киргизы и башкиры что общего

Потомки башкирского рода Кыргыз были высокими, светловолосыми и голубоглазыми

Они практически не имеют монголоидных черт. При этом свою генеалогию возводят к потомкам Чингисхана Тонак-бию и Кадык-бию.

киргизы и башкиры что общего. Смотреть фото киргизы и башкиры что общего. Смотреть картинку киргизы и башкиры что общего. Картинка про киргизы и башкиры что общего. Фото киргизы и башкиры что общего

История большинства тюркских народов содержится в китайских хрониках и сочинениях. Первые упоминания в них об одном из древнейших башкирских родов – Кыргыз, относятся к III веку до н. э. С тех пор прошло более 2200 лет. В течение этого времени у кыргызов были взлеты и падения, периоды великодержавия, чужеземного ига, миграции в поисках новой родины поочередно сменяли друг друга.

Башкирский период племени Кыргыз начинает свой отсчет с IX-X вв., когда небольшая группа енисейских кыргызов проникает на Южный Урал и входит в состав башкирского народа в качестве отдельного подразделения в родовой номенклатуре. Интересно то, что башкирские потомки кыргызского рода практически не имеют монголоидных черт. В раннюю эпоху кыргызы были высокими, светловолосыми, с голубыми глазами (известно из летописей), и таковыми пришли на территорию Урала. Их именем была названа территория их основного расселения – Кыргызская волость.

«Согласно родословной (шежере), сохранившейся от времени наших дедов, родоначальника кыргызских башкир, живущих в деревне Ташлы Александровской волости Бугульминского уезда, называли „Куркод-ата“, (происходящего) из кыргызского юрта из потомков Сайда (из рода Магомета); (он жил) на Бухарской дороге, у моря Сыр. Его (Куркод-ата) сын Ахмед би, от него Мухамед би, от него Янба би, от него Кушик би.

Кушик би жил в деревне Иске Киргиз (Старый Киргиз) в долине реки Белой у озера Татыш и бил челом Белому бию. У Кушик бия были два сына: первый по имени Аккош би, второй – Куккуз би. У Аккош бия был сын по имени Бутамыш би, от последнего Буралмыш би. У Куккуз бия были два сына: по имени Кылчан (теперь название одной маленькой деревни) и по имени Тыныч; пишут, что эти два рода (зат) получили грамоту на нашу землю Великого царя Алексея Михайловича.

У Кылчана был сын Уразкилде, от него Ыдай, затем Модок, от него Бикмухамед. Славный Бикмухамед со своими сородичами пришли из деревни Иске киргиз и стали жить в деревне Катай. У Бикмухамеда был сын по имени Хусаин, который в 1755 году со своими сородичами основал деревню Ташлы Александровской волости Бугульминского уезда».

Сегодня башкиры-кыргызцы проживают на территории Бакалинского, Илишевского, Краснокамского, Туймазинского и Шаранского районов Республики Башкортостан, а также Актанышского, Ютазинского и ряда других районов Республики Татарстан. В прошлом номере газеты мы рассказали о поселениях кыргызцев на территории современного Башкортостана. Сегодня речь пойдет о поселениях, основанных башкирами-кыргызцами на территории Татарстана.

Кыргызские поселения Актанышского района Республики Татарстан

Населенные пункты Актанышского района РТ, образованного 10 августа 1930 г. (в 1963-1965 гг. в составе Мензелинского района РТ), возникли на вотчинных землях башкирских родов (племен) Гирей, Еней, Буляр и Байлар. Внутреннее деление башкирского народа (роды, племена, союзы племен) легло в основу территориального деления края, состоявшего из волостей, которые, в свою очередь, объединяли кровнородственные и территориальные подразделения – тюбы (ара, аймак).

Территория современного Актанышского района в прошлом включала: Салагушскую тюбу Байларской волости; Тугузакскую, Енейскую, Бугадинскую и Камбарскую тюбы Енейской волости; Азякулевскую и Такталачуковскую тюбы Гарейской волости; Ябалаковскую тюбу Кыргызской волости; Булярскую и Мушугинскую тюбы Булярской волости. В период существования кантонной системы управления башкирским краем на территории современного Актанышского района находились 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 22-я юрты XI (в 1847–1854 гг. – XII) башкирского кантона (военного округа).

В Актанышском районе на сегодняшний день имеется около 80 сел и деревень, основанных башкирами. Далеко не во всех районах Республики Башкортостан наберется такое количество башкирских населенных пунктов. Для сравнения: в соседнем с Актанышским – Краснокамском районе РБ башкирскими (включая ныне этнически смешанные башкирско-татарские, башкирско-татарско-марийские) являются чуть более 30 сел и деревень. В этническом отношении жители Актанышского района в наибольшей степени родственны жителям башкирских сел и деревень Краснокамского и Илишевского районов Башкортостана, поскольку в последних, как и в Актанышском районе, проживают потомки башкир аналогичных родов – Гирей, Кыргыз, Еней и Буляр.

Если в период проведения всех ревизий населения XVIII – начала XX вв. в границах современного Актанышского района башкиры абсолютно доминировали, то в последующем из списков они практически исчезли.

Аиш (Аишево, Аеш), село в долине р. Сюнь, в 11 км к юго-востоку от райцентра. Известно с 1745 г. Основано вотчинниками-башкирами Байсаринской тюбы Кыргызской волости.

Деревни Алим Старый (Староалимово) при р. Бизяр, ключе Безъяды и Алим Новый (Новоалимово) принадлежали башкирам-вотчинникам Байсаровской тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. – Актанышской.

Актаныш (Актанышбаш, Нижний Актанышбаш) – в настоящее время районный центр Актанышского района Татарстана (в 1930–1963 гг. и с 1965 г.). Деревня Актаныш известна с 1715 г. До 1920 г. она была центром Актанышской волости Уфимской губернии. Основана башкирами Ябалаковской тюбы Кыргызской волости на вотчинных землях башкир-гарейцев.

Казкеей (Казкеево, Кадыкеево) при р. Сюнь и Толнамас в 75 верстах от Мензелинска – поселение башкир Ябалаковской тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. – Актанышской.

Толнамас (Толнамасово) при одноименной речке, а также озерах и р. Сюнь – селение башкир Кыргызской волости, с 1866 г. – Актанышской. На границе земель Толнамасово русские крестьяне с. Каракулино основали новую деревню Узункулево на арендованной у кыргызских башкир вотчине с разрешением всего, «скота всякого водить, кроме свиней».

Чугана (Чуганаково) при одноименной речке и озере в 70 верстах от Мензелинска – поселение башкир Ябалаковской тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. – Актанышской.

Топас (Топасево) при р. Обезьянке в 15 верстах от Мензелинска – селение башкир Ябалаковой тюбы Кыргызской волости, с 1866 г. – Мензелинской. В документах 1912 года сказано: сословие – «припущенники, народность – башкиры».

Кыргызские поселения Ютазинского района Республики Татарстан

В юго-западной части Татарстана, в Ютазинском районе коренными жителями края башкирами родов Кыргыз и Байлар основано около десяти поселений.

Акбаш при одноименной реке в 28 верстах от Бугульмы – поселение башкир Кыргызской волости. Башкирами сюда были припущены тептяри «на вечность из платежа единовременно 18 руб.» В Ведомости кантонного начальника XII кантона уточняется дата припуска тептярей: «по договору от башкир-вотчинников от 1 июня 1757 г.». Деревня упоминается в припускном акте за 1757 г., когда вотчинники Кыргызской волости припустили башкир Байлярской волости в д. Акбашево.

Ташкичу образовалась в 1815 г. Ее основали 10 семей башкир из д. Акбашево Кыргызской волости. Деревня расположена на р. Атамбей (бассейн р. Ик), в 10 км к северо-западу от районного центра.

Каразирик (Караерык) при р. Ик в 60 верстах от Бугульмы – поселение башкир Заитовой тюбы Кыргызской волости. V ревизия населения (1795 г.) показала в селе 37 башкир, проживавших в 9 дворах. В 1816 г. при 27 дворах было 169 башкир, в 1834 г. – 256, в 1859 г. при 50 дворах – 559 башкир.

Каракашлы при безымянной речке в 37 верстах от Бугульмы – деревня башкир Кыргызской волости (с 1866 г. – Чекановской) Бугульминского уезда Оренбургской (1865 г. – Уфимской) губернии. В 1795 г. при 25 дворах проживало 179 башкир, в 1 доме – 8 тептярей, в трех домах – 15 ясачных татар, в трех же дворах – 12 служилых татар. В 1877 г. на отмежеванной властями даче д. Байряки поселились башкиры из д. Каракашла, создав «выселок Кульчаново». Каракашлы – родина поэта Батыршина Сирина Ханифовича (1896–1969 гг., псевдоним Сирин).

Ташлы при одноименной речке в 30 верстах от Бугульмы – поселение башкир Кыргызской волости.

Байрака (Байракино) при одноименной речке в 40 верстах от Бугульмы – поселение башкир Кыргызской волости. Находилось в составе 4-й юрты XII башкирского кантона.

Ревизия 1834 г. учла жителей Уруссу в сословии тептярей – 22 чел. мужского пола как «заграничные выходцы, причисленные по указу Оренбургской казенной палаты от 26 июня 1819 г.». Перепись населения 1859 г. обнаружила в Уруссу 56 башкир и 603 государственных крестьян. Остальные башкирские поселения Ютазинского района Татарстана – Абсалям, Алабакуль, Байлар, Дым-Тамак (Димтамак) основаны башкирами рода Байлар.

Как отмечают историки, наиболее достоверно численность того или иного башкирского рода к началу XX в. дает перепись 1917 г. Результаты названного учета населения показывают весьма интересную картину по национальному составу Уфимской губернии. В первоисточнике – в так называемых подворных карточках – жители деревень (домохозяева) лично отвечали на вопросы переписчиков о том, кем они определяют себя по национальности. В ответах, помимо башкир, попадались такие варианты самоидентификации, как казак, тюмен, мусульманин, новобашкир, тептяр, мишар и другие. «Эта перепись проводилась в условиях, когда Россия на короткий период стала самым свободным государством, никаких ограничений, притеснений, заранее установленных задач не существовало». [Роднов М. И. Раздел VII. 1917 год. Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись по Белебеевскому, Бирскому, Уфимскому уездам Уфимской губернии 1917 г. // Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. // А. З. Асфандияров, Ю. М. Абсалямов, М. И. Роднов. Уфа: Китап, 2001. С. 484.].

Отметим также, что во многих регионах, в частности в Татарстане, материалы переписи 1917 г. были утрачены. В Национальном архиве РБ (Уфа) сохранились материалы (подворные карточки) по всем уездам Уфимской губернии, кроме Мензелинского. Материалы переписи 1917 г. по данному уезду, переданные властям вновь созданной в 1920 г. Татарской АССР, как и многие другие архивные материалы, по неизвестной причине бесследно исчезли. В целом по подсчетам историков-исследователей современная численность башкир рода Кыргыз составляет около 50 тыс. чел.

– История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История – основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека, – писал немецкий философ Карл Ясперс.

Ныне восстановленная история башкир-кыргызов, на наш взгляд, является именно той основой, которая позволит представителям этого древнего рода сохраниться на лике земли.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Кыргыз, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень – обо всем этом подробно рассказывается в X томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Источник

Башкиры ближе к хантам и прото-венграм, татары — к европейцам

киргизы и башкиры что общего. Смотреть фото киргизы и башкиры что общего. Смотреть картинку киргизы и башкиры что общего. Картинка про киргизы и башкиры что общего. Фото киргизы и башкиры что общего

Ученые изучили генотип и проанализировали результаты по 1076 представителям 30 групп, проживающих от Балтийского моря до Байкала. Издание BioMed Central (BMC), специализирующееся на публикациях об исследованиях в области биологии, медицины, онкологии и других наук, обнародовало материал об исследовании ДНК этих народов, сделав особый акцент на регион Идель-Урал. «Idel.Реалии» решили изучить материал и рассказать своим читателям об основных выводах ученых об этногенезе народов Поволжья.

Мобильное приложение Idel.Реалии

киргизы и башкиры что общего. Смотреть фото киргизы и башкиры что общего. Смотреть картинку киргизы и башкиры что общего. Картинка про киргизы и башкиры что общего. Фото киргизы и башкиры что общего

Ученые обнаружили необычно высокий уровень сходства на уровне генетики между представителями нескольких этнических групп Сибири, таких как ханты и кеты, с носителями большого количества различных языков на огромных географических просторах. Оказалось, что существует значительное генетическое родство между хантами и тюркоязычными жителями Урала, то есть башкирами. Такое открытие усиливает аргументы сторонников, выступающих в пользу «финно-угорского» происхождения башкир. Исследование также показало, что в башкирском генетическом ряде отсутствует главный «ядровой» ген какой-либо группы, и он представляет собой смесь тюркских, угорских, финнских и индоевропейских генов. Это указывает на многосложное переплетение генетического ряда тюркских и уральских групп населения.
Сравнение с генетическими структурами народов Сибири и географией региона, который они населяют, показывает, что имело место «Великое переселение народов Сибири», приведшее к взаимному «генетическому обмену» в Сибири и части Азии.

Восточные славяне на генетическом уровне оказались похожими друг на друга. Носители славянских языков Восточной Европы в целом имеют схожий генетический набор между собой. Украинцы, белорусы и русские имеют почти одинаковые «пропорции» генов народов Кавказа и Северной Европы, при этом практически не имеют азиатского влияния.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На что обижаются народы России

В Центральной Азии у носителей тюркских языков, включая казахского и узбекского, доминирует центрально-азиатский ген (>35%). У башкир его оказалось меньше (

20%). У чувашей и татар Поволжья центрально-азиатского компонента еще меньше (

Доминирующий ген у народов Западной и Центральной Сибири (ханты, манси, кеты и селькупы) представлен также в западной части Уральских гор. Так, он выявлен у коми (16%), удмуртов (27%), которые относятся к пермской ветви уральских языков. Тот же компонент представлен у чувашей (20%) и башкир (17%), тогда как у татар его доля значительно ниже (10%). Интересно, что этот же ген имеется на незначительном уровне у тюркских народов Центральной Азии (5%).

Восточно-сибирский компонент представлен у носителей тюркских и самодийских языков Центральной Сибирской равнины: у якутов, долган и нганасанов. Этот же компонент обнаружен у носителей монгольских и тюркских языков в районе Байкала и Центральной Азии (5-15%), в меньшей степени (1-5%) — у носителей тюркских языков региона Идель-Урал.

РАЗНЫЙ ИДЕЛЬ-УРАЛ

Регион Идель-Урал населен, как известно, в основном тремя группами народов: уральские, тюркские и славянские. Башкиры и татары являются представителями главных тюркоязычных этносов региона. Несмотря на то, что эти народы живут в одном регионе, имеют взаимопонимаемые языки, генетически они значительно отличаются. У татар много общего в генетике с соседними народами, тогда как у башкир — с проживающим в других регионах. Поэтому это дает основание говорить о том, что башкиры изначально не тюрки, а этническая группа, перешедшая на тюркский язык.

Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская версия держится на предположении, что башкиры произошли от мадьяр (венгров), а потом были ассимилированы тюрками. По иранской версии башкиры являются потомками сармат из Южного Урала.

В целом исследование усиливает аргумент в пользу финно-угорского происхождения башкир. Много компонентов в генетическом ряду башкир совпадает с таковыми хантов, этнической группы родственной венграм. Интересно и то, что некоторые исследователи указывают на использование этнонима «башкиры» в отношении венгров XIII века. Известно, что мадьяры (венгры) формировались между Повольжем и Уральскими горами. В VI веке они переместились в степи Дон-Кубани, покинув прото-булгар, а затем переселились в места, где проживают и ныне.

Башкиры, несмотря на свою тюркоязычность, были подвержены влиянию древних северных евро-азиатских народов. Таким образом, генетический ряд и культура башкир разные. В свою очередь народы Восточной Европы, говорящие на уральских языках, имеют генетическое родство с хантами и кеттами.

Следует отметить, что геном близких по языку башкир и татар Поволжья имеет мало общего с их «предками» из Восточной Азии или Центральной Сибири. Татары Поволжья представляют собой в генетическом плане смесь булгар, имеющих значительный финно-угорский компонент, печенегов, куман, хазар, местных финно-угорских народов и алан. Таким образом, татары Поволжья в основном являются европейским народом с незначительным влиянием восточно-азиатского компонента. Генетическое родство татар с различными тюркскими и уральскими народами региона Идель-Урал очевидно. После завоевания региона тюркскими народами предки татар и чувашей испытали значительное влияние на язык, при этом сохранили свой оригинальный генетический ряд. Скорее всего эти события произошли в VIII веке нашей эры, после переселения булгар в низовьях Волги и Камы и экспансии тюркских племен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Для меня национальное самосознание и демократические устремления — вещи неразделимые»

Авторы исследования предполагают, что башкиры, татары, чуваши и носители финно-угорских языков имеют общий тюркский ген, который в Идель-Урале возник в результате тюркской экспансии на регион. Однако финно-угорский субстрат не был однородным: у татар и чувашей финно-угорский субстрат состоит в основном из «финно-пермского» компонента, тогда как у башкир он «мадьярский» (венгерский). Тюркский компонент у башкир без сомнения довольно значимый, и он отличается от тюркского компонента татар и чувашей. Башкирский тюркский компонент свидетельствует о влиянии на эту этническую группу со стороны Южной Сибири. Таким образом, тюркские гены башкир делают их ближе к алтайцам, киргизам, тувинцам и казахам.

Анализ по принципу генетического родства недостаточен, чтобы категорично утверждать о финно-угорском происхождении башкир, однако он указывает на раздельность по периодам генетичских компонентов башкир. В своем исследовании ученые показали, что генотип башкир многогранен, разнокомпонентен, и у этой этнической группы отсутствует какой-то главенствующий генотип. Как отмечалось, башкирский генотип включает тюркские, угорские, финнские и индоевропейские гены. В этой мозаике нельзя точно сказать о каком-то главном компоненте. Башкиры — единственный народ в регионе Идель-Урал с таким разнообразным набором генов.

Ранее «Idel.Реалии» писали о том, что российские СМИ (в том числе, и татарстанские) растиражировали новость о том, что крымские, казанские и сибирские татары являются генетически разными группами, и поэтому никак не могут быть частями единого татарского этноса, сформировавшегося в средние века.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Администратор татарского ДНК-проекта Максум Акчурин — о дискуссии вокруг происхождения татарского этноса

Тогда еще старший научный сотрудник Центра этнологии Института истории, доктор исторических наук Дамир Исхаков также озвучил свою позицию по данному вопросу.

Он заявил, что «с биологической стороны результаты генетического исследования верны, но определение наций по этим результатам может привести к ошибочным последствиям, потому что нация рождается в ходе языковых, культурных и политических процессов». Исхаков, как и Рафаэль Хакимов, говорил о политической подоплеке организованного тогда исследования.

Более детально с результатами исследования BioMed Central (BMC) на английском языке можно ознакомиться здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

киргизы и башкиры что общего. Смотреть фото киргизы и башкиры что общего. Смотреть картинку киргизы и башкиры что общего. Картинка про киргизы и башкиры что общего. Фото киргизы и башкиры что общего

рамазан алпаут

Журналист «Idel.Реалии». Пишет о Поволжье сквозь призму федеральной и международной повестки, освещает межрегиональные связи субъектов ПФО с другими регионами России. Один из ведущих видеопроекта «Реальные люди 2.0».

Источник

Ученые о происхождении башкир, родственных народах и значимости знания языка

В гостях у ProUfu.ru историк, генеалог, исследователь семьи Рюриковичей и башкирских родов Владимир Волков из Томска и историк, исследователь генофонда башкир и народов Урало-Поволжья, руководитель Центра социо-культурного анализа при Институте стратегических исследований Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов. С ними мы выясняли, как произошли башкиры, откуда идёт их генофонд, с какими народами они состоят в тесном родстве и другие интересные моменты.

киргизы и башкиры что общего. Смотреть фото киргизы и башкиры что общего. Смотреть картинку киргизы и башкиры что общего. Картинка про киргизы и башкиры что общего. Фото киргизы и башкиры что общего

– Можно ли сейчас говорить о том, потомками какого рода являются башкиры?

Владимир Волков: Любой народ состоит из разных частей. У кого-то предки пришли с Запада, у кого-то – с Востока. Сейчас мы выясняем, от какого рода происходят башкиры. И по древней ДНК уже кое-что можем сказать: большая часть башкир происходит от кочевников евразийской степи, которые жили где-то 3000 лет тому назад.

Располагались они от Причерноморья до монгольской степи, юга ближней Азии. К слову, и печенеги могли участвовать в формировании башкирского этноса. Вопрос остается лишь в том, какие именно племена являются предками. Здесь мы пока не готовы дать ответ. Мы видим большую группу, но раздробить ее пока не можем. Иногда мне кажется, что есть нечто общее между башкирами и алтайцами, но их корни уходят так далеко, что говорить об этом не имеет смысла.

Нужно получить больше информации. Проблема больше не во времени, а в деньгах. Потому что нужно привлекать ученых, которые занимаются изучением древней генетики.

Юлдаш Юсупов: Родовая структура является уникальным способом для познания рода. У башкир мужчина никуда из рода не уходил, а формировал свой собственный генофонд. Это называется патронимия (группа семей, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, то есть образованное от собственного имени главы разделившейся семьи, наименование – прим. ред.).

Миграционных волн со стороны Евразии было немного. Соответственно, изменение генетических маркеров минимально – зайдя однажды, они так и дробятся, передаются из поколения в поколение. У башкир это тоже сохранилось, но их территория постоянно была включена в миграционную зону, где нации наслаивались друг на друга, как в огромном пироге. Но древнейшее население, например, гаплогруппа N1с, прослеживается у башкир. Речь идет примерно о моменте распада финно-угорской семьи, произошедшей четыре тысячелетия тому назад. Можно сказать, что возникшая в то время мутация легла в основу современного генофонда. После этого шло наслоение кочевников бронзы, раннего железного века, потом сильнейшее расслоение кипчаков в Средневековье (нынешний генофонд).

На самом деле, много разговоров о том, что этнос не определяется генофондом, и мы не можем говорить, что определенная гаплогруппа относится к определенному роду. Хочу подчеркнуть, что гаплогруппа определяет лишь происхождение, но не род. А потом идентичность начинает влиять на генофонд.

киргизы и башкиры что общего. Смотреть фото киргизы и башкиры что общего. Смотреть картинку киргизы и башкиры что общего. Картинка про киргизы и башкиры что общего. Фото киргизы и башкиры что общего

– С кем башкиры состоят в родстве?

В.В.: Самыми близкими родственниками для башкир являются ближайшие соседи – татары. Вопрос лишь в том, какие наследственные признаки их объединяют. Группы могут быть одинаковыми, а национальная идентичность разной, тем более, если их общий предок жил 1500 лет назад, то уже нельзя узнать, кто они по происхождению – башкиры или татары. Потому что этносы сформировались позже. У некоторых людей есть такие генетические линии, которые корнями уходят в Скандинавию, но его род обосновался на этой земле уже несколько столетий. А кто-то мог прийти через Волгу, поскольку известно, что викинги эти места занимали, проживали там и имели свои фактории. Показать происхождение или родство, конечно, можно, по крайней мере, с Чингисханом или пророком Мухаммедом. Такие линии среди башкир иногда встречаются.

Ю.Ю.: Если начать с Янаульского района Башкирии и идти на юг (Чекмагушевский, Миякинский, Зианчуринский), увидим превалирование одной гаплогруппы N1с. Но ни один род башкир не может быть древнее другого – все относятся к одному пласту. Вероятнее всего, одна кочевая группа связана с сарматским кочевым миром, те каким-то образом перебрались сюда, разрослись и образовали, к примеру, бурзянский род.

– Кстати, некоторые представители рода бурзян любят говорить, что они не являются башкирами, а когда-то были отдельным народом. Как прокомментируете их теорию?

Ю.Ю.: Был такой народ – бурджане, но связан ли нынешний бурзянский род с ним – это вопрос уже другой. Если возьмем захоронение и будем уверены, что там лежат останки алано-хазарских бурджан, то возьмем оттуда ДНК, и если выйдет бурзянская гаплогруппа, то можно конкретно сказать, что да, средневековые бурджане – и есть нынешние. Предположим, что раз генетические маркеры указывают на северный Кавказ, раз название и этноним примерно одинаковый, то, возможно, какая-то группа средневековых бурджан сохранила свою идентичность в виде родовой группы и влилась в северный народ.

В.В.: Разбивая генофонд разных групп (юго-восточных и северо-восточных) башкир можно увидеть определенную закономерность. По частотности, по процентным соотношениям гаплогруппы совершенно одинаковые или могут быть очень близки. Отсюда можно сделать вывод, что такое совпадение имеет общую историю: эти группы мигрировали вместе, либо проживали вместе, но разделились, сохранив определенное количество линий. Так можно целые народы рассматривать. Взять в целом башкир и посмотреть, кому они ближе по гаплогруппам. Хотя по мужским линиям можно увидеть, что некоторые группы по своему генофонду близки к популяции другого большого народа.

киргизы и башкиры что общего. Смотреть фото киргизы и башкиры что общего. Смотреть картинку киргизы и башкиры что общего. Картинка про киргизы и башкиры что общего. Фото киргизы и башкиры что общего

Ю.Ю.: Башкиры в совокупности похожи, в первую очередь, сами на себя. Генофонд у них так же уникален, как и любой другой. Уникальность в том, что соотношение гаплогрупп и частотность редко встречаемы, как отпечатки пальцев. Но когда мы делим народ на этнографические группы или на роды, то видим, что эта картинка начинает расплываться. Мы видим, что северо-западные башкиры очень сильно тяготеют к финно-угорскому миру, схожесть уходит в сторону северо-восточной Европы (эстонцы, Коми). У северо-восточных видно, что они похожи на алтайцев.

– Зачем человеку в XXI веке нужно знать свою родословную?

В.В.: У каждого свое видение этого вопроса. Я представляюсь, как генеалог, и мне всегда интересно узнать глубже – кто был предком того или иного народа, откуда он пришел и когда появился на определенной территории. Если мы видим какие-то мутации, то можем говорить, что это люди относятся к кипчакам, тамьянам или сарматам.

Если мы знаем своих предков, то становимся совсем другими людьми – корнями прирастаем к своей истории, земле, чувствуем родство с прошлым, и у нас появляется ощущение защищенности, как поддержки целого рода. Знание родословной выступает мощной объединяющей силой, которая еще создает культурные ценности, дает сильную эмоциональную подпитку. Да, бывают люди, которые говорят, что им это не надо. Но поверьте мне, как только они узнают свою родословную, то они будут увереннее стоять на земле.

– Вместе с родословной нужно ли знать и родной язык?

В.В.: Хочу сказать, что я, как человек удаленный от этой проблемы, считаю знание языка обязательным. Возьмем Республику Башкортостан. Эта территория башкирская, значит, проживая здесь, человек должен учить национальный язык. Ты должен понимать и знать его, чтобы таким образом впитывать культуру. А сами башкиры в обязательном порядке должны знать, хотя бы попытаться учить.

Ю.Ю.: Язык – наша ценность, и мы должны это понимать. Если мы сегодня говорим об истории и о языке, то чтобы не исчезнуть как многонациональный народ, мы должны понять, в чем ценность национального языка не только для самих башкир. Он, как и любой другой язык, важен, и его нужно сохранить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *