каттегат что за город сейчас
Существует ли Каттегат, показанный в «Викингах»?
Значительная часть действий в сериале «Викинги» проходит в городе под названием Каттегат. Но существовал ли он в действительности или был создан специально для сериала?
Когда-то этим городом управлял Рагнар, сейчас им правит его старший сын – Бьерн Железнобокий. В случае его смерти трон займет, скорее всего, Ивар Бескостный или кто-то другой из сыновей Рагнара. А значит, мы еще не раз увидим его до конца шестого сезона. Но где он находится и существует ли вообще?
На самом деле, Каттегат существует. Правда, это не совсем то место, которое показано в сериале. В «Викингах» — это торговый город, расположенный на побережье Норвегии. А в реальной жизни Каттегат — это целая морская область, расположенная между Данией, Норвегией и Швецией. Границу ее образует полуостров Ютландия на западе, острова Датского пролива на юге и шведские провинции Вестергётланд, Скания, Халланд и Богусленд на востоке.
В Каттегате есть крупные порты, в том числе Гетеборг, Орхус, Ольборг, Хальмстад и Фредериксхавн.
Съемки города, показанного в сериале, проходили в Лох-Тэй, графство Уиклоу, Ирландия – это место больше всего впечатлило создателей сериала.
Хотя в «Викингах» присутствует много элементов из скандинавской мифологии и истории, сериал не всегда исторически и географически достоверен. Многие вещи меняются в соответствии с той историей, которую хотят авторы рассказать зрителям, а вдохновение черпается из реальных мест, подобных настоящему Каттегату.
Каттегат
Каттегат
Регион:
Статус:
Правитель:
Население:
Религия:
Союзники:
Враги:
Сезон(ы):
Первое появление:
Упоминания:
В ходе развития сюжета Каттегат разрастается, превратившись в процветающий торговый город и столицу королевства, созданного Рагнаром Лодброком.
Содержание
География [ ]
История [ ]
Сезон 1 [ ]
В начале сериала представляет собой небольшой поселок с медовым залом ярла, кузницей, рынком, на котором торгуют земледельцы и скотоводы, и портом, пропускающим немногочисленные военные и торговые суда. Управляется ярлом Харальдсоном и его женой Сигги, проводящими в Каттегате тинги, суды и военные сборы. После смерти Харальдсона переходит под управление Рагнара Лодброка, начинает бурно расти и развиваться за счет богатой добычи с христианского Запада.
В отсутствие ярла Рагнару Каттегату приходится перенести тяжелую эпидемию, которая уносит жизни множества жителей.
Сезон 2 [ ]
В начале второго сезона Лагерта, жена ярла Рагнара, разрывает отношения с мужем и, забрав сына Бьёрна, оставляет его земли. Рагнар женится на знатной Аслауг из Гёталанда, которая становится новой соправительницей Каттегата.
Спустя несколько лет поселение из личной мести захватывает гётский ярл Борг. В дальнейшем Рагнар, Ролло и Лагерта, прибывшая с Бьёрном из Хедебю, освобождают Каттегат от чужаков.
В конце сезона власть в Каттегате пытается захватить конунг Хорик, но его люди терпят поражение, а сам вождь погибает от руки Рагнара, который присваивает себе его титул.
Сезон 3 [ ]
Аслауг, правящую Каттегатом в отсутствие мужа, начинает периодически навещать мистический странник Харбард. Став любовником правительницы, он таким же образом «утешает» тоскующих по мужьям женщин Каттегата. Одновременно с его приходом в поселении начинают таинственно погибать дети. Харбард уходит, когда умирает Сигги, вдова покойного ярла Харальдсона.
Захватив и разграбив Париж, столицу богатой Франкской империи, викинги Рагнара Лодброка значительно обогащают казну Каттегата.
Сезон 4 [ ]
Город продолжает непрерывно расти, его порт способен обслуживать все больше судов. Процветание, которое принес Каттегату успешный поход викингов во Франкию, привлекает в него влиятельных людей, например, вестфольдского конунга Харальда Прекрасноволосого.
Спустя много лет после исчезновения Рагнара Лодброка Каттегат, управляемый дроттнинг Аслауг и Бьёрном Железнобоким, значительно расширяется в размерах. Его население и доходы многократно увеличиваются, а на рынках появляются купцы из Аль-Андалуса, Хазарского каганата и Византийской империи.
Во время плавания в Англию, ставшего для Рагнара Лодброка последним, ярл Ингстад вторгается в Каттегат, убивает Аслауг и захватывает власть в городе. Порядок престолонаследия при этом не меняется: Бьёрн Железнобокий остается главным претендентом на трон Каттегата.
Одним из первых распоряжений новой правительницы Каттегата является приказ о строительстве оборонительных сооружений со стороны суши. Несмотря на растущее значение города, этому ранее никогда не уделялось внимания. Строительство начинается безотлагательно. Возводятся частокол, деревянные башни для наблюдения за местностью и ведения стрельбы, а также усеянный кольями ров и земляной вал.
Укрепление предпринято вовремя, и Каттегат успешно отбивает нападение Эгиля Бастарда.
Сезон 5 [ ]
Когда становится ясно, что Эгиль служил Харальду Прекрасноволосому, конунг лично раскрывает свои замыслы по захвату города. Сбежав из плена Лагерты, Харальд возвращается в свое королевство. В Вестфольде и Каттегате начинаются приготовления для междоусобной войны.
Первоначально войскам Каттегата, возглавляемым Лагертой, Бьёрном Железнобоким и Уббе удается разбить армию Вестфольда во главе с Харальдом Прекрасноволосым и Иваром Бескостным.
Год спустя Бьёрн, конунг Харальд, Хвитсерк и конунг Олаф объединяются против Ивара. Благодаря предательству Фрейдис, жены тирана, они захватывают столицу. Бескостный убивает Фрейдис и скрывается. Бьёрн Железнобокий становится новым конунгом данов.
Сезон 6 [ ]
Конунг Бьёрн провозглашает центральным столпом политики Каттегата мирную торговлю в противовес завоевательным войнам. Тем не менее, ему вскоре приходится собирать войска на помощь Вестфольду. На время отсутствия правитель решает оставить город под присмотром своего брата Уббе.
Политический статус [ ]
Долгие годы Каттегатом правят представители дома Лодброка. В настоящий момент судьба главы дома неизвестна. Наследник трона не объявлен.
В отпуск по местам съемок сериала «Викинги»: где можно посмотреть на Каттегат и Париж IX века
Когда смотришь исторические сериалы, то волей-неволей хочешь побывать в прошлом, чтобы своими глазами увидеть эти важные события. Увы! У нас нет машины времени. Зато есть путеводитель по местам съемок одного из самых красивых сериалов в истории кино.
Хотите побывать в опасном Каттегате, откуда ни один бесстрашный воин отправился пировать к Одину в Вальгаллу? А увидеть древний Париж, который в IX веке разорили алчные викинги?
Мы так и думали, что вы не сможете отказаться от нашего предложения! Итак, портал EG.RU делится новыми идеями для незабываемого отпуска по следам сериала «Викинги».
В гости к великим ярлам в Каттегат
Съемки проходили в графстве Уиклоу. Важный момент, который может немного разочаровать поклонников сериала: побродить по городу викингов не получится. Он расположен на земле, которая является частной собственностью семейства Гиннес. Но вам никто не запретит смотреть на Каттегат со стороны и любоваться великолепной природой Ирландии.
Можно нырнуть в море, которое бороздили драккары викингов
Возможно, вас это удивит, но съемки с кораблями происходили не на море, а на озере Блессингтон. Даже озером его можно назвать в кавычках. Это искусственный водоем.
Но именно здесь шли по воде непотопляемые драккары с бесстрашными воинами. А еще десятки катеров со съемочной группой, аппаратурой, гримерами и т.д. Именно из-за того, что во время одной сцены использовалось до 12 кораблей и еще больше маломерных судов, режиссер не рискнул проводить съемки на море.
Непотопляемые драккары шли по озеру, а не по морю
Как попасть на озеро? Нужно доехать до деревни Пулафука в графстве Уиклоу.
Во время одной сцены на воду спускали до 12 драккаров
Берега пропитанные кровью. Где снимали высадку викингов в англосаксонской Британии?
Помните эти моменты: драккары причалили и викинги ринулись в бой? Во главе Рагнар. Рядом с ним верные Лагерта, Ролло и Флоки. Хотите знать, где снимали эти кровавые сцены?
Хотите пройтись по золотому песку, где проливалась кровь викингов из сериала?
Если вы уже мысленно в Уиклоу, то вам недалеко. К югу от города находятся пляжи Brittas Bay, Magheramore и Silver Strand. Именно здесь грозные викинги и начинали захват современной Англии.
Пляжи с золотым песком нашли неподалеку от Каттегата
Париж IX века и Нортумбрию снимали на месте построек VI века
Париж, который мы видим в «Викингах» не имеет ничего общего с современным представлением столицы Франции, поэтому и съемки проходили не в географически правильных локациях.
Древний «Париж» нашелся в Ирландии
Прекрасные декорации были найдены в ледниковой долине Глендалох (графство Уиклоу). Здесь находится церковь VI века, которая была использована и для сцен в Париже, и для эпизодов в Нортумбрии.
Сколько стоит билет до Дублина?
Графство Уиклоу находится в 100 километрах от Дублина, поэтому билет лучше покупать до столицы Ирландии.
По данным Туту.ру, слетать в Дублин туда-обратно можно без пересадки в среднем за 33 тысячи рублей без багажа и (37 тысяч рублей с багажом). Но прямые рейсы в Дублин осуществляет только авиакомпания S7 Airlines и только летом (последний рейс 1 сентября). Если не успели в сезон, то добираться придется с пересадкой.
Цена на рейсы с пересадкой туда-обратно зависит от времени покупки билета и маршрута (есть пересадки, например, в Париже, Праге, Стамбуле, Амстердаме, Кишиневе, Хельсинки). Если лететь с пересадкой, то цена авиабилета начинается от 18 тысяч рублей без багажа (от 20 тысяч за перелет с багажом).
Где создавали «Викингов»: Гид по местам съемок
Часто ли вам хочется попасть в тот же мир, в котором живут любимые герои? Это не так сложно, как может показаться. К примеру, администрация Альбукерке даже не догадывалась, что город может стать достопримечательностью для фанатов сериала «Во все тяжкие». В Хорватии тем временем появились экскурсии по местам съемок «Игры престолов», а в Ирландии местная туриндустрия зарабатывает, показывая мир «Викингов», в котором живут Рагнар, Лагерта, Бьорн, Флоки и другие персонажи хитового сериала History Channel.
Ирландия
Около 40% сериала «Викинги» снято на студии Ashford в графстве Уиклоу недалеко от столицы Ирландии Дублина. Когда идет производственный процесс, «Викинги» занимают все площадки. На это время Ashford полностью бронируют под сериал Майкла Хирста, не пуская другие фильмы или сериалы.
