катрина калавера и санта муэрте в чем разница
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Санта Муэртэ и Катрина Калавера.
Наконец-то я выяснила для себя, хочу поделиться с вами.
Всем известно, что существует День Мертвых.
С этим праздником у всех ассоциируется подобный макияж.
Однако, на самом деле черепа, печенюшки, макияж, картинки изображают не Санту Муэрту, а Катрину Калаверу.
Катрина быстро приобрела статус символа уникального мексиканского жанра искусства, ее стали воспроизводить в большом количестве экземпляров и вариантов. Это изображение было вставлено в настенную картину Диего Риверы Мечта о воскресенье в парке Аламеда, также включает изображения самих Должности, Риверы и его жены Фриды Кало. Это изображение используется в качестве символа Дня Мертвых не только в виде изображения, но и в иных формах, в частности скульптурах.
А еще она по моим наблюдениям всегда в плаще. Вот тут много фоток Санты Муэртэ.
Вот уж поистине мрачный культ! В отличии от сахарных черепков на Дне Мертвых.
Мексиканские страшные сказки, или Мадонна с косой.
С приходом конкистадоров постепенно происходит смешение элементов мифологии аборигенов Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом, в результате чего появляется новый религиозный культ — культ Са́нта Муэ́рте (исп. Santa Muerte — Святая Смерть). Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Сейчас это явление распространено не только в Мексике, но и во всех странах Латинской Америки, а также на юге США (от Техаса до Калифорнии). И по состоянию на сегодняшний день, в одной лишь Мексике “Мадонне с косой” поклоняется уже свыше пяти миллионов человек. Теперь это не просто местечковое идолопоклонничество, а неотъемлемая часть национальной культуры.
Вот, что рассказывают местные: «Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи. Она не требует годами ждать чуда, просто выполняет просьбу. А уж то, какое это желание — на твоей совести. И ты сам несёшь за него ответственность…
«Не важно, что ты ей подаришь: цветы, яблоко, косяк марихуаны, свечи, или что-то ещё. Важно, чтобы это шло от сердца. Будь ты криминальный авторитет, гомосексуалист, бедняк или богач, больной или здоровый, умный или глупый — не важно! У Сантиссимы нет никаких предубеждений, она никогда никого не обвиняет. Она готова помочь безвозмездно».
Тем не менее, многие, перед тем, как помолиться этой Святой, сначала обращаются к Иисусу, прося разрешения на эту молитву.
“Люди просят, что хотят — это зависит только от них. Кто-то просто приходит за благословением, кто-то — молит о выздоровлении ребёнка, кто-то хочет вызволить брата из тюрьмы, кто-то просит справедливого возмездия, а кто-то — навести порчу на врага или обидчика. В мести нет ничего зазорного, если на это действительно есть причина, в противном случае всё может обернуться против тебя самого. Сантиссима не может быть плохой, просто порой к ней приходят плохие люди и просят о дурных вещах”.
Основная сфера компетенции Санта Муэрте — любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Прежде всего, она охраняет тех, кто работает ночью и рискует своей жизнью чуть ли не ежедневно: полицейских, драгдилеров,“бардельных фей”, таксистов и музыкантов-мариачи. Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой.
Внешне новая мексиканская Святая напоминает общеизвестное изображение смерти — в капюшоне и с косой. В одной руке у неё весы. В другой — земной шар, означающий, что ей подвластны все люди планеты. Также шар символизирует справедливость и равноправие для всех, независимо от происхождения и статуса. Иногда Сантиссима предстаёт в белом платье и с атрибутами Девы Марии — воплощение чистоты и невинности. Отсюда ещё одно её название — Белая Девочка (Niña Blanca).
Для Санта Муэрте устраивают особые часовни, с алтарём и главной статуей Божества (женский скелет, одетый в пышное нарядное платье). Также образ Святой Смерти может быть представлен в виде цветной фигуры или картины. Особенности святилища зависят от проблем, которые верующий надеется решить. Цвет накидки Сантиссимы может быть практически любым, и у каждого своё значение.
На рынках продаётся множество маленьких фигурок для сооружения домашних алтарей. Почти у каждого торговца на прилавке можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами, или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами.
Также распространены образы с длинными русыми или чёрными волосами. А в бандитских кругах статуи Богини порой сооружаются из самых натуральных скелетов почивших врагов.
