кесарю кесарево о чем
Кто такой Кесарь?
Кесарь: имя или прозвище?
Кесарь — греческая форма латинского «Caesar». Это слово прошло путь от имени собственного до имени нарицательного.
Изначально кесарем называли члена первого римского триумвирата Гая Юлия (это было его прозвище). Затем «кесарем» стали называть римских императоров, и это слово стало нарицательным.
Кесари в Новом Завете
В Новом Завете можно встретить упоминания о римских кесарях, так как многие события в истории раннего христианства происходили во времена образования Римской империи. Так, например, по повелению кесаря Августа о переписи населения Иосиф из Назарета с женой Марией пошел записываться в свой родной город Вифлеем, где и родился Христос Спаситель.
Кесарю-кесарево
Выражение «Богу-Богово, а кесарю-кесарево» известно всем. Оно имеет библейское происхождение и употребляется в значении «каждому свое». Фарисеи, желая подстроить ловушку Иисусу Христу, задали Ему каверзный вопрос «нужно ли платить подати римлянам?». Если бы Христос сказал «нет», фарисеи объявили бы Его бунтовщиком и отдали римлянам. В случае положительного ответа, народ мог бы отвернуться от Иисуса.
Христос же попросил дать Ему монету и спросил у фарисея, чей портрет на ней изображен? Услышав ответ, что на монете изображен Цезарь (кесарь), Иисус произнес известную фразу «Отдавайте кесарю-кесарево, а Богу-Богово».
Этой фразой Христос показал, что следует разделять политику и религию. Есть повиновение гражданской власти, а есть поклонение и служение Богу. Кесарю принадлежит лишь монета с его изображением, но не душа человека.
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
Читайте также:
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 13-й седмицы по Пятидесятнице
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Оно решительно определяет отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно дает христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама.
Фарисеи, задававшие вопрос Господу, были за компромисс: ради сохранения мира, считали они, надо платить налоги. Когда придет Мессия, Он освободит Свой народ от римского ига. Если Христос объявит Себя Мессией, Он должен отказаться платить подати. Если Он так сделает, они могут предать Его римлянам как бунтовщика. Если Он не сделает так, Он не есть обещанный Искупитель. Господь, видя их намерение, обличает их в лицемерии: «Покажите римскую монету. Разве вы не видите на ней изображение и подпись римского императора? Зачем же вы берете эту монету в руки, в то время как изображение человека запрещено иудеям? Монета принадлежит императору, так отдавайте ее ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит».
Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом. Все диктаторы пытались завладеть не только деньгами своих подданных, но также их душой. Они хотели обладать одни всем человеком. Полностью. Так поступал Гитлер и так поступал Ленин. Вот почему Церковь Христова была им ненавистна. С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идет о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. На монетах изображение и надписание императора, так отдавайте их ему, потому что они принадлежат ему. Вы же носите в себе изображение Божие, образ Божий, ибо человек создан по образу Божию. Отдавайте же ваши сердца, вашу жизнь Тому, Кому они принадлежат. «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Эти слова всегда напоминают нам, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но все должно быть на своем месте. Они – только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое на первое место, и остальное само займет свое место.
Кесарю кесарево
Как поговорка употребляется в значении «каждому свое, каждому — по заслугам».
В течение двух тысячелетий фраза широко использовалась для обоснования отношений между церковной и светской властью. Фраза стала предметом многочисленных интерпретаций и предположений, в каких именно ситуациях христианину должно признавать земную власть.
Содержание
Текст
Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.
Набирающего популярность молодого проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, его спросили, нужно ли платить налоги цезарю? — болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи. Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством — ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили).
Однако Христос попросил принести ему монету — римский динарий, который ходил тогда в провинции, и естественно, имел изображение императора, и мудро рассудил:
Евангелие | Цитата |
---|---|
От Марка (Мк.12:13-17) | И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. |
От Луки (Лк.20:20-26) | И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали. |
От Матфея (Мф.22:15-22) | Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. |
От Иоанна | Эпизода нет. |
Апокрифическое От Фомы (Фома, 104) | Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне! |
Обстоятельства
Монета
В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора — Тиберия. Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» (tribute penny) принято считать монету с изображением Тиберия, надписью «Ti[berivs] Caesar Divi Avg[vsti] F[ilivs] Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа), и сидящей женщиной, возможно, Ливией в образе богини мира Пакс.