Именно в графстве Уиклоу располагается «штаб-квартира» Лодброков Каттегат. Поначалу город представлял собой всего несколько домов и верфь, построенные на берегу Лох-Тэй или, как его еще называют, озера Гиннесс. Но по мере роста масштаба и бюджета сериала Каттегат превратился в настоящий «мегаполис». К пятому сезону дом Лодброков разросся до нескольких десятков строений, которые можно во всех подробностях рассмотреть в одной из битв. Мы писали о ней чуть раньше и даже показывали видео, как снималась осада Каттегата.
Места, где расположена хижина Флоки (там Рагнар в одиночестве сидел на утесе), находятся в округе — на фьорде графства Уиклоу. Также неподалеку турист найдет водопад Пауэрскот высотой 121 метр. Это популярное место для приезжих, где когда-то вели беседы Этельстан и Рагнар.
Кстати, Пауэрскот еще «снимался» в сериале AMC «В пустыне смерти». Ирландские пляжи сыграли в «Викингах» Нортумбрию, которой Лодброк с командой начали досаждать еще в первом сезоне. Река Бойн, протяженностью больше 112 километров, при массивном содействии компьютерной графики стала дублером парижской Сены в сценах с осадой столицы Франции.
По всем этим локациям в Уиклоу водят экскурсии. Отправная точка — Дублин, и на маршруте туристам показывают места битв, паломничеств и ключевых диалогов сериала. Если вы вдруг окажетесь в Ирландии во время съемок нового сезона «Викингов», обязательно подпишитесь на страничку Vikings Extras — там набирают массовки для битв со скандинавскими вояками, в том числе для сериала Майкла Хирста. Но если в Ирландию вас в ближайшее время не занесет, можно посмотреть съемочную площадку на снимках Google-карт.
Ирландия, к слову, выбрана неслучайно. Сериал британский, и снимать его можно было на территории Объединенного Королевства, но шоураннер Майкл Хирст сотоварищи предпочли поехать в другое государство и построить Каттегат там. Дело в специальной поправке в ирландских законах, позволяющих экономить на налогах и расходах на съемки. Продюсеры даже подсчитывали, что съемки в Ирландии обходятся на 28% дешевле, чем если бы они развернули их дома в Британии.
Норвегия
Настоящий же Каттегат располагается между Данией и Швецией. Это пролив между Северным и Балтийским морями. Название складывается из двух слов: kat — кошка и gat — глотка. Словосочетание «кошачья глотка» объясняется тем, что пролив достаточно узок.
В сериале Майкла Хирста Каттегат располагается в Норвегии, а точнее на ее южном берегу. Это тоже очень хорошее туристическое направление с южными фьордами и приятными приморскими городами Хёугесунн и Ставангер. В Норвегию создатели сериала тоже ездили, но снимать там «Викингов» не стали.
«В Норвегии мы запечатлели кадры для построения визуальных эффектов, но эта страна слишком дорога, чтобы разбивать там базу для постоянных съемок, — рассказывает менеджер локаций Майкл О’Салливан. — Поэтому мы вернулись в Ирландию и получили студию с площадью 3000 квадратных метров и, что не менее важно, окрестности с потрясающими видами».
Исландия
Полностью переехать в Ирландию «Викингам» все равно не удалось. Скандинавские корни сюжета так и тянули производство сериала на «родину». Можно даже сказать, что каждая серия начинается с небольшого кусочка Скандинавии, потому что вступительные титры вдохновлены исландскими пейзажами.
Майклу Хирсту понравились титры сериала HBO «Настоящая кровь», и он обратился к создателям интро Раме Аллену и Одри Дэвису. Шоураннер пришел к ним, показал недоделанный пилотный эпизод и рассказал о своих задумках. Хирст попросил Аллена и Дэвиса проделать свое исследование и на основе впечатлений создать вступительный ролик.
«Он попросил нас изучить культуру и историю, чтобы титры выглядели правдиво, — вспоминает Дэвис. — Продюсеры не хотели заставку, в которой мелькали бы шлемы с рогами. Это распространенное заблуждение об образе викингов. Мы погрузились в процесс изучения с головой, ходили в музеи, читали исландские саги и фольклор».
Также Дэвис и Аллен слетали в Исландию и делали фото местных красот. В итоге раскадровка будущих титров частично была основана на исландских фото режиссера и его арт-директора, к которым он докупил несколько стоковых фотографий. Итоговый вариант снимали в Нью-Джерси.
В Исландию «Викинги» вернулись в пятом сезоне, когда Флоки открыл землю богов. Сцену снимали на черных песчаных пляжах недалеко от деревни Вик. Там в разное время создавались «Первый мститель: Другая война», «Игра престолов», а также другие сериалы и фильмы.
На южном и северных туристических маршрутах по Исландии есть водопады Скогафосс, Квернуфосс и Деттифосс, которые тоже мелькают в пятом сезоне во время путешествия Флоки. Еще персонаж Густафа Скарсгарда заглянул на геотермальную зону Крисювик недалеко от Рейкьявика. Популярную туристическую достопримечательность для сериала немного приукрасили с помощью компьютерной графики.
Флоки, кстати, основан на реальном викинге. И он известен, прежде всего, тем, что был первым норвежцем, кто побывал в Исландии. Книга о заселении Исландии называет его «великим викингом».
Марокко
Вряд ли Майкл Хирст, когда снимал пилотный эпизод, ожидал, что его команду занесет в Африку. Часть пятого сезона снималась в Марокко. Африканская страна стала пунктом путешествия Бьорна Железнобокого в исполнении Александра Людвига. Сын Рагнара отправился в Тунис и Испанию — в сериале эти страны сыграло Марокко. Так в проект попали несколько сцен, снятых в Сахаре.
