кино песня легенда о чем
Основной смысл композиции «Легенда» Виктор Цой
Виктор Цой является настоящей легендой. О знаменитой музыкальной группе «Кино», наверное, слышал каждый. Композиции исполнителя нестандартны и интересны. Их хочется анализировать, прослушивать вновь и вновь. Песня «Легенда» — сильный эмоциональный трек, заслуживающий повышенного внимания поклонников творчества Виктора Цоя. Почему? Попробуем разобраться.
Каждая строчка песни продумана и выверена. «Среди связок в горле комом». Персонаж сдерживает себя из последних сил. Он хочет закричать, но что-то его останавливает. Он мечтает, чтобы каждый узнал о его эмоциях, но понимает, что сейчас не самое подходящее время. Лирический персонаж во всем признается, но сделает это немного позже. Тогда, когда для этого будет выбран лучший момент. «Теснится крик». Как долго можно держать в себе то, что накопилось внутри? Почему многие люди стесняются открыто заявлять о своих сильных чувствах? «Но настала пора». Персонаж принял непростое решение. Он осознает, что назад дороги нет. Теперь все зависит не только от него, ведь свой ход он уже сделал. «И тут уж кричи — не кричи». В жизни не всегда все зависит от самого человека. Большое значение имеют и внешние обстоятельства, на которые человек не в силах повлиять. «Лишь потом кто-то долго не сможет забыть». В жизни ничего не проходит бесследно. Каждое событие откладывает свой отпечаток, а человек получает определенный опыт.
«Как смеялось небо». Жизненный путь не всегда легок и безупречен. Каждый встречает преграды, имеет проблемы, проходит испытания. Так человек проверяет себя на прочность. В такие моменты важно брать ответственность за себя и свои поступки. Иначе какой смысл продолжать дальше идти к своей цели? Иногда жизнь делает такие крутые повороты, что человек не понимает, как вообще с ним такое могло превзойти. На своем пути персонаж встречает людей, которые оказывают определенное влияние на их существование. «А потом прикусило язык». Некоторые люди идут по головам, совершают подлые поступки. Они преследуют свои корыстные цели. Только они не осознают, что за все свои обманы и предательства им придется ответить. Все их подлости возвращаются к ним, ведь правило бумеранга никто не отменял. «И дрожала рука у того, кто остался жив». Иногда неожиданные события выбивают человека из привычной жизненной колеи. Но только им самим решать, как поступать в конкретной жизненной ситуации. Существование — это лишь миг в масштабах вселенной. И свою жизнь человек должен воспринимать, как дар.
Не стоит забывать, только сам персонаж определяет, какой будет его жизнь. Важно жить по совести и обходить стороной людей, взгляды которых на существование не совпадают. Жизнь и так слишком коротка. Зачем ее тратить на пустые разговоры, сплетни, склоки, скандалы. Лучше сконцентрировать свое внимание на чем-то действительно важном и ценном. Иначе можно просто не успеть достичь своих целей и реализовать свои грандиозные планы. Неужели кто-то захочет предать свою мечту?
В композиции «Легенда» создана особая атмосфера. Лирический герой делает акцент на природе и ее ярких красках. В этих явлениях собрана огромная мощь. Персонаж восхищается природой. Она дарит ему силы и энергию, вдохновляет его на новые свершения. «А жизнь — только слово». Миг, который больше никогда не повториться. И за этот миг человек должен постараться, чтобы стать счастливым. Зачем прозябать свою жизнь, плыть по течению, если каждый может взять себя в руки и сделать свое существование по-настоящему ярким и интересным. Лирический герой говорит о том, что каждый человек несет ответственность за то, какой будет его существование. «Есть лишь любовь, и есть смерть».
По мнению персонажа, остальное не имеет никакого значения. Именно на этих понятиях человек должен сконцентрировать свое внимание. Все остальное должно отойти на дальний план. Человек создан для того, чтобы творить, мечтать, любить. А главное, чтобы быть счастливым и жить насыщенной яркой жизнью. Такой, о котором мечтает именно он. «А любовь стоит того, чтобы ждать». Иначе какой смысл в этом искреннем чувстве?
«Замёрзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры»: о чем пел Виктор Цой
Группа «Кино» и её лидер Виктор Цой в русском роке хронологически далеко не первые, но по заслугам самые главные представители русского рока. Смысл песен Цоя, ни много, ни мало, стал полноценной частью философской мысли конца двадцатого века и запал глубоко в душу миллионам русскоязычных (и не только) поклонников по всему миру.
Человек-легенда
С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.
Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.
Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.
Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.
О чём пел Цой
Прежде всего, стоит повторить то, что о своём творчестве говорил в интервью сам Цой. На частые вопросы о том, имеют ли его тексты отношение к политике, он отвечал отрицательно. Музыкант подчёркивал, что подразумевает отсутствие в его песнях отсылок к каким-то конкретным общественным событиям. С другой стороны, говорил, что социальные мотивы, имеющие общечеловеческий характер, там безусловно есть — невозможно жить среди людей и быть полностью изолированным от их влияния в творческом плане.
Цой говорил, что никакого особого скрытого смысла в его песнях нет, что чаще всего их значение лежит на поверхности — специальной расшифровки не требуется. Его знаменитая фраза о том, что давать объяснение песни всё равно что объяснять анекдот, как раз об этом: интерес рассказчика (поэта-музыканта) заключается не в раскладывании смысла по полочкам. Скорее наоборот, так теряется вся «магия» произведения. А то, что каждый находит в нём то, что дорого ему, придаёт сочинению ещё большую ценность.
Однако журналисты и поклонники не оставляли попыток получить детальный разбор или хотя бы чёткое разъяснение идей той или иной песни. Кто-то начинал сопоставлять общественно-политические события или же события в жизни самого музыканта со строчками его стихов и делал далеко идущие выводы. Ничего, кроме насмешек, такие попытки препарировать творчество у самого Цоя не вызывали.
Важный момент: музыкант в интервью не раз намекал, что «окончательный» смысл некоторых песен и для него остаётся тайной. Точнее, никакого итогового, «правильного» объяснения нет. Цой говорил, что сам процесс сочинения для него сплошная загадка, что у него почти никогда нет плана, по которому он пишет, результат каждый раз получается неожиданным для самого автора.
Правда, есть песня, которая изначально была задумана как бессмыслица, как игра в метафизику. Это «Алюминиевые огурцы». Сам Цой в 1987 году объяснял пришедшим на выступление в Дубне зрителям: «Эта фраза полностью лишена смысла… Эта песня… просто дарит настроение, и в этом её великолепие». Тот редкий случай, когда музыкант нарушил собственное правило: не разъяснять значение песен.
«Гарин и Гиперболоиды»
У большинства людей фигура Цоя ассоциируется с его монументальными произведениями, такими как: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Перемен», «Кукушка». Все эти песни — часть позднего этапа творчества (насколько это понятие применимо к поэту, чья жизнь окончилась в 28 лет). При этом забывают о первых записях легенды русского рока — в том числе коллектива «Гарин и Гиперболоиды» (предтеча группы «Кино»).
А там было много почти бытовых зарисовок с щепоткой психоделики: «Мне не нравится город Москва», «Скоро будет зима», «Словно тень бегу куда-то я», «Возле дороги», «Серая тень», «Моё настроение», «Дождь». В этих песнях нет претензий на смысловую глубину — это, скорее, лёгкие поэтические очерки, передающие картинку и настроение небольшого отрезка жизни.
Но в них уже можно увидеть штрихи реализма, который в дальнейшем станет фундаментом для более серьёзных размышлений. Это то, что дальше превратится в «Сигареты в руках, чай на столе …» и «Белый снег, серый лёд…». И здесь уже присутствуют в полной мере образы дождя, дороги, города, ночи, солнца. Образы войны и крови добавятся к ним существенно позже.
В дебютном альбоме «45» продолжается романтизация бытовых ситуаций и легкого, даже легкомысленного существования, что явно отражало образ жизни самого Цоя в тот период: «Время есть, а денег нет», «Просто хочешь ты знать», «Солнечные дни», «Бездельник», «Бездельник — 2», «Электричка», «Мои друзья», «На кухне».
Слушайте 45 — КИНО на Яндекс.Музыке
«46» и «Начальник Камчатки»
Это линия продолжилась и в альбомах «46» и «Начальник камчатки» в песнях: «Транквилизатор», «Я иду по улице», «Дождь для нас», «Без десяти», «Я хочу быть кочегаром», «Гость», «Растопите снег», «Прогулка романтика». Но здесь уже появляется «Троллейбус» с чётким социальным подтекстом, «Пора» с призывом уходить прочь от повседневности, тревожная «Каждую ночь».
Слушайте 46 — КИНО на Яндекс.Музыке
«Это не любовь»
Следующий альбом был разбавлен любовной лирикой: «Это не любовь», «Уходи», «Проснись», «Рядом со мной». Эти песни вкупе с прежними зарисовками в духе «что вижу, то пою» давали основания многим считать группу «Кино» не рок-, а поп-группой. Особенно в те годы, когда звучание и тексты других коллективов становились всё тяжелее и острее.
Можно сказать, что всё это время истинный талант Виктора Цоя только проклёвывался, его мастерство как автора постепенно оттачивалось. В альбоме «Ночь» помимо очередной лёгкой «Видели ночь», любовных «Твой номер», «Звёзды останутся здесь», художественно-зарисовочных «Танец», «Ночь», «Жизнь в стёклах», «Игра», панковской «Мама анархия» в конце появляются категоричные и протестные «Мы хотим танцевать» и «Дальше действовать будем мы», призывная «Попробуй спеть вместе со мной» и отрешённо-провидческая «Спокойная ночь».
Слушайте Ночь — КИНО на Яндекс.Музыке
Поздние альбомы
В полную силу категоричная тяга к свободе, нежелание мириться с серой обыденностью и мнением большинства, мотивы войны, борьбы, одиночества проявились в следующих альбомах: «Группа крови», «Последний герой», «Звезда по имени Солнце» и в заключительном «Чёрном альбоме». В них — наиболее часто цитируемые песни Цоя.
Слушайте Группа крови — КИНО на Яндекс.Музыке
В последние четыре года своей жизни Виктор словно набрался смелости и решимости, почувствовал свою избранность. Возможно, этому способствовала возросшая популярность. Пришло понимание, что его творчество действительно нужно, что песни могут не только отражать жизнь, но и рождать что-то новое и прекрасное, что они могут вдохновлять и делать людей лучше.
Образы в песнях Цоя
Лирический герой поздних песен Цоя — одиночка, бросающий вызов унылой действительности, не боящийся променять уют на тяготы и лишения, готовый ради света преодолевать тьму.
Источники этого света, тепла – звёзды и Солнце. Они греют, дают надежду, помогают в трудную минуту. Поэтому и ночь для Цоя — не концентрация всего тёмного. Наоборот, она притягивает к себе, даёт спокойствие, укрывает. Даже пожелание «спокойного сна, спокойная ночь» – это, скорее, нейтральное напутствие тем, с чьим жизненным выбором автор не согласен.
Источником тьмы, скорее, является война, точнее прагматичные люди, которые затевают её для достижение своих меркантильных целей — «люди, для которых теорема верна» (из песни «Война»). А воевать и умирать вынуждены молодые, которым власть имущие прописали «лекарство против морщин» (песня «Звезда по имени Солнце»). Они проливают «красную, красную кровь», получают клеймо («порядковый номер на рукаве»).
Пожалуй, главный лейтмотив в песнях Цоя — борьба. К войне она не имеет никакого отношения. Это именно борьба за свою свободу — за «место для шага вперёд», борьба против чёрствости окружающего мира. Лирический герой позднего творчества Цоя боится быть поглощённым обыденностью, он сомневается в своих силах, просит помощи у Солнца как у божества, но всё же выбирает идти вперёд, действовать: «Вот так!» («Кукушка»).
Призыв к революции
Этот призыв к борьбе может истолкован превратно. Яркий тому пример — то, как люди восприняли песню «Перемен». Её считают чуть ли не гимном протеста против государственной власти. Она исполняется и сейчас в регионах постсоветского пространства, где зреет недовольство правителями, где готовится переворот, революция.
Но сам Цой подчёркивал (и это второй и, пожалуй, последний раз, когда музыкант вынужден был объяснять смысл песни, которая неверно трактовалась поклонниками): «Перемен» не об этом. Речь в песне идёт о переменах внутренних, если угодно, о революции в собственном сознании. И призывы, звучащие в других песнях, тоже, скорее адресованы себе: «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть» («Мама, мы все сошли с ума»), а также близким по духу людям: «Вставай рядом со мной» («Попробуй спеть вместе со мной»).
Альтернативные трактовки
Попытки выявить скрытый смысл в произведениях легенды русского рока продолжаются и по сей день. Только в «Алюминиевых огурцах» фанаты видят и противостояние хэви-метала с попсой, и завуалированное описание войны в Афганистане, и картины из колхозной жизни.
Поскольку во многих поздних произведения Цоя присутствуют мотивы смерти, многие уверены, что музыкант предвидел собственную гибель и прямо о ней писал. Ну, и, разумеется, конспирологи стремятся найти чуть ли не в каждой второй песне легенды политический смысл и даже считают, что автокатастрофа, случившаяся с Виктором — не случайность, а заказное убийство.
Библейские сюжеты и мораль
Также велик соблазн превратить цоевский образ борца за свободу в образ пророка. И земная любовь, и спасительная Любовь превращаются в некоторых трактовках в Любовь божественную, а свет звёзд и Солнце — в самого Бога.
Война между землёй и небом (в песне «Война») толкуется как война между богом и дьяволом (хотя, скорее всего, Цой под пространством между землёй и небом имел ввиду место действия — весь наш мир). «Небесный пастух», который «пасёт облака» («Спокойная ночь») считают не художественным образом, а прямым указанием на пастыря душ человеческих.
Метафизика и пророчества о грядущем конце света
Те же люди, предпочитающие видеть религиозный подтекст, считают песню «Спокойная ночь» предсказанием библейского апокалипсиса, когда люди поделятся на «тех, кто спасён» и обречённых. Сюжеты песен «Троллейбус» и «Электричка» также часто трактуются как варианты конца света, когда судьба каждого в руках Бога и люди уже не могут ничего контролировать.
Смысл песен Виктора Цоя достаточно широк, чтобы его можно было охватить в небольшом очерке. И всё же основные моменты лежат на поверхности — на это указывал сам автор. Слишком тщательные поиски могут быть следствием синдрома поиска глубинного смысла и пойти в неверном направлении. Вряд ли стоит, задаваясь вопросом «О чём песни Цоя?» отходить от текста слишком далеко. В реальности темы поэта вполне себе общечеловеческие: он пел о жизни, любви и свободе.
О Цое и Духе Святом
Я родился за четыре месяца до гибели Цоя и стал его слушать, а точнее – вслушиваться в его стихи, всего лишь 3-4 года назад. Будучи православным, я восхитился теми смыслами, которыми пронизана почти каждая песня на трёх последних альбомов группы «Кино», не считая альбом из девяти перезаписанных версий уже вышедших песен и легендарной «Хочу перемен!» – «Последний герой»: «Группа крови» (1988г.), «Звезда по имени Солнце» (1989г.) и «Кино», так называемый «Чёрный альбом» (1990г.). Итак, о смысле песен Цоя.
Рассуждать о смыслах стихов – дело не благодарное, тем более, когда «над каждой строчкой можно думать годами… и написать по ней целое исследование».
Лекция Марины Андреевны Журинской «О Цое и жизни».
Я же пробегусь галопом по Европам, чтобы показать, что Виктор Цой был глубоким поэтом, через которого, как через и других поэтов и писателей, действовал Святой Дух.
Действие Святого Духа
Тут многие воскликнут: «Но как? Цой же не был крещён, а некрещённые лишены благодати Святого Духа!». Да, музыкант не был крещён и даже в церковь не ходил – об этом свидетельствуют его родные и близкие. Но как тогда быть со всеми ветхозаветными пророками, которые тоже не были крещены, и во время которых даже Церкви не было? Ведь и псалмы Давида, и книга Исайи, названная отцами Церкви за точность пророчеств «ветхозаветным Евангелием» писались при воздействии Святого Духа.
Когда мы на основании формальной непринадлежности человека к Церкви лишаем его возможности быть проводником христианской мудрости, мы забываем, что Дух дышит, где Он хочет (Ин.3:8), и что Иов, не будучи ни иудеем, ни тем паче христианином, был назван Богом Своим рабом (см.: Иов.2:3), мы становимся похожими на фарисея, который судил о мытаре по его видимым, внешним делам (см.: Лк.18:10-14). Кроме того, из всех Своих творений Господь только человеку даровал возможность творить, которой пользуется любой писатель, композитор, архитектор, художник независимо от его исповедания.
Но вместе с этой творческой энергией человеку дана свобода в проявлении этой творческой возможности, именно поэтому часто появляются непотребные произведения искусства. И хотя в спорах о таких творениях от людей церковных можно услышать, что они являются делом рук дьявола, это далеко не так. Князь мира сего – всего лишь ангел и не наделён возможностью творить. Он может только обольщать и искушать человека, чтобы он творил противное Богу. Человек же, какой бы религии он ни был, волен творить и создавать всё, что угодно, подчас не понимая, чью волю он вершит.
«Песня без слов»
Однако, вернёмся к творчеству Виктора Цоя и начнём, пожалуй, с «Песни без слов», которая, как мне кажется, если не символом веры, то кратким и насыщенным философским трактатом:
Весь первый куплет, кроме первых двух строк (о которых ниже), – это доказательство или, если угодно, констатация упорядоченности всего окружающего мира (точнее – вселенной): от космоса до яблока. Мира, в котором каждому дана возможность делать то, что ему хочется. Если у вора есть возможность украсть, то логично предположиить, что должна быть и «возможность не красть».
Первые четыре строки второго куплета можно расценить как некую доказанную теорему. Это – опять же констатация известного автору факта… Я специально не стал писать слово «пастух» с большой буквы, чтобы читатель сам мог подумать, что это за стадо и кто такой пастух. Лишь замечу, что в песне «Спокойная ночь» пасёт облака уже небесный пастух.
Простота и в то же время фундаментальность таких понятий, как «тело», «дух», «шаг», «след», «тьма» и «свет» в трёх последующих строках дают слушателю понять, что и «пастух» – это тоже многогранный и фундаментальный образ и известная всем христианам аллегория…
И вдруг после констатации совершенства окружающего мира-вселенной Цой во втором куплете возвращается к тому, с чего он начал первый. Ведь и песня без слов, и ночь без сна – это нечто ненормальное, противоречащее порядку в мире-вселенной, это тот мир-муравейник, в котором «кто-то лапку сломал – не в счёт, (…) а помрёт – так помрёт» (Из песни «Муравейник»), мир, который окружает автора и который Цой призывает изменить.
И здесь поэт, возможно, сам того не понимая, выражает ещё одну истину христианства о том, что изменить этот мир, который лежит во зле (1Ин.5:19), можно только восстав против него и выйдя из ряда вон. Но в то же время музыкант понимает, что не каждый хочет, кому-то даже «страшно что-то менять» (Из песни «Хочу перемен!»), и предлагает выбирать между путём желающих перемен – электрическим стулом, – и путём лёгким – троном.
Припев предельно ясен. Цой не любил день: вероятно, он для него – олицетворение этого мира-муравейника. Не зря в песне «Печаль» он поёт: «А вокруг благодать – ни черта не видать, а вокруг красота – не видать ни черта». Хотя если вспомнить, что в припеве всё-таки «из окна видна даль», можно предположить, что благодать и красота были из-за того, что было не видать ни одного чёрта. Каждый день вызывает музыканта на бой, идёт на него войной, он чувствует это, закрывая глаза, из чего можно заключить, что это невидимая война, невидимая брань.
«Апрель»
Совсем по-христиански звучит песня «Апрель», поражающая тончайшем чувством того, что должен чаять каждый христианин:
Я не склонен утверждать, что Цой читал святых Отцов, я даже не уверен, что он брал в руки Библию (хотя в конце 80-х в Ленинградском рок-клубе было немало таких ищущих людей, как Кинчев или Гребенщиков). Но, согласитесь, такие философские стихи не напишешь, как говорится, с бухты-барахты: тут можно разглядеть целую цепь именно библейских, новозаветных аллюзий и образов, которые трудно назвать случайными…
Конечно, если человек не знакомый с христианством услышит эту песню, то найдёт в ней что-то своё, не менее глубокое – это и есть показатель того, что перед нами стихотворение, а не текст заурядного рифмоплёта – смысловая многогранность. Знали ли мы, учась в начальной школе, что пушкинский «Пророк» – это переосмысление шестой главы Книги пророка Исайи? Нет, но каждый представлял что-то своё, когда читал эти строки. Так и со стихами Цоя: многие видят в его песнях революционные призывы, кто-то – сатанизм, а кто-то – отблески Истины Православия… С вашего позволения, я не буду разбирать эту песню, поскольку обстоятельный разбор займёт слишком много времени и, наверно, достоин отдельной статьи. Впрочем, как третья песня, которой хотелось бы завершить данную статью, под названием «Легенда».
«Легенда»
Глубина и пронзительность этих стихов не оставляет сомнений в гении Цоя. Смешными кажутся те голоса, которые утверждают, что тексты Цою писали в ЦРУ, чтобы ускорить процесс развала СССР и т.д. Однако сейчас не о политике…
Завершая статью и подытоживая всё написанное выше, хотелось бы сказать, что нам, православным, не следует судить о творчестве какого-либо человека лишь по жанру, в котором он творит, по средствам, которыми он творит. Форма какого-либо произведения искусства не должна главенствовать над духом: и в таком, казалось бы, не имеющем ничего общего с христианством жанре музыки, как рок, может гореть огонёк Истины. Одним из таких рокеров и был Виктор Цой…
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
Виктор Цой — суперзвезда. До сих пор: за пару лет про последнего героя советского рока вышло два художественных фильма, его песни пели на митингах в Беларуси, а оставшиеся в живых участники группы «Кино» спустя много лет вновь начали давать концерты. Ровно 30 лет назад, 12 января 1991 года (через 11 месяцев страны, в которой вышел этот альбом, не будет), уже после смерти Цоя вышел последний, безымянный альбом группы «Кино», за лаконичное оформление обложки прозванный «Черным». По просьбе The Village музыкальный критик Олег Соболев объясняет, почему на своем последнем альбоме Цой звучит совсем не как герой.
Это голос уставшего человека. Он поет лениво и озадаченно. Ему даже не хочется петь: ни былой удали, ни огня, одна тягость. «Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал». Иногда кажется, что он просто торопится закончить запись. Судя по всему, так и было: когда Виктор Цой летом 1990-го года напевал демоверсии новых песен на портастудию, пригнанную гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном на дачу к лидеру группы в Плиеньциемс, он меньше всего хотел заниматься музыкой. За плечами было трудное всесоветское турне, пройденное «Кино» вместе с новым продюсером Юрием Айзеншписом уже в статусе суперзвезд и кульминировавшееся в целой череде с трудом организованных и еле проведенных концертов. Цою хотелось, как он и пел сам, лежать и смотреть на сосны на морском берегу, а не возиться с записью.