кино время про что
Кино время про что
Семья Гая (Гаэль Гарсия Берналь) и Приски Капа (Вики Крипс) вместе с 11-летней дочерью Мэддокс (Алекса Суинтон) и 6-летним сыном Трентом (Нолан Ривер) в последний раз проводит отпуск в полном составе. После трёхдневного отдыха Гай и Приска хотят развестись, но пока не решаются сказать об этом детям. Управляющий отеля предлагает им поехать на другую половину острова: в заповедной части есть закрытый пляж, куда не водят других гостей. Семья соглашается и отправляется туда вместе с ещё одной группой людей, кардиохирургом Чарльзом (Руфус Сюэлл), его молодой женой Кристал (Эбби Ли), их 6-летней дочерью Карой (Кайли Бегли) и пожилой матерью Чарльза Агнес (Кэтлин Челфант).
Пляж окружен высокими скалами, и там действительно нет никого, кроме рэпера по прозвищу Mid-Sized Sedan (Аарон Пьер), которого узнаёт Мэддокс. Позже на пляж прибывают супруги Ярин (Кен Люн) и Патрисия (Никки Амука Бёрд). Вскоре герои находят в воде тело женщины. Чарльз пытается выйти с пляжа и вызвать полицию, но по пути теряет сознание. По непонятной причине ни у кого из посетителей пляжа не получится дойти до входа в заповедник.
Пока взрослые решают, что делать с телом женщины, дети начинают стремительно меняться. Всего за несколько часов они поэтапно преображаются в подростков (повзрослевшую Мэддокс играет Томасин Маккензи, 15-летних Трента и Кару – Алекс Вулф и Элайза Скайнлен). Все застрявшие на пляже понимают, что время для них течёт иначе, чем для остального мира. За полчаса каждый человек стареет на два года. А значит, всего за сутки в этом райском месте они проживут половину века — и жизнь как минимум половины героев на этом закончится.
Часть героев стремительно умирает от старости или сопутствующих болезней, Чарльз сходит с ума и закалывает перочинным ножом рэпера Mid-Sized Sedan. Подросшие Кара и Трент успевают случайно зачать ребёнка; девушка вынашивает его меньше часа, и младенец умирает спустя десять минут после рождения.
Вместе с этим персонажи понимают, что их объединяет наличие серьёзных заболеваний, среди которых эпилепсия, рак, слабоумие. А судя по тому, что на вершине скал они замечают камеру, всё их пребывание на пляже – некий странный эксперимент, за которым наблюдают работники курорта. Добраться до отеля решаются лишь два героя фильма, Трент и Мэддокс, которых в возрасте пятидесяти лет играют Эмбет Дэвидц и Иман Эллиотт.
Плюсы: сильная философская концепция и быстрый темп повествования
Идея «Времени» пришла М. Найту Шьямалану после прочтения комикса Пьера Леви и Фредерика Питерса «Замок из песка». Дочери Шьямалана подарили режиссёру графический роман о тринадцати людях, попавших на пляж, где все стремительно стареют и умирают. В «Замке из песка» аномалия со временем так и не объясняется, но Шьямалан сам дополнил историю и превратил её в сценарий фильма.
В отличие от большинства мистических хорроров, в фильме Шьямалана героев преследует не монстр, не древнее божество и не таинственный культ – их изматывает и убивает само время, которому нечего противопоставить, от которого нельзя убежать. Природа постепенно берёт своё, и людей подводят их собственные слабеющие тела. Герои как будто узнают свою судьбу в ускоренной перемотке, доживая со всеми своими недугами до старости. Родители видят повзрослевших детей одинокими и несчастными, а детям позже приходится хоронить родителей прямо в песке — отдельные моменты фильма действительно жуткие.
Время на пляже течёт так быстро, что герои не успевают ничего осознать. Они сходу начинают ругаться между собой и совершать ошибки. С момента попадания на пляж один сюжетный поворот немедленно следует за другим. Это торопливое, сумбурное повествование явно должно было вызывать в зрителях чувство паники – в какие-то моменты действительно чувствуешь себя загнанным на этот пляж вместе с Гаем, Приской, их детьми и случайными попутчиками.
Минусы: сумбурное повествование, пустые персонажи и твистовый финал
От «Времени» не стоит ждать той великолепной гнетущей атмосферы, которую Шьямалан выстраивает в своих лучших картинах. Эффект от всех психологически тяжёлых моментов фильма сбивается неправдоподобными сценами вроде удаления опухоли у Приски перочинным ножом без обезболивания, антисептиков и каких-либо долгосрочных последствий для её организма. Резкие скачки фильма от триллера к безумному трэшу напоминают концовку «Сплита»: когда Джеймс Макэвой превращается в монстра, начинает бегать по потолку и интересное кино о множественных личностях вдруг превращается в очень плохую супергероику.
Шьямалан объяснял, что хотел максимально правдоподобно показать быструю трансформацию героев из одного возраста в другой. Об этом говорится в пресс-материалах картины, предоставленных «Канобу». Режиссёр просил юных актёров не играть детей в теле взрослых. Но у Шьямалана получились настолько пустые и незапоминающиеся персонажи, что их просто не во что было трансформировать. Трент, Мэддокс и Кара из весёлых и милых детей превращаются в безликих, вечно нервничающих и нерешительных взрослых, которые постоянно бегают за помощью к родителям. Единственное самостоятельное решение они принимают только к пятидесяти годам — забавная сатира на отвыкшее решать за себя молодое поколение, но в концепции фильма персонажи получились абсолютно бесполезными.
В начале и конце фильма появляется сам Шьямалан — он играет водителя, который привозит героев на пляж. Оказывается, мужчина вместе с остальным персоналом отеля работает на фармацевтическую компанию. Недавно компания обнаружила на острове темпоральную аномалию: на окружённом скалами пляже все стремительно стареют. По приезду больным гостям (например, Патрисии с эпилепсией) тайно дают неиспытанное лекарство от их недуга, отвозят на пляж и смотрят, поможет ли лекарство остановить болезнь. Каждый новый эксперимент на пляже заменяет компании многолетние исследования препаратов. Выжившие Мэддокс и Трент уплывают с пляжа, добираются до отеля, находят там полицейского и рассказывают ему свою историю.
Концовка не работает не только тематически, но и логически: сотрудники компании наблюдают за подопытными только издалека, не ходят на пляж и не мониторят реальное физическое состояние больных, хотя одного визуального наблюдения тут явно недостаточно для понимания течения болезни и действенности лекарства. Поэтому испытания препаратов больше похожи на тычок пальцем в небо, чем на реальные научные исследования.
Вердикт
Фильм «Время» абсолютно лишен того, в чём силён М. Найт Шьямалан – атмосферы тревоги и таинственности, ощущения того, что персонажи вот-вот раскроют пугающую правду. Как в «Знаках» или «Шестом чувстве», он использовал в картине свой любимый приём – финальный плот-твист в духе научно-фанатастических сериалов.
Но сюжетно «Время» проигрывает «Остаться в живых» (тоже о таинственном острове, необъяснимо влияющем на людей) или случайной серии «Секретных материалов» (о паранормальной проблеме, с которой столкнулись обычные люди). Два с половиной часа фильма посвящены событиям вроде приступов болезней, убийств и тщетных попыток уйти с пляжа – и повествование не останавливается, чтобы дать зрителям проникнуться ужасом происходящего.
Временами картина обещает интересный боди-хоррор – у одного героя в рану попадает инфекция, а персонаж красивой модели Эбби Ли из-за недостатка кальция физиологически превращается в чудовище. Но эти моменты либо скомканы и пролетают так же быстро, как остальные сцены, либо испорчены смехотворно плохой CG-графикой. Поэтому «Время» не получилось ни пугающим, ни философским зрелищем, оно ничем не удивляет и не запоминается. Это просто слабое воплощение неплохой идеи, в котором едва-едва чувствуется почерк Шьямалана.
Полный пересказ сюжета фильма «Время» для тех, кто всё пропустил
На следующий день, во время завтрака, менеджер Нильс подходит к семье Капа и предлагает им эксклюзивный отдых на закрытом пляже, о существовании которого не знают даже местные. Гай, Приска, Трент и Мэддокс с радостью соглашаются на маленькое приключение.
Неизвестная погибшая и спутница рэпера и вовсе превращается в скелет. Приска, как человек, знакомый с археологией по работе в музее, предполагает, что время на пляже течёт слишком быстро. Смысл в том, что за полчаса главные герои теряют примерно год жизни. И если они останутся в проклятом месте, то умрут всего через сутки. Причём не все смогут протянуть даже 24 часа.
Практически сразу выясняется, что люди не могут покинуть пляж. Каждый раз, когда кто-нибудь из туристов пытается вернуться обратно к дороге, он испытывает сильнейшую головную боль, теряет сознание и возвращается обратно на пляж. Суть в том, что главные герои попали в ловушку, в которой они стремительно стареют. И если они продолжат медлить, то гарантированно умрут уже к следующему утру.
Сюжет продолжает набирать обороты. Дети стремительно взрослеют: Трент и Кара, поддавшись всплеску гормонов, занимаются сексом и Кара беременеет. И в результате Кара рожает всего через несколько минут, но ребёнок умирает. Похоже, что младенца убивает временная аномалия, которую порождают скалы, окружающие пляж.
Возникает предположение, что раньше пляж был частью дна океана. И в океане из минералов сформировались особенные скалы, которые влияют на человеческий организм и заставляют клетки стремительно стареть. Не очень понятно, как эта информация может помочь главным героям. Да и предположение так и остаётся теорией, которую косвенно подтверждают лишь в самом конце фильма.
Далее происходит череда смертей. Нам показывают, что окончательно обезумевший Чарльз убивает ножом рэпера Кевина, в котором видит угрозу. Гай постепенно теряет зрение, Приска глохнет на одно ухо. Кристал превращается в горбунью из-за недостатка кальция и уходит в пещеру. Кара пытается взобраться по скалам, чтобы сбежать с пляжа и позвать на помощь, но теряет сознание и падает с огромной высоты. Нам показывают, что она окончательно и бесповоротно погибает. Джарин пытается доплыть до соседнего пляжа, но тонет. Патриция тоже умирает во время очередного приступа.
Выжившие члены семьи Капа сидят ночью на пляже. Приска и Гай понимают, что любят друг друга, а их конфликты на самом деле были незначительными. Они оба умирают. Выживают только заметно повзрослевшие и начавшие стареть Трент и Мэддокс.
Утром бывшие дети сидят на пляже и не знаю, что делать дальше. Почти в самом финале Мэддокс и Трент начинают дурачиться и строят замок из песка. В самой концовке нам показывают, что они собираются поискать выход из ситуации, но позже. Затем Трент вспоминает, что так и не расшифровал последнюю записку Идлиба. В конце это уже не так важно, но Мэддокс убеждает брата прочесть послание.
Наблюдатель приезжает в секретный исследовательский комплекс Warren & Warren, расположенный неподалёку от отеля. Управляющий Нильс спускается в лабораторию, в которой работает множество учёных в белых халатах, и оказывается одним из местных менеджеров фармацевтической компании.
Что на самом деле показали в финале хоррора «Время» и как правильно понимать концовку?
Организаторы аттракциона смерти уверены, что делают хорошее дело, когда подмешивают экспериментальные препараты в коктейли и еду потенциальных жертв. Таким образом врачи жертвуют единицами ради спасения миллионов. Но говорить приходится, скорее, об оптимизации расходов и попытках сэкономить на исследованиях. Всё ради прибыли.
Кроме того, почти в самом конце упоминают одного из выживших на пляже. В прошлом году мужчина почти сумел выбраться, но его ликвидировала компания, чтобы избавиться от единственного свидетеля.
Да, выясняется, что на идеальном курорте довольно часто пропадают люди. Но, похоже, полиции нет до этого дела.
Один из врачей признаёт испытание успешным, поскольку психолог Патриция, страдающая эпилептическими припадками, доказала эффективность лекарства от эпилепсии. Оказавшись на пляже, женщина стремительно старела, но не вспоминала о недуге. А значит, лекарство прошло испытание, оказалось эффективным и жертва не стала напрасной.
Повзрослевший Трент встречается с Идлибом. А в последних кадрах нам показывают, что Нильса и сотрудников отеля арестовывают, а полицейский вместе с Трентом и Мэддокс улетает на вертолёте. Вся правда о делах корпорации Warren & Warren теперь наверняка всплывёт, а повзрослевшие дети будут жить вместе с тётей.
Но в чём суть фильма ужасов «Время» и как понимать концовку? О чём на самом деле снял кино М. Найт Шьямалан?
Вероятно, показанное в финале нужно понимать как редкую, но однозначную победу над злом, которое люди обычно творят под прикрытием из громких и красивых слов. Как вы знаете, самые отъявленные злодеи и негодяи обычно оправдывают свои поступки самыми благими намерениями.
Все отзывы о фильме Время
Рецензия «Афиши» на фильм
Мидл-классовая пара на грани развода, страховой аналитик Гай (Гаэль Гарсия Берналь) и сотрудница музея Приска (Вики Крипс) приезжают из Филадельфии на тропический курорт, рассчитывая, что три дня под солнцем как‑то компенсируют впечатления от грядущих неприятных новостей (женщина вдобавок больна, потенциально опасно) их ангельским детям, 6-летнему Тренту и 11-летней Мэддокс. Отель оказывается превосходным, персонал — невероятно внимательным, и управляющий так любезен, что отправляет семью на секретный пляж в глубине острова. Естественно, вскоре выяснится, что выбраться с этого пляжа героям и еще нескольким товарищам по несчастью (Эбби Ли, Руфус Сьюэлл, Кен Люн и другие) куда сложнее, чем туда попасть.
Вообще, люди поколения Гая и Приски, то есть сорокалетние, во впечатлительной юности либо читали роман Алекса Гарленда, либо уж как минимум смотрели экранизацию с Ди Каприо, и прекрасно знают, что от секретных пляжей с белоснежным песком — одни проблемы. Но герои кинофильмов живут в собственном мире — особенно герои фильмов М.Найта Шьямалана, режиссера, настойчиво, пусть и с переменным успехом, препарирующего взаимоотношения «обычной» реальности и реальности нашего воображения, так или иначе сверхъестественной.
Шьямалан всегда балансирует между триумфом и катастрофой, порой («Знаки», например) неоднократно достигая обоих полюсов на протяжении одного фильма, иногда — в пределах одной сцены. «Время» именно тот случай: безобразное по большому счету кино, в котором просвечивает что‑то восхитительное. Фильм периодически раздражает, пару раз в середине и особенно в финале откровенно провисает, бывает, что хочется просто схватиться за голову, но как минимум это не скучно, а как максимум захватывает дух.
«Получился бы хороший эпизод „Сумеречной зоны“» — ленивый критический штамп, однако в случае «Времени» это точно вдвойне. Не только история про пляж, где время течет иначе, кажется позаимствованной из би-муви или телеальманаха середины прошлого века (на самом деле Шьямалан вычитал ее в каком‑то французско-швейцарском комиксе), но и самому режиссеру с его диковинным дарованием куда больше пошло бы быть современником Жака Турнера и Альфреда Хичкока, а не братьев Руссо. Снимает и режет Шьямалан вполне по-хичкоковски — не в смысле абсолютного качества, тут глупо сравнивать, а в смысле авторской наглости, изобретательности и интеллектуальной нагрузки, которая ложится на камеру.
В исполнении какого‑нибудь честного ремесленника ровно тот же сценарий превратился бы в унылый стриминговый хоррор про паранормальные злоключения кучки болванов. Иногда приятно быть умнее персонажей, но не настолько же. Шьямалан работает с таким азартом, с таким бесстыдным апломбом, что им трудно не заразиться. Здесь и проявляется мастерство режиссера: на какие‑то мгновения он заставляет поверить, что за этими картонными героями (по обыкновению, из ансамбля выделяется Сьюэлл, карикатурный доктор, ревнивец и расист, — при случае передайте ему, что тот самый фильм называется «Излучины Миссури»), за нелепыми, как бы символическими ситуациями (линия с беременностью! линия с рэпером!), за наивными диалогами (на 95 процентов они, к счастью, просто служебные; шаг в сторону — см. разговоры Берналя и Крипс — катастрофа) и неловким юмором скрывается нечто значительное.
Как бы не так: ничего там не скрывается, и к тому, что вы подумали в первые полчаса фильма (их легко уложить в две минуты трейлера), Шьямалану добавить особо нечего — ни в плане интриги, ни в плане идей. Но сочетания режиссерского таланта и болезненной универсальности тем, затронутых в этой истории, легко хватает на всю сотню минут. Конечно, как подсказывает традиционное шьямалановское камео, это фильм и про кинематограф — самый доступный нам пример спрессованного времени.