«Мы должны как можно точнее следовать реальной истории. Мы просто не могли отправиться в Сахару, не покидая западной Ирландии. Мы должны были туда полететь. Да, есть песчаные дюны в бухте Бриттас недалеко от Дублина, но они не сильно похожи на настоящие дюны Сахары», — объясняет Хирст.
В итоге «Викинги» навестили места, где в 2004 году снимались масштабные баталии «Царства небесного» Ридли Скотта и приключения героев «Мумии» 1999-го. Отыскать локацию можно возле городов Эр-Рашидия и Эрфуд.
«Каттегат в Ирландии — это душа и центр всего сериала, — говорит Майкл Хирст. — В пятом сезоне нам было важно вернуться домой, потому что это место силы для семьи Рагнара. И пусть шоу отправляет нас в Марокко и Исландию, а еще раньше во Фракию, викинги всегда будут возвращаться к месту силы. Это место, где питается их душа. Реальная локация начиналась как одно, может быть, два строения на съемочной площадке и еще четыре на задней площадке. Теперь это два акра земли и четыре полноценных съемочных площадки с постройками. Сейчас Каттегат огромен, это большой торговый центр, а не маленькая деревушка викингов».
История в сериале «Викинги» – гвоздь для картины.
Разбираем четыре сезона «Викингов» от History Channel и пытаемся разобраться, «как оно было на самом деле» (с)
Разбирать художественное произведение с точки зрения достоверности излагаемых в нём событий – дело неблагодарное. Ещё Александру Дюма приписывают слова:
История для меня – гвоздь, на который я вешаю свои картины.
– сказанные им якобы в ответ на упрёки, что он-де вольно обращается с «историческими фактами» (по правде сказать, Дюма и правда этим грешил, см. книгу Сергея Нечаева). Сегодня граждане, далёкие от истории, знакомятся с прошлым не по приключенческим романам, а по приключенческим сериалам: «Спартак», «Тюдоры», «Рим» и множество других, одним из которых стал сериал «Викинги» («Vikings»), снятый по заказу History Channel и вышедший первым сезоном в 2013 году. Но так ли отличается подход History Channel от подхода Дюма.
Вопреки своему названию, у History Channel есть известные проблемы с историей, в частности, именно этому каналу мы обязаны знаменитым интернет-мемом о посещении Земли инопланетянами в прошлом (о чём «Саус Парк» даже делал пародию, сезон 15, серия 13):
Знаменитый мем History Channel про инопланетян. Источник.
Когда «Викинги» появились на экранах, я только начал работу над диссертаций по англо-скандинавистике, и учитывая, что сериал показывает первые походы викингов в Англию, я, конечно, заинтересовался им.
Помня об особой магии слова «викинг», а также в связи с недавним выходом продолжения четвёртого сезона, я решил перед просмотром провести разбор этого сериала. Невозможно обойти художественную сторону сего творения, а потому
внимание: спойлеры!
NB.: все картинки в тексте можно открыть в большем разрешении через клик правой кнопкой мыши.
1. СЮЖЕТ И ПОСТАНОВКА
Основной сюжет «Викингов» вращается вокруг жизни и приключений знаменитого полулегендарного скандинавского вождя, Рагнара Кожаные Штаны (др. сканд. Ragnarr Loðbrók). На протяжении четырёх сезонов нам показывают, как он поднялся из рядового свободного скандинава сначала в ярлы (в местные правители), а затем до конунга (короля). Одновременно с этим Рагнар и его спутники изобретают знаменитый скандинавский корабль (никогда, кстати, не называвшийся «дракарром»), совершают плавания в Англию, основывают поселения, знакомятся с христианством, а затем открывают для себя и богатую Францию. Сопровождают «Тимура и его команду» вполне историчный Ролло (др. сканд. Hrólfr), ставший здесь не его не слишком историчным братом, жёны Рагнара, Лагерда (др. сканд. Hlaðgerðr) и Аслауг (др. сканд. Aslaug), и их дети. На пути им встречаются не менее историчные правители: король Нортумбрии Элла (др. англ. Ælla), король Уэссекса Экберт (др. англ. Ecgbryht), а также конунги Норвегии и Дании – Харальд Прекрасноволосый (др. сканд. Haraldr Hárfagri) и Хорик (лат. Hohric). Рядом с ними на экране действуют и вымышленные персонажи, такие как английский монах Этельстан, скандинавский корабел Флоки, ярл Харальдсон и Ко.
Некоторые основные персонажи сериала. Источник.
Трэвис Фиммел в образе Рагнара на протяжении четырёх сезонов. Источник.
Убедительно отыграл своего персонажа, Бъёрна Железнобокого (старшего сына Рагнара) и Александр Людвиг (англ. Alexander Ludwig). Кстати сказать, он же играл и одного из участников «Голодных Игр» в первой части квадрологии (2012) – там от него снова требовалась свирепость. Вновь похвалю гримёров, умело показавших взросление Бъёрна и его внешнее сходство с отцом (что редкость для кино), но также и специалистов по кастингу, удачно подобравших похожего актёра на роль викинга в детстве.
Слева: Нэйтан О’Тул (англ. Nathan O’Toole), в центре и справа – Александр Людвиг в образе Бъёрна. Источник.
Не все герои, увы, удались так же хорошо (особенно древянными показаны дети). Например, Ролло в исполнении Клайва Стэндена (англ. Clive Standon) мне показался откровенно скучным и плоским. Я не видел других актёрских работ Стэндена и подозреваю, что персонажа могли испортить сценаристы, но режиссёр явно ошибся, утвердив каменную страдальческую физиономию Ролло на все четыре сезона. В кино есть типаж молчаливой и угрожающей горы мышц – бывший губернатор Калифорнии из лент Дж. Кэмерона или кхал Дрого из «Игры Престолов» (о её связи с «Викингами» – ниже) выглядят весьма праводоподобно именно потому, что почти не разговаривают на экране. Ролло же попытались сделать образцовым выпускником спортзала и болтуном одновременно. В поступки этого персонажа с мотивацией «старший брат меня не любит, убью всех человеков» мой внутренний Станиславский не верит ни на секунду.
Ролло и Рагнар выясняют отношения: «Ах ты маленький врун! Мам, смотри, видишь? Он опять! Он первый начал!» Источник.
Женские роли, с моей точки зрения, также оказались значительно слабее, и снова потому, что то ли авторы сценария, то ли режиссёр заставляет всех дам в сериале играть одну эмоцию. Лагерда – ходячее воплощение феминизма (я ничего не имею против феминизма, но не в 40 сериях подряд же!), Аслауг – надменная жена, Сигги три сезона пучит глаза, а уж что они сделали с бедной Квентрит! На неё только табличку осталось повесить: «Я – неуравновешенная нимфоманка», – и поставить рядом с королём Эллой и его табличкой: «Я – злодей».
Эми Бейли (англ. Amy Bailey) в роли принцессы Квентрит будет долго мне сниматься в кошмарах. Источник.
Хочешь испортить отрицательного персонажа? Заставь его диснеевским видом кричать: «Я плохой!» – как заставили Айвана Кая (англ. Ivan Kaye), игравшего короля Эллу. Источник.
Из положительных моментов отмечу также ещё два. Во-первых, мне как историку приятно, когда авторы оставляют в сериале прямые отсылки к источникам. Например, в четвёртом сезоне Рагнар по сюжету пересказывает аутентичную «Песню о Харбарде». А в первом сезоне нападению викингов на монастырь на острове Линдисфарн предшествует пророческая буря. Во-вторых, скандинавская массовка была одета костюмерами более или менее прилично, хотя, конечно, преобладание пятидесяти оттенков серого – дань современной моде. Кроме того, похвалы заслуживают реконструкции кораблей викингов (мы ведь помним, что они не назывались драккарами?) и их архитектура (для удобства съёмок её внутреннее устройство несколько изменили) – полагаю, именно сюда ушла заметная часть бюджета.
Два слова скажем и о языке. Персонажи общаются почти исключительно по-английски, но для придания налёта достоверности создатели уделили внимание акцентам героев: французские персонажи здесь говорят с французским выговором, английские – с британским, а скандинавские – изображают скандинавский (главные актёры – канадцы, австралийцы и ирландцы). Отрадно, что для погружения в атмосферу герои иногда произносят фразы на древнеанглийском, древнефранцузском и древнескандинавском, хотя, конечно, точностью произношения похвастаться они не могут.
Но вот что авторы сделали с историей.
2. ИСТОРИЧНОСТЬ СЮЖЕТА
Её можно описать одним словом: «отсутствует», – и на этом закончить, но мы же не ищем лёгких путей, верно?
Трудность, но и привлекательность настоящего Рагнара Кожаные Штаны – его возможная легендарность. Главный скандинавский источник о его деяниях, «Сага о Рагнаре Кожаные Штаны и его сыновьях» (др. сканд. Ragnars saga loðbrókar ok sona hans), был записан не раньше XIV века в Исландии и относится к разряду так называемых «легендарных саг» (исл. fornaldarsögur). В своем разборе я не могу изложить лекцию по саговедению, но достаточно сказать, что как источник об исторических событиях «легендарные саги» (в отличие от «королевских саг» или «саг об исландцах») весьма ненадёжны: да, в них, как правило, отражается какая-то память о прошлом, но очистить её от литературных вымыслов и обработок крайне сложно.
Другой важный источник, повествующий о Рагнаре – «Деяния данов» Саксона Грамматика – был составлен в конце XII в. Если в «Саге. » подчас невозможно отделить зерно действительных исторических событий от поздних наслоений, то в «Деяниях. » вроде бы реально существовавшему Рагнару приписывается слава явно других личностей. Многие описываемые Саксоном происшествия вполне историчны, но в более близким к ним источниках никакого Рагнара нет, а называются иные имена.
Современная статуя Саксона Грамматика в замке Frederiksborg (Дания). Фотоархив автора.
Короче говоря, если сыновья Рагнара более или менее признаются реальными людьми, существование его как самостоятельной фигуры вызывает у историков большие сомнения.
Казалось бы, для кино – полное раздолье: чтобы не спорить с занудными историками (вроде автора этих строк), можно просто выдумать весь сюжет для сериала от начала и до конца, не указывать конкретных дат, минимально сводить вымышленных персонажей с настоящими. Так поступают талантливые авторы и режиссёры, например, Ингмар Бергман в своей «Седьмой печати», или Марк Захаров в замечательном «Тот самый Мюнхгаузен», где прошлое – просто антураж, а на самом деле важна рассказываемая история. Но нет: сценарист Майкл Хёрст (англ. Michael Hirst, также работавший над «Тюдорами») пошёл по пути Сергея Эйзенштейна (о котором, должно быть, никогда не слышал), и просто смешал понадёрганные события и деятелей в один сюжет, отдалённо связанный с исторической канвой.
Первый сезон начинается в 793 году и показывает нам молодого Рагнара, ему, вероятно, меньше 30 лет, раз его детям примерно по 10 лет. Да, действительно есть версия, что Рагнар или его прототип жил и действовал не в середине IX века, как принято думать, а на полстолетия раньше. И в первом сезоне сюжет почти не переплетается с настоящей историей или только слегка меняет известные факты. Собственно, их всего два: разграбление монастыря на острове Линдисфарн и нападение на королевского управляющего на английском берегу (в сериале их последовательность поменяли местами, но это можно списать на художественность произведения).
Рагнар показывает награбленные на Линдисфарне сокровища соплеменникам. Источник.
Правда в первом сезоне ненадолго появляются два исторических персонажа, живших примерно на полвека позже: упомянутые нортумбрийский король Элла и датский конунг Хорик, погибшие в 867 и 854 годах соответственно. Однако учитывая, что политическая история и Нортумбрии, и Дании того времени известна крайне скудно, в принципе на такую мелочь можно закрыть глаза. Да и вообще в целом, если уж на то пошло, первый сезон представляется мне самым удачным не только из-за минимальных расхождений с известными фактами, но и постановкой, сценарием, игрой актёров, конфликтами и в целом историей.
Сезон оказался успешным (позитивные отзывы: 81% на Rotten Tomatoes, 71 на Metacritic), и Майкл Хёрст пустился во все тяжкие, откровенно махнув на историчность сценария, вопреки своим же словам:
I’m not interested in fantasy and making things up, because for me, in the end, fanatasy is pretty meaningless.
(«Мне не интересны фэнтези и выдумки, потому что для меня, в конечном счёте, фэнтези не имеет смысла. »).
Судя по историчности сюжета, «Викинги» происходят в той же вселенной, что и покемоны. Источник.
И вот мы уже смотрим третий сезон, первая половина которого частично посвящена «гражданской войне» в королевстве Квентрит. Нас знакомят с её родственниками, женоподобным братом Бургредом и дядей Беорхтвульфом – это вполне реальные исторические личности, правители королевства Мерсия, и Бургред, как и в сериале, действительно отрёкся от престола. Кстати занятно, что Беортхвульфу в «Викингах» приписывается увлечение несоверешннолетней Квентрит: игравший его актёр Йен Битти (англ. Ian Beattie) исполнял роль ещё одного любителя малолетних в «Игре Престолов». Вот только царствовали они не вместе, а последовательно, и Беорхтвульф, видимо, скончался в 852 году, а Бургред оставил власть в 874 году и отправился в изгнание в Рим, а вовсе не был отравлен Квентрит. Чуть позже мы наблюдаем рождение будущего короля Альфреда Великого, что должно было происходить в 849 году. При этом сценаристы лихо подправили его происхождение, выдумав ему вымышленных родителей: в сериале исторический отец Альфреда, Этельвульф, женат не на исторической Осбург, а на Юдифи (в сериале она дочь нортумбрийского короля Эллы, хотя в жизни её папой был король западных франков Карл Лысый) которая к тому же зачинает сына с таким же вымышленным монахом Этельстаном. Хм, подумал я. Потому что дальше по сюжету нам показывают осаду Парижа в 845 году, при этом на экране защитой руководит некий «граф Одо». Действительно, был такой граф (в русской традиции – Эд), возглавлявший оборону Парижа, только жил он в 859-899 годах, а сама оборона имела место в 885/6 гг. Но в последней серии этого сезона мы узнаем, что брат Рагнара, Ролло – никто иной как знаменитый основатель герцогства Нормандия, которому в 911 году франкский король Карл Простоватый передал в управление земли в устье реки Сены. Хм, подумал я.
Ещё раз: в первом сезоне главные герои действуют в 793 году, а в третьем – уже в 911 году, а между ними затесались персонажи и события, ровным слоем размазанные по всему IX веку. Знаете, в наборах LEGO столько же исторического правдоподобия о викингах, как в творении Майкла Хёрста, не любящего «фэнтези». Стоит ли говорить, что сюжет четвёртого сезона также никак не связан с реальной историей.
Уровень историчности «Викингов» от History Channel такой же, как в игрушках LEGO. Источник.
3. АТМОСФЕРА И РЕАЛИИ
Однако чу! – в конце концов, мы же имеем дело с художественным произведением, а не документальным фильмом BBC. А в художественном произведении на первом месте стоит не буквальное соответствие историческим фактам («Война и мир» тоже подправляет события в угоду замыслу Толстого), а атмосфера – детали жизни, быт, нравы, человеческие отношения – и сюжет. И если последний всегда остаётся за автором, то первая должна как-то соотноситься с историей. Я думаю, из рассказа выше понятно, насколько аутентична атмосфера «Викингов»?
Если пилотный сезон ещё как-то держал себя в рамках приличия, дальше сериал пошёл в абсолютный разнос.
1а. Внешний вид актёров. Удивительно, но скандинавская и франкская массовка были одеты костюмерами более или менее правдоподобно, в то время как главные герои – в первую очередь, мужчины – носят, никак, шутовские наряды с карнавала в Рио-Де-Жанейро. Собственно, в глаза сразу бросаются две вещи: материалы и крой. Настоящие викинги носили одежду из шерсти, меха и льна, в то время как актёры в сериале предпочитают едва ли не исключительно кожу, что полный анахронизм: из кожи могли делать отдельные элементы (пояса, сумки, обувь) и технические детали, например, кузнечный фартук или рубаху гребца. Никаких байкерских «кожанок», как на экране, скандинавы отродясь не носили – дорого и непрактично. В фильме одежда на актёрах приталенная, зауженная, облегающая и явно следует современной моде (вырез у главных героинь тому пример), в то время как исторический костюм был гораздо более свободным и простым по кройке. Кроме того, в сериале одежда всех персонажей почти постоянно блеклых серых и коричневых оттенков, хотя настоящие викинги, особенно богатые, не жалели средств на яркие цвета.
Слева: как одевались викинги-мужчины по мнению режиссёра/костюмеров сериала (источник). Справа: как на самом выглядели скандинавы той эпохи (источник).
Слева: как одевались скандинавские женщины по мнению режиссёра/костюмеров сериала (источник). Справа: как они выглядели на самом деле (источник).
Причёски и татуировки героев также пришли не из IX, а из XXI века. Все эти шикарные косы, выбритые черепа и красиво свисающие чёлки никаких подтверждений в источниках не имеют. Некоторые персонажи (конунг Хорик, ярл Борг, король Экберт, монах Этельстан) одеты и загримированы более или менее аутентично, но это редкость.
Примерная историчность мужских причёсок в «Викингах». Источник.
Исключение составляет одна мужская причёска, когда выбривался затылок, но она относится не к IX, а к XI веку, и носили её не викинги, а нормандцы. Кроме того фильм почему-то думает, что это детский фасон, в то время как на гобелене из Байё так волосы носят взрослые.
Единственная исторически достоверная причёска в «Викингах» (фрагмент гобелена из Байё, источник).
Короче говоря: герои в сериале одеты, как современные рок-металлисты, а не как викинги. Полагаю, что именно первые и входят в целевую аудиторию, по замыслу создателей.
Доспехи на массовке – ад и погибель. Помимо их очевидного пластика и совершенно лунного дизайна, эти в случайном порядке нашитые пластинки ни от чего не защищают. Возьмите хотя бы это рассуждение:
Да и это видно на экране, раз англо-саксы и франки здесь – мальчики для битья и массово убиваются аппмеч викингов, которые вообще доспехов не носят! Даже если предположить, что что-то непонятное кожаное на них – это броня, почему ни один из них не интересуется прикрыть голову шлемом? Я занимался исторической реконструкцией и зуб даю на отсечение: в голову «прилетает» и часто.
Слева: гоблин воин-англо-сакс, по мнению костюмеров «Викингов» (источник). Справа: реконструкция англо-саксонского воина середины VIII в. (источник). Задача: найти хотя бы одно сходство.
Кстати, о шлемах. Сперва я думал, что тó, что костюмер заставил носить уэссекцев на голове – упрощённый (для экономии на производстве) бургиньот XVI века. Но потом я понял: просто продюссер с History Channel за рюмкой чая попросил у продюссеров с канала HBO одолжить ему реквизит из «Игры престолов».
Слева: персонаж из англо-саксонской массовки в «Викингах» (источник). Справа: персонаж из массовки армии Станниса в «Игре престолов» (источник). Это называется: «Не украли, а вдохновлялись!» Вообще, те, кто меня читают не первый раз (наивно лелею такую надежду), знают, что я люблю находить «параллели» в сценах разных фильмов.
2. Локации. Невозможно отрицать, что для общих планов постановщики выбрали очень живописные места. С ними есть только две проблемы: Париж и Скандинавия.
Париж, безусловно, существовал в IX веке и являлся резиденцией франкских государей. Однако выглядел он вовсе не так, как в сериале. В «Викингах» Париж – фэнтезийный (именно так, господин Хёрст!) город позднего Средневековья с сильным влияние готической архитектуры и постоянным колокольным звоном. И у меня даже есть подозрение, откуда именно дизайнеры «черпали вдохновение», но я оставлю вердикт за читателем.
Задачка на сообразительность: угадать, на какой картинке – Париж (источник), по мнению создателей «Викингов», а на какой – скриншот из игры «Heroes of Might and Magic V» (источник).
Разумеется, никаких многометровых каменных стен и соборов-небоскрёбов в Париже IX века не было и быть не могло. Как не было величественных залов и бесконечных комнат в королевском дворце. В середине IX века город мог выглядеть примерно так:
Художественная реконструкция Парижа во время осады 845 года. Источник.
Но зритель ожидает увидеть величественный средневековый город, а потому специалисты по компьютерной графике денно и нощно старательно его рисовали. Со Скандинавией в «Викингах» такая же проблема: массовая аудитория понимает под «Скандинавией» фьорды, заливы и суровую природу (а также Икею и социализм) – и именно это нам показывает сериал. Одна беда: по сюжету Рагнар правит в некоем «Каттегате». Каттегат, как сообщает бессмертная Вики, это –
пролив между восточным берегом полуострова Ютландия и юго-западной частью Скандинавского полуострова.
Но предположим, что это какое-то одноимённое поселение где-то на берегу Каттегата. Однако нигде в его окрестностях нет ни фьордов, ни заливов, ни гор, как думают авторы фильма. То, что нам показывают, гораздо больше похоже на норвежское побережье, но никак не на Данию или Южную Швецию, где ландшафт плоский, а снег зимой, вопреки мнению режиссёра, является редкостью. Вообще, судя по тому, что в четвёртом сезоне Аслауг говорит Харальду Прекрасноволосому, что тому потребуется убрать с дороги Рагнара, чтобы стать королём всей Норвегии, сценаристы подразумевали под «Каттегатом» современный Осло-фьорд. Однако тот соединяется с акваторией Северного моря не через Каттегат, а через пролив Скагеррак; да и Рагнар по всем источникам был датским вождём, а не норвежским.
Каттегат, по мнению постановщиков «Викингов». Источник.
Настоящее побережье Каттегата, Северо-Восточная Ютландия. Источник.
3. Поведение персонажей и социальные реалии также хромают на обе ноги. Причину, сам того не подозревая, в интервью назвал всё тот же Майкл Хёрст:
I like to try and connect the past to the present.
(«Я люблю пробовать соединять прошлое с настоящим. »).
С точки зрения кассовых сборов и успеха шоу – наверное, это удачное решение: зрители чувствуют связь с этими героями, их проблемы и поступки для них актуальны (а кому было бы не интересно смотреть на BDSM-развлечения графа Одо?). Какое это имеет это какое-то отношение к истории? Абсолютно никакого. Мне было бы скучно последовательно разбирать все четыре сезона, поэтому я укажу только на самые очевидные анахронизмы.
Персонажи в сериале – гордые одиночки и индивидуалисты, что соответствует реалиям раннесредневековой Скандинавии чуть больше, чем ни на сколько, откройте любую сагу. Человек в то время – всегда член коллектива : малой семьи, большой семьи, рода, клана, племени, своего посёлка, города и т. д. Антропологи даже предполагают, что самого понятия «индивидуальность» в доиндустриальном обществе просто не существовало. Но в фильме ничего этого нет, здесь герои повинуются своим эмоциям, страстям, личным желаниям, хотя в реальности каждый из них был сильно связан со своим сообществом. Например, Лагерда, оскорблённая двоежёнством Рагнара, гордо покидает супруга. На самом же деле ей пришлось бы принимать в расчёт мнение родни – и своей, и Рагнара. Справедливости ради, иногда в сценарии проскальзывают какие-то фразы на этот счёт (когда Рагнар не сообщает в Каттегате о гибели поселения в Англии и когда один из сторонников Лагерды постоянно упоминает свою семью, приведшую её к власти), но никакого влияния на сюжет они не оказывают.
«Большой зал» – сосредоточение социальной жизни в эпоху викингов. Источник.
Больше всего лично меня здесь веселит простое население, которому, образно говоря, «до лампочки» всё происходящее. Слова Пушкина:
– отлично описывают его поведение. Убивают ярла, на его место приходит совершенно посторонний человек, потом его изгоняет третий, потом второй возвращается, жестоко убивает третьего, убивает своего короля, потом вообще исчезает лет на десять – широкой публике до всех этих движений во власти глубоко нет дела. В действительности же, конечно, управляемым было весьма важно, кто и на каких условиях ими правит, поскольку модель власти в том обществе можно условно назвать «договорной»: конунг или ярл признаются таковыми, пока они выполняют свои обязательства. Кроме того, сильные мира того правят с опорой на собственных вооружённых людей, по-русски – дружину, по-древнескандинавски – hirð или lið. У них сложные отношения, они зависят друг от друга – ни одна дружина (а также родня и клан вождя) не будет спокойно стоять и флегматично смотреть, как её предводителя убивает соперник, как это происходит в сериале. Но в «Викигах» никаких дружин нет, и как управляют Рагнар, ярлы Харальдсон и Борг, конунги Хорик и Харальд Прекрасноволосый – для меня загадка.
Примерное устройство древнерусской дружины в середине X века. По: Стефанович П.С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X–XI веках. М., 2012. С. 568.
Наконец, половые роли – конечно, привет XXI веку. Нет, я совершенно не против феминизма, girl power и всё такое, но поведение женских персонажей в «Викингах» абсолютно оторвано от реальности. Лично мне это очень обидно: киношники знают, как показать сильных и властных женщин, умеющих заткнуть за пояс своих мужчин – посмотрите на не раз упомянутую «Игру престолов». Мало того, что тамошние дамы правдоподобны, так их генедерное поведение не вызывает недоумения. Но сценаристы «Викингов» считают, что единственный способ подчеркнуть силу героини – натянуть на неё штаны (обязательно кожаные!) и заставить сражаться наравне с мужчинами. А как же иначе, ведь все мы, люди третьего тысячелетия, привыкли и играть за женщин-воинов в RPG-играх, и смотреть на сексуализированных воительниц в кино, вроде, прости невидимый друг, «Зены: Королевы Воинов». Собственно, я проводил подробный разбор поведения женщин в «Викингах» здесь, милости прошу читать.
Итак, что же в итоге?
В итоге мы имеем средний сериал с увлекательным первым сезоном и удручающими продолжениями (возможно, новые серии четвёртого сезона изменят моё мнение). За исключением нескольких главных ролей, актёры несколько монотонны и не всегда праводоподобны, но на фоне прочих произведений этого жанра – вполне держатся.
Что же касается сюжета и показанных реалий и их связи с действительный истории – её нет. Это сериал про одетых в гоблинские стилизованные костюмы современных людей с современными проблемами, а не про викингов. Поверхностные расхождения с картиной прошлого, кажется, можно было бы теоретически сгладить, заменив в сюжете исторических персонажей и локации на вымышленные и убрав все даты. Однако, увы, это всё равно будет сериал про «ряженых», и никакого посыла или морали, как это было в первом сезоне «Спартака», здесь нет – это обычный ситком в исторических тонах. Может быть, кстати, таков вектор нашей эпохи, где есть известный спрос на подобные винтажные костюмированные забавы. Вот, в невидимым другом хранимом отечестве такие «ряженые» с медальками от царя-гороха и в лакированных сапогах даже на полном серьёзе ходят по улицам, крутят усы и запрещают гражданам ловить покемонов.
Стоит ли смотреть «Викингов»? Почему бы и нет. Разве что не нужно составлять мнение о прошлом по этому творению – в нём от истории ещё меньше, чем в романах Дюма.
Кстати, возвращаясь к вопросу, поставленному в начале: а есть ли принципиальные отличия в подходе к истории Александра Дюма и History Channel? Мне кажется, нет: история – это по-прежнему гвоздь, на который вешают свои картины авторы, и если этот гвоздь не подходит, его всегда можно выдернуть и заменить на другой.
Что почитать о викингах? Помимо ссылок на некоторые работы в тексте, могу предложить следующие труды: