кгт что это в логистике
Поставка крупногабаритного товара на Вайлдберриз
Ежемесячно я провожу живой мастер-класс по продвижению товаров на WildBerries. Только у меня ты узнаешь, как выбирать товары под поисковый спрос, подбирать запросы, делать SEO-оптимизацию карточек и самовыкупы, продвигаться в Google. Все на практике, плюс разборы учеников. Получи ключевой навык по заработку на WildBerries! Бронируй место!
Wildberries считается одним из самых крупнейших маркеплейсов, который пользуется большой популярностью на территории России и стран СНГ. Если раньше данной площадке приходилось самостоятельно заниматься поисками поставщиков, то на сегодняшний день многие бренды мечтают, чтобы их товар продавался на данной платформе. Тут продают абсолютно всё: мелкие товары, технику, дизайнерские вещи, а также хрупкие и крупногабаритные товары. Давайте разберёмся в особенностях продажи и упаковки такой продукции.
ЧТО К НИМ ОТНОСИТСЯ К КГТ?
Крупногабаритный груз — это тип товара, который своими габаритами превышает установленные нормы. К КГТ относят продукцию, которая имеет:
КАК ДОЛЖНЫ БЫТЬ УПАКОВАНЫ КГТ?
Для упаковки КГТ используют специальную жёсткую упаковку, под которой подразумевает картонные короба из 3-х или 5-ти слоём плотного картона. При транспортировке они не потеряют своих свойств и смогут сохранить целостность груза. В качестве дополнительного ужесточения тары используют защитные картонные углы. Они служат отлично защитой от стяжек продукции с помощью лент и стропов. Использование специальных уголков позволит сохранить форму упаковки. При подборе жёстко упаковки для крупногабаритных грузов важно соблюдать следующие правила:
Для хрупкого товара, который может быть повреждён в процессе транспортировки, используют дополнительный защитный материал в виде пузырчатой плёнки. Им оборачивают хрупкие детали в несколько слоёв, закрывая изделие пенопластом внутри жёсткой упаковки. Пенопласт должен в точности повторить форму предмета и прилегать к продукции со всех сторон. Сверху рекомендуется прикрепить специальную наклейку или подписать о том, что груз очень хрупкий.
КАК ПОСТАВЛЯТЬ КГТ В МАРКЕТПЛЕЙС?
Основные типы поставки товаров на Вайлдберриз это:
ОТГРУЗКА КГТ
Чтобы упростить отгрузку КГТ на Wildberries, рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией, прописанной на официальном сайте площадки маркетплейса. В таком случае риски ошибки и возврата товара будут сведены к минимуму. Для более быстрого и эффективного процесса отгрузки был создан подробный план, который включает несколько простых шагов:
Многие продавцы обращаются в специализированные компании, которые занимаются отгрузкой товара на склад Wildberries, предоставляя услуги фулфилмента для маркетплейсов.
СТОИМОСТЬ ХРАНЕНИЯ И ЛОГИСТИКА ДЛЯ КГТ
С 25-го января 2021-года года в силу вступили новые тарифы на отгрузку и стоимость хранения товара на складе WB. Стоимость хранения будет рассчитываться от количества товаров, которые находятся на складе и дней хранения продукции. На каждый вид изделий установлены коэффициенты, описанные ниже:
Название товарной группы
Виды изделий
Стоимость хранения единицы за 1 день
детали на машину, автокружки, чехлы, очки и т.д.
фены, микроволновые печи, сушилка для обуви т.д.
тренажёры, одежда, спорт.инвентарь
шкафы, органайзеры, комоды, полки
кресла, стулья, обувницы, стелажи
смесители, раковины, ванны
газонокосилки, скребы для листвы, наборы для посадки растений
Ознакомиться с более детальной тарифной сеткой можно на официальном сайте Вайлдберриз в разделе личного кабинета.
Таким образом, если у вас на остатке 100 единиц товара, то количество продукции перемножается на установленный коэффициент и количество дней хранения на складе, таким образом будет получена стоимость за использование складского помещения Вайлдберриз.
Крупногабаритные товары на Ozon: можно ли продавать, выгодно ли это, правила работы
На «Озон» реализуют не только мелкую продукцию повседневного спроса. В каталоге маркетплейса также присутствует и крупногабарит: бытовая техника, оборудование для общепита, мебель.
Работа с крупногабаритным товаром (КГТ) имеет много особенностей и нюансов, для него действуют отдельные тарифы на логистику. Давайте разберемся, что из этой категории можно продавать на Ozon, как работать с КГТ и вообще выгодно ли это.
Что относится к крупногабариту
Относится ли какое-либо изделие к категории крупногабаритных товаров, определяют по нескольким параметрам:
В целом, КГТ считается любой продукт в упаковке или без, сумма измерений длины, ширины и высоты которого превышает 1,5 метра.
Крупногабаритом считаются строительные материалы, камень, крупные элементы различных конструкций, мебель, сантехника. Иногда в эту категорию попадают даже товары для дома и игрушки с упаковкой длиной более 80 сантиметров.
Посмотрим, что из КГТ можно продавать на маркетплейсе.
Что продавать на «Озон»: примеры крупногабаритного товара
КГТ на Ozon присутствует в разных категориях:
Плюсы и минусы реализации крупных товаров
Работа с крупногабаритом может дать предпринимателю такие преимущества:
Однако негативных сторон тоже хватает. Среди них сложности с:
Особенности работы с КГТ на маркетплейсе
Крупногабаритные изделия относятся к товарам со специальными условиями хранения, доставки и оформления возвратов. Поэтому прежде, чем разместить продукт в карточке, стоит уточнить его категорию, оценить возможность и удобство работы с ним.
На «Озон» товар считается крупногабаритным, если он весит свыше 25 килограмм или одна из сторон его упаковки длиннее, чем 1,2 метра.
Логистика
Такую продукцию нужно доставлять самостоятельно или передавать в пункты приема с помощью интегрированных с платформой логистических организаций (например, ПЭК). На складах маркетплейса ее не хранят.
Продавец КГТ может пользоваться двумя схемами работы:
1. FBS. Товары хранятся на собственном складе предпринимателя. В момент получения заказа ему нужно собрать его и передать в «Озон.Логистику». Служба маркетплейса доставляет отправление конечному потребителю.
Передача осуществляется разными способами:
2. RFBS. Продукция хранится на складе продавца. Доставкой до покупателя он занимается самостоятельно: с помощью собственной службы или любого партнера. Заказы нужно доставлять до двери и заносить в помещение.
В большинстве случаев выгоднее доставлять крупногабарит собственными силами, нежели брать фулфилмент или оплачивать логистику маркетплейса. Но следует учитывать нюансы каждой ситуации индивидуально.
Возвраты
Возвраты КГТ производятся в 7-дневный срок со дня получения уведомления о возврате от покупателя. Также товар возвращают продавцу, если он не соответствует установленным объемно-весовым параметрам или отправление не удается идентифицировать.
Селлер может предъявить аргументированные возражения по возвратам в течение 5 дней с момента приемки. Перед тем, как принять возврат, важно проверить товарный и внешний вид, целостность оригинальной упаковки, ярлыки, фирменные знаки, пломбы.
Возможна отдельная доставка или возврат во время приема очередной партии груза. Количество грузовых мест фиксируется в специальном акте и транспортной накладной.
Комиссия
Продавая крупногабарит, селлер использует «Озон» исключительно как витрину. Из расходов в данном случае – только комиссия за продажу и оплата за логистику (при схеме FBS). Стоимость доставки за каждую единицу КГТ на маркетплейсе фиксированная – 333 рубля. Она не зависит ни от объема продаж, ни от размера партии.
В этом году маркетплейс снизил комиссию за продажу почти на все категории:
Также была отменена минимальная комиссия. Это особенно удобно для тех, кто работает с небольшими товарными партиями.
Упаковка
Максимально допустимый размер КГТ в упаковке составляет 250*220*120 сантиметров. Максимально допустимый вес – 160 килограмм.
В основном такие изделия упаковывают в непрозрачную, белую или матовую стрейч-пленку. На то, какой должна быть упаковка, влияет тип товара:
Этикетку нужно клеить на самое видное место коробки.
Как сделать бизнес на КГТ прибыльным
Продажи крупногабарита будут приносить прибыль, если подобрать правильный, перспективный, востребованный на маркетплейсе товар. Важно брать продукцию с высокой маржинальностью, которая позволит покрыть расходы на логистику и хранение.
Чтобы просчитать потенциальные расходы и прибыль с определенного товара на «Озон», можно воспользоваться калькулятором:
В полях следует указать объём или габариты.
Есть несколько способов поиска перспективной ниши и продукта:
1. Посмотреть динамику запросов в Google Trends или «Яндекс.Вордстат» за последние 3-6 месяцев. Для этого достаточно ввести ключевую фразу и посмотреть результаты:
2. Использовать сервисы аналитики. Например, Moneyplace, MPStats, Seller.Whisla, Shopstat. Там можно увидеть позиции с максимальным количеством продаж на маркетплейсах. Для удобства стоит использовать сортировку по категориям. Благодаря таким сервисам вы можете подобрать продукты, которые пользуются высоким спросом, но по ним сейчас мало конкурентов.
3. Отслеживать хиты продаж на сайтах популярных интернет-магазинов и маркетплейсов. На самом Ozon, на «Вайлдберриз», «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет», в магазинах с похожим ассортиментом.
4. Изучать отраслевую статистику, отчеты, аналитические исследования.
Разберем алгоритм поиска прибыльных КГТ с помощью Moneyplace:
По данным Data Insight, наибольшая доля спроса наблюдается в таких категориях крупногабарита:
Аналитика поможет сделать правильный выбор и максимизировать доход от продажи крупногабаритных изделий на «Озон».
Выводы
Крупногабаритная продукция может быть отличным вариантом для продажи на «Озон». Особенно, если вы располагаете большим бюджетом и готовы справиться с некоторыми недостатками.
Главный минус при реализации громоздких предметов – сложная логистика. Если организовать ее грамотно и с наименьшими финансовыми потерями, продавать КГТ на маркетплейсе будет довольно выгодно. Тем более, что у них высокая маржа по сравнению с обычной продукцией повседневного спроса.
Самый важный фактор, который стоит учитывать в процессе принятия решения о том, работать ли с крупногабаритом – ваш бюджет. Он должен быть достаточным для того, чтобы заказать необходимое количество товара и оправдать расходы на логистику.
В целом же, крупногабаритные изделия – это долгосрочный тренд. Согласно прогнозам аналитиков, спрос на данную категорию продолжит стабильно расти. Особенно популярны сейчас мебель, товары для дома и дачи, все для ремонта и строительства, спортивные снаряды.
Доставка крупногабаритных товаров: специфика рынка и основные тренды
Data Insight публикует результаты исследования «Доставка крупногабаритных товаров» при поддержке генерального партнера исследования — ГлавДоставка, а также партнера исследования — Global Delivery.
Доставка крупногабаритных грузов — один из сегментов рынка, который сильно вырос за время пандемии и будет продолжать расти в будущем. Массовый отъезд жителей больших городов на дачи увеличил спрос на доставку товаров из интернет-магазинов в регионы.
Основные выводы:
Логистика интернет-магазинов
В ходе исследования были изучены условия доставки 200 магазинов — по 10 в каждой из товарных категорий, для которых наиболее актуальна грузовая доставка.
Большинство из этих магазинов — 90% — располагает своей службой доставки. 29% обходятся только своими силами.
34% магазинов дают покупателю возможность выбирать самому и готовы отправить заказ любой транспортной компанией.
По сравнению с остальными интернет-магазинами, у магазинов их «тяжёлых» категорий в среднем больше логистических партнёров. Чаще всего у магазина от 2 до 4 постоянных партнёров, однако почти у трети магазинов (31%) пять или больше, а у 12% — более семи. Часто доставкой КГТ занимается другой партнёр или партнёры, чем остальных товаров.
Структура каналов доставки также отличается. Доставка по почте есть у 35% магазинов из «тяжёлых категорий» — это существенно меньше, чем в среднем по магазинам, у которых больше 100 заказов в день. Только у 5% есть доставка в постаматы — в большинстве случаев она не актуальна. Самовывоз есть у многих, однако в этом случае часто имеются в виду не широкие сети пунктов выдачи, благодаря которым можно забрать заказ в удобном месте, а склад или оффлайновый магазин.
Как правило, магазины, которые используют собственную и партнёрскую службы доставки, оценивают качество собственной доставки значительно выше. Большинство опрошенных поставили собственной службе 9 или 10 (по десятибалльной шкале), а партнёрской — от 6 до 8. Среди названных недостатков ключевые — проблемы с подъёмом на этаж, отсутствие сборки и установки, высокая стоимость услуг.
Небольшие магазины чаще сотрудничают с индивидуальными предпринимателями и агрегаторами ИП. Качество их услуг, в среднем, оценивают ещё ниже — от 5 до 7. Здесь среди проблем фигурируют более базовые вещи — сроки доставки, обязательность и коммуникационные способности водителей.
На рынке нет единого понимания, что такое крупногабаритные грузы
С формальной точки зрения, крупногабаритный груз — такой, который не может поместиться в стандартное транспортное средство. Например, строительная техника или промышленное оборудование. Для его доставки необходим спецтранспорт, кран и разрешение на перевозку. Однако на рынке электронной коммерции подобные грузы встречаются редко, и здесь крупногабаритными называют практически любые товары, к которым применяются ограничения или специальные условия доставки.
Все участники рынка — и магазины, и транспортные компании, и курьерские службы — пользуются разными определениями, поэтому сложно сравнивать их услуги и тарифы напрямую.
Чаще всего специальные условия для более тяжёлых товаров заключаются в увеличении цены. Товары делятся на группы по весу, и доставка более лёгких обходится дешевле. Например, в магазине Эльдорадо товары делятся на мелкогабаритные (до 5 кг) и крупногабаритные (более 5 кг), и доставка крупногабаритных по Москве стоит на 70% больше.
Ещё одно распространённое ограничение — на доставку в пункты выдачи заказов или постаматы. Для больших и тяжёлых грузов эта опция недоступна. Например, в постаматах Ozon ограничение по весу — 9,6 килограмм, по габаритам — 39×54×31 сантиметров, у PickPoint ограничение по весу 15 килограмм, а размер самой большой ячейки — 60×60×60 сантиметров. Пункты выдачи Boxberry различаются по типу грузоподъёмности, в зависимости от него они принимают посылки не тяжелее 15, 20 или 31 килограмма.
Другие возможные ограничения — отсутствие срочной доставки, более широкие интервалы по сравнению с доставкой лёгких заказов, обязательная предоплата, отдельная плата за подъём на этаж. Некоторые магазины просто не доставляют товары больше какого-то веса и габаритов в определённые регионы. Маркетплейсы могут предоставлять продавцам КГТ только часть возможностей, например, Ozon работает с крупногабаритом только по модели FBS (fulfillment by seller) — отгрузка товаров со склада продавца.
Всего те или иные ограничения по весу указаны в условиях доставки 88 из 200 изученных магазинов. Разброс очень большой. Самое сильное ограничение по весу среди изученных магазинов — это 1 килограмм, самое слабое — 1,5 тонны. Медианный вес, после которого начинаются ограничения, — 15 килограмм.
Примеры условий доставки крупногабаритных товаров в магазинах разных товарных категорий (Москва)
Оценка рынка доставки крупногабаритных заказов
По оценке DataInsight, российские интернет-магазины отправили в 2019 году 24,07 млн заказов тяжелее 10 кг и 7,06 млн заказов тяжелее 30 кг.
Одна из особенностей крупногабарита — в том, что большая часть посылок занимает не одно место, а несколько — вплоть до 5–6. То есть один заказ разделяется на части и учитывается как несколько разных мест. Количество мест зависит от товарной категории, большое их количество особенно характерно для мебели и шин. Поэтому мы приводим два варианта оценки рынка: по количеству заказов, совершённых в магазинах крупногабаритных товарных категорий, и по количеству мест, соответствующих этим заказам.
Согласно оценке Data Insight, российские интернет-магазины в 2019 году отправили более 24,07 млн заказов тяжелее 10 килограмм(3). Это составляет примерно 5% от всего рынка логистики для электронной коммерции. Этому количеству заказов соответствует 53,95 млн грузовых мест. Доля заказов тяжелее 30 килограмм оценивается в 1,5% от рынка, то есть 7,06 млн.
Для анализа рынка КГТ были выделены категории, доля крупногабаритных заказов в которых превышает 1% от всех заказов. В оценке не участвует категория «Продукты питания», поскольку в этой категории действуют другие условия доставки.
В каждой из выбранных категорий аналитики оценили долю доставок, содержащих КГТ. Оценка проводилась через опрос магазинов и курьерских служб. Полученная доля применена к общему числу заказов внутри категории по ТОП 3000 интернет-магазинов (около 80% всех заказов на рынке). Полученные значения проверялись на данных курьерских компаний.
Число заказов с КГТ учитывает B2C-заказы российскими покупателям в российских интернет-магазинах. Данные не учитывают трансграничные крупногабаритные товары и доставки, оформляемые на месте в оффлайн-магазине после совершения покупки.
Наибольшее количество крупногабаритных заказов совершается в двух товарных категориях — мебель и автозапчасти. На них приходится 50% всех посылок тяжелее 10 килограмм. Среди других значимых для КГТ категорий есть как сравнительно небольшие, но преимущественно с тяжёлыми заказами — например, шины и диски, так и крупные категории, в которых заметна становится даже небольшая доля крупногабарита.
Самые «тяжёлые» категории — с самой большой долей заказов с крупногабаритными товарами — это шины и диски (95%), мебель (90%), товары для ремонта и строительства (70%) и спортивный инвентарь: велосипеды, лыжи, доски (70%). Заметный вклад (по 5%) в крупногабаритные посылки вносят также категории, где доля тяжёлых товаров гораздо меньше, но сами они больше — электроника и техника и товары для детей.
Поэтому в исследовании приводятся две оценки: по количеству заказов весом от 10 килограмм в 19 товарных категориях
Специфика доставки крупногабаритных товаров
Доставка крупногабаритных товаров — одна из самых сложных областей логистики.
Так происходит по нескольким причинам:
1. К доставке КГТ не применим один из основных трендов последнего времени — доставка в большие пункты выдачи заказов и постаматы. Большие и тяжёлые товары не помещаются в ячейки постаматов, и значительная часть ПВЗ с ними также не работают. Для ПВЗ важно иметь возможность хранить достаточно большое количество заказов на ограниченной площади в течение по крайней мере нескольких дней, и выдавать крупные посылки невыгодно.
Исключение составляют терминалы транспортных компаний, однако самовывоз из терминала и из ПВЗ отличаются довольно сильно. Самые крупные сети терминалов на порядок меньше сетей ПВЗ, и выбрать удобно расположенный терминал возможно далеко не всегда. Кроме того, получить тяжёлый груз, дотащить его до машины, а потом самому поднять в квартиру покупателям тоже сложно, а в некоторых случаях — невозможно.
16% людей, которые предпочитают курьерскую доставку другим способам, назвали в качестве причины этого именно тяжёлые или объёмные заказы.
В бытовом понимании, КГТ — это не только сравнительно редкие покупки бытовой техники, мебели или какоголибо оборудования. Это в том числе регулярные рутинные заказы домой и на работу — большие упаковки корма для животных, игрушки, расходные материалы для офисов.
2. Доставка крупногабарита — комплексная услуга. Для неё становятся важны отдельные части процесса, о которых при обычной доставке не всегда задумываются. Нужно довести груз до нужного адреса, а потом донести его до удобного места в квартире. В случае обычных товаров это не вызывает никаких проблем, но при доставке КГТ для этого может понадобиться несколько человек. Кроме того, организатору доставки важно понимать ещё множество деталей: сможет ли грузовик подъехать к дому и припарковаться, есть ли бесплатная парковка, сколько в доме этажей, есть ли грузовой лифт и т.п.
Часто именно этот этап становится причиной многих проблем и недовольства покупателей. При оформлении заказа интернет-магазину нужно получить всю необходимую информацию от покупателя, который обычно не задумывается о деталях — работает ли в его подъезде грузовой лифт, нужно ли подниматься по ступенькам до лифта. Если магазин предоставляет транспортной компании договариваться с покупателем самостоятельно, стоимость или условия доставки могут оказаться для него неожиданными. В самых плохих ситуациях — например, если товар не проходит в дверной проём — оформляется возврат.
Кроме того, из-за большего количества деталей по сравнению с доставкой обычных вещей для успешного аутсорса логистики КГТ становятся важны постоянные сотрудники транспортных компаний и курьерских служб, которые регулярно работают с конкретными магазинами. Они уже знакомы со спецификой заказов и понимают, что и как делать — это очень важно для магазинов.
3. При доставке крупногабарита ко всем участникам доставки и к организации самого процесса предъявляются новые требования.
4. Для КГТ актуальны дополнительные услуги, которые не относятся непосредственно к доставке, но тоже важны для покупателя. Например, вынос старой техники или мебели, подключение, сборка, утилизация упаковки. Особенно актуально это при покупке мебели, бытовой техники, сантехники, оборудования для дома и офиса. Сейчас в большинстве случаев покупатели договариваются о подключении и сборке отдельно, а проблемы со старой мебелью и упаковкой решают самостоятельно.
От логистов введение подобных услуг требует существенного увеличения ресурсной базы — в штате должны появиться не только грузчики, но и сборщики, и технические специалисты. Также нужен другой подход к процессам, когда последняя миля заканчивается не вручением покупателю товара, а приведением его в рабочее состояние.
Пока есть достаточное количество магазинов, у которых реализована доставка только до подъезда, а подъёма на этаж нет, даже платного — соответственно, о дополнительных услугах пока даже речи не идёт. Есть даже магазины, доставка из которых возможна только до первого препятствия — шлагбаум, КПП и т.п.
5. Если магазин работает с несколькими транспортными компаниями, возрастает значимость технических решений, которые помогают магазину подобрать оптимального партнёра для каждого конкретного случая. Все транспортные и логистические компании рассчитывают стоимость по-своему: принимают размеры товара в разных единицах, опираются на разные параметры — например, кто-то рассчитывает стоимость в зависимости от веса, а кто-то от габаритов, по-разному учитывают упаковку, используют разное API. Кроме того, у всех есть сильные и слабые стороны. Магазину нужно уметь быстро принимать решение, кому отдать заказ, и показывать покупателю стоимость доставки — в идеале в момент заказа.
Небольшие магазины часто не могут позволить себе вложить много ресурсов в техническую интеграцию. Получается, что они не знают заранее стоимость доставки и не могут показать её покупателю ни при заказе, ни сразу после него. Им приходится давать покупателю примерный расчёт стоимости, потому что даже для одних и тех изделий итоговая стоимость может различаться. Например, у некоторых компаний для того, чтобы груз застраховали, необходима жёсткая обрешётка, которая может быть реализована по-разному. Размер упаковки влияет на объём груза и, соответственно, на итоговую стоимость доставки.
6. Достаточно часто КГТ — не только большие и тяжёлые товары, но и дорогие. В первую очередь, это касается бытовой техники, но и мебель, и спортивный инвентарь, и автозапчасти могут стоить дорого. Поэтому магазинам приходится страховать все перевозки и думать о том, как избежать хищений при доставке. Одна из возможностей решить эту проблему — терминальный контроль, видео процессов погрузки и разгрузки, которое позволяет понять, на каком этапе произошло хищение. Для этого в терминалах должны быть установлены камеры.
Магазины рекомендуют покупателям тщательно осматривать товары при получении, и только потом подписывать документы. Если что-то не так, приходится оформлять возврат и забирать товар — и это может вызывать дополнительные сложности.
Однако потребители делают это далеко не всегда. Контроль целостности доставленных товаров, таким образом, ложится на курьерскую компанию.