кгу что это в метро
Контрольно-габаритное устройство (КГУ).
КГУ предназначено для контроля нижнего габарита подвижного состава (волочащихся и провисающих деталей) и должно срабатывать при проходе поезда, если подвагонное оборудование выступает за пределы нижнего габарита подвижного состава в результате механического взаимодействия его с путевым устройством КГУ – УКСПС (устройство контроля состояния подвижного состава).
В состав КГУ входят:
— путевое устройство (датчик контроля УКСПС), устанавливается на подходе к станции с путевым развитием на расстоянии не более 100 метров от торца платформы;
— регистрирующее устройство (группа реле), размещаемое в релейном помещении и увязанное с устройствами МРЦ;
— устройства индикации и управления, размещаемые на пульте-табло (контрольные лампы, контрольный звонок и кнопка выключения КГУ).
При прохождении неисправного состава над контрольным устройством УКСПС волочащаяся или провисшая деталь разрушает одну из его деталей, электрическая цепь во вторичной обмотке трансформатора КГУСТ обрывается, в его первичной обмотке создается ток холостого хода, который значительно меньше нормального, реле КГУ обесточивается. Также обесточивается реле пКГУ, через его тыловые контакты включается звонок КГУ и мигающий режим красной лампочки неисправности КГУ. Одновременно контактом пКГУ обрывается цепь реле 1ГС, светофор ВС-527МГ перекрывается, на нем загорается указатель «КГУ» (если он был открыт) или исключается возможность его открытия. Дальнейшие действия работников метрополитена описаны в соответствующих инструкциях.
Трансформатор КГУСТ располагается в ближайшем трансформаторном или релейном шкафу, в некоторых случаях – в путевом ящике в непосредственной близости от УКСПС. Это необходимо для того, чтобы при сообщении жил кабеля исключить возможность нахождения реле КГУ под током при отсутствии контроля состояния УКСПС.
Питание схемы КГУ осуществляется от переменного тока, но через блок гарантированного питания БГП. В случае отсутствия переменного тока с подстанции с помощью блока БГП работа схемы КГУ не обрывается.
В случае ложного срабатывания схемы КГУ в отсутствие поезда на рельсовой цепи 517 реле пКГУ не обесточивается, встает под ток реле АКГУ, зеленая лампочка контроля КГУ начинает мигать, звонит звонок, светофор не перекрывается, работники СЦБ приступают к поискам неисправности в схеме КГУ.
При неисправности подвижного состава кнопка ВКГУ нажимается для того, чтобы выключить звонок и обеспечить открытие светофора на станционный путь для осмотра состава. При ложном срабатывании кнопка ВКГУ нажимается и вновь отжимается, звонок не звонит и индикация восстанавливается.
Лабораторная работа № 6. Тема:Контрольно-габаритное устройство КГУ
Тема:Контрольно-габаритное устройство КГУ
Цель занятия:Ознакомиться с принципом работы контрольно-габаритных устройств
Контрольно-габаритноеустройство (КГУ) предназначенодляконтроля нижнегогабаритаподвижногосостава (волочащихсяипровисающихдеталей) идолжносрабатыватьприпроходе поезда, еслиподвагонноеоборудованиевыступаетзапределы нижнегогабаритаподвижногосостава, врезультатемеханическоговзаимодействияегоспутевымустройством КГУ (УКСПС, планкасдатчикомит. п.) Всостав КГУ входят:
· путевое устройство (датчик контроля нижнего габарита подвижного состава, устанавливаемый на подходе к станции с путевым развитием на расстоянии не более 100 метров от торца платформы);
· регистрирующее устройство (группа реле), размещаемое в релейной и увязанное с устройствами МРЦ;
· устройства индикации и управления, размещаемые на пульте электрической централизации (контрольные лампы, контрольный звонок и кнопка выключения КГУ — двухпозиционная, с фиксацией, пломбируемая).
Контрольно-габаритныеустройства (КГУ), сигнализирующиеогрузах, вышедшихвпутиследованиязаочертаниядопускаемогогабарита, представляютсобойпроволочныйконтурпоочертаниюгабаритаС, укрепленныйнажелезобетонныхстойках. Черезтакойконтур, установленныйпередмостомилитоннелем, пропускаютсявсепоезда. ВслучаевыходавсоставепоездагрузазаочертаниягабаритарветсяконтрольнаяпроволокаКГУ.
Черезконтрольнуюпроволокуобразуетсяэлектрическаясигнальнаяцепьсконтрольнымреле, находящимся, какправило, настанции. Приобрывепроволокиконтрольноерелеобесточивается, отчегонастанциивключаетсяоповестительнаясигнализация (звонкиилампы), наограждающихмостсветофорахзагораютсякрасныеогни.
Очертаниеконтрольногопроволочногоконтурапринимаетсяизусловияограждениясооружений, удовлетворяющихгабаритуС. ЭтообеспечиваетбеспрепятственныйпропускчерезКГУвсехпоездовбезограниченияскоростисгрузамивсехдопустимыхстепенейнегабаритности.
Очертаниеконтрольногопроволочногоконтурапринеобходимостиможетбытьизменено (например, вслучаеограждениянегабаритныхсооружений).
Контрольный контур закрепляется при помощи наконечников на консолях.
Консоли в свою очередь крепятся к отдельно стоящим стойкам (железобетонные центрифугированные опоры контактной сети) или опорам с жесткой поперечиной.
На участках с электротягой контактная сеть и токосъемные устройства не позволяют проложить контрольный контур по верхней грани подвижного состава, поэтому он охватывает контролем одну сторону поезда. Для контроля другой стороны поезда устанавливается аналогичное устройство.
Срабатывание КГУ
В нормальном состоянии, когда КГУ включено в действие и исправно, на пульте электрической централизации ровным зеленым светом горит лампа «КГУ ЛЗ». При срабатывании КГУ во время нахождения поезда в зоне контроля, то есть на рельсовой цепи, в пределах которой расположено КГУ, происходит следующее:
· выходной светофор перекрывается на запрещающее показание;
· на светофоре загорается световой указатель «КГУ»;
· в последнюю станционную рельсовая цепьвыдается сигнал АРС — АО;
· на пульте электрической централизации гаснет зеленая лампа «КГУ ЛЗ» и начинает мигать красная лампа «КГУ ЛК»;
Рисунок 2-Структурная схема КГУ
Рисунок 3-Схема подключения КГУ
Контрольная проволока на концевых консолях закрепляется, а на промежуточных проходит в наконечниках. Стабильность всего контура обеспечивается натяжением груза. При контрольной проволоке диаметром 1,0—1,5 мм груз должен создавать натяжение от 6 до 15 кг.
Для вывода концов контрольной проволоки в схему оповещения на стойке монтируется защитная труба и кабельный ящик.
Установки контрольно-габаритных устройств разработаны конструкторским бюро Главного управления сигнализации и связи МПС (КБ ЦШ) в следующих вариантах: I, II, III — для железных дорог без электротяги; Iэ,IIэ, Шэ — для железных дорог с электротягой.
Поскольку КГУ должны обеспечивать оповещение о подходе поезда с грузом, вышедшим за пределы допустимый габарита, то, для того чтобы и своевременно остановить поезд, и принять меры по безопасному его пропуску, КГУ обходимо установить перед входными светофорами станции, прилегающих к перегону с мостом или тоннелем. Ограждающим сигналом должен быть выходной светофор. При обрыве контрольной проволоки на КГУ соответствующий выходной светофор должен перекрываться на красный сигнал, а если он не был открыт, то блокироваться в закрытом положении.
Для того чтобы машинист мог своевременно воспринять перекрытие разрешающего сигнала на красный и остановить поезд у выходного сигнала, КГУ должно устанавливаться перед входным светофором на расстоянии максимальной длины груженого поезда, увеличенной на 150—200 м. Место установки КГУ должно определяться комиссионно.
