кидуш на шабат что это
Краткие законы соблюдения субботы 3. Законы кидуша
Из сказанного в Торе: «Помни день шабата, чтобы освятить его» учили наши мудрецы, что в шабат необходимо упомянуть о святости шабата (сделать кидуш). Они обязали сделать это уже в самом его начале над бокалом винаи запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать шабат на вино, кроме тех случаев, когда вино трудно достать или человеку тяжело по какой-либо причине его пить. При произнесении кидуша на вино халы прикрывают (если едят после кидуша другие мучные изделия, то следует прикрыть и их).
Женщины также обязаны выполнять заповедь кидуша. Несмотря на то что кидуш — предписывающая заповедь, которая зависит от времени, женщины обязаны выполнять все заповеди шабата, так как мы учим, что тот, кто обязан соблюдать все запреты шабата, обязан соблюдать и все предписания шабата.
Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, но при условии, что и произносящий, и слушающий кидуш подразумевают, что слушающий выполняет заповедь посредством этого кидуша.
(Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. То есть даже если мальчик достиг тринадцати лет, но есть сомнения в том, что он уже возмужал, необходимо спросить раввина.)
Женщине, которая слушает кидуш из уст мужчины, желательно помолиться маарив заранее. Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).
Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская вайехулу).
2. На что делают кидуш
Лучше всего делать кидуш на старое вино(на иврите словом яин, вино, называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях. Как было сказано выше, тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.
3. Сколько необходимо выпить
Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество (мло лугмав) вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом.
Несмотря на то, что нет необходимости выпить больше мло лугмав, бокал должен содержать ревиит вина. Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой. Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Такое вино называется яин пагум (вино с изъяном). То есть если сделали кидуш над большим бокалом и отпили из него, а потом хотят еще раз сделать кидуш над оставшимся вином, нельзя перелить его в меньший бокал и сделать над ним кидуш, так как вино уже считается яин пагум (с ущербом). Как его исправить? Добавляют в бокал немного вина (или воды) и переливают все его содержимое обратно в бутылку, в которой есть еще вино. Теперь над этим вином снова можно делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы.
Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.
5. Кидуш в месте трапезы
Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть, То есть заповедь о кидуше не выполняется, если сразу после него не едятименно там, где сделали кидуш. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке, а ест дома, следует спросить раввина, как поступить.
Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Либо кезайит хлеба, либо, по крайней мере, кезайит выпечных изделий из муки.
Можно обойтись даже ревиитом вина, но следует иметь в виду, что поским разошлись во мнениях, достаточно ли выпить вино из кидушного бокала или необходимо выпить ревиит, помимо него. Кроме того, есть разногласия поским, относится ли этот закон к вечернему кидушу.
Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш — постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.
То есть все законы, касающиеся бокала и вина, обязанность совершения кидуша в месте трапезы, запрет пробовать что-либо до кидуша должны соблюдаться и в дневном кидуше.
Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, а не на хамар медина (наиболее распространенный в данной стране напиток),
то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на хамар медина, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения борэ при агафен или шеаколь на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба — большой кидуш. (Относительно благословения амоци, которое и без того произносится за столом, неочевидно, что оно говорится в качестве кидуша).
Питье перед дневным кидушем
Мы уже упомянули, что вечерний и дневной кидуши равны по всем своим законам, поэтому утром также до кидуша нельзя ничего пробовать. Все же есть между ними и различие в том, что обязанность кидуша вечером наступает сразу с наступлением шабата, тогда как днем — только со времени окончания молитвы.
Почему? Мудрецы обязали делать кидуш только тогда, когда сразу после него можно есть. И так как и в будни, и в шабат нельзя есть до молитвы, не обязали мудрецы делать кидуш. Поэтому вечером в шабат, когда обязанность кидуша наступает немедленно, то и пробовать еду запрещено сразу же с принятием шабата. Днем же, вследствие того, что обязанность кидуша наступает только после молитвы шахарит, тогда же вступает в действие и запрет пробовать еду. И так как утром до молитвы нет обязанности кидуша, можно пить до окончания молитвы, но, конечно, только те напитки, которые разрешается пить в будни до молитвы(еда же в любом случае запрещена до молитвы).
В связи с этим следует сказать, что закон меняется в случае, когда человек болен и т.п.: так как ему разрешается есть до молитвы, то, возможно, и обязанность кидуша тоже возникает для него до молитвы. Получается, что в данном случае закон относится к больному строже, чем к здоровому человеку, поскольку для больного обязанность кидуша возникает с самого рассвета, с этого же момента времени ему также запрещено пить. Как поступить в подобном случае, следует спросить раввина.
По той же причине закон отличает и женщин. Поскольку им также разрешается есть до молитвы, и, следовательно, для них обязанность кидуша возникает сразу же с наступлением утра, то, само собой разумеется, нам следовало бы сказать, что им запрещено и пить до молитвы. Поским уже разбирали этот вопрос и постановили, что, если женщина хочет попить перед молитвой, не делая кидуша, то изначально ей необходимо пить до того, как она произнесет какую-нибудь просьбу (бакашу) к Всевышнему (То есть так как она обычно произносит бакашу в будни, чтобы выполнить заповедь о молитве, то можно приравнять ее к молитве шахарит у мужчин, и мы можем сказать, что все время, пока женщина не произнесла бакашу, и если она не хочет еще есть, нет на ней обязанности кидуша).
Постфактум, если она уже сказала какую-либо просьбу, то в случае нужды, если она собирается еще помолиться шахарит прежде, чем услышит кидуш, ей разрешают также и пить без кидуша. Если же женщина не собирается молиться, то пить ей нельзя, пока не сделает кидуш (и тогда она обязана сразу и поесть в силу закона «кидуш в месте трапезы»).
Кидуш
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
1. Кидуш — освящение дня над бокалом вина. [↑]
Из сказанного в Торе: «Помни день Шабата, чтобы освятить его» учили наши мудрецы, что в Шабат необходимо упомянуть о святости Шабата (сделать кидуш). Они обязали сделать это уже в самом его начале над бокалом вина и запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать Шабат на вино, кроме тех случаев, когда вино трудно достать или человеку тяжело по какой-либо причине его пить.
При произнесении кидуша на вино, халы [особый субботний хлеб] прикрывают (если едят после кидуша другие мучные изделия, то следует прикрыть и их).
[Это также может быть применимо к кидушу в Праздник — Йом тов. Прим.ред.]
Женщины также обязаны выполнять заповедь кидуша. Несмотря на то что кидуш — предписывающая заповедь, которая зависит от времени, женщины обязаны выполнять все заповеди Шабата, так как мы учим, что тот, кто обязан соблюдать все запреты Шабата, обязан соблюдать и все предписания Шабата.
Кидуш произносят до благословения хал. Халы прикрывают
Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, но при условии, что и произносящий, и слушающий кидуш подразумевают, что слушающий выполняет заповедь посредством этого кидуша.
(Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. То есть даже если мальчик достиг тринадцати лет, но есть сомнения в том, что он уже возмужал, необходимо спросить раввина.)
Женщине, которая слушает кидуш из уст мужчины, желательно помолиться маарив [вечернюю молитву] заранее. Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).
Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская фразу «вайехулу»).
2. На что делают кидуш [↑]
Лучше всего делать кидуш на старое вино (на иврите словом яин, «вино», называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях.
Как было сказано выше, тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.
3. Сколько необходимо выпить [↑]
Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество (мло лугмав) вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом.
4. Кидушный бокал [↑]
При произнесении кидуша нужно
выпить минимум ревиит (86 мл) вина
Несмотря на то, что нет необходимости выпить больше мло лугмав, бокал должен содержать ревиит вина.
Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой.
Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Такое вино называется яин пагум (вино с изъяном). То есть если сделали кидуш над большим бокалом и отпили из него, а потом хотят еще раз сделать кидуш над оставшимся вином, нельзя перелить его в меньший бокал и сделать над ним кидуш, так как вино уже считается яин пагум (с ущербом). Как его исправить? Добавляют в бокал немного вина (или воды) и переливают все его содержимое обратно в бутылку, в которой есть еще вино. Теперь над этим вином снова можно делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы (церемония разделения праздничных дней и будней).
Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.
5. Кидуш в месте трапезы [↑]
Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть, То есть заповедь о кидуше не выполняется, если сразу после него не едят именно там, где сделали кидуш. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке [праздничные шалаши в праздник Суккот], а ест дома, следует спросить раввина, как поступить.
Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Либо кезайит [объем, примерно равный 27 куб.см.] хлеба, либо, по крайней мере, кезайит выпечных изделий из муки.
Можно обойтись даже ревиитом вина, но следует иметь в виду, что поским [авторитеты в области Еврейского закона] разошлись во мнениях, достаточно ли выпить вино из кидушного бокала или необходимо выпить ревиит, помимо него. Кроме того, есть разногласия поским, относится ли этот закон к вечернему кидушу.
Дневной кидуш [↑]
Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать Шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш — постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.
То есть все законы, касающиеся бокала и вина, обязанность совершения кидуша в месте трапезы, запрет пробовать что-либо до кидуша должны соблюдаться и в дневном кидуше.
Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, а не на хамар медина (наиболее распространенный в данной стране напиток), то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на хамар медина, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения «борэ при агафен» [благословение на вино] или «шеаколь» [благословение на другие виды пищи и напитков] на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба — большой кидуш. (Относительно благословения на хлеб «амоци», которое и без того произносится за столом, неочевидно, что оно говорится в качестве кидуша).
Питье перед дневным кидушем [↑]
Мы уже упомянули, что вечерний и дневной кидуши равны по всем своим законам, поэтому утром также до кидуша нельзя ничего пробовать. Все же есть между ними и различие в том, что обязанность кидуша вечером наступает сразу с наступлением Шабата, тогда как днем — только со времени окончания молитвы.
Принято благословлять детей
после кидуша в Субботу
Почему? Мудрецы обязали делать кидуш только тогда, когда сразу после него можно есть. И так как и в будни, и в Шабат нельзя есть до молитвы, не обязали мудрецы делать кидуш. Поэтому вечером в Шабат, когда обязанность кидуша наступает немедленно, то и пробовать еду запрещено сразу же с принятием Шабата. Днем же, вследствие того, что обязанность кидуша наступает только после молитвы Шахарит [утренняя молитва], тогда же вступает в действие и запрет пробовать еду. И так как утром до молитвы нет обязанности кидуша, можно пить до окончания молитвы, но, конечно, только те напитки, которые разрешается пить в будни до молитвы (еда же в любом случае запрещена до молитвы).
В связи с этим следует сказать, что закон меняется в случае, когда человек болен и т.п.: так как ему разрешается есть до молитвы, то, возможно, и обязанность кидуша тоже возникает для него до молитвы. Получается, что в данном случае закон относится к больному строже, чем к здоровому человеку, поскольку для больного обязанность кидуша возникает с самого рассвета, с этого же момента времени ему также запрещено пить. Как поступить в подобном случае, следует спросить раввина.
По той же причине закон отличает и женщин. Поскольку им также разрешается есть до молитвы, и, следовательно, для них обязанность кидуша возникает сразу же с наступлением утра, то, само собой разумеется, нам следовало бы сказать, что им запрещено и пить до молитвы. Поским уже разбирали этот вопрос и постановили, что, если женщина хочет попить перед молитвой, не делая кидуша, то изначально ей необходимо пить до того, как она произнесет какую-нибудь просьбу (бакашу) к Всевышнему (То есть так как она обычно произносит бакашу в будни, чтобы выполнить заповедь о молитве, то можно приравнять ее к молитве шахарит у мужчин, и мы можем сказать, что все время, пока женщина не произнесла бакашу, и если она не хочет еще есть, нет на ней обязанности кидуша).
Постфактум, если она уже сказала какую-либо просьбу, то в случае нужды, если она собирается еще помолиться шахарит прежде, чем услышит кидуш, ей разрешают также и пить без кидуша. Если же женщина не собирается молиться, то пить ей нельзя, пока не сделает кидуш (и тогда она обязана сразу и поесть в силу закона «кидуш в месте трапезы»).
«Кидуш» и субботняя трапеза
§ Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».
§ Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. В связи с наблюдающимся падением родительского авторитета возрождение данного обычая особенно желательно. Ритуал очень прост. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит:
ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г ЭФРАИМУ И МЕНАШЕ!
Дочери (дочерям) он говорит
ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г САРЕ, РИВКЕ. РАХЕЛИ И ЛЕЕ!
ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ Г-СПОДЬ И ОХРАНИТ ТЕБЯ. И БУДЕТ БЛАГОСКЛОНЕН К ТЕБЕ Г-СПОДЬ, И ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ. БУДЕТ БЛАГОВОЛИТЬ К ТЕБЕ Г-СПОДЬ И ПОШЛЕТ ТЕБЕ МИР!
§ После благословения детей глава семьи делает субботний «Кидуш» — «освящение субботы», держа перед собой кубок с вином. Он должен сознавать, что читает благословение от имени всех членов семьи. Некоторые делают «Кидуш» стоя, другие — сидя. Допустимо и то и другое.
Освящение субботы является требованием Торы, в которой сказано: «Помни день субботний и чти святость его» (Шмот, 20:8). Если в доме нет взрослого мужчины, «Кидуш» совершает женщина.
§ Мудрецы Талмуда постановили, что «Кидуш» предпочтительнее совершать над кубком вина — традиционным символом радости и веселья. Если вина нет, соответствующее благословение читают над субботними халами.
И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО,
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕМ ВОИНСТВОМ ИХ. И ЗАКОНЧИЛ Б-Г НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД СВОЙ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ ТЕХ РАБОТ, КОТОРЫМИ БЫЛ ЗАНЯТ, И БЛАГОСЛОВИЛ Б-Г ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ РАБОТ СВОИХ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЛСЯ ПРЕЖДЕ И КОТОРЫЕ НАМЕРЕВАЛ-СЯ.СОВЕРШИТЬ ПОСЛЕ ТОГО.
ВНЕМЛИТЕ. ГОСПОДА МОИ И УЧИТЕЛИ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!
§ В качестве кубка для «Кидуша» можно использовать любой сосуд, вмещающий не менее 140 граммов вина. Необходимо только, чтобы он был чистым и целым. Все же принято приобретать специальный красивый бокал для исполнения этой заповеди.
§ Вино должно быть только виноградным и, конечно, кашерным. Тот, кто не может пить вино, вправе заменить его натуральным кашерным виноградным соком. Над соком произносят то же благословение, что и над вином.
§ «Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.
§ Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.
§ По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают амен. Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.
§ После «Кидуша» все участвующие в трапезе омывают руки. Делают это с помощью специальной кружки или любого другого чистого и целого сосуда (стакана, чашки). Сначала три раза поливают правую, а потом так же точно — левую руку. Вытирая руки полотенцем, произносят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ОМЫВАТЬ РУКИ)
§ Немедленно после этого,, ничем не отвлекаясь и не разговаривая, усаживаются за стол. Глава семьи снимает с хал салфетку и быстро поднимает их, произнося:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ
Халу разрезают на части и куски раздают всем членам семьи, которые не должны сами произносить благословение над хлебом, если отвечали имен и если глава семьи говорил от их имени.
§ Обе халы должны быть целыми, неразрезанными. Они называются лехем мишнэ и символизируют двойную порцию манны, которую евреи во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта собирали в канун субботы. Кроме того, две халы, подобно двум свечам, напоминают два предписания Торы: «Помни день субботний…» и «Соблюдай день субботний…»
Если нет хал, их можно заменить булочками или мацой. Целые хлебы (или пластинки мацы) нужны только для благословения. Во время трапезы можно употреблять нарезанный хлеб.
§ Вошло в обычай петь за субботним столом особые песни — змирот. Эти песни, созданные в основном в средние века, славят субботний покой и Всевышнего, Который его нам даровал. Не обязательно ограничиваться теми змирот, которые имеются в молитвеннике, их выбор в наше время достаточно широк. Субботние напевы очень разнообразны, змирот можно петь на разные мелодии.
§ По окончании трапезы полагается возблагодарить Всевышнего, как сказано в Торе: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 8:10). Послетрапезная молитва («Биркат амазон») в субботу, в отличие от других дней недели, читается нараспев и не спеша. Даже маленькие дети быстро запоминают слова этого благословения и охотно присоединяются к взрослым.
Субботний кидуш
Написано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Это означает, как объясняют мудрецы, что при встрече и проводах субботы человек обязан восхвалять Творца и вспоминать о святости субботы. Заповедь Торы — освятить субботу словами кидуша.
По мнению большинства поским ришоним (мудрецов, устанавливавших еврейские законы в Х I — XV веках ), в Торе не говорится об обязанности делать кидуш на вино, поэтому чтобы выполнить заповедь Торы, достаточно произнести слова восхваления и освящения субботы. Даже раби Акива Эйгер, один из величайших поским ахроним (мудрецы, устанавливающие еврейские законы с XV I века и до наших дней) предполагает, что, сказав «гут шабес!», по сути дела можно выполнить заповедь Торы: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Однако Рамбам пишет, что в словах «гут шабес!» есть упоминание субботнего дня, но нет его восхваления.
Многие поским ахроним рассматривают такую ситуацию: человек помолился субботний Маарив, где в Амиде упоминается и восхваляется день субботний. Получается, говорят они, что он уже выполнил заповедь освящения субботы, несмотря на то, что не пил при этом вино. Но, как мы уже сказали, большинство поским считают, что в Торе не говорится об обязанности делать кидуш на вино.
Из этого обсуждения вытекают несколько практических вещей. Если человек уже помолился субботний Маарив, то он выполнил заповедь Торы: «Помни день субботний, чтобы освятить его». В таком случае получается, что он не может делать кидуш для того, кто еще не молился, поскольку его обязанность сделать кидуш меньше, чем у человека не молившегося, который обязан выполнить заповедь Торы. Однако в «Мишне Бруре» говорится, что на практике такой проблемы не существует. Возможно, из-за того, что человек молящийся Маарив имеет ввиду только молитву. У него нет намерения делать кидуш. В соответствии с еврейским законом при выполнении заповеди необходимо быть внутренне настроенным на ее выполнение. Поскольку у молящегося наверняка не было намерения делать кидуш во время чтения субботнего Маарива, то он может выполнить эту заповедь для любого другого еврея, участвующего в субботней трапезе.
Мудрецы добавили к заповеди Торы, повелевающей говорить слова восхваления и освящения субботы, предписание, которое обязывает произносить их, держа в руке бокал с вином. В книге «Хинух» есть интересное объяснение постановления мудрецов. В ней сказано, что суббота — это одна из основ нашей веры, потому что Вс-вышний сотворил мир за шесть дней, а в субботу прекратил свою работу. Чтобы евреи помнили о величии этого дня, в Торе есть заповедь: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Мудрецы постановили, что слова кидуша, восхваляющие субботу надо произносить над бокалом вина, так как этот напиток радует человека; и дополнительная радость от вина увеличит уважение к субботе в его сердце. Мудрецы обязали евреев делать кидуш на стакан, вмещающий «ревиит» вина (По мнению Хазон Иш, ревиит — — это 150 см3 вина, а по мнению Хаим Наэ — 86 см3), так как меньший объем вина не позволит среднестатистическому человеку почувствовать эффект от выпитого. Если же для человека хлеб приятнее вина, то мудрецы Талмуда разрешают делать кидуш на хлеб.
В книге «Хинух» объясняется также, по какой причине в субботу запрещено делать определенные виды работ. Дело в том, что только человек свободный от повседневных дел способен поверить всей душой в обновление мира. Чтобы думать о сотворении мира, нужно находиться в состоянии покоя. Тогда человек сможет спросить себя: «Зачем этот покой?» И найдет ответ: «Ибо шесть дней творил Вс-вышний небо, и землю, и т.д.»
Заповедь, повелевающая делать кидуш, связана с определенным временем. Как правило, женщины освобождены от обязательного выполнения таких заповедей. Но делать кидуш они обязаны, так как, в общем, у них есть обязанность соблюдать законы субботы. Маленькие дети также обязаны участвовать в исполнении заповеди, требующей делать кидуш в субботу, так как это постепенно приучит их к выполнению заповеди.
По словам мудрецов, при выполнении этой заповеди надо обратить внимание на то, чтобы стакан для кидуша был целый, без изъяна. Его наполняют вином до краев (до кидуша нельзя отпивать от вина, налитого в кидушный стакан. Если же кто-то отпил от него, надо долить вино из бутылки или добавить другую жидкость, чтобы кидушный стакан был полон.) Прежде чем наполнять бокал вином, необходимо проверить, чтобы он был чисто вымыт и ополоснут водой. А по кабале перед кидушем надо ошпарить стакан кипятком, даже если он идеально чист.
Запрещено выливать вино, оставшееся в стакане после выполнения заповеди, прямо в бутылку. Но если из бутылки доливали вино в кидушный стакан, чтобы исправить ущерб, можно вылить оставшееся вино в бутылку.
Чтобы уберечься от проблемы «яин несах» (нееврейское вино), надо сварить вино для кидуша перед субботой, потому что запрет «яин несах» не касается вареного вина. Однако в наши дни вино, производимое на заводах, обычно пастеризуют. Некоторые мудрецы полагают, что пастеризованное вино можно считать вареным, поэтому оно не требует дополнительной варки. Однако большинство поским постановили, что пастеризованное вино требует варки, так как процесс пастеризации не изменяет количество и качество вина, следовательно, пастеризацию нельзя назвать варкой.
Если нет вина для того, чтобы сделать кидуш в субботу вечером, можно делать кидуш на хлеб. Сначала нужно сделать «нетилат ядаим» (омовение рук) и сказать благословение, как поступают обычно, прежде чем есть хлеб. Потом нужно взять два хлеба, накрыть их салфеткой и произнести первый отрывок вечернего кидуша в субботу: «Ваехулу … лаасот». Затем следует открыть халы, сказать благословение на хлеб «амоци», опять закрыть хлеб и произнести следующее благословение кидуша. После этого можно есть хлеб.
Если нет и хлеба, можно сказать кидуш на любую жидкость, которую принято подавать за праздничным столом в той стране, где живет человек.
Основное время выполнения заповеди Торы о кидуше — вечер субботы. А дневной кидуш принято делать в соответствии с постановлением мудрецов. Поэтому если нет вина для того, чтобы сделать дневной кидуш, его можно сделать на другую жидкость.
Однажды спросили у рава Ицхака Зеева Соловейчика из Бриска (Брест): «Можно ли сделать кидуш на чай, как на жидкость, которую принято подавать за праздничным столом?» Он ответил: «Есть закон, что надо выпить залпом большую часть жидкости из кидушного стакана, а горячий чай невозможно выпить залпом. Когда же чай холодный, он уже не считается чаем».