установлен принцип соответствия тяжести физич. труда и совершённого преступления. Во Франции с 1748 вместо ссылки на галеры осуждённых направляли на принудит. работы в порты и арсеналы. Этот вид наказания был подтверждён Учредит. собранием в 1791. Отправка осуждённых в колонии (Франц. Гвиана, Новая Каледония и др.) для их изоляции и использования на тяжёлых физич. работах была узаконена в 1854, однако реально практиковалась и раньше. В Великобритании этот вид наказания введён Тюремным актом 1778. Осуждённых направляли в Сев. Америку, а после обретения США независимости – в Австралию. В 19–20 вв. в европ. странах строгий режим лишения свободы с привлечением к тяжёлому физич. труду использовался также как мера политич. репрессий (напр., в отношении чартистов, участников Парижской коммуны 1871, ирл. восстаний и др.). В 20 в. в подавляющем большинстве стран эта форма наказания была отменена. Сохраняется в Индии, Республике Корея (св. 210 статей УК) и ряде других афр., азиатских и лат.-амер. стран.
Каторга | Что такое и как это было?
Что такое каторга и почему она так называлась?
Как каторга появилась на Руси?
Ранее правления Алексея Михайловича, на Руси практиковалась «выбытие с земли», то есть изгнание из страны. Но затем пришла идея высылать людей «на пашню», приписывать к «тягловым людям» и отправлять в Сибирь за добычей пушнины.
Скоро, стали очевидны экономические преимущества такого подхода и поток арестантов на каторгу стал нарастать!
Например в Сибирь выслали всех жителей Углича, после убийства там царевича, раскольников, жидовствующих и старообрядцев часто приговаривали именно к высылке в дальние районы страны.
Ссылке подлежали все члены семьи осужденного, что делало их также полноценными работниками на новом месте.
«положить на плаху и, от оной подняв, бить вместо смерти без пощады и послать в ссылку с женами и детьми, и быть им на каторгах в работе»
Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины».
Чтобы предотвратить побеги, из мест явно грозящих мучительной смертью, каторжанам вырезали нос или вырывали ноздри, лоб клеймили железом, а затем клеймо натирали порохом, чтоб нельзя было смыть.
За укрывательство беглых каторжан полагалась немедленная смертная казнь.
Многие каторжане после побега или окончания срока становились разбойниками, что сказывалось на нравах в правопорядке там, где они проживали.
— Что ж ты, батька, — говорит сын отцу, — посылал меня на добычу: вон я мужика зарезал и всего-то луковицу нашел.
— Дурак! Луковица, ан копейка. Сто душ — сто луковиц, вот те и рубль.
Анекдот из Нерчинской тюрьмы о каторжанах
Развитие каторги, как основного инструмента колонизации страны
Каторжанин в кандалах
Труд каторжан обычно оказывался неэффективным. Первыми от них отказались военные, затем их перестали ссылать в крепости, так как прекратилось их возведение, затем, массовая гибель заключенных от болезней в рудниках, заставила власти принять меры по лучшему обращению с ними, что уменьшало экономический эффект.
Ведь теперь на них приходилось тратиться.
Основной контингент каторжных составляли уголовники.
В периоды обострения в стране социально-политической ситуации каторге подвергались участники народных движений (К.А. Булавина, Е.И. Пугачева), крестьянских, городских, казачьих, солдатских восстаний и бунтов, число восстаний доходило до 200 в год и число участников было весьма внушительным.
С появлением и развитием в России революционного и национально-освободительного движения на каторгу стали ссылать их участников — восставших декбаристов, польских повстанцев, петрашевцев, народовольцев, социалистов и других, которые составляли особую категорию политических каторжан.
На рубеже XIX— XX вв. среди политкаторжан численно преобладали рабочие, социал-демократы и эсеры.
Как жили каторжане?
Условия каторги были тяжелыми. Бараки не отапливались, люди жили в страшной тесноте, отчего регулярно возникали эпидемии и конфликты.
Недоедание, тяжелый труд и побои постоянно сопутствовали каторжанам.
Часто заключенные бунтовали, совершали массовые самоубийства или просто бежали от невыносимых условий жизни.
Тайга или приютит горемык, или убьет, но все это лучше жизни каторжанина.
Помимо основой, существовала и неформальная иерархия, которая потом перекочевала в тюрьмы СССР.
Лидер поселения, которого называли «Иван», держал запасы продуктов «общак» и распределял его между заключенными, нередко ему доверяли и деньги арестантской артели!
Но за это он отвечал за порядок и перед руководством охраны.
Сместить «Ивана» без согласия всех заключенных, администрация лагеря не могла.
Когда на каторгу массово хлынули политические, они также завели своих Иванов, общак, а также написали свод правил жизни каторжан и нормы поведения между своими, которые усвоили все заключенные.
Но между политическими и уголовниками были напряженные отношения, часто заканчивающиеся дракой и резней.
И из опыта прошлых лет, и из моих личных наблюдений я пришел к убеждению, что административная ссылка по политическим причинам гораздо скорее может еще более испортить и характер, и направление человека, чем поставить его на истинный путь.
Переход от обеспеченной вполне жизни к скудному существованию, от жизни в обществе к полнейшему отсутствию такового, от более или менее деятельной жизни к вынужденному бездействию производит настолько губительное влияние, что нередко стали попадаться между политическими ссыльными случаи помешательства, попыток к самоубийству и даже самоубийства.
Из отчета архангелогородского губернатора
Женщины на каторге в Сибири
Каторжане на строительстве железной дороги
В 1899 году, в России существовали 875 мест отбывания наказания каторжанами. Среднесуточное количество каторжан в стране достигало 14 000 человек и примерно 2000 человек ежегодно осуждались к каторжным работам.
Но при этом, в учет не попадали не приписанные к работам по состоянию здоровья или тяжести преступления, отбывающие наказание в виде поселения и т.п.
Фактически, порядка 40 000 ежегодно были каторжанами.
Основными центрами концентрации были Сахалин, Иркутск, Усть-Каменогорск, Харьков, Рига, Вологда, Орел, Ярославль
Оценка явления каторги в России
Заключенные на этапе
Существует две полярные точки зрения.
Первая: каторга чудовищный механизм уничтожения, невероятной жестокости и не имевший аналогов в мире.
Вторая: каторга была обычным явлением того времени, где условия были на порядок гуманнее, чем куда позже, в системе ГУЛАГ.
Истина где-то посередине.
Российская империя была сословным, кастовым обществом, что определяло и условия содержания на каторге.
Крестьяне содержались в жутких условиях, грязи, скученности, пешком переходили сотни километров до места ссылки, умирая по дороге и подвергаясь истязаниям от охраны и местного населения.
«Перед нами отворилась дверь и, словно из погреба, в котором застоялась несколько лет вода и не было сделано отдушин, нас облила струя промозглого, спершегося, гнилого воздуха, теплого, правда, но едва выносимого для дыхания.
Мы с трудом переводили последнее, с трудом могли опомниться и прийти в себя, чтобы видеть, как суетливо и торопливо соскочили с нар все закованные ноги и тотчас же, тут подле, вытянулись в струнку, руки по швам, по-солдатски.
Многие были в заплатанных полушубках внакидку, насколько успели; большая часть просто в рубашках, которые когда-то были белые, но теперь грязны до невозможности.
Мы всё это видели, видели на этот раз большую казарму, в середине которой в два ряда положены были деревянные нары; те же нары обходили кругом, около стены казармы.
На нарах валялись кое-какие лоскутья, рвань, тоненькие как блины матрацы, измызганные за долгий срок полушубки, и вся эта ничтожная, не имеющая никакой цены и достоинства собственность людей, лишенных доброго имени, лишенных той же собственности.
Вопиющая, кричащая бедность и нагота крутом нас, бедность и несчастье, которые вдобавок еще замкнуты в гнилое жилище, окружены гнилым воздухом, дышат отравою его до цинги, ступают босыми ногами с жестких нар на грязный, холодный и мокрый пол.
Нечистота пола превзошла всякое вероятие; на нем пальца на два накипело какой-то зловонной слизи, по которой скользили наши ноги».
Дворяне, несмотря на тяжесть содеянного, вполне комфортно отбывали срок, редко привлекались к работам, выписывали газеты и занимались самообразованием. Зачастую наказание для террористов-народовольцев или эсеров, а потом и большевиков, было весьма умеренным.
Большинство большевицких лидеров, включая Джугашвили, проживали в ссылке в едва ли не санаторных условиях и многочисленные побеги устраивали по причине скорее халатности и безразличия охраны, чем личной удали.
Брат Якова Свердлова, Вениамин, прибыв в Томск, поле побега, отправился в городскую баню. Парясь, он вдруг увидел напротив, на полке, знакомое лицо — стражника из Нарыма.
Выскочив, стал одеваться. Стражник за ним. Тогда Свердлов приложил палец к губам и протянул стражнику двадцать пять рублей. Разошлись с миром. Свердлов благополучно добрался до Лондона.
Женщины также были каторжанами, особенно много их было среди политических. Почти сразу они становились объектом сексуальной эксплуатации со стороны надзирателей и других каторжан.
Женщина совершает преступление, и суд приговаривает ее к наказанию, ее присылают на Сахалин; картину прибытия транспорта каторжных женщин здесь описывают так: пришел пароход, и женщин привели в пост Александровский; тотчас же являются начальствующие люди, чиновники и выбирают из них себе прислугу по вкусу, за ними по чинам идут надзиратели и тоже подбирают себе по вкусу сожительниц, затем идут поселенцы и каторжные. Смотрины и сговор кончаются тут же.
Оставшихся женщин пересылают в другие округа в сожительство, а если они остаются, так сказать, за штатом, то их помещают в Александровскую тюрьму.
Подходящих и интересных работ для женщин здесь еще не придумали, и вот, чем умирать от скуки в тюрьме, женщины предпочитают идти в сожительство, все-таки хоть какая-нибудь да свобода.
К чему это ведет?
Женщина перестает уважать в себе человека, и это толкает ее к разврату. И он здесь распространен, как нигде; разврат грязный, циничный. И вот каторга, наказание, цель которого должна быть в исправлении, наоборот, губит женщину.
Весь Сахалин заражен известными болезнями..
Каторга Нерчинской тюрьмы
Аналоги каторги были в большинстве стран тогдашей Европы: Гвиана во Франции, где тропики и рудники доводили смертность до 100% в первый год, Австралия для Англии, горные копи в Турции, даже в Японии были и существует поныне своя каторга.
История русской каторги
Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками.
Содержание
История
Подневольный карательный труд на пользу казны как мера наказания, соединённая с ссылкой, был известен глубокой древности и уже в Римской империи применялся в довольно широких размерах и оставил неизгладимые следы (римские водопроводы). Распространённою формою подневольного труда преступников к концу средних веков почти у всех романских народов была работа на галерах, то есть на весельных судах, движимых мускульною силою осуждённых.
В Российской империи существовала с XVIII столетия; упразднена Временным правительством после Февральской революции 1917 г.. В 1943 году во время Великой Отечественной войны в уголовный кодекс СССР на небольшой срок была введена норма наказания — каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.
В некоторых странах Европы и Азии — Аргентине, Египте, Замбии, Индии, Ираке, Республике Корее, Сенегале, Турции — каторжные работы формально сохраняются в законодательстве до настоящего времени. В Англии каторга существовала до 1948 года, в Западной Германии до 1970 года. В США принудительный труд каторжников применялся до 1970 года, затем был снова восстановлен в 1994 году в штате Алабама и окончательно ликвидирован в 1997 году.
История каторжных работ в России
Каторга в правление Петра I-го
Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах. Уже в 1703 г. некоторые из ссыльных перемещены из Азова в Петербург для работ при устройстве порта, а затем для таких же работ в Рогервике (позднее — Балтийский порт, ныне Палдиски, Эстония). Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников. Так, Петр Великий письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г. предписывает: «ныне зело нужда есть, дабы несколько тысяч воров приготовить к будущему лету, которых по всем приказам, ратушам и городам собрать по первому пути». Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству.
Каторга в послепетровский период
Каторжный труд играл громадную роль во всех сооружениях и постройках первой половины XVIII столетия. Со времени передачи в 1760 г. екатеринбургских и нерчинских рудников в ведомство Берг-коллегии к разработке их стал применяться в широких размерах каторжный труд ссыльных. В системе наказаний каторжные работы долго занимали неопределённое положение, применяясь иногда как дополнительная кара или как следствие другого наказания.
Только в указах Елизаветы Петровны об отмене смертной казни (1753 и 1754) вечная ссылка на вечную, непрерывную работу заменяет собою смертную казнь и, таким образом, ставится во главе карательной системы. Срочные каторжные работы отбывались в этот период или в крепостях, или в рабочих домах (для женщин-каторжанок — прядильные дома). Некоторую определённость и постепенность в отношении отбывания каторжных работ как наказания вводит лишь указ Павла I от 13 сентября 1797 г. (П. С. З., № 18140), который делит всех преступников, подлежащих ссылке, на три категории: первая, более тяжкая, ссылалась в Нерчинск и в Екатеринбург, в работу в рудниках, вторая — в Иркутск, на работы в местной суконной фабрике (в том числе для каторжниц-женщин), третья, взамен заключения в смирительных (устроенных при Екатерине II) и рабочих домах — на работы в крепостях.
Каторга в правление Екатерины II-й
Наряду с ссылкою в каторжные работы при Екатерине II вновь стала применяться ссылка на поселение без работ; но правильного, точного соотношения между этими видами ссылки установлено не было. К началу нынешнего века стало выясняться крайне неудовлетворительное состояние ссылки. Немало содействовала этому неустойчивость управления восточною окраиной и быстрые смены лиц, которым оно вверялось. Введение в 1782 и 1783 гг. общего губернского учреждения в Сибири не устранило неудобств, и уже в 1806 г. снаряжена была ревизия сенатора Селифонтова, указавшая на господствующий в управлении Сибири и, главным образом, в организации ссылки и катор. работ крайний беспорядок системы, которую Сперанский позже назвал системою «домашнего управления» взамен «публичного и служебного». К введению последнего призван был «законодатель ссылки», гр. Сперанский, назначенный сибирским генерал-губернатором. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение ее с катор. работами явился изданный в 1822 г. Устав о ссыльных. Каторжные работы по этому уставу являются высшею, сравнительно с ссылкою на поселение, карательною мерою.
Уложение 1845 года
Каторга делится на бессрочную и срочную, с максимумом в 20 лет. По отбытии Каторги ссыльный переходит в разряд поселенцев. Свод Законов 1832 и 1842 г., положив в основание карательной системы Устав о ссыльных, не дал, однако, точного определения и разграничения видов ссылки и каторжных работ. Только в Уложении 1845 г. и в дополнительном к нему законе 15 августа 1845 г. мы находим точную нормировку Каторги как карательной меры, занимающей после смертной казни (определяемой лишь за политические преступления) первое место в лестнице наказаний. Каторжные работы различаются в Уложении по срокам, какие в них должен состоять осуждённый до перехода в разряд поселенцев, и по тяжести самих работ. Что касается бессрочной каторги, то она, хотя и предусмотрена в Уложении, не представляется безусловною, а обозначает лишь, что прекращение работ должно зависеть от степени исправления осуждённого.
По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении (ст. 74 по изд. 1845 г.) указан был порядок замены одного рода работ другими с соответственным увеличением срока. Самые работы не всегда существовали, и осуждённые к данному роду кат. раб. часто за отсутствием его отбывали наказание в сибирских каторжных тюрьмах, разбегаясь целыми массами и наводя ужас на местное население. По замечанию профессора Таганцева (лекции, стр. 1264), «государство, осуждая на К. работы, в сущности, не наказывало, а снабжало разные ведомства даровыми рабочими; оттого падение крепостного права совпало с полным распадением каторжных работ». Деление работ на категории постепенно оставляемо было законодательством. В 1864 г. прекратилась отсылка каторжных в крепости, так как постройки новых крепостей почти не было и, вообще, военное ведомство находило для себя невыгодным пользоваться трудом каторжных. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу (ещё в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы, перестал принимать каторжных). Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ (возобновлённых лишь в 80-х годах) и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унёсшие в один год до 1000 чел. См. Максимов, «Сибирь и К.» (2-е изд. 1891 г., т. III); Ядринцев, «Русская община в тюрьме и ссылке».
Закон 1869 года
Закон 18 апреля 1869 г. положил конец системе Уложения. По этому закону на Каторгу в Сибирь направляются только каторжные из Сибири и зауральских частей Пермской и Оренбургской губ. Осуждённые на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещаются в каторжных тюрьмах — Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской, двух тобольских и Александровской близ Иркутска. Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем; режим был более строгий, но тяжких и вообще каких бы то ни было работ здесь не производилось. Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г. в Сибирь на поселение. Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генерал-губернатору Восточной Сибири предоставлено было выслать на о. Сахалин 800 чел. для отбывания там Каторги.
Реформа наказаний 1879 года
Предпринятая законом 11 декабря 1879 г. реформа лестницы наказаний коснулась и каторжных работ. В конце XIX века правительство стремится сосредоточить Каторгу в Восточной Сибири, а в 1893 г. упразднены последние каторжные тюрьмы, существовавшие в Европейской России. К разряду каторжных тюрем можно было отнести еще Шлиссельбургскую крепость, где содержались осужденные к каторге государственные преступники; крепость управлялась по особому положению от 19 июня 1887 г. и находилась в ведении командира отдельного корпуса жандармов.
Классификация каторжников и условия отбытия наказания после реформы 1879 года
Все осуждённые к каторжным работам делятся на 3 разряда, осуждённые без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда; осуждённые к работам на время свыше 8 и до 12 лет именуются каторжными второго разряда, а на время от 4 до 8 лет — каторжными третьего разряда. Бессрочные каторжные должны быть содержимы отдельно от других. На подземные работы при добывании руд могут быть назначаемы лишь каторжные первого разряда; при обращении же на такие работы каторжных второго и третьего разрядов каждый год работ засчитывается им за 1 1 /2 года каторжных работ, определённых судебным приговором. По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах, бессрочные — в ножных и ручных кандалах, срочные — в ножных. Мужчины подлежат бритью половины головы. Срок пребывания в этом разряде зависит от размера наказания и колеблется для каторжных первого разряда от 8 (для бессрочных) до 2 лет, для каторжных второго разряда определён в 1 1 /2 года, для каторжных третьего разряда — в 1 и 1 1 /2 года. При удовлетворительном поведении испытуемый переводится затем в отряд исправляющихся, которые содержатся без оков и употребляются для более лёгких работ отдельно от испытуемых. По истечении установленных сроков исправляющиеся пользуются правом жить не в остроге, могут себе выстроить дом, для чего им отпускается лес; им возвращаются отобранные при ссылке деньги и разрешается вступить в брак. Срок каторги сокращается для тех, которые не подвергались взысканиям, причем 10 месяцев действительных работ засчитывается за год. Работа каторжных оплачивается (закон 6 января 1886 г.) 1 /10 вырученного из их работ дохода. Осуждённые на бессрочную каторгу могут по истечении 20 лет, с утверждения высшего начальства, быть освобождаемы от работ (кроме отцеубийц и матереубийц, которые и в отряд исправляющихся не переводятся). Каторжные, не способные ни к какой работе, размещаются по сибирским тюрьмам и через известные сроки обращаются на поселение.
Разделение каторги на категории по роду работ упразднено; сохранилось лишь разделение по срокам — на семь степеней. Осуждение к каторжным работам соединяется с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ, начинающегося со дня вступления приговора в законную силу, а когда приговор не был обжалован — со дня его объявления (закон 1887 года). Работы отбываются на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является Зерентуйская каторжная тюрьма, на казённых солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др. — и на острове Сахалин, и при постройке Сибирской железной дороги — и на участках, где производится работа (по правилам 24 февраля 1891 года, а для среднего участка Сибирской железной дороги по правилам 7 мая 1894 года). На острове Сахалин работы заключаются в проложении дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр.
Прикованные к тачкам и домик с курами на Сахалине : Как жили и умирали каторжники в «тюремной столице» царской России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Ад начинался уже в пути
Еще по дороге на каторгу заключенные попадали в такие невыносимые условия, которые не каждый мог пережить. На каторгу их отправляли либо пешком через Сибирь, либо по морю из Одессы, на судах так называемого добровольческого флота. В пути с них не снимали кандалы, гуляли по палубе они посменно, окруженные конвоем, а остальное время проводили в темных помещениях под палубой, где стояла страшная духота.
Трюм, где держали заключенных, для надежности был закрыт решеткой из металлических труб. Если кто-то из арестантов пытался бунтовать либо происходила драка, конвоиры пускали сквозь решетку горячий пар. Чтобы не свариться заживо, все старались сидеть тихо. А спали пассажиры на длинных нарах по 200 человек. Такое мучительное путешествие длилось примерно полтора месяца.
2. Каторжане становились поселенцами
Сахалин идеально подходил в качестве места для ссылки каторжных. Для этих целей его стали использовать с 1960-70-х годов позапрошлого века. Сначала сюда отправляли только политических заключенных – противников самодержавия, но в конце века он стал пристанищем и для другого рода преступников – убийц, грабителей и так далее. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка.
Властям этого каторжного острова позволялось обращаться с узниками, как вздумается, поэтому здесь царил полный произвол.
Попав на остров, ссыльный проходил три стадии: каторжный, поселенец, ссыльный крестьянин и крестьянин вольного содержания. Последним, уже отбывшим свой срок в тюрьме, выделялись земельные участки. На таком клочке земли крестьянин возводил простой дом, распахивал огород, обзаводился курами. Ну а в первые годы пребывания на Сахалине осужденный ходил исключительно в кандалах.
3. Спали прямо с тачкой
Кандальные каторжане жили в гнилых бараках с земляным полом, на котором и спали. Кормили их хлебом, состоявшим из неперемолотого зерна и сена, и похлебкой из муки и полугнилого картофеля.
В трехкилограммовые кандалы каторжанин был закован постоянно, даже спал с ними, а снимали их ему только во время работы. А вот особо опасных преступников приковывали цепями к тачкам, и так они ходили постоянно – не только во время работы, но и в бараке, а спали, поставив тачку рядом.
4. Побег был таким же адом
Суровый климат, психологически невыносимые условия и тяжелый труд сводили некоторых заключенных с ума, превращая в зверей, или заставляли бежать. Побег с этого окруженного водой острова был почти невозможен и очень опасен, но некоторым все же это сделать удавалось. Бывало, что обезумевшие каторжане бежали по нескольку человек, прихватив с собой молодого ссыльного лишь для того, чтобы по дороге его… съесть.
5. Каторжные работы
Многие каторжане работали в забое, добывая уголь. Они спускались туда по 400 человек, и не все возвращались обратно. Тех, кто не выполнил норму или провинился, отправляли в холодный карцер или наказывали розгами. Иногда несчастного могли засечь до смерти. Начальство закрывало на это глаза, а в случаях с особо опасными преступниками даже негласно одобряло такие убийства.
Про угольные копи Дуэ побывавший на Сахалине писатель Чехов отзывался так: «страшное, безобразное и во всех отношениях дрянное место, в котором по своей доброй воле могут жить только святые или глубоко испорченные люди».
Когда каторжане возвращались после работы в барак, на них накидывались клопы, которых в помещениях были целые полчища.
6. Казнь превращали в зрелище
Смертные казни на Сахалине проходили вплоть до конца XIX века. Как правило, заключенного лишали жизни через повешение. Это было жуткое, душераздирающее зрелище. Смотреть на казнь пригоняли всех заключенных. Смертнику, одетому в чистое белье, очень долго читали приговор. Перед смертью человек от ужаса дрожал крупной дрожью или непроизвольно мочился. А во время самой казни всегда громко бил барабан – это делали для того, чтобы окружающие не слышали плача, криков и проклятий умирающего человека. Всю мероприятие длилось больше часа.
По воспоминаниям священника о. Александра, служившего в конце XIX века на Сахалине, несколько дней перед казнью висельники практически не могли спать – переживали. Батюшка рассказывал, как его прислали поддержать трех осужденных мужчин, и те фактически круглые сутки не отпускали его от себя, «позволяя» разве что отлучиться домой поесть. Все три дня ему удавалось поддерживать их напутствием и молитвой: он говорил им, что нужно не терять веры, ведь бывали случаи, когда приговор отменяли прямо перед его исполнением. Один из троих, старик, все дни пытался храбриться, но перед самой казнью настолько упал духом, что у него отнялись руки и ноги и к виселице его несли на руках.
В истории Сахалинской каторги были и единичные случаи, когда идущие на казнь держались мужественно. Например, каторжник Клименко, приговоренный к виселице за неоднократную попытку бежать и убийство поймавшего его конвоира, после последнего преступления сам явился к начальнику тюрьмы с повинной. Когда его вывели на эшафот, он произнес речь, полную достоинства и раскаяния: мол, сам во всем виноват и казни заслужил. Когда его вешали, даже не стучал барабан.
7. Любая болезнь была практически приговором
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: