кинетическая скульптура что это
Математика во плоти
Что такое кинетическое искусство и как оно работает
Архитектура — застывшая музыка. Это избитое выражение, приписываемое немецкому философу и теоретику искусства Фридриху Шеллингу, касается «большой» архитектуры. Однако с середины XX века художники все больше тяготеют к особым «малым» архитектурным формам — кинетическим скульптурам, которые застывшими назвать уже нельзя. Напротив, эти скульптуры, отдельные элементы которых, взаимодействуя, перемещаются по причудливым траекториям, завораживают зрителя постоянным движением. О кинетических скульптурах пишут книги искусствоведы, спорят посетители выставок. Совместно с Музеем современного искусства «Гараж» мы попытаемся взглянуть на них под другим углом — глазами математика.
С 17 марта по 9 мая в Музее современного искусства «Гараж» проходит «Трансатлантическая альтернатива» — первая в России крупная выставка, посвященная кинетическому и оптическому искусству Восточной Европы и Латинской Америки. На ней экспонируется более сотни произведений искусства 1950–1970-х годов, в том числе кинетические скульптуры, картины, рисунки, видео и инсталляции, а также уникальные архивные материалы. Логическим продолжением выставки «Трансатлантическая альтернатива» будет открытие «Атома» Вячеслава Колейчука — реконструкции монументальной цветодинамической скульптуры, стоявшей у истоков кинетического искусства в России. Мы решили разобраться, как устроен «Атом» и другие кинетические скульптуры.
Александр Колдер (Alexander Calder)
Американский скульптор (1898–1976), в начале 1930-х годов обратился к изготовлению динамических конструкций — так называемых «мобилей». Первые «мобили» Колдера приводились в движение моторами, но впоследствии, стремясь к созданию динамических систем, способных отражать постоянную изменчивость природы, Колдер перешел к «естественным» способам динамизации формы, а именно к конструкциям с неустойчивым равновесием, способным приходить в движение от малейшего колебания воздуха.
В своих работах Колдер использовал механизмы на основе рычажных весов — вращающиеся под действием потоков воздуха конструкции из проволоки и металла. К созданию таких «мобилей» применить классическую механику и математику довольно сложно, поскольку каждый из них состоит из большого числа частей совершенно разной формы. Скорее всего, параметры элементов скульптур — плоских грузиков разнообразной формы, расположенных иерархически, — определялись опытным путем, поскольку первую свою скульптуру Александр Колдер построил еще в 1930-х годах. Кстати, многие историки искусства считают, что он был первым, кто определил контуры «мобильного» направления кинетического искусства.
Впрочем, в настоящее время для разработки подобных конструкций можно использовать компьютер и метод конечных элементов, когда виртуальную модель разбивают на отдельные очень маленькие элементы, к которым применяют известные простые физико-математические законы и правила — правило равновесия рычага, правило нахождения центра тяжести плоской фигуры и так далее. Например, центр тяжести кольцевого сектора, который встречается в работах Колдера, рассчитывается по следующей формуле:
Часто повторяющийся у Колдера мотив — сложно устроенные и вложенные друг в друга «весы». Мобили, построенные по этому принципу, породили множество подражаний, а в интернете даже появляются инструкции, как сделать такой мобиль своими руками, без привлечения сложных вычислений:
Тео Янсен (Theo Jansen)
Нидерландский художник (родился в 1948 году), известен своими «искусственными формами жизни» — скелетообразными фигурами, способными передвигаться по песчаным пляжам под воздействием силы ветра. Генетические алгоритмы Янсена способны симулировать биологическую эволюцию видов.
В работах Тео Янсена находят применение идеи стопоходящей машины, основной узел которой переводит вращательное движение в поступательное. Скульптуры Янсена напоминают причудливые существа, которые ловко перебирают десятками ног и с легкостью движутся под действием ветра. Сам художник называет их «пляжными зверями», Strandbeest. Однако в действительности научить «зверей» ходить не спотыкаясь не так-то просто — необходимо не только корректно спроектировать каждую ногу, но и организовать их совместную работу. Для этого скульптору нужно решить систему нелинейных алгебраических уравнений, вытекающих из теоремы Пифагора.
Вот конкретный пример. Рассмотрим два рычага 1 и 2, соединенных шарниром в точке 5. Допустим, нам известны координаты концов 3 и 4 и мы хотим найти положение шарнира. Для решения этой задачи необходимо аналитически или численно решить систему двух нелинейных алгебраических уравнений, где L1 и L2 — это гипотенузы двух прямоугольных треугольников (длины рычагов), а x4 − x5, y4 − y5, x3 − y5 и y3 − y5 — это длины катетов. Как известно, эти величины связывает между собой теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Разумеется, каждая «нога» содержит больше двух шарниров, а потому задача, которую предстоит решить художнику перед постройкой скульптуры, гораздо сложнее. Так или иначе, она сводится к оптимизации узлов — то есть подбору таких длин рычагов, при которых конструкция будет двигаться плавно, без толчков. Наконец, после того как скульптура будет спроектирована, необходимо сделать оптимизационные прочностные расчеты и убедиться в том, что она не сломается. Тут пригодятся знания, которые аккумулирует легендарная наука под названием сопротивление материалов (или, как ее сокращенно называют студенты, «сопромат»). И только после проведения всех расчетов скульптор может браться за инструменты, чтобы собрать конструкцию из пластиковых трубочек, деревянных брусков, скотча и полиэтилена.
Кстати, первым человеком, который стал применять высшую математику для проектирования подобных конструкций, был наш соотечественник Пафнутий Чебышёв, стопоходящая машина которого получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и сейчас хранится в Политехническом музее в Москве. Впрочем, механические «звери» Тео Янсена ушли гораздо дальше — они запасают энергию ветра, надувая упругий «желудок», состоящий из пластиковых бутылок, умеют определять тип почвы, по которой ходят, и выбрасывают якоря, если ветер дует слишком сильно. Все это удается им без привлечения сложной электроники.
Лимэн Уитакер (Lyman Whitaker)
Американский художник, чья творческая биография насчитывает уже более пятидесяти лет. Последние тридцать лет он посвящает свои усилия «ветряным скульптурам» (Wind Sculptures).
Тогда как «мобили» Александра Колдера нужно демонстрировать в закрытом помещении, работы Лимэна Уитакера требуют дуновения ветра, от которого они начинают вращаться и создавать нужный «эстетический» эффект. В его работах используются законы аэродинамики, а сами скульптуры представляют собой своеобразные приборы для замера скорости ветра (анемометры, ветромеры).
Скорее всего, на создание мобилей Уитакера натолкнуло вращение традиционного флюгера с анемометром в виде четырех полусфер, которые используют метеорологи. Впрочем, сам автор утверждает, что черпает вдохновение в природе — в раскачивании травы и деревьев под действием ветра. Современные компьютерные программы позволяют моделировать геометрию обтекания газом или жидкостью сложных статичных или подвижных конструкций, однако Уитакер работает «по наитию», определяя профили каждого из «мельничных крыльев» опытным путем.
Обтекание тела воздухом описывается законом сохранения энергии — потенциальная энергия переходит в кинетическую и обратно, но сумма энергий остается постоянной. В газодинамике потенциальная энергия определяется давлением потока, а кинетическая — скоростью потока. Вместе их связывает формула, открытая Даниилом Бернулли в начале XVIII века. На рисунке видно, что скорость потока воздуха над крылом выше скорости потока под крылом.
Перепад давлений под крылом и уравнение Бернулли
Завораживающие кинетические скульптуры
Современные художники и скульпторы уже давно вышли за рамки общепринятого понятия «изящное искусство». Они стали настоящими изобретателями и в результате создали отдельное художественное направление, получившее название «кинетическое искусство». Кинетизм основан на простой идее: под воздействием ветра, света и движения можно создать потрясающий художественный объект, который буквально «оживает» на глазах зрителей. В нашей подборке — самые впечатляющие примеры кинетических скульптур, созданные деятелями совриска.
ОБИТАТЕЛИ ПЕСЧАНЫХ ПЛЯЖЕЙ ТЕО ЯНСЕНА
КОСМИЧЕСКИЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ ЭНТОНИ ХОУ
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ОТ ТАМАРЫ КВЕСИТАДЗЕ
ГИПНОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ БОБА ПОТТСА
ВОЛШЕБНЫЙ ДОЖДЬ ОТ ART+COM
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ ЦОЯ УРАМА
КЛАССИКА — ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ: УДИВИТЕЛЬНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ЛИ ХУНБО
Кинетическое Искусство (немного подробностей)
Прелюдия
Многим известный ролик нидерландского художника, механика и кинетического скульптора — Тео Янсона
Начало
Итак, считается что Кинетик Арт (да, я специально не перевожу это словосочетание, дабы сохранить его изящность) появился на свет в конце XIX века когда на Всемирной выставке в Париже 1878года было представлено изобретение российского математика Пафнутия Львовича Чебышева – «стопоходящая машина». Это изобретение в высшей степени поразило посетителей выставки тем, что «казалось воистину живым» и эта схожесть будоражила воображение, заставляя «чувствовать в нём жизнь и душу». Чебышев, конечно же, даже и не подозревал, что тем самым дал толчок к развитию новой ветви изобразительного искусства – Кинетическому Искусству.
Развитие
Впервые кинетическое искусство было упомянуто в «Реалистическом Манифесте» Наума Габо, брата Антуана Певзнера, которые вдвоём выступили пионерами кинетик арта и в своём манифесте критиковали кубизм и футуризм. А первой кинетической скульптурой было названо «Велосипедное Колесо» Марселя Дюшампа.
В начале 30х годов Александр Колдер получил известность как кинетический скульптор когда в 1932 году выставил 30 динамических абстрактных скульптур, которые он назвал «Мобиль». В своих скульптурах он не использовал гипс. Его основным материалом были: проволока, дерево, металл, эбонит, листовое железо, ртуть, болты и т.д… В некоторых мобилях использовался электрический мотор.
В противопоставление мобилям Колдер создавал «стабили» — статические скульптуры, иногда комбинируя их со своими (и не только) холстами. Мобили и стабили контрастировали между собой как движимое и недвиджимое, динамика и статика, белое и чёрное.
Little Universe 1931 год
Mobile 1934 год
Mobile 1935 год
Jacaranda 1949 год
С 1950-х Колдер по преимуществу занимался монументальной скульптурой. В 1952 Колдер получил большую премию Венецианской Биеннале. А в 1966 опубликовал «Автобиографию с картинками». Умер от сердечного приступа после открытия своей большой ретроспективной выставки в нью-йоркском музее Уитни.
… маленькое лирическое отступление =) все знают фильм «Служебный Роман» Эльдара Рязанова? Отлично. Диалог Самохвалова и Людмилы Прокопьевны в гостях у Самохвалова (над их головами висит затейливо двигающаяся люстра из цветных пластин, оба смотрят вверх):
— Забавная вещица…
— Это Мобиль.
— Мобиль?
В начале 50х годов за дело взялся сын служащего компании Nestle – Жан Тэнгли. Его работы, как и работы Колдера, создавались из промышленных материалов, но Тэнгли больше предпочитал металл. Основное влияние на творчество молодого скульптора произвёл Дадаизм, который виден сквозь чёткий хаос и присутствует практически во всех его работах. Судите сами:
Наши Дни
В настоящее время примеры кинетического искусства нашли широкое применение в организации различных выставок, шоу, в оформлении парков и площадей.
К современным кинетическим скульпторам прежде всего относят Тео Янсона – нидерландского художника, механика и скульптора, который создаёт огромных существ, напоминающих скелеты животных из легких пластиковых труб и шарнирных элементов. Эти «существа», как он сам их называет, способны самостоятельно передвигаться по ровным поверхностям под действием ветра.
Конечно сейчас кинетик арт не является отдельным и обособленным видом искусства и динамично сливается со многими другими. Его приёмы «оживления» помогают почувствовать и понять новые грани художественной мысли.
Ну что ж, надеюсь, мне удалось приоткрыть ваш взгляд на кинетическое искусство и сформировать определённое мнение. В любом из случаев, вы точно не зря потратили время 😉
Кинетическое искусство — необычные подвижные работы художников вместо традиционных статичных композиций
Кинетическое искусство или кинетизм (от греческого kinetikos — «движение») — это направление современного изобразительного искусства, в котором произведение, созданное художником, или некоторые его части находятся в движении, пока за ним наблюдает зритель. В кинетическом искусстве объекты (подвижные скульптуры) приводятся в действие с помощью двигателя, энергии воздуха или самим наблюдателем. Они также могут издавать всевозможные звуки для усиления эстетического воздействия на человека.
Кинетическое искусство основано на стремлении автора воплотить в реальность недоступную для традиционных живописи и скульптуры идею подвижности своего произведения. Зритель получает возможность лицезреть не статичный, а находящийся в активном взаимодействии с окружающей средой художественный объект.
История кинетического искусства
Кинетическое искусство имеет глубокие исторические корни. Первые попытки создания движущихся скульптур, механизмов и игрушек датированы еще античной эпохой. Сохранились многочисленные документальные свидетельства о создании движущихся статуй, фигур птиц и животных греческими мастерами. Большинство таких объектов не имели практического назначения и были предназначены для развлечения публики.
После изобретения в XVI веке часов с пружинным приводом в Европе приобрели большую популярность автоматоны — всевозможные марионетки с механическим приводом. Они умели двигаться и часто издавали разные звуки. Самым известным мастером по производству автоматонов был француз Жак де Вокансон (Jacques de Vaucanson).
С начала XVIII века во многих европейских городах на ратушах начали появляться массивные часы с движущимися механизмами. Стилизованные фигурки людей и животных каждый час приходили в движение под музыку, совершая незамысловатые действия. А самые богатые особы того времени для своих роскошных дворцов заказывали у мастеров металлические часовые автоматы, покрытые позолотой.
Но вплоть до начала ХХ века изготовление движущихся художественных объектов было ограничено сферой декоративно-прикладного искусства. Создавая свои работы, мастера преследовали конкретную цель — стремились развлечь публику.
Первыми заявили о желании воспеть движение в своем творчестве сторонники одного из течений авангардного искусства — футуристы. Для этого были нужны новые способы отображения реальности, отличающиеся от используемых в классической живописи и скульптуре.
Футуристы, дадаисты и конструктивисты начали проводить творческие эксперименты, пытаясь преодолеть классическую неподвижность произведений искусства. В числе многих других художников попытался решить эту творческую проблему и Марсель Дюшан (Marcel Duchamp). В 1913 году он создал знаменитый реди-мейд «Велосипедное колесо» — первый, по мнению большинства специалистов, шедевр кинетического искусства.
Идеи кинетизма в России в 1919 году попытался воплотить в грандиозном «Памятнике III Коммунистического интернационала» родоначальник конструктивизма Владимир Татлин. По замыслу автора огромная 400-метровая башня с разнообразными движущимися элементами должна была украсить здание руководства Коминтерна. Однако проект так и не был реализован на практике. Уменьшенные модели Башни Татлина сегодня находятся в Третьяковской галерее и нескольких других музеях мира.
Американец Александр Колдер (Alexander Calder) в начале 30-х годов ХХ века начал создавать из проволоки необычные динамические конструкции, которые приводились в действие электромотором или при малейших колебаниях воздуха — «мобили». Оригинальные произведения искусства небольших размеров, изготовленные последователями Колдера, быстро приобрели популярность и нашли широкое применение в сфере дизайна интерьера для украшения помещений.
Однако полноценное рождение кинетического искусства произошло только в 1955 году, по прошествии выставки «Движение» в парижской галерее Дениз Рене (Denise René). Здесь наряду с образцами оп-арта впервые были представлены для широкой публики произведения последователей кинетизма:
Появление кинетического искусства стало заметным событием в мировой культуре. На протяжении последующих 10 лет работы кинетистов находились в центре внимания широкой публики. Сверхавангардное течение в те времена олицетворяло собой самые модные художественные тенденции современности и вызывало жаркие споры критиков.
Но уже в 1965 году интерес к кинетизму резко снизился, его идеи перестали будоражить общество. Кинетическое искусство не только навсегда стало частью мировой культуры, но и нашло практическое применение в сфере уличной рекламы и дизайна.
Яркие представители кинетического искусства
Среди множества выдающихся художников середины ХХ века последователи кинетизма занимают достойное место. Сегодня их работы по праву считаются уникальными образцами мирового культурного наследия. По мнению профессионалов, наиболее яркие представители кинетического искусства: