кинестетическая память это что
Кинестетическая память это что
Есть ли у человека шанс развить свою память? Или она задана от природы и помочь тут ничем нельзя? Действительно, память имеют органическую основу. Однако органические задатки прямо влияют на развитие лишь наиболее элементарных процессов.
В учебной же деятельности решающую роль играют процессы смыслового запоминания (запоминания смыслов). А здесь главными являются специальные приемы запоминания и воспроизведения. Обычно эти приемы формируются стихийно, потому что задача их планомерного развития обычно не ставится.
Специальные приемы, безусловно, могут постоянно совершенствоваться путем соответствующих тренировочных упражнений. Да и органическая основа памяти в определенной степени поддается тренировке.
Чтобы помочь учащемуся развить свою память, необходимо, прежде всего, ее диагностировать, причем всесторонне, по всем основным параметрам (типам, видам и т.п.). Поговорим о типах памяти.
Типы памяти
Есть четыре типа памяти:
Школьники визуального (зрительного) типа памяти, наилучшим образом запоминают материал с помощью наглядного предъявления. Они быстро и без особых усилий запоминают внешний вид любых объектов, в том числе печатных текстов. Поэтому, отвечая урок, ученик зрительного типа памяти видит текст на внутреннем экране и как бы считывает его отдельные фрагменты.
Школьники аудиального (слухового) типа памяти наилучшим образом запомнят воспринятое на слух: лекции, прочитанный вслух текст учебника и т.п. При этом запоминают они не столько смысл услышанного, сколько слуховые образы слов. Следовательно, люди со слуховым типом памяти могут в какой-то степени соперничать с магнитофоном. Когда аудиал учит уроки, ему надо обязательно прочитывать и пересказывать материал вслух.
Достаточно распространен особенно в младших классах тип школьников, запоминающих материал с помощью кинестетических ощущений. Ученику с двигательным типом памяти хорошо запоминается, например, правописание отдельных слов, если он их переписывал. Часто для того, чтобы припомнить орфографию того или иного слова, кинестетики сначала его пишут на черновике. Помните, как писал гоголевский Акакий Акакиевич? Он «подсмеивался, и подмаргивал, и помогал губами процессу своего письма». Это означает, что такие люди запоминают слова, запоминая движения органов речи.
Что же касается смешанного типа памяти, то к нему принадлежат люди, которые одинаково успешно запоминают с помощью любого анализатора.
Упомянутые типы имеют одну общую черту: все они касаются образных объектов — зрительных, слуховых, двигательных. Их отличительная черта — чувственная конкретность.
Однако принадлежность к тому или иному типу памяти теряет свое значение, когда ученику дается задание на запоминание и воспроизведение смыслов, понятий. Хоть изучаемые объекты могут быть представлены не только в словесной, но и графической форме, во всех случаях они осмысливаются с помощью слов. При этом один и тот же смысл может быть передан разными словесными выражениями. И в этом — его абстрактность.
Здесь мы выходим на другую классификацию, связанную с соотношением первой и второй сигнальных систем действительности по И.П.Павлову (помните в школе учили?).
Ученики, у которых преобладает один из типов образной памяти (включая и смешанный), могут быть объединены в понятии первосигнального типа. Это так называемые художники.
Те же, у кого психическая деятельность строится преимущественно на словесной (второсигнальной) основе, относятся к абстрактному, или «теоретическому» типу.
Возникает вопрос: как можно с помощью знания типа памяти учеников улучшить учебный процесс? Ведь трудно представить, чтобы учитель мог дифференцировать свои дидактические воздействия, учитывая тип памяти того или иного ученика.
Да, это не очень просто. Но возможно. Возьмем такой пример.
Чтобы получить обратную связь о качестве усвоения нового материала, обычно практикуется фронтальный опрос сразу после его объяснения учителем. Здесь в выигрыше ученик с аудиальным (слуховым) типом памяти.
А можно ли ожидать хорошего ответа от ученика со зрительным типом памяти? Вряд ли. Потому что на слух (как бы внимательно он не слушал учителя) воспринять материал должным образом он едва ли сможет. Ситуацию можно изменить, если разрешить ученику во время объяснения пользоваться учебником.
Ученик-кинестетик с двигательным типом памяти получит пользу, если научить его вести краткий конспект объяснений учителя.
