керосин тс1 для чего
Керосин ТС-1 самолетный: свойства и области применения
Самолетное топливо керосин ТС-1 (ГОСТ 10227-86) производится прямой перегонкой среднедистиллятных фракций нефти. Также возможен способ производства этого керосина из нефти с одним из специальных компонентов: гидроочищенным или демеркаптанизированным. Такая химическая продукция, как керосин ТС-1, является смесью летучих углеводородов, температурные пределы кипения которой составляют от 150 С до 250 С. Керосин ТС-1 (самолетный) представляет собой прозрачную или с небольшим желтоватым оттенком жидкость с характерным запахом, придаваемым ароматическими углеводородами.
Керосин ТС-1 обладает следующими эксплуатационными характеристиками: хорошей испаряемостью, обеспечивающей полноту сгорания, хорошей прокачиваемостью и низкой склонностью к образованию отложений, прекрасными низкотемпературными свойствами, хорошей совместимостью с различными материалами, антистатическими и противоизносными свойствами.
В основном такой керосин находит широкое применение в турбореактивных и турбовинтовых двигателях самолетов в качестве топлива, хладагента и смазки для деталей топливных систем. В ракетной технике ТС-1 применяется в качестве углеводородного горючего, а также рабочего тела гидромашин. Он широко применяется лакокрасочной промышленностью в процессе производства олиф и лакокрасочных материалов на основе жирных алкидов, а ещё керосин может заменить уайт-спирит. Он успешно применяется для промывки деталей и обезжиривания поверхностей. Керосин ТС-1 может быть использован как топливо нагревательных и осветительных приборов в быту и как растворитель для очистки строительных инструментов от краски. Также он является сырьем для химической промышленности.
Поскольку ТС-1 – легковоспламеняющаяся жидкость, необходимо при работе с ним строго соблюдать правила безопасности, а также использовать индивидуальные средства защиты и применять проветривание. Промышленное производство керосинов в России началось в 1823 году в районе Моздока. В наше время нефтехимия является высокотехнологичным и широкомасштабным производством. Надежным поставщиком такой востребованной продукции, как керосин ТС-1 и другая нефтехимическая продукция, является компания ТехноСоюз, работающая напрямую с ведущими нефтехимическими компаниями и заводами-производителями нашей страны.
Керосин ТС-1
Керосин ТС-1 – топливо, которое является смесью летучих углеводородных соединений. Оно является продуктом, получаемым путём прямой перегонки нефти (при этом выбираются углеводороды с высоким содержанием серы). Топливо широко используется в дозвуковой авиации гражданского и военного назначения для работы реактивных двигателей.
Кроме того, при прохождении авиакеросина через радиатор происходит понижение температуры, поэтому ТС 1 также выполняет роль хладагента. Дополнительной сферой использования является смазка трущихся деталей в насосных агрегатах. Всё это стало основной причиной активного использования керосина данной марки работы нижних ступеней ракетоносителей при добавлении жидкого кислорода, другой ракетной технике.
Характеристики керосина ТС 1 позволяют использовать его в качестве растворителя, эффективно удаляющего загрязнения с деталей. Также он применяется:
Преимущества использования керосина ТС-1
ООО «Компания «Нипетойл» предлагает возможность заказать керосин ТС-1 по выгодным ценам с доставкой по Москве и области. Минимальная плотность керосина ТС 1 составляет 780 г/см3. У нас имеется достаточно большой автопарк, который позволяет выполнять поставки любого объёма в минимальные сроки.
Возможно долгосрочное сотрудничество: в этом случае в соответствии с согласованным заранее графиком будет выполняться доставка топлива по указанному адресу. В этом случае не потребуется дополнительных согласований, поставки будут проходить точно в срок без дополнительных организационных хлопот. Чтобы сделать заказ, достаточно одного звонка! Наши специалисты предоставят детальную консультацию по всем возникшим вопросам.
Керосин ТС-1
Реактивное топливо керосин ТС-1 получают из среднедистиллятной фракции нефти путем прямой перегонки нефти, либо в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом. Для приведения топлива к требованиям стандарта по составу общей или меркаптановой серы применяют либо гидроочистку, либо демеркаптанизацию. Основные эксплуатационные характеристики: хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания; высокие полнота и теплота сгорания для определения дальности полета; хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для подачи в камеру сгорания; низкая склонность к образованию отложений; хорошие совместимость с материалами и противоизносные и антистатические свойства.
Керосин ТС-1 предназначен для использования в самолетах дозвуковой авиации.
Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Гарантийный срок хранения: 5 лет со дня изготовления.
Технические характеристики для керосин ТС 1
Примечания:
1. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.
2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района 11 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С. Допускается применять в климатическом районе 11 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета. Топливо для применения в климатическом районе 11 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.
3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.
4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:
— по кислотности — на 0,1 мг КОН на 100 см 3 топлива;
— по содержанию фактических смол — на 2 мг на 100 см 3 топлива;
— по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях — на 2 мг на 100 см 3 топлива.
Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.
Объем выборки — по ГОСТ 2517-85.
При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130–280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60-280 °С для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С-220 °С, топлива Т-2 – 230 °С.
Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице:
Наименование показателя | ТС-1, РТ | Т-1, Т-1С | Т-2 |
Температурные пределы воспламенения паров, °С: | |||
— нижний | 25 | 50 | -10 |
— верхний | 65 | 105 | 34 |
Концентрированные пределы взрываемости, %, объемные: | |||
— нижний | 1,5 | 1,8 | 1,0 |
— верхний | 8,0 | 8,0 | 6,8 |
Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.
Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88.
В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.
Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.
Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении — углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).
Отгрузка от 1 кг! Доставка по РФ! Работаем только с Юридическими лицами (в т.ч. ИП) и только по безналичному расчёту!
Керосин ТС-1
Общее описание
Реактивное топливо ТС-1 (ГОСТ 10227-86) — получают из среднедистиллятной фракции нефти путем прямой перегонки нефти, либо в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом. Для приведения топлива к требованиям стандарта по составу общей или меркаптановой серы применяют либо гидроочистку, либо демеркаптанизацию.
Основные эксплуатационные характеристики топлива ТС-1: хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания; высокие полнота и теплота сгорания для определения дальности полета; хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для подачи в камеру сгорания; низкая склонность к образованию отложений; хорошие совместимость с материалами и противоизносные и антистатические свойства.
По согласованию с менеджером возможна закупка масла под торговой маркой «FOXY™».
Керосин ТС-1
Керосин ТС-1 имеет маслянистую структуру, прозрачный внешний вид, а также характерный запах ароматических углеводородов. По сути, этот продукт представляет собой смесь из летучих углеводородов смешанного состава, которую получают путем перегонки, либо ректификации нефти, при этом состав керосина подвергается гидроочистке.
Данный товар вы сможете приобрести в компании «Нектон Сиа», где цены на керосин ТС-1 и другую продукцию очень низкие и привлекательные.
Свойства керосина ТС-1
Керосин ТС-1 обладает массой полезных эксплуатационных свойств, сред них:
отличные низкотемпературные свойства;
повышенная термоокислительная стабильность;
антистатические свойства;
противоизносные свойства.
Преимущества керосина ТС-1
Среди преимуществ керосина ТС-1 можно выделить:
отличную прокачиваемость;
стойкость к образованию различных отложений;
хорошую совместимость с иными материалами;
высокие показатели теплоты и полноты сгорания ТС-1 обеспечивают дальность полета ракетной техники;
отличная испаряемость позволяет топливу ТС-1 сгорать полностью.
Благодаря своим противоизносным, низкотемпературным, антистатическим и другим свойствам, керосин ТС-1 становится популярным и востребованным продуктом среди заинтересованных потребителей. Приобрести по самой низкой стоимости ТС-1 вы можете в компании «Нектон Сиа».
Меры безопасности при работе с керосином ТС-1
Керосин ТС-1 относят к малоопасным продуктам по ГОСТ (4 класс). Но, несмотря на это, важно помнить, что ТС-1 представляет собой легко воспламеняющуюся жидкость, обладающую высокой температурой горения. Поэтому при работе с данным продуктом нужно соблюдать следующие меры безопасности:
Работать с керосином только в помещении с хорошей вентиляцией;
Применять средства индивидуальной защиты;
При загорании использовать для тушения пену. В случае объемного тушения можно воспользоваться составом «3,5», углекислым газом, составом СЖБ, перегретым паром. Воду ни в коем случае применять нельзя;
При разливе топлива нужно собрать его остатки в отдельную тару. Место разлива тщательно промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. Если разлив случился на открытом воздухе, то керосин нужно засыпать песком и затем удалить.
Купить керосин ТС-1, отвечающий самым высоким требованиям качества и соответствующий ГОСТ вы можете в компании «Нектон Сиа». Вас приятно удивят цены на ТС-1, отличающиеся своей доступностью для широкого круга заинтересованных лиц.
Область применения
Топливо самолётное предназначено и используется:
в лакокрасочной промышленности: при производстве олиф и лакокрасочных материалов на их основе (краска масляная МА-15, краска ПФ-115, пропитка антибактериальная для дерева);
также используют керосин в качестве заменителя уайт-спирита;
в бытовой промышленности: в бытовых нагревательных и осветительных приборах;
в авиационной промышленности: в качестве топлива для реактивных двигателей;
в автомобильной промышленности: применяется для обезжиривания поверхностей, промывки деталей для разбавления и изготовления битумных, резинобитумных и сланцевых мастик и др.
Топливо самолётное ТС-1 обладает такими характеристиками как: хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания; высокие полнота и теплота сгорания; хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства; низкая склонность к образованию отложений; хорошие совместимость с материалами. Также обладает противоизносными и антистатическими свойствами.
Топливо самолётное получается из среднедистиллятной фракции нефти путем прямой перегонки нефти, в смеси с компонентом. Для приведения топлива к требованиям стандарта по составу серы применяют либо гидроочистку, либо демеркаптанизацию. Топливо самолётное представляет собой прозрачную, или слегка желтоватую жидкость с характерным запахом ароматических углеводородов.
Можно выделить четыре основных сферы применения керосина ТС-1: авиационную, лакокрасочную, бытовую и автомобильную.
В авиационной сфере керосин ТС-1 используется как реактивное топливо в самолетах дозвуковой изоляции. Кроме того, авиационный керосин ТС-1 незаменим для двигателей летательных аппаратов, где он служит хладагентом, обеспечивая при этом смазывание деталей топливных систем. В ракетной технике авиакеросин ТС-1 применяется как один из компонентов жидкого ракетного топлива.
В лакокрасочной сфере керосин ТС-1 находит широкое применение в производстве олиф и лакокрасочных материалов на основе олиф. Например, к таковым относятся краска ПФ-115, антибактериальная пропитка для дерева, краска масляная МА-15. Кроме того, такой керосин можно использовать как заменитель известного растворителя уайт-спирита.
В бытовой сфере такой керосин находит применение в осветительных и нагревательных приборах, то есть, по сути, заменяет бытовой керосин КО-25. Также используют ТС-1 как очиститель, очищая с его помощью различные инструменты от краски.
В автомобильной сфере ТС-1 используется для промывки деталей, обезжиривания поверхностей, а также при изготовлении и разбавлении резинобитумных, битумных и сланцевых автомобильных мастик.
Кроме того, керосин часто применяется при обжиге фарфоровых и стеклянных изделий; как сырье в нефтеперерабатывающей промышленности, а также в аппаратах для резки металлов в качестве растворителя. Еще ТС-1 можно применять как добавку в дизтопливо с целью улучшения его свойств.
Перед тем как купить ТС-1, вы можете проконсультироваться со специалистами компании «Нектон Сиа», они помогут решить вам все возникающие вопросы.