КГУ должны размещаться по обеим сторонам моста (или тоннеля). На двухпутных участках они устанавливаются по одному на каждый путь со стороны правильного направления движения поездов.
Список используемых источников:
4. Г. И. Логинов «Устройства автоматики, телемеханики движения поездов на метрополитене» М. 1996
[Статья] Контрольно-габаритные устройства
Контрольно-габаритные устройства (КГУ), сигнализирующие о грузах, вышедших в пути следования за очертания допускаемого габарита, представляют собой проволочный контур по очертанию габарита С, укрепленный на железобетонных стойках. Через такой контур, установленный перед мостом или тоннелем, пропускаются все поезда. В случае выхода в составе поезда груза за очертания габарита рвется контрольная проволока КГУ. Через контрольную проволоку образуется электрическая
сигнальная цепь с контрольным реле, находящимся, как правило, на станции. При обрыве проволоки контрольное реле обесточивается, отчего на станции включается оповестительная сигнализация (звонки и лампы), на ограждающих мост светофорах загораются красные огни.
Очертание контрольного проволочного контура принимается из условия ограждения сооружений, удовлетворяющих габариту С. Это обеспечивает беспрепятственный пропуск через КГУ всех поездов без ограничения скорости с грузами всех допустимых степеней негабаритности.
Очертание контрольного проволочного контура при необходимости может быть изменено (например, в случае ограждения негабаритных сооружений). Это достигается применением размеров крепежных элементов, определяющих геометрию контрольного контура.
Контрольный контур зак¬репляется при помощи наконечников на консолях (см. рис.). Консоли в свою очередь крепятся к отдельно стоящим стойкам (железобетонные центрифугированные опоры контактной сети) или опорам с жесткой поперечиной.
На участках с электротягой контактная сеть и токосъемные устройства не позво¬ляют проложить контрольный контур по верхней грани подвижного состава, поэтому он охватывает контролем одну сторону поезда (см. рис.). Для контроля другой стороны поезда устанавливается аналогичное устройство.
Контрольно-габаритное устройство (КГУ) на железной дороге: какова его роль в безопасности движения
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 06.04.2021
Очень часто на железной дороге перпендикулярно полотну пути можно увидеть такую металлическую рейку, поделенную на несколько частей. Обывательски мне именно так захотелось описать это устройство, а на профессиональном языке это «Контрольно-габаритное устройство (КГУ)».
Первое, что пришло на ум моему знакомому, который увидел эту штуку на пути в метро, что с помощью этого оборудования определяется факт проезда над ним поезда. Что-то вроде радара. Но это совсем не там.
Данное устройство также носит название Устройство Контроля Схода Подвижного Состава, или УКСПС. Ещё иногда можно встретить такое название, как контрольно-габаритное оборудование,- но можно сказать что это не совсем верно, так как на железной дороге уже есть другое, так названное, устройство. Но с функциональной точки зрения истина во втором названии тоже есть.
Собственно назначение данного прибора полностью определяет его название, только слово «Сход» воспринимается обывателем как нечто катастрофическое, подобно Крушению. И с какой целью нужно дополнительно сигнализировать об это, совершенно не ясно.
Стоит сразу уточнить, сход это не всегда крушение и не всегда он приводит к катастрофическим последствиям, а чтобы как раз такие последствия исключить и создано устройство контроля схода. Вот пример на фото ниже.
Одно колесо на оси грузового вагона сдвинулось со своего места и колёсная пара «провалилась» между рельсами. Вот классические пример схода. Допустим это произошло в 70-м вагоне ночью. Машинист этого не заметит, ведь мощность локомотива настолько большая, что такого изменения нагрузки он не ощутит. И поезд будет тащиться вот так, со скоростью 60 км/час, ломая под собой шпалы. Если такой поезд попадет на станцию, где есть стрелочные переводы — произойдет самое настоящее катастрофическое крушение.
Но в дело вступает наше устройство. Оно состоит из реек, которые связаны либо электрически, либо металлическим тросиком с реле. Если колесо, или какая-либо часть подвижного состава задевает одну или несколько реек, они разрушаются соединяя контрольную электрическую цепь, которая включит реле, либо это сделает механическое устройство посредством металлического тросика. При срабатывании реле автоматизированная система управления движением автоматически закрывает ближайший по пути следования поезда светофор, и в радиоэфир передает специальное сообщение, услышав которое машинист немедленно должен остановиться.
Также система просигнализирует, если например в подвижном составе в одном из вагоном произошел отрыв оборудования, которого особенно много в электричках, электропоездах метро, пассажирских вагонах, оборудованных кондиционерами.
ИСИ на метрополитенах РФ/Сигнальные указатели и знаки
Содержание
Инструкция по сигнализации на метрополитенах РФ
Глава 6. Сигнальные указатели и знаки
Маршрутные указатели
6.1. В тех случаях, когда необходимо указать путь приёма или направления следования поезда (состава), применяются маршрутные световые указатели молочно-белого цвета (буквенные, цифровые, а также буквенные в сочетании с цифрами).
Маршрутные указатели должны включаться и при открытом пригласительном сигнале.
Маршрутные указатели устанавливаются в тоннелях в головке светофора или рядом с ней (рис. 6.1), на наземных путях под основной головкой светофора (рис. 6.2).
Допускается применение маршрутных указателей в виде стрел, одна из которых должна освещаться только при открытом пригласительном сигнале. Значение их следующее:
Рис. 6.1. Маршрутный указатель в головке светофора или рядом с ней
Рис. 6.2. Маршрутный указатель под основной головкой светофора
Рис. 6.3. Маршрутный указатель в виде стрелы установлен для движения по прямому пути
Рис. 6.3. Маршрутный указатель в виде стрелы установлен для движения на отклонённый путь
Стрелочные указатели
6.2. Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:
6.3. Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:
Рис. 6.5. Освещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена по прямому пути
Рис. 6.6. Освещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена на отклонённый путь
Рис. 6.7. Неосвещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена по прямому пути
Рис. 6.8. Неосвещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена на отклонённый путь
Указатели путевого заграждения
6.4. Указатели путевого заграждения показывают:
Указатели путевого заграждения на упорах размещаются на правом конце бруса и дают сигнальное показание только в сторону пути (рис. 6.11). Эти указатели в тоннелях должны быть освещаемые или со светоотражателями (светоотражающей поверхностью), а на наземных путях могут быть и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом станции.
В качестве сигнальных приборов путевого заграждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.
Рис. 6.10. «Заграждение с пути снято»
Рис. 6.11. Указатель путевого заграждения на упоре
Указатель контрольно-габаритного устройства (указатель КГУ)
6.5. Для передачи указания о нарушении нижнего габарита подвижного состава могут применяться контрольно-габаритные устройства. Сигнал о нарушении габарита передаётся указателем КГУ. Указатель устанавливается на светофоре в тоннеле рядом со светофорной головкой, имеет буквенное показание «КГУ» и при нарушении габарита высвечивается молочно-белым цветом. При этом светофор, связанный с контрольно-габаритным устройством, принимает запрещающее показание, а в рельсовую цепь передаётся сигнальная команда, запрещающая движение (рис. 6. 12).
Постоянные сигнальные знаки
6.6. Предельные столбики или рейки указывают место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 6.13 и 6.14).
Предельные столбики устанавливаются посередине междупутья, а предельные рейки — в междупутье, в местах, где расстояние между осями сходящихся путей достигает размеров, предусмотренных Правилами технической эксплуатации.
6.7. Знаки «Граница станции» устанавливаются на границах станции с перегоном, соединительной ветвью (рис. 6.15).
6.8. Предупредительными сигнальными знаками являются:
6.9. В необходимых случаях в соответствии с указаниями Управления метрополитена некоторые сигнальные знаки могут быть световыми, со светоотражателями или со светоотражающей поверхностью.
Рис. 6.16. Предупредительный сигнальный знак «Предельно допускаемая скорость»