Или обратимся к домашним заданиям.
1. Школьнику с развитой зрительной памятью, будет полезно самостоятельно составлять диаграммы и графики, иногда даже выполнять иллюстрации в виде рисунков.
2. Школьникам со слуховым типом памяти можно посоветовать обязательно читать материал учебника вслух и повторять его также вслух.
3. Если у ученика двигательный тип памяти, можно посоветовать составлять подробные планы-конспекты изучаемого материала.
Таким образом, индивидуальный тип памяти ученика в состоянии помочь учителю и родителям подойти рационально к обучению детей. И выиграют от этого все.
Мозг программиста
Спасибо за статью habrahabr.ru/post/191210! Хорошую тему подняли.
Поделюсь и своим опытом. Ниже — идентичное содержание и первой, и заключительной лекции в программе подготовки стажеров.
В программировании, помимо ЭВМ, методик и софта с разных сторон, есть еще такой ключевой элемент, как программист.
Почему он самый главный? Потому что, как знают многие, большую часть решений можно создать без ЭВМ, без методик и без софта – карандашом на бумаге или вовсе в воображении. А без программиста создать программу нельзя. Потому что он, программист, как раз программу и создает.
О программисте, как о решающем факторе, и о его мозге, как об основном инструменте, мы сейчас поговорим.
Рациональное использование ресурсов
Станочник ознакамливается с конструкцией станка до начала работы. Автомобилист изучает устройство автомобиля, его механику и физику, хотя бы на базовом уровне. Швея изучает швейную машинку. Многие художники практически знакомы с поведением ворса на различных видов кистей в различных условиях, с разной силой нажима и углом прикосновения…
Для создания программ ЭВМ программист помимо прочего использует устройство /dev/brain, также известное в миру как головной мозг.
Помимо аналитической части, принципы работы которой до сих пор малоизвестны и сомнительны, основные функциональные части /dev/brain – это каналы восприятия и память. В том числе “оперативная память”, работу которой можно ассоциировать с мышлением.
Так получилось, что каналы восприятия соответствуют разделам памяти, и имеют некоторые связанные свойства. Используя тот или иной канал восприятия – задействуется соответствующий вид памяти.
Каналы восприятия
Кинестетическое восприятие – то, что можно ощущать. По прежнему, лучшим способом передачи информации между поколениями является подзатыльник.
Визуальное восприятие – то, что можно увидеть. Демонстрация обнаженной женской груди часто срабатывает как решающий фактор при принятии жизнеопределяющих решений.
Аудиальное восприятие – то, что можно услышать. Отсутствие шума, музыка, слова коллег, обсуждение, поорать на кого-то или послушать чьи-то вопли – это все отсюда.
Зоны памяти
Кинестетическая память
Самая сильная. В детстве будущего физиолога Павлова укусила собака. Собака укусила и позабыла. А Павлов вырос и не позабыл…
Не знаю, как охарактеризовать объем. Скорость доступа – наивысшая, этот механизм очень близок к инстинктам и рефлексам.
Визуальная память
Имеет самый большой объем. Скорость доступа, пожалуй, ниже средней. Однако, как будет показано ниже, имеет огромнейшие просторы для применения, и является наиболее эффективной.
Простой тест, чтобы хорошо понять это. Вы можете вспомнить лица практически каждого человека, с которым когда-либо встречались в свой жизни. Представляете, какой это объем информации? Причем вспоминание займет 1-2 секунды.
Для решения задач программирования – вполне приемлемые, и даже отличные параметры.
Аудиальная память
А здесь у разных людей по разному. У кого-то она развита хорошо, а у кого-то не развита вовсе. Но всем полезна. Каким образом – покажу ниже.
Абстрактная память
Абстрактному мышлению не соответствует ни один из каналов восприятия. Для того, чтобы что-то представить абстрактно, нужно очень и очень сильно напрягать мозг.
Имеет самый маленький объем! Человек в состоянии одновременно удерживать в голове от 3 до 7 абстрактных фактов. Если его фамилия не Вассерман – в тот момент, когда он попытается учесть восьмой фактор в анализируемой системе – из области логической видимости пропадет один из ранее актуализированных.
И все это можно и нужно учитывать.
Юзкейсы
Покажем, каким образом каналы восприятия работают в различных случаях из работы программиста.
Тупить в монитор
Самый частый и самый низкопроизводительный случай. Программист сидит и тупит в монитор. Читает тексты на разных языках, ищет что-то, пытается что-то решить. При этом основной используемый ресурс – это абстрактное мышление. Самое затратное, дорогое и низкопроизводительное. Поэтому продукты, действительно, гениальны, но приходят они с огромными временными и энергетическими затратами. Это самый низкоэффективный из всех кейсов.
Как избавиться от проблемы тупления в монитор?
Весьма просто. Достаточно поместить часы в область зрения, и каждые 20 минут обязательно покидать рабочее место на 10 минут. Хорошая идея – занять это время физическими занятиями или общением.
Не самые лучшие, хотя и популярные решения – покурить или посмотреть телевизор. Вредно для здоровья, но тоже помогает.
Нарисовать картинку
Используя возможности визуального восприятия и визуальной памяти, возможно принимать решения и анализировать многокомпонентные системы. Даже если количество элементов в системе превышает семи – не составит никакого труда работать с визуальным представлением этой системы в виде схемы.
Есть академические приемы использования этой методики. Во-первых, это прекрасный UML. Во-вторых, это методы XP (экстремального программирования) и SCRUM. Эффективность этих методов неоспорима.
Вообще визуальные методы – самые эффективные для обучения. Помните девочек-отличниц из средней школы? (Осторожно, сейчас будет разновидность юмора — сарказм) Большинство из них – дуры… Но ничто не мешает им систематически получать пятерки. Если вы заглядывали в их тетради – информация всегда хорошо структурирована, и представлена ЦВЕТНОЙ графикой. Поэтому они отлично запоминают материал, и легко используют его даже для абстрактных выводов.
Умные не зубрят. Они конспектируют и рисуют.
Повысить качество иллюстраций просто — достаточно проработать цветовые коды (применить цвета, и сделать это осмысленно и системно) и решить задачи декомпозиции именно на этом этапе. Не допускать визуально сложных схем — делить их на фрагменты и выделять больше уровней, если это необходимо.
Понизить качество иллюстраций также несложно — для этого достаточно рисовать все одним цветом, и (или) делать сложные схемы. Так, чтобы они воспринимались медленно и с трудом.
Обсудить с коллегами
Одни из самых гениальных решений приходят в процессе обсуждения. Поэтому обсуждения так полезны, даже если не все участники обсуждения компетентны. Вспомните метод резиновой уточки.
Что происходит при этом?
До обсуждения, в умах участников (или хотя бы одного, ключевого участника) уже присутствует визуальное и (или) абстрактное представление задачи.
Обсуждение же, как еще один канал восприятия, задействующий аудиальную память, вне зависимости от того, насколько аудиальное представление прокачано у конкретных участников – создает объемное представление предмета! Поэтому именно при обсуждении рождаются даже более гениальные мысли, чем при исключительно абстрактном анализе задач, при туплении в монитор.
Яркие примеры многие из читателей сотни раз встречали в курилках и на планерках у талантливых руководителей.
Мы несколько раз в неделю устраиваем внутренние семинары. Каждый из коллег делится с другими коллегами своими текущими задачами и испробуемыми путями их решения. Пока рассказывают – на ум приходят светлейшие идеи.
Их, идей, много. Они гениальны и цена их низка – обычно за получасовую беседу рождается от 5 до 10 великолепных решений.
Из ТРИЗ. Японские инженеры на внутренних семинарах (планерках, мозговых штурмах – не суть) используют интересный метод. Вначале все участники высказывают как можно более глупые, дикие и сумасбродные идеи. В результате происходит, простите за терминологию, критичное расширение незавершенного гештальта, которое приводит к мгновенному расширению менталитета и получению новых ракурсов восприятия. Таким образом они рождают действительно гениальные, эффективные решения.
Счастье придет, если еще раз пройтись по статье и загуглить термины. Выделить слово, потом нажать правой кнопкой мышки и в открывшемся меню выбрать пункт “Искать. ”
Кинестетическая память
Когда мы отчетливо осознаем наше положение в пространстве, и понимаем, как работа мышц трансформируется в движение тела, то можем лучше почувствовать наше тело света, астральное тело или нашего двойника. Медленно поднимите левую руку, ощущая изменения, которым подвергаются мышцы, и замечайте, как сопротивляется движению суставов и костей воздух. Выполните подъем левой руки несколько раз, а затем мысленно поднимите правую руку, и попытайтесь воспроизвести все ощущения, которые должны при этом возникать. Поступайте так до тех пор, пока не почувствуете, что «кинестетический» подъем руки вызывает у вас такие же отчетливые ощущения, что и реальный подъем руки. Если вы продолжите выполнять эту практику, работая с разными видами движений и положений разных участков тела, то со временем обнаружите, что способны свободно передвигаться в «кинестетическом» теле. Двойник может выполнять много функций. С его помощью можно «проигрывать» потенциально сложные ситуации или задачи (в продолжение техники расслабления и упражнения «делай проще»). Его можно использовать для шейпшифтинга[8] и призывания (см. главу 8), а также для исследования сновидений и пороговых трансов.
Читайте также
Память
Память Использование триггеров улучшает память. Прибегните к этой технике во время знакомств с новыми людьми, чтобы запомнить их имена. Думайте о своем имени, пока произносите его, чтобы новые друзья услышали и запомнили его на более глубоком
Память
Память Память – удивительное свойство человеческого сознания. Не вызывает сомнений тот факт, что способность к запоминанию оказывает на нашу жизнь огромное влияние. Этот бесценный дар управляет всеми умственными процессами и направляет их. Если бы мы не обладали
II. ПАМЯТЬ
II. ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ — это материал самосознания. Представьте себе, что мы не знаем происходящее, но знаем произошедшее, пусть даже мы активно сконцентрированы на том, что называется «настоящим».Более того, ни в каком состоянии, кроме Саммасамадхи (Саммасамадхи — истинное
Абсолютная память
Абсолютная память Есть люди, которые с абсолютной точностью запоминают все, что они когда-либо видели или слышали. Например, японка Акира Харагучи могла назвать по памяти первые 100 тысяч разрядов числа Пи… Российский журналист Шерешевский без труда запоминал ряды или
Стереть память
Стереть память Мне рассказали про девушку, наложившую на себя руки после насилия над ней. Мама ее говорила, что она целыми днями плакала и перестала выходить из дома. Ей казалось, что все всё знают. Она плакала и твердила: «Мама, как мне жить? Я не смогу этого забыть
«Космическая память»
«Космическая память» Если же говорить о современных озарениях, то, очевидно, самым обильным источником информации о Хрониках Акаши является работа Эдгара Кейса (1877–1945) — ясновидца и христианского мистика, основателя Ассоциации Исследования и Просвещения. Все сорок три
Память
Память Вы уверены, что в вашей памяти содержится только лично ваша, интимная и неприкосновенная информация? А зря! Ученые (институт Вейцмана, Израиль) показали, как человеческий мозг постоянно заменяет собственную память «фактами», навязанными общественной
Постанавливаем память
Постанавливаем память 857 = Человеческий разум – связующее звено, что соединяет небо и землю в единой цепи (41) = «Числовые коды» Крайон Иерархия 15.01.2011 г. (03:05)Проснулась. Мысль в голове: «Вот это да, вот это время наступило, по одному фрагменту всю систему восстановить
21 В память Хуйнэня
21 В память Хуйнэня Возвращение ответственностиОбычно ответственность смещается к объекту! Но у объектов ее нет совсем: вся ответственность лежит на субъекте.Переведи ее домой! Держи ее дома! Где колышется флаг, и что заставляет его колыхаться? Где звенит колокольчик, и
Память тела и память духа
Память тела и память духа Таким образом, мы определяем память как сознательное использование в нужный момент всего опыта, которым обладает персона, или маска, а реминисценцией называем актуализацию того опыта, которым обладает наше высшее Я. На физическом, эмоциональном
Память
Память Многие десятилетия считалось, что ребенок этого возраста не может помнить то, что было в его жизни раньше. Современные дети иные. Многие из них обладают прекрасной устойчивой памятью. Не удивляйтесь, если, начав говорить, они станут вспоминать то, что было в их жизни
Мышление и память
Мышление и память Никакое решение какого бы то ни было рода, сколь бы умным и хорошо продуманным оно ни было, никогда не может положить конец конфликту между людьми, между «вами» и «мной». Мышление не решило наши проблемы, и я не думаю, что оно их когда-нибудь решит. Мы
РАЗВИТИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
РАЗВИТИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Память – это следовая форма психического отражения, процесс запоминания, сохранения и последующего объективного и субъективного воспроизведения и узнавания ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Личность и её отношения, навыки, надежды, привычки, желания существуют благодаря памяти.
Память – это не только дар природы, который нам даётся при рождении, но и результат целенаправленного развития этой функции.
Для того, чтобы ребёнок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребёнок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
У детей необходимо развивать произвольное и непроизвольное ( основанное на эмоциях и интересах) запоминания, а также кратковременную и долговременную память, развивать отдельные свойства памяти, такие, как память зрительная, эмоциональная, слуховая, кинестетическая и другие ( в зависимости оттого, какие ощущения преобладают).
Упражнение 1. « УХО – НОС »
Ход занятия: Педагог отдаёт детям команды и предлагает им по команде « Ухо!! Взяться за ухо, по команде «Нос!! – за нос. Педагог не только подаёт эти команды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на непроизвольные движения.
Упражнение 2. « СЛОГ – ШАГ »
Ход занятия: Педагог по очереди называет детям слово, по количеству слогов которого каждый ребёнок должен сделать соответственное количество шагов вперёд.
Усложнение: Дети могут разделиться на пары и называть слова друг другу. По количеству шагов, сделанных одним ребёнком, другой должен придумать слово, количество слогов которого соответствует количеству шагов.
Лучшим будет тот, кто правильно « прошагает» наибольшее количество слов.
Упражнение 3. «ПРОДОЛЖАЙ!»
Ход занятия: Занятие проводится с небольшой группой детей. У педагога в руках мяч, который он бросает, произнеся какой-либо, слог, одному из детей и говорит: «Продолжай». Ребёнок, получивший мяч, называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, произнося первый слог какого-нибудь слова, бросает мяч другому ученику и т.д.
Упражнение 4. « ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»
Ход занятия: Педагог сажает или ставит детей полукругом и называет предметы с условием: если предмет летает – дети должны поднимать руки, если не летает – руки у детей должны быть опущены. Педагог может сознательно ошибаться, у многих руки непроизвольно, в силу подражания, будет подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение 5. « ЛАДОШКИ»
Ход занятия: Дети садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл занятия заключается в том, чтобы дети поочередно поднимали ладошки, т.е. пробегала « волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки дети, поднявшие ладошки не вовремя или не поднявшие их в нужный момент, выбывают, выбывают из круга.
Упражнение 6. « НАЙДИ СВОЁ МЕСТО »
Ход занятия: Педагог раздаёт детям геометрические фигуры. Учащиеся определяют, какого цвета фигуру получил каждый из них и как она называется. Например: « У меня жёлтый треугольник».
Затем ребятам предлагается ряд тех же фигур, расположенных на доске в определённом порядке, и даётся задание занять место в ряду соответственно полученной фигуре.
Предлагаются фигуры: красный овал, жёлтый треугольник, зелёный круг, синий прямоугольник, чёрный квадрат, голубой треугольник, причём треугольники разные ( один – равносторонний, другой – прямоугольный).
Упражнение 7. «ПАНТОМИМА»
Ход занятия: Педагог предлагает детям изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (машину, чайник, поезд, самолёт) или какие либо действия ( рисование, умывание, расчёсывание волос, плавание).
Ход занятия: Педагог выстраивает детей в круг и говорит: « Дети, сейчас я буду бить в бубен, а вы на громкие редкие удары должны идти, подражая медведю, медленно, на внешней стороне стопы; на тихие частые удары – бежать на цыпочках, словно мышка».
Упражнение 9. « РИСОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ»
Ход занятия: Детям предлагается выполнить простые изображения, например:
— клумбу, на которой с левой стороны растут голубые цветы, а на правой
— блюдо, в центре которого лежат огурцы, а вокруг них помидоры;
— книжную полку, на которой стоят книги; с правой стороны в красном
переплёте, с левой стороны в синем переплёте, а в центре – в зелёном
— домик лесника, справа от которого располагается три ели, а слева – две
Быстрый и ощутимый коррекционно- развивающий эффект может быть достигнут также за счёт привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов ( зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.