Топливо для самолетов: как и чем заправляют воздушные судна
Каждый день в мире выполняется более 100 тысяч авиарейсов. В год мировая авиация потребляет около 300 млн тонн топлива. Эти цифры прекрасно отражают масштаб и сложность системы авиатопливообеспечения. Системы, от надежной работы которой во многом зависит безопасность миллионов людей, пользующихся авиатранспортом
Чем заправляют самолеты
Топливо для самолетов бывает двух видов. Поршневые двигатели, которыми оборудуются небольшие самолеты и вертолеты, работают на бензине — так же, как и автомобильные моторы. Правда, по составу такое топливо несколько отличается от автомобильного. Газотурбинные двигатели (турбореактивные и турбовинтовые), которыми сегодня оснащены практически все коммерческие воздушные суда, потребляют топливо для реактивных двигателей, которое также называют авиакеросином.
Основная марка авиакеросина, которым в России заправляют почти все пассажирские, транспортные и военные дозвуковые самолеты и большую часть вертолетов — ТС-1 — топливо сернистое. Оно вырабатывается из нефти с высоким содержанием серы.
В Европе основа системы авиатопливообеспечения — керосин Jet A-1. Он считается более экологичным как раз за счет меньшего содержания серы — при его производстве прямогонная керосино-легроиновая фракция полностью проходит процедуру гидроочистки. Российский авиакеросин — это смесь гидроочищеного и неочищенного прямогонного дистиллятов. В целом же это аналоги — более того, отечественный продукт может использоваться при гораздо более низких температурах, чем «Джет». ТС-1 сегодня наравне с Jet A-1 включен в международные документы и руководства по эксплуатации не только самолетов российского производства, но и лайнеров семейств Airbus и Boeing (правда, только выполняющих полеты по России). Но это авиакеросин для гражданской авиации, не предназначенный для сверхзвуковых самолетов.
Основное авиатопливо для сверхзвуковой авиации — РТ. При его производстве с помощью гидроочистки из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные, а также нестабильные соединения, содержащие серу, азот и кислород. При этом повышается термическая стабильность топлива, что крайне важно при полетах на сверхзвуковых скоростях, когда за счет трения о воздух нагревается весь корпус самолета, а вместе с ним и топливо в баках.
Разумеется, РТ, обладающее такими характеристиками, можно использовать и в обычных воздушных судах вместо ТС-1. Для самых же скоростных самолетов применяется авиакеросин Т-6, обладающий еще большей термостабильностью и повышенной плотностью.
Что касается авиабензина, то это, по сути, автомобильное моторное топливо, но с улучшенными свойствами, влияющими на надежность работы двигателя. Именно потребность в повышении детонационной стойкости, октанового числа, сортности, обеспечивающих запас динамических характеристик и надежности, заставляет производителей авиабензина добавлять в него тетраэтилсвинец (этилировать). Из-за токсичности эта присадка давно запрещена при производстве автомобильного бензина, но двигатель самолета работает в гораздо более напряженном режиме, а создать неэтилированный авиабензин, не уступающий по характеристикам этилированному, октановое число которого превышает пока не удалось никому.
При этом самым современным и совершенным самолетам и вертолетам с поршневыми двигателями нужен авиабензин с повышенным октановым числом — не меньше 100. Поэтому разработкой экологичных аналогов этилированного авиабензина 100LL (одна из самых востребованных марок в мире) сегодня занимаются ведущие производители и научные центры во всем мире. В том числе подобная программа существует и у «Газпром нефти».
100 тысяч авиарейсов выполняется в мире каждый день
Заправка в крыло
Правильная организация заправки даже одного воздушного судна — процесс сложный и при этом очень ответственный. Инцидентов и катастроф, причиной которых стала некачественно организованная заправка, к сожалению, в истории мировой авиации произошло немало. Достаточно вспомнить аварию 2000 года, когда у Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевшего из Краснодара, при посадке в Новосибирске отказали все три двигателя. Как показало расследование, топливные насосы просто забило частицами эпоксидного покрытия, кустарно нанесенного на внутренние стенки топливозаправщика умельцами одного из краснодарских ремонтных предприятий. Но если в этом случае благодаря профессионализму пилотов обошлось без жертв, то в Иркутске при падении гигантского транспортника Ан-124 на жилые дома в 1997 году погибли 72 человека. Одна из версий причины отказа трех двигателей «Руслана» из четырех — превышение содержания воды в авиационном топливе, которое привело к образованию кристаллов льда, забивших топливные фильтры. Чтобы такого не случалось, весь процесс заправки очень жестко регламентирован, а само топливо проходит несколько проверок качества на пути от нефтеперерабатывающего завода до бака самолета.
Первый этап — выходной контроль на самом НПЗ. Однако качественные характеристики керосина могут измениться при его перевозке в случае несоблюдения всех правил транспортировки. Поэтому при приеме керосина на топливозаправочном комплексе (ТЗК), вне зависимости от того, каким путем оно пришло с завода: по трубе, как в аэропортах московского авиаузла или санкт-петербургском Пулково; железнодорожным или автомобильным транспортом, как это происходит в большинстве воздушных гаваней страны, или, тем более, если керосин проделал долгий путь, включающий и наземные и водные маршруты, как при доставке в отдаленные точки, такие как Чукотка, — обязательно проводится входной контроль. Из каждой партии берутся пробы для лабораторных исследований, а также арбитражная проба, которую сразу опечатывают и хранят на случай возникновения разногласий в оценке качества у разных участников процесса топливообеспечения. Само топливо при закачке в приемные резервуары ТЗК проходит через фильтры с тонкостью фильтрации не более 15 мкм.
Заправляют самолеты двумя способами. В крупных современных аэропортах перрон соединен с ТЗК системой центральной заправки, а на самолетных стоянках установлены топливные гидранты. Из них керосин в баки воздушного судна перекачивается через специальные заправочные агрегаты (ЗА). Однако пока все же более распространен другой способ — с помощью цистерн—топливозаправщиков (ТЗ). В свою очередь в ТЗ керосин наливается на пунктах налива — складских или перронных. В зависимости от размера цистерны топливозаправщик может вместить до 60 тысяч литров керосина.
Перед началом закачки топливо еще раз проверяют, правда, без использования лабораторий. Керосин сливается из резервуаров ТЗ в прозрачную банку, и визуально определяется наличие в нем воды, кристаллов льда или осадка. Также проверяется и наличие воды в баках самолета перед заправкой и после нее. Перед подсоединением рукава топливозаправщика к горловине бака и само воздушное судно, и ТЗ обязательно заземляются. В истории бывали случаи, когда разряды статического электричества воспламеняли топливо и вызывали серьезные пожары. Для обеспечения безопасности людей самолеты практически всегда заправляются до посадки в них пассажиров.
Где хранится керосин
Объем топливных баков самого крупного и вместительного до последнего времени пассажирского лайнера Boeing-747 достигает 241 140 л (у последних модификаций). Это позволяет залить около 200 тонн топлива. Более привычные ближне- и среднемагистральные Boeing-737 и Airbus A-320 могут принять по
В большинстве самолетов топливо размещается в крыльях и баке, расположенном в центральной части самолета. На некоторых моделях еще один бак есть в хвосте или стабилизаторе — для утяжеления задней части самолета и облегчения взлета, а также для регулировки центровки самолета в полете.
Сначала топливо вырабатывается из внутренних отсеков крыла, затем из концевых. Однако непосредственно к двигателям керосин поступает только из одного бака — расходного (как правило, центрального), куда перекачивается изо всех остальных емкостей.
Для того чтобы предотвратить снижение давления при расходе топлива и прекращения его подачи в топливную систему, все баки сообщаются с атмосферой с помощью специальных дренажных баков в концевой части крыла. Попадающий в них забортный воздух замещает объем израсходованного горючего.
Топливо по бакам на современных лайнерах распределяется автоматически с помощью бортового компьютера. Соблюдение баланса крайне важно, так как влияет на центровку самолета, нарушение которой может привести к самым печальным последствиям, вплоть до катастрофы. Контролировать же процесс заправки и скорректировать его в случае необходимости можно со специальной панели, расположенной рядом с местом подсоединения рукава.
Сам оператор топливозаправщика в процессе заправки держит в руке специальный прибор контроля Deadman, кнопку которого необходимо нажимать через определенные промежутки времени. Если этого не происходит, заправка прекращается — система воспринимает пропуск в нажатии как нештатную ситуацию. Как только заданное количество керосина попало в баки, автоматика отключает подачу топлива, и заполняются документы, фиксирующие результаты заправки.
Автоматизация по всем направлениям
Постоянно автоматизируется не только сам процесс того, как заправляют самолеты. Именно в этом направлении развивается и вся система авиатопливообеспечения. Уже сегодня клиенты лидеров мирового рынка в этом сегменте могут в онлайн-режиме заказать заправку своего самолета в любом аэропорту присутствия топливного оператора. Такую схему развивает, например, Air Total International, свою интегрированную облачную систему управления топливозаправкой создает и Air BP, причем делает он это совместно с глобальным центром планирования полетов RocketRoute, в платформу которого интегрируются данные о топливозаправочной сети по всему миру.
В этом же направлении двигается «Газпромнефть-Аэро» в рамках реализации программы «Цифровой ТЗК».
241 тыс. л — объем топливных баков одного из самых крупных и вместительных в настоящее время пассажирских лайнеров Boeing-747
Сам процесс заправки по такой схеме выглядит как кадр из фантастического фильма. К лайнеру на стоянке подъезжает ТЗ, пилот, как на обычной АЗС, платит за топливо пластиковой картой с помощью мобильного терминала, которым оборудован топливозаправщик. Водитель ТЗ с планшета оформляет и распечатывает документы, подтверждающие факт заправки для пилота — уже через 10 минут в офис авиакомпании приходят необходимые финансовые документы, а баки самолета заполняются топливом.
Наличие такой системы, очевидно, повышает конкурентоспособность топливных операторов, так как значительно упрощает и оптимизирует процесс планирования полетов их клиентам — авиакомпаниям.
Зеленый керосин
Еще одно направление развития авиатопливного рынка совпадает с вектором движения рынка автомобильного — это снижение уровня вредных выбросов в атмосферу. Главная технология здесь — создание более чистого топлива, в первую очередь за счет разработки и использования биокомпонентов.
На сегодня процедуру сертификации прошли несколько технологий производства авиационного биотоплива. Биокеросин производят из биомассы с помощью процесса Фишера — Тропша*, из растительного масла, создают горючее для самолетов и на основе этилового спирта. Биокомпоненты в разных пропорциях (максимум 50×50) смешиваются с обычным авиакеросином, что позволяет сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу почти на 50 %. При этом конечный продукт по химическому составу эквивалентен традиционному авиатопливу, и его применение не влияет на эксплуатационные характеристики самолетов.
Одним из первых коммерческие заправки биотопливом начал аэропорт норвежского Осло, а пионером в использовании экологичного керосина стала немецкая Lufthansa. Использование биотоплива одобрено Федеральной авиационной администрацией США (FAA), им уже заправляют свои самолеты в США несколько десятков авиакомпаний.
Но у развития этого направления есть одно но — производство биотоплива пока слишком дорого, поэтому сегодня, во времена низких цен на нефть, оно не может на равных конкурировать с обычным «Джетом», а тем более с ТС-1.
Полезные дополнения
Авиакеросин, как правило, не используется в чистом виде. Для улучшения его характеристик используются различные присадки. Основные из них:
Противодокристаллизационная (ПВК-жидкость): наиболее известная присадка этого типа — жидкость «И-М». При полете на большой высоте топливо охлаждается до очень низких температур (от −30°С до −45°С). В таких условиях вода, содержащаяся в топливе, кристаллизуется, частицы льда могут забить фильтры, и двигатель остановится. Присадки эффективно решают эту проблему.
Антистатическая: увеличивает электропроводность топлива, снижая при этом активность накопления статического электричества в топливной системе и, соответственно, риск возникновения пожара.
Антиокислительная: борется с окислением топлива и отложением смолистых образований в топливной системе и двигателе.
Противоизносная: увеличивает срок эксплуатации механизмов топливной системы.
* Процесс Фишера — Тропша — химическая реакция, происходящая в присутствии катализатора, в которой монооксид углерода (CO) и водород H2 преобразуются в различные жидкие углеводороды. Обычно используются катализаторы, содержащие железо и кобальт. Принципиальное значение этого процесса — производство синтетических углеводородов