Однако, существует предположение, что денарии не ходили широко в Иудее того периода, и на самом деле той монетой могла быть антиохийская тетрадрахма (также с головой Тиберия, и Августом на обороте). Другая версия — денарий Августа с Гаем и Луцием на обороте, также возможно это был денарий Гая Юлия Цезаря, Марка Антония или Германика — так как монеты предыдущих правителей также могли оставаться в обороте.
Восстания
Исследователь Библии У. Суортли указывает, что налог, называемый в Евангелиях, это конкретный налог — подушный, установленный в 6 г. н. э. по результатам переписи Квириния, проведенной незадолго до этого и вызвавшей большое недовольство среди иудеев. Восстание тогда поднял Иуда Галилеянин, оно было подавлено, однако его род и идеи сохранили значение среди партии зелотов даже несколько десятилетий спустя, в описываемый исторический момент.
Поздние толкования
Для развития концепции также важны были строки апостола Павла (Римлянам, 13:1-7): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». Это толковалось так — христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они были поставлены Богом и неповиновение им приравнивается к неповиновению Богу.
Кесарю кесарево значение
Динарий кесаря. Первоисточник: Кесарю кесарево.
«Кесарю кесарево, а Богу Божие».
Так сказал Христос, но чтобы понять значение этой фразы нужно знать некоторые реалии того времени, когда она была произнесена первый раз.
Дело в том, что когда Иисус проповедовал в Иудее, эта земля уже более 60-ти лет находилась под властью римлян, которыми правил кесарь (иными словами – цезарь или царь). Все иудеи жаждали независимости от Рима и многие из них надеялись, что Христос поможет им обрести долгожданную свободу.
Однако представители иудейской элиты, фарисеи, сразу же невзлюбили Спасителя. Их раздражало, что Он обличал лицемерие людей власти, а сам любил общаться с простонародьем. И вот однажды фарисейские начальники подослали к Иисусу своих учеников, чтобы задать ему хитрый вопрос.
«Позволительно ли платить подать римскому императору – кесарю»? – спросили они.
Расчет был прост: если Иисус ответит утвердительно, Он лишится доверия народа, который всеми силами стремится избавиться от власти Рима; если же Он призовет не платить подать кесарю – то будет казнен римлянами как бунтовщик.
Говоря так, Христос разделил заботы земные с заботами о спасении души. Он не стал призывать своих учеников полностью отказаться от сиюминутных проблем и земных вопросов. Лишь напомнил, что в мире есть нечто еще более важное, никак не связанное с земными перипетиями.
Ну а для спасения души, не стоит, в том числе, и забывать о своих ближних. Ведь для них ваше внимание бывает, порою, важнее вашей зарплаты.
Думается, сводить супругу в ресторан, молодой человек, никак не помешает вашей карьере.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Живое Предание
Смысл выражения «кесарю кесарево, а Богу Божье»
Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии».
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «кесарю кесарево, а Богу Божье». Оно очень часто используется в нашем языке. Это излюбленный сюжет в религиозной живописи.
Мы знаем, что оно происходит из Евангелия, когда в Храме к Иисусу подходят фарисеи с вопросом «дозволительно ли платить дань кесарю?». Поэтому в ответе содержится образ того, что есть какие-то деньги, которые нужно вернуть их господину. Вопрос состоит в том, что кому принадлежит. Что принадлежит кесарю, и, поэтому по логике вещей нужно ему вернуть, а что принадлежит Богу.
Действительно, этот греческий глагол означает «вернуть то, что принадлежит, устранить задолженность», поэтому это не совсем то, что мы называем «отдавать» в смысле отрывать от себя то, что принадлежит тебе. Это действительно «возврат» денег, которые попали в руки нынешнего обладателя посредством ссуды, кражи или другим образом, и должны быть возвращены законному владельцу.
Но с налогами происходит совершенно иначе. Мы не «возвращаем» налоги государству, мы добровольно отдаем то, что действительно принадлежит нам, для того, чтобы участвовать в каких-то общих расходах. Мы вносим свою лепту в общий фонд, при этом используя то, что по праву принадлежит только нам.
И именно об этом говорит Христос. Он не задает вопроса, кому принадлежит эта монета, потому что то, что там изображение кесаря, не доказывает, что монета принадлежит ему, точно так же как мы пользуемся деньгами, на которых изображены разные предметы, разные лица, но они все равно принадлежат нам. Вопрос Христа не в том, кому принадлежит, а в том, откуда эта монета. Поэтому рассуждение гораздо глубже и там есть свои удивительные нюансы. Речь идет не просто о какой-то реституции, Христос скорее приглашает своих собеседников поразмышлять о происхождении вещей и понять, что существуют совершенно разные уровни отношений. Одно дело — наши отношения с кесарем, с земными властями, и совсем другое — наши отношения с Богом. Необходимо признать, что эти отношения имеют совершенно разную природу. В любом случае свои обязательства всегда нужно исполнять без обмана.
Итак, что касается слова «воздать», то если мы понимаем его по горизонтали, можно представить себе такую ситуацию: мы раскладываем на столе всю добычу, а потом делим по кучкам: это принадлежит ему, это принадлежит другому, это принадлежит третьему, и то, что принадлежит одному, не может принадлежать другому. Но в жизни если есть какая-то вертикаль, она складывается немного иначе.
Могу привести пример: однажды я оказался свидетелем разговора, который происходил между православным монахом и молодым мусульманином-арабом на Святой земле. Этот симпатичный молодой человек, увидев человека в монашеской одежде, заинтересовался его образом жизни. И по ходу разговора выяснилось, что монах не просто исполняет свои религиозные обязанности, что он человек благочестивый, посвятивший себя Богу, но и что у него нет жены. И мусульманин удивился, сказав: «Действительно, Богу надо отдавать то, что Божье, но то, что для тебя — нужно оставлять себе, и именно поэтому я женат, у меня три жены, и это мое, зачем же ты Богу отдаешь то, что принадлежит тебе?» На что монах остроумно ответил: «Для нас всё исходит от Бога, и поэтому всё принадлежит Ему».
Итак, Христос говорит «покажи Мне эту монету» для того, чтобы мы задумывались, откуда берутся вещи. Фарисеи спрашивают о налоге, который требуют римляне. И действительно, некоторые бойцы еврейского сопротивления с возмущением отказываются платить налоги, потому что они в принципе считают власть римлян незаконной. Но теперь, фарисеи, если вы считаете эту власть законной, и, тем более, если в ваших руках оказалась эта монета, значит, вы ей пользуетесь, значит, вы не только принимаете политическую власть римлян, но и экономическую тоже, и, может быть, даже какую-то гражданскую власть. Зачем же вы лицемерите?
И то, куда нас зовет Христос, то, о чем Он просит нас задуматься, выводит нас в совершенно другие сферы и плоскости нашей жизни. Во-первых, конечно, точно так же, как на монете вытиснен профиль кесаря, Христос заставляет задуматься, что есть другие монеты, на которых тоже запечатлен чей-то образ. И здесь, конечно, я не смогу превзойти красноречие Блаженного Августина, он прекрасно объясняет, что и кто есть тот динарий, который несет на себе печать, образ Бога, и который по-настоящему должен быть возвращен Ему, он исходит свыше и всецело принадлежит Ему.
Но через эту историю Христос также пророчествует и о Своей судьбе, потому что Он и есть та монета, Сын Божий, и, более того, его собеседники уже приняли решение о том, что Ему должен быть вынесен смертный приговор, и им нужен лишь любой удобный случай, в том числе и этот вопрос не является по-настоящему вопросом.
Это провокация с целью создать повод, чтобы Христа передать во власть римлян и предать Его суду, где будет вынесен смертный приговор.
Но если этот вопрос вывернуть в какое-то подлинное русло и увидеть за этим простор для размышления, то задумайтесь, что в вашей жизни по-настоящему принадлежит Богу и что вы должны Ему вернуть, а что принадлежит стихиям века, и как вы хотите выстраивать с ними товарно-денежные отношения.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания