керлинг это что за игра
Керлинг. Правила и игра. Оборудование и снаряжение. Особенности
Керлинг (от английского curling — крутить) – это олимпийский зимний вид спорта, командная игра на ледяной площадке. Спортсмены по очереди бросают специальные камни в направлении обозначенной на льду мишени с целью поразить ее и вытолкнуть камни противника.
Любители этой игры называют ее «ледовым бильярдом». Еще несколько лет назад смысл этого спортивного направления вызывал множество вопросов, а некоторыми оно вовсе не воспринималось всерьез, даже несмотря на то, что с 1998 г входит в программу Олимпиады. Но сегодня этот специфический вид состязаний набирает свою популярность с большой скоростью.
История возникновения
Некоторые ученые считают, что керлинг зародился в Шотландии, предъявляя в качестве доказательства тому камень для игры, датированный 1511 годом, найденный археологической экспедицией. Другие утверждают, что родина этого занятия — Нидерланды, поскольку на картинах голландских художников 16 века изображен процесс данной игры. А уже оттуда игра попала в Европу через Шотландию, с которой Голландия вела торговлю.
Но все же, первое официальное сообщество по керлингу сформировалось в Шотландии. Здесь же подготовили и первую искусственную площадку со льдом. В качестве снарядов использовали камни с гор, подбирая одинаковые по форме. Только в 18 веке размер и форму снарядов унифицировали, установив требования к диаметру (11,5 дюймов), весу (44 фунта) и высоте (4,5 дюйма). Вскоре после этого игра стала распространяться по миру. Стандартизацией инвентаря занималась первая ассоциация керлинга в Эдинбурге, называвшаяся «Главный керлинг-клуб Каледонии».
Первый турнир по керлингу состоялся в 1768 г в Соединенных Штатах. А единые правила были разработаны в 1804 г.
Чемпионат мира среди мужчин по этой дисциплине прошел в 1959 г в Эдинбурге. Первенство в нем одержала канадская команда. Состязания среди женских команд были проведены через 20 лет, в Шотландии. Сегодня чемпионаты носят ежегодный характер.
В 1966 г сформировалась Международная федерация керлинга. Она находится в Великобритании, и на сегодняшний день в ней состоят 52 национальные ассоциации. Федерация занимается развитием дисциплины, продвижением ее интересов, а также разработкой правил состязаний.
С 1924 по 1992 г на Олимпийских играх проводились показательные состязания по керлингу, а в 1998 г он на постоянной основе был включен в программу Олимпиады.
Правила игры в керлинг
Техника броска
Направить камень в цель можно разнообразными способами, главное, чтобы соблюдалось следующее требование: игроку следует отпустить ручку камня до пересечения ею линии броска. В противном случае ход не будет засчитан. С 1-го по 4-й бросок действует правило под названием «зона свободных бросков». Оно означает, что снаряды, не попавшие в дом, но лежащие между ими и зачетной отметкой, выбивать нельзя.
Судейство
Судейская бригада, контролирующая ход турнира, немногочисленна и состоит из:
Оборудование и инвентарь для керлинга
Для игры в керлинг необходимы:
Также с учетом условий игры (ледовое покрытие площадки и температура окружающей среды) особое внимание уделяется экипировке спортсменов.
Площадка для игры в керлинг
Параметры площадки — 45,72 х 5 м. Она покрыта льдом, на который наносится разметка:
Кроме того, на каждой стороне поля расчерчено четыре круга с уменьшающимися радиусами и общим центром в середине дома. Сам дом в диаметре достигает 3,66 метра.
Камень
Камень очень крепкий и устойчивый к разрушению, потому что не поглощает воду. К его весу правилами установлены ограничения: не более 19,96 кг.
В правилах имеются довольно интересные моменты, касающиеся снаряда:
Щетка для керлинга
Это приспособление имеет особое назначение: им натирают лед по пути движения камня. Такая процедура обеспечивает его непрерывное скольжение к дому. Посредством щетки можно координировать направление движения снаряда, не касаясь его.
К игре допускаются щетки с ручками из любых материалов (пластик, дерево, карбон), а для щетины применяется свиная щетина, конский волос или синтетическое волокно. Конский волос жестче, щетки из него применяют для очистки инея с ледяной поверхности. Синтетические щетки особенно распространены, потому что имеют самый маленький вес. Подушка щетки чаще всего выполнена из нейлона, хотя допустимы любые ткани.
Одежда и обувь для керлинга
Керлинг – зимний вид спорта, соответственно, экипировка для состязаний должна быть теплой. Кроме того, она должна быть облегающей, чтобы не мешать, и хорошо растягиваться, чтобы не ограничивать движений. Поэтому спортсмены отдают предпочтение одежде, сшитой из ткани с добавлением спандекса.
Брюки рекомендуется выбирать с завешенной талией, поскольку в игре делается большое число наклонов. Изнутри брюки должны быть утеплены, например, флисом, чтобы обеспечить защиту от холода, ведь игра на льду длится не один час.
На игру участники надевают варежки или перчатки с фиксирующими ремнями. Они не позволяют замерзнуть рукам и делают сцепление со щеткой более качественным. Существуют специальные перчатки с отверстиями в области ладоней, способствующими отведению лишней влаги.
Обувь игроков – это специальные ботинки с разной подошвой: на левой ноге скользящей, а на правой – нет. Такая обувь изнутри отделана войлоком, что позволяет ей надолго удерживать тепло.
Иногда спортсмены применяют специальный тефлоновый слайдер для подошвы. Когда игрок выезжает на носке во время броска, слайдер отделяется и остается на льду, не сгибаясь вместе с подошвой.
При ношении ботинок обязательны носки – они обеспечивают сохранение тепла и отведение лишней влаги во время игры.
Керлинг: правила игры, кратко
Керлинг (англ. curling, curl «крутить») – спортивная игра на льду с участием 2-х команд. Цель игры – попасть, пущенным по ледовому полю специальным камнем с ручкой в центр внешнего круга (дом), расположенном в конце игровой площадки. Данный вид спорта – самый молодой участник олимпийской программы.
История
Слово «керлинг» впервые появилось в печати в 1620 году в Перте, Шотландия в поэме Г. Адамсона. Спорт был также известен как «рев игры» из-за звука, издаваемого камнями во время движения по игровой поверхности.
Kilsyth Curling Club, формально созданный в 1716 году, претендует на звание первого клуба в мире. Он существует и по сей день. Килсайт считается самой старой площадкой для игр – это пруд размером 160 на 250 м. Первые официальные правила были разработаны Королевским Каледонсим клубом керлинга, созданным в 1838 году.
Первые камни были обычными плоскодонными камнями из рек, непоследовательных размеров и формы. Игра была популярна в Шотландии в XVI-XIX вв., поскольку климат обеспечивал хорошие ледовые условия каждую зиму.
Сегодня спорт прочно обосновался в Канаде, куда его привезли шотландские эмигранты. Первый чемпионат мира, который состоялся в 1959 году в шотландском городе Фолкерке, и был ограничен мужскими сборными. Первый чемпионский титул завоевала канадская команда.
Керлинг: правила игры для чайников
Керлинг не относится к популярным видам спорта и вряд ли будет широко освещаться по телевидению или когда-нибудь станет излюбленной миллионами игрой. Несмотря на это, игра все же имеет свою армию поклонников, в нее с удовольствием играют не только в северных, но и в южных широтах. Это уникальная игра достойная прозвища «шахматы на льду».
Спорт отличителен во всем, начиная от незамысловатости правил. Но, как и у всякой игры, они есть и их основы нужно знать:
Керлинг: основные правила
Руководящим органом об аккредитации керлинга является World Curling Federation (WCF). Федерация состоит из 61 члена – национальных федераций. Россия стала членом ассоциации в 1992 году.
WCF представляет спорт на международном уровне и способствует его развитию через сеть ассоциаций. Одна из основных задач организации – формулирование и утверждение правил спорта для мировых и других игр, утвержденных ею же. Все национальные федерации обязаны проводить игры в соответствии с основными положениями.
В играх на всех уровнях могут участвовать представители обоих полов в возрасте от 10 лет. Соревнования для юниоров и старшей возрастной группы проходят в соответствии с общими правилами. Некоторые коррективы распространяются только на соревнования на колясках.
Керлинг-лист (curling sheet)
Игровая поверхность представляет собой плоский ровный прямоугольный участок льда с длиной 44,501-45,72 м и шириной 4,318-4,75 м. Область по периметру очерчивается линиями. Все линии на поле должны быть начерчены в строгом соответствии с релизом.
Hack line фиксируются на расстоянии 3,7 м за каждой кнопкой. На крытых катках обычно есть 2 две фиксированные hack line.
Площадки, где проходят международные игры, покрыты естественным льдом, который замораживается в холодильных установках. Ключевым моментом в подготовке к игре льда является разбрызгивание на лед капель воды, образуя галечную поверхность. Галька, контактируя с вогнутым дном камня, уменьшает силу, противодействующую его продвижению по льду.
Камень
Для игр применяют камни, изготовленные из гранита. На международные игры допускаются снаряды, изготовленные из гранита, добываемого из скал на острове Эйса Крейта или в Уэльсе, поэтому камень также называют скала.
Вес камня для игр 17-24 – 19-96 кг, максимальная окружность 914,4 мм, минимальная высота 114,3 мм
Метла
В начале каждой игры участники указывают какой тип подметающего устройства будет использоваться на протяжении всего матча. Метла или щетки используются в игре для обеспечения нужного движения камня. Они уменьшают трение, благодаря чему камень перемещается по более прямому пути.
Материал, из которого делаются подметающие устройства, и их габариты правилами не регламентируются. Обычно они представляют собой полые трубки из стекловолокна или деревянного дюбеля с головкой из щетины на конце. Щетина может быть из ткани или конского волоса, которую завивают. Производители стали выпускать щетки с «направленным ворсом», что давало игрокам преимущество. Всемирная федерация керлинга даже вводила запрет на их использование на сезон 2015-2016 года.
Во время игрового процесса, метлы располагают так, чтобы они не мешали и не отвлекали внимание спортсмена, находящегося в процессе доставки. Если метла во время игры сломалась, она должна быть заменена на однотипную.
Доставка или бросок
Игры проходят с участием двух команд, по 4 человека в каждой. Оба участника доставляет в каждом энде по 2 камня подряд, чередуясь с между собой. Право первым доставлять камень в первом периоде игры, разыгрывается путем подбрасывания монеты.
В керлинге регламентируются не только позиции игроков, но и четко описываются их действия. Игроки, за исключением скипа, по очереди бросают и подметают камень. Скип – это капитан команды, он определяет стратегию, удерживает метлу в доме, указывая членам своей команды на другом конце листа куда нужно направлять камень.
Скип обычно бросает два последних камня, но может выполнить доставку и вначале, правилами это не запрещено. По ходу игры капитан оценивает различные аспекты: характеристики ледового покрытия, вес камня и выбирает лучшую тактику для броска.
Перед доставкой поверхность снаряда очищается, предполагаемый путь подметается, потому что любая грязь может изменить траекторию и испортить бросок, что грозит проигрышем. Во время броска спортсмены слегка отклоняются влево или вправо от центральной линии, в зависимости от того, какая рука рабочая. В играх используют два вида броска: обычный, не отрывая ног от пола и бросок по Манитобу – когда игрок скользит по льду.
Свипинг
После того, как камень брошен, на его траекторию влияют игроки с метлами, действующие по указанию капитана. Во время подметания слегка растапливается лед под метлами, тем самым уменьшая трение при движении камня по этой части льда.
Большая часть криков во время игры – это скиперы и подметальщики обмениваются информацией о линии, весе снаряда. Большинство команд использует систему счисления, чтобы сообщить в какой из 10 зон подметающие игроки остановят камень. Некоторые используют секундомеры, чтобы отсчитать время от задней линии или линии, до ближайшей hack line. Применение обоих способов правилами не запрещено.
Обычно игроки, выполняющие свипинг, находятся на противоположных сторонах пути камня. Во время игры при захвате щетки одна рука должна находиться на одной трети от верха ручки, а другая на одной трети от головы метлы. Метлу держат под таким углом, чтобы на лед оказывалось наибольшее давление.
По правилам, свипинг разрешен в любом месте полосы до tee line. Как только передний край камня пересекает линию, свиповать может лишь один игрок.
Типы бросков
Существует несколько типов бросков, использующихся для аккуратного размещения снарядов, с целью провести ту или иную стратегию:
«Горящий камень»
Молот
Последний камень, доставляющийся в игре, называется молот (hammer), его метание дает тактическое преимущество. Перед игрой команды решают кто получит молот в первом энде. Делают они это либо путем подбрасывания монеты, либо путем розыгрыша «ничья на кнопке». Розыгрыш используется на международных масштабных турнирах, например, Олимпийских играх. Члены команд бросают камень, чей станет ближе к кнопке, тот и выиграл.
На всех последующих этапах команда, не забившая на предыдущем этапе, бросает второй по очереди, соответственно, и последний – молот. В случае, если ни одна команда не довела камень до дома, энд называется «глухим», а право последнего броска остается в той же команде. Естественно, с молотом набирать очки гораздо легче – стараются набрать минимум 2 очка. Если капитан видит, что получится взять только очко, он может принять решение вообще не набирать баллы, таким образом получит право последнего броска в следующем периоде. Такая стратегия дает шанс команде заработать два очка в следующем энде, где возможно игровые условия лучше.
Свободная охранная зона (fgz)
Это, так называемое, «Правило пяти камней». Его ввели относительно недавно, как ответ на стратегию, когда команды забирали лидерство в игре, а затем выбивали все снаряды противника. При таких обстоятельствах соперник мог, в лучшем случае, набрать одно очко и то, при условии, что у него право последнего броска. Некоторые фанаты считают, что новые ограничения сделали игру более скучной.
В ответ начали разрабатываться различные стратегии, одна из них игра «тик». Участник делает попытку сбить охранника в сторону, достаточно далеко, чтобы его было трудно или невозможно использовать, но он все еще оставался в игре. Эффект функционально аналогичен удару охранника, но значительно сложнее, поскольку выстрел, который ударяет слишком сильно по охраннику, приводит к замене.
Стратегии
Выбранная стратегия в игре зависит от мастерства участников состязания, соперников, состояния льда, количества очков в игре, сколько осталось периодов. Команда может играть в конце агрессивно или обороняться. Агрессивная игра способна дать очки. Игра будет более захватывающей, и болельщики увидят накал страстей, если к концу счет равный.
Если у команды нет преимущества в последнем камне, она скорее попытается забить четырехфутовую зону в доме, ограничивая противнику доступ к цели. Если у участника состязаний есть такое преимущество в игре, она будет держать четырехфутовую зону свободной.
Для участника с последним камнем идеальная стратегия в игре – набрать минимум 2 очка. Забив одно очко, команда теряет преимущество последнего камня в последующем периоде. Если набрать 2 очка не получается, команда часто в игре действует по принципу «так не доставайся же ты никому». Она старается выбить снаряды из дома, чтобы никто не набрал в игре очки.
Подсчет очков в игре
Глазу может быть не очевидно, какой из двух снарядов ближе к кнопке или действительно ли скала «кусающая». Для определения используют специальные устройства, но только после завершения периода.
Виды табло
Очки отмечают на табло, которое бывает двух видов:
Что такое «снеговик»?
Идеальный результат в одном энде – восемь очков или «снеговик». Такие результаты крайне редко встречаются в соревнованиях, и Канадская ассоциация керлинга дает награду команде, у которой «снеговик». Последний раз награду в размере 8000 долларов назначали в 2007 году.
На олимпийских соревнованиях никогда не было восьмерок. Самый близкий к этому значению был «семизначный», забитый шотландкой Евой Муирхед на зимней олимпиаде, проходившей в Сочи в 2014 году. В смешанных парных соревнованиях максимальный результат в шесть очков был достигнут на олимпиаде в 2018 году, между Швейцарией и США.
Подвоя итог
В данном виде спорта спортивное мастерство называется «духом керлинга». Он побуждает команды поздравлять соперника с хорошим броском, сильным свипингом или эффективной формой. Перед поединком, команды желают противоборствующей стороне победы.
Кёрлинг
Кёрлинг (англ. curling) – это олимпийский командный вид спорта, в котором команды должны поочередно запускать по льду специальные камни в сторону мишени («дома»), стараясь при этом вытолкнуть камни соперника.
История возникновения и развития кёрлинга
Примерно в тоже время в Нидерландах существовала похожая на керлинг игра – айсшток, её изображение присутствует на картинах Питера Брейгеля датированных 1565 годом.
В XVI веке жители Кислита (Шотландия) создали общество игроков в кёрлинг, а первый официальный клуб игроков в кёрлинг появился в 1716 году. Ещё в Кислите существует искусственная дамба размерами 250 на 100 метров, которая служила полем для игры в кёрлинг.
Первоначально для игры использовались обычные камни, которые более-менее подходили по форме. Существуют записи о том, что ткачи города Дарвел играли кёрлинг каменными грузами, которые использовались в ткацких станках.
Первые правила для игры в кёрлинг были сформулированы в 1804 году в клубе Даддингстон.
В 1838 году в Эдинбурге была создана первая ассоциация кёрлинга, которая получила название «Главный кёрлинг-клуб Каледонии». В задачи ассоциации входила задача стандартизации правил и игрового инвентаря. В итоге форма камня для игры в кёрлинг приобрела современный вид: диаметр 29,2 см, высота 11,4 см, вес 19,96 кг.
Первый чемпионат мира по кёрлингу среди мужчин прошёл в Фолкерке и Эдинбурге в 1959 году, а среди женщин в 1979 году в Шотландии в городе Перт. С 1975 года чемпионаты мира стали регулярными.
В 1998 года кёрлинг дебютировал на Олимпиаде в Нагано.
Правила кёрлинга
Команда состоит из 4 игроков. Каждый игрок выполняет по два броска в каждом энде в определённой последовательности, чередуясь с соперником.
Партия состоит из 10 «эндов», так в кёрлинге называются периоды. В каждом энде команды должны запустить по 8 камней в мишень, броски камней производят поочередно. Право первого броска определяется жеребьевкой. Команда, выполняющая первый бросок, имеет право выбора цвета камней на игру. Очередность бросков сохраняется до тех пор, пока одна из команд не выиграет энд, в следующем энде первым бросает победитель предыдущего энда.
Целью каждого броска является попадание камнем как можно ближе к центру дома или же выталкивание камней соперника из дома. По окончании энда (после того как выполнены все броски) команда набирает одно очко за каждый из её камней, находящихся в доме или касающихся его, которые расположены ближе к центру дома, чем любой из камней соперника. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды.
Техника броска в кёрлинге довольно сложна, и способов направления камней в цель, существует огромное множество. В соответствии с правилами игрок обязан отпустить ручку камня до того, как она пересечёт линию броска, иначе бросок не засчитывается и бита удаляется из игры.
В течение первых четырёх бросков каждого энда действует особое правило Free Guard Zone (зона «свободных защитников»). Согласно этому правилу запрещено выбивать из игры камни, которые находятся между зачётной линией и линией центра дома, но при этом не находящиеся в доме.
Площадка для игры в кёрлинг
Игровая площадка для кёрлинга имеет ледовое покрытие, её длина составляет от 44,5 до 45,72 метров, а максимальная ширина 5 метров. Эта область расчерчена по периметру специальными разделителями или линиями.
Кроме этого, на поле присутствуют и другие линии разметки:
На каждой стороне площадки нанесено четыре концентрических окружности с центрами в середине дома и радиусами 1,829 метра, 1,219 метра, 61 см и 15,24 см. Сам дом имеет диаметр 3,66 метра.
Инвентарь для кёрлинга (камни, щетки, слайдер)
Судейство
В состав судейской коллегии по кёрлингу входят:
Соревнования
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Кёрлинг».
Керлинг: что за игра и как считать очки
Руководство, которое придется кстати в преддверии Олимпиады 2022 года
Керлинг — один из самых обсуждаемых видов спорта на зимних Олимпийских играх. В конце концов, любая игра, в которой катают огромные камни и натирают лед щетками, вызвала бы много внимания и разговоров. Если вы находите этот вид спорта увлекательным и непонятным одновременно, знайте: вы не одиноки. Ведь керлинг — это не то, чему учат на уроках физкультуры.
Ниже вы найдете краткий обзор правил и того, как работает система подсчета очков.
Правила игры
Керлинг требует невероятной точности и грамотной стратегии. Команды стараются делать броски как можно точнее и ближе к центру, но в то же время попытаться выбить из дома камни соперников, что не позволяет заработать очки.
В конце каждый член команды совершает по 2 броска. Включая и «скипа» — капитана команды, определяющего общую стратегию. Когда бросок совершен, все, кроме игрока, совершившего бросок, начинают натирать лед. Зачем? Так свиперы облегчают скольжение камня и направляют его в указанную скипом сторону. Этот процесс — важная часть стратегии, ведь его можно использовать для ускорения камней, которые движутся слишком медленно, или для корректировки траектории камня, двигающегося в неправильном направлении. Есть и обратная сторона: если тереть лед перед камнем, который и так идет слишком быстро, он может пролететь мимо дома.
Как начисляются очки?
Darryl Patterson / Columbia
Подсчет очков происходит после каждого «энда» или после того, как каждая команда бросила 8 камней. Во-первых, команды должны определить, чей камень ближе всего к центру мишени. Для этого в некоторых случаях жюри использует специальные датчики. Особенно на соревнованиях элитного уровня, где различия между расположением камней могут быть не очевидны для глаза. Команда-победитель получает 1 очко за победу, а затем дополнительные очки — по 1 за каждый камень — за каждый из оставшихся камней, которые находятся ближе к мишени, чем ближайший камень противника. Засчитываются лишь те камни, которые остановились в пределах дома (и остались там, не будучи выбитыми противником). Команда, которая не набрала очков, получает «молоток» или «хаммер» — возможность последнего броска в следующем раунде.
Обычно матчи по керлингу длятся 10 эндов. В конце побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Уступки также являются довольно распространенной частью керлинга, особенно на поздних этапах игры. Для объявления победы необязательно завершать финальную стадию: если у команды осталось меньше камней, чем очков, которые нужно набрать, игру можно остановить. Игра может завершиться и с нулевым счетом, если в конце в доме нет ни одного камня.
Francis Bouffard / unsplash.com
На Олимпийских играх каждый турнир по керлингу начинается по круговой системе, где каждая команда соревнуется с другой. Четыре лучшие проходят в полуфинал. После этих матчей 2 команды-победителя выходят в финал и борются за золото, в то время как 2 проигравшие команды соревнуются за бронзу.
Обложка: Jeff Gritchen, Orange County Register/SCNG