кирха что это такое лютеранская
Кирха
Ки́рха или ки́рка — германизм, обычно используется для обозначения лютеранских обрядных сооружений. [1] Оригинальное немецкое значение — церковь, как таковая, во всех смыслах, как сообщество, так и здание, без какой-либо конфессиональной окраски.
Для обозначения прихода также использовался германизм ки́рхшпиль (нем. Kirchspiel ).
Содержание
Этимология
Немецкое слово Kirche сродни голландскому kerk, шотландскому kirk, английскому church и русскому церковь, в конечном счете восходя к греческому «κυριακή» (‘Господний’). Соответственно, в русском языке смысл этого слова существенно у́же, чем в первоисточнике. [1]
При переводе на русский язык иногда названия на оригинальном языке оставляют без перевода. Тогда в названии присутствует слово «кирха» на языке той страны, где здание находится. Помимо немецкого могут быть швед. kyrka (щирка), исл. kirkja (киркья), фин. kirkko (киркко), эст. kirik (кирик).
Архитектура
Характерно разнообразие стилей лютеранских кирх:
Типы церковных зданий
Традиционно различают три основных типа здания: собор, церковь и капелла (часовня). Собором обычно именуется внушительное церковное здание, где находится кафедра епископа (при епископальной системе церковного устройства). Так же собором могут именовать здания, где эта кафедра когда-то находилась.
Помимо указанных зданий могут быть другие: баптистерии и т. д.
Именование церковных зданий
Единого принципа именования зданий нет.
Внутреннее устройство
Нартекс
Или притвор. Как правило используется для вспомогательных церковных нужд. Здесь могут располагаться диаконические помещения, места для кружков, функционирующих в приходе, библиотека, раздевалка, туалет и т. д. Как правило, над притвором расположены одна или две башни, часто выполняющих функцию колоколен.
Пространство, обычно располагающееся над входом в основное помещение. Обычно здесь находится орган.
Обычно, основная по объёму часть здания. Здесь расположены места для прихожан. Это могут быть специальные скамьи, не выходя из-за которых можно преклонить колена, или обычные стулья. Расположение церковной мебели не имеет догматического значения, однако если в церкви совершаются процессии, то напротив алтаря предусматривается проход. В небольших часовнях проход может отсутствовать.
Трансепт
Поперечный неф, отделяющий основной неф от алтарной части. Присутствует преимущественно в зданиях средневековой постройки.
Алтарная часть
Традиционно алтари лютеранских церквей обращены на восток. Если здание не ориентировано с запада на восток, тогда алтарную часть будут именовать литургическим востоком. Здесь может находиться возвышение, на котором расположен алтарь. На алтаре обычно расположен крест или распятие (круцификс), литургические предметы. В заалтарной части может располагаться картина (или витраж) с изображением евангельских событий или простой крест. В современных церковных зданиях это может быть картина с изображением природы или (если за алтарём расположен красивый пейзаж) простое окно.
Обычно сбоку от алтаря помещается другой важный элемент лютеранских церквей — проповедническая кафедра. Она может находиться как на уровне пола, так и на специальном балконе.
Кирка (лютеранский храм)
Ки́рха или ки́рка — германизм, обычно используется для обозначения лютеранских обрядных сооружений. [1] Оригинальное немецкое значение — церковь.
Содержание
Этимология
Немецкое слово Kirche сродни голландскому kerk, шотландскому kirk, английскому church и русскому церковь, в конечном счете восходя к греческому «κυριακή» (‘Господний’).
При переводе на русский язык иногда названия на оригинальном языке оставляют без перевода. Тогда в названии присутствует слово «кирха» на языке той стране, где здание находится. Помимо немецкого могут быть швед. kyrka (чюрка), исл. kirkja (киркья), финск. kirkko (киркко).
Архитектура
Характерно разнообразие стилей лютеранских кирх:
Типы церковных зданий
Традиционно различают три основных типа здания: собор, церковь и капелла (часовня). Собором обычно именуется внушительное церковное здание, где находится кафедра епископа (при епископальной системе церковного устройства). Так же собором могут именовать здания, где эта кафедра когда-то находилась.
Церковь — основной тип приходских зданий. Часовня как отдельное здание, обычно, строится для специальных нужд (например, на кладбищах для проведения погребальных церемоний). Необходимо заметить, что литургических различий между зданиями не существует — любые таинства, обряды или церемонии могут проводиться как в соборе, так и в часовне, равно как и в жилом доме или на открытом воздухе.
Помимо указанных зданий могут быть другие: баптистерии и т. д.
Именование церковных зданий
Единого принципа именования зданий нет.
Внутреннее устройство
Для кирх, построенных в традиционной стиле, характерно деление здания на части, обычные для христианских культовых строений. В настоящее время, при строительстве кирх в стиле модерн, подобное деление может отсутствовать. Необходимо заметить, что устройство зданий является адиафорическим вопросом и не может является препятствием для проведения в них богослужений.
Нартекс
Или притвор. Как правило используется для вспомогательных церковных нужд. Здесь могут располагаться диаконические помещения, места для кружков, функционирующих в приходе, библиотека, раздевалка, туалет и т. д. Как правило, над притвором расположены одна или две башни, часто выполняющих функцию колоколен.
Пространство, обычно располагающееся над входом в основное помещение. Обычно здесь находится орган.
Обычно, основная по объёму часть здания. Здесь расположены места для прихожан. Это могут быть специальные скамьи, не выходя из-за которых можно преклонить колена, или обычные стулья. Расположение церковной мебели не имеет догматического значения, однако если в церкви совершаются процессии, то напротив алтаря предусматривается проход. В небольших часовнях проход может отсутствовать.
Трансепт
Поперечный неф, отделяющий основной неф от алтарной части. Присутствует преимущественно в зданиях средневековой постройки.
Алтарная часть
Традиционно алтари лютеранских церквей обращены на восток. Если здание не ориентировано с запада на восток, тогда алтарную часть будут именовать литургическим востоком. Здесь может находиться возвышение, на котором расположен алтарь. На алтаре обычно расположен крест или распятие (круцификс), литургические предметы. В заалтарной части может располагаться картина (или витраж) с изображением евангельских событий или простой крест. В современных церковных зданиях это может быть картина с изображением природы или (если за алтарём расположен красивый пейзаж) простое окно.
Обычно сбоку от алтаря помещается другой важный элемент лютеранских церквей — проповедническая кафедра. Она может находиться как на уровне пола, так и на специальном балконе.
ЛЮТЕРАНСТВО
Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.
Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.
Лютеранство в России
В 1919 году от Евангелическо-лютеранской церкви отделились ингерманландские приходы, которые в 1923 году образовали Финскую евангелическо-лютеранскую церковь. В 1920 году немецкая Евангелическо-лютеранская церковь выработала «Временные постановления» о самоуправлении евангелическо-лютеранских общин в России. В 1924 году её Генеральный синод принял Основной закон, регламентирующий деятельность Церкви, получившей название Евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза. В 1937 году большинство финнов-ингерманландцев было выслано из Ленинградской области в Среднюю Азию, Сибирь и Казахстан. В результате репрессий в 1938 году всякая деятельность лютеранских церковных структур в СССР прекратилась. Однако с присоединением Прибалтики (лето 1940) в пределах СССР оказались лютеранские церкви Эстонии и Латвии. В августе 1941 года власти осуществили насильственную депортацию российских немцев, значительное число которых составляли лютеране. До 1980-х годов функционировали небольшие немецкие лютеранские общины в местах ссылки, часто не имевшие пасторов и не поддерживавшие контактов с единоверцами за рубежом. В 1980 году советская власть признала существование лютеранских «братских общин» и разрешила создание немецко-лютеранского пробства в составе Евангелическо-лютеранской церкви Латвии. В 1988 году созван Генеральный синод немецкой лютеранской церкви, на котором учреждена Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (НЕЛЦ) СССР. После 1991 года НЕЛЦ стала формально самостоятельной, фактически находясь в зависимости от Евангелическо-лютеранской церкви Германии. В 1994 году она получила наименование Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). Удаление из её названия определения «немецкая» подчёркивало, что отныне ЕЛЦ ориентируется в своей пасторской деятельности не только на российских немцев.
Помимо Церкви Ингрии, консервативное лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.
Особенности вероучения
Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.
В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.
Богослужебная практика
В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).
Во что верят лютеране?
Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.
В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким обра¬зом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.
ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в сво¬их грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние доста¬точно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Ско¬рее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Цер¬кви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и про¬поведь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала пропо¬ведь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ
Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с предста¬вителями Православия.
Кто 150 лет назад построил на Кавказе готическую лютеранская церковь, и Почему в эти краях поселились немцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начнем с того, что во Владикавказе немцы жили еще с дореволюционных времен, причем они занимали в этнической структуре города значительное место. Если говорить о России в целом, то, помимо Москвы и Петербурга, поселения немецких мигрантов возникали в прошлые века и в других частях страны – XVIII веке они стали селиться и на Волге, и на Украине, а затем и в Крыму. В Грузии и Азербайджане немецкие колонии появились в начале XIX века.
Чуть позже такая колония образовалась и во Владикавказе: во второй половине 1860-х годов на окраину города прибыли несколько десятков немецких семей из Саратовской губернии. Затем в город стали переезжать немцы и из других городов – например, Нальчика и Пятигорска. Это были и офицеры русcкой армии, и врачи, и представители других важных профессий. Правительство продало им здесь землю на выгодных для них условиях, кроме того, каждой семье по приезду во Владикавказ выдали сто рублей. Взамен же немцам надлежало показать местным жителям, как ведется «образцовое хозяйство» и продемонстрировать прогрессивные способы земледелия.
Постепенно немецкие семи переселялись в другие районы города. И если в 1876 году их было во Владикавказе 251, то в 1911-м здесь проживало уже 568 немцев.
В ноябре 1861-го когда немецкая община подала властям прошение о том, чтобы местным лютеранам разрешили собирать деньги на строительство кирхи. Власти пошли навстречу и даже выдали им специальную книгу для ведения учета собранных средств. Когда основная часть необходимой суммы была собрана, властям подали еще одно прошение – о выделении земли под церковь. Члены общины объясняли, что в городе много жителей, исповедующих лютеранскую веру, и им необходимо помещение для того, чтобы молиться. Будущее здание в прошении обозначили как «церковь красивой архитектуры». Власти снова пошли навстречу.
Поначалу возвели не очень примечательную постройку. Красивая же церковь, которую мы теперь можем видеть в исторической части Владикавказа, была построена здесь в 1911 году, и горожане тут же стали называть ее «немецкой кирхой». Так зовут её в городе и сейчас.
Данных о каком-то определенном архитекторе этого великолепного здания не сохранилось. Известно только, что по тем временам оно было типовым – примерно такие лютеранские церкви в готическом стиле строили немцы и в других частях нашей страны.
Кирха во Владикавказе – единственное здание в стиле поздней церковной готики, построенное на юге нашей страны. Церковь выполнена из красного кирпича, крыша – из кровельной стали. У башни – четыре яруса, которые отличаются друг от друга: чем выше ярус – тем легче композиция. Башня выглядит по-готически узкой и высокой, стремящейся вверх, не только из-за сужения ярусов, но и благодаря узким стрельчатым нишам и контрфорсам.
Портал здания – готическая арка, опирающаяся на две колонны, которые венчают капители.
Боковые фасады здания смотрятся очень нарядно благодаря чередованию стрельчатых окон со ступенчатыми контрфорсами.
Впоследствии внешний облик церкви несколько исказили пристройками, но в общем и целом вид кирхи неплохо сохранился и, глядя на нее, сложно ошибиться в её стиле. Кстати, высота здания вместе со шпилем – 24,7 метра.
В новой церкви лютеране молились, а также получали регистрационные документы о браке и рождении детей.
О тех далеких временах, когда церковь использовали по ее прямому назначению, напоминает расположенная возле колокольни надпись «Пусть не оставляет нас Божья благодать». В 1930-е годы она была «закрашена» штукатуркой, а в наше время, в ходе реставрации, снова очищена.
Еще одна ценная с культурной точки зрения находка – металлический крест, который был обнаружен строителями между балкой и стеной (видимо, тоже был спрятан при советской власти).
Этому зданию в той или иной степени повезло. Его не разрушили большевики. В 1940-х в помещении разместили Северо-Осетинский симфонический оркестр, а потом на его основе создали и филармонию.
В свое время в стенах кирхи выступало немало легендарных звезд классической музыки: здесь, например, играл Святослав Рихтер, дирижировал Валерий Гергиев.
Сейчас богослужения в лютеранской церкви не проводятся, но местные верующие очень хотели бы, чтобы хоть иногда власти предоставляли им возможность посетить службу и помолиться в этих стенах.
Текст: Анна Белова, фото на обложке: kavkaz-uzel.eu
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: