кит на неве на обуховской обороне что это
Петербуржцы против Лох-Невского чудовища: активисты просят убрать дебаркадер из города
ФОТО Дмитрия ШЕРИХА
С весны прошлого года дебаркадер стоит на Неве напротив парка Бабушкина. Но даже здесь, в некотором отдалении от исторического центра, плавучее сооружение вызывает множество негативных отзывов. Что неудивительно: ни дизайном, ни колером дебаркадер не вписывается в классическую архитектурную среду города и строгих невских берегов.
Прошел почти год, но жители Невского района так и не привыкли к новому объекту на Неве. Зимой дебаркадер еще сливался с окружающими его льдами. Теперь же, когда снег и лед сошли, на фоне бывшей рабочей окраины Петербурга он выглядит как надутый серебряный шар, случайно прибитый волной и ветром к парапету.
Об истории «Серебряного кита» и появлении его у проспекта Обуховской Обороны наша газета писала не раз. Напомним вкратце.
По задумкам создателей, плавучая конструкция должна была отличаться от привычных дебаркадеров, проектируемых на основе корабельных традиций, и символизировать кита, который обитает в северных широтах. Поэтому-то, объясняли дизайнеры, «созданная архитектурная форма выполнена в серебряных тонах Арктики».
Сооружение изначально планировали использовать в первую очередь как казино, но пока оно строилось, игорный бизнес попал под государственный запрет. Поэтому сооружение переформатировали под трехпалубный ресторан. Причем эксплуатировать ресторанную баржу сначала хотели на Москве-реке, но даже там «чуду-юду» речного общепита места не нашлось, размещение дебаркадера в столице не согласовали. Затем много лет «серебряной» барже искали место на берегах Невы.
Таких заброшенных уголков в городе еще надо поискать. Тем более причалов или набережных. А набережные Невы одна из визитных карточек города. Однако, судя по провалам вдоль каменной стенки, здесь давно не ступала нога местного чиновника: ремонт назрел давно. Однако у власть имущих чиновников
Невского района и города не доходят руки ни до того, чтобы привести в порядок набережную, ни чтобы отправить рыбу-кит на китобойню.
«Ресторану-киту» нигде не рады
У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти место в двух столицах.
ФОТО Бориса ГРУМБКОВА
Плавучий ресторан «Серебряный кит», как поэтично называли это сооружение его создатели, был построен более 10 лет назад. Проект подготовили архитекторы мастерской «Поле-дизайн» Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин, а над интерьерами работал Андрей Волков. Баржа проектировалась и строилась на «Северной верфи», рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Волков. Сначала ресторанную баржу хотели разместить на Москве-реке, но потом решили эксплуатировать в Петербурге. Много лет дебаркадеру искали место на берегах Невы.
Фото: Борис Грумбков
Напомним: около десяти лет назад коммерсанты хотели пришвартовать ресторан у набережной Лейтенанта Шмидта, но эта точка швартовки не была согласована. Дебаркадер временно стоял возле Летнего сада, чтобы затем отправиться к Выборгской набережной (даже мимолетным появлением в центре города он вызвал бурную негативную реакцию общественности). Но до Выборгской «кит» отчего-то не доплыл и в последние годы стоял в районе морского порта.
Фото: Борис Грумбков
. Футуристическая баржа «Серебряный кит», похоже, вызвала недоумение и у жителей Невского района, непривычных к такого рода дизайну.
Хотелось бы узнать, кто из чиновников согласовал появление этого монстра на Неве.
Материал был опубликован в газете под № 099 (6208) от 5.06.2018 под заголовком «Китовый промысел на Неве».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (6208) от 05.06.2018.
На Неве стоит огромный металлический кит (8 фото)
Здание хотели превратить в ресторан, но задумка так и не была реализована из-за отсутствия подходящего места
Фото: Егор Цветков / «Бумага»
«Серебрянный кит» или по-другому «Рыба-кит» был спроектирован в Москве ещё в начале 2000-х.
По словам Андрея Волкова, главного архитектора, у заказчиков было множество идей о том, как будет выглядеть здание, но в результате решили выбрать китоподобную форму. Предполагалось, что часть здания будет отведена под развлекательный клуб, а другую превратят в ресторан.
Фото: Егор Цветков / «Бумага»
Дебаркадеры (стационарные плавучие сооружения) в то время были распространенным и модным явлением. В основном такие постройки выполняли функцию небольших отелей, кафе и иногда казино. Особенно часто их можно было встретить на Москве-реке. И «Серебрянный кит» создавался в том числе для этой цели. Однако, как известно, с 2009 года в России казино и игровые автоматы запрещены. Вот и пришлось превратить плывучий комплекс в место для развлечений городской интеллигенции. Основное помещение планировалось отвести под площадку для проведения банкетов и двухэтажный ресторан, а наверху организовать ночной клуб.
Поскольку проектом занимались не специалисты по судостроению, а обычные архитекторы, в строительстве приняла участие инжиниринговая фирма. В результате внутреннее строение комплекса во многом напоминает корабль. Правда без внешнего воздействия плавать он не способен: для этого нужно задействовать специальные буксиры. Неспроста сооружение называется стационарным.
К сожалению, проект так ни разу и не использовался по назначению, несмотря на то, что Юрий Лужков оценил задумку и даже хвастался ей на выставке в Германии. В правительстве Москвы так и не объяснили, в чем состоят причины отказа – ещё в 2005 году отмечал Юрий Кавзусь, директор «Фарсэя». Просто с какого-то момента тогдашний мэр столицы начал закрывать плавучие объекты на Москве-реке: бары и отели на воде массово стали исчезать.
В связи с новым положением дел, было принято решение перевезти «Рыбу-кита» в Санкт-Петербург. Так ещё недостроенный комплекс по частям переправили через московские каналы на судостроительный завод «Северная верфь».
Как строительство «Рыбы-кита» продолжалось на питерском заводе, и для какой цели комплекс используется сейчас
На заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге объект ещё долго достраивался и в итоге обошелся заказчикам в 300 тыс. долларов.
По словам Волкова, переделать кита под Неву было не так просто. Дело в том, что набережные на Москве-реке намного выше Питерских. Предполагалось, что посетители там будут попадать внутрь через среднюю палубу. В Питере же для этой цели служит нижний этаж здания.
Как «Серебряный кит» оказался на набережной у Летнего сада, и что с ним стало в итоге
На заводе основное внимание уделялось доработке внешнего вида сооружения и того, что находится внутри. Но закончить постройку планировалось уже на Неве – рассказал Волков. После перевозки кита на конечное место стоянки должны были добавить элементы декора, которые при транспортировки могли повредиться. На этот раз было получено разрешение от администрации Петербурга и учтено множество нюансов – как например, время развода мостов.
Изначально дебаркадер хотели перевезти на набережную Лейтенанта Шмидта – как сообщают СМИ 2013 года, но неожиданно власти Петербурга отказали в установке объекта. Затем плавучий комплекс предложили поставить на Выборгской набережной, но и там воплотить задумку так и не удалось. Лишь в 2007 году кит наконец-то на время нашел место на Кутузовской набережной, недалеко от Летнего сада. Однако очень скоро по неясной причине «Рыбу-кита» пришлось вернуть обратно на завод – поделился Волков.
Как раз в 2007 году в Санкт-Петербурге вышел запрет на строительство и использование плавучих сооружений, особенно в центральных районах города. Аналогично Москве, власти Питера постепенно стали закрывать развлекательные заведения на воде. Прекратили свою работу «Кронверк» на Адмиралтейской, «Европа» на Мытнинской и даже «Забава-бар». Последний сначала сменил место обитания на Петроградскую набережную, но в 2018 году ему все же пришлось покинуть участок совсем.
Андрей Волков
архитектор-дизайнер:
Сам архитектор последний раз посетил «Рыбу-кита», когда его планировали перевозить на одну из набережных. После того, как попытка не увенчалась успехом, комплекс вернулся на завод. В конце концов было принято решение о закрытии проекта. К сожалению, так и не удалось успешно его реализовать, а почему так вышло – до сих пор остается загадкой.
Получилось так, что в течение десяти лет так никуда и не удалось пристроить «Рыбу-кита», несмотря на то, что идея была оригинальной и необычной. А сейчас проект уже потерял свою актуальность. Заказчики и архитекторы до сих пор винят злой рок и ломают голову, почему же так получилось. Кроме того, в сооружение был вложен внушительный объем средств.
С одной стороны, проект неоднозначный, но в этом и состоит его крутость – считает Волков. Вокруг него уже много лет ведутся обсуждения и дискуссии, люди им интересуются. В принципе, всегда можно превратить его в туристический объект, только пока непонятно, каким именно образом.
В очередной раз «Серебрянный кит» появился на проспекте Обуховской обороны, рядом с парком Бабушкина в Санкт-Петербурге в 2018 году. Местные жители оценили ресторан положительно: в сети появились снимки кита. В комментариях пользователи писали, что он напоминает морское чудовище или НЛО и выглядит «футуристично». Однако в настоящий момент здание охраняется и зайти внутрь нельзя.
На Неве стоит огромный металлический кит. Там должны были открыть ресторан, но больше 10 лет для него не могли найти место ни в Москве, ни в Петербурге
В этом году на Неве вновь появился развлекательный комплекс «Серебряный кит»: плавучий ресторан, сделанный в форме огромной рыбы, пришвартовался в Невском районе, недалеко от парка имени Бабушкина. Сооружение построили десять лет назад: его планировали разместить в Москве, потом — в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта, но в итоге стоянку не согласовали ни там, ни там.
Как кит выглядит внутри, зачем его транспортировали из Москвы в Петербург и как в 2007 году конструкция оказалась перед Летним садом? «Бумага» рассказывает историю удивительного архитектурного объекта.
Как в Москве построили развлекательный комплекс с баром и рестораном и почему не смогли разместить его на Москве-реке
Комплекс «Серебряный кит» (его также называли «Рыба-кит») начали строить в 2001 году в Москве. Над внешним видом объекта работала студия Pole Design архитекторов Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина. Заказчиком выступила финансово-промышленная компания ООО «Фарсэй».
Как рассказывает архитектор Андрей Волков, который проектировал внутреннее оформление комплекса, изначально были разные варианты того, как будет выглядеть сооружение, но в итоге заказчики остановились на форме рыбы. Планировалось, что внутри разместится развлекательный комплекс — с рестораном и ночным клубом.
— На Москве-реке в то время было достаточное количество дебаркадеров (стационарных плавучих сооружений — прим. «Бумаги»): ресторанов, гостиниц. Тогда еще существовали казино — у этого объекта [по плану] тоже была такая функция. Но потом по всей стране казино запретили (работу казино и игровых залов за исключением специальных зон запретили в 2009 году, однако закон был принят еще в 2006 году — прим. «Бумаги»). Соответственно, объект был перепрофилирован в развлекательный комплекс на воде. По проекту там был большой банкетный зал, двухъярусный ресторан, бар на верхней палубе.
Поскольку мы все-таки архитекторы-дизайнеры и не специализируемся на речной тематике, для проектирования самого судна была привлечена инжиниринговая компания. По большому счету, объект спроектирован по всем корабельным канонам. Единственное: он не может самостоятельно передвигаться — только с помощью буксиров. Это стационарная плавучая платформа.
Однако установку сооружения на Москве-реке не согласовали. Директор «Фарсэя» Юрий Кавзусь в 2005 году говорил, что причины отказа московских властей компании неизвестны, и отмечал, что тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков «даже хвалился проектом на выставке в Берлине». В середине 2000-х Лужков начал бороться с дебаркадерами в Москве: с реки убирали рестораны, гостиницы и другие плавучие объекты.
Заказчики решили переместить кита с московских верфей в Петербург: как рассказал Волков, тогда еще не до конца готовый объект разобрали на части и по каналам вывезли из Москвы.
Как плавучий комплекс достраивали в Петербурге и что находится внутри кита
В Петербурге строительство продолжили на судостроительном заводе «Северная верфь», который находится на берегу Финского залива, у морского канала. Как в 2005 году писал «Деловой Петербург», стоимость проекта оценивалась около 300 тысяч долларов.
Волков присоединился к проекту, когда начал заниматься интерьерами: работа над внутренним оформлением, по словам архитектора, продолжалась с 2006 по 2008 год.
Здесь кита, рассказывает Волков, пришлось приспособить под Неву: если для высоких московских набережных вход в сооружение планировался через вторую палубу, то в Петербурге попасть внутрь можно было снизу.
— Для меня это был первый объект подобного плана. Благодаря ему я получил колоссальный опыт, потому что там [в оформлении помещений] не было ни одной прямой линии.
Я принял концепцию за данность: я делаю интерьеры внутри кита. Отсюда родилась идея: разные палубы были разными его «внутренностями». На дне — какие-то обломки кораблей, в песках лежат драгоценности, цветут актинии, водоросли. Основной цвет там был синий. Средняя палуба — это внутренняя часть кита: там всё такое красновато-блестящее, с овалами, скруглениями. А в верхней части были кристаллы льда: предполагалось, что это кит, который плавает в северных широтах. Правда, сначала мы сделали кристаллы серебряными, но заказчики попросили сделать их золотыми.
Как «Серебряный кит» швартовался у Летнего сада и что с ним происходит сейчас
На верфи проделывали основные работы: достраивали корпус и внутренние помещения. Однако окончательно оформление должно было быть закончено на месте стоянки, говорит Волков: например, уже после буксировки кита внутри должны были развесить зеркала, светильники и другие хрупкие элементы. По словам архитектора, владельцы согласовывали проект транспортировки с властями — с учетом навигации и развода мостов.
Первоначально установку дебаркадера планировали на набережной Лейтенанта Шмидта, однако город, как писали СМИ в 2013 году, расторг договор с «Фарсэем». Дебаркадер хотели разместить на Выборгской набережной, но там стоянку также не согласовали. В 2007 году сооружение какое-то время даже находилось у Летнего сада: кита пришвартовали, по сообщениям СМИ, прямо к Кутузовской набережной. Вскоре, по словам Волкова, кит вернулся на верфь: по какой причине — ему неизвестно.
В 2007 году в Петербурге запретили заключать новые договоры на размещение подобных объектов на набережных в центре города. А несколькими годами позже с Невы начали убирать и другие плавучие рестораны: например, «Кронверк» на Адмиралтейской и «Европу» на Мытнинской. Предписание покинуть участок выписали и «Забава-бару», который тогда также располагался на Мытнинской. Кафе переместилось на Петроградскую набережную, где его стоянку в 2018 признали незаконной.
— Последний раз я был на объекте, когда готовилась его транспортировка. После неудачной попытки разместить рыбу на одной из набережных она вернулась обратно на верфь. А после этого проект закрыли, и я о нем больше не слышал. Что-то пошло не так, а что именно — мне неизвестно.
Печально, потому что за 10 лет наша концепция, которая, в общем, задорная и хорошая, уже устарела. Но по крайней мере тогда никто такого не делал — да и сейчас не делает. Этот проект для нас самих загадка. Заказчики — смелые люди: они вложили огромное количество денег, а потом не смогли разместить объект ни там, ни здесь. У него какая-то роковая судьба.
Я понимаю, что, с одной стороны, объект неоднозначный, а с другой — он именно этим и крут. Потому что и сейчас вызывает кучу дискуссий и эмоций и поэтому интересен. Такой объект вполне может стать одним из символов какой-нибудь зоны Петербурга, который привлекает туристов. Вопрос только в том, что из него делать.
Вновь «Серебряный кит» появился в Петербурге весной 2018 года: плавучий ресторан разместили у набережной вдоль проспекта Обуховской обороны, недалеко от парка имени Бабушкина. Петербуржцы публиковали фотографии кита, называли его НЛО и «морским чудищем» и писали, что выглядит он «футуристично». Попасть сейчас внутрь дебаркадера невозможно: там дежурит охрана.
Как «Бумаге» сообщили в комитете имущественных отношений, договор об аренде этого участка земли — с той же ООО «Фарсэй» — был заключен в 2016 году. По данным «Спарк», сейчас основная деятельность компании — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Срок действия договора — 5 лет. «Цель — установка стационарного судна. Судно стоечное, плавучий ресторан», — пояснили в комитете, однако не уточнили, будет ли сооружение как-то использоваться в ближайшее время. При этом в КИО отметили, что компания получила необходимые согласования органов власти, включая КГИОП и УФАС, после чего заявку одобрили.
В КГИОП, в свою очередь, «Бумаге» ответили, что участок, на котором швартуется кит, расположен вне границ зон охраны объектов культурного наследия. Поэтому ограничения охранного законодательства на него не распространяются.
У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, получил согласование Смольного и может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.
ФОТО Бориса ГРУМБКОВА
Местные жители не могут привыкнуть к странному облику этого понтона, не похожего на окружающую застройку.
Сначала понтон хотели разместить в Москве, но затем стали искать для него место в Петербурге. Его рассчитывали поставить у набережной Лейтенанта Шмидта, затем возле Выборгской набережной, но ни та, ни другая точка не были согласованы городскими властями. Несколько лет баржа провела в районе петербургского торгового порта, пока не объявилась недавно возле проспекта Обуховской Обороны.
Арендатором выступает московская компания «Фарсэй». По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма контролируется семейством Ашуровых и Октаем Бабаевым, которые связаны также с другими ресторанными проектами.
Проспект Обуховской Обороны и берег Невы вдоль парка имени Бабушкина попадают в единую зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов, в таких случаях на региональном уровне применяется норма закона, обязывающая согласовывать архитектурный облик дебаркадеров, а также их высоту. По его словам, такое согласование уполномочен выдавать комитет по охране памятников. Он вправе предъявлять определенные требования к внешнему виду дебаркадеров, говорит эксперт. Теперь предстоит выяснить, был ли получен необходимый документ.
Добавим, что Смольный уже долгое время ведет борьбу (по крайней мере на словах) с плавучими ресторанами в центре Петербурга. Но, как видно, в отношении чуть более отдаленных, хотя и также исторических, районов позиция властей отчего-то другая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (6246) от 31.07.2018 под заголовком «Московского кита пригрели на пять лет».