На её алтарь приносят множество свежих цветов — красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют.
Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.
Часто ей преподносят разные сладости — шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку — чтобы жизнь была сладкой и без горечи. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре.
Любит Белая Девочка и сигареты с сигарами. Это способствует устранению зависти вокруг просящего. Как правило, табачные изделия кладут по 2 штуки (число “2” и другие чётные, почитаются в этой религии).
Чистая вода (непременно в стекле) — главный проводник связи со Святой Смертью.
Хлеб меняется 2 раза в неделю. При этом чёрствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево.
И наконец — благовония: ладан, сандал, мирра, розмарин, мускус. Они помогают очиститься от отрицательной энергии и приносят удачу.
Не лишними на алтаре “Костлявой” будут свечи и ароматические масла. Помимо перечисленного, к её ногам кладут деньги и даже патроны (для защиты от насильственной смерти).
Ревность Сантиссимы также проявляется в том, что она не терпит возле себя изображений других Святых или Духов. Единственный Святой, которого допускается ставить рядом с ней — Святой Иуда (не Искариот) — защитник обездоленных и покровитель опасных начинаний. Других Святых прихожане опасаются размещать вблизи её взора.
Поклоняющийся Сантиссиме носит при себе её изображение, как символ того, что он о ней всегда помнит. Обычно это золотой/серебряный кулон-образок Смерти или брелок. Для большей эффективности амулет закаляют на огне свечи. Следует избегать прикосновений чужих рук к медальону. Также многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой — это охраняет человека от пули, ареста и других неприятностей.
Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных — расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.
Чтобы Santa Muerte исполнила желание, к её алтарю следует прийти на коленях. Это действо очень наглядно показано в одном из эпизодов сериала “Во все тяжкие” (Breaking Bad).
В каждую первую ночь месяца проводится месса с последующим благословением всех пришедших.
Но некоторые адепты нашли хитрый способ бросить эту веру в случае необходимости: нужно трижды омыться святой водой, а потом оставить статую с косой в католическом храме.
Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэрте и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания, его приверженцев официально не преследуют. Тем не менее, против последователей этой веры периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти.
При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с чёрной магией и продолжают считать себя правоверными католиками. Более того, в последнее время стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах за депутатов, выступающих против признания Santa Muerte.
В силу того, что культ Святой Смерти не проповедует (подобно христианству) смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, напротив, даёт адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение правительства Мексики к культу двойственное. С одной стороны, его не одобряют, призрительно называя “суеверие отбросов общества”, верить в которое культурному и образованному человеку стыдно. С другой стороны, культ существует и развивается с негласной поддержки властей, ибо правительство и госчиновники сами частенько обращаются за помощью к “Мадонне с косой”.
Забавным фактом является то, что во время Чемпионатов Мира по Футболу, Сантиссиму облачают в цвета мексиканского флага (зелёный, белый, красный), а в её руки (вместо традиционного земного шара) помещают футбольный мяч. Всё это делается ради того, чтобы Белая Девочка принесла удачу национальной сборной. Помогает это, или нет, судите сами. Но факт остаётся фактом — сборная Мексики является самым неудобным соперником для сильнейшей в мире сборной — команды Бразилии. А за последние десять лет встречи этих стран в официальных матчах принесли Мексике шесть побед из семи возможных.
Но не только футбол приводит Santa Muerte почти в каждый дом. Сегодня образ Смерти популярен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами. Он стал частью искусства, и его активно изпользуют в своих работах художники и дизайнеры по всему миру. Скелет в элегантном платье появляется на полотнах Диего Риверы и Фриды Кало, на гравюрах и книжных иллюстрациях Хосе Гуадалупе Посада.
Сравнительно недавно компания Nike выпустила серию кроссовок под названием Santa Muerte.
А если мы внимательно посмотрим на фотографию татуированой звезды мировых подиумов Рика Дженеста (Zombie Boy), то не сложно понять, что стало источником вдохновения для его “загробного” имиджа.
Мексика — уникальная страна, где отношение к смерти радикально отличается от знакомых нам с детства вещей. Нотъемлемой частью жизни большинства населения является ежегодное празднование Дня Мёртвых (Día de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, который проходит 1 и 2 ноября. Есть поверье, что в эти дни души ушедших родственников посещают родной дом. По всей стране устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, текила льётся рекой. Кладбища украшают лентами и цветами, а дороги к жилищам заставляют свечами, чтобы покойник мог найти путь домой.
Главный атрибут Дня Мёртвых — фигурка Калавера Катрина (исп. La Calavera Catrina) — это женский скелет в роскошном платье, эдакая модница из загробного мира — своего рода прототип Святой Смерти. Разнообразие подобных фигурок поражает воображение — помимо шикарных нарядов, Катрина может иметь приданное в виде туалетного столика, рояля, автомобиля, или даже джакузи. Нередко она предстаёт в самых неожидпнных образах: от невесты и танцовщицы фламенко до рок-звезды и гейши.
Día de los Muertos — красочное событие, на котором нет места скорби. Горожане переодеваются в костюмы упырей, вурдалаков и самой Смерти. Также принято посыпать голову пеплом и всю ночь перемывать косточки усопших родственников. Песни, пляски и азартные игры непременно сопровождают торжество, горевать и плакать на котором категорически запрещается. Ещё одна интересная традиция Дня Мёртвых — создание карикатурных изображений ныне здравствующих важных персон в сопровождении стихотворных некрологов.
День мёртвых — день празднования жизни! И не зря мексиканская народная мудрость гласит: ”Всему лучшему во мне я обязан смерти!”
Катрина калавера и санта муэрте в чем разница
Чада Ошун и Шанго
Блог Каввиры и Грабовской.
Исландика, вуду, индуизм, астрология и мантика.
Рубрики
Контакты
Зарегистрироваться на этом сайте
Пароль будет отправлен вам на e-mail.
Свежие записи
Свежие комментарии
Если вам нравится наш ресурс и вы хотите его поддержать, то наши реквизиты:
Pay Pal Aziza_19915@mail.ru
Санта Муэрете Калавера Катрина, древняя сила, что ради любопытства и трудолюбия бродит по знойным территориям, оставленным остальными ее родственниками. Там все также произрастают все те же растения, все также смеется койот и троллит ворона, а дух зайца ждет у тропы между жизнью и смертью, чтобы благословить ищущего. Кугуар все также необуздан и поджидает достойного соперника в зарослях шуршащих трав, что сдадут ему любого неосторожного странника, без разрешения ступившего на тропу этой дикой кошки. Змеи там все также спокойны и задумчивы, а орлы вечно впадают в истерику. На этих землях ничего не изменилось, кроме того, что жители этих земель оставили ее в большей своей массе, и лишь та, кого некогда звали Миктлансиуатль, с улыбкой шагает в задумчивости и дает приют, защиту и подарки старыми новым жителям этих территорий.
Она была там всегда, они никогда и никуда не уходила. Она встретила богов Африки, которых завезли гнилые люди проклятой Европы на ее территории вместе с темнокожими рабами. Так как в сути своей их культы очень мало чем отличались, то тропы той, кого некогда звали Миктлансиуатль никогда не воевали с тропами новоприбывших божеств. И вместе они с улыбками скрывались за ликами гниющих святых христианства, легко и непринужденно вычищая эту гниль и забирая себе некогда занятые и искореженные ими каналы сил и времени.
В ее честь устраивают знаменитый на весь мир карнавал под названием День Мертвых. Ее образ в виде сахарной головы, или головы Катрины, известен на весь мир и набирает популярности. Ее другая ипостась – Санта Муэрте, тоже привлекает к себе все больше внимания. Но суть ее символика таится в прошлом, до того, как гниющие европейцы вломились на эти, уже и так опустевающие земли, и принялись навязывать свою грязь.
Для начала немного истории:
Сам символ под название Катрина Калавера создал мексиканский художник Хосе Гуадалупе Посада. Был он скорее насмешкой и сильно забылся вместе с другим творчеством художника после его смерти.
Популяризовал этот символ другой художник – Жан Шарло вскоре после Мексиканской революции. И экстравагантный символ быстро стал символом культуры Мексики, а последнее время его можно увидеть на самых разных предметах быта далеко за пределами Мексики.
Например, мой любимый пенал, который я просто обожаю))
Но, хотя шикарные сахарные головы Катрины Калавера (кстати, переводится это на русский как череп – франт), невероятно обаятельны, а веселье и яркость ее праздника многих не оставит равнодушным, окунемся в суть символики Миктлансиуатль, и посмотрим на рецепты построения крепкого канала с нею.
Если кто – то интересовался основными обычаями Дня Мертвых, то знает, что символ в виде черепа – франта мексиканцы частенько выкладывают из цветов. Этом момент является отголоском свода правил по построению символа – канала к Миктлансиуатль. Рецепт же построения выглядит так:
Затем прямо сквозь муку нужно этот контур вычертить – вырезать на самом подносе при помощи любого подходящего инструмента (так что лучше берите деревянный поднос). Когда это аккуратно сделано, муку и с отпечатком вашего первого дома, простите лица, не стираем.
Растение Ололиуки можете заменить любым местным вьюнком (цветет с мая по сентябрь). А вот с лианой банистериопсис (она же аяхуаска) есть хитрость. Для построения канала с Миктлансиуатль нужны поперечные срезы деревянистого растения, на котором видны или темные пятна в виде цветов, или срез словно поделен на четыре части. Аяхуяску такую как раз легко найти.
Потому вам придется подумать, какое растения подобрать и собрать пару его веток, нарезав их на кружочки. Все это, подготовленное, выкладываем рядом.
Дальше, что вы должны сделать. Из варева достать скелет и пусть сохнет. Само варево перелить в бутылку, положить туда сварившиеся растения. Залить вином. Закрыть такую бутылку как можно крепче, пусть себе стоит. Для нее можно найти множество отличных применений. Завернуть поднос с вашими чертами в темную материю. Также отдельно завернуть перья от дичи. Отдельно завернуть скелет (когда просохнет) и все это оставить до подходящей лунной фазы, чтобы завершить создание канала.
Список предметов и ингредиентов, который вам понадобится:
1 Деревянный поднос без узоров, новый. Можно взять разделочную новую доску подходящих габаритов.
2 Минимум пять видов растений собственноручно собранных
3 Лично собранный маис, он же кукуруза или ячмень. Советую сделать смесь из двух видов муки. Одно собрать лично, а другое можно купить. Главное, совершите поход хотя бы за одним из ингредиентов самостоятельно. Раз вы будете точно перетирать их вручную, то вам понадобится ступка.
5 Кастрюля для варки
6 Бутылка для зелья и бутылка красного вина
7 Ткани, чтобы все завернуть
Далее, вам прежде всего нужно завершить рисунок черепа из цветов на подносе. Вы можете взять сфотографированное или зарисованное изображение композиции и опираясь на него сделать резьбу по дереву. Даже если вы не умеете рисовать, и не владеете искусством резьбы – все равно приступайте к этой задаче. Резьба должна быть аккуратной, но не обязана являться шедевром ремесла. Если вы не уверены в своих силах, то сперва вытащите бутылку с варевом и вином, налейте немного оттуда в рюмку, зажгите свечу (касательно цвета опирайтесь на интуицию), капните в рюмку с напитком немного своей крови и помедитируйте, а потом приступайте. Когда вы закончите вырезать – вылейте жидкость из рюмки на изображение. Также вы можете взять кисточку, и красным напитком провести по всем прорезям резьбы, по каждой линии. В центре цветов, которые лежат на глазницах сделайте углубления – ямки, и туда накапайте напитка. Пусть все это полежит рядом со свечой, впитается напиток. Затем заверните это все обратно.
На темную луну достаньте поднос с изображением, напиток, возьмите свечу и зажгите ее. Налейте напиток в рюмку, поднесите. Можете поставить рюмку и свечу с двух сторон от резьбы. И бутылку также. Возьмите сверток с костями и с перьями. Эти два свертка – ваше первое сырье для создания талисманов и амулетов в этой традиции. Медитируйте, работайте в канале. Может вам захочется часть перьев наклеить на поднос, сделать дополнительное украшение черепу. Может вы пустите их на ваш первый ловец снов. Идеи могут быть самые разные. То же самое с птичьими костями. Может вам захочется купить ниток и сделать из костей своеобразные катушки. Череп птицы может пригодиться в самых разных целях. Еще много будет зависеть от ваших конкретных нужд и необходимостей.
Ритуально делать подношения нужно раз в луну, на темную ее фазу.
Остальные обращения по желанию и необходимости, а также по зову. Постоянно капать кровь в рюмку не обязательно. Следите за своими ощущениями. Дополнительные подношения – зерна кукурузы и ячменя. Можно травы с колосьями. Вообще, различные семена и зерна. Спички. Разные живые цветы. Сахар и сладости. Можно сладкие ароматы, но это по интуиции.
Цвет свечей может быть разный и будет зависеть от ваших целей и направлений в работе с каналом.
«Страшные сказки: город ангелов»: Кто такие Санта Муэрте и Магда?
«Страшные сказки: город ангелов» является ответвлением популярного и известного сверхъестественного телесериала «Penny Dreadful». Серия рассказывает историю, погруженную в расовую историю, одновременно вызывая сверхъестественные темы. Сериал использует мексиканский фольклор как вход в неизвестность. Сериал разворачивается вокруг мексиканско-американской семьи, живущей в Лос-Анджелесе в 1938 году, и использует различные реальные исторические события, чтобы создать мощный сюжет. Вы можете прочитать об истинных событиях, изображенных на шоу здесь.
В начале первого эпизода показана Санта-Муэрте со своей сестрой Магдой, которая угрожает уничтожить человечество, зажигая искру, которая приведет к апокалиптическим битвам между народами, расами и даже братьями. Итак, кто такие Санта Муэрте и Магда? Какие отношения они разделяют?
Кто такие Санта Муэрте и Магда?
Санта Муэрте – это божество, связанное со смертью. Ей верят и даже поклоняются мексиканцы. Санта Муэрте очень похож на других сверхъестественных персонажей, связанных со смертью, таких как Мрачный Жнец. Однако, лучшее сравнение было бы «La Parca», женским божеством смерти, принесенным в Америку испанцами.
«La Parca» буквально переводится как «выжженный» на испанском языке. На самом деле, те, кто поклоняется Санта Муэрте, ежедневно предлагают божеству воду, так как считается, что она страдает от постоянной жажды из-за своего скелетного состава. Испанцы никогда не поклонялись Ла Парке, и она была просто мифологической фигурой. Однако коренные мексиканцы до испанской колонизации верили в несколько божеств смерти, таких как майя Юм Чимил и Миктлансиуатль. Следовательно, когда испанцы привезли Ла Парку в Мексику, считается, что коренное население считало ее похожей на других смертных божеств и стало поклоняться ей.
Санта Муэрте в основном поклоняются женщины. Тем не менее, поклонение ей становится все более нормализованным и принятым. Это в основном связано с растущей популярностью и принятием Дня мертвых или Dia de Los Muertos. На самом деле, Санта Муэрте также связанм с совершенно отдельной религией. Тем не менее, также считается, что Санта Муэрте говорит или может быть вызван любым, кто нуждается в ней, независимо от их убеждений. Например, можно практиковать католицизм и все еще поклоняться Санта Муэрте.
Магда, с другой стороны, полностью вымышленная. В мексиканском фольклоре не существует мифической или сверхъестественной фигуры, известной как Магда. Это исключительно творение Джона Логана. Она была изобретена Логаном как форма альтер-эго Санте Муэрте. Поступая так, он мог изобразить темную сторону ассоциаций Санта-Муэрте со смертью, не изображая на самом деле Санта-Муэрте зла.
Не только Санта-Муэрте: богини, сформировавшие облик современной Мексики (18+)
Говоря о Мексике, большинство людей в первую очередь представляют три вещи: Фриду Кало, наркокартели и, конечно же, Санта-Муэрте. Последняя изображается в виде скелета, украшенного цветами и задрапированного в шали и платки самых разных цветов. В массовой культуре роль Санта-Муэрте, как правило, играет молодая девушка со зловещим макияжем и венком роз в волосах.
Ее образ является одним из самых популярных карнавальных нарядов в мире, а символика в виде сахарных черепов, шипов, алкоголя и искусственной (в некоторых случаях — настоящей) крови активно эксплуатируется местной индустрией развлечений. Однако Санта-Муэрте вовсе не самое одиозное и экстравагантное божество Центральной Америки. Ацтеки оставили после себя не менее колоритных женских персонажей, рядом с которыми культ Святой Смерти может показаться персонажем из детских утренников.
Автор Telegram-канала «Секс, картели, Фрида Кало» рассказывает о самых жутких мексиканских богинях, культ которых существенно повлиял не только на современный облик региона, но и вдохновил преступные группировки на некоторые ритуалы.
Жители империи Ацтеков считали, что женщины, погибшие при родах, достойны того же почтения, что и павшие в бою воины. Более того, они становятся богинями — Сиуапипильтин. Их призванием становится сопровождение душ умерших воинов через темные области подземного мира, после чего четыре года они могут оставаться в раю. Потом богини могли выбирать свою дальнейшую судьбу и даже вернуться на землю в новом воплощении.
Одни из них превращались в мотыльков, а некоторые — в демонов с черепами вместо головы и шикарным когтекюром. Встреча с ними ни к чему хорошему не приводила.
Чтобы избежать последнего, умерших рожениц хоронили, соблюдая целую систему строгих правил. В частности, муж нес покойницу на плечах, а его сопровождали акушерки и пожилые женщины с мечами и щитами. Муж мог отрезать прядь волос и средний палец левой руки погибшей: считалось, что это может сделать воина непобедимым в бою.
Последняя деталь, кстати, существенно усложняла процесс погребения — группы молодых людей постоянно дежурили возле мест захоронений и норовили отрезать левую руку у покойниц или вообще украсть у скорбящих мужей труп. Те были вынуждены сторожить могилы еще четыре дня после похорон, дожидаясь, пока волосы и руки покойниц «потеряют» магические свойства.
В ацтекском пантеоне выделяется богиня Тласолтеотль, чье имя в переводе с науатля звучит как «Пожирательница грязи». Причем в роли грязи здесь выступает вовсе не месиво на дорогах после дождя, а… экскременты. Некоторые деликатные переводчики уточняют, что речь в данном случае идет об экскрементах богов. От этого, впрочем, не легче.
Тласолтеотль в своем классическом виде покровительствовала плодородию — как в сельском хозяйстве, так и в спальне, причем не только в супружеской. Зачатие, роды, похоть, разврат, занятия проституцией из нужды или от удовольствия — всем этим заведовала она.
Богиня также отвечала за венерические болезни, безумие и даже эпилепсию. Она могла как наслать их на грешника, так и освободить от мук.
Перед смертью необходимо было молить богиню об искуплении грехов и очищении души. Если делать это достаточно усердно, то Тласолтеотль поедала всю грязь и грехи умирающего, позволяя ему очиститься при переходе в лучший мир.
Вообще тема грязи, гнили и смерти занимает важное место в культе богини. Согласно поверьям, из всего этого смрада она получала энергию для создания новой жизни.
Изображалась Тласолтеотль в большинстве случаев сидящей на корточках и рожающей ребенка. На голове — два мотка хлопка, причем всегда уточняется, что он несвежий: ацтекские женщины использовали его как средство для сокращения матки и стимулирования менструации. Рот богини измазан черным или коричневым, в руках — красная змея, символизирующая менструальную кровь.
Одевали богиню согласно всем канонам фильмов ужасов в плащ из человеческой кожи — напитываясь смертью, она должна была зародить жизнь.
В некоторых случаях богиня представлялась в виде голой женщины, летающей на метле (да, снова отсылка к очищению). В таком случае делался акцент на животе барышни — художники изображали его морщинистым и со складками, стремясь отразить пережитые, возможно многократно, роды.
Каждую осень в жертву Тласолтеотль приносили молодую девушку. С несчастной снимали кожу, из которой впоследствии делали накидку для жреца культа. В периоды особо жестокой засухи, в жертву приносили мужчину. В таком случае кожу для новой коллекции уже никто не снимал — в жертву просто кидали дротики. Ручейки крови с жертвенного алтаря должны были призвать дождь.
Мексика — страна веселая и позитивная. По одной из легенд, ее покровитель, бог солнца и войны Вицлипуцли, отрубил голову своей родной сестре и разместил на небе. Так в мексиканском регионе стала светить луна.
Другие родственники воинственного бога были разрублены на сотни кусочков и также помещены на небосвод. Звезды ведь тоже важный элемент природного дизайна.
Сестра Вицлипуцли, богиня Койолшауки, была колоритной особой. Согласно мифологии ацтеков, это первенец Матери-богини Коатликуэ, покровительница луны, магии и, по некоторым источникам, Млечного пути. Родила ее Коатликуэ от обсидианового ножа. Подробности этого занимательного процесса антропологам выяснить не удалось.
Однако свой план богине Луны осуществить не удалось. В самый ответственный момент Вицлипуцли выпрыгнул из материнского чрева в полном боевом облачении и разрубил сестру на части. В некоторых версиях легенды, он вырвал и съел ее сердце.
Голову сестры Вицлипуцли поместил на небо исключительно с целью того, чтобы любимая мать не скучала по неблагодарному отпрыску.
Богиня Койолшауки изображалась в виде обнаженной воительницы с золотыми колокольчиками на висках или щеках, на поясе всегда висел человеческий череп. Отрубленные руки и ноги богини обвивали змеи.
Впоследствии сестра покровителя Мексики всегда фигурировала на иллюстрациях и скульптурных рельефах как изрубленное на куски тело.
У современной Санта-Муэрте есть вполне определенный прототип — богиня Подземного мира и жена бога смерти по имени Миктлансиуатль.
Она присматривала за костями умерших и покровительствовала древнему Дню мертвых еще до того, как католичество проникло в Центральную Америку. Десерты в виде черепов, «огненная вода» и свежие цветы (кроме лилий и роз) в подношениях Святой Смерти — это все наследие древней ацтекской богини.
По легенде, Миктлансиуатль принесли в жертву богу смерти еще младенцем. После ритуального убийства она очнулась в подземном мире и там же выросла. Мертвую красавицу взял в жены сам бог смерти Миктлантекутли, тот еще, кстати, красавчик во всех известных антропологам ипостасях — его изображали или в виде окровавленного скелета, или в виде человека с зубастым черепом вместо головы. Еще и с ожерельем из человеческих глаз.
Повелители Подземного мира обитают глубоко в преисподней, в доме без окон, и управляют тремя типами душ: теми, кто умер естественной смертью, кто умер как герой (воины, роженицы, принесенные в жертву), а также те, кто умер бесславно (например, от болезни).
Миктлансиуатль отделяла женские кости от мужских, а также очищала их от червей и сырой земли. Кроме того, она даровала покой мятежным душам.
Помимо человеческих жертв богине Смерти также делали подношения в виде кроликов, куропаток, цветов, бабочек, а также табака.
Трансформация культа
После падения Ацтекской империи, испанского завоевания и повсеместного распространения католичества в мезоамериканских регионах культы древних богинь претерпели существенные изменения. По большей части они либо вообще исчезли из массовой культуры, сохранившись только в качестве «пасхалок» в некоторых фильмах и комиксах, либо мутировали в специфические современные культы, такие как Санта-Муэрте.
Мексиканские наркокартели, а также центральноамериканские банды Мара Сальватруча и Баррио-18 в некоторых случаях используют отдельные ацтекские ритуалы в своей повседневной «деятельности».
Так, отдельные группировки картеля Лос Сетас сооружают алтари Санта-Муэрте и пьют человеческую кровь. Члены картеля Ла Фамилиа Мичоакана некоторое время активно вырывали сердца у пленников. Практически все наркокартели расчленяют своих врагов в лучших традициях Вицлипуцли.
Мара Сальватруча вообще изобрели собственную веру, смешав догматы католицизма, тезисы сатанизма и ацтекские жертвоприношения.
Сказать, что ацтеки учили убивать всех направо и налево, было бы в корне неверно. Однако испанские конкистадоры, впервые ступив на берега территорий, которые впоследствии стали Мексикой, пришли в тихий ужас не просто так. Вряд ли люди, успевшие повидать инквизицию, обладали тонкой душевной организацией, но даже они остались под впечатлениям от благоговения, с которым ацтеки относились к кровавым убийствам. Члены же современных картелей — всего лишь бледная тень на фоне великих предков. Хотя нужно признать, что ребята очень стараются.
Что касается лидеров преступных сообществ, внедряющих подобные практики, то они руководствуются при этом далеко не религиозными мотивами, а банальной жаждой денег, власти, ну и, конечно, стремлением запугать не только своих подчиненных, но и простых мексиканцев, которым в последние годы явно не хватает своего Вицлипуцли.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.