кино хищники про что
«Хищники»: как «Паразиты», но по-другому
История стартует с едкой сцены, в которой Инес, старшая женщина в семье Висмара, за тысячу евро покупает часы у мошенника, притворившегося другом ее сына. Причудливая череда событий приводит к тому, что Инес сбивает машина, она попадает в больницу к Пьерпаоло, а Клаудио за спасение матери остается у того в долгу. По всем правилам после такого Павоне и Висмара должны быть тесно связаны, вот только по ходу действия они пересекаются всего лишь несколько раз, так и оставшись существовать в своих по-своему маленьких мирках. Каждая семья получает собственную концовку, и драма у каждого своя.
«Хищники», получившие приз за лучший сценарий в программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля, безусловно, работают в сфере социального кино. Как и в недавних корейских «Паразитах», фильм намекает, что хищниками можно назвать почти всех действующих лиц, но не так убедителен в своих заявлениях. Возможно, все дело в том, что у Пон Чжунхо получилась эффектная, но несколько холодная и отстраненная метафора, аккуратно выстроенная и мастерски продуманная, в то время как Пьетро Кастеллитто написал и снял личное, выстраданное кино, которое хоть и захватывает эмоционально, но не может похвастаться дотошной выверенностью.
Адвокат дьявола
Кастеллитто в «Хищниках» не только режиссер и сценарист, но и исполнитель роли Федерико. Сын Пьерпаоло планирует стать кандидатом наук, изучает Ницше и кажется глубоко второстепенным персонажем. Хотя он ответственен за один из главных сюжетных поворотов, его семейные и философские фрустрации находятся за скобками истории, которая регулярно о нем забывает и сосредотачивается на старших членах центральных семей.
Как ни странно, в интервью Кастеллитто называет своего героя протагонистом, как будто подразумевая, что зритель должен в первую очередь ассоциировать себя с Федерико. Ничего удивительного, что 29-летний актер в режиссерском дебюте встает на сторону молодого студента, которого сам же и сыграл. Своему персонажу он дарит несколько эмоциональных сцен и помещает в аффективное состояние, в котором он решается на смелый, но наивный и дурацкий поступок.
Только Федерико в своем собственном, если верить режиссеру, фильме оказывается на подпевках. Как и его семья. Кастеллитто старается показать быт и проблемы Павоне глубокими и сложными, но сколько бы он ни пытался, они меркнут по сравнению с перипетиями озлобленных, но человечных Висмара. Провинциальные неофашисты попросту интереснее.
Нельзя сказать, чтобы он не пытался. Режиссер старательно рифмует сцены, позволяя обоим семьям обсудить мечты об идеальной жизни, которая кажется недостижимой для всех. Он показывает два параллельных семейных ужина, на одном из которых выясняется, что под напускной цивилизованностью Павоне спряталось их истинное нутро, которое не сильно отличается от честной «бескультурности» Висмара. Всех одинаково пугает мысль об убийстве невинного человека. Но поставить знак «равно» между их положением все равно сложно.
Режиссерская оптика не отменяет сценарной ловкости, благодаря которой мелкие детали, разбросанные по сюжету, красиво складываются в единую историю. Задача перед Кастеллитто стояла непростая — персонажей много, и зрителя надо познакомить с каждым. Усложняет ее и выбранный формат: вместо логичной в этой ситуации разбивки фильма на две части, каждая из которых посвящена отдельной семье, он пускает их сюжетные линии одновременно — вероятно, осознавая, что Павоне сами по себе не смогут поддержать нужную динамику.
Кастеллито справляется с этим на удивление хорошо, хоть и неровно. Эксперименты с нелинейным повествованием, например, он бросает где-то в первой трети фильма, что сбивает с толку, но некритично — история успешно выправляется на пути к своей кульминации. У «Хищников» множество тем, не все они равнозначны, но ни одна не убивает сюжет. Неофашистские взгляды Висмара накладываются на ницшеанские мотивы в линии Павоне — это прямолинейно, но не раздражает.
Так что, если история заметно кренится к сочувствию (но, стоит подчеркнуть, ни в коем случае не оправданию взглядов) Висмара, то вовсе не потому, что Кастеллито не пытается уравновесить две центральные семьи.
Прошлое не отпускает
Почему «Хищники» получили приз «всего лишь» за сценарий, становится понятно быстро. Кастеллитто — далеко не первый актер, который решил снять собственный фильм. Актерский опыт помогает работать с коллегами и позволяет понять, как съемочный процесс выглядит со стороны исполнителя.
И все же фильм очевидно дебютный. На один динамичный диалог за кружкой пива приходится затянутая и претенциозная беседа на шезлонгах под луной. Любопытные визуальные решения, вроде разборок Лауры с продюсерами, в которых она изящно изображена фигурой безусловного авторитета, делят экранное время с нарочитым самолюбованием, выбивающимся из заданного стиля. Шарик для пинг-понга, пролетающий в слоу-мо над неофашистским кельтским крестом на игровом столе — это, конечно, красиво, но необязательно и не то чтобы работает на историю.
Не удерживается Кастеллитто и от необычного кадрирования, которое оказывается в тему лишь иногда и отчасти. Вместе с оператором Карло Ринальди они то и дело пытаются поставить камеру в самые нестандартные места, вот только сцены по сути остаются диалоговыми, а стремление авторов к визионерству отвлекает.
Ринальди можно понять — в прошлом он работал над низкопробными ужастиками и не менее низкопробным фильмом «Призраки Шэрон Тейт», эксплуатировавшим убийство знаменитой актрисы. Попав на проект с амбициями посерьезнее, он постарался снять его соответствующе, и в этом они наверняка сошлись с режиссером. Как результат — симпатичный сценарий сопровождают чересчур кричащие приемы, вступающие с ним в конфликт.
Все же энтузиазм начинающего режиссера приносит не только спорные художественные решения, но и энергичность свежего авторского взгляда. Остается надеяться, что он не растеряет ее в будущем.
Хищники
Содержание
Сюжет [ ]
Ройс (Эдриен Броуди), человек в форме военного, приходит в себя и обнаруживает, что он падает с гигантской высоты на джунгли и в какой-то момент за его спиной раскрывается парашют. Благополучно приземлевшись Ройс находит ещё семерых таких же сброшенных с воздуха людей: мексиканского боевика Кучильо (Дэнни Трехо), русского спецназовца Николая (Олег Тактаров), снайпершу из Израиля Изабель (Алисе Брага), представителя японской мафии Хандзо (Луис Озава Чангчен), тюремного заключённого Стенса (Уолтон Гоггинс), солдата эскадрона смерти Момбасу (Махершалалхашбаз Али) и доктора Эдвина (Тофер Грейс). Поначалу все ведут себя очень враждебно по отношению друг к другу, но слово за словом выясняется, что никто не помнит, как очутился в воздухе: все помнят, как они занимались до этого обычными делами, после чего была вспышка яркого света.
Передвигаясь по джунглям группа находит странное изваяние, а затем и клетки, висящие на деревьях, и сразу же попадает в серию ловушек, оставленных, как выясняется позже, погибшим американским офицером. Им становится понятно, что они в джунглях не единственные. Во время краткого привала Ройс высказывает Изабель свои подозрения: во-первых, за всё время, что они шли, солнце не изменило своего местоположения; во-вторых, он обращает внимание на то, что все они (кроме Эдвина) в силу своих профессий являются убийцами, а потому, по его мнению, те, кто забросил их в джунгли, выбрали их не наугад. Наконец, группа добирается до возвышенности, откуда видят небосвод с незнакомыми планетами и им становится понятно, что они не на Земле. Вслед за этим на них нападают странные звери, нападение удаётся отбить, но пропадает Кучильо. Его находят на зелёной поляне, просящим о помощи, однако позже выясняется, что он уже мёртв и является приманкой в расставленной ловушке. Ройс предлагает идти по следам зверей, это приводит группу в лагерь, полный останков неизвестных видов. Вскоре они обнаруживают прикованного к столбу инопланетянина, когда тот приходит в себя, на них нападают, убивая Момбасу. Отряд спасается бегством, а Ройсу удаётся рассмотреть похитителей. Здесь Изабель рассказывает о том, что она знает о пришельцах: в своё время она читала отчёт Алана «Датч» Шеффера о том, как он столкнулся с Хищником в Центральной Америке. Ройс предлагает объединить усилия и устроить ловушку на охотников.
Сценарий [ ]
После выхода на экраны фильма «Хищник» в 1987 году, Роберт Родригес написал несколько вариантов сценария продолжения, однако они не соответствовали планам компании и фильм не вышел на экраны. По словам Родригеса, многие элементы его ранних сценариев вошли в конечный вариант, написанный Алексом Литваком и Майклом Финчем. В 2009 году Алекс Янг, сотрудник компании 20th Century Fox, предложил Родригесу рассмотреть его наработки, чтобы восстановить самостоятельность киносерии «Хищник». Изначально Роберт Родригес подумывал о постановке фильма, но потом решил ограничиться сценарными и продюсерскими функциями. На пост режиссёра рассматривались Нил Маршалл, Майкл Дж. Бассетт и Билл Дьюк (исполнитель роли сержанта Мака Фергюсона в первом «Хищнике»). Даррен Линн Боусман и Маркус Ниспел выражали заинтересованность в постановке картины. 1 июля 2009 года на место режиссёра фильма официально был утверждён Нимрод Антал. В интервью MTV Родригес сказал, что хотел, чтобы этот фильм был прямым продолжением самого первого фильма о Хищнике.
Съёмки [ ]
Съёмки начались 28 сентября 2009 года. Основная часть съёмок проходила на Гавайях в местечке КолеКоле и заняла 22 дня, часть съёмок проходила на студии Роберта Родригеса в Остине, штат Техас, а также в местечке Горное озеро.Эдриен Броуди набрал 11 килограммов мышечной массы, чтобы подготовить себя к роли, а также выразил заинтересованность сыграть и в продолжении фильма. Во время съёмок сцены борьбы, Олег Тактаров ударился о камеру и началось кровотечение. Он настаивал на том, чтобы съёмка продолжалась, чтобы добавить эффектности сцене.. Фильм был снят за 53 дня. Оригинальный сценарий содержал камео «датча» (Арнольд Шварцнеггер), главного героя предыдущего фильма «Хищник», но в конечный вариант сценария это не вошло.
Музыка [ ]
Ходили слухи о том, что создатель музыки для оригинального фильма «Хищник» композитор Алан Сильвестри вернётся, но 26 февраля 2010 года, было объявлено, что Джон Дебни, который работал с Родригесом над такими фильмами, как «Дети шпионов» и «Город грехов», будет работать и над этим фильмом.
Появление Хищника
Впервые инопланетянин, получивший прозвище Хищник, появился в одноимённом фильме Джона Мактирнана 1987 года. В нём отряд американских наёмников отправился в джунгли усмирять неких повстанцев, а столкнулся с пришельцем, который прилетел на Землю, чтобы поохотиться на достойную дичь. Охотник перебил почти весь отряд, но погиб в поединке с героем Арнольда Шварценеггера.
Поначалу критики приняли фильм холодно, однако с годами он получил признание. А зрители полюбили «Хищника» сразу: картина многократно окупила бюджет. Сиквел появился уже через три года, а в 2010-м вышел фильм «Хищники», где действие перенеслось на одну из планет, принадлежащих этому виду. Четвёртый «Хищник» от режиссёра Шейна Блэка появится на экранах в сентябре этого года.
История его создания
«Хищник»: история культового боевика. Как Ван Дамм не стал пришельцем
Брутальному боевику с Шварценеггером исполнилось 30 лет. Вспоминаем, как создавали инопланетного охотника, почему Жан-Клод Ван Дамм отказался его играть и какую роль в этом сыграли лягушки.
Первая встреча Чужого и Хищника: на страницах комиксов
Параллельно с кино Хищник завоёвывал и другие медиа. Уже после выхода первого фильма появились видеоигры, книги и фигурки. Особую роль в истории Хищника сыграли вышедшие в 1989 году комиксы студии Dark Horse, в которых инопланетному охотнику противопоставили другого культового пришельца — Чужого. А в фильме «Хищник 2» косвенно подтвердили, что два вида живут в одной вселенной, показав среди трофеев Хищника пасхалку — череп ксеноморфа.
Это подстегнуло авторов развивать идею борьбы пришельцев друг с другом в комиксах и играх. А в 2004 и 2007 годах это противостояние перенесли и на большие экраны в кинодилогии «Чужой против Хищника».
Помимо Чужого, в комиксах Хищникам противостоял Бэтмен
Изобилие произведений и форматов делает образ Хищника крайне противоречивым. Все пять фильмов о нём снимали разные люди. Комиксы, книги и игры могли ориентироваться на любой из фильмов, но часто создавали собственный канон, учитывая часть выпущенных произведений и игнорируя другие.
Но в остальном информация о Хищнике оказывается неполной, а главное — зачастую отдельные источники прямо противоречат друг другу. Наверное, этого и стоило ожидать от пришельца, большую часть времени скрытого от глаз. Но что мы всё-таки можем сказать про него наверняка?
А ещё Хищник дрался в Mortal Kombat X с местными персонажами. Но всё это, конечно, не канон
Биология Хищника
В черновом сценарии фильма 1987 года Хищник был описан звероподобным — с вывернутыми назад ногами и вытянутой мордой. Режиссёр собирался взять на роль чудовища Жана-Клода ван Дамма, который должен был превосходить Шварценеггера в скорости и ловкости. В итоге от обеих задумок отказались и решили, что Хищник будет гуманоидным и выглядеть угрожающе даже с большого расстояния. Вокруг этих принципов выстроены его дизайн и выдуманная биология.
Дреды у Хищника появились потому, что дизайнеру Стэну Уинстону понравилась картинка с растаманом. А жвалы ему посоветовал добавить лично Джеймс Кэмерон
Хищники, которых в комиксах и книгах ещё называют яутжа, — это пятипалые прямоходящие гуманоиды, чей силуэт напоминает человеческий. Впрочем, они гораздо выше людей — уже первый Хищник возвышался над будущим губернатором Калифорнии на 30—40 сантиметров, а в книгах и комиксах упоминаются ещё более крупные образцы.
Но главное внешнее отличие Хищников от людей — морда, лишённая носа, зато украшенная характерными жвалами. Назначение жвал до сих пор вызывает споры, но наверняка известно, что они используются для передачи эмоций. Если яутжа клацает жвалами — он заинтересован, если раздвигает их — разгневан.
Ещё одна особенность Хищников — грубая кожа, лишённая волос и покрытая заметной сеткой вен. По ходу франшизы кожа Хищников становилась всё менее и менее «бронированной» на вид, чтобы подчеркнуть разницу между Хищниками и их любимой добычей — Чужими.
В комиксах Хищников ещё называют «Хиш» или «Хиш-ку-тен». Любые совпадения с русским языком случайны (или нет?)
Светящаяся зеленоватая кровь Хищников частично нейтрализует эффект от кислотной крови Чужих, которая, напомним, способна прожечь насквозь несколько этажей космического корабля. Не исключено, что это не природная стойкость, а приобретённая черта, возможно, выработанная с помощью генной инженерии. В то же время земная атмосфера смертельна для представителей этой расы, хотя гибель наступает не сразу, а только если Хищник вынужден дышать нашим воздухом без специальной маски несколько дней.
Не повезло охотникам с кровью: светится и демаскирует
Яутжа воспринимают мир в инфракрасном спектре, буквально видя тепло. Это позволяет им эффективно охотиться в джунглях, выслеживая людей по тепловым контурам. Но тут, как и в других случаях, Хищники дополняют врождённые особенности технологией: их характерные маски позволяют лучше «фильтровать» то, что они видят, а также дают возможность при необходимости переключиться на зрение в других спектрах — ультрафиолетовом или иных сегментах инфракрасного.
Вопросы пола и размножения яутжа — одни из самых противоречивых. Фильмы их вообще не затрагивали, а разные авторы комиксов и книг предлагали взаимоисключающие версии. Известно, что у Хищников два пола, но кое-где упоминается, что они могут менять пол под действием случайных факторов. Как правило, самки Хищников больше и сильнее самцов, хотя в некоторых источниках бывает иначе. Один из способов объяснить это, не нарушая цельности вселенной, — в разных кланах Хищников могут формироваться собственные уникальные подвиды.
Хищницы могут охотиться ничуть не хуже самцов. Яркий пример — Сестра Полночь из комикса Witchblade/Aliens/Darkness/Predator:Mindhunter
Размножаются Хищники в специально отведённый для этого сезон, во время которого самцы стараются впечатлить самок своими трофеями. Внешней красотой Хищницы не интересуются — впрочем, в книге Hunter’s Planet сказано, что максимально длинные «дреды» считаются у яутжа привлекательными. У величайших охотников может быть несколько жён, но при этом партнёра выбирает самка, и никакие социальные обязательства на неё не налагаются.
Технологии Хищников
Именно технологии делают яутжа опасными. Этот вид намного превосходит человечество по техническим возможностям что в настоящем, что в будущем. Яутжа не только используют наследие предков, но и изобретают новые гаджеты, по крайней мере такие, которые могут помочь им в охоте. Похоже, что потенциально яутжа могут создать любое устройство, но предпочитают не наделять себя чрезмерным преимуществом перед жертвой, что сделало бы охоту бесчестной.
Мир для Хищника выглядит примерно так
Маска Хищников — это не только броня, она исполняет ещё по меньшей мере три функции. Во-первых, фильтрует воздух, позволяя обладателю дышать в любой атмосфере. Во-вторых, упорядочивает и улучшает естественное тепловидение Хищника. И, в-третьих, записывает всё, что Хищник видит и слышит. Это позволяет, например, воспроизводить фразы жертв, а в случае гибели яутжа маска может сыграть роль «чёрного ящика» и сообщить его собратьям, как он погиб.
А сам он для нас выглядит как-то так
Оружие Хищников может быть каким угодно и отражает индивидуальные предпочтения каждого охотника. Но одни виды вооружения распространены больше других. Во-первых, плазменная пушка на плече, «предупреждающая» жертву, что в неё вот-вот выстрелят, узнаваемыми контурами лазерного прицела. Во-вторых, метательные диски-шакрамы разной формы, которые Хищники используют, в частности, против Чужих.
Даже в холодном оружии видно технологическое мастерство Хищников: металл, из которого сделаны их клинки, не встречается в таблице Менделеева и устойчив к кислотной крови ксеноморфов.
На этой картинке спрятались пять Хищников. Слабо найти всех? Подсказка: один уже у вас за спиной
Общество Хищников
О социальном устройстве и истории Хищников известно мало. Непонятно, есть ли у них родная планета или они рассеяны по всей галактике. Но очевидно, что их общество каким-то образом сочетает развитую науку и технологии с родоплеменной ментальностью.
Способ выжить №1 при встрече с Хищником: не будьте интересным противником! Охотник скучающе пройдёт мимо
Известно, что социум Хищников строится вокруг охоты. Чем опаснее жертва, тем больше чести принесёт её уничтожение. Хищники отличаются почти маниакальной любовью к сбору трофеев, как правило — черепов, которые определяют их статус. Охотятся Хищники в основном маленькими группами или в одиночку. Для охоты они отправляются на иные планеты или похищают представителей других видов, выпуская их в специальные «охотничьи угодья».
При этом Хищники следят за «экологическим балансом» добычи, стараясь не истребить интересный вид полностью и не повлиять на его образ жизни. Вероятно, поэтому Хищники предпочитают действовать в регионах, где уже идёт конфликт. К тому же им нужны опасные жертвы, которых проще найти там, где льётся кровь.
«Адские гончие», которых Хищники используют на охоте
Хищникам явно нравится сам процесс охоты, поэтому они стараются убивать жертв поодиночке, хотя потенциально могли бы истребить всех сразу. В остальном они позволяют себе полную свободу: нападают из засады, стреляют в ничего не подозревающих жертв при условии, что потенциально те могли бы себя защитить.
Кодекс предписывает Хищникам уважать достойных противников. Если добыча окажется трудной и доставит яутжа удовольствие долгой охоты, он может добровольно отказаться от своих технических средств и выйти в рукопашный бой. Череп сильного противника займёт особое место среди трофеев Хищника, хотя это слабое утешение для его обладателя.
Чужие и Хищники: неразлучные враги
Хищники на древней Земле
Смотрите также
Палеоконтакт: встречи древних с пришельцами
Человечество ждёт контакта с инопланетянами — но что, если он давно состоялся? Эту тему любят поднимать не только параучёные, но и фантасты.
Чтобы не утратить традицию, Хищникам даже приходится специально разводить Чужих. Для этого они использовали и Землю. Ещё в древности они вступали в контакт с древними цивилизациями и заставили почитать себя как богов. Они передали людям часть своих технологий, а в обмен потребовали человеческих жертвоприношений, которые служили материалом для новых ксеноморфов. Когда одна из охот вышла из-под контроля, Хищники были вынуждены уничтожить цивилизацию, с которой имели дело, и прервали контакты с человечеством.
Эта история заставляет подозревать, что Хищники ответственны за распространение ксеноморфов по галактике или даже за их возникновение, хотя сами они отрицают эти обвинения в книге Рэнди Стрэдли Aliens vs Predator.
Череп Чужого среди трофеев Хищников. Показанная в фильме «Чужой: Завет» версия, что ксеноморфов создал андроид Дэвид, не стыкуется с предыдущими фильмами ни про Чужого, ни про Хищника
Кроме Молодой крови и Кровавых, в обществе Хищников есть ещё совсем молодые Бескровные (Un-blooded) и несколько высших каст. Элита состоит из лучших охотников, а старейшины руководят всем обществом яутжа. Наконец, выше всех находятся Древние — очень старые Хищники, пережившие множество охот. Потенциальная продолжительность жизни яутжа может достигать сотен или даже тысяч лет, хотя по понятным причинам мало кому это удаётся.
Помимо вертикальных каст, есть у Хищников и горизонтальное деление на кланы, каждый из которых обладает собственными охотничьими угодьями в галактике. Кланы не управляют своими владениями — большинство разумных существ в угодьях даже не знают о существовании яутжа. Споры между кланами решаются на совете старейшин, который старается предотвратить войны. Конфликты между кланами не воспринимаются как охота, и Хищники не делают трофеи из черепов друг друга.
Суперхищники: манчкины от мира яутжа. Их тут не любят
Существуют в обществе яутжа и бесклановые изгои, которых называют Дурной кровью (Bad Blood). Как правило, это Хищники, которые нарушили законы охоты. Типичный пример — ненавидимые прочими яутжа Убийцы из комиксов Predator: Prey to the Heavens и Aliens vs. Predator: Three World War. Они обожают убивать и максимально быстро собирать трофеи, поэтому не различают вооружённых и невооружённых противников.
Схожей идеей вдохновлялись авторы фильма «Хищники», создавая своих Суперхищников — крупный подвид яутжа, действующий более жестоко, чем их собратья из предыдущих фильмов. Но в целом Bad Blood скорее общее название для всех Хищников-«злодеев», нежели устойчивое понятие внутри вселенной.
Удивительно, но в таком термине действительно есть необходимость. Хотя Хищники в первых фильмах были злодеями, их представления о чести, вражда с ксеноморфами и крутой дизайн привели к тому, что они постепенно становились всё более и более положительными героями. Показательно, что в последнем фильме авторам пришлось создать специальную «злую» версию этого вида, которая противостояла не только людям, но и классическому Хищнику.
Эта традиция продолжится в картине, которая вот-вот выйдет на экраны. Нам предстоит увидеть новый вид Хищника — Абсолютного Хищника. А значит, со временем понадобится ещё одна статья на